Литературная гостиная день победы. Сценарий музыкальной гостиной к дню победы

Литературно-музыкальная композиции «Наш самый главный праздник – День Победы». Сценарий Начальная школа

Сибилева Ольга Николаевна, учитель начальных классов Чуево-Подгорнского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области
Описание: мероприятие посвящено Дню Победы в Великой Отечественной войне и предназначено для детей 7 – 10 лет. Данной разработкой могут воспользоваться учителя начальных классов, вожатые и организаторы внеклассных мероприятий. Такой сценарий требует предварительной подготовки, так как младшие школьники ещё имеют слабое представление о ВОВ. Кроме того, можно и нужно использовать презентацию и проектор: они помогут ярко и доходчиво иллюстрировать страницы истории нашей страны.
Цель: формирование патриотических чувств через историческое и
героическое прошлое нашей Родины в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
расширять и углублять представление детей о Великой Отечественной войне;
воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
формировать у учащихся чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся.
Оформление: зал украшен цветами, разноцветными шарами, рисунками ко Дню Победы, стенгазетами с рассказами о земляках и родственниках, воевавших в годы ВОВ; в центре – георгиевская ленточка с надписью «9 Мая – День Победы»
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, презентация по теме мероприятия, записи песен «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача), «День Победы» (муз. Давида Тухманова, сл. Вл. Харитонова), минусы к песням «Синенький скромный платочек» (муз. Г.Петербургского, сл. Я.Галицкого), «Хотят ли русские войны» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «Журавли» (муз. Яна Френкеля, сл.Р. Гамзатова), «Бессмертный полк» (автор - Вл.Слепак).
Предварительная подготовка:
1. Провести цикл классных часов, знакомящих младших школьников с историей нашей страны в годы ВОВ.
1. По возможности побывать на экскурсиях в местных музеях.
2. Оформить стенгазеты, в которых поместить рассказы о ветеранах.
3. Написать сочинения «Война в истории моей семьи»
4. Провести конкурс рисунков к 9 Мая.
5. Разучить песни, стихотворения.
6. Оформить зал, украсив его плакатами, цветами.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Сегодня у нас необычный день – мы стоим на пороге самого великого праздника – Дня Победы над фашистской Германией. 73 года наша страна не видела ужасов войны. 73 года наша страна не вздрагивала от взрывов снарядов, но и в этой светлой полосе мирной жизни были и есть чёрные годы войны в Афганистане, Чечне, Сирии, где гибли и гибнут наши ребята.

(слайд «Наш самый главный праздник – День Победы»)

Ведущий 2. Мы родились в мирное время, поэтому никогда не слышали воя сирен, возвещавших о тревоге, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое пайка ленинградского хлеба. Нам трудно понять, что можно просто так расстрелять или сжечь разом десятки, а то и сотни человек разом. Обо всём этом нам рассказывают кинофильмы и художественные произведения. Для нас война – это уже история.

Ведущий 1. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утром немецкие войска перешли границу Советского Союза.
Так началась Великая Отечественная война.


Звучит песня В. Лебедева -Кумача «Священная война» (1 куплет)

(слайд «Родина-мать зовёт»)


Ведущий 2. У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».

Ведущий 2. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях.

(слайд «Кадры времён войны»)



Ведущий 1. Эти зловещие деяния гитлеровцев вызвали мощное сопротивление нашего народа. Вся страна превратилась в единый военный лагерь. Чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины наш народ вступил в жестокий бой с врагами.
На фронт уходили и старые, и молодые.
Из нашего села ушли на фронт 568 человек, не вернулись с войны 316.

Танец под мелодию «Синенький скромный платочек»

Выходят 4 учеников.

Чтец 1
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали с русскими едины
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши –
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!

Чтец 2
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.

Чтец 3
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
С.В. Михалков. Нет сказали мы фашистам (быль для детей)

Чтец 4
Шли на врага танкисты –
За Родину!
Уходили в бой корабли –
За Родину!
Взмывали в небо самолёты –
За Родину!
С.Баруздин. Шёл по улице солдат

Ведущий 2. Трудным и долгим был путь к Победе. Под Москвой и Ленинградом, под Брестом и Сталинградом, на Кавказе и под Курском, Одессой, Севастополем и Киевом шли ожесточенные бои.
На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить... Они вспоминали дом, мать, писали письма...

