Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба". Характеристика произведения

В образе Тараса Бульбы - главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя - воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.

Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» - чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.

Это был один из числа коренных, старых полковников - мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, - пишет Гоголь, - и преклонные лета, и

опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».

Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».

Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!»

А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» - среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».

Страшной местью отомстил Тарас за смерть любимого сына. «Даже самим казакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». Он один не согласился на мир с поляками, «гулял по всей Польше со своим полком...». Но польское правительство самому Потоцкому поручило поймать Тараса и предать лютой смерти. Шесть дней уходили казаки проселочными дорогами от преследования, четыре дня бились и боролись они. «Мало не тридцать человек» навалилось на Тараса, и в конце концов «сила одолела силу». «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв повыше, чтобы отовсюду был виден козак», принялись ляхи раскладывать костер. Но не об огне, которым собирались жечь его, думал Тарас в последние минуты, не о муках, которые ждут его; смотрел он в ту сторону, где отстреливались казаки, преследуемые погоней, и переживал за их судьбу.

Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. В нем не было ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа была проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости.

«Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, - говорит автор, - ...когда бранным пламенем объялся древле-мирный славянский дух и завелось козачество - широкая, разгульная замашка русской природы...» Это был сильный, героический характер, прославленный ратными подвигами. Некоторые исследователи считали, что в Тарасе Бульбе Гоголь запечатлел какой-то конкретный исторический образ и что сюжет повести воспроизводит определенный исторический эпизод. Но это были неверные предположения. В одних случаях действие повести отнесено к XV веку, в других - к XVI веку. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всего украинского народа. Тарас Бульба воплощает в себе всю народную Украину. Именно в этом состояло величайшее художественно-обобщающее значение созданного Гоголем образа.


Гоголь с большой любовью и усердием описывал своего каждого персонажа. Он был настоящим художником, сумевшим воплотить визуальный образ в слове. Каждый его персонаж яркий и запоминающийся, а созданные им образы навсегда вошли в историю мировой литературы. С этой точки зрения интересным представляется образ Тараса Бульбы в повести Гоголя, работа над которой заняла у автора более 10 лет.

Для создания образа нужно учесть множество факторов. Например, характер, обуславливающий поведение героя, прототипы образа и внешность. Известно, что у Бульбы был вороной конь по кличке Чёрт, который всё ещё выдерживал грузное тело козака. Тарас был не очень высоким, но крупным человеком. Бульба не простой козак, у него есть воинский чин полковника. Тарас Бульба в тексте повести характеризуется как упрямый человек, ратующий за правду и справедливость. С первой главы читатель узнаёт, что Бульба отрицательно относится к тем, кто решил перенять польские обычаи. Он считал себя активным поборником христианской веры: если узнавал Бульба о том, что арендаторы притесняли простых крестьян, козак брал в руки саблю и устраивал расправу. Бульба был достаточно уважаемым козаком на Сечи. К его мнению прислушивались и другие запорожцы, и кошевой. Можно сказать, что Тарас был хорошим лидером, однако, всё же ему немного не хватало деликатности в решении некоторых задач. Бульба отличался своей свирепостью (так думали и сами козаки, после того, как избрали Бульбу атаманом).

Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя раскрывается благодаря сюжетным поворотам. Так, в первой главе Бульба неожиданно приветствует своих сыновей, устраивая кулачный бой с Остапом. Целью этой потасовки была проверка: осмелится ли Остап поднять руку на отца, который обидел его? Бульба был рад результатом, и драка закончилась так же быстро, как и началась. Тарас хочет воспитать своих сыновей правильно, опасаясь, что материнская забота изнежит их, а разгульная жизнь на Сечи – погубит. Сам Тарас едет на Сечь с одной целью: похвастаться перед запорожцами Андрием и Остапом и вспомнить козацкую молодость. Он любит и заботится о своих сыновьях. П мнению Бульбы характер может закаляться только в сражениях. Когда Андрий уставал от бытовых мелочей похода, Тарас подбадривал его словами: «Терпи козак, атаманом будешь!»

Говорить об отношениях запорожца с женой сложно. Бульба редко бывает дома, ни во что не ставит её слова, запрещает слишком долго находиться рядом с детьми. Но для того времени такое отношение полностью укладывалось в понятие «норма».

