Программа по коррекции системного недоразвития речи. Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи у старших дошкольников» (1-ый год обучения)

Развитие ребенка" href="/text/category/razvitie_rebenka/" rel="bookmark">развитие ребенка , затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Логопедическое сопровождение в условиях коррекционной школы VIII вида направлено на создание благоприятного климата для развития у младших школьников коммуникативных навыков в различных ситуациях общения, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

В настоящее время значительно увеличилось количество поступающих в школу учащихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени.

Характеристика учащихся специальных классов
с системным недоразвитием речи тяжелой степени

Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения, грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Речь малопонятна или непонятна для окружающих. Фонематическое восприятие не развито.

Понимают элементарные бытовые инструкции, требующие выполнения одного действия. Затрудняются в использовании дифференцированных жестов, мимика недостаточно выразительна. Отсутствует инициативность речевого поиска в процессе общения.


Уровень становления понимания речи у большинства учащихся – номинативный. Ориентируются в названиях некоторых предметов (изображенных на картинках) по темам «Игрушки», «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Одежда». Названий частей предметов не знают.

Затруднено понимание действий, изображенных на сюжетных картинках. Не понимают значение слов «большой», «маленький». Большинство учащихся названия основных цветов не знают, показывают наугад. Отсутствует понимание направленности действия, объекта и места действия.

Затруднено выполнение инструкций, связанных с пространственным расположением предметов, выполнение двух - трех действий, выраженных в одной просьбе. Грамматические формы множественного и единственного числа существительных и глаголов не различают. Не понимают значений уменьшительно – ласкательных суффиксов, значений префиксальных изменений глагольных форм. Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимодействия двух предметов, отсутствует.

У некоторых учащихся наблюдается ситуативный уровень понимания речи. Они понимают просьбы, связанные с обиходными предметным миром. Знают имена своих близких и названия своих игрушек, могут показать части тела у себя, но не различают по словесной инструкции изображений предметов, игрушек, хорошо знакомых им в быту.

Экспрессивная речь:

1) несколько правильно произносимых слов (мама, папа, да);

2) слова – звукоподражания (пи-пи, му);

3) слова – фрагменты (сё – слон, ко – конь, ма – морковка);

4) небольшое количество контурных слов, с сохранением количества слогов при неправильном оформлении их звукового состава (вапа – лампа, сяка – чашка, кука - кукла).

Фразовая речь представлена однословными и (реже) двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована.

Цель программы: расширение представлений об окружающем мире, формирование произносительных навыков, умений пользоваться речью как средством коммуникации.

Основные задачи программы:

1. Формирование положительного эмоционального настроя детей на совместную деятельность.

2. Развитие способности использовать невербальные компоненты коммуникации.

3. Развитие слухового восприятия, речевого слуха, слухового внимания и памяти.

4. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, артикуляционной моторики.

5. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

6. Развитие сенсорно - перцептивной деятельности.

8. Развитие умения соотносить предметы, действия и признаки со словесными обозначениями (пассивный словарь);

9. Формирование умения называть предметы и простые действия (активный словарь).

10. Развитие умения сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой.

11. Формирование фразовой речи (предложения из 2-3 слов).

12. Формирование первичных коммуникативных навыков.

Методологические и теоретические основы программы

Программа опирается на следующие принципы коррекционной деятельности :

· системности (взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонема тические процессы, лексику и грамматический строй речи);


· патогенетический (учёт механизмов нарушений устной речи);

· онтогенетический;

· учёта симптоматики и степени выраженности нарушения;

· опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие;

· постепенного усложнения речевого материла и зданий с учетом «зоны ближайшего развития» (по);

· системности;

· общедидактические (доступности, наглядности, учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, сознательности и активности).

Теоретической основой программы является теория о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребёнка, учения, и о сложной структуре речевой деятельности.

Значимой теоретической основой являются исследования, в которых рассмотрены этапы развития нормальной детской речи, представлена последовательность появления в речи ребёнка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления. Важным для разработки программы являются исследование, о поэтапном формировании умственных действий.

Работа по программе осуществляется в соответствии с «Рекомендациями по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» (письмо Министерства образования Российской Федерации от 01.01.2001 №29 2194-6).

При логопедическом воздействии применяются различные практические методы и приемы: упражнения и игры (дидактические, подвижные, драматизации), показ действий или способов выполнения задания. Подражательно – исполнительские упражнения выполняются детьми в соответствии с образцом. При выполнении упражнения практического характера (дыхательных, голосовых, артикуляторных) на начальных этапах усвоения используется показ действий, затем – показ сочетается со словесными указаниями, при повторении наглядный показ заменяется словесным обозначением. Широко используются конструктивные упражнения во время работы по уточнению оптико – пространственных дифференцировок (конструирование фигур, букв).

Программа предусматривает применение электронных игр и игровых упражнений, раздел «Неречевые звуки» комплекса ИИСС (Единая коллекция ЦОР), электронных ресурсов, созданных в среде программ Microsoft PowerPoint, LearningApps. org.

Программа направлена на развитие здоровьесберегающих навыков , предусматривает применение: физминуток, упражнений для профилактики нарушений зрения (элементы методик, Бейтца), осанки, гимнастики по развитию мелкой моторики, релаксационных упражнений.

Межпредметные связи.

Чтение:

· упражнения по развитию слухового внимания и речевого слуха;

· игры по развитию подвижности органов артикуляционного аппарата, речевого дыхания и голоса, выразительности устной речи;

· подготовка к изучению звуков и букв;

· выделение первого ударного гласного звука в слове, первого или последнего согласного звука в слове (м, с, х, п, н, в, т);

· составление из разрезной азбуки и чтение звуковых комплексов, прямых и обратных слогов;

· коллективное заучивание чистоговорок.

Устная речь :

· понимание и выполнение простых поручений по словесной инструкции;

· расширение и активизация словарного запаса по изучаемым лексическим темам;

· обучение соблюдению речевого этикета (слова: здравствуйте, спасибо, извините и др.).

Математика :

· конструирование из геометрических фигур;

· слова, обозначающие величину;

· слова, обозначающие количество;

· согласование существительных с числительными один, два .

В свою очередь, правильные речевые навыки учащихся, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются в течение учебного года на всех уроках.

Формы работы

Программа предполагает проведение работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Примерное количество часов первого и второго года коррекционного обучения 240 часов (подгрупповых занятий - 120 часов, 2 часа в неделю, индивидуальных занятий – 120 часов* , 2 часа в неделю).

* Возможно увеличение или уменьшение количества часов индивидуальных занятий в зависимости от состава конкретной группы учащихся.

Программа первого года обучения предусматривает 3 этапа коррекционной работы : подготовительный, начальный и тренировочный. Программа второго года коррекционной работы – продолжение тренировочного этапа.

Программа разработана по концентрическому типу, задачи ее разделов на каждом следующем этапе усложняются.

Материал закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение вербальных и невербальных средств общения, а, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

На всех этапах коррекционно-логопедической работы уделяется особое внимание развитию сенсорного восприятия у детей. Первоклассники знакомятся с разнообразием форм, звуков, движений, учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов, чтобы ребенок пользовался сформированными на предметном материале перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (экспрессивных жестов, мимических движений, эмоциональных состояний).

Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходит расширение словарного запаса, его систематизация.

Поскольку в формировании и развитии устной речи детей большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного развития, в коррекционно-логопедической работе используются игры - упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

Критерии успешности реализации программы

1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для эффективного внедрения программы.

