Константин Дмитриевич Бальмонт. «Чёлн томленья

Константин Дмитриевич Бальмонт

Князю А.И. Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Александр Иванович Урусов

Произведение «Челн томленья» было написано К. Д. Бальмонтом в 1894 году и посвящено князю А. И. Урусову. Это своеобразная благодарность поэта человеку, который много сделал для его творческого развития. Например, именно Александр Иванович Урусов подтолкнул Константина Дмитриевича к знакомству с французскими авторами - Г. Флобером, Ш. Бодлером и другими, что впоследствии заметно отразится на стиле самого Бальмонта.

Некоторые критики считают, что стихотворение «Челн томленья» также создано Бальмонтом под влиянием творчества других авторов. Например, произведение Афанасия Фета «Буря на море» содержит тот же фонетический прием, что и «Челн…» — аллитерацию. Сам Константин Дмитриевич в заметках к переводам П. Б. Шелли отмечает поразительное мастерство звуковых повторов английского поэта, сравнивая его с талантом А. С. Пушкина и поэтическими традициями Древней Индии.

Анализируя произведение «Челн томленья» сегодня, можно сказать, что оно вполне достойно занять почетное место в ряду упомянутых Бальмонтом творений. В нем поэт создал уникальный звуковой рисунок. Для каждой строки характерен свой звуковой ряд. Первая строфа начинается с «в»:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Следующие строки открываются звуками «б», «ч», «м», «с», снова «ч», «в» и так далее. Словно по кругу читая мантры, автор заговаривает безудержные стихии воды и воздуха, о которых идет повествование.

В произведении широко используется звукоподражание. Встречая в тексте повторяющиеся слоги «БРО-сил», «БУ-ря», «БЕ-рег», читатель невольно представляет себе именно ту картину, которую рисует автор в стихотворении. Перед нами явственно предстает беспокойное море, грозно поднимающиеся волны, среди которых мечется едва заметный одинокий челнок. Что его ждет, читатель легко поймет из мрачных образов: «бездна вод», «горькой грусти полн», «чуждый чарам счастья».

Особый ритм, имитирующий удары волн о борт суденышка, создается с помощью четырехстопного хорея, прерывающегося на четных строках, начиная со второй строфы. Чередования на этом отрезке мужских и женских окончаний также добавляет резкости стихам.

Если же отвлечься от искусной игры звуками, то окажется, что в стихотворении заключен глубокий смысл. Главный образ произведения - челн, отданный во власть стихии, символизирует человеческое одиночество. Как и крохотная лодка, человек пропадает и гибнет, будучи брошенным на произвол судьбы. К этой теме и образу обращались многие поэты до Бальмонта, например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Челнок». Таким образом, Константин Дмитриевич предстает перед читателем не только ловким мастером слова, но и подлинным наследником традиции русской философской лирики.

«Челн томленья» Константин Бальмонт

Князю А.И.Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Анализ стихотворения Бальмонта «Челн томленья»

Произведение «Челн томленья» было написано К. Д. Бальмонтом в 1894 году и посвящено князю А. И. Урусову. Это своеобразная благодарность поэта человеку, который много сделал для его творческого развития. Например, именно Александр Иванович Урусов подтолкнул Константина Дмитриевича к знакомству с французскими авторами – Г. Флобером, Ш. Бодлером и другими, что впоследствии заметно отразится на стиле самого Бальмонта.

Некоторые критики считают, что стихотворение «Челн томленья» также создано Бальмонтом под влиянием творчества других авторов. Например, произведение Афанасия Фета «Буря на море» содержит тот же фонетический прием, что и «Челн…» - аллитерацию. Сам Константин Дмитриевич в заметках к переводам П. Б. Шелли отмечает поразительное мастерство звуковых повторов английского поэта, сравнивая его с талантом А. С. Пушкина и поэтическими традициями Древней Индии.

Анализируя произведение «Челн томленья» сегодня, можно сказать, что оно вполне достойно занять почетное место в ряду упомянутых Бальмонтом творений. В нем поэт создал уникальный звуковой рисунок. Для каждой строки характерен свой звуковой ряд. Первая строфа начинается с «в»:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Следующие строки открываются звуками «б», «ч», «м», «с», снова «ч», «в» и так далее. Словно по кругу читая мантры, автор заговаривает безудержные стихии воды и воздуха, о которых идет повествование.

В произведении широко используется звукоподражание. Встречая в тексте повторяющиеся слоги «БРО-сил», « БУ-ря», «БЕ-рег», читатель невольно представляет себе именно ту картину, которую рисует автор в стихотворении. Перед нами явственно предстает беспокойное море, грозно поднимающиеся волны, среди которых мечется едва заметный одинокий челнок. Что его ждет, читатель легко поймет из мрачных образов: «бездна вод», «горькой грусти полн», «чуждый чарам счастья».