(слайд «В минуты передышки»)



Сценка «Землянка»

Чтец 5
Здравствуй, мама!
Я скучаю по тебе! Хочется прижаться
и смеяться.
Хочется поесть...домашних щей,
погонять по крышам голубей!
...как там, в госпитале папа?
Завтра я в разведку,
в тыл врага.
Ты не бойся.
Мне совсем не страшно.
Мама!
Я люблю твои глаза...
Мама!
Помнишь тёплый
свитер...голубой?
Ты его, пожалуйста,
заштопай...
Мама! Я вернусь,
и мы с тобой
вновь пойдём гулять по Ленинграду.
Мама...

Все по машинам! К бою!
Натали Талисман. Полевая почта, Май 1944г... отрывок из письма моего дяди.

Ведущий 1. Через месяц этого бойца убили на фронте в одном из боев. А было ему всего 19 лет. Письмо это было передано его родным друзьями-однополчанами.

Ведущий 2. Люди погибали, но верили в Победу и приближали её, осваивая новые для себя военные профессии. Ракетчики, связисты, авиаторы, танкисты - всех не перечислить.

(слайд «Фотографии солдат»)


Чтец 6

Солнце блещет, волны плещут,
Засветились маяки,
День и ночь стоят на страже
Черноморцы моряки.

Исполняется танец «Яблочко» (музыка Р. Глиэра).

Чтец 7
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.

Стихотворение «Спор» инсценируется в костюмах.

Однажды (в энской части было это)
На полигоне встретились
Ракета,
Тяжёлый танк
И боевой их брат –
Солдатский автомат.
Сошлись и спор затеяли они:
На фронте кто важнее в эти дни?
Ракета скромно заявила: « Друзья!
Себя хвалить не собираюсь я,
Однако про меня толкует свет:
«Оружия сильней ракеты нет!»
- Да, это так, -
Заметил басом Танк, -
Но обо мне
И о моей броне
Не зря слагали песни на войне.
Я и сейчас, скажу вам без прикрас,
На фронте был бы поважнее вас.
- Сильны вы, братцы, этому я рад, -
Сказал с улыбкой Автомат, -
Но вдруг, представьте, грянет ближний бой
Меня бы оценил тогда любой!
Пожалуй, продолжался б этот спор
И до сих пор,
Когда б не подошёл к героям нашим
Солдат-отличник - Михаил Черкашин.
Прислушался он к жаркой перепалке
И головою покачал: «Мне жалко, что зачастую
Понять не можете вы истину простую.
Здесь говорили о своей вы силе,
А то забыли,
Что все вы – это твердо помнить надо -
Бессильны без умелого солдата».

Ведущий 1. Вместе с солдатами по дороге войны шла песня. Песня провожала военные эшелоны, навещала раненых в госпиталях, была с бойцами на передовой, в тяжелые дни атак и отступлений, грела душу в редкие минуты затишья. Песня поддерживала дух бойца, его огромную веру в победу.

Чтец 8
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той нехитрой песни, сокровенной,
Что, как символ радости, неслась
Над Варшавой, Будапештом, Веной…
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой лёгкой драгоценной ношей…
В час затишья сядешь, запоёшь,
И подтянут весело солдаты.

Исполняется песня «Три танкиста» мальчиками (переделанная для детей

Ведущий 2 . В то время, как фронт жил мыслью скорее изгнать фашистов с родной земли, тыл руководствовался государственным лозунгом «Все для фронта» и незатихающей мыслью «На фронте еще труднее».
А этому бессонному фронту много было нужно: вооружение, боеприпасы, медикаменты, одежда, продукты питания. С нечеловеческим напряжением работала страна. На авиационных, танковых и прочих оборонных заводах работали, конечно, и мужчины, специалисты, которым была дана броня. Но большинство мужчин города, а особенно деревни, заменили их жены, сестры, дочери.

(слайд «Женщины в годы ВОВ в тылу»)


И ещё хочется отметить – их участь была ещё страшней: они ждали... Ждали своих родных и близких сердцу людей. Целых 4 года они провели в тревоге... Следующее стихотворение посвящается им – сильным и мужественным.

Чтец 9
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Ее терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она –
И солдатка,
И также солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей,
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Ее материнское слово,
Ее сокровенное:
“Жду!”
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия, Россия сама!
Н. Старшинова "Солдатская Мать".