2. Внедрение новых педагогических технологий: коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих, ИКТ.

3. Организация взаимодействия всех участников коррекционно - образовательного процесса (логопеда, педагогов, обучающихся, родителей), направленного на устранение речевых нарушений у обучающихся.

Коррекция системного недоразвития речи тяжелой степени у учащихся специального класса (групповые занятия)

Групповые занятия – 120 часов (2 часа в неделю)

I этап - подготовительный (15часов)*

Формирование положительного эмоционального настроя ребенка на совместную деятельность. Использование различных видов неречевой деятельности (рисование, игра). Обыгрывание звуковых реакций с помощью эмоционально – смыслового комментария игр.

Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих. Привлечение внимания к звучащему предмету. Различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов. Произношение и узнавание гласных звуков а, о, у, и.

Понимание жестов и выразительных движений, сочетающихся со словесной инструкцией и без нее. Выполнение действий по невербальной инструкции.

Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, дай, на).

Развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики

Массаж пальцев рук. Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук. Упражнения на координацию и динамическую организацию движений. Артикуляторные движения (губ, челюсти, языка).

Нахождение и перемещений игрушек в пространстве кабинета. Составление картинки из 2 частей. Соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Конструирование по образцу.

Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой). Выделение цвета.

Развитие импрессивной речи:

Накопление пассивного предметного словаря: игрушки, учебные вещи, части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос); предметы одежды; предметы туалета (мыло, зубная щётка, полотенце, расчёска), класс, школа.

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).

Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам: спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, кричит, говорит, рисует).

Развитие экспрессивной речи:

Активизация речевого подражания слову педагога, в любых рече-звуковых выражениях.

II этап – начальный (30 часов)*

Развитие слухового восприятия:

Совершенствование действий в соответствии со звуковым сигналом. Определение местонахождения и направленности звука. Ознакомление с характером звучащих предметов. Различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов. Запоминание последовательности шумов. Реагирование на громкость звучания.

Подражание неречевым и речевым звукам. Произношение и узнавание согласных звуков м, п, т, к, х, с, н, б, д. Различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Развитие способности использовать невербальные компоненты коммуникации.

Понимание жестов и выразительных движений, сочетающихся со словесной инструкцией и без нее. Выполнение действий по невербальной инструкции. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на). Выбор знака к предъявляемому жесту. Дополнение фразы жестом или рисованным знаком. Ситуативный диалог с использованием мимики и жеста.

Имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх. Выполнение имитационных движений руками. Действия с воображаемыми предметами. Воспроизведение позы изображенного на картинке объекта. Выполнение имитационных движений.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, артикуляционной моторики

Прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.

Массажные движения. Проведение рукой ребенка по различным поверхностям. Узнавание на ощупь различной фактуры предметов.

Пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук. Артикуляционная и мимическая гимнастика. Упражнения на преодоление сопротивления. Формирование отдельных артикулем. Выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:

Нахождение и перемещение игрушек в пространстве кабинета. Соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Определение сторон собственного тела. Выработка навыков ориентировки. Выполнение действий с игрушками по инструкции. Определение недостающих частей у предметов по картинкам. Узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела. Запоминание изображений предметов. Фиксация изменений в расположении предметов. Запоминание расположения предметов на плоскости.

Конструирование по образцу, инструкции. Выделение фигуры из фона. Вычленение наложенных друг на друга предметов.

Развитие сенсорно - перцептивной деятельности:

Выделение цвета. Ознакомление с размером и формой. Соотнесение плоскостных и объемных фигур в различных игровых условиях. Выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой). Соотнесение цветного и контурного изображения предметов. Конструирование фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей. Классификация по цвету. Работа с доской Сегена.

Упражнений на расслабление шейной мускулатуры. Активизация мышц мягкого неба, имитация жевания. Тренировка носового выдоха.

Развитие произвольного речевого вдоха. Выработка комбинированного типа дыхания. Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи выдыхаемого воздуха. Различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.

Развитие импрессивной речи:

Соотнесение картинок со словесным обозначением.

Накопление пассивного предметного словаря (школа, класс, сад, огород, овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, продукты питания).

Соотнесение действий и глаголов, их обозначающих. Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, ест, пьёт), или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, гудит и т. д.)

Различение единственного и множественного числа некоторых существительных. Различение пространственного расположения (верх - низ, право - лево). Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.

Выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами. Выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты. Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Развитие экспрессивной речи:

Соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным проговариванием слов.

Побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб.

Автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду), отдельных штампов коммуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди).

Объединение усвоенных слов в двухсловные предложения.

III этап - тренировочный (75часов) *

Развитие способности использовать невербальные компоненты коммуникации:

Действия с воображаемыми предметами. Воспроизведение позы изображенного на картинке объекта. Выполнение имитационных движений.

Моделирование ситуаций, способствующих актуализации коммуникативно - значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на). Выбор знака к предъявляемому жесту. Дополнение фразы жестом или рисованным знаком. Ситуативный диалог с использованием мимики и жеста.

Развитие слухового восприятия.

Произношение и узнавание согласных звуков. Членение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы. Различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений. Проговаривание звукоподражаний, слов и двухсловных предложений с выразительными движениями и мимикой.

Развитие интонационной стороны речи (умения пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией)

Воспроизведение междометий в сопровождении различных произвольных движений, которыми в жизни пользуются для выражения радости, испуга, удивления.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:

Прослеживание лабиринтов. Анализ зрительного образа. Складывание модифицированных матриц Равена. Подбор вставок к предметным и сюжетным картинкам. Определение недостающих частей предметов. Выделение сходства и различия. Фиксация внимания на расположении предметов снизу, сверху, сбоку. Выделение фигуры из фона. Вычленение наложенных предметов (модифицированные и упрощенные фигуры Поппельрейтера). Воспроизведение последовательности с опорой на зрительный ряд. Выкладывание по памяти ряда предметов или геометрических фигур.

Развитие сенсорно - перцептивной деятельности.

Актуализация знаний основных геометрических форм, размеров (большой – маленький), цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Соотнесение плоскостных и объемных фигур в различных игровых условиях. Соотнесение цветного и контурного изображения предметов. Нахождение заданного цвета и формы в серии изображений. Конструирование фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей. Классификация фигур по цвету, размеру. Работа с доской Сегена.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.

Прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий. «Рисование» в воздухе рукой.

Массажные движения. Пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением. Активизация пассивных и активных движений пальцев рук.

Артикуляционная и мимическая гимнастика. Задания на имитацию положения рта, представленного на картинках. Автоматизация отдельных артикулем.

Упражнений на расслабление шейной мускулатуры.

Упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи выдыхаемого воздуха.

Развитие импрессивной речи:

Накопление пассивного предметного словаря: домашние животные, (кошка, собака, корова, лошадь - внешний вид, питание); дикие животные (лиса, заяц - внешний вид, питание), птицы (голубь, ворона, воробей - внешний вид).

Осень: похолодание, изменение окраски листьев на деревьях. Зима: холод, снег, снежинки. Весна: потепление сосульки, таяние снега, распускание почек.

Овощи, фрукты, ягоды. Деревья. Комнатные растения. Одежда. Обувь.

Узнавание предмета по его словесному описанию. Смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты. Выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Накопление пассивного глагольного словаря (названия действий, которые ребёнок совершает сам или неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, варит, моет, ест, пьёт, режет, наливает, выливает, гладит, пилит) Названия действий, которые совершают животные: мяукает, лакает, лает, грызёт, рычит, мычит, жуёт, ржёт).

Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик спит, бежит, сидит, играет).

Расширение объёма понимания чужой речи, накопления словарного запаса с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкреплённых предметным действием.

Различение единственного и множественного числа некоторых существительных. Различение величины (большой - маленький). Различение вкуса (сладкий - кислый).

Различение пространственного расположения (право-лево, спереди-сзади)

Обучение пониманию вопросов косвенных падежей.

Развитие произносительных навыков:

Узнавание и воспроизведение гласных на основе их беззвучной артикуляции. Пропевание звуковых рядов из гласных: ау-ауо-ауы

Произнесение согласных звуков с опорой на зрительный и двигательный анализатор.

Развитие экспрессивной речи:

Называние знакомых предметов по картинкам. Называние действий в повелительном наклонении.

Воспроизведение ритмического рисунка одно-, двух-, трёхсложных слов.

Сопряжённая, отражённая и хоровая речь с движениями.

Произнесение слогов в чистоговорках с договариванием и прохлопыванием.

Обучение построению трёхсловного предложения:

Форма винительного падежа существительных в единственном числе. Форма родительного падежа существительных в единственном числе со значением отсутствия.

Обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам.

Обучение пониманию вопросов по прочитанной логопедом сказке (со зрительной опорой) и ответы на них, повторение ответов.

Заучивание четверостиший (с опорой на картинки).

Требования к умениям учащихся**

I уровень

2. Выполнять простые поручения (два действия) по словесной инструкции.

4. Называть и показывать части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос).

6. Осуществлять классификацию предметов (одежда, посуда) по образцу.

7. Правильно произносить простые по артикуляции звуки, односложные и двусложные слова, трехсложные слова (без стечения согласных) состоящие из этих звуков.

8. Заучивать чистоговорки, потешки, проговаривать их отраженно и самостоятельно.

9. Употреблять слова речевого этикета.

10. Составлять простые предложения из 2-3 слов по сюжетным картинкам.

11. Складывать разрезную картинку из 4 частей.

12. Складывать пирамидку в прямом и обратном порядке.

II уровень

1. Слушать и понимать объяснения и указания логопеда.

2. Выполнять простые поручения (одно действие) по словесной инструкции.

3. Называть слова по предметным картинкам, наиболее распространенные действия по сюжетным картинкам (по изученным темам).

4. Показывать части тела, называть их с помощью логопеда.

5. Знать названия цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

6. Правильно произносить простые по артикуляции звуки, односложные и двусложные слова, состоящие из этих звуков.

7. Договаривать слова в разучиваемых потешках, стишках.

8. Употреблять слова речевого этикета.

9. Составлять простые предложения из 2 слов по сюжетным картинкам.

10. Складывать разрезную картинку из 2 частей.

11. Складывать пирамидку в прямом порядке.

* Количество часов каждого этапа может варьироваться (сокращаться или увеличиваться) в зависимости от степени выраженности речевых нарушений учащихся конкретной группы.

** Данные требования к умениям учащихся являются примерными, при составлении тематического планирования разрабатываются с учетом возможностей учащихся конкретной группы. Кроме этого, возможна индивидуализация требований к умениям каждого учащегося (при выраженных различиях в стартовых уровнях сформированности речи, в имеющихся потенциальных возможностях её развития).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

У умственно отсталых школьников наблюдается преобладание пассивного словаря, несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Выявляются искажения в употреблении падежей. Оказываются недостаточно сформированными синтаксические структуры предложений, морфологические формы словоизменения и словообразования.

Страдает связная речь, она характеризуется качественными особенностями. Такими, как ситуативность, вопросно-ответная форма и т. д.

Речевая активность умственно отсталых детей слаба и быстро истощаема. В их речи обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

Цель программы: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи, формирование связной речи, коррекция фонематического восприятия.

Задачи программы:

    Расширение словарного запаса учащихся:
    - обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

    Развитие и коррекция фонетико-фонематического восприятия:
    - формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов звукопроизношения.

    Работа по формированию и коррекции лексико-грамматического строя речи:
    - формировать умение точного соотнесения слова с предметом, действием, явлением;
    - формировать и корригировать знания учащихся о составе слова;
    - формировать умение грамматически правильного оформления речи.

    Развитие связной речи:
    - развитие навыков построения связного высказывания;
    - установление логики (связности, последовательности), четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
    - отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях общения (Передача содержания текста, сюжетной картины).

    Развитие и коррекция артикуляторной и мелкой моторики.

Предлагаемая программа ориентирована на оказание логопедической помощи детям младшего школьного возраста, имеющими системное недоразвитие речи, способствует коррекции коммуникативных умений обучающихся.

Критерии отбора детей для формирования группы являются:

    Раннее речевое развитие с задержкой.

    Словарный запас значительно ниже возрастной нормы. В речи, в основном, используются существительные, глаголы, реже прилагательные, нет приставочных глаголов, редко употребляются местоимения.

    Практическими способами словообразования и словоизменения владеют слабо.

    Фраза недостаточно развернутая.

    В речи имеют место аграмматизмы.

    Связная речь развита слабо.

    Речеслуховая память развита очень слабо.

    Зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно. Лево - право путают.

    Мелкая моторика развита слабо.

    Навык чтения отсутствует.

Формы и методы коррекции:

    Дидактические игры по темам.

    Компьютерные коррекционно-развивающие программы.

    Логоритмика.

    Различные виды массажа и т.д.

Структура занятий:

    Организационный момент – позволяет настроить детей на работу в группе.

    Артикуляционная гимнастика – средство воздействия на артикуляционный аппарат, помогает подготовить определенную группу мышц к произношению нужного звука.

    Пальчиковая разминка – развитие мелкой моторики.

    Основное содержание занятия – фронтальная работа с логопедом по устранению недоразвития речи.

    Итог занятия – обобщение полученных знаний.

По данной программе обучаются учащиеся первого класса: Цурикова В., Байдиев Р., Топилина М., Светличная С., Мирошниченко К., Гурба К., Шевцова И. у всех учащихся в анамнезе задержка речевого развития. Словарный запас ниже возрастной нормы. Все учащиеся слабо владеют процессами словообразования и словоизменения. В речи употребляют преимущественно существительные и глагол. Связная речь не сформирована. Фонетико-фонематические процессы не формированы. Пространственная представления сформированы не достаточно.

Количество часов при работе над любой темой должно быть произвольно и зависеть только от степени усвоения материала обучающимися.

п/п

Содержательные линии

Кол-во

часов

Цели

Логопедический мониторинг

Подготовка и проведение диагностики, обработка диагностических данных.

Выявление группы детей с системным недоразвитием речи; оказание консультативной помощи родителям обучающихся выделившейся группы, по вопросам оказания логопедической поддержки своему ребенку.

Коррекционно-развивающие занятия.

Коррекция выявленных речевых нарушений;

Коррекция неречевых процессов.

Проведение промежуточного мониторинга в конце первого полугодия.

Повторная диагностика и информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей программы.

Выявление наиболее успешно развитых речевых и неречевых процессов.

Календарно – тематическое планирование

ча

сы

тема

дата

речевая деятельность

обязательный минимум

устная

письменная

знать

уметь

Вводное занятие.

Познакомить детей со звуками окружающими нас, речевыми звуками.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление.

Работать с контурными изображениями.

Звуки речи, окружающие звуки.

Дифференцировать на слух звуки речи с другими звуками.