Особый ритм, имитирующий удары волн о борт суденышка, создается с помощью четырехстопного хорея, прерывающегося на четных строках, начиная со второй строфы. Чередования на этом отрезке мужских и женских окончаний также добавляет резкости стихам.

Если же отвлечься от искусной игры звуками, то окажется, что в стихотворении заключен глубокий смысл. Главный образ произведения – челн, отданный во власть стихии, символизирует человеческое одиночество. Как и крохотная лодка, человек пропадает и гибнет, будучи брошенным на произвол судьбы. К этой теме и образу обращались многие поэты до Бальмонта, например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Челнок». Таким образом, Константин Дмитриевич предстает перед читателем не только ловким мастером слова, но и подлинным наследником традиции русской философской лирики.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ В ПОЭЗИИ

"СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"

(урок читательской интерпретации лирических стихотворений:

материал урока построен на основе стихотворений И.Анненского, А.Ахматовой, К.Бальмонта, М.Лермонтова, Н.Гумилёва)

К уроку каждый ученик определяет, творчество какого поэта он будет представлять и какое стихотворение выберет. На уроке ему необходимо обосновать свой выбор, показать, чем стихотворение понравилось, в какой мере оно характерно для творчества данного поэта. А для этого нужно выразительно прочитать, высказать о нем краткое суждение, желательно предложить графическую символ-иллюстрацию, передающую читательское впечатление, а возможно и музыкальную иллюстрацию (ассоциации, с каким музыкальным произведением это стихотворение вызвало, если есть, романс на слова стихотворения).

На уроке можно предложить уч-ся разные виды работы в зависимости от индивидуальности ученика, которому дается право выбора не только поэта, но и способа читательской интерпретации:исполнение с защитой графического символа, музыкальной иллюстрации; интерпретация-анализ, читательский

комментарий, эссе.

Покажу возможности некоторых видов такой индивидуальной работы на уроке.

Цель урока . Представляя анализ-интерпретацию лирического стихотворения уч-ся попытаются раскрыть в себе читателя, каждая интерпретация станет предметом общего размышления над прочитанным, скорее всего, будет выяснением того, что особенно понравилось, поразило, осталось неясным, станет попыткой разобраться в этом.

Ход урока. Поэт - природа, непосредственно действующая самым

Редким своим способом: стихами.

А. Платонов

Слово учителя

Задача нашего урока прекрасно выразила М.И. Цветаева, когда-то произнеся следующее: "А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?"

Вероятно, каждый из Вас согласится с тем, что никому не дано сказать о Поэте больше, нежели делает сам он в своих стихах. Ни родным, ни друзьям, ни современникам, ни исследователям. Потому что Поэт - это целый самостоятельный мир, счастье и трагедия, гармония и разлады которого будут доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходят к нам из глубин бездонной Вселенной свет давно погасших звёзд. Слово Поэт уже несёт в себе исповедь. Ведь оно и говорится, чтобы передать самое сокровенное, выстраданное, продуманное человеку близкому, способному понять и оценить его.

Сегодня на уроке, говоря о поэтических индивидуальностях "серебряного века", многие из вас, представляя свой анализ-интерпретацию на суд слушателей раскроют своё читательское "я", а значит, свою индивидуальность Читателя, которому многое понравилось в лирике своего Поэта, что-то поразило, а может быть, осталось непонятным, и это будет очередной попыткой разобраться в таинстве большого мастера-творца.

Интеллектуальная разминка

1. Это слово известно в русском языке с начала 18 века. Во французском языке слово восходит от латинского к греческому "мастер", "производитель", "автор" (что в переводе "делаю", "воздвигаю", "совершаю", "слагаю"). Назовите это слово. (Поэт).

2. Особенно динамично в конце 90-х годов XIX века развивалась русская поэзия. Возникнув по аналогии с понятием "золотой век", традиционно обозначавший пушкинский период русской литературы, она позднее получила название "поэтического ренессанса" или … (продолжите фразу…… "серебряного века").

3. Назовите крупные модернистские течения, возникшие в России в конце XIX века (символизм, акмеизм, футуризм).

4. Лирическое "Я" этого поэта отличает романтика творческих исканий. Жажада всеобщности, стремление к художественному универсализму сказывается в количестве написанного им. Перечень оригинальных книг и переводов поэта занимает в мемуарах М.Цветаевой целую страницу: 35 книг стихов, 20 книг прозы, более 10 тысяч печатных страниц переводов. Поражает лингвистические способности поэта, владевшего полутодесятками языков (владел 16 языками). Назовите его (К.Бальмонт).

5. Поэзия "серебряного века" немыслима без имени этого поэта. Создатель литературного течения, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества. Назовите его (Н.Гумилёв).

