Меняется восприятие человека механизмы мышления. "влияние мышления на восприятие"

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — , представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений . Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь — процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия .

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация . Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления : конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических .

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям , частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Типы и виды мышления

Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное — таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития человечества интеллект человека первоначально формировался в ходе практической деятельности. Так, люди научились измерять опытным путем земельные участки, а затем на этой основе постепенно возникла специальная теоретическая наука — геометрия.

Генетически самый ранний вид мышления — практически-действенное мышление ; определяющее значение в нем имеют действия с предметами (в зачаточном виде оно наблюдается и у животных).

На основе практически-действенного, манипуляционного мышления возникает наглядно-образное мышление . Для него характерно оперирование наглядными образами в уме.

Высшая ступень мышления — отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой. Как говорится, нет ничего практичнее, чем правильная теория.

Мышление отдельных людей также подразделяется на практически-действенное, образное и абстрактное (теоретическое).

Но в процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления. Так, бытовые дела требуют практически-действенного мышления, а доклад на научную тему — теоретического мышления и т. п.

Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления — действие ; художественного — образ ; научного мышления — понятие .

В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.

Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.

Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.

В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.

В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.

Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.

Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия - это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толканий:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация - это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта - идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия - психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая - способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого - радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной . Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной . Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной . Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание - переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм - это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.

Эгоцентризм бывает:

  1. Познавательным . Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Моральным . Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
  3. Коммуникативным . Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.

Аттракция - это тяготение или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностная аттракция означает дружелюбные отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одного субъекта к другому возникает как следствие эмоционального отношения, оценка которого вызывает целый ряд чувств и выражается как социальная установка на другого человека.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой - познание самого себя через это. Таким образом, чем шире индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции - процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям - неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Заключение

Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что к механизмам межличностного восприятия относятся способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, аттракция, рефлексия, стереотип, и каузальная атрибуция. Разные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стерлитамакский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Реферат

тема: ВЛИЯНИЕ МЫШЛЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

Выполни (-а):

студент (-ка) группы 1курса

Тым Эльвира Рашитовна

Научный руководитель:

учёная степень, должность

Фамилия Имя Отчество

Стерлитамак 20_

1.Понятие восприятие

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие - чрезвычайно сложный психический процесс, основами которого являются как бессознательные, так и осознаваемые компоненты. Восприятие можно определять как психическую деятельность. В этом случае оно заведомо рассматривается как активное, осознанное, произвольно регулируемое. Восприятие является основой познания и протекает слитно, неразделимо с вниманием, мышлением, памятью и прочими психическими процессами. Прошлый опыт, память, мышление, эмоции, личностные особенности вносят свой вклад в восприятие. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, имеющим нервную систему, от рождения. Способность же воспринимать объекты формируется у человека и высших животных в течение жизни.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств . Результатом восприятия является перцептивный образ.

Восприятие объекта происходит поэтапно. Выделяют четыре последовательные операции при протекании процесса восприятия: обнаружение, различение, идентификация и опознание объекта.

Обнаружение - на этой стадии человек может ответить лишь на вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - различение. Это уже собственно восприятие. Конечный результат различения - формирование человеком перцептивного эталона. Когда перцептивный эталон выделен, совершается опознание объекта. При опознании восприятие использует процедуру соотнесения данного перцептивного эталона с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Процедура отождествления воспринимаемого в данный момент объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов называется идентификацией. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно.

При объяснении механизма работы восприятия в психологии выделились две противоположные теории. Это гештальттеория и теория бихевиоризма.

Приверженцы концепции гештальта считали, что нервная система животных и человека воспринимает не отдельные внешние стимулы, а их комплексы: например, форма, цвет и движение предмета воспринимаются как единое целое, а не по отдельности. В противоположность этой теории бихевиористы доказывали, что реально существуют только элементарные (одномодальные) ощущения, которые синтезируются головным мозгом. Современная наука пытается примирить эти две крайние теории. Предполагается, что восприятие имеет комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры головного мозга. Сегодня можно говорить о постепенном сближении этих подходов.

Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.

Одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции . Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Свойства восприятия :

    Целостность , т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.

    Константность восприятия - мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушение константности восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например, когда люди смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то автомобили, пешеходы им кажутся маленькими; в то же время строители, работающие постоянно на высоте, говорят, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

    Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

    Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

    Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. То есть восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?»

Таким образом, восприятие можно рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения.

2.Понятие о мышлении

Мышление - психический познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением отношений между явлениями действительности .

Якиманская И.С. считала, что мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними .

Существенными признаками мышления как познавательного процесса выступают:

    обобщенное отражение действительности - благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности, в которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями;

    познание мира, опосредствованное имеющимися знаниями - указание на то, что мыслительная деятельность предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач;

    словесное опосредствование - мыслительная деятельность человека основывается на использовании понятий (обозначение явлений мира в словесной форме);

    мышление направлено на решение познавательной или практической задачи, или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы, которую индивиду надо разрешить.

Проблемы мышления рассматривались в различных психологических теориях. Например, в рамках ассоциативной психологии мышление понималось как результат установления связи между следами прошлого опыта и новой информацией. Бихевиоризм обосновывал позицию, согласно которой мышление связано с образованием сложных связей между стимулами и реакциями. В отечественной психологии наиболее часто исследование мышления проводилось в рамках деятельностного подхода. В соответствии с ним внутренняя мыслительная деятельность человека не только является производной от внешней, практической деятельности, но и имеет такую же структуру. В ней можно выделить в качестве отдельных единиц анализа мыслительные действия и операции. На основе положений данного подхода были разработаны более частные теории (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.). В настоящее время активно предпринимаются попытки комплексных, междисциплинарных исследований мышления, ведущих к возникновению новых теорий. В качестве примера можно назвать т.н. информационно-кибернетическую теорию мышления, в которой предпринята попытка изучить закономерности мыслительной деятельности человека на основе знаний кибернетики, информатики, других наук. Результатом этого научного поиска стала постановка проблемы «искусственного интеллекта».

В отечественной психологии в качестве физиологических основ мышления выделяют процессы, связанные с функционированием головного мозга. При этом считается, что мыслительную деятельность «обеспечивают» все зоны головного мозга, связанные с другими познавательными процессами (ощущением, восприятием, вниманием и т.д.). Поэтому и утверждается, что физиологическую основу мышления составляет сложная аналитико-синтетическая деятельность коры полушарий головного мозга. В соответствии с теорией И. П. Павлова, для процесса мышления большое значение имеют сложные временные связи, образуемые между мозговыми концами анализаторов.

Мыслительная деятельность обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики (коды). В нейронных кодах запечатлена определенная частота импульсной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач.

Мышление так же напрямую связано с функциональными системами, под которыми понимается определенная организация элементов нервной системы и органов тела человека, позволяющая достигать полезного приспособительного результата и продуктивно выполнять мы слительные задачи (П. К. Анохин) .

П.А. Рудик считал, что мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.

Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Таким образом, благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

3. Связь мышления и восприятия.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представлени е того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано - составляет особую форму психической деятельности. Воображение - это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

Восприятие и мышление представляют собой различные ступени познания. Именно на этом основывается самое существенное различие между ними. Немного метафорически можно сказать, что восприятие - это свернутое мышление.

Восприятие создает образы, мышление облачает образы в слова и формулировки.

Р.Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах»

Мышление – это умение находить и устанавливать связи между частями, отвечать на вопросы: Что, Как? Почему? Зачем? и др.