Практическое овладение составлением простого нераспространённого предложения.

Познакомить с понятием «предложение» обозначить его границы. Составлять предложения по опорным словам. Расширять словарь по теме: «Осень».

Работать со схемой предложения.

Определение «предложение».

Строить предложения с определённым количеством слов. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Дифференциация понятий «предложение», «слово».

Дифференцировать понятия «слово», «предложение». Определять количество слов в предложении. Развивать фонематическое восприятие, внимание, память. Расширять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши».

Строить схему предложения.

Понятия «слово», «предложение».

Составлять предложения по опорным словам, строить схему предложения. Отличать «слово» от «предложения».

Развитие первоначальных представлений о функциях слов в речи. Обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира. Задавать вопросы «кто?», «что?», «что делает?», «что делает?». Уточнять словарь по теме: «Птицы животные и их детёныши».

Работать с трафаретом.

Слова – «предмет», слова – «действия».

Уметь задавать вопросы определяющие название и действие предмета. Ориентироваться на систему признаков. Подбирать по вопросам слова.

Составление предложений из двух слов: предмет-действие.

Формировать умения составлять предложения из двух слов обозначающих предмет и действие. Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление. Расширять семантическое значение слова.

Работать с трафаретами, контурными изображениями.

Слова – «предмет», слова – «действия».

Составлять предложения из двух слов. Уметь ставить вопросы к словам. Согласовывать слова в предложении. Работать над словоизменением.

Слова, обозначающие признак.

Расширять словарь по теме: «Овощи и фрукты». Согласовывать существительное с прилагательным. Опираться на систему признаков. Работать над словоизменением. Развивать фонематическое восприятие, мышление.

Работать с трафаретами. Развивать мелкую моторику рук.

Слова обозначающие признак предмета, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?».

Задавать вопросы «какой?», «какая?», «какое?». Определять признак предмета. Согласовывать слова в предложении, существительное и прилагательное.

Звуки речи. Артикуляционный аппарат.

Познакомить со звуками речи: гласные, согласные, с артикуляционным аппаратом. Характеристики звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Развивать зрительное восприятие.

Развитие мелкой моторики рук.

Артикуляционный аппарат.

Определять гласные и согласные звуки. Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

Гласные звуки У-А-О.

Расширять словарь по теме: «Сад – огород». Конструировать словосочетания и составление с ними предложений. Согласовывать слова в предложении. Развивать фонематическое восприятие, выполнять звуковой анализ и синтез слов.

Работать с трафаретами букв, печатать слоги.

Гласные звуки У – А – О, их артикуляционные и акустические характеристики.

Дифференцировать звуки У-А-О по кинетическим ощущениям. Составлять словосочетания и предложения. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Буква М. Согласные звуки М – М .

Расширять словарь словами на изучаемую букву. Отличать гласные и согласные звуки. Развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематическое восприятие. Согласовывать слова в словосочетании. Дать понятие о том, что буква может иметь два звука.

Работать с трафаретом буквы М, Печатать слоги типа МА, МО, МУ, АМ, ОМ, УМ. Обозначать графически мягкий звук.

Согласную М.

Буква С. Согласные звуки С – С’.

Расширять словарь по теме «Сезонная одежда и обувь». Называть и дифференцировать мягкий и твёрдый звук С. Развивать фонематическое и зрительное восприятие, мышление, внимание, память.

Работать с буквой С. Печатать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук.

Букву С, согласные звуки С-С’.

Классифицировать предметы по принадлежности. Подбирать слова на букву С, дифференцировать мягкий и твёрдый звук. Читать слоги и слова с буквой С.

Буква Х. Согласные звуки Х – Х’.

Дифференцировать мягкие и твёрдые звуки. Уточнять и пополнять словарь словами на букву Х. Согласовывать слова в предложении. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание.

Работать с контурами. Писать слоги с буквой Х. Обозначать графически мягкий звук.

Букву Х. , согласные звуки Х-Х’.

Дифференцировать твёрдые и мягкие звуки. Читать и писать слоги и слова с буквой Х. Составлять звуковую схему слова.

Согласный звук Ш.

Буква Ш.

Расширять и уточнять словарь словами на букву Ш. Выполнять звукобуквенный анализ слова. Строить схему слова, согласовывать слова в словосочетании. Развивать фонематический слух и восприятие, мышление.

Печатать слоги и слова с буквой Ш.

Артикуляционную и акустическую характеристику звука Ш. Букву Ш.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез. Согласовывать слова в предложении. Соотносить букву и звук. Строить схему слова.

Буква Л. Согласные Звуки

Л – Л’.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Различать звуки Л-Л’ изолированно и по кинестетическим ощущениям. Развивать пространственные представления, логическое мышление. расширять словарь по теме: «Посуда».

Соотносить звук и букву. Писать слоги, слова. Обозначать графически мягкий звук.

Характеристику звуков Л-Л’, букву Л.

Согласовывать существительное и прилагательное. Выбирать букву Л из множества разных букв. Работать с деформированным словом. Различать звуки Л-Л’ изолированно и в произношении.

Буква Н. Согласные звуки Н – Н’.

Различать звуки Н-Н’ изолированно и в произношении. Расширять словарь по теме: «Зима». Согласовывать существительные и прилагательные. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Обозначать графически мягкий звук.

Характеристику звуков Н-Н’, букву Н.

Согласовывать существительное и прилагательное. Согласовывать слова в словосочетании. Работать над грамматическим оформлением предложения.

Звук и буква Ы.

Закрепить словарь по теме «Зима». Выделять заданный звук из слогов и слов. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова.

Характеристику гласного звука Ы.

Составлять предложения по картинке, и по опорным словам. Согласовывать слова в предложении. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слова.

Буква Р. Согласные звуки

Р – Р’.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Расширять словарный запас за счёт образования сложных и родственных слов. Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.

Артикуляционную и акустическую характеристику звуков Р-Р’.

Работать над словообразованием сложных слов (снегопад), а также с родственными словами. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Согласовывать слова в словосочетании.

Буква К. Согласные звуки К – К’.

Выполнять звуковой анализ и синтез слов. Выделять заданный звук из слова. Расширять словарь за счёт образования прилагательных от существительных. Развивать фонематическое восприятие, временные представления

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук.

Артикуляционную и акустическую характеристику звуков К – К’.

Образовывать прилагательные от существительных. Работать над грамматическим оформлением предложения. Подбирать прилагательные к существительным.

Буква П. Согласные звуки П – П’.

Тренировать в подборе прилагательных к существительным, глаголов к существительным. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. развивать слуховое и зрительное восприятие. Расширять семантическое поле слова.

Соотносить звук и букву. Писать слоги и слова. Составлять звуковую схему слова. Обозначать графически мягкий звук.

Согласные звуки

П – П’. способ образования.

Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Подбирать прилагательные к существительным. Согласовывать слова в словосочетании.

Дифференциация звуков

Ы – И.

Отличать гласные звуки от согласных. Давать артикуляционную характеристику звуков. Составлять предложения по сюжетным картинкам. Развивать логическое мышление. Пополнять словарь по теме: «Семья».

Выполнять звуковой анализ слов. Выделять гласные Ы-И.

Гласные звуки Ы-И.

