Скрещивание гибридов с рецессивной особью называется. Наследование признаков при моногибридном скрещивании

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Лекция 2 . М оногибридно е скр е щивани е

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МОНОГИБРИДНО Е СКРЕЩИВ А НИ Е

План

1. Закономерности открытые Г. Менделем

2. Моногибридное скрещивание

3. Наследование при неполном доминировании

4. Кодоминирование

1. Зако номерности открытые Г. Менделем

мендель скрещивание доминирование

Основополагающим методом изучения наследования явился метод, разработанный Грегором Менделем. О результатах своей работы он сообщил 8 февраля и 8 марта в 1865г. обществу естествоиспытателей в г. Брно.

Мендель положил в основу генетического анализа принцип изучения наследования отдельных пар признаков.

Одной из особенностей исследования Менделя был подбор исходных родительских форм. Для скрещивания он брал растения, различающиеся по одной, двум или трем парам контрастных признаков.

Вторая особенность метода заключалась в использовании количественного учета гибридных растений, различающихся по отдельным признакам, в ряду последовательных поколений.

Третьей особенностью метода Менделя было применение индивидуального анализа потомства от каждого растения в ряду поколений. Перечисленные простые приемы наследования явились новым методом изучения наследственности, открывшим целую эпоху.

Успеху работы Менделя способствовал и продуманный выбор объекта. Объектом своих работ Мендель избрал различные сорта самоопыляющихся растений - гороха.

Несмотря на успешное завершение опытов Менделя, его открытие не было понято современниками. Признание нового метода изучения наследственности и обнаружения основных закономерностей наследственных свойств и признаков произошло лишь в 1900г.

Прежде чем перейти к изложению анализа наследования признаков, усвоим некоторые сокращения, принятые в генетике.

Для генетического анализа наследования тех или иных признаков организма при половом размножении необходимо производить скрещивание двух особей разных полов.

Скрещивание в генетике обозначают знаком умножение «Х». При написании схемы скрещивания принято на первом месте ставить женский пол (обозначают + - зеркало Венеры), мужской пол > (щит и копье Марса). Родительские организмы, взятые в скрещивание, обозначают буквой Р . Потомство от скрещивания двух особей с различной наследственностью называют гибридными, а отдельную особь - гибридом. Гибридное поколение обозначают буквой F с цифровым индексом, соответствующим порядковому номеру гибридного поколения. Так первое поколение будет F 1, если гибридные особи скрещиваются между собой, то их потомство обозначают F 2 и т.д.

Родительские особи, взятые для скрещивания, могут отличаться как по одной контрастирующей паре признаков, так и по многим. Поэтому различают моногибридные и полигибридные скрещивания.

2. Моногибридное скрещивание

Моногибридным скрещиванием называют такое скрещивание при котором родительские формы различают лишь по одной паре альтернативных признаков. Например, материнское растение несет пурпурные цветки, а отцовское - белые, или наоборот.

Перед тем как производить скрещивание, необходимо убедиться в том, что избранные признаки родительских форм стойко наследуются в поколениях.

Родственные организмы воспроизводящие в ряду поколений одни и те же наследственно константные признаки, принято называть линией.

Скрещивание желт. х зел. желт.гладк. х морщ. гладк.

Следовательно, у гибрида первого поколения из каждой пары альтернативных признаков развивается только один. Это явление преобладания у гибрида признака одного из родителей Г. Мендель назвал доминирование.

Признак, проявляющийся у гибрида первого поколения и подавляющий развитие другого признака, был назван доминантным, противоположный, т.е. подавляемый признак - рецессивным.

Если гибриду первого поколения предоставить возможность самоопыляться, то в следующем поколении, т.е. в F 2 появляются растения с признаками обоих родителей. Это явление носит название расщепления.

Итак, проведя моногибридные скрещивания, Мендель установил следующие закономерности наследования:

1. У гибридов первого поколения проявляется только один из пары альтернативных признаков - доминантный, рецессивный же не проявляется. Это явление было названо первым законом Менделя, или законом единообразия гибридов первого поколения.

