А.П. Чехов

А. П. Чехов известен в литературе как мастер короткого сатирического рассказа, в основе которого лежала анекдотическая ситуация из повседневной жизни, а героями были обычные люди, выхваченные из толпы. Благодаря использованию разнообразных изобразительных средств, автору удавалось на одной-двух страницах показать пошлость и безнравственность современного ему общества. У Чехова все играло большую роль: и точное название, и говорящие фамилии, и особенности речи, и предметы, принадлежавшие героям. Все образы, созданные писателем в ранних рассказах, удивительно запоминающиеся: достаточно назвать одну-две детали или фразы, и читатель сразу же вспоминает, из какого произведения Очумелов, Червяков или унтер Пришибеев.

Анализ написанного в 1884 году рассказа «Хамелеон» позволяет понять, почему произведения писателя и спустя столетие не теряют своей актуальности и популярности.

Сюжет и главные герои

Место действия - базарная площадь, по которой важно шествует полицейский надзиратель Очумелов. Рядом с ним Елдырин, городовой. Их мерный ход нарушает крик - это Хрюкина укусила за палец неизвестная собака. Данное присшествие становится завязкой действия, в ходе которого надзирателю, как представителю власти, необходимо будет принять решение относительно судьбы собаки. Казалось бы, чего проще? Но не в этом случае. Чехов таким образом выстраивает сюжет, что описанная ситуация становится поводом для того, чтобы показать, кто такой Очумелов.

«Хамелеон» продолжается выяснением обстоятельств дела. Хрюкин жаловался, что шел, никого не трогал, вдруг эта псина ухватила его за палец, и он, золотых дел мастер, теперь не сможет работать. Вроде бы, все ясно для Очумелова - нужно составлять протокол и истреблять собаку. Но тут кто-то из толпы сказал, что это щенок генерала Жигалова. Брошенная фраза тут же повлияла на принятое решение. Да и причина происшествия прояснилась: Хрюкин сам ткнул собаке цигаркой в морду, вот она его и укусила. Далее само поведение героя подсказывает, из какого произведения Очумелов. Он ведет себя подобно хамелеону. В зависимости от содержания реплик прохожих - собачка оказывалась то генеральская, то бродячая - надзиратель все не мог определиться с тем, кто же является истинным виновником происшедшего. Трудно передать, что происходило с ним за это время. Он моментально, без каких бы то ни было колебаний, отпускал нелицеприятные реплики то в адрес испуганной собачки, то в адрес Хрюкина. Вот и получилось, что судьба собачонки стала всецело зависеть только от того, кто ее хозяин. Закончилось все тем, что «цуцык этакий» - песик не Жигалова, но… брата генерала - был отпущен с миром.

Речевая характеристика героев

Особенность рассказа в том, что он состоит практически из одних диалогов. И по большей части говорит всегда придавал речи героев особое значение. Вот и в этом случае диалог помогает раскрыть их образы, а также выявить сущность такого понятия, как угодничество - именно оно лежит в основе поведения надзирателя. Речь Очумелова изобилует канцеляризмами - особенность должности, разговорными и вульгарными словами: «кузькина мать», «здоровила», «каждый свинья» и др. - символ его власти и показатель низкой культуры. На личную его значимость в обществе указывает местоимение «я», которое он употребляет в сочетании с глаголами «покажу», «так не оставлю». И лишь, когда выясняется, что собака все же имеет отношение к генералу, читатель с удивлением узнает, что в лексиконе надзирателя есть и уменьшительно-ласкательные слова: «собачка». Да и тон его с приказного и официального меняется на угодливый и льстивый.

Художественные детали

У Чехова, как правило, не играют большой роли портретные описания героя и указания автора на его положение в обществе. Об этом лучше всяких слов говорят детали в его внешнем облике. Очумелов - человек, который повсеместно пользуется своим служебным положением. На это указывает уже его продвижение по площади: он идет медленно и важно, с видом хозяина оглядывает все вокруг. Увидев шумящую толпу, тут же бесцеремонно «врезывается» в нее. Четкие движения говорят о его уверенности в себе. Несмотря на случившийся во время разбирательства конфуз, он продолжит свой путь таким же размеренным и уверенным шагом.