Дифференцировать гласные звуки Ы-И на слух и по кинестетическим ощущениям. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов. Составлять предложения по сюжетной картинке.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять звукобуквенный анализ слов. Закреплять словарь

Для оценки нормального развития ребенка врачи пользуются следующими показателями: динамика роста и веса в грудном возрасте - держание головы, ползание, первые шаги и реакция на окружающих. Одним из важнейших аспектов социальной адаптации является речевое развитие. Родители часто говорят о том, что ребенок все понимает, но плохо выговаривает, или наоборот - хорошо выговаривает, однако не владеет необходимым количеством слов. В таких случаях говорят об отдельном симптоме задержки. Более трудным для диагностики и лечения является системное недоразвитие речи.

Системное недоразвитие речи

Важными составляющими речевого аппарата и развития речевой функции в целом считаются следующие элементы:

  • Фонетика (от «phone»-звук) - правильность произношения отдельных звуков или групп. Обособленным нарушением данного компонента является «шепелявость», «картавость» и др.
  • Грамматика. Ребенок, у которого нарушено развитие данного элемента не умеет правильно строить словосочетания и предложения: согласовывать числа, падежи, использовать предлоги.
  • Лексика. Словарный запас - ещё один важный показатель речевых навыков ребенка. Для каждого возраста существуют определенные нормы количества слов, которыми дети этой группы активно пользуются. Для 1 года - 10 слов, для 2-х лет - 30-50 слов.

Нарушение речевого развития во всех сферах называется общим недоразвитием речи (ОНР). Для нарушения фонематических, лексических и грамматических навыков у детей с патологиями слухового анализатора или умственной отсталостью применяется термин системного недоразвития речи (СНР).

Причины развития СНР

Патологии внутриутробного периода - причина СНР (фото: www.e-motherhood.ru)

Патологическое нарушение развития речевой функции ребенка может быть связано с такими состояниями:

  • Заболевания матери во время беременности: системные инфекционные патологии, тяжелая пневмония, пиелонефрит, серьезные кровопотери.
  • Гипоксия плода - состояние уменьшенного поступления кислорода в организм ребенка во внутриутробном периоде. Чаще всего гипоксия возникает вследствие патологии плаценты, резус-конфликта крови матери и ребенка или хронических заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы беременной.
  • Травмы ребенка во время родов или в первые годы жизни (до 3-х лет). Самой частой причиной является травматическое поражение головного мозга.

Кроме того, системное недоразвитие речи - это характерная патология для детей с детским церебральным параличом (ДЦП), синдромом Дауна и другими генетическими заболеваниями.

Признаки системного недоразвития речи

Поражение всех трех компонентов речевого развития у детей с умственной отсталостью сопровождается проявлениями, которые зависят от степени тяжести.

Характерные симптомы для каждой степени представлены в таблице:

Степень тяжести

Отклонения в развитии речи

Темп речи - нормальный, реже - ускоренный.

Звукопроизношение: нормальное, иногда наблюдается нарушение звучания шипящих звуков.

Плохое произношение и повторение сложных предложений или фраз.

Нарушается понимание причинно-следственных связей, временного и пространственного отношения (например, «вчера поздно ночью»).

Словарный запас сниженный, с трудом подбираются синонимы и антонимы к словам

Средней тяжести

Нарушается точность координации движений языка во время артикуляции.

Чаще всего наблюдается монотонность интонации.

Во время быстрого разговора нередки смешивания звуков или замена.

Утруднено понимание скрытого и переносного смысла слов, сложноподчиненных предложений.

Часто допускаются грамматические ошибки в формировании предложений.

Пассивная речь: отвечает на вопросы, но не спрашивает.

При пересказах часто пропускаются важные события, или искажается смысл.

Бедный словарный запас (ребенок не знает названий многих вещей, с ошибками подбирает антонимы и синонимы).

Частые ошибки в согласовании родов, чисел и падежей.

Выраженная дисграфия и дислексия - нарушение письма и чтения из-за искаженного восприятия

Грубые нарушения движений губ и языка.

Темп речи медленный с монотонной интонацией и сниженной силой голоса.

Речь нечеткая и невнятная (частые замены, смешения и искажения звуков в словах).

Грубые нарушения звукового восприятия слов и фраз.

Отсутствует дифференциация рода, падежа и числа имен существительных.

Понимает только простые вопросы, просьбы и сравнения.

Фразы простые, чаще всего из 3-4 слов, сопровождаются активной мимикой и жестами.

В диалог вступает с трудом: вопросов не задает, отвечает с замедлением и невнятно.

Словарный запас ограничен названиями предметов быта. Процесс словообразования не развит.

Мелкая моторика рук - нарушена.

Навыки чтения и письма на низком уровне или вовсе отсутствуют

Постановка диагноза СНР проводится у детей старше 5-ти лет на основании заключения врачей - невролога, психолога и логопеда. В более раннем возрасте говорят о задержке речевого развития.

В случае поражения других сфер психической деятельности (интеллекта, памяти, эмоции и др.) устанавливается диагноз «задержки психического развития» (ЗПР).

Лечение системного нарушения развития речи

Арт-терапия - альтернативный метод лечения нарушений речи (фото: www.dytpsyholog.com)

Коррекция речевых нарушений у детей с патологиями слуха и интеллекта проводится исключительно логопедами и психологами. Развитие навыков осуществляется с помощью ступенчатого перехода от образования зрительных ассоциаций (картинка-слово) до сложных процессов написания предложений.

Важно! Эффективность работы логопеда зависит от степени тяжести недоразвития и возраста ребенка (чем раньше диагностировано нарушение, тем лучшим будет результат)

Применяются специальные упражнения для разработки голосовых связок, моторики губ и языка. Кроме того, с целью общего воздействия на развитие ребенка часто используются сеансы ипотерапии (общение с лошадьми), арт-терапии (выражение мыслей ребенка на рисунках) и другие альтернативные методики.

Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса разработана в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ «Школа – интернат №68», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта для детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями), нормативно-правовыми документами и локальными актами Учреждения.

Программа коррекционного обучения детей с СНР легкой, средней степени (1 класс) рассчитана на один учебный год (128 часов).

Программа коррекционного обучения детей с системным недоразвитием речи (1 класс)

Пояснительная записка

Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса разработана в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой МКОУ «Школа – интернат №68», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нормативно – правовыми документами и локальными актами Учреждения.

Программа коррекционного обучения детей с СНР легкой, средней степени (1 класс) рассчитана на один учебный год (128 часов).

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  1. Формирование фонетической системы языка, т.е. уточнение и закрепление произношения сохранных звуков, а также исправление произношения нарушенных звуков.
  2. Развитие фонематических представлений.
  3. Обучение детей навыкам анализа предложения на слова; слогового, фонематического анализа и синтеза слов.
  4. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к разным частям речи, использованием различных способов словоизменения и словообразования.
  5. Развитие грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
  6. Развитие связной речи: диалогической речи (беседа, театрализация).

Цель курса – способствовать становлению и развитию всех сторон речи: звуковой, лексической, грамматической, связной речи.

Преподавание курса логопедии тесно связано с преподаванием курсов: Обучение грамоте и Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов :

I.​ Предварительный.

II.​ Воспитание звуковой культуры речи.

III.​ Развитие лексической стороны речи.

IV.​ Формирование грамматического строя речи.

V.​ Развитие связной речи и речевого общения.

Предварительный этап предусматривает развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса, работу над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает:

1.​ Развитие просодической стороны речи.

2.​ Коррекцию произносительной стороны речи.

3.​ Работу над слоговой структурой слова.

4.​ Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие лексической стороны речи включает в себя работу над обогащением, расширением и активизацией словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи включает работу по усвоению школьниками родовой принадлежности и падежных форм, по активизации предлогов, образованию форм единственного и множественного числа, словообразованию.