2. Во втором поколении гибридов появляются особи, как с доминантным признаком, так и с рецессивным. Отношение числа растений с доминантным признаком к числу растений с рецессивным признаком оказывается равным 3:1 . Это явление было названо вторым законом Менделя - законом расщепления.

В F 2 следует различать, во-первых, расщепление по внешнему проявлению признаков, которое выражается отношением 3:1, и, во-вторых, по наследственным задаткам, выражается соотношением 1:2:1. Первый тип расщепления называют расщеплением по фенотипу, а второй тип - по генотипу.

Термины «фенотип» и «генотип» введены в 1903г. В. Иогансеном.

Под генотипом понимают совокупность наследственных задатков, которыми обладает организм. Фенотип - это совокупность свойств и признаков организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа особи и окружающей среды.

Мендель впервые применил символическое обозначение генетики, где наследственные факторы, определяющие парные альтернативные признаки, обозначались буквами латинского алфавита.

В 1926 г. В. Иогансен предложил назвать такую пару признаков аллельной и отдельный фактор одной пары назвать аллелью.

Под термином доминантная или рецессивная аллель стали понимать альтернативное состояние одного и того же гена.

Доминантную аллель принято обозначать заглавными буквами, рецессивную аллель - строчными.

Константные формы: АА или аа, которые в последующих поколениях не дают расщепления, называют гомозиготными, а формы, дающие расщепление - гетерозиготными.

Как видно у гибридов первого поколения рецессивная аллель а хотя и не проявляется, но и не смешивается с доминантной А, а во втором поколении обе аллели вновь проявляются в «чистом» виде. Такое явление можно объяснить исходя из допущения, что гибрид первого поколения Аа образует не гибридные а чистые гаметы, при этом указанные аллели оказываются в различных гаметах.

Не смешивание аллелей каждой пары альтернативных признаков в гаметах гибридного организма называют явлением чистоты гамет, в основе которого лежит цитологический механизм мейоза.

Рис. Образование гамет, решетка Пеннета

Анализируя моногибридное скрещивание, мы не обращали внимание на то, какое из растений было материнским, а какое - отцовским.

Надо отметить, что иногда имеются различия в передаче наследственных свойств со стороны материнского или отцовского организма. Поэтому направление скрещивания принято указывать.

Скрещивание двух форм между собой в двух разных направлениях называют реципрокным.

Так, при скрещивании двух форм Р1 и Р2 в одном направлении Р1 - материнская форма, Р2 - отцовская форма, а во втором - наоборот.

Для генетического анализа может быть использован и другой тип скрещивания - скрещивание гибрида с одной из родительских форм, несущей данную пару аллелей в гомозиготном состоянии. Такой тип скрещивания называют - возвратным скрещиванием.

Значительный интерес представляет скрещивание гибрида с формой, гомозиготной по рецессивному гену. По характеру расщепления в потомстве от такого скрещивания можно проанализировать наследственную структуру гибрида по данному гену. Отсюда и скрещивание гибридного организма с исходной формой, гомозиготной по рецессивному гену получило название анализирующего скрещивания.

3. Наследование при неполном доминировании

Всеобщность закона доминирования уже вскоре после его переоткрытия была подвергнута сомнению на основании целого ряда фактов. Некоторые из генетиков говорили только о правиле доминирования. Дело в том, что для огромного числа признаков у растений и животных характерно неполное доминирование в F1. Такое неполноедоминированиеотмечалось по ряду признаков у гороха самим Менделем.

При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, но все особи этого поколения проявляют единообразие по данному признаку.

Примером неполного доминирования может служить промежуточная розовая окраска цветка у гибридов ночной красавицы.

При неполном доминировании в потомстве гибрида имеет место совпадение расщепления по фенотипу и генотипу (1:2:1).

Неполное доминирование оказалось широко распространенным явлением, и было отмечено при изучении наследования окраски цветка у львиного зева, окраски оперения у кур, шерсти крупного рогатого скота и овец, а также по многим другим признакам.