6. Коротко о себе она написала: родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребёнком была перевезена на север - в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Читать училась по азбуке Толстого. Первое стихотворение написала, когда ей было 11 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно… Назовите, кто она. (Анна Ахматова).

7. Что же является главным средством для передачи тайных смыслов? Символ.

8. Чем символ отличается от аллегории? Символ всегда многозначен, а аллегория предполагает однозначное понимание.

9. Что противопоставили символисты традиционной идеи познания мира? Ответ - идея конструирования мира в процессе познания, считая, что творчество выше познания, т.к. творчество - созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. От художника требуется тончайшее владение искусством намёка: ценность речи в "недосказанности", "утаённости смысла".

10. Чем, по-вашему, обогатили русскую поэтическую культуру символисты. Они предали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность.

Вывод

Поэзия врачует, она призвана разоблачать зло, отстаивать добро, освещать перспективу, воспитывать человеческое в человеке.

На свете есть покой и есть движение,

Есть смех и слёзы - память давних лет,

Есть умирание и возникновение,

Есть истина и суета сует,

Есть жизни человеческой мгновенье

И остающийся надолго след.

И для кого весь мир, всеощущенья

Поэзия - тот истинный поэт.

Индивидуальное задание №1

К.Бальмонт "Чёлн томленья"

М.Лермонтов "Парус"

  1. Как вы думаете, в чём сходство и различие стихотворения К.Бальмонта с лермонтовским "Парусом"?

С Х О Д С Т В О

Чёлн - одинокое судёнышко - Парус

среди волн

ветра

бурного моря

  1. Размышления о чуждости "счастьё"

Чуждый он счастия не ищет

Чистым чарам счастья и не от счастия бежит

  1. О поиске идеала

Ищет светлых снов чертог что ищет он в стране далёкой?

  1. Об оставлении им родной знакомой стороны

Бросил берег что кинул он в краю родном?

  1. Любуется приближением бури

Своеобразная красота, игра природных сил

Величавый возглас волн играют волны, ветер свищет

Р А З Л И Ч И Я

Обстоятельства

Нет у К.Бальмонта картины спокойного моря - мрак растёт

Буря воет в бездне вод

Вывод

Обстоятельства к одному благосклонны - струя светлей лазури

Луч солнца золотой

Краски мира

однообразны разнообразны

чёрный чёлн белеет

месяц матовый голубой

ночь чернеет светлей лазури, золотой

и только идеал обрисован как "светлых снов чертог"

Вывод

больше звуков: больше живописных характеристик

вздох ветра

возглас волн

вой бури

аллитерация на "в"

мелодика стиха изысканна

в портрете "чёлн томленья" не случайность "отражённых слов друг в друге":

"чуждый чарам чёрный чёлн"

Воля героя Достоинство

Сломлена обстоятельствами Противостоит обстоятельствам

Вывод

Борьба бесперспективна Борьба необходима

Вывод

Лирический герой Бальмонта в сравнении с лермонтовским другой. Это - не романтически-возвышенный "парус", а именно "чёлн томленья".

Томление по идеалу, томительность жизни предполагает минорную угнетённую эмоцию; у Лермонтова же - парус "мятежный", а за этим стоит вызов, несогласие, неуспокоенность.

Итак, общее ощущение от бальмонтовской лирики - непосредственность, неиссякаемая жажда всё новых и новых впечатлений, музыкальность, умение поэтически возвысить непостоянство настроений вкусов, дробность мироощущения.

Индивидуальное задание №2

Н.Гумилёв "Жираф"

  1. Какое слово, найденное поэтом, поразило вас как читателей?
  2. Как дальше это впечатление развивает поэт?
  3. Что создаёт особую музыкальность стихотворения?
  4. Каков же лирический герой этого стихотворения?
  5. Кто же та, к которой обращено слово героя?

Индивидуальное задание №3

И.Анненский "После концерта" из его книги "Кипарисовый ларец"

Поэзия душевного страдания - так можно выразить главное впечатление от книги И.Анненского "Кипарисовый ларец", которую автору не суждено было увидет напечатанной.

Страдание - от несовершенства мира и собственного несовершенства, от того, что душа, стремящаяся к счастью и красоте, не может найти гармонию с миром.

Тончайший лирик, поэт, как немногие, умел передать сложные чувства, неуловимые процессы, происходящие в душе.

Музыкальные темы, образы часто звучат в поэзии Анненского. Сам поэт называл музыку "самым непостредственным и самым чарующим уверением человека в возможности для него счастья".

  1. В какой мере соответствует этой мысли тональность стихотворения?
  2. Почему же только что закончившийся концерт оставил лишь смутные впечатления?
  3. Почему в финале стихотворения появляются аметисты?

(Справка: аметисты - камни сиреневого, фиолетового цвета)

Звуки прекрасного голоса названы сиреневыми. Эпитеты, использованные поэтом (ласковые, звездные, нежные, огнистые), можно с равным правом отнести и к прекрасному камню, и к звуку прекрасного голоса. И те, и другие -"гибнут без следа" - без отзвука, без понимания, без сочувствия.

Вещь (аметистовые бусы) становится в стихотворении символом, раскрывающим состояние человека, символом непонимания людского равнодушия.

И невозможности счастья. "Обещанию счастья" не дано осуществиться, понять это помогает символ:

…и нежны, и огнисты

В росистую траву катятся аметисты

И гибнут без следа.

Неосуществимость счастья передана средствами не только языка, но и стиха.

(Стих неожиданно и резко обрывается на середине - вместо шестистопного ямба в нем только 3 стопы - как резкий аккорд, обрывающий мелодию, надежду, мечту).

Индивидуальное задание №4

А Ахматова "Сжала руки под темной вуалью…"

Что означает первый жест стихотворения - "сжала руки под темной вуалью"?

Каково значение формы "диалог в диалоге" в этом стихотворении?

Как объясняет героиня причину своей бледности?

Как вы считаете, в чем причина ухода героя?

Как, по - вашему, психологическое наполнение предметов, "вовлеченных" в любовный поединок?

Как ритмические средства передают состояние героини в момент ухода ее возлюбленного?

Что означают прощальные слова героя?

Таким образом, на уроке можно использовать разнообразные задания и виды деятельности уч-ся, которые дадут возможность им реализовать свое понимание лирических стихотворений, откроет им " свое стихотворение ", "своего поэта". Свою Поэзию.

Заключительное слово

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Самое удивительное в том, что писатель - мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова и расположить их так, как никто другой не может. Слово, кажется, вбирает в себя "все". Но только человек может показать, сколько оттенков слова скрывается и открывается в его мыслях, чувствах и в его действии. Человеческие интерпретации слова - поистине бесконечность.

Забвенья нет,

Как нет

Старенья, угасанья,

И камня тоже нет,

И бронзы тоже нет, -

В невольной смене лет

Есть времени дыханье.

Есть жизнь,

Есть свет земной,

И есть для нас поэт.

Читатель в какой-то мере ставит себя на место поэта.


В стихотворении нарисовано одинокое суденышко среди бурного моря, волн ветра. Кажется, буря сейчас поглотит эту лодочку, но на фоне изображения непогоды возникают размышления о чуждости «счастью» лирического героя: «чуждый чистым чарам счастья». Чёлн находится в поиске идеала: «Ищет светлых снов чертог». Для этого он оставил им родную, знакомую сторону: «Бросил берег». Приближение бури становится объектом изображения Бальмонта: он слышит «величавый возглас волн». «Челн томленья» проникнут декадентскими настроениями - печали, угнетенности, пессимизма. Это стихотворение - одно из ранних у поэта, оно принадлежит первому, «тихому», так его назвают исследователи, периоду творчества Бальмонта . С 1900 года настанет «громкий» период с волевыми, мажорными интонациями. А в этом стихотворении говорится о приближении бури («Близко буря»), о битве челна с бурей («бьется с бурей») и о сломленной воле борца («Отдаваясь воле волн»). Финал стихотворения печален: буря победила, тьма охватила суденышко: «Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод.» Не случайно, глядя на эту неравную борьбу, «месяц горькой грусти полн». Бальмонт подчеркивает бесперспективность борьбы, и это настроение формируется также подбором слов «вздохи», «томленье», «горькая грусть», «умер», «охвачен».

Да и сам лирический герой Бальмонта - это «челн томленья». Разочарованный («чуждый чарам») «черный» челн томленья, видимо, изначально обречен на поражение. Звукопись на «ч» в портрете «челна томленья», должна, видимо, по Бальмонту, продемонстрировать неслучайность словоупотребления, «отраженность» этих слов друг в друге: «чуждый чарам черный челн». У Бальмонта нет картины спокойного моря. В финале стихотворения «мрак растет» и «буря воет в бездне вод». Обстоятельства не были благосклонны к «челну». Мы видим однообразие цветовых характеристик атмосферы вокруг «черного челна» («месяц матовый», «ночь чернеет»), и лишь идеал обрисован как «светлых снов чертог».

В стихотворении Бальмонта вообще больше звуковых, чем живописных характеристик: вздох ветра, возглас воли, вой бури передается аллитерацией на «в». Бальмонт явился в русской поэзии одним из самых замечательных «мелодистов»: изысканная инструментовка, музыка его стиха признавалась всеми, и о себе он написал: «Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны».

Физика