Немаловажной деталью оказываются узелок в его руках и решето с крыжовником - автор не случайно подчеркивает: «конфискованным» - которое несет городовой. Это их «добыча», символизирующая власть.

И уж, конечно, нельзя не отметить новую шинель надзирателя. Кстати, именно она запоминается читателю больше всего, и одно только слово сразу наводит на мысль, из какого произведения Очумелов. На улице лето, но он в шинели - указание на его положение и должность. Во время разговора надзиратель несколько раз то снимает, то надевает ее, так как его бросает то в жар, то в холод. Наконец, после всех разбирательств Очумелов уверенно запахивает шинель и идет дальше. Таким образом, эта деталь лучше всех портретных описаний передает характер и чувства героя.

Почему Очумелов?

Еще один прием, свойственный рассказам Чехова, - говорящие фамилии. Сначала нужно отметить, что в произведении не звучат имя и отчество героя. Это не нужно, так как для всех он «важное лицо», к которому просто так не обратишься. Фамилия же ассоциируется со словами «очуметь» и «чума», что может указывать на типичность героя. Даже в рассказе таков не только Очумелов. Характеристика поведения героя и толпы оказывается одинаковой. Собравшиеся быстро поддаются влиянию надзирателя и подхватывают его точку зрения, опять же из желания угодить. Это явление, как зараза, охватывает все больше людей, научившихся приспосабливаться и умело пользоваться своим положением.

Смысл названия рассказа

В природе хамелеон - пресмыкающееся, легко меняющее свою окраску и подстраивающееся под окружающее среду. Это спасает ему жизнь.

Название рассказа в полной мере отражает сущность главного героя. Хамелеон - человек, который достаточно легко приспосабливает к происходящему. Вот только речь здесь идет не о жизни и смерти, а о желании хорошо пристроиться и иметь выгоду для себя (не для общества!) в любой ситуации.

Роль рассказа «Хамелеон»

Сначала произведение вызывает смех. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность, «Хамелеон» стал довольно серьезной пародией на существовавшую в конце 19-го века систему управления.

И уже не столь важно, из какого произведения Очумелов. В сознании читателей он навсегда остался олицетворением постоянного преклонения перед теми, кто стоит выше. А если уж он начинает пресмыкаться перед, пусть и генеральской, но все же собакой, подобная история наводит на весьма невеселые мысли о порочном устройстве всей страны.

Очумелов

ОЧУМЕЛОВ - герой рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты «хамелеона» - подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя - это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю, обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, - генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. «Да разве братец ихний приехали?» - заискивающе спрашивает О. у генеральского повара, и «все лицо его заливается улыбкой умиления». О. - это не просто характеристика российской полицейщины; в контексте других чеховских рассказов он получает гораздо более широкий смысл. Хамелеоном по своей сути является и пострадавший Хрюкин, не вызывающий у читателей никакого сочувствия, и дьячок из «Хирургии», чьи чувства меняются так же быстро, как и у О., и сам «хирург» - фельдшер Курятин, который гордится знакомством с сильными мира сего. В рассказе «Маска» хамелеонами становятся представители интеллигенции, готовые сначала оскорбить неизвестного буяна в маске и суетливо лебезящие перед ним, когда он оказывается известным богатеем. Таким образом, О. переходит из сословия в сословие, проявляется во всех областях человеческой деятельности. Чехов показывает, что язва хамелеонства разъедает не какие-то отдельные сословия или отдельных людей, а все общество.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Характеристика литературного героя ОЧУМЕЛОВ – герой рассказа А. П. Чехова “Хамелеон” (1884). Образ О. представляет собой сатирическое обобщение, достигшее символа. Основные черты “хамелеона” – подхалимство и заискивание перед высшими чинами и пренебрежение, жестокость по отношению к тем, кто ниже его на социальной лестнице. Главное средство характеристики героя – это сюжет. Автор описывает почти анекдотическую ситуацию, в которой герой рассказа обрисован резко и карикатурно: к О., полицейскому надзирателю,

Обращается золотых дел мастер Хрюкин с просьбой наказать укусившего его щенка. Пытаясь выяснить, бродячая это собака или нет, О. мгновенно переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству в зависимости от того, кем является предполагаемый владелец щенка, – генерал ли это Жигалов, некто безвестный или брат генерала. Момент, когда О. узнает, что собака принадлежит брату генерала, очень показателен. “Да разве братец ихний приехали?” – заискивающе спрашивает Очумелов у генеральского повара, и “все лицо его заливается улыбкой умиления”. Полицейский надзиратель и вдобавок грубый и необразованный. Об этом свидетельствует его язык: “Чему здесь? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?”

