Всякий человек сам себя воспитать должен
(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)
Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной актив-ности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни по-реформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.
Философской и общественной позицией основной части молодежи шес-тидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отра-зившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрения-ми поместного дворянства и молодого разночинского поколения, испове-дующего демократическими устремлениями и активно несущего в обще-ство новые взгляды.
Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материа-лизм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист:“Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважениемни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в д анный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала - некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.
Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” былнаписан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.
“Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он...” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитив-ную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому челове-ку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспита-ние самого себя” в настоящем смысле этого слова.
Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.
Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равно-душными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова:Природа-матьКогда б таких людейТы иногда не посылала миру,Заглохла б нива жизни...
И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких лич-ностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.
Виртуальная выставка, посвященная книгам-юбилярам И. С. Тургенева.
Тургенев Иван Сергеевич (1818-1883 гг.)
Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в Москве, затем в университетах - Московском, Петербургском, Берлинском. Свой литературный путь Тургенев начал как поэт. В 1838-1847 гг. он пишет и печатает в журналах лирические стихотворения и поэмы («Параша», «Помещик», «Андрей» и др.).
На первых порах поэтическое творчество Тургенева развивалось под знаком романтизма, позднее в нем преобладают реалистические черты.
Перейдя в 1847 г. к прозе («Хорь и Калиныч» из будущих «Записок охотника»), Тургенев оставил поэзию, но в конце жизни создал замечательный цикл «Стихотворений в прозе».
Оказал большое влияние на русскую и мировую литературу. Выдающийся мастер психологического анализа, описания картин природы. Создал ряд социально-психологических романов - «Рудин» (1856), «Накануне» (1860) , «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети»(1862), повести «Лея», «Вешние воды», в которых вывел как представителей уходящей дворянской культуры, так и новых героев эпохи - разночинцев и демократов. Его образы самоотверженных русских женщин обогатили литературоведение особым термином - «тургеневские девушки».
В поздних романах «Дым»(1867) и «Новь»(1877) изобразил жизнь русских за границей.
В конце жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти.
Умер писатель 22 августа (3 сентября) 1883 в Буживале, близ Парижа; похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).
Воспитай себя сам.
Цель : продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовершенствованию.
Материал для проведения:
«Золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Рисунки-аппликации «Белого» существа (воплощение положительных черт характера) и «Черного» существа (воплощение отрицательных черт характера).
Таблица-алфавит (составленная самими детьми) «Нравственно или безнравственно».
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Давайте ребята, улыбнемся, друг другу и начинаем наше занятие.
Тема сегодняшнего занятия – «Воспитай себя сам». (НА ДОСКЕ)
Мы поговорим с вами о чертах характера, о самовоспитании и самосовершенствовании. Попробуем оценить своё поведение, свои поступки, а также поведение литературных героев.
Как вы понимаете тему занятия «Воспитай себя сам»?
Для чего, на ваш взгляд надо заниматься самовоспитанием?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВЫВОД: Самовоспитанием надо заниматься для того, чтобы от тебя исходило добро, радость; чтобы с тобой рядом было интересно, спокойно, хорошо.
А что же такое характер человека, кто знает?
Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении.
ИГРА. А теперь немного поиграем. Игра называется «Берём – не берём»
Я называю черту характера, а вы сигнальной карточкой показываете, нужна вам эта черта характера или нет.
ИГРА По кругу передаём белый мяч – называем положительную черту своего характера;
Потом темный – отрицательную.
Легко ли ответить на этот вопрос?
И ответить на этот вопрос оказалось совсем не просто. Мы плохо знаем себя, значит нужно продолжать изучать себя. И чем раньше мы начнём, тем меньше ошибок совершим в жизни. А для этого надо уже сейчас задумываться:
«Какой я сейчас,
Каким я хочу стать,
Что мне надо в себе изменить,
Что я для этого должен сделать?».
Мы говорили с вами о том, что существуют положительные и отрицательные стороны характера.
На доске два человечка: тёмный и светлый.
Как вы думаете, что они символизируют?
ВЫВОД: Надо помнить о двух существах живущих в нас и не поддаваться чёрному существу.
А чтобы понять какие черты характера у нас положительные, а какие отрицательные – надо анализировать свои поступки, постоянно задумываться и задавать себе вопросы в конце дня?
ОТВЕТЫ: Всё ли я сделал правильно?
За что мне было сегодня стыдно?
Не обидел ли я кого-нибудь сегодня своим поведением?
Смог ли я сегодня доставить хоть маленькую радость?
Существует «золотое» правило нравственности:
«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
А теперь давайте проанализируем наш вчерашний день, жили ли мы по правилу, поделитесь мыслями, за что вам было стыдно вчера? А кто из одноклассников вас порадовал?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
ВЫВОД: Недостатков ещё много, значит работать по их исправлению должна продолжаться.
Согласна, нет предела совершенствованию, но только нам надо с вами четко знать: какие черты характера нам нужны, а какие – нет. Помните, только когда начнёшь узнавать себя, узнаешь о своём несовершенстве. Давайте послушаем несколько стихотворений и определим черты характера литературных героев. Ведь можно учиться и на чужих ошибках.
А.Л.Барто («Катя», «Сонечка», «Подари», «Любочка», О Человечности»).
Саша Черный («Что ты тикаешь утёнка?», «Слонёнок», «Воробьишка»).
С.Я.Маршак («Приметы», «Два снежка», «Друзья-товарищи»)
Б.Заходер («Перемена»).
После прослушивания каждого стихотворения обсуждение по единому плану:
Какие черты характера ярко видны у литературного героя?
Стоит ли вырабатывать эти черты характера у себя?
Если бы вы встретились с героем стихотворения, какой бы вы дали ему совет?
Последнее стихотворение, которое мы прослушали, - стихотворение о вежливости. А кто хотел бы определить уровень своей вежливости? У нас есть возможность сделать это с помощью тестирования.
(Бланки теста на партах у каждого ученика)
Отвечать на вопросы надо одним словом: «Да», «Нет», «Иногда».
Тест «Если вы вежливы».
1. Всегда ли ты первым здороваешься со знакомыми людьми?
2. Всегда ли ты, заходя в класс, здороваешься с одноклассниками?
3. . Всегда ли ты, благодаришь маму (Бабушку) за завтрак, обед, ужин?
4. Ты всегда извинишься перед малышом, если его чем то нечаянно огорчил?
5. Родители помогли тебе, справится с трудным для тебя заданием. Благодаришь ли ты за это.
6. Говоришь ли ты всегда спокойно, не повышая голоса, даже если споришь с кем-либо?
7.Бывает ли тебе стыдно перед самим собой за твои поступки?
8. Всегда ли ты уступишь место в транспорте место взрослым?
9. Всегда ли ты, справедлив по отношению к друзьям, одноклассникам?
10. Всегда ли ты, справедливо оцениваешь себя?
«Да», - 2 балла;
«Иногда» - 1 балл;
«Нет» - 0 баллов.
Если вы набрали 14-18 баллов, - с вами всё в порядке. Так держать!
10 – 14 – вы не всегда вежливы. Будьте внимательны в своём поведении.
Меньше 10 баллов – вам ещё многое предстоит изменить, чтобы о вас сказали «Какой вежливый ребёнок!»
--Психологический тренинг: «Плохое в корзину»
Всё от чего мы хотим избавиться пишем на листочках, сминаем их или рвём, потом бросаем их в корзину со словами: «Я избавляюсь…»
Кто согласен с этим высказыванием?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Если у вас нет сомнения в необходимости работы по самовоспитанию, значит, наше занятие прошло не зря.
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Помогите! Нужно сочинение: по произведению Тургенева "Отцы и дети" на тму "каждый человек сам себя воспитать должен" и получил лучший ответ
Ответ от Максим Ю. Волков[гуру]
«Каждый человек должен воспитать себя сам - ну хоть как я, например» - говорит Базаров в повести Тургенева «Отцы и дети». Эта фраза затрагивает крайне сложную область человеческих взаимоотношений - воспитание. Как, кого и сколько воспитывать - эти вопросы всегда рождали много споров: у каждого на сей счет свое мнение. Что же имел ввиду Базаров, говоря о самовоспитании, «как я» ?
«Воспитать себя» значит выработать свою собственную систему мировоззрения, стремиться к идеалу, определенному самим собой. Это делает личность яркой, непохожей на остальных; такая личность может привнести в этот мир что-то новое.
Но чем является самовоспитание в понимании Базарова - нигилиста и романтика одновременно? Базаров не признает авторитетов и верит только в факты, подтверждение которых он видел воочию. Человек, воспитавший себя САМ, по-базаровски, слепо отрицая все остальные идеи и ценности, будет крайне односторонним: как верно подметил Павел Петрович, отрицание чего-либо до ознакомления с ним - только попытка скрыть собственное невежество. Человек, не имеющий авторитетов и ценностей бывает двух типов: тургеневский Базаров - «я отрицаю все» ; «в наш век отрицание полезнее всего» , отрицающий потому что не желает знать, и «фловеры» Стругацких, отрицающие потому что знающие. Первый тип желает «крушить… потому что сила» , второй же уходит от общества, в котором они не нуждаются. Оба приходят к отрицанию, но первые - слепо, не зная от чего и к чему идут; вторые же знают, от чего идут, но не хотят идти никуда. Этих «отрицающих» объединяет только их нежизнеспособность, что и показали авторы.
Базаров говорит о самоопределении, но в то же время поучает и наставляет Аркадия и считает свое мировоззрение единственно верным для всех. Это придает его фразе совсем иной окрас: «как я, например» превращается в «я - пример для всех» .
Как же воспитывал себя Базаров? Это легко представить. Время декабристов давно прошло, до 1917 года еще далеко, но молодежь - уже против существующего порядка вещей и всего, что с ним связано. Базаров, не желая становиться «погибшей, растраченной силой» , занимается естественными науками - единственным в этом мире, что не отрицает его мировоззрение. Он - материалист и скептик в самой последней степени.
Если бы кто-то обсудил вышенаписанное с Базаровым, то, я уверен, услышал бы в ответ: «Всякий разумный человек, не попавший под пагубное влияние так называемых авторитетов, поступил бы также, как и я; человека же, прислушивающегося к авторитетам, нельзя назвать воспитывающим себя сам». К сожалению, Базаров отрицал и общечеловеческие ценности, и толерантность до самой смерти, и нам остается только жалеть, что такой интеллигентный человек как Базаров не мог понять, что то, от чего он отказался в своем самовоспитании, не уничтожает самобытность, а помогает увидеть все целостнее и стать лучше.
В заключение я хочу сказать, что обсуждаемая фраза верна в общем, но из уст Базарова она звучит абсурдно; пройдя через призму души Базарова, она искажается до неузнаваемости и полностью меняет свой смысл.
Источник: ссылка
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите! Нужно сочинение: по произведению Тургенева "Отцы и дети" на тму "каждый человек сам себя воспитать должен"
Отец базарова и мать - что они собой представляют?
Как Василий стремится быть ближе к своему сыну(Базарову) ?
Родители Базарова простые и добрые люди, они обожают своего единственного сына. Живя в глуши,