Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.
Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Урок: Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);
б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Схема построения составного глагольного сказуемого.
Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.
Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!
Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).
Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).
3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | ||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | ||
закончить приняться продолжить прекратить |
стараться |
нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
Например: (он) горит нетерпением (участвовать) |
Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
План разбора составного глагольного сказуемого
1. Указать тип сказуемого.
2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать.
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().
5. Русский филологический портал ().
6. Презентации « Сказуемые» ().
1. Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
2. Занимательно о русском.
Интересные вопросы:
1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
3. В каких словах пишутся три буквы е ?
4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?
6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?
Цель урока - познакомиться с составным глагольным сказуемым; узнать, как оно может быть выражено.
Тема: Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Урок: Составное глагольное сказуемое
Составные сказуемые - это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время, наклонение и т.д.) - в вспомогательной части.
Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:
а. вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время, наклонение и т.д.);
б. основная часть (неопределённая форма глагола - инфинитив) выражает лексическое значение.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив
Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Схема построения составного глагольного сказуемого.
Но не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия :
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал - что делать?; Я хочу - что делать?.
Не путайте! Составное глагольное сказуемое с сочетанием сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели!
Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
2.Действие инфинитива должно относиться к подлежащему.
Я хочу петь. Хочу петь - составное глагольное сказуемое (хочу - я, петь буду - я).
Не путайте! Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я просил её спеть. Просил - простое глагольное сказуемое, спеть - дополнение (просил - я, петь будет - она).
3. В таблице представлены основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизма, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.
Основные вспомогательные глаголы |
Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов | Фразеологические сочетания | ||
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоциональная оценка действия | ||
закончить приняться продолжить прекратить |
стараться |
нравиться надеяться бояться стыдиться готовиться |
Например: (он) горит нетерпением (участвовать) |
Я умею петь. Я хочу петь. Я люблю петь. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить.
План разбора составного глагольного сказуемого
1. Указать тип сказуемого.
2. Указать, чем выражена основная часть; какое значение имеет вспомогательная часть и какой формой глагола она выражена.
Образец разбора
Старик опять пустился жевать.
Пустился жевать - составное глагольное сказуемое. Основная часть (жевать ) выражена инфинитивом. Вспомогательная часть (пустился ) имеет значение начала действия и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.
1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
1. Простые предложения (коллекция материала по теме урока) ().
2. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ().
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ().
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса (на материале русского языка) ().
5. Русский филологический портал ().
6. Презентации « Сказуемые» ().
1. Выделите грамматические основы предложений.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
2. Занимательно о русском.
Интересные вопросы:
1. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу?
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
3. В каких словах пишутся три буквы е ?
4. Какие слова начинаются с четырех согласных букв?
5. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных заостренных шестов?
6. В каких словах пишутся подряд 3 буквы е?
Составное глагольное сказуемое имеет две части: вспомогательную и основную. Основная часть всегда состоит из инфинитива, выражающего главную информацию в семантике сказуемого. Вспомогательная часть несет на себе двойную нагрузку: выражает модально-временное значение сказуемого и дополняет основное информативное значение.
Лексическое значение вспомогательной части включает:
- Указание на начало, конец, продолжение действия: начать, стать, кончить, остаться, продолжать, перестать, прекратить и др. Такие глаголы называются фазовыми и образуют особую лексико-семантическую группу, вследствие чего приобретают и грамматическое значение: Уже ты стал немного отцветать (Есенин);
вытирать лицо и поднимать ремешок у фуражки (Конецкий);
Перед грозой рыба переставала клевать (Паустовский).
- Указание на необходимость, желательность и возможность действия: мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать и т. д. Такие глаголы называются модальными. Как и фазовые, модальные глаголы также выражают грамматическое знАшние: Без личного труда человек не может идти
Ах, если б_ вас могла я ненавидеть (Пушкин); Забыть я не хочу
и не могу (Светлов).
Различие между простым и составным глагольным сказуемым особенно ярко проявляется при сопоставлении. Ср.: Читатель видит и понимает то, что хочет и может увидеть и понять.
В главном предложении все компоненты семантики сказуемого выражены спрягаемыми глагольными формами видит и понимает, в придаточном предложении модально-временной компонент семантики выражен вспомогательными глаголами хочет и может, дополняющими своими лексическими значениями основное значение сказуемых, выраженное инфинитивами.
Инфинитив, входящий в составное глагольное сказуемое, называют «субъектным», так как он обозначает действие того же лица, что и вспомогательная часть: хотел сказать, могу поспорить, люблю поговорить и т. д.
Инфинитив реализует потребность фазовых, модальных и эмоциональных глаголов в объекте, поэтому инфинитив, входящий в состав сказуемого, может чередоваться в речи с существительным, выполняющим роль дополнения. Ср.: Я хочу идти вперед и с каждым
днем, с каждым часом хочу нового, а он хочет остановиться и меня остановить с собой (Л. Толстой); Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно (Лермонтов); Я любил шум_ леса, заппх_ мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль^ болот, треск_ крыльев дикой птицы, вьістрельї, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить (Грин).
В зависимости от синтаксических условий и лексико-семантических значений вспомогательных глаголов в инфинитиве усиливаются то глагольные, то именные свойства. Фазовые и модальные глаголы менее ярки и самостоятельны, чем эмоциональные, поэтому сочетания с глаголами, содержащими эмоциональную оценку действия, не имеют в литературе однозначного толкования и рассматриваются то как сказуемое, то как сочетание сказуемых с дополнениями.
От составного глагольного сказуемого нужно отличать сочетания, включающие в свой состав инфинитив, выполняющий роль дополнения и обстоятельства цели.
Инфинитив, выполняющий роль дополнения, называют «объектным», так как он обозначает действие другого лица (не «субъекта» спрягаемой глагольной формы): советовал искать, просил беречь и т. д.: Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий);
Комбату приказали в этот день взять^ высоту (Львов); Не
позволю в своем присутствии плохо отзываться_ о жизни, за
Вспомогательная часть включает:
- глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В настоящем времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Труд на благо общества - священная
ключ к знанию (Пословица); Личное счастье невозможно без
счастья других (Чернышевский); Утро было мглистое, небо
неяркое (Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только
у бесцветных людей... (Чернышевский); Мир есть величайшая ключевая ценность нашего бытия, без которой утрачивают смысл
и силу все прочие блага и радости жизни (Леонов);
- глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т. д.: У нас зима. Все делается светлее, веселее от
Иваном Ивановичем... (Дубов); Алмазами казались солнца блики
(Ахматова); На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым, с основными
началами той культуры, на смену которой она приходила (Брюсов); Независимо от всех этих трагических внутренних переживаний Блок, во все периоды своего творчества, оставался истинным поэтом и подлинным художником (Брюсов);
- глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т. д.: Осень пришла дождливая, холодная (Вигдорова) ; Она вышла из бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды (Куприн); На его столе лежало раскрытым письмо из Вены (Данин).
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи и как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л. Толстой); Была
темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л. Толстой); Деревья
стояли в снегу - два дня назад была сильная метель (Проскурин);
На месте, где недавно стояла флотилия, гуляла ледяная волна (П а у-
стовский). Нетрудно заметить, что у глагольных форм, способных обслуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу - были в снегу, гуляла волна - была волна и т. д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была
темная, осенняя, дождливая, ветреная; Стояли деревья в снегу ¦- два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла флотилия, волна гуляла ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т. д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в поЛнбй и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, цельными словосочетаниями, фразеологизмами и т. д.
Дополним данные выше примеры следующими: Я в Братске с людьми Проводил вечера. Богаты товарищи Ширью души. Беседы
сердечны, Умны, хороши. Дружны эти люди, Уютен их дом (Безыменский); Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений (Паустовский); Парус старый, выбелен дождями, с_ большими квадратными заплатами (Яковших деревьев (Соколов-Микитов); Он был мастером на все руки (Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто
это? Что это? Кто такой Иванов? Что такое искусство?
Какая сегодня погода? Каков итог нашей работы? и т. д.
Примечания: 1. В некоторых случаях краткие и полные формы прилагательных расходятся в лексических значениях (Девушка очень хороша и Девушка очень хорошая), в валентных свойствах (Жизнь богата событиями и Жизнь богатая) и т. д. Поэтому не во всех случаях краткие формы могут быть заменены полными и наоборот: Здесь у нас в районе, песнями богатом, Девушки уж больно хороши (Фатьянов); ...Во всяком случае жизнь у
нас богатая! (Коптяева).
2. В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (Есенин); Она мне как песня была (Есенин); Ночь
как будто сегодня бледней (Есенин); Самый верный признак истины - это простота и ясность (Л. Толстой); Волк не пастух (Пословица).
Составное глагольное сказуемое - это
сказуемое, состоящее из личной формы вспомогатель-
ного глагола и инфинитива. Лексическое значение ска-
зуемого выражается инфинитивом, вспомогательные
глаголы указывают на наклонение, время, лицо и чис-
ло, т. е. передают грамматическое значение.
В роли вспомогательных выступают глаголы двух
семантических групп:
1) фазовые глаголы, обозначающие начало, продол-
жение или конец действия (начать, приняться, стать,
становиться, продолжать, перестать, кончить и др.):
А на заре на вокзале у батарей начинали копошиться
люди. (Н. Остр.) Закусив губу, он продолжал идти,
добираясь к лесной дороге. (Б. Пол.) Дождь перестал
моросить. (Кайг.);
2) модальные глаголы, обозначающие возможность,
невозможность, желание, стремление и т. д. (мочь, хо-
теть, желать, стремиться, готовиться, намереваться
и др.): Мне очень жаль его юности, и я хочу отвое-
вать ее у смерти. (Н. Остр.) Летчики стремились
отвлечь врага от штурмовиков. (Б. Пол.)