4. Кодоминирование

Бывает, что в потомстве F1 проявляются признаки обоих родителей; т.е. 2 аллеля из одной пары оказывают совместное действие. При этом ни один из них не является ни доминантным, ни рецессивным. Это так называемое кодоминирование (АА"). Примером кодоминирования служит наследование групп крови у человека. Если один из родителей имеет группу крови А, а другой - В, то в крови их детей присутствуют антигены, характерные и для группы А, и для группы В; наличие этих антигенов может быть установлено соответствующей (антигенной) реакцией.

Таблица. Группы крови системы АВО

Первая группа 0(I) детерминируется геном I0, вторая А(II) - IА, третья В (III) - IВ. Гены IА и IВ доминантны по отношению к I0 и в то же время кодоминантны и имеют совместное фенотипическое выражение: у особей IА IВ развивается четвертая АВ (IV) группа крови.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принципы решения генетических задач. Гомозиготные организмы как представители "чистых линий". Гетерозиготные организмы при полном доминировании. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков.

    методичка , добавлен 06.05.2009

    Опыты Грегора Менделя над растительными гибридами в 1865 году. Преимущества гороха огородного как объекта для опытов. Определение понятия моногибридного скрещивания как гибридизации организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков.

    презентация , добавлен 30.03.2012

    Гаметогенез и развитие растений. Основы генетики и селекции. Хромосомная теория наследственности. Моногибридное, дигибридное и анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование признаков, генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

    реферат , добавлен 06.07.2010

    Понятие дигибридного скрещивания организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков (по двум парам аллелей). Открытие закономерностей наследования моногенных признаков австрийским биологом Менделем. Законы наследования признаков Менделя.

    презентация , добавлен 22.03.2012

    Дигибридное и полигибридное скрещивание, закономерности наследования, ход скрещивания и расщепления. Сцепленное наследование, независимое распределение наследственных факторов (второй закон Менделя). Взаимодействие генов, половые различия в хромосомах.

    реферат , добавлен 13.10.2009

    Типы взаимодействия неаллельных генов. Теория Ф. Жакоба и Ж. Моно о регуляции синтеза и-РНК и белков. Дигибридное скрещивание при неполном доминировании. Неаллельные взаимодействия генов. Механизм регуляции генетического кода, механизм индукции-репрессии.

    реферат , добавлен 29.01.2011

    Представления о наследственности. Единообразие гибридов первого поколения. Скрещивание Менделя. Закон независимого наследования различных признаков. Гены-модификаторы и полигены. Построение генетических карт. Хромосомные аберрации по половым хромосомам.

    реферат , добавлен 06.09.2013

    Принципы передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам, вытекающие из экспериментов Грегора Менделя. Скрещивание двух генетически различных организмов. Наследственность и изменчивость, их виды. Понятие о норме реакции.

    реферат , добавлен 22.07.2015

    Типы наследования признаков. Законы Менделя и условия их проявления. Сущность гибридизации и скрещивания. Анализ результатов полигибридного скрещивания. Основные положения гипотезы "Чистоты гамет" У. Бэтсона. Пример решения типовых задач о скрещивании.

    презентация , добавлен 06.11.2013

    История развития генетики как науки. Ее основные положения. В основе генетики лежат закономерности наследственности, обнаруженные австрийским биологом Г. Менделем при проведении им серии опытов по скрещиванию различных сортов гороха. Генная инженерия.

Все живые организмы на Земле при половом размножении способны передавать часть своих внешних и внутренних признаков потомкам. Австрийский биолог и ботаник, основоположник учения о наследственности Г. Мендель установил, что передача этих признаков происходит по определенной закономерности, которая всегда повторяется при соблюдении определенных условий.

Понятие про гены и аллели

Микробиология установила, что в состав клеток организмов входит сложная молекула ДНК, которая отвечает за то, чтобы клетки всегда получались одинаковыми. Эта молекула имеет двойную скрученную цепочку, при частичном расщеплении которой можно считать наследственную информацию. Такие участки называются генами. Один ген отвечает за один конкретный признак, который имеет внешнее проявление. Клетки, в которых находится целостная наследственная информация, называются зиготами. Но в половых клетках присутствует не полный набор генов, а лишь их половина. Они называются гаметами. Только две гаметы дают полноценную зиготу, в которой встречаются оба гена из одной пары по определенному признаку. Но один из них может иметь более сильный характер и влиять на тот, что слабее. Такие варианты генов называются аллелями.