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Ох, господа, ну и денек выдался сегодня! Как всегда, я по делам службы шел через базарную площадь. Со мной был Елдырин. Он помогал мне решить ряд вопросов. С утра у меня настроение было неплохое, я надел новую шинель, исправная такая Read More ......
  2. Прозу Чехова отличает тонкая сатира и умение выставлять на всеобщее осмеяние различные человеческие пороки. В своем рассказе “Хамелеон” автор с помощью юмора осуждает самоуправство и угодничество на примере случая, произошедшего с полицейским надзирателем Очумеловым. К нему обратился мастер Хрюкин, которого Read More ......
  3. 1 вариант Удивительное это животное – хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым – своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас Read More ......
  4. Рассказы А. П. Чехова полны не только тонкого юмора, но и острой иронии. Читая их, мы часто смеемся над тем, с чем сталкиваемся в повседневной жизни, но не обращаем на это внимание – настолько обычными стали хитрость и лесть, ложь Read More ......
  5. Даже хорошо задумавшись, вряд ли можно вспомнить второго писателя такой величины, как А. П. Чехов, в рассказах которого тесно переплелись бы тонкий юмор и острая сатира. Являясь родоначальником нового литературного жанра – трагикомедии, А. П. Чехов не ставил себе задачей Read More ......
  6. Чехов – мастер художественной миниатюры. Это замечательная возможность сказать читателю коротко о многом. Часто в своих произведениях А. П. Чехов использует такие имена и фамилии, которые отражают манеру поведения, внутренний облик героя, его поступки. Один из рассказов автор назвал “Хамелеон”. Read More ......
  7. Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества – общества лжи, лицемерия, произвола, пошлости и обывательщины. Один из оригинальных приемов, который неоднократно использовался автором для осмеяния отрицательных сторон Read More ......
  8. Частыми объектами высмеивания в коротких забавных рассказах А. П. Чехова становятся лесть и подхалимство, самоуправство и чиноугодничество. Рассказ “Хамелеон” не зря имеет такое название. Всем известно, что хамелеон – это животное, обладающее удивительной способностью менять окраску в зависимости от окружающей Read More ......
Очумелов (Хамелеон Чехов)

Непосредственно познакомившись с его Хамелеоном. В сюжете данного произведения раскрывается тема хамелеонства, то есть смены красок и отношения к окружающей ситуации в зависимости от того, кто и что находится перед героем. Изучая облик Очумелова, мы видим как надзиратель полиции пытается разобраться в ситуации, где собачонка укусила Хрюкина. Зависимо от своих предположений, кому именно принадлежала собака, надзиратель Очумелов изменял свое отношение как к пострадавшему, которого оправдывал и жалел, думая, что животное дворовое, так и к собаке, где уже обвинял пострадавшего, предполагая, что пес генеральский. Несколько раз герой произведения менял свое решение и в конце все-таки стал на защиту собаки, которая была домашним любимцем генеральского брата. При этом он приказывает отнести собаку хозяину, сообщая, что именно он ее нашел. В итоге хохочущая толпа смеется над Хрюкиным, ведь Очумелов был выше на ступеньку в социальной лестнице. И тут уже видно хамелеонство не только Очумелова, но и всего окружения.

Хамелеон: характеристика Очумелова


Какой перед нами предстает Очумелов в произведении Хамелеон, и какими наделяет его автор? Чехов, создавая Очумелова, наделяет его такими характеристиками, как подхалимство и заискивание перед высшими чинами. Он показывает пренебрежительное отношение к тем, кто ниже него по социальной лестнице. Он жесток и подобен хамелеону, который меняет свою окраску. Так Очумелов, чей облик дополняет речевая характеристика в рассказе, быстро переходит от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству. Характеристика речи Очумелова в Хамелеоне показывает нам, что это необразованный, грубый человек. И его речь грубая и косноязычная. Тон его разговора повелительный, фразы короткие и отрывистые. Как видим, чтобы мы могли лучше увидеть героя, дабы разоблачить его и показать истинное лицо, автор в его речевую характеристику вводит концеляризмы, холопскую речь, просторечия и унизительную лексику. Все это вместе с поведением создают ужасную картину. Картину образа человека, который вообразил себя важной персоной, при этом на самом деле, человек ничего не стоящий. Да и фамилия его кричащая. Она нам также многое рассказывает о человеке где перед нами предстает чумной, глупый, бесшабашный человек, другими словами Очумелов.

