Основная мысль произведения узник. Краткий анализ стихотворения узник: жанр, идея, размер, художественные средства (пушкин а

Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем. Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто. Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились. Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года. Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы. Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».

Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.

Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе. Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море. Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.

Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее. Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее. А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.

Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней. Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу. Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,




И вымолвить хочет: «Давай улетим!




Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Анализ стихотворения "Узник" для школьников

Стихотворение великого русского поэта было написано в 1822 году. Оно состоит из 3х четверостиший, в которых поэт представляет грустный сюжет жизни птицы в темнице. Две птицы были заточены внутрь сырого помещения с решётками на окне, чтобы не улетели.

Проблематика данного произведения относится к периоду жизни Александра Сергеевича Пушкина 1820-1824х годов (одна тысяча восемьсот двадцатого - одна тысяча восемьсот двадцать четвёртого годов). В этот период великий поэт был отправлен в ссылку в город Кишинёв на службу Российской империи (в настоящее время Кишинёв - это город на территории Молдавии). Эта ссылка на службу в отдалённую провинцию воспринималась поэтом как заточение в тюрьму.

Жизнь среди голых равнин и холмов и служба в канцелярии отличалась от жизни в Санкт-Петербурге, наполненной приятными впечатлениями от встреч с образованными людьми, балами и пирами, о которых поэт часто пишет в своих литературных произведениях (например, "Друзьям", "Прости мне, милый друг...", "Медный всадник").

Сюжет стихотворения развивается от грустного и унылого к возвышенному, одухотворённому.

Первое четверостишие представляет читателю крайне печальную картину: губительную темницу, которая ограничила волю и свободу молодого орла. Орёл - это символ свободы. Птица в небе всегда воспринимается людьми как символ веры в лучшее, счастливой свободной жизни. Контраст образа вольной и сильной птицы с образом сырой тюрьмы с решёткой на окне пробуждает в читателе сопереживание к этому персонажу.

Конечно, за образом молодого орла читатель узнаёт самого поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Почему томится и почему так печален орёл? Мы, увы, не знаем.

Второе четверостишие открывает новые грани творческого таланта великого русского поэта. Из безвыходной ситуации ищет выход не только он, но и его товарищ. (Приводим текст второго четверостишия)

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: "Давай улетим!

Необычный сюжет предстаёт вниманию читателя. Снова автор удивляет и насыщает воображение читателя. Очень тонко автор представляет основную мысль этого стихотворения в виде побуждающей короткой фразы: "Давай, улетим!" Тем самым привлекает внимание читателя к своему стихотворению ещё больше. Ожидание свободы, надежда на то, что птица вернётся в естественную среду, которой она принадлежит, - это заставляет глубоко переживать и сочувствовать героям произведения.

Третье четверостишие звучит ещё более взволнованно. С трепетом, торжественно, громогласно друг заявляет другу:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Последний стих возвращает чувства и жизнь в это произведение. От чистого сердца, необычайно ясно и вдохновляюще звучат слова героя произведения. Так поэт достигает единения с читателем, вызывает дружеские чувства. Это произведение заставляет задуматься о судьбе человека в неволе. Человека великого, рождённого в свободе и для высоких целей!

Таким предстаёт молодой орёл, которым является русский поэт А.С. Пушкин.

Углубленный анализ творчества А.С. Пушкина в стихотворении "Узник"

С большим уважением мы относимся к творчеству А.С. Пушкина, талантливого представителя Золотого века русской поэзии. Ещё большее вдохновение способен чувствовать гениальный автор стихов, поэтому ссылка в Кишинёв воспринималась болезненно. Пушкин создаёт свой гениальный призыв к свободе, к освобождению, и воплощает его в стихотворении "Узник".

В этом стихотворении соединены два противоречащих образа. В череде ужасных образов тюрьмы, уныния появляются образы совершенно иной природы. Вольные птицы, жители неба, поглощены мраком заточенья, окованы пороком жестокого мира.

Она внимала мне с улыбкой - и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.

К образу молодого орла присоединяется его товарищ по несчастью. Мы видим, он сопереживает чувствам автора, в нём автор находит родственную душу.

В его крике, вольном, в его взгляде, одухотворённом, он находит призыв к свободе. Это совершенно простые, естественные мотивы от чистого сердца. Только так, открывая душу, можно понять речь птицы, в её вызове читает автор воспоминания о свободной жизни, столь недоступной в стенах темницы.

«Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.

Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.

Вконтакте

История создания

Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.

Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником . Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.