Бульба довольно мстительный человек. Чтобы свести счёты с ляхами за убитого сына и расплатиться со шляхтой за притеснения крестьян, Бульба собирает войско и вновь идёт войной на Польшу. В этот раз не было никаких длительных осад: всё на своём пути Бульба сжигал дотла, одержимый жаждой мести и справедливости.

Судьба Тараса Бульбы сложилась трагично. Читателю ничего не известно о прошлых горестях Тараса, можно лишь предположить, что неприятности были связаны с козачеством и набегами на Запорожскую Сечь. Остап и Андрий много значат для Тараса, он видит, как они постепенно превращаются из робких юношей, которые недавно окончили семинарию, в крепких мужчин, смело сражающихся с врагом. Он гордится Остапом, который бесстрашно идёт в бой и знает какую тактику выбрать для нападения, и Андрием, который совершал такое, какое бы ни один козак не смог повторить. Сначала Бульба не верил словам Янкеля о том, что младший сын бросил запорожцев ради полячки, но вскоре сам в этом убедился. Бульба видит своего сына на чёрном скакуне – Андрий ведёт в бой польское войско. «Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?.. Своих, чёртов сын, своих бьёшь?»»

Тарас догоняет Андрия, смотрит ему в глаза, задаёт вопросы о том, как он мог так поступить. Но Андрий не отвечает отцу. Пожалуй, финальным разочарованием для Тараса были последние слова Андрия. Не Отчизну и козаков он вспоминал перед смертью, Андрий произнёс имя панночки.

Бульба не мог смириться с тем, что его сын так легко отказался от всего, что воспитывал в нём отец годами. Выстроенные идеалы оказались для Тараса Бульбы важнее жизни родного сына.

Старшего сына, Остапа, забрали в плен. Тарас использует любую возможность, чтобы спасти его. Он идёт на опасное дело, рискует своей жизнью несколько раз, но добивается своего. Бульбе-старшему удалось хоть на мгновение посмотреть на настоящего козака, Остапа Бульбенко, чья жизнь прервалась слишком рано. Так Бульбу лишили всего того, что было ему дорого: один сын предал его, второй, хоть и был достойным сыном своего отца, казнён в Дубно, старые друзья и товарищи погибли в боях под Польшей или в сражениях с татарами, а Сечь разграблена. Всё новое было для Тараса на Сечи, неродное. Смыслом жизни Тараса Бульбы была Запорожская Сечь, свобода и христианская вера. Три столпа его мироустройства, которые рухнули в одночасье.

Данное описание образа главного героя может быть полезно учащиеся 6-7 классов при подготовке сочинения на тему «Образ Тараса Бульбы в повести Гоголя»

Тест по произведению

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», входящая в цикл повестей «Миргород» (2 части) был написана в 1834 году. Это одно из самых выдающихся русских исторических произведений в художественной литературе того времени, отличающееся большим количеством действующих лиц, многоплановостью и продуманностью композиций, а также глубиной и емкостью характеров персонажей.

История создания

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.

Каждый раз Николай Васильевич оставался недовольным напечатанным вариантом повести, и вносил в её содержание правки не менее восьми раз. Например, произошло значительно увеличение её объема: от трех до девяти глав, образы главных героев стали более яркими и фактурными, в батальные сцены добавлено больше ярких описаний, жизнь и быт Запорожской Сечи обросли новыми интересными подробностями.

(Иллюстрация Виктора Васнецова к "Тарас Бульба" Гоголя, 1874 )

Гоголь очень тщательно и придирчиво вычитывал написанный текст в стремлении создать то уникальное сочетание, как нельзя лучше раскрывающее его талант как писателя, проникающего в глубины характеров персонажей, показывающего уникальное самосознание всего украинского народа в целом. Чтобы понять и передать в своем произведении идеалы описываемой им эпохи, автор повести с большим увлечением и энтузиазмом изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины.

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). В основу произведения была положена история казацкого восстания 1638 года, подавить которую поручили гетману Потоцкому. Прообразом главного героя Тараса Бульбы был атаман Запорожского Войска Охрим Макуха, храбрый воин и подвижник Богдана Хмельницкого, который имел трех сыновей (Назар, Хома и Омелько).