Вспомогательный глагол и инфинитив в составном
сказуемом обозначают нерасчлененное действие, совер-
шаемое одним и тем же субъектом. Если же спрягае-
мый глагол и инфинитив обозначают два самостоятель-
ных действия одного и того же субъекта или действия
разных субъектов, инфинитив является второстепен- ,
ным членом предложения - обстоятельством цели (при и
глаголах движения) или дополнением: Трое в матрос- д
ских бушлатах летели укрощать Ангару. (Песк.) |
Мама попросила соседей по купе присматривать за \
мной. (Пауст.) В первом примере спрягаемый глагол и
инфинитив обозначают два расчлененных действия од-
ного субъекта (трое), инфинитив - обстоятельство
цели. Во втором примере действие спрягаемого глагола
и инфинитива относится к разным субъектам: попроси-
ла мама, присматривать же будут соседи, инфинитив -
дополнение (мама попросила о чем? - присматри-
В качестве вспомогательного компонента в состав-
ном глагольном сказуемом могут выступать также
краткие прилагательные (должен, рад, намерен, спосо-
бен, готов и др.) в сочетании с глагольной связкой,
которая указывает на время и наклонение сказуемого:
Я готов был плакать, жалея мой сад, шалаш. (М. Г.)
О, я как брат обняться с бурей был бы рад! (Л.) Зна-
чение настоящего времени изъявительного наклонения
выражается нулевой связкой: Я все готов делать; я
готов работать любую работу, - в каждой из них
своя прелесть, своя поэзия, свое счастье. (Б. Г.)
Вспомогательный компонент в составном глаголь-
ном сказуемом может представлять собой устойчивое
глагольное словосочетание, которое выполняет ту же
роль, что и вспомогательный глагол: Он не имел права
рисковать и поэтому шел осторожно, избегая от-
крытых мест. (Б. Вас.)
В некоторых случаях составное глагольное сказуе-
мое приобретает осложненную форму. В него, кроме
вспомогательного глагола в личной форме и инфинити-
ва, включается еще один инфинитив с модальным или
фазовым значением: Озорник... хотел продолжать
шалить. (Ч.) Он старался заставить себя свык-
нуться с трудной мыслью. (Сим.)
§ 134. Составное именное сказуемое
Сказуемое, состоящее из глагольной связки и имен-
ной части, называется составным именным.
Связка выражает грамматическое значение сказуемого,
а именная часть - лексическое: Шоссе, ведущее в го-
род, было пустынно. (Н. Остр.) Лес казался ему бес-
конечным зеленым морем. (Б. Пол.)
Различают три типа связок: 1) отвлеченные; 2) по-
луотвлеченные; 3) знаменательные.
К первому типу относится самая распростра-
ненная связка быть. Она совершенно лишена лексиче-
ского значения и выражает лишь грамматическое зна-
чение времени и наклонения, свойственное сказуемому,
а также устанавливает связь именной части с подле-
жащим: Землянка была пуста. (Б. Пол.) Мы вечно
будем молоды и вечно будем жить. (Терещ.) Но, ви-
тязь, будь великодушен! (П.) Характерной особен-
ностью русского языка является отсутствие связки в
настоящем времени, т. е. нулевая связка. Она выпол-
няет ту же грамматическую роль, что и связка быть, -
указывает на время и наклонение сказуемого. Ср.:
Внешне здесь все спокойно. (Н. Остр.) - Внешне здесь
все было спокойно. Употребление в настоящем времени
связки есть (во множественном числе - суть) отмеча-
ется очень редко в книжно-письменной речи: Просто-
та есть необходимое условие прекрасного. (Л. Т.) Пре-
подавание и учение суть средства образова-
ния. (Л. Т.)
Ко второму типу связок относятся полузна-
менательные глаголы: казаться, являться, оставать-
ся, стать, становиться, делаться, представляться,
зуемого грамматическую роль, они в то же время со-
храняют ослабленное лексическое значение. Так, гла-
гол становиться, будучи связкой, показывает посте-
пенное становление этого признака. Ср.: Ночь была
темной. - Ночь становилась темной.
Знаменательными связками являются
глаголы, которые, выступая в роли связок, полностью
сохраняют свое лексическое значение. К ним относятся
глаголы движения и состояния (ходить, бродить, при-
ехать, прибежать, возвратиться, сидеть, лежать,
стоять, проснуться и др.): Девушка пришла усталая,
бледная. (Б. Пол.) Алексей вылез из кабины молча-
ливый и хмурый. (Б. Пол.) Никто ничего не говорил,
стояли все суровые и молчаливые. (А. Ив.)