  1. Прочтите экспозицию рассказа. Что в этом кратком описании вы узнаете о характере и роде де-ятельности полицейского надзирателя Очумелова?
  2. В самом начале рассказа, в его экспози-ции, мы видим, как полицейский надзиратель Очумелов торжественно шествует через базарную площадь. У него новая шинель, в руке узелок. Следом за ним го-родовой несет решето с конфискованным крыжовником. Это описание — практиче-ски портрет мелкого взяточника, в изо-бражении которого налицо приметы его постыдного стяжательства. Можно даже не заметить, что у него значащая фами-лия, которая не предполагает разумных решений. Но дары, которые он уже успел получить, не заметить нельзя. Как мел-кий начальник, который любит показать себя, говорит он строго, кашляя и шевеля бровями.

  3. Как облик Очумелова дополняет его речевая характеристика?
  4. Речь Очумелова подчеркивает удовлет-воренность своим положением. Однако нельзя не заметить, с каким трудом он владеет собственной речью. Он довольно долго собирается с мыслями, прежде чем произнести свое начальственное слово. Проследим за его оборванными и незавер-шенными репликами: «По какому это случаю тут?..»; «Почему тут? Это ты зачем палец?..»; «Кто кричал?». С первых слов мы убеждаемся в служебной нерасто-ропности Очумелова и его нежелании за-няться делом.

    Однако, когда приходится принимать решение, Очумеловым овладевает дар осо-бого чиновничьего красноречия: «Чья со-бака? Я этого так не оставлю…»; «…как она могла тебя укусить?»; «У генерала со-баки дорогие, породистые, а эта — черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую собаку дер-жать?!.»

    Вершиной красноречия полицейского надзирателя можно считать последний монолог о собачке брата генерала.

    Решения Очумелова стремительно сме-няют друг друга, и название рассказа на-прямую связано с этим калейдоскопом.

  5. Какие детали помогают представить облик Очумелова? Назовите и охарактеризуйте каждую из них.
  6. Самая первая деталь, на которую обра-щает внимание читатель, — новая ши-нель Очумелова. Мы так и не узнали, что находится у него в узелке, но это, конеч-но, не ягоды или овощи — такие предме-ты носит за ним городовой. Итак, детали уже показали, зачем этот чиновник шест-вует по базарной площади. Далее, на про-тяжении всего рассказа, именно шинель находится в движении: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…»; «- …Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…»; «- …Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…»; «…запахиваясь в шинель, про-должает свой путь по базарной площади ». Так шинель (пальто) четыре раза включа-ется в события на базарной площади.

  7. Сколько раз меняет Очумелов свое решение о том, что нужно делать с собакой? Как эти перемены связаны с названием рассказа?
  8. Первое решение — «А собаку истребить надо».

    Второе («собака генерала Жигало-ва») — «…как она могла тебя укусить?».

    Третье («нет, не генеральская») — «На-до проучить!».

    Четвертое («может быть, и генераль-ская…») — «Ты отведешь ее к генералу…».

    Пятое (генеральский повар говорит: «Этаких у нас отродясь не бывало!») — «Истребить, вот и все».

    Шестое (повар продолжает: «Брат их-ний охоч…») — «Так это ихняя собачка?.. Возьми ее…».

    Сцена крохотная, а быстрота перемен очевидна. Наблюдая за этими перемена-ми, мы еще раз убеждаемся в том, что ав-тор не случайно дал рассказу название «Хамелеон».

  9. Охарактеризуйте Хрюкина по впечатлениям первой встречи с ни м.
  10. Рассказ «Хамелеон» описывает эту встречу. Сцена развертывается на базар-ной площади, и все передвижения участ-ников происходят только в ее границах.