Анализ произведения

Сюжетная линия

Начало повести знаменуется приездом Тараса Бульбы с сыновьями на Запорожскую Сечь. Отец привозит их для того чтобы как говориться «понюхали пороху», «набрались уму разуму», и закалившись в сражениях с вражескими силами, стали настоящими защитниками своей Родины. Очутившись на Сечи, молодые люди практически тут-же оказываются в самом эпицентре развивающихся событий. Не успев даже толком оглядеться и познакомиться с местными обычаями, они призываются на военную службу в Запорожское войско и идут на войну с шляхтой, которая притесняет православный народ, попирая его права и свободы.

Казаки как люди мужественные и благородные, любящие всей душой свою отчизну и свято верящие в обеты предков, не могли не вмешиваться в бесчинства, творимые Польской шляхтой, они считали своей святой обязанностью защищать свою Отчизну и веру своих предков. Казацкое войско выступает в поход и храбро сражается с польским войском, намного превосходящим казачьи силы как по численности воинов, так в количестве оружия. Их силы постепенно иссякают, хотя казаки не признаются себе в этом, настолько велика в них вера в борьбу за правое дело, боевой дух и любовь к родной земле.

Битва под Дубно описана автором в своеобразном фольклорном стиле, в котором образ казаков уподоблен образу легендарных богатырей, защищавших Русь в древние времена, именно поэтому Тарас Бульба три раза спрашивает своих побратимов «есть ли у них порох в пороховницах», на что те отвечали тоже три раза: «Есть, батько! Не ослабла казацкая сила, еще казаки не гнутся!». Многие воины находят в этой битве свою смерть, умирая со словами, прославляющими русскую землю, ведь умереть за Родину для казаков считалась наивысшей доблестью и почетом.

Главные герои

Атаман Тарас Бульба

Одним из главных героев повествования является казачий атаман Тарас Бульба, этот опытный и мужественный воин вместе со своим старшим сыном Остапом всегда в первом ряду казачьего наступления. Он, как и Остап, который уже в 22 года избран своими побратимами в атаманы, отличается недюжей силой, смелостью, благородством, волевым складом характера и является настоящим защитником своей земли и его народа, вся его жизнь посвящена служению Отчизне и своим соотечественникам.

Старший сын Остап

Храбрый воин, как и отец, всем сердцем любящий свою землю, Остап попадает в плен к врагу и умирает тяжелой мученической смертью. Все пытки и испытания он выносит со стоическим мужеством, как настоящий исполин, лицо которого невозмутимо и сурово. Хотя его отцу и больно видеть мучения сына, он гордится им, восхищается его силой воли, и благословляет его на героическую смерть, ведь она достойна только настоящим мужчинам и патриотам своего государства. Его братья-казаки, попавшие вместе с ним в плен, следуя примеру своего атамана также с достоинством, и некоторой горделивостью принимают смерть на плахе.

Судьба самого Тараса Бульбы не менее трагична: попав в плен к ляхам, он погибает мученической страшной смертью, его приговаривают к сжиганию на костре. И опять же этот самоотверженный и храбрый старый воин не боится такой лютой кончины, ведь для казаков самым страшным в их жизни была не смерть, а потеря собственного достоинства, нарушение святых законов товарищества и предательство Родины.

Младший сын Андрий

В повести затронута и эта тема, младший сын старого Тараса, Андрий, полюбив польскую красавицу, становится предателем и переходит во вражеский стан. Он, так же как и старший брат отличается храбростью и смелостью, однако его духовный мир более богат, сложен и противоречив, разум более сметлив и ловок, его душевная организация более тонка и чувствительна. Полюбив польскую панночку, Андрий отвергает романтику войны, упоение битвой, жажду победы и полностью отдается на волю чувствам, которые делают его изменником и предателем своего народа. Его родной отец, не прощает ему самого страшного греха — измены и выносит ему приговор: смерть от своей же руки. Так плотская любовь к женщине, которых писатель считает источником всех бед и созданиями дьявола, затмила любовь к Родине в душе Андрия, не принеся ему в итоге счастья, и в конце концов его погубившая.

Особенности композиционного построения

В этом произведении великий классик русской литературы изобразил противостояние украинского народа и польской шляхты, желающей захватить украинскую землю и поработить её жителей от молода до велика. В описание жизни и быта Запорожской Сечи, которую автор считал местом, где развивается «воля и казачество на всю Украину», чувствуются особенно теплые чувства автора, такие как гордость, восхищение и пылкий патриотизм. Изображая жизнь и быт Сечи, её обывателей Гоголь в своем детище совмещает исторические реалии с высоким лирическим пафосом, что составляет главную особенность произведения, которое является одновременно и реалистическим, и поэтическим.