Ведущий 1. Женщины участвовали и в сражениях. Храбро бросались они под пули во время бомбёжек и обстрелов. Сёстры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоёвывая каждую пядь земли.

(слайд «Женщины в годы ВОВ на фронте»)




Чтец 10 (девочка в косынке с красным трестом, с сумкой)
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
«Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Исполняется песня «Хотят ли русские войны» (поют девочки)

Ведущий 2. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Многие из них имели знаки воинской доблести, ордена и медали. 20 тысяч получили медаль «За оборону Москвы», 15 тысяч 249 – «За оборону Ленинграда». Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с тёплыми носками, любовно расшитыми носовыми платками, кисетами для табака.

(слайд «Дети в годы ВОВ»)


Ведущий 1. В годы войны дети участвовали в сооружении оборонных рубежей, были связными партизанских отрядов, разведчиками в воинских частях. Некоторым из них, наравне со взрослыми, присуждено звание – Герой Советского Союза. О них мы говорили подробно на наших классных часах.

(слайд «Пионеры-герои»)


Ведущий 2. Четыре с половиной года продолжалась Великая Отечественная война. Наши солдаты храбро сражались в боях. Более 12 миллионов из них награждены орденами и медалями, а 11603 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза!
Два героя советского Союза – Болдырев А.И. и Бухнин Ф.П. родились на нашей малой Родине. Они вернулись живыми с полей сражений и продолжали трудиться на благо Отечества. Благодаря А.И. Болдыреву в городе Уварово сейчас находится военный мемориал, который так любят жители Уварова и Уваровского района.

(слайд «Герои-земляки»)


Болдырев А.И.


Открытие мемориального комплекса в г. Уварово, 1980 г. Право зажечь Вечный огонь было дано Болдыреву А.И.


Бухнин Ф.П. с супругой

Ведущий 1. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.

Дети выходят по одному и кратко рассказывают о своих родственниках, воевавших в годы ВОВ.

Ведущий 2. 27 миллионов погибло в Великой Отечественной войне. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей, величием их подвига.
Вы только представьте – если по каждому из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать… 51 год!
У многих из воинов нет даже могил, а если и есть, то братские.

(слайд «Надпись на Могиле Неизвестного Солдата»)


Минутой молчания почтим память тех, кто не вернулся с Великой Отечественной.

Исполняется песня «Журавли»

Ведущий 1. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы.

(слайд «Салют»)

Учитель начальных классов:

Шевцова Кристина Валериевна

Литературно-музыкальная гостиная ко Дню Победы

Тема: «Ваши жизни война рифмовала»

Цели:

Воспитывать чувство гордости за свой народ, за его героическую историю, чувство личной сопричастности с судьбой страны; создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа;

Г.Норильск

МБОУ «Гимназия №7»

(на сцене сидят учащиеся в военной форме, у костра)

Ведущий 1.

У памяти старой в плену, Не зная к себе снисхожденья Художники пишут войну, Живую картину сраженья. И видят опять наяву Разбитых траншей повороты, Через ледяную Неву Бросок безответной пехоты. Гудит на ветру полотно, От жаркого грохота стали. Погибшие в битве давно Живыми из мёртвых восстали.

Учащийся 1.

Такого ещё не было в старь - Пусть радость повсюду гремит, Праздником мира войдёт календарь Праздник Победы – Девятое мая!

(звучит песня «День Победы»)

Учащийся 2. (презентация «Военная хроника 1941-1945 год»)

Май 1945 года. Победа… и что может быть проще, сильнее и человечнее этого слова? Победа… она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и спокойная. Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными руками. И впервые за тысячу четыреста восемнадцать дней над Европой воцарилась тишина.

Учащийся 3.

Победа… народ ждал её 4 года. Четыре долгих года он шёл к ней дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и не досыпал, тянулся из последних сил и всё же выстоял и победил! Но прежде были Брест и Смоленск, Орёл и Курск, Сталинград и Ленинградская блокада. Были миллионы погибших наших людей. Был первый день, горький день войны…

Учащийся 4.

Казалось, было холодно цветам, И от росы слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки, А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки… Такою всё дышало тишиной. Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной. Всего каких-то пять минут осталось.

Учащийся 5.