Доминирование генов

Ученые установили, что один ген из пары может быть более сильным относительно другого. Это влияние хорошо проявляется на фенотипном уровне, то есть заметно при внешнем анализе невооруженным глазом. Такими фенотипными признаками выступают цвет и форма цветка, цвет и размер семян, время созревания урожая, рост растения. Именно эти признаки использует моногибридное скрещивание, чтобы получить растения или животных определенного цвета или размера. Путем опытов генетики и селекционеры определяют, какой признак считается более сильным, и его называют доминантным. Противоположное ему проявление гена называется рецессивным. Чтобы признак во всех поколениях проявлял себя одинаково, необходимо, чтобы изначальные родители были носителем чистого гена.

Условные обозначения

Чтобы решать задачи на моногибридное скрещивание, необходимо использовать некоторые условные обозначения. Еще Г. Мендель предложил доминантный аллель обозначать заглавной буквой (А), а рецессивный - строчной (а). Организмы с одинаковыми аллелями называются - гомозиготными, а с разными, соответственно, гетерозиготными. На конкретном примере это выглядит так: алая окраска цветка гороха - доминантный признак, а белый - рецессивный. Гомозиготный организм будет иметь аллели АА или аа. В каждом из них проявится либо алый, либо белый цвет. Родительские клетки обозначаются буквой Р. Все следующие поколения будут иметь обозначения F1, F2, F3 и далее, где цифра указывает на последовательность поколений относительно изначальной пары родителей. Но на практике большого количества поколений не определяют, поскольку каждое предыдущее выступает родительским для скрещивания, а зная его законы, совсем несложно выбрать те образцы, которые несут гомозиготный ген.

Законы скрещивания

Благодаря опытам Г. Менделя сегодня мы знаем, что моногибридное скрещивание - это размножение растений и животных, которые отличаются друг от друга по одному явному признаку, выраженному разными аллелями одного гена. Если взять гомозиготных родителей, к примеру коров, у которых черный цвет шерсти - доминантный признак (А), а красный - рецессивный (а), то в первом поколении получим всех особей черного цвета (Аа). Это объясняется тем, что более сильный аллель гена не дал проявиться фенотипному признаку более слабого. Но уже в следующем поколении будут представители как гомо-, так и гетерозиготных особей. По фенотипу они проявятся как 3:1, но на уровне генотипа они будут представлены в соотношении 1:2:1, то есть 1(АА):2(Аа):1(аа). Результаты дальнейших скрещиваний будут зависеть от того, особи с каким генотипом участвуют в процессе.

Промежуточное доминирование

Не всегда моногибридное скрещивание дает однозначный результат. Иногда на уровне фенотипа можно наблюдать промежуточный результат по обоим признакам. К примеру, гетерозиготные растения с признаками красный-белый цветок довольно часто дают гетерозиготный розовый цвет. Ученые объясняют это тем, что один ген отвечает за абсолютное проявление цвета, а второй - за полное его отсутствие. В результате скрещивания оба они пытаются добиться своего результата, но в конце концов получается промежуточный цвет. Промежуточное доминирование дает нестойкий результат, который в последующих поколениях сохраняется только у 50% особей, в соответствии с законом Г. Менделя 1:2:1.

Расщепление при моногибридном скрещивании

Процесс, в результате которого из однотипных по фенотипу родительских особей получаются разнотипные, называется расщеплением. Как уже описывалось выше, гетерозиготные организмы в следующих поколениях обязательно дают гомозиготных и гетерозиготных потомков. Генетики используют эти данные, чтобы в будущем отсеивать особей с нежелательными признаками. Это достигается путем скрещивания гетерозиготного организма с гетерозиготным. На схеме это выглядит так: АА + Аа дает все организмы с доминантным признаком на уровне фенотипа. Следовательно, никакого расщепления не происходит. Именно по этой причине селекционеры проводят скрещивание, казалось бы, совсем не похожих организмов. На самом деле они обогащают генотип доминантными генами.