Образы литературных персонажей изображены писателем посредством их портретов, описываемых поступков, сквозь призму взаимоотношений с другими героями. Даже описание природы, например степи, по которой едет старый Тарас с сыновьями, помогает более глубоко проникнуть в их души и раскрыть характер героев. В пейзажных сценах в изобилии присутствуют различные художественно-выразительные приемы, здесь много эпитетов, метафор, сравнений, именно они придают описываемым предметам и явлениям той поразительной уникальности, ярости и неповторимости, которые поражают читателя прямо в сердце и трогают за душу.

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба - народный герой, он не выносит спокойного домашнего существования и живет бурной жизнью, полной тревог и опасности.

Бульба как семьянин

Главный герой является суровым мужем и отцом. К относится с определенной снисходительностью. Он считает ее просто «бабой», бесконечно ничтожным существом, у которого нет никакого авторитета. Своих сыновей гоголевский герой также приучает не подчиняться влиянию матери. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» сначала кажется немного жестоким. Он не признает мягкую а даже наоборот - видит в ней большую опасность для настоящего казака. Он считает, что нельзя поддаваться чарам женской любви, даже если это так как можно «обабиться».

Бульба как отец

Таким же суровым представлен Тарас и как отец. В отношении с двумя сыновьями он не допускает ни капли ласки или мягкости, сразу пытается стать им старшим товарищем. Даже когда сыновья возвращаются домой, Бульба при первой встрече вступает в драку с одним из них. Таким способом он пытается определить силу и темперамент сына, чтобы узнать, каким боевым товарищем он станет в будущем.

Бульба как военачальник

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» раскрывает перед читателем неутомимую, энергичную и предприимчивую личность. Главный герой не ведает, что такое усталость и страх. Он прекрасно знает своих подчиненных, умеет повлиять на них и делом, и словом. Когда нужно, может уместно пошутить или зажечь сердца воинов, проговорив воодушевленную патриотическую речь.

Главный герой прозорлив и хитер, он ловко управляет психологией казаков и без затруднений может добиться назначения кошевого атамана. Именно Тарас оказывается самым дальновидным, когда между поляками и казаками якобы возникает перемирие.

Дух товарищества

Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» наиболее раскрывается в отношениях с его ратными товарищами. К ним он относится по-братски, именно здесь Гоголь показал всю нежность главного героя, на которую только он был способен. Наиболее широко демонстрируется дух товарищества Тараса Бульбы в сцене, когда он умирает мучительной смертью, но при этом не думает о себе, а переживает за своих ратных товарищей, которые еще могут спастись. В последние минуты жизни он все же находит в себе силы, чтобы указать путь спасения братьям-казакам.

Тарас Бульба - народный герой

Главный герой повести - это олицетворение всех национальных черт, которые автор представляет в разных персонажах данного произведения. В главном герое сосредоточены упорство титана, героическое спокойствие и суровый юмор. Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба» - это как будто вылитая из стали фигура, но в то же время мятежная и страстная. Он - непреклонный и гордый, в один момент суровый и жестокий, а в другой - великодушный.

Подвиг Тараса Бульбы

«Я тебя породил, я тебя и убью», - такой была последняя фраза Бульбы в момент расправы над своим младшим сыном за предательство. Тарас уже не считал Андрия своим ребенком, так как он предал не только родную землю, но и всех близких. Бездыханное тело сына главный герой покидал с тяжелым сердцем.

После того как не стало младшего отпрыска, Тарас все больше проникался любовью к старшему - Остапу. В одном бою Бульба не смог уберечь своего сына. Здесь читатель уже может заметить страдания главного героя, когда душа Тараса раскрывается совсем с другой стороны. Он обманом пробирается в Варшаву, чтобы найти Остапа. И находит его на площади, где тот подвержен пыткам и издевательствам. Изо всех своих последних сил Остап обращается к отцу с вопросом: «Где ты? Слышишь ли?» В этот момент Тарасу грозит огромная опасность, но он об этом забывает, откликаясь на зов родной кровинки: «Слышу!»

