Как отличить составное глагольное сказуемое от дополнения. Составное глагольное сказуемое

Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);

б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.

Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!

Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.

Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).

Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).

3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия

закончить

приняться

продолжить

прекратить

стараться

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

Например:

(он) горит нетерпением (участвовать)

Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

План разбора составного глагольного сказуемого

1. Указать тип сказуемого.

2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().

5. Русский филологический портал ().

6. Презентации « Сказуемые» ().

1. Выделите грамматические основы предложений.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

2. Занимательно о русском.

Интересные вопросы:

1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

3. В каких словах пишутся три буквы е ?

4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?

Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.

Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Урок: Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);

б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.

Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема построения составного глагольного сказуемого.

Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :

1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.

Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!

Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.

Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).

Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).

3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов Фразеологические сочетания
Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия

закончить

приняться

продолжить

прекратить

стараться

нравиться

надеяться

бояться стыдиться

готовиться

Например:

(он) горит нетерпением (участвовать)

Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.

План разбора составного глагольного сказуемого

1. Указать тип сказуемого.

2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.

Образец разбора

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().

2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().

4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().

5. Русский филологический портал ().

6. Презентации « Сказуемые» ().

1. Выделите грамматические основы предложений.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н. Заболоцкий

2. Занимательно о русском.

Интересные вопросы:

1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?

2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

3. В каких словах пишутся три буквы е ?

4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?

5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?

6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?


Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
Лексическое значение вспомогательной части включает:
  1. Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
На бровях и ресницах сразу начал таять снег. Антоненко не стал
вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
  1. Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
вперед, не может оставаться на одном месте... (Ушинский);
Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
и не могу (Светлов).
Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
Вспомогательная часть включает:
  1. глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
обязанность каждого человека (Из Программы КПСС); Книга -
ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
  1. глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
первого снега (Пушкин); Маленький Ваня со временем станет
Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
(Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
  1. глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
Примечание. В составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, так как он полностью сохраняет свое лексическое значение; в составном именном сказуемом - глаголом-связкой, так как в нем ослаблено лексическое значение. Провести четкую границу между вспомогательными глаголами и глаголами-связками трудно, так как и те и другие обслуживают грамматические значения предложения в целом и сказуемого в частности и сохраняют основные свойства глагола, его грамматические категории: наклонение, время, вид и др.
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
нас богатая! (Коптяева).
2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).

Составное глагольное сказуемое - это

сказуемое, состоящее из личной формы вспомогатель-

ного глагола и инфинитива. Лексическое значение ска-

зуемого выражается инфинитивом, вспомогательные

глаголы указывают на наклонение, время, лицо и чис-

ло, т. е. передают грамматическое значение.

В роли вспомогательных выступают глаголы двух

семантических групп:

1) фазовые глаголы, обозначающие начало, продол-

жение или конец действия (начать, приняться, стать,

становиться, продолжать, перестать, кончить и др.):

А на заре на вокзале у батарей начинали копошиться

люди. (Н. Остр.) Закусив губу, он продолжал идти,

добираясь к лесной дороге. (Б. Пол.) Дождь перестал

моросить. (Кайг.);

2) модальные глаголы, обозначающие возможность,

невозможность, желание, стремление и т. д. (мочь, хо-

теть, желать, стремиться, готовиться, намереваться

и др.): Мне очень жаль его юности, и я хочу отвое-

вать ее у смерти. (Н. Остр.) Летчики стремились

отвлечь врага от штурмовиков. (Б. Пол.)

Вспомогательный глагол и инфинитив в составном

сказуемом обозначают нерасчлененное действие, совер-

шаемое одним и тем же субъектом. Если же спрягае-

мый глагол и инфинитив обозначают два самостоятель-

ных действия одного и того же субъекта или действия

разных субъектов, инфинитив является второстепен- ,

ным членом предложения - обстоятельством цели (при и

глаголах движения) или дополнением: Трое в матрос- д

ских бушлатах летели укрощать Ангару. (Песк.) |

Мама попросила соседей по купе присматривать за \

мной. (Пауст.) В первом примере спрягаемый глагол и

инфинитив обозначают два расчлененных действия од-

ного субъекта (трое), инфинитив - обстоятельство

цели. Во втором примере действие спрягаемого глагола

и инфинитива относится к разным субъектам: попроси-

ла мама, присматривать же будут соседи, инфинитив -

дополнение (мама попросила о чем? - присматри-

В качестве вспомогательного компонента в состав-

ном глагольном сказуемом могут выступать также

краткие прилагательные (должен, рад, намерен, спосо-

бен, готов и др.) в сочетании с глагольной связкой,

которая указывает на время и наклонение сказуемого:

Я готов был плакать, жалея мой сад, шалаш. (М. Г.)