Дигибридное скрещивание

В чистом виде моногибридное скрещивание используется не всегда. Это связано с тем, что часто селекционерам необходимо стабильно сочетать два и более признака в одном экземпляре. Г. Мендель проводил эксперименты и с дигибридным скрещиванием. Для примера: у него был горох желтого и зеленого цвета, с гладкой и морщинистой кожурой. При этом виде скрещивания необходимо учитывать две пары алеллей, что дает большее разнообразие результатов, чем при моногибридном скрещивании. Но и здесь есть свои закономерности. Зная их, можно спрогнозировать, какие результаты даст дигибридное скрещивание. Задачи такого рода учатся решать на старших курсах специализированных университетов.

Примеры генетических задач

А вот моногибридные задачи решаемы даже при малейшем понимании законов генетики. К примеру, у морских свинок гладкая шерсть является доминантным признаком (А), кудрявая шерсть - рецессивным (а). Промежуточное доминирование по этому признаку не проявляется. Какой будет шерсть потомства первого и второго поколений, если скрещивать чистопородную свинку с кудрявой? Ответ прост: в первом поколении все особи будут с гладкой шерстью, поскольку все они получаются с гетерозиготным фенотипным признаком. Во втором же поколении на каждые 3 морские свинки с гладкой шерстью родится одна с кудрявой. На генотипном уровне получатся две монозиготные особи с доминантным и рецессивным признаком, и две гетерозиготные с проявлением доминантной структуры шерсти. Второй пример, однотонный цвет кожуры арбуза - рецессивный признак (а). Как получить в первом поколении арбузы без полосочек (аа)? Ответ: чтобы точно добиться такого результата, необходимо скрещивать арбуз с гетерозиготным полосатым растением. В таком случае половина первого поколения будет иметь монозиготные признаки (аа). Вот так на практике проявляется и используется моногибридное скрещивание в селекции.

Моногибридное скрещивание - скрещивание форм, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков. При этом скрещиваемые предки являются гетерозиготными по положению хромосомы в аллели.

Моногибридное наследование представляет собой пример наследования единственного признака (гена), различные формы которого называют аллелями . Например, при моногибридном скрещивании между двумя чистыми линиями растений, гомозиготных по соответствующим признакам - одного с жёлтыми семенами (доминантный признак), а другого с зелёными семенами (рецессивный признак), можно ожидать, что первое поколение будет только с жёлтыми семенами, потому что аллель жёлтых семян доминирует над аллелью зелёных. При моногибридном скрещивании сравнивают только один характерный признак.

Источник: Википедия

Грегор Мендель (1822 - 1884 ) - выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Грегор Мендель проводил опыты с горохом. Серди большого количества сортов он выбрал для первого эксперимента два, отличающихся по одному признаку. Семена одного сорта гороха были желтые, а другого - зеленые. Известно, что горох, как правило, размножается путем самоопыления и поэтому в пределах сорта нет изменчивости по окраске семян. Используя это свойство гороха, Г. Мендель произвел искусственное опыление, скрестив сорта, отличающиеся цветом семян (желтым и зеленым). Независимо от того, к какому сорту принадлежали материнские растения, гибридные семена оказались только желтыми.

Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании

Изобразим моногибридное скрещивание в виде схемы. Символ обозначает женскую особь, символ - мужскую, х - скрещивание, P - родительское поколение, F 1 - первое поколение потомков, F 2 - второе поколение потомков, A - ген, отвечающий за доминантный желтый цвет, а - ген, отвечающий за рецессивный зеленый цвет семян гороха (рис. 1).

Из рисунка видно, что в каждой гамете родительских особей будет по одному гену: в одном случае A , в другом - а . Таким образом, в первом поколении все соматические клетки будут гетерозиготными - Aa . В свою очередь, гибриды первого поколения с равной вероятностью могут образовывать гаметы A или a . Случайные комбинации этих гамет при половом процессе могут дать следующие варианты: AA, Aa, aA, aa . Первые три растения содержащие ген A , по правилу доминирования будут иметь желтые горошины, а четвертое - рецессивная гомозигота aa - будет иметь зеленые горошины.

САДЫКОВ БОРИС ФАГИМОВИЧ, к.б.н., доцент. Подготовка по Скайпу к сдаче ЕГЭ в 2020 году. [email protected]; +7 (927) 32-32-052

Posted on 16.11.2011 by Борис Садыков

Хочу вас обрадовать. Я написал по тем основным положениям генетики, освоив которые, вы без труда научитесь понимать решение генетических задач любой сложности.

В данной статье помещены лишь самые простые генетические задачи по моногибридному скрещиванию. Хотя для большинства из вас решение их не вызовет затруднений, но они нужны нам в основном в методическом плане.

Проследив логику рассуждений на простых примерах, вы сможете применить ее и к более сложным заданиям. Моногибридное скрещивание — основа основ понимания вами всей генетики в дальнейшем. Чтобы ваши знания были более полными в целом, «фундамент» должен быть прочным.

Различных руководств по решению генетических задач очень и очень много. Но большинство из них это простые задачники: есть условие задачи, есть ответ.

Могут быть и пособия с краткими пояснениями. Но эти пояснения оказываются полезными лишь тем, кто и так уже довольно хорошо понимает как надо решать.

Я же, как репетитор по биологии, постараюсь на примере многих возможных типов заданий по генетике, преподнести разъяснение решений различных задач наиболее подробно. В общем моя функция: разъяснить как решать задачи по генетике тем, кому кажется, что это что-то очень трудное, но они непременно хотели бы научиться решать самостоятельно.

В моей платной книге « « , подробно разбираются задачи:

* по Менделевским типам скрещивания (моногибридному и дигибридному);

* по Моргану на сцепленное наследование (с кроссинговером и без кроссинговера);

* по наследованию, сцепленному с полом

* и по анализу родословных.

Примеры, приводимых мною заданий по моногибридному скрещиванию очень различаются по сложности. Советую сначала, прочитав условие задачи, решать ее самостоятельно и лишь в случае затруднения с решением читать мои пояснения (порой они слишком развернутые и тем, кто разбирается, конечно, покажутся через чур подробными).

Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. У них родился голубоглазый ребенок. Определите генотипы родителей и вероятность рождения ребенка с карими глазами.

Задача 2. Вы знаете, что полидактилия (шестипалость) — доминантный признак

Полидактилия у человека является доминантным признаком, а нормальное строение кистей рук – признак рецессивный. От брака гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной, имеющей нормальное строение кистей рук, родились два ребенка: пятипалый и шестипалый. Каков генотип этих детей?

Задача 3. На неполное доминирование

У человека курчавые волосы – доминантный признак, а прямые (гладкие) рецессивный признак. У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?

Задача 4. Объясняющая, что такое анализирующее скрещивание

У человека доминантный ген вызывает аномалию развития скелета, выражающуюся в изменении костей черепа и редукции ключиц. Женщина с нормальным строением скелета вышла замуж за мужчину, страдающего данной аномалией. Ребенок от этого брака имел нормальное строение скелета. Можно ли по фенотипу ребенка определить генотип его отца? Ответ обоснуйте.

Задача 5. Микросомия гемифациальная

Микросомия гемифациальная сопровождается односторонней аномалией ушной раковины с недоразвитием нижней челюсти на той же стороне. Определяется аутосомным доминантным геном. Какое потомство можно ожидать от брака супругов гетерозиготных по данной патологии.

Задача 6. Когда может родиться кто угодно

Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были также кареглазыми, но сестра – голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребенок? Какой закон действует в данной ситуации? Назовите и сформулируйте его.

Решения этих задач подробно разбираются в моей платной книге « «.

Примеры решений некоторых типичных задач на моногибридное скрещивание

Задача1. Из семян плодов томатов красного цвета фермер получил растения с плодами красного цвета и растения с плодами желтого цвета. Красный цвет определяется доминантным геном.