Развитие связной речи и речевого общения осуществляется в процессе и на основе всех рассмотренных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи.

В логопедической работе используются различные методы обучения: практические (упражнения, игры, моделирование), наглядные (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, макетов, прослушивание записей, показ образца задания, способа действия), словесные (рассказ, беседа, чтение).

Контроль достижения учениками планируемых результатов осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: наблюдение, устный опрос; письменная проверка (слуховые, зрительные, графические, выборочные диктанты; списывание), изучение практической деятельности, по двум уровням требований к предметным достижениям обучающихся: базовый уровень и минимально необходимый (сниженный).

Раздел I. Предварительный

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Определение представлений о схеме тела. Развитие ручной моторики. Определение направлений в пространстве. Развитие слухового восприятия и внимания. Развитие речевого дыхания и голоса. Развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Развитие способности к звукоподражанию.

Раздел II. Воспитание звуковой культуры речи.

Тема 1. Гласные звуки (а, у, и, э, о).

Гласные звуки: а, у, и, э, о (уточнение артикуляции и произношения гласных звуков),

Тема 2. Сохранные согласные звуки.

Согласные звуки п, м, ф, т, н (уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков: п, м, ф, т, н).

Тема 3. Согласные звуки (свистящие звуки С-З-Ц).

Согласные звуки (свистящие С, З, Ц). Звук и буква С. Уточнение артикуляции и произношения звука С.Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях., тексте.

Звук и буква З. Уточнение артикуляции и произношения звука З. Автоматизация звука З в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях, тексте.

Звук и буква Ц. Уточнение артикуляции и произношения звука Ц. Автоматизация звука Ц в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах, предложениях, тексте.

Тема 4. Согласные звуки (шипящие Ш, Ж, Щ, Ч).

Звук и буква Ш. Уточнение артикуляции и произношения звука Ш. Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях, текстах.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях, тексте.

Звук и буква Ж. Уточнение артикуляции и произношения звука Ж. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях, тексте.

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях, тексте.

Звук и буква Ч. Уточнение артикуляции и произношения звука Ч. Автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложениях, текстах.

Звук и буква Щ. Уточнение артикуляции и произношения звука Щ. Автоматизация звука Щ в слогах, в словах, предложениях, в тексте.

Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах, предложениях, тексте.

Тема 5. Согласные звуки (сонорные Р, Л)

Звук и буква Л. Уточнение артикуляции и произношения звука Л. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, текстах.

Звук и буква Р. Уточнение артикуляции и произношения звука Р. Автоматизация звука Р в слогах, словах, в предложениях, тексте.

Дифференциация звуков Л-Р в слогах, словах, предложениях, тексте.

Раздел III. Слово.

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Овощи», «Фрукты».

«Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Человек».

Раздел IV. Предложение.

Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия. Составление простых нераспространенных предложений на основе действия изображенного на картинке. Составление простых нераспространенных предложений с применением глаголов с разными приставками. Работа с простым предложением. Употребление предлога в. Распространение предложения словами-признаками. Распространение предложения словами-действиями. Употребление предлога на.

Раздел V. Связная речь

Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Пересказ рассказа с использованием последовательно выставляемых картинок. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

Тематический план

1 класс (4 часа в неделю. Всего 128 часов)

Тема

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Предварительный этап Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.Определение представлений о схеме тела. Определение направлений в пространстве.

Развитие слухового восприятия и внимания.

Развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале.

Закрепление правильного дыхания в процессе речи.

Развитие способности к звукоподражанию.

7 Знать названия органов артикуляции.Различать речевые, неречевые звуки.Определять правую, левую руку. Соотносить части тела с правой (левой) рукой, назвать их.

Определять направление в пространстве: перечислять предметы, находящиеся справа, слева.

Различать, выделять на слух речевые единицы: слово, слог, звук.

Выполнять специальные речевые упражнения на длительном плавном выдохе.

Гласные звуки (а, у, и, э, о, ы) Звук и буква А.Звук и буква У.

Звук и буква И.

Звук и буква Э.

Звук и буква О.

Звук и буква Ы.

Четко произносить гласные звуки: А, У, И, О, Э, Ы.Выделять ударный гласный из слова в начальной позиции, под ударением.Выделять на слух гласные А, У, И, О, Э, Ы от прочих гласных.

Проводить анализ ряда типа А – У, И – А – У.

Согласные звуки (уточнение артикуляции и произношения сохранных звуков: п, м, ф, т, н). Звук и буква П.Звук и буква М.

Звук и буква Ф.

Звук и буква Т.

Звук и буква Н.

Четко произносить согласные звуки: П, М, Ф, Т, Н.Выделять существенные артикуляторные признаки для формирования слухопроизносительных дифференцировок.Узнавать согласный звук в словах (на слух).

Проводить анализ обратного слога типа АП.

Выделять последний согласный из слов типа дом, кот.

Выделять начальный согласный и гласный после согласного (там, мак )

Анализ прямого слога типа пы.

Согласные звуки (свистящие С, З, Ц). Звук и буква С. Уточнение артикуляции и произношения звука С.Автоматизация звука С в слогах.

Автоматизация звука С в словах.

Автоматизация звука С в предложениях.

Автоматизация звука С в текстах.

Звук и буква З. Уточнение артикуляции и произношения звука З.

Автоматизация звука З в слогах.

Автоматизация звука З словах.

Автоматизация звука З в предложениях.

Автоматизация звука З в тексте.

Дифференциация звуков С-З в слогах.

Дифференциация звуков С-З в словах.

Дифференциация звуков С-З в предложениях.

Дифференциация звуков С-З в тексте.

Звук и буква Ц. Уточнение артикуляции и произношения звука Ц.

Автоматизация звука Ц в слогах.

Автоматизация звука Ц в словах.

Автоматизация звука Ц в предложениях.

Автоматизация звука Ц в тексте.

Дифференциация звуков С-Ц в слогах.

Дифференциация звуков С-Ц в словах.

Дифференциация звуков С-Ц в предложениях.

Дифференциация звуков С-Ц в тексте.

Выделять существенные артикуляторные признаки.Формировать правильные уклады свистящих звуков.Закреплять навыки произношения звуков С, З, Ц изолированно, в слогах, словах, предложениях.

са, со, су .

Суп, сова.

Выделять звуки С-З из слов в начальной позиции.

Сравнивать по артикуляции (сходство, различие).

Соотносить звуки с буквами С-З.

СА-ЗА.

Дифференцировать С-З в словах (устно, поднимая буквы).

Вычленять звуки из слов.

Сравнивать звуки по артикуляции.

Запоминать и воспроизводить слоговой ряд типа СА-ЦА

Дифференцировать в слогах различных типов (устно), словах, предложениях.

Повторять чистоговорки, скороговорки.

Согласные звуки (шипящие Ш, Ж, Щ, Ч). Звук и буква Ш. Уточнение артикуляции и произношения звука Ш.Автоматизация звука Ш в слогах.

Автоматизация звука Ш в словах.

Автоматизация звука Ш в предложениях.

Автоматизация звука Ш в текстах.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков (С-Ш).

Дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Дифференциация звуков С-Ш в словах.

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях.

Дифференциация звуков С-Ш в тексте.

Звук и буква Ж. Уточнение артикуляции и произношения звука Ж.

Автоматизация звука Ж в слогах.

Автоматизация звука Ж словах.

Автоматизация звука Ж в предложениях.

Автоматизация звука Ж в тексте.