Представить машину и паровоз – это чувственный образ (паровоз большой и звенит, машина маленькая и гудит) А вот описать что такое машина, что такое паровоз, как они соотносятся, в чем похожи, в чем ключевые различия - это мышление (машина – и паровоз – средства передвижения. Машина двигается за счет энергии тепла полученного в результате сгорания топлива, паровоз – за счет воздействия пара на систему поршней, которые приводят в движения колеса и т.д.)

Мышление создает – то есть облачает образы в слова и формулировки.

Как часто в ответ на простые вопросы – типа «что такое потребность?» звучат долгие и путанные объяснения. А все потому что – «знать-то знаю, объяснить не могу» - нет понятия, есть образ.

Чувственные образы нужны как исходный материал для мышления (то есть то, что было воспринято теперь подвергнется мыслительной обработке). Если восприятие – это процесс сиюсекундный или происходящий в короткое время (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ), то мышление - процесс по времени происходящий позже (увидел, услышал, почувствовал, вспомнил – получил образ – подумал – получил понятие).

Восприятие в ответ на вопрос где живет человек рисует или юрту, покрытую шкурами или высотку со стеклянными окнами, а мышление сообщает, что человек чаще всего живет строениях с крышей. Строения эти могут различаться в зависимости от климата и величины населенного пункта. Если речь идет о городе нашей страны - то это будут мн

Э. Мах о психологии научного исследования, соотношении физического и психического, об элементах мира и принципе экономии мышления.

Эрнст Мах – австрийский физик, механик и философ-позитивист (1838 – 1916).

Мах открыто заявлял, что я вовсе не философ, а только естествоиспытатель. Прежде всего он поставил себе задачу не ввести новую философию в естествознание, а удалить из него старую, отслужившую свою службу. Он, работая в течение более сорока лет в лаборатории и на кафедре, имел возможность разглядеть пути, по которым развивается наше познание и сделал попытку описать эти пути в различных сочинениях.

Тезисы:

1. Научное мышление произошло из обыденного благодаря разделению труда и возникновению специализаций.

2. Научное мышление бывает двух типов: мышление философа (стремление объединять всю совокупность фактов в общую картину, домысливая то, чего не хватает в имеющихся знаниях) и мышление специалиста-исследователя (когда человек обобщает все имеющиеся факты в своей узкой области знания, постепенно расширяясь на соседние области).

3. Физическое и психические содержат общие элементы, значит между ними нет особой разницы.

4. Исследователя должна интересовать функциональная зависимость физического и психического друг от друга.

5. Принцип экономии мышления – в развитой науке объяснительная часть должна быть удалена. Также необходимо отбросить причинность и оставить лишь функциональные зависимости.

Психология научного исследования

Мах считал, что научное мышление произросло из обыденного. Это преобразование он начал рассматривать еще со времен первобытного человека: благодаря индивидуальной и родовой памяти человек имел преимущество перед животными. По мере накопления этой памяти, он начинает включать в себя все большие и большие пространственные и временные области. В конце концов с развитием культуры возникает разделение труда, при котором хоть каждый человек лишается части этой памяти, но народ в целом продолжает ее хранить. Усилившееся таким образом мышление может постепенно само стать специальной профессией. Таким образом научное мышление развивается из обыденного.

С другой стороны, научное мышление отличается от обыденного тем, что обыденное, по крайней мере в своем начале, служит практическим целям, а научное создаем само себе цели, стремится удовлетворить само себя. Однако с ростом культуры и научное мышления начинает влиять и менять обыденное.

Научное мышление бывает двух типов. Мышление философа, когда человек стремится к возможно полной всеобъемлющей ориентировке во всей совокупности фактов (при этом ему приходится опираться на материал, разработанный специалистами). Мышление специалиста-исследователя, когда человек замыкается в какой-то одной области фактов и пытается там что-то обобщать, однако из-за того, что граница этой области всегда ставится произвольно, то ему приходится эти границы двигать, тем самым расширяя область вы больше и больше, в конце концов приходя к тому, что ему приходится учитывать знания других специалистов. Таким образом и все специалисты в совокупности стремятся к мировой ориентировке при помощи объединения всех своих специальных областей. Ввиду неполноты достигнутых результатов это стремление ведет к открытым или к более или менее прикрытым заимствованиям у мышления философского.