Над страной проносилась светлая тень короткой ночи – самой короткой из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария. Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй, занимался рассвет.

Учащийся 6.

Тогда ещё не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае…

(Звучит музыка. Несколько пар танцуют вальс)

Учащийся 7.

Гудел набат… Однако дед-звонарь Не на заутреннюю звал Старушек службу. Он медным голосом Мужчин будил, как встарь, Набатом призывая их к оружью. И в тот рассвет Набат, нарушив сон, Приказывал и звал на бой с порога… И вдруг дошло: Метаться не резон! Медноголосый этот перезвон - Для каждого всеобщая тревога! Гудел набат…

Ведущий 1 .

(на экране идёт документальный ролик о войне)

С отчаянной пальбой мчатся мотоциклисты, напролом рвутся тысячи серых танков с крестами на борту. Самолёты засыпают бомбами города, окопы, дороги. Кровь, смерть… Пылающая Брестская крепость, продолжая сопротивляться, подаёт сигналы о помощи… Идёт война. И каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужчин…

Учащийся 1.

Война взломала даже демографию. И в сорок – трижды проклятом году! В школярские, ребячьи биографии Внесла немыслимую чехарду. Измерив, жизнь иными величинами, Во взрослый мир вошли мы напрямик, Став чуть ли не матёрыми мужчинами, О юности не вспомнив и на миг.

(Звучит песня «Моя любимая»)

Учащийся 2.

Мне хочется отослать тебе кусочек фронтовой ночи, прострелянной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь рядом со мной. За то, чтоб на прекрасной нашей земле не шлялась ни гадина, чтоб смелый и умный наш народ никто не называл рабом, за нашу с тобой любовь я и умру, если надо…

3-го был бой, а 4-го день рождение. Я шёл и думал, что остаться живым в таком бою всё равно, что заново родиться… Я верю твёрдо, что будет всё: и Родина свободная, и солнце, и споры до хрипоты, и наши книги… Июль 1942 года.

Ведущий 2.

Надоело говорить и спорить, И любить усталые глаза… В флибустьерском дальнем синем море Бригантина подымает паруса. Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись дня. На прощанье подымай бокалы Золотого терпкого вина. Пьём за яростных, за непохожих, За презревших грошовый уют. Вьётся по ветру весёлый Роджер, Люди Флинта песенку поют. И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза - В флибустьерском дальнем синем море Бригантина подымает паруса.

Учащийся 3.

(учащиеся исполняют песню «Журавли»)

Они прошли войну в солдатских шинелях, служили в пехоте, артиллерии, авиации, в разведке. У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали на Западном фронте, другие – под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие до Праги, третьи – до Порт-Артура… каждому выпала своя доля, но война была нашей общей судьбой, судьбой всего народа. Нам нужно было выстоять и победить. И мы это сделали!

Учащийся 4.

Слава богу! Ведь всё, что было, Всё, что было, - было со мною. И война меня не убила, Не убила пулею шальною. Я судил не по людям, по душам. И по правде, и по замаху. Мы хотели, чтоб было лучше, Потому и не знали страху. Потому пробитое знамя С каждым годом для нас дороже. Хорошо, что случилось с нами, А не с теми, кто моложе.

Учащийся 5.

Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом ко мне вернулось.

Учащийся 6.

Война совсем не фейерверк, А просто – трудная работа, Когда – черна от пота – вверх Скользит по пахоте пехота Марш! И глина в чавкающем топоте До мозга костей промёрзших ног. Наворачивается на чёботы Весом хлеба в месячный паёк.

(Звучит песня «Давай закурим…»)

Учащийся 7. (презентация «Хроники Войны»)

На этой войне и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, который обрушился на нас с невиданной жестокостью.

Учащийся 8.

Я только раз видала рукопашный, Раз – наяву. И сотни раз во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Мне не кажется жизнь короткой - Только молодость коротка. Улетела крылатой лодкой, Но всё так, же бурлит река.

Ведущий 1.

Я родом не из детства – из войны. И потому, наверное, дороже, Чем ты, ценю и радость тишины, И каждый новый день, что мною прожит. Я родом не из детства – из войны. Раз, пробираясь партизанской тропкой, Я поняла навек, что мы должны Быть добрыми к любой травинке робкой.

Учащийся 1.