О, я как брат обняться с бурей был бы рад! (Л.) Зна-

чение настоящего времени изъявительного наклонения

выражается нулевой связкой: Я все готов делать; я

готов работать любую работу, - в каждой из них

своя прелесть, своя поэзия, свое счастье. (Б. Г.)

Вспомогательный компонент в составном глаголь-

ном сказуемом может представлять собой устойчивое

глагольное словосочетание, которое выполняет ту же

роль, что и вспомогательный глагол: Он не имел права

рисковать и поэтому шел осторожно, избегая от-

крытых мест. (Б. Вас.)

В некоторых случаях составное глагольное сказуе-

мое приобретает осложненную форму. В него, кроме

вспомогательного глагола в личной форме и инфинити-

ва, включается еще один инфинитив с модальным или

фазовым значением: Озорник... хотел продолжать

шалить. (Ч.) Он старался заставить себя свык-

нуться с трудной мыслью. (Сим.)

§ 134. Составное именное сказуемое

Сказуемое, состоящее из глагольной связки и имен-

ной части, называется составным именным.

Связка выражает грамматическое значение сказуемого,

а именная часть - лексическое: Шоссе, ведущее в го-

род, было пустынно. (Н. Остр.) Лес казался ему бес-

конечным зеленым морем. (Б. Пол.)

Различают три типа связок: 1) отвлеченные; 2) по-

луотвлеченные; 3) знаменательные.

К первому типу относится самая распростра-

ненная связка быть. Она совершенно лишена лексиче-

ского значения и выражает лишь грамматическое зна-

чение времени и наклонения, свойственное сказуемому,

а также устанавливает связь именной части с подле-

жащим: Землянка была пуста. (Б. Пол.) Мы вечно

будем молоды и вечно будем жить. (Терещ.) Но, ви-

тязь, будь великодушен! (П.) Характерной особен-

ностью русского языка является отсутствие связки в

настоящем времени, т. е. нулевая связка. Она выпол-

няет ту же грамматическую роль, что и связка быть, -

указывает на время и наклонение сказуемого. Ср.:

Внешне здесь все спокойно. (Н. Остр.) - Внешне здесь

все было спокойно. Употребление в настоящем времени

связки есть (во множественном числе - суть) отмеча-

ется очень редко в книжно-письменной речи: Просто-

та есть необходимое условие прекрасного. (Л. Т.) Пре-

подавание и учение суть средства образова-

ния. (Л. Т.)

Ко второму типу связок относятся полузна-

менательные глаголы: казаться, являться, оставать-

ся, стать, становиться, делаться, представляться,

зуемого грамматическую роль, они в то же время со-

храняют ослабленное лексическое значение. Так, гла-

гол становиться, будучи связкой, показывает посте-

пенное становление этого признака. Ср.: Ночь была

темной. - Ночь становилась темной.

Знаменательными связками являются

глаголы, которые, выступая в роли связок, полностью

сохраняют свое лексическое значение. К ним относятся

глаголы движения и состояния (ходить, бродить, при-

ехать, прибежать, возвратиться, сидеть, лежать,

стоять, проснуться и др.): Девушка пришла усталая,

бледная. (Б. Пол.) Алексей вылез из кабины молча-

ливый и хмурый. (Б. Пол.) Никто ничего не говорил,

стояли все суровые и молчаливые. (А. Ив.)

Одни и те же глаголы могут быть полнознамена-

тельными (выступают в роли простого глагольного ска-

зуемого) и могут утрачивать или ослаблять лексическое

значение (употребляются в функции связок в составном

сказуемом). Ср.:

Простое глагольное

сказуемое

Глагол-связка в составном

именном сказуемом

Был поздний вечер. (А. Ив.)

тихий, кроткий...