а) назовите цвет плодов томатов, составляющих три четверти полученного урожая

б) выберите правильный вариант ответа. П олученный результат является доказательством: 1) закона единообразия; 2) закона расщепления признаков

в) сформулируйте Менделевский закон, выбранный в предыдущем задании

а) Так как от растений с красными плодами получились растения и с красными, и с желтыми плодами, значит красный цвет определяется доминантным аллелем А , а желтый — рецессивным а -малое. Очевидно и то, что получить от растений с красными плодами растения и с красными, и с желтыми плодами, возможно, если генотип растений томата с красными плодами был гетерозиготным: Аа х Аа (получим по фенотипу 3А- к 1аа или на 3 части красных томатов 1 часть желтых).

б) это 2) закон расщепления признака (ни в коем случае «не признаков», а именно признака, так как речь идет о моногибридном скрещивании, когда рассматривается характер наследования всего одного признака - в данном случае это цвет плодов томатов, который может быть красным или желтым)

в) Уже более 100 лет этот второй закон Менделя: «закон расщепления признака в потомстве второго поколения в соотношении 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу» .

Вот в третьем законе Менделя, «закон независимого наследования признаков », установленном им при дигибридном скрещивании, действительно речь идет о характере наследования двух разных признаков.

Задача 2. У пшеницы красная окраска колоса доминантная по отношению к белой. Гетерозиготное красноколосое растение скрещено с белоколосым. В F2 получено 28 растений.

1.Сколько типов гамет может образовать красноколосое растение?

2.Сколько типов гамет может образовать белоколосое растение?

3.Сколько растений F2 будут гетерозиготными?

4.Сколько растений F2 могут быть красноколосыми?

5.Сколько разных генотипов может быть в F2

6.Продемонстрируйте проявление законов Менделя на результатах задачи.

Обозначим А - аллельный ген, ответственный за проявление красной окраски колоса пшеницы; а — аллельный ген, ответственный за проявление белой окраски колоса пшеницы. Тогда генотип красноколосого растения будет АА или Аа ; генотип белоколосого только аа .

1. 2 гаметы «А » и «а »; 2. Одну гамету «а »; 3. Из 28 растений гетерозигот с генотипом Аа будет половина, 14 штук; 4. Все гетерозиготы и есть красноколосые, их 14 штук; 5. 2 генотипа Аа и аа ;

6. P: Aa x aa

G: … A,a … a

Гетерозигота Аа будет по фенотипу красноколосым растением (Это 1 закон Менделя, закон единообразия гибридов первого поколения. Или закон доминирования одного аллельного гена над другим).

Продемонстрировать на условии этой задачи второй закон Менделя (а тем более третий для дигибридного скрещивания) не удастся. Для демонстрации второго закона, закона расщепления признака в потомстве в отношении 1:2:1 по генотипу и 3:1 по фенотипу, надо скрещивать две гетерозиготные особи друг с другом (или провести самоопыление), то есть скрестить Аа х Аа.

Задача 3. У голубоглазого мужчины родители имеют карие глаза, он женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать голубые. От этого брака родился голубоглазый ребёнок. Определить генотипы всех упомянутых лиц со стороны родителей.

Обозначим: А — доминантный аллель, ответственный за проявление карих глаза; а — рецессивный аллель, ответственный за проявление голубые глаз.

У мужчины голубые глаза, значит его генотип — aa . Поэтому оба его родителя обладали рецессивным аллелем а — малое. Поскольку у них у обоих карие глаза, то их генотип был гетерозиготным Аа.

У женщины карие глаза, значит в ее генотипе присутствует аллель A . Аллель a — малое также присутствует, так как у неё родился голубоглазый сын — aa (а значит один из рецессивных аллельных генов унаследован от неё). Генотип матери этой женщины — aa , генотип отца этой женщины мог быть как АА. так и Аа .

Итак, генотипы всей семьи запишутся так:
aa — мать женщины
A- — отец женщины
Aa — мать мужчины
Aa — отец мужчины
Aa — женщина
aa — мужчина
aa — их сын

Задача 4. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения ребенка с длинными ресницами?

Обозначим: А - аллельный ген, ответственный за проявление признака длинных ресниц; а - короткие ресницы.