У наших женщин почти не было юности. Предвоенное поколение сразу же повзрослело с началом войны. Их весенняя пора жизни «улетела крылатой лошадкой», промелькнула, исчезла.

Разве думала на войне Под обстрелом, на поле минном, Что встречаться с любовью мне Не придётся. Да это видно!

Учащийся 2.

Молодость и война, любовь и смерть. Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А ещё – солдатское братство и вера в силу любви.

Ведущий 3.

Покрывается сердце инеем - Очень холодно в судный час. А у вас глаза, как у инока, Я таких не встречала глаз. Ухожу, нет сил. Лишь издали (всё ж крещённая!) помолюсь. За таких вот, как вы, - за избранных. Удержать над обрывом Русь. Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть. Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть.

Учащийся 3.

А где-то матери, ожидая весточек от сыновей, шептали: родненькие, оставайтесь живы! Кровиночки, будьте мужественными, сыночки, будьте здоровы.

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слёзы они вытирали украткою,

Как вслед им шептали: - Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Учащийся 4.

Сколько их, молодых и пожилых, сынов, дочерей, отцов не пришли с войны. Они остались лежать на своей и чужой земле. Нам не речи хвалебные, Нам не лавры нужны, Не цветы под ногами Не пришедшим с войны. Не жалейте, не плачьте. Мы погибли за вас! Иногда (хоть не часто) Вспоминайте про нас.

Учащийся 5.

Жизнь шагает по планете. Она щедро дарит нам друзей, любовь, детей, яркое солнце, подснежники, звонкое пение птиц. Но она требует от нас памяти, памяти о минувшей войне, о тех, кто не дожил до Победы.

Учащийся 6.

Ещё стояла тьма немая, В тумане плакала трава, Девятый день большого мая Уже вступил в свои права. Не рокотали стайки «Яков» Над запылавшею зарёй, И кто – то пел, и кто – то плакал, И кто – то спал в земле сырой. Вдруг тишь нахлынула сквозная И в полновесной тишине Спел соловей, ещё не зная, Что он поёт не на войне.

Учащийся 7.

Что можем мы, сегодняшнее поколение, сделать для нашей земли, страны? Чем отблагодарить участников тех героических лет? Памятью!

(на экране идёт отрывок из кинофильма «В бой идут одни старики», конец)

Литературно-музыкальная композиция "Мы живы - пока жива память". Сценарий ко Дню Победы для детского сада

Оформление зала: мини мемориальный комплекс «Вечный огонь», солдатская пилотка, цветы.
Атрибуты для инсценировок: костер, пеньки, гармонь, котелок, автомат, карандаш, листок бумаги, шарфики, наушники, бинты, бинокль, карта.

Ход композиции:
В зал входят двое ведущих, один одет в солдатскую форму, второй в одежду 40-х годов
1-й ведущий
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде сильны.
2-й ведущий
Война сердца вам опалила
Разлукой и безжалостным огнем,
Но все ж она в вас не убила,
Того, что добротою мы зовем.
Нет никого на свете человечней
Людей, прошедших через ад войны.
Ведь им запомнилась навечно
Цена той ранней седины,
Что словно пеплом осыпала,
Совсем еще мальчишечьи виски.
Хоть времени с тех пор прошло немало,
Но разве, же уйдешь от той тоски,
Которая в сухих глазах стояла
Мальчишек, поседевших от беды.

1-й ведущий
Ведь и доныне жизнь не заровняла
Войны жестокие следы.
Вот почему чужая боль вас так тревожит,
И по ночам уснуть вам не дает.
С жестокостью мириться тот не может,
Кто ради счастья других живет!
2- й ведущий
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы, пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Звучит "Вальс". Несколько пар танцуют (девочки и мальчики одеты и причесаны в стиле 40-х годов)
1-й ведущий
Летняя ночь была наполнена запахом трав, пением птиц и веселой музыкой. 22 июня – самая короткая ночь в году. 22 июня во всех школах страны закончились занятия.
2-й ведущий
Под утро вчерашние мальчишки и девчонки заполнили улицы городов. Они пели и смеялись, они надеялись и мечтали о будущем, они шли встречать рассвет. Это был рассвет 22 июня 1941 года.
Музыка вальса резко обрывается, звучит сирена воздушной тревоги и объявление о начале войны.
Дети останавливаются и замирают. В зал вбегают еще дети. Звучит песня «Священная война» на её фоне девочки читают стихи.
1 девочка
На грозную битву вставайте!
Защитники русской земли!
2 девочка
Пожары пылают вдали!
3 девочка
Прощайте, Прощайте, Прощайте!
До встречи! До вечера после войны!
Девочки машут платочками, обнимают мальчиков. Мальчики и некоторые девочки строятся в колонну и маршевым шагом обходят зал и уходят. В это время фоном звучит марш «Прощание славянки». Все уходят.