Это был последний подвиг Тараса Бульбы. Враги поймали его, но он не потерял гордость и честь и достойно встретил свою смерть. Когда Тараса сжигали на костре, он уже чувствовал приближение неминуемой гибели, но при этом смотрел на своих казаков, убегающих от ляхов, и кричал: «Хлопцы, к берегу!»

О повести

«Тарас Бульба» - произведение, в котором рассказывается о борьбе украинского народа против В своем произведении автор показывает узы дружбы, которые связывают два братских народа (украинский и русский). Николай Васильевич Гоголь не случайно упоминает «русскую силу» казачества. Казачество для него - сбежавшие от своих господ холопы, выходцы из русских княжеств, которые объединились, чтобы бороться за свою независимость.

Характеристика повести «Тарас Бульба» сосредоточена на главном герое. Автор не пытался его идеализировать, в образе Тараса Бульбы перемешаны малое с великим, грубость с нежностью. Гоголь пытался передать героический характер, и у него это получилось. Даже после гибели Тараса его любовь к родной земле и товарищам, его воля остались несокрушимыми.

Благодаря таким самоотверженным и наша страна выстояла и сохранила свою независимость. Это произведение и на сегодняшний день сохраняет свою актуальность. Повесть «Тарас Бульба» для многих является одной из любимых. Сильные характеры, героическое время - современным людям есть чему поучиться!

Как известно, Николай Гоголь раскрыл типичные стороны казаков и их жизни именно с помощью произведения «Тарас Бульба». Речь идет о военачальнике Тарасе Бульбе, но на примере его семьи и его самого читатель может многое почерпнуть об украинском казачестве и устоях тех времен. Поэтому повесть , несомненно, представляет для нас огромный интерес. Итак, рассмотрим характеристику Тараса Бульбы, главного героя произведения Николая Гоголя с одноименным названием.

Образ Тараса Бульбы

Весьма бурную жизнь ведет главный герой – он ненавидит сидеть дома, его привлекают сражения, приключения и служба, хоть бы даже это и было сопряжено с тревогами и опасностями. Когда мы говорим об образе Тараса Бульбы, представляется суровый муж и отец. Например, в отношении своей жены он уверен, что она простая «баба», ничтожная и без какого-то бы ни было авторитета. Поэтому и сынов своих Бульба настраивает соответствующим образом – мать должна знать свое место и не влиять на поведение мужчин.

Конечно, характеристика Тараса Бульбы, кажется, несколько жестковата. Герой повести Гоголя сам далеко не мягкий человек, считает женщин чрезмерно мягкотелыми, и даже опасными, поскольку эта мягкая душа может просто повредить настоящему казаку.

Да, женские чары, пусть даже они исходят от матери, могут «обабить» казака. Из этого видно, каков образ Тараса Бульбы, если смотреть на него, как на мужа и семьянина.

Отношение к сыновьям и воинской службе

Суровость герой Гоголя проявляет не только к жене, сыновей он воспитывает так же. Ни ласка, ни обходительное обращение не допустимы в отношениях отца и сыновей. Здесь, в этом аспекте говоря о характеристике Тараса Бульбы, вспоминается эпизод, описывающий возвращение сыновей в родной дом. Тарас затеивает драку, чтобы узнать, насколько силен и темпераментен его сын, и каково было бы воевать рядом с ним рука об руку.

Несомненно, образ Тараса Бульбы – это неутомимый, упрямый, целеустремленный и бесстрашный человек. Он не боится усталости, трудов. Его подчиненные слушаются командира, потому что тот своими делами показывает, как нужно действовать. Порой он может отпустить шутку, а может выдать воодушевляющее напутствие, пробудив патриотические чувства.

Прозорливость и хитрость Бульбы очень бросается в глаза читателю – ему легко удается управлять казаками, а в некоторых ситуациях, например, когда поляки и казаки устраивают перемирие, именно он проявляет дальновидность.

Что главное в характеристике Тараса Бульбы?

Николай Гоголь задумал в этом образе олицетворить все национальные стороны и черты жизни. Особенно хочется выделить три из них. Бульба упорно стремится к цели, он спокоен и невозмутим, обладает суровым мужским юмором.

Герой жесткий и великодушный – слишком противоречиво? Возможно, но в его характере видны некий мятежный дух и страсть, непреклонность и гордость.

Возможно, вас также заинтересуют статьи

Механика