Виды викторин». Материал на тему: «Викторины

Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.

Существуют настольные викторины с заранее подготовленными вопросами. Очень часто на рынке настольных игр одновременно представлено несколько версий одной и той же игры, различающихся набором (часто уровнем сложности) вопросов. Встречаются также дополнительные наборы вопросов, продающихся отдельно от игры.

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа ». Виктор - лат. победитель .

Практическое применение

Исторически викторины применяются в качестве развлекательного времяпровождения соревновательного плана. C 1975 года викторины используются как игры в телевизионных программах для соревнований и получения призов. Также викторины повсеместно применяются для развлечений рекламного характера для привлечения аудитории товаров или событий. Кроме того, существуют примеры (IQ-тесты, обучающие викторины) использования ответов игроков для оценки знаний , исходя из сложности вопросов, скорости ответов, тематик и прочих направлений.

Телевизионные викторины

Большое количество телевизионных шоу заключаются в ответах на вопросы ведущего, при этом ответ ищут индивидуально (Своя игра , Кто хочет стать миллионером?) или командой участников (Брэйн-ринг , Что? Где? Когда?).

Онлайн-викторины

С появлением Интернета стало возможным создавать специализированные сайты-викторины, позволив викторине проходить в режиме реального времени. На некоторых из них предусмотрены денежные призы для победителей.

Помимо викторин-сайтов можно поиграть онлайн и в jabber-чатах. Например с ботом Quizer (викторина@conference.jabber.ru)

Многие тематические сайты размещают странички с викторинами, призванные развлекать посетителей и популяризовать направленность сайта. Участие в этих викторинах обычно бесплатное, а среди правильно ответивших могут разыгрываться призы.

Внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Этимология»

Цель: 1) прививать любовь к русскому языку;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать познавательную активность;

    совершенствовать навыки коллективной работы.

Класс делится на три команды. Поочередно называют буквы. Выигрывает та команда, которая больше назовет правильных букв и угадает больше слов.

На экране изображено столько квадратов, сколько букв в слове.

Учитель. Сегодня мы собрались на игру - викторину «Звездный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с этимологией слова. Давайте вспомним, что такое «этимология». Правильно. Этимология - это наука о языке, изучающая происхождение слов.

1 слово .

Исконно русское. Возникло в русском языке от глагола. Первоначально означало «лишиться разума». В 17-18 вв. означало «обморок». И только к середине 19 в. это значение уступило место современному. В слове 9 букв.

(Изумление - крайнее удивление)

2 слово .

Заимствовано в кон. 17 в. из польского языка, где имеет значение «семья». В свою очередь, в польский оно пришло из латинского, где также означало «семья». В русском языке в 17 в. имело то же значение. В кон. 18 в. лексическое значение слова несколько расширилось. В слове 7 букв.

(Фамилия - наследственное семейное наименование человека, прибавляемое к его личному имени.)

3 слово .

Заимствовано древнерусским языком из старославянского. Является производным от глагола ведати - знатъ и частицы не, т. е. не знать. Это название должно было защитить женщину, вступающую в чужой, незнакомый для нее дом, от злых духов. В слове 7 букв.

(Невеста - девушка или женщина, вступающая в брак, имеющая жениха.) По народному поверью, покрывало (фата) на голове невесты должно защищать новобрачную от сглаза и злых духов.

4 слово .

Заимствовано в 16 веке из крымско-татарского языка, где обозначало «вуаль для женщин». В свою очередь, в крымско- татарский оно пришло из арабского языка, где это слово означает «платок». Впервые в русской письменности это слово зафиксировано в описи имущества царя Ивана Грозного в 1583 году. В современном русском языке это слово означает «род украшений на одежде (и не только, напр. на шторах, мебели)». В слове 7 букв.

(Бахрома - род украшений в виде свисающих кистей, шнурков и т.п.)

5 слово .

Исконно русское. Возникло от праиндоевропейского слова со значением «кривой». В современном русском языке оно означает название животного (насекомого). В слове 4 буквы.

(Паук - членистоногое насекомое, плетущее паутину для ловли насекомых, которых оно употребляет в пищу.)

Это словообразование основано на том факте, что конечности паука имеют искривленную форму.

6 слово .

Заимствовано в нач. 16 в. из немецкого языка. В свою очередь, в немецкий оно пришло из латинского языка, где обозначало «решительный поворот». В латинский пришло из греческого, где является производным от глагола со значением «разделяю». Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось. В слове 6 букв.

(Кризис - 1. Резкое изменение, крутой перелом. 2. Острый недостаток, нехватка чего-либо.)

7 слово .

Слово возникло в Древней Греции и первоначально имело значение «досуг, отдых от работы». В русский язык попало в 14 веке из польского.