История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:

  • одиночество;
  • покинутость;
  • оторванность от привычной жизни;
  • гнетущая скука;
  • смертельная тоска.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование . Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.

Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.

Композиция произведения

Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф . Все они соединены между собой одной сюжетной линией .

Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе , которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.

Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению . Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.

Особенности текста:

  1. Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором . Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно . Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку , причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
  2. Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации , переходящей на все более высокие ноты.

Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий . Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.

Свобода « узника» в творчестве Пушкина. Узник.

Главный герой

Жанр стихотворения отвечает направлению поэзии пушкинской эпохи – романтизм . Здесь в основе лежит чувственность, открытость, страстность. Орел молодой – пленник темницы. Кто такой герой — узник? Есть несколько ответов на один простой вопрос:

  1. Преступник. Он оказался в темнице за противоправное действие. Но эта версия не очень убедительна . При чтении не создается впечатления, что человек – преступник. Его жаль, хочется освободить. Читатель полностью переходит на сторону невольника, значит, он не может быть преступником в обычном понимании этого слова.
  2. Несправедливо наказанный человек. Это объяснение так же не подтверждается текстом и интонацией.
  3. Герой, чувствующий себя как в темнице , находясь в мире людей. Эта версия наиболее приемлема.

Для романтического героя конфликт с окружением – главная проблема. Жанру стихотворения «Узник» удается показать реальную жизнь начала XIX века . Законы, правящие силы делали жизнь людей темницей. Свобода витала в умах, но не могла звучать вслух. Вырваться из темницы хотелось всем, но могли только те, кто не боялся заточения.

Литературные средства

Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.

Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.

Олицетворение

Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.

Сравнение

Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода . «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.

Эпитеты

Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека , состояние ограничения в свободе. Эпитеты:

  • в темнице сырой;
  • кровавая пища;
  • орел молодой.

Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.

Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты , создается контраст с кровью и грустью начальных строк.

Недосказанность

Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.

вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

1. Стихотворение "Узник" было написано А.С. Пушкиным в 1822 году во время южной ссылки в г. Кишинёв, которую свободолюбивый поэт воспринимал как заточение.

2. Тема стихотворения - потеря свободы и надежда на освобождение. Основная идея "Узника" - это мысль о том, что любому человеку, а поэту особенно, необходима свобода и право выбора.

з. Произведение состоит из трёх четверостиший. В последнем четверостишие поэт использует рефрен (три последние строчки начинаются со слов "Туда, где..."), обращения ("Пора, брат, пора!") и восклицательные знаки для усиления и выражения эмоционального накала.

4. Главный герой - узник, единственный товарищ которого - "вскормлённый в неволе орёл молодой". Образ орла - собирательный, это товарищ поэта по несчастью, любой свободолюбивый человек, пострадавший от властей и несправедливости.

5. Для усиления драматизма поэт использует такие устаревшие слова, как "узник", "неволя", "темница", "вскормлённый".

6. Стихотворение относится к гражданской лирике.

7. В первом четверостишии преобладает мрачное настроение, "узник" находится в отчаянии. Но к концу стихотворения появляется надежда, появляются бунтарские мотивы и призывы к освобождению.

8. Стихотворение написано попарной рифмой (ААББ).

9. Произведение вызывает чувства жалости к узнику и надежду на торжество справедливости.

10. Стихотворение "Узник" занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина, так как отражает гражданскую позицию не только автора, но и большинства свободомыслящих людей. Под его влиянием многие писатели и поэты создавали свои произведения ("Узник" М.Ю.Лермонтова).

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение - символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.

Тема - свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.

Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.

Жанр - лирический, можно отнести к романтическому направлению

Стихотворный размер - стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).

Антитеза - «темнице сырой» - «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…» , «Сижу за решеткой в темнице сырой» - «…орел молодой» .

Олицетворение «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» .

История создания

Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта. История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи. Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни - все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.

Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.

Тема

Тема стихотворения - борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой» , и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.

Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость. Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать. Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!» .

Композиция

Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая - тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу. Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться. И третья часть - это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.

Жанр

Жанр стиха - лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма - «за тучей белеет гора» , «синеют морские края» , гуляет ветер.

Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер - амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно - одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки - парный ААВВ.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.

Стихотворение построено на антитезе : в нем противопоставляются сырая темница - простору («темнице сырой» - «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник - вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» - «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение : грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.

Также используются олицетворения : «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…» , «…гуляем лишь ветер… да я!…» .

Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.

Свойства по химии