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах.

Дифференциация звуков Ш-Ж в словах.

Дифференциация звуков Ш-Ж в предложениях.

Дифференциация звуков Ш-Ж в тексте.

Звук и буква Ч. Уточнение артикуляции и произношения звука Ч.

Автоматизация звука Ч в слогах.

Автоматизация звука Ч в словах.

Автоматизация звука Ч в предложениях.

Автоматизация звука Ч в текстах.

Звук и буква Щ. Уточнение артикуляции и произношения звука Щ.

Автоматизация звука Щ в слогах.

Автоматизация звука Щ в словах.

Автоматизация звука Щ в предложениях.

Автоматизация звука Щ в тексте.

Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах.

Дифференциация звуков Ч-Щ в словах.

Дифференциация звуков Ч-Щ в предложениях.

Дифференциация звуков Ч-Щ в тексте.

Выделять существенные артикуляторные признаки шипящих звуков Ш, Ж, Щ,Ч.Формировать правильные уклады шипящих звуков.Закреплять навыки произношения звуков Ш, Ж,Щ,Ч изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Различать эти звуки: изолированно, в слоговых сочетаниях, в словах, в предложениях.

Запоминать и воспроизводить звуковой ряд.

Воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением.

Проводить анализ и синтез обратных слогов.

Проводить анализ и синтез прямого слога типа ша-шо-шу .

Проводить звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов типа жук, шуба

Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам.

Заучивать короткие стихотворные тексты.

Выделять звуки С-Ш из слов в начальной позиции.

Сравнивать по артикуляции (подчеркивается различие).

Узнавать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

Соотносить звуки с буквами С-Ш.

Запоминать и воспроизводить слоговой ряд типа ША-СА

Сопоставлять слова-паронимы по значению и звучанию типа сумел-шумел.

Дифференциация С-Ш в словах: устно (поднять соответствующую букву).

Четко повторять предложения типа: Кошка спит.

Повторять чистоговорки, скороговорки.

Выделять звуки Ш –Ж из слов в начальной позиции.

Сравнивать по артикуляции (сходство, различие)

Соотносить звуки с буквами Ш-Ж.

Запоминать и воспроизводить слоговой ряд типа ША-ЖА

Дифференцировать звуки в слогах (в произношении; по слуху; в записи)

Сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию типа ШАР-ЖАР

Дифференциация Ш-Ж в слова: устно (поднять соответствующую букву)

Вычленять звуки Ч-Щ из слов в начальной позиции.

Устно дифференцировать в слогах типа ЧА-ЩА, ЩА-ЧА-ЩА.

Дифференцировать слова паронимы типа чёлка-щёлка.

Узнать звук на фоне слова (понять соответствующую букву ч или щ )

Согласные звуки (сонорные Р, Л) Звук и буква Л. Уточнение артикуляции и произношения звука Л.Автоматизация звука Л в слогах.

Автоматизация звука Л в словах.

Автоматизация звука Л в предложениях.

Автоматизация звука Л в текстах.

Звук и буква Р. Уточнение артикуляции и произношения звука Р.

Автоматизация звука Р в слогах.

Автоматизация звука Р словах.

Автоматизация звука Р в предложениях.

Автоматизация звука Р в тексте.

Дифференциация звуков Л-Р в слогах.

Дифференциация звуков Л-Р в словах.

Дифференциация звуков Л-Р в предложениях.

Дифференциация звуков Л-Р в тексте.

Выделять существенные артикуляторные признаки сонорных звуков Р и ЛФормировать правильные уклады звуков Р и Л.Закреплять навыки произношения звуков Р, Л изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Различать эти звуки: изолированно, в слоговых сочетаниях, в словах, в предложениях.

Запоминать и воспроизводить звуковой ряд.

Воспроизводить звукослоговые ряды с различной интонацией, силой голоса, ударением.

Проводить анализ и синтез обратных слогов.

Проводить анализ и синтез прямого слога типа: ра, ро, ла, лу.

Проводить звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов типа рак, лак.

Составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам.

Заучивать короткие стихотворные тексты.

Вычленять звуки Р, Л из слов (в начальной позиции).

Сравнивать по артикуляции.

Соотносить с буквами Р, Л.

Дифференцировать в слогах различных типов (устно; запись под диктовку).

Тренироваться в произнесении следующих слогов, устно включая их в слова: рал (убрал), рыл (вырыл).

Дифференцировать Р и Л в словах.

Определять место звука в словах (работа с цифровым рядом) типа: рак, рама .

Слово Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Игрушки».Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Одежда».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Обувь».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Фрукты».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Домашние животные».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Дикие животные».

Пополнение, уточнение и активизация словаря по теме: «Птицы».

Пополнение словаря по теме: «Охрана здоровья. Человек».

Находить предметы на картинках, называть их. Обозначать слова графически ___.Называть предметы и их части.Давать характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.

Называть группу предметов по сходным признакам, одним словом.

Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.

Классифицировать предметы по образцу и показу, потом по словесной инструкции.

Употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в ед. мн. числе в именительном падеже.

Использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Предложение. Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия.

Составление простых нераспространенных предложений с применением глаголов с разными приставками.

Работа с простым предложением. Употребление предлога в .

Распространение предложения словами-признаками.

Распространение предложения словами-действиями.

Употребление предлога на .

Составлять графическую схему предложения.Выкладывать схему предложения под картинкой.Составлять предложения по данной схеме.

Определять количество слов в предложении.

Выделять в предложении главное, о чем

говорится в предложении.

Распространять предложения по вопросам.

Связная речь. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

/ «Игра». «Дежурные»/

Пересказ рассказа с использованием последовательно выставляемых картинок.

/ «Семья». «Два брата». « Кот задира»/

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. / «Про девочку Машу и куклу Наташу». «Как Алеша хотел белку испугать». «Петя и Волки». Попугай «Петруша» /

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины.

/ «Это я виноват». «Заботливая сестра»/

Отвечать на вопрос развернуто, полным ответом – фразой из 3-4 слов.Пересказывать текст, составленный из 2-3 простых предложений с использованием картинки.Пересказ рассказа по опорным картинкам.

Пересказывать рассказ целиком с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Пересказывать рассказ целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины.

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

урока

Дата

урока

Название раздела, тема урока

Примечания

Раздел I. Предварительный.

Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.
Определение представлений о схеме тела. Определение направлений в пространстве.
Развитие слухового восприятия и внимания.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Развитие слухового восприятия и внимания на речевом материале.
Закрепление правильного дыхания в процессе речи.
Развитие способности к звукоподражанию.
Пополнение, уточнение, активизация словаря по теме: Игрушки»
Развитие диалогической речи. Игра «Гуси-гуси».
Слово. Графическое изображение слов.

Раздел II.

Тема 1. «Гласные звуки и буквы (а, у, и, э, о, ы)»

Звук и буква А.
Звук и буква У.
Звук и буква И.
Звук и буква Э.
Звук и буква О.
Звук и буква Ы.
Предложение. Графическое изображение предложений.
Пополнение, уточнение, активизация словаря по теме: Школа»
Развитие диалогической речи. Игра «Лиса и мышонок».

Тема 2. «Согласные звуки и буквы (п, м, ф, т, н)».

Звук и буква П.
Звук и буква М.
Звук и буква Ф.
Звук и буква Т.
Звук и буква Н.
Пополнение, уточнение, активизация словаря по теме: «Одежда»
Развитие диалогической речи. Игра «Яма».