Соотношение физического и психического

Далее Мах говорит о том, что все физическое можно разложить на неразложимые в настоящее время элементы: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и так далее. Эти элементы зависят от условий как лежащих внутри пространственной ограниченности нашего тела (U), так и вне ее. Поскольку эти элементы зависят от U, то мы их можем назвать ощущениями. А раз эти ощущения даны только конкретному человеку, и оценить ощущения другого индивида он не может, то элементы, на которые мы разложили физическое, можно рассматривать и как элементы психического. Таким образом физическое и психическое содержат общие элементы и, следовательно, между ними вовсе нет той резкой противоположности, которую обыкновенно принимают. Это становится еще яснее, когда оказывается, что воспоминания, представления, чувствования, воля, понятия создаются из оставшихся следов ощущений и с этими последними, следовательно, вовсе не несравнимы.

Элементы мира

При рассмотрении вышеуказанных элементов, которые в зависимости от находимого вне U являются физическими элементами, а в зависимости от находимого внутри U – психическими, мы имеем одновременно элементы и реального мира и нашего Я. Поэтому нас должна интересовать функциональная зависимость (в математическом смысле слова) этих элементов друг от друга. Эту связь элементов можно продолжать называть вещью. Но эта вещь не есть уже непознаваемая вещь. С каждым новым наблюдением, с каждым новым естественнонаучным принципом познание этой вещи делает успешные шаги вперед. Когда мы объективно рассматриваем наше (тесное) Я, то и оно оказывается функциональной связью элементов. Только форма этой связи здесь несколько иная, чем та, которую мы привыкли находить в области «физической». В неизвестном, непознаваемом нечто, находящемся позади этих элементов, мы не находим нужды, и это нечто нимало не содействует лучшему пониманию. Правда, позади U стоит нечто, почти еще неисследованное - именно наше тело. Но с каждым новым физиологическим и психологическим наблюдением это Я становится нам более знакомым. Интроспективная и экспериментальная психология, анатомия мозга и психопатология, которым мы обязаны уже столь ценными открытиями, мощно работают здесь, идя навстречу физике (в самом широком смысле), чтобы, дополняя друг друга, привести к более глубокому познанию мира. Можно надеяться, что все разумные вопросы с течением времени все более и более приблизятся к своему разрешению.

Принцип экономии мышления

Во имя "экономии мышления" объявляется существующим только ощущение. И причинность и материя объявляются "устраненными" во имя той же экономии, т.е. получается ощущение без материи.

Мах считал, что суть науки составляет экономия описания и понимания, он выдвинул принцип экономии мышления. Материя, атом, молекула - экономичные символы физико–химического опыта. Из теоретических концепций, предпочтительней та, которая наиболее просто объясняет данный тип явлений. С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений, из которых другие суждения выводятся. Функцией науки становится описательная функция. Мах убрал и предсказательную функцию науки. У науки осталась только описательная функция. Физическое исследование: по Маху психология должна исследовать связи между явлениями, физика - между ощущениями. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. При этом законы и теория в физике - это лишь средство для достижения целей. В этой связи, с точки зрения Маха, следует не только отстраниться от объяснительной функции физики. Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений.

Примечание:

Тесное Я – совокупность всего, непосредственно данного только одному

Широкое Я – вся совокупность моего психического, не исключая ощущений

U - пространственная ограниченность нашего тела

Эрнст Мах опубликовал книгу: Механика в её историческом развитии / Die Mechanik in ihrer Entwicklung, где, в том числе, на многочисленных примерах из истории механики показал, как частные формулы постепенно заменяются более общими...

«Представление об экономии нашего мышления развилось у меня с опытом преподавателя, в практике преподавания. Оно было у меня уже, когда я приступил к своим лекциям в 1861 году в качестве приват-доцента и - что вполне простительно - полагал тогда, что я один обладаю им.