1-й ведущий
Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И появляются на русской земле молодые люди со свастикой.
2-й ведущий
И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты. А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли!
Инсценировка. Входят дети и размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).
Связист (надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу - полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Летчики над картой:
Пехота - здесь, а танки - тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Уходят из зала.
1 Ведущий
Дороги войны… От Бреста до Москвы, а потом обратно…
Сколько их пройдено. И всюду с воинами шагала песня!
Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу.
А вместе с песней жил и неразлучный ее спутник – баян.
Инсценировка «Отдых после боя». Вокруг костра сидят солдаты, кто с котелком, кто с автоматом, кто-то пишет письмо домой, одна пара танцует под звуки гармони, на которой играет один из бойцов. Фоном звучит песня «Землянка».
Ребенок
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу Победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты…
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
И пушки, и конечно, провиант.
2-й ведущий
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
зачитывает воспоминания, присутствующих в зале
Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки»

1-й ведущий
Дни войны переведу в мгновенья,
А мгновенья разделю на тех,
Кто, с войной прожив короткий век,
За Победу жизнь отдал без размышленья.
Шла война и жизни уносила,
За минуту десять человек.
У кого-то безымянная могила,
У кого-то скромный монумент.
Дедушке война ночами снится,
Говорит он, что не видел снов страшней:
Улетают в бесконечность души-птицы,
С криками последних журавлей…
Звучит песня «Синий платочек», девочки исполняют хореографическую зарисовку с шарфиками.
2-й ведущий
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших - будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем, будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
1-й ведущий
Песню свою, отправляя в полет, – помните!
О тех, кто уже никогда не споет, – помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли – помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!
Заклинаю, – помните!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ. ЗВУК МЕТРОНОМА
Ребенок
Шел солдат с войны домой,
Шел дорогою прямой,
В гимнастерочке линялой,
Шел домой солдат бывалый.
И пройдя огонь и бой,
Что солдат принес домой?
Два раненья, три медали,
Имена друзей, что пали,
Фляжку спирта для беседы,
А еще, принес победу…
Звучит песня «Майский вальс», в зал заходят дети с цветами, дарят ветеранам цветы и приглашают их на вальс. После ветеранов провожают на места, а дети встают полукругом по залу.
2-й ведущий
Ветераны войны, вы России солдаты,
В сорок пятом с Победой вернулись домой.
И с тех пор навсегда имена ваши святы,
Ветераны войны, вам поклон наш земной.

Все низко кланяются ветеранам.
Дети исполняют песню «Прадедушка» и дарят подарки ветеранам.
Праздник продолжается на улице. Звучат песни Победы. Проводится военно-патриотическая игра «Зарница». Ветеранов приглашают поучаствовать в качестве жюри.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»

1 этап «Донесение»
кто быстрее доставит пакет через полосу препятствий: скамейка, обручи, труба.
2 этап «Военный госпиталь»
кто быстрее донесет и перевяжет раненого;
3 этап «Разведчики"
кто быстрее найдет спрятанный предмет, ориентируясь по карте-схеме.
После всех угощают гречневой кашей, приготовленной на полевой кухне.

Глазова Валентина Евгеньевна МОБУ «Алексинская СШ»

Сценарий литературной гостиной

«Поклонимся великим тем годам…»

Начало слайд

Музыка «Офицеры» слайд

ВОИН (выходит на последнем куплете песни) слайд 7:

Чего ты хочешь от меня, война?!
Ведь ты пришла в салютах, в медном громе
Большой победы. В чем моя вина?
И почему в душе моей и в доме
Все ты, да ты, как будто не сполна
мы разошлись,
И ты все ждешь чего-то,
Какого-то последнего расчета.
Какого же?
Забыть тебя? Так вот чего ты хочешь?
Так вот о чем мечтаешь и хлопочешь?
Так вот о чем ты жалко попросила,
Забыть тебя?! Но память тоже сила,
И я ее без боя не отдам
Прикинувшимся мирными годам.
Ты просчиталась, на земле живет
Лишенное иллюзий поколенье.
Пусть память о тебе жестоко души жжет,
Оно ее как порох сбережет
Сухим огнем. Не может быть забвенья!!!