Тема 3. «Согласные звуки (Свистящие С-З-Ц)».

Звук и буква С. Уточнение артикуляции и произношения звука С.
Автоматизация звука С в слогах.
Автоматизация звука С в словах.
Звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов типа СУП, СОВА.
Автоматизация звука С в предложениях.
Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия.
Автоматизация звука С в тексте.
Пополнение, уточнение, активизация словаря по теме: «Обувь»
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. «Игра»
Звук и буква З. Уточнение артикуляции и произношения звука З.
Автоматизация звука З в слогах.
Автоматизация звука З в словах.
Автоматизация звука З в предложениях.
Составление простых нераспространенных предложений на основе действия изображенного на картинке.
Автоматизация звука З в тексте.
Пополнение, уточнение, активизация словаря по теме: «Овощи»
Дифференциация звуков С-З в слогах.
Дифференциация звуков С-З в словах.
Дифференциация звуков С-З в предложениях.
Дифференциация звуков С-З в тексте.
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. «Дежурные»
Звук и буква Ц. Уточнение артикуляции и произношения звука Ц.
Автоматизация звука Ц в обратных слогах.
Автоматизация звука Ц в прямых слогах.
Автоматизация звука Ц в словах.
Автоматизация звука Ц в предложениях.
Автоматизация звука Ц в тексте.
Пополнение, уточнение, активизация словаря

Целью логопедической работы является создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речевой системы детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:

Диагностика и коррекция устной и письменной речи;

Развитие и коррекция высших психических функций, моторики;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных (коррекционных) программ;

Воспитание мотивации к учению, общению;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы-интерната.

Результат - коррекция системного недоразвития речи обучающихся.


Критериями и показателями эффективности логопедической работы являются: чистое звукопроизношение, умение правильно выразить свои мысли, пересказать и составить рассказ, умение общаться со сверстниками и взрослыми, успешная учебная деятельность детей-логопатов, адаптация в окружающем социуме.


В систему логопедической работы входит: диагностика- коррекция- предупреждение - разъяснение - отслеживание динамики изменений в речевом развитии.

Организация коррекционного процесса строится на основании нормативно-правовой документации.

Практика работы последнего десятилетия в школе-интернате показывает, что при первичном обследовании у 100% учащихся 1-х классов диагностируется системное недоразвитие речи (различной степени тяжести), которое проявляется в стойком фонетическом недоразвитии, нарушенном звукопроизношении (как правило, полиморфном), выраженных аграмматизмах, бедности словарного запаса, недостаточности употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резком снижении речевой активности и коммуникации, маловыразительности речи, отсутствии логических ударений. В последние 3 года доминирует СНР тяжелой степени.

Дополнительно к СНР у значительной части детей имеются те или иные речевые нарушения:алалия, ринолалия, дизартрия, логоневроз, дислалия. Причем, преобладают сложные речевые расстройства (дизартрия,алалия,ринолалия), а функциональные расстройства (дислалия) отмечены в минимальном количестве. Самым распространённым речевым нарушением у детей является дизартрия.


Ключевую роль в системе коррекционной логопедической работы отвожу технологии

логопедического обследования.
Логопедический мониторинг осуществляю с помощью тестовой методики Т.А Фотековой, Т. Ахутиной«Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей», который был адаптирован для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Для проведения логопедического обследования использую следующую комбинацию методик:

Методика обследования речи детей Т.П. Бессоновой, О.Е. Грибовой, основанная на рекомендациях И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной;

Схема обследования ребенка с расстройствами чтения и письма учащихся 2 класса массовой школы Л.В. Бенедиктовой, Р.И. Лалаевой, рекомендованная Комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга;

Схемы обследования детей с алалией, ринолалией, дизартрией, рекомендованные Аналитическим НМЦ "Развитие и коррекция" г. Москвы.

Коррекционно-развивающая среда включает в себя:

Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий с широким спектром коррекционно-развивающих игр;

Преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком-логопатом всех специалистов школы-интерната.


Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:

Развитие психологической базы речи;

Развитие речевой коммуникации обучающихся;

Развитие общей, мелкой, артикуляторной и мимической моторики;

Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

Работа над дыханием и просодической стороной речи;

Постановка или уточнение правильного произношения звуков и закрепление их в речи;

- расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;

Формирование грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи;

Предупреждение и коррекция нарушения письма и чтения, вероятность появления которых особенно велика у детей данной категории;

Воспитание мотивации к учению.

В целях четкой организации всего коррекционного процесса, единого учебно-методического сопровождения составила рабочую компилятивную программу по коррекции системного недоразвития речи обучающихся 1-5 классов.

Программа составлена с учётом рекомендаций Московского Аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», логопедической программы коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития (автор- Козырева Л.М.) , коррекционно-развивающей программы исправления недостатков письма у учеников общеобразовательных школ, имеющих дисграфию (автор- Мазанова Е.В.), с учётом собственного опыта работы и в соответствии с Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (выбор тем для работы над лексико-грамматическим строем и связной речью основывается на взаимосвязи с другими предметами школьной программы). Данная работа была прорецензирована и рекомендована к внедрению на кафедре логопедии и олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО Благовещенского педагогического университета, утверждена на заседании методического совета ГОБУ С(К) школы-интерната №12 (протокол №1 от 24.09.2009 г.).

Экспериментальная апробация компилятивной рабочей программы была рассчитана на период 2009-2012 годов. Результаты работы по программе показывают увеличение количества обучающихся с положительной динамикой речевого развития.

К 6-7 классам остаются дети, у которых дефект выражен наиболее грубо. Поэтому работа проводится индивидуально, подбираются и используются методы и приемы воздействия, необходимые конкретному ученику.

Содержание логопедического занятия (обучающего, закрепляющего, или комбинированного типа) зависит от целей и задач (образовательных, коррекционных и воспитательных). Занятия составляю с соблюдением всех структурных компонентов: организационный момент, основная часть и заключение. Упражнения и задания подбираю с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, каждое проводимое мной занятие содержит:

1 .Организационный момент. Его цель: настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы занятия с целью мотивации на учебную деятельность.

3 .Артикуляционную гимнастику . Её целью является подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к занятию, настрой на правильное произношение звуков.

4.Упражнения для развития воздушной струи и правильного речевого дыхания . Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддерживания соответствующей громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

5.Фонетическую зарядку . Цель- развитие слухового восприятия, уточнение артикуляции, воспитание умения правильно и чётко произносить слова и фразы.

6. Упражнения для развития фонематического слуха с целью развития способности чётко отличать одни речевые звуки от других.

7. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук . Их цель- развитие точных координированных движений, внимания, памяти, мышления, речи.

8.Упражнения на коррекцию ВПФ с целью развития психологической базы речи.

9. Физминутку (логоритмику). Цель- предупреждение состояния переутомления, снятие физического напряжения с тех групп мыщц, которые наиболее утомлены во время сидения, повышение работоспособности и активности детей на занятии.

-технологии мониторинга логопедической работы.

В своей работе считаю целесообразным и оправданным применение приемов и идей ряда педагогических технологий : технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии компенсирующего обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, междисциплинарную психолого-педагогическую технологию "Дельфины".

В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению речевых нарушений. В этом мне помогает:

Опора на положительное;

Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы;

Знание своих учеников, их психо-соматических особенностей;

разнообразное построение занятий, максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности;

Применение различных методов оценивания.

Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.

Проводимая таким образом логопедическая работа, дает свои положительные результаты, что подтверждается данными диагностики.

Формулы