Определим генотип женщины. Очевидно, что она была гетерозиготой Аа , так как от отца ей достался аллельный ген а — малое, но сама то она была фенотипически с длинными ресницами.

Генотип мужчины мог быть только - аа .

Значит вероятность рождения ребенка с длинными ресницами в этом браке составляет 50%.

Задача 5. При разборе судебного дела по установлению отцовства суду была предоставлена справка о том, что мать имеет вторую группу крови, ребенок четвертую, а предполагаемый отец — третью. К какому выводу должен придти суд?

В. Решение генетических задач | аллельные гены анализирующее скрещивание гетерозигота гомозигота доминантные гены микросомия гемифациальная моногибридное скрещивание наследование признаков неполное доминирование полидактилия репетитор биологии по Скайпу репетитор по биологии рецессивные гены решение генетических задач чистые линии шестипалость |

Моногибридное скрещивание - это скрещивание, для которого характерным является отличие родительских форм друг от друга по имеющейся одной паре альтернативных, контрастных признаков. Признаком называют любую особенность организма, любое его свойство либо качество, по которому возможно различить особи. У растений таким свойством является, например, форма венчика (асимметричный или симметричный), его окраска (белый или пурпурный) и т. д. К признакам относят также скорость созревания (позднеспелость либо скороспелость), а также стойкость либо восприимчивость к тем или иным заболеваниям.

Все свойства в совокупности, начиная с внешних и заканчивая определенными особенностями в функционировании или структуре клеток, органов, тканей, называются фенотипом. Данное понятие может быть использовано и по отношению к одному из имеющихся альтернативных признаков.

Проявление свойств и признаков осуществляется под контролем существующих наследственных факторов - другими словами, генов. В совокупности гены формируют генотип.

Моногибридное скрещивание по Менделю представлено скрещиванием гороха. При этом имеют место такие достаточно хорошо заметные альтернативные свойства, как белые и зеленая и желтая окраска незрелых бобов, морщинистая и гладкая поверхность семян и прочие.

Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель, австрийский ботаник Х I Х в., выяснил, что в первом поколении (F1) все гибридные растения обладали цветками пурпурного оттенка, белая же окраска не проявилась. Так был выведен первый о единообразии образцов первого поколения. Кроме того, ученый установил, что в первом поколении все образцы являлись однородными и по всем семи исследуемым им признакам.

Таким образом, моногибридное скрещивание предполагает для особей первого поколения наличие альтернативных признаков только одного родителя, в то время как свойства другого родителя как бы исчезают. Преобладание свойств Г. Мендель назвал доминированием, а сами признаки - доминантными. Не проявляющиеся качества ученый назвал рецессивными.

Проводя моногибридное скрещивание, Г. Мендель подверг самоопылению выращенные гибриды первого поколения. Сформировавшиеся в них семена ученый высеял снова. В итоге он получил следующее, второе поколение (F2) гибридов. В полученных образцах отмечалось расщепление по альтернативным признакам в примерном соотношении 3:1. Другими словами, три четверти особей второго поколения имели доминантные свойства, а одна четверть - рецессивные. В результате этих опытов Г. Мендель сделал вывод, что рецессивный признак в образцах был подавлен, но не исчез, проявившись во втором поколении. Данное обобщение получило название «Закон расщепления» (второй закон Менделя).

Дальнейшее моногибридное скрещивание ученый проводил с целью выявить, как будет происходить наследование в третьем, четвертом и следующих поколениях. Он выращивал образцы, используя самоопыление. В результате опытов было выявлено, что растения, признаки которых являются рецессивными (белые цветки, к примеру), в последующих поколениях осуществляют воспроизведение потомства только с этими (рецессивными) свойствами.

Несколько по-другому повели себя растения второго поколения, свойства которых были названы Г. Менделем доминантными (обладатели, например, пурпурных цветков). Среди этих образцов ученый, анализируя потомство, выявил две группы, имеющие абсолютные внешние различия по каждому определенному признаку.

Для особей, отличающихся по двум признакам, применяется Задачи по определению сравнительно просты, при их решении применяются законы Менделя.

Формулы