В настоящее время я, напротив того, убеждён в том, что, по меньшей мере, предчувствие этого взгляда должно было быть общим достоянием всех учёных исследователей, задумывавшихся вообще о процессе исследования, как таковом. Выражение этого взгляда может получить ещё весьма различные формы. Так, основной мотив простоты и красоты, столь ясно выступающий у Коперника и Галилея , я признал бы не только эстетическим, но и экономическим. И в «Правилах философствования» («Regulae Philosophandi») Ньютона является существенной точка зрения экономическая, хотя экономический принцип не выражен здесь вполне ясно, как таковой».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 418-419.

В Введении к книге Эрнст Мах указывает:

«Переход к систематическому научному познанию и пониманию фактов возможен лишь тогда, когда развились уже особые сословия, ставящие себе задачей жизни удовлетворение определённых потребностей общества. Такое сословие занимается особыми классами процессов природы. Но лица этого сословия сменяются: выступают из него старые члены и вступают новые. И вот возникает необходимость сообщить новопоступающим существующий уже опыт, возникает необходимость сказать им, от каких обстоятельств собственно зависит успех при преследовании той или другой цели. Только получив такое сообщение, человек бывает вынужден к точному размышлению, что каждый человек может наблюдать на себе самом ещё и в настоящее время. С другой стороны, то, чем старые члены сословия занимаются по привычке, новопоступающему члену кажется чем-то необычным и побуждает его к размышлению и исследованию. Если хотят познакомить человека с известными явлениями или процессами природы, то для этого существуют два пути: или заставляют его самого наблюдать их, но тогда здесь нет никакого преподавания, или приходится описать ему каким-либо образом процессы природы, чтобы сберечь для него труд самому сызнова проделать каждый опыт. […] ...раз усвоена способность узнавать эти постоянные элементы в самых многообразных процессах, видеть их в последних, то это приводит к обобщающему, единому, свободному от противоречий и лёгкому постижению фактов. Раз дело дошло до того, что мы везде замечаем одни и те же немногие простые элементы, сочетающиеся привычным для нас образом, они представляются нам чем-то знакомым, что не является уже для нас неожиданностью, что не чуждо и не ново нам в явлениях; мы чувствуем себя свободными, наблюдая их, они нас более не смущают, они уже не запутаны, они объяснены. Здесь происходит процесс приспособления наших мыслей к фактам действительности.

Экономия сообщения и понимания составляет сущность науки , в ней заключается успокаивающий, разъясняющий и эстетический момент последней, и она же ясно указывает на историческое происхождение науки. Первоначально всякая экономия непосредственно направлена только на удовлетворение физических потребностей. Для ремесленника и ещё более для исследователя кратчайшее, простейшее, достижимое с наименьшими духовными жертвами познание определенной области процессов природы само становится экономической целью. Хотя оно первоначально было средством к цели, тем не менее, раз соответствующие духовные склонности развились и требуют удовлетворения, познание становится целью, пред лицом которой о физической потребности совсем более не думается.

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 13-14.

В заключительной главе «Экономия науки» Эрнст Мах пишет:

«Задача всей и всякой науки - замещение опыта или экономия его воспроизведением и предвосхищением (Vorbildung) фактов в наших мыслях. Опыт, воспроизведенный в наших мыслях, легче под рукой, чем действительный опыт, и в некоторых отношениях может этот последний заменить. Эта экономическая функция науки, пронизывающая всё её существо, ясна уже из самых общих рассуждений. С познанием экономического характера науки . Сообщение науки при помощи преподавания имеет дело сэкономить для индивидуума опыт сообщением ему опыта другого индивидуума . Более того, опыт целых поколений сохраняется в виде письменных памятников в библиотеках и усваивается таким образом дальнейшими поколениями, благодаря чему повторение его этими последними становится ненужным».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 408.

Физика