    На Хрюкине ситцевая крахмальная ру-баха и расстегнутая жилетка. Мы видим его окровавленный палец, видим как он падает, хватая бедную собачонку за лапы, слышим как пререкается с Очумеловым. Чуть позже выясняется, почему собачон-ка его укусила: Хрюкин решил пораз-влечься. Кто-то из толпы говорит, что он «…цигаркой ей в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…».

  11. Есть ли в этом рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателем. Назовите их. Определите их роль в повествовании.
  12. В рассказе много как безымянных уча-стников, так и действующих лиц, кото-рых мы так и не увидим на базарной пло-щади, где происходит действие. Это, прежде всего, те люди, которым может принадлежать собака: генерал Жигалов, его брат, приехавший в гости к генералу. Затем разгневанный Хрюкин упоминает брата, служащего жандармом, мы узнаем и о купце Пичугине, которому принадле-жит дровяной склад… Хотя они и не по-являются на базарной площади, происхо-дящие события отчасти связаны с этими героями и их положением в обществе. Да и судьба белого борзого щенка целиком зависит от того, кому он принадлежит. Так что спор происходит не столько меж-ду реальными его участниками, сколько между теми людьми, чье положение и оп-ределяет развитие сюжета.

  13. Какую роль в рассказе играют городовой, ге-неральский повар Прохор, толпа?
  14. Это свидетели событий и отчасти источ-ники необходимой информации. «Голос из толпы» говорит Очумелову, кто все-та-ки хозяин собачки. Эти герои одновремен-но являются фоном событий и участника-ми того, что происходит на базарной пло-щади.

  15. Сколько хамелеонов видите вы в этом расска-зе? В одном из классов ученики выдвинули три ре-шения: хамелеон — Очумелов; хамелеоны — Очуме-лов и Хрюкин; хамелеоны — Очумелов, Хрюкин, толпа. К какому из этих решений вы присоединяе-тесь? Обоснуйте свой выбор. Может быть, вы най-дете четвертое решение?
  16. В большинстве классов ученики выби-рают третье решение, поскольку толпа всегда быстро присоединялась к «побе-дителю». Четвертое решение предполага-ет назвать хамелионами тех героев, кото-рые не появлялись на базарной площади, но все же могли бы присоединиться к участникам спора. Материал с сайта

  17. Какое явление сатирически изображает Чехов в этом рассказе?
  18. В этом рассказе сатирически изображен страх толпы и всех участников событий на базарной площади перед властью. Можно даже оценить ступени в лестнице власти. Все на площади боятся полицейс-кого надзирателя Очумелова, а над ним значительно выше на несколько ступе-ней — генерал, который так и не появил-ся на площади, но определил решение, принятое низшим по чину полицейским надзирателем Очумеловым.

  19. Найдите в рассказе «Хамелеон» такие собы-тия, которые дали бы возможность охарактеризо-вать участников, наблюдая за их поступками.
  20. Сцена, которая происходит на базарной площади, дает возможность точно и под-робно охарактеризовать и оценить всех ее участников. Мы можем показать, где и когда они особенно ярко демонстрируют свое «хамелеонство»: оно очевидно при каждой перемене суждений о том, кому принадлежит собачка; оно очевидно и при наблюдении за поведением Очумелова. В этой сценке суждения и решения, кото-рые принимает Очумелов, демонстриру-ют его «хамелеонство».

  21. Как люди, окружающие Очумелова и Хрюки-на, помогают нам оценить поведение этих героев?
  22. Все, кто собрался на базарной площади, активно переживают происходящее собы-тие. Попытка Хрюкина извлечь пользу из того, что его укусила собачонка, очень эмоционально переживается окружающи-ми. Толпа не только наблюдает за про-исходящим, но и активно вмешивается. Именно «голос из толпы» дважды опреде-ляет решение Очумелова.

    Окружающие не столько поддерживают героев, сколько помогают им принять ре-шение. Толпа постоянно откликается на решение главных участников спора и этим поддерживает наше суждение об их поступках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чехов хамелеон тесты и ответы
  • характеристика хрюкина героя рассказа хамелеон
  • хамелеон чехов очумелов характеристические черты
  • сколько раз очумелов меняет своё решение о собаки
  • кроссворд по рассказу хамелеон чехова ответы
Валентность