Слайд Музыка «Если завтра война…»

1 ЧТЕЦ (Слайд) .

Что же такое - мы?
Мы - из лесов безбрежных,
Мы - из блокадной тьмы,
Мы - из стихов сгоревших,
Из невысоких изб,
Песенного всесилья,

Мы - из бессмертья.

Из плоти твоей, Россия!

2ЧТЕЦ (Слайд) .
Жизнь, гуще сада плодового,
Зелёными запахами околдовывала…
Была жизнь, прекраснее летнего вечера.
Ясноглаза, светлолоба.
Прелестью облика человечьего -
Гляди на неё - да любуйся в оба!

1ЧТЕЦ (Слайд) .
Вся жизнь простиралась чудесным рассказом!
И радости эти живили нам чувства,
И жить помогали и спорт, и искусство!
Заводы росли, а люди мужали,
И Северный полюс перелетали!
И Волгу с Москвой, обменявшихся грузами,
Связали надежными, прочными узами!

2ЧТЕЦ (Слайд) .
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось…

На сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.

Демонстрируются слайды

1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...

4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

Мы, погибшие на полях сражений...

Мы, замученные в концлагерях...

Мы, погибшие в оккупации...

Мы, умершие от голода...

1ЧТЕЦ.Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

Слайд. Музыка «Вставай, страна огромная…»

Слайд.На привале Вальс «В лесу прифронтовом»(слайд) на фоне
БОЕЦ (Слайд) :

Ты не знаешь, мой сын, что такое война...
Это вовсе не дымное поле сражений,
Это даже не смерть и отвага - она
В каждой капле находит свое отраженье.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок,
Да слепящие вышки ночного обстрела,
Это боль головная, что ломит висок,
Это юность моя, что в окопах истлела.
Это в жизни короткой последний рассвет
Над суровой землей...
И, лишь как завершенье,
Под разрывы снарядов, при вспышке гранат,
Беззаветная гибель на поле сраженья.

К концу- звуки взрывов, (слайд

Звучит песня слайд).
2ЧТЕЦ.
Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери...
Солдат. (слайд).
Был отступленья путь солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок...
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев траков над ячейкой одиночной
Других сводил, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.

Солдат (слайд) .

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,
Просто был выбор у каждого: я или Родина,
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твое - это наше горе, Родина.
(слайд).

1ЧТЕЦ (слайд) .
Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу, четко разделив Время на «довоенное» и «военное», разделив всех нас на «фронт» и «тыл».

2ЧТЕЦ.
Тыл - это женщины, старики, дети. Тыл жил по закону: «Все для фронта, все для Победы!», самоотверженно переносил все невзгоды, терпел, любил, верил, ждал!

Сценка. На сцене группа женщин, они спешно обедают.

1 ЖЕНЩИНА: Ох, и уморилась я, бабоньки! Ног не чувствую! (Снимает обувь).

2 ЖЕНЩИНА: Да уж, поизносились мы, девоньки, за 4 года. Мужики придут и не узнают. Скажут: «Куда ж наши бабы подевались?» (Смеется).

3 ЖЕНЩИНА: Да уж пусть только вернутся, мы их сами найдем. (Подмигивает). Небось, особые приметы каждый своего знает, а? (Общий хохот).

4 ЖЕНЩИНА: Ну ты, Любка, даешь! (Тревожно). Бабы, а что если немец опять заворотит?

1 ЖЕНЩИНА: Не допустим! Мне этого на всю жизнь хватит. Всю жизнь буду помнить и лесозаготовки, и рудники, и облигации.

2 ЖЕНЩИНА (соглашаясь): Да уж, тебе-то досталось, не пропустила ни одной лесозаготовки. А помните, как последнюю картошку весной возили продавать, только б рассчитаться, на что подписались.

3 ЖЕНЩИНА: И все же мужикам нашим труднее. Они каждый день в бой идут, под огонь, а мы что?

4 ЖЕНЩИНА: А что мы? Да мы немца окаянного хлебом бьем! Вот наши пушки! (Показывает на поле). Вот посчитай, Люба, сколько наша бригада немцев свалила. Я думаю, десяток-то свалили мы их?!

1 ЖЕНЩИНА: Что там десяток, мы их тыщу свалили.

2 ЖЕНЩИНА: Правильно! Вот они, наши «Катюши»! (Показывает на руки).

1.ЖЕНЩИНА: Бабоньки вы мои родные, мы все сделали, мы подчистую рассчитались с государством, все свои планы перевыполнили, но нужно будет - мы от своего каравая ломоть отрежем, только бы гниду эту навек истребить! (Встает). Ну что, отдохнули? Тогда подъем. Словами немца-то не добьешь, он этого не понимает. (Ко второй). Твои, Катерина, где завтра? На люцерне?

2 ЖЕНЩИНА: И на люцерне, и на картошке, и на свекле. (Радостно). На всех фронтах наступаем


песня

1ЧТЕЦ.
А между фронтом и тылом ходила полевая почта, треугольниками писем, словно гонкими нитями соединяя то, что разорвала безжалостная война.

Слушайте письма военных лет!
Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут.
Слушайте письма военных лет.

2ЧТЕЦ ( слайд) .
Фронтовое письмо, не молчи, расскажи
О жестокой войне и о времени том,
Как сражался солдат, как в окопах он жил,
Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

1ЧТЕЦ ( слайд) .
Теплее на фронте
От ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь,
И родину слышишь
Как голос за тонкой стеной.

2ЧТЕЦ( слайд) .Но были и другие письма….

Я знал, что значит почтальон хромой,
Которого все ждали и боялись
1 женщина: А, вдруг, таким придёт и мой?!
2 женщина: А, вдруг, совсем... (пауза).

2ЧТЕЦ.На улицах шептались …
Взвивался над селом истошный крик.
И слово тяжкое:

1 женщина: (громко) Убили!

2ЧТЕЦ.

Я помню "первым" и ещё "зарыт",
И кажется ещё, "в сырой могиле"
Шёл почтальон, как ворон без крыла.
Скрипел его костыль от хаты к хате.
Так каждый день (пауза). Осталось полсела
Из тех, кто ждут, когда их горе хватит.

1ЧТЕЦ.Солнце кровавилось в дымчатой мгле.
Красным снарядом било. (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.

2ЧТЕЦ.Волны неслись от скалы к скале,
Море гранит дробило! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было.

1ЧТЕЦ.Дерево шло по сырой земле,
Землю корнями рыло! (пауза) Их уже не было на земле, а оно было".



2ЧТЕЦ. (слайд) .

А ты не веришь? Человек может умереть дважды
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз - в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!


1ЧТЕЦ.

Встала пшеница спелая,
Тихо плывет рассвет.
Все, что могли вы сделали,
Ребята, которых нет!

2ЧТЕЦ.

Плакать устали матери,
Но через толщу лет
Смотрят на нас внимательно,
Ребята, которых нет!

1ЧТЕЦ.

Будто склоняясь над судьбами!
Будто шагая вперед
Нам они стали судьбами -
Ребята, которых нет!"

Памяти павшим - минута молчания (слайд)

Песня

2ЧТЕЦ (слайд .

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края

Поднялся победитель - солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста! -

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток. (слайд)

1ЧТЕЦ. (слайд)

И нагнулся солдат

И к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти: были живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом потирая колючий плетень.

За плечами вставала заря молодая,

Предвещая солнечный день.


песня

2ЧТЕЦ (слайд) .

Одеколоном пахнут деды,

В медалях звонких пиджаки.

У обелиска в День Победы

Мои собрались земляки.

Был митинг. Речи отзвучали.

В какой-то миг из тишины

Всем ветераны пожелали:

«Дай Бог, чтоб не было войны!»

1ЧТЕЦ (слайд)

Ничего нет страшнее войны!

Голод, холод, потеря близких…

Воевать было всем нелегко!

Пусть все это НЕ повторится!

Не хочу, чтобы ЭТО вернулось,

Дети пусть играют в чехарду,

И над нашей мирной планетой

Мы зажжем счастливую звезду .

Слайд Песня

Физика