Вечер был

Вода показалась на улицах.

После Ялты с ее пышной набе-

режной Алушта показалась мне;

скучной. (Пауст.) ^"

Разговор на немецком языке час

от часу делался шумнее. (П.)

Ночь стояла поздняя, глухая.

Не все то делается, что гово-

рится. (Поел.)

Лодка стояла под ветками ве-

тел. (Коз.)

Именная часть сказуемого может присоединяться к

подлежащему при помощи частиц это, вот, сравни-

тельных союзов как. словно, будто, как будто, точно

и др., оборотов не кто иной, как; не что иное, как,

которые входят в состав сказуемого: Ум - это духов-

ное оружие человека. (Бел.) Безумство храбрых -

вот мудрость жизни. (М. Г.) Дорога была как аллея.

(Н. Остр.) Смелость есть не что иное, как чувство

уверенности в своих силах. (К. Уш.)

В именной части составного сказуемого, выражаю-

щей его лексическое значение, употребляются главным

образом именные части речи (существительное, прила-

гательное, числительное, местоимение), глагольно-

именная форма - причастие, а также наречие и меж-

Существительное в именной части ска-

зуемого чаще всего имеет форму именительного и тво-

рительного падежа без предлога, но может употреб-

ляться также в родительном падеже без предлога

(обычно в сочетании с прилагательным) и во всех кос-

венных падежах с предлогами: Отец был атеист.

(Пауст.) Я был когда-то ротным запевалой...

(Старш.) Я смотрел на балтийскую воду, - она была

оловянного цвета... (Пауст.) Казалось, новичок был

без сознания. (Б. Пол.) Одна была с косой, другая

острижена коротко, не по-деревенски. (А. Ив.) Госпи-

таль. Всё в белом. (Лук.)

Если существительное в именной части имеет ослаб-

ленное Лексическое значение (вещь, дело, штука, су-

щество и др., а также человек, женщина, мужчина,

юноша, девушка и т. п.), то в состав сказуемого входит

и сочетающееся с ним прилагательное, которое конкре-

тизирует значение существительного: Талант - вещь

редкая... (А. Ив.) Старший лейтенант Дедюхин был

человеком грубоватым и мрачным. (А. Ив.)

Прилагательные в именной части состав-

ного сказуемого могут употребляться в полной и крат-

кой форме, а также в сравнительной и превосходной

степени: Листок этой травы, внутри мохнат и пу-

шист, как бархат. (Пауст.) Ярче, прямее стали

солнечные лучи. (Акс.) Впечатление от знакомства и

общения с Николаем Васильевичем было самое пора-

зительное. (Д. Гр.)

Выполняя функцию сказуемого, полные формы

прилагательных обычно стоят после подлежащего: Мо-

роз и солнце; день чудесный! (П.) Мать больная,

стоит ли обрушивать на нее еще одно горе. (Б. Пол.)

Если же они предшествуют подлежащему, то выделя-

ются логическим ударением, которое и отличает их от

определений: Да, дорогой мой, сложное ваше дело.

Именная часть сказуемого может быть выражена

как страдательными, так и действительными п р и ч а -

с т и я м и, но чаще всего употребляется краткая форма

страдательных причастий прошедшего времени: Вся по-

ляна была покрыта зелеными бугорками. (Пришв.)

Металл был как раскаленный (Тих.) С кручи машина

кажется затонувшей. (Лип.)

Числительные, местоимения, наречия,

междометия редко выступают в именной части имен-

ного составного сказуемого: Тираж первого номера - два-

дцать пять тысяч. (Каз.) Лиза в несколько дней стала

не та. (Т.) Лишь кедрам такая жарынь была нипочем.

(А. Ив.) Недавно товарищ командир полка в столовой

сказал, что вот Мересьев Алексей - это да!!! (Б. Пол.)

Компоненты составного сказуемого могут состоять из

нескольких слов, так как именная часть может быть

выражена устойчивым словосочетанием, а вспомогатель-

ный компонент осложняться инфинитивом: Темь была

хоть глаз выколи. (Бун.) Погода продолжала оставать-

ся морозной и вьюжной. (Степ.) Поэт не может

быть счастливым в тревожные для мира дни. (В. Ф.)

Физика