Одни и те же глаголы могут быть полнознамена-
тельными (выступают в роли простого глагольного ска-
зуемого) и могут утрачивать или ослаблять лексическое
значение (употребляются в функции связок в составном
сказуемом). Ср.:
Простое глагольное
сказуемое
Глагол-связка в составном
именном сказуемом
Был поздний вечер. (А. Ив.)
тихий, кроткий...
Вечер был
Вода показалась на улицах.
После Ялты с ее пышной набе-
режной Алушта показалась мне;
скучной. (Пауст.) ^"
Разговор на немецком языке час
от часу делался шумнее. (П.)
Ночь стояла поздняя, глухая.
Не все то делается, что гово-
рится. (Поел.)
Лодка стояла под ветками ве-
тел. (Коз.)
Именная часть сказуемого может присоединяться к
подлежащему при помощи частиц это, вот, сравни-
тельных союзов как. словно, будто, как будто, точно
и др., оборотов не кто иной, как; не что иное, как,
которые входят в состав сказуемого: Ум - это духов-
ное оружие человека. (Бел.) Безумство храбрых -
вот мудрость жизни. (М. Г.) Дорога была как аллея.
(Н. Остр.) Смелость есть не что иное, как чувство
уверенности в своих силах. (К. Уш.)
В именной части составного сказуемого, выражаю-
щей его лексическое значение, употребляются главным
образом именные части речи (существительное, прила-
гательное, числительное, местоимение), глагольно-
именная форма - причастие, а также наречие и меж-
Существительное в именной части ска-
зуемого чаще всего имеет форму именительного и тво-
рительного падежа без предлога, но может употреб-
ляться также в родительном падеже без предлога
(обычно в сочетании с прилагательным) и во всех кос-
венных падежах с предлогами: Отец был атеист.
(Пауст.) Я был когда-то ротным запевалой...
(Старш.) Я смотрел на балтийскую воду, - она была
оловянного цвета... (Пауст.) Казалось, новичок был
без сознания. (Б. Пол.) Одна была с косой, другая
острижена коротко, не по-деревенски. (А. Ив.) Госпи-
таль. Всё в белом. (Лук.)
Если существительное в именной части имеет ослаб-
ленное Лексическое значение (вещь, дело, штука, су-
щество и др., а также человек, женщина, мужчина,
юноша, девушка и т. п.), то в состав сказуемого входит
и сочетающееся с ним прилагательное, которое конкре-
тизирует значение существительного: Талант - вещь
редкая... (А. Ив.) Старший лейтенант Дедюхин был
человеком грубоватым и мрачным. (А. Ив.)
Прилагательные в именной части состав-
ного сказуемого могут употребляться в полной и крат-
кой форме, а также в сравнительной и превосходной
степени: Листок этой травы, внутри мохнат и пу-
шист, как бархат. (Пауст.) Ярче, прямее стали
солнечные лучи. (Акс.) Впечатление от знакомства и
общения с Николаем Васильевичем было самое пора-
зительное. (Д. Гр.)
Выполняя функцию сказуемого, полные формы
прилагательных обычно стоят после подлежащего: Мо-
роз и солнце; день чудесный! (П.) Мать больная,
стоит ли обрушивать на нее еще одно горе. (Б. Пол.)
Если же они предшествуют подлежащему, то выделя-
ются логическим ударением, которое и отличает их от
определений: Да, дорогой мой, сложное ваше дело.
Именная часть сказуемого может быть выражена
как страдательными, так и действительными п р и ч а -
с т и я м и, но чаще всего употребляется краткая форма
страдательных причастий прошедшего времени: Вся по-
ляна была покрыта зелеными бугорками. (Пришв.)
Металл был как раскаленный (Тих.) С кручи машина
кажется затонувшей. (Лип.)
Числительные, местоимения, наречия,
междометия редко выступают в именной части имен-
ного составного сказуемого: Тираж первого номера - два-
дцать пять тысяч. (Каз.) Лиза в несколько дней стала
не та. (Т.) Лишь кедрам такая жарынь была нипочем.
(А. Ив.) Недавно товарищ командир полка в столовой
сказал, что вот Мересьев Алексей - это да!!! (Б. Пол.)
Компоненты составного сказуемого могут состоять из
нескольких слов, так как именная часть может быть
выражена устойчивым словосочетанием, а вспомогатель-
ный компонент осложняться инфинитивом: Темь была
хоть глаз выколи. (Бун.) Погода продолжала оставать-
ся морозной и вьюжной. (Степ.) Поэт не может
быть счастливым в тревожные для мира дни. (В. Ф.)
Физика