(Школа - древние греки любили в свободное время посещать беседы философов, пополняя тем самым свои знания. Благодаря этому и появилась школа, то есть " место, где можно получить образование ". Со временем школой стали называть и специальные помещения для обучения детей в дань традиции)

Жюри подводит итоги.

Вручение грамот победителям.

Одним из самых любимых развлечений у детворы является викторина. Это же очень весело - не просто бегать, а еще и эрудицией блистать! Но далеко не все представляют, что такое викторина. Как ее устроить, чем она отличается от иных забав? Говорят, что если вам предлагают быстро отвечать на множество разнообразных вопросов, это уже викторина. Скорее, это самый простой вариант. Так что делает викторину такой интересной и популярной? Давайте разбираться.

История

Само развлечение имеет давнюю историю. А слово, которое его обозначает, придумал писатель Михаил Кольцов. В его газете был раздел, в котором печатались всевозможные интеллектуальные конкурсы: шарады, загадки интересные вопросы. Вел ее журналист по имени Виктор. Отсюда и слово "викторина".

Это состязание в остроумии, сообразительности, эрудированности. События развивались в двадцатые годы прошлого века, когда новая страна строила не похожее на старое общество. Все оригинальное было в почете. Викторина прижилась и как термин, и как развлечение. Особенно старались увлечь новым занятием молодежь. Благодаря прессе вскоре вся страна узнала, что такое викторина. Занятие настолько увлекательно, что уже и страна стала другой, а конкурсы проводятся все чаще, придумываются новые их разновидности.

Какими бывают викторины

Интеллектуальные развлечения бывают самыми разными. Они делятся по тематике, возрастным группам участников, способам проведения. Сейчас очень много викторин проводится в сети интернет. Часть из них направлена на привлечение пользователей, другие проводятся для развлечения. Чаще эти конкурсы имеют целью стимулировать развитие интеллектуальных способностей.

Дети уже в садике знают, что такое викторина. Потому что эта находка оказалась бесценной для преподавателей. Детвора играет и новые знания получает! Заставлять не надо, сами просят. Дух соревнования

вызывает желание узнавать все больше и больше, чтобы победить. Да и в школе это развлечение используется достаточно часто. Это один из любимейших конкурсов на

Как придумать викторину

Для начала нужно выбрать тематику и цель игры. Обязательно следует учесть возраст участников. Для несложных конкурсов просто составляют вопросы, исходя из объема знаний, предположительно имеющихся у игроков. Например, чтобы составить викторину по истории для определенного класса, берется учебный материал, изучается. На его основе составляются вопросы. Ответы организатор тоже должен подобрать заранее, чтобы не путаться в процессе игры.

Существуют более сложные конкурсы. При их проведении нужно объяснять правила, ход проведения и вообще то, что такое викторина. Примеры таких игр мы часто видим на телевизионных экранах. Различные шоу, где не просто требуется дать правильные ответы, а сделать это в экстремальных условиях. Здесь уже не только эрудиция играет роль, но и крепость нервной системы. В социальных сетях приобретает огромную популярность. Можно там и свою викторину создать. Особенно много посетителей придет, если вы предложите приз за победу.

А правила создания все те же. Нужно определить цель конкурса. Что именно вы хотите от игроков, что они должны продемонстрировать? Вопросы можно придумывать самые невероятные, не опасаясь, что участники не справятся. Благодаря их огромному количеству успех конкурсу обеспечен.

Что такое викторина для детей

Для малышей можно начинать создавать игры уже лет с трех, когда они осознают соревновательный процесс. Например, вопросы можно подобрать о любимых сказочных героях, персонажах мультиков. Таким способом детки приучатся не только запоминать увиденное, но и использовать свои пока маленькие знания. Когда они подрастут, лучше организовывать викторины с движением. Дети - непоседы, так зачем их держать на месте? Подберите вопросы по школьной программе. Например:

Как зовут учителя?

Как правильно держать ручку?

Что означает слово «учеба»?

Перемена - что такое?

Викторина будет восприниматься намного легче, если сопровождать ее простенькими физическими занятиями. Можно передавать ребятам шарик: кто поймает, тот и отвечает. Можно написать вопросы на бумажке и положить в отдаление. Детей разделить на команды. Каждый должен будет добежать до стопки вопросов, прочесть один, ответить, вернуться и передать эстафету следующему. Самый быстрый - победитель!

Немного о грустном

К сожалению, викторина приглянулась и мошенникам. Такой способ может быть использован для получения денег от доверчивых игроков. «Обитают» мошенники в основном в интернете, пользуются мобильной связью. Встретить их можно и на улице. Поэтому нужно быть осторожным, если за возможность продемонстрировать эрудированность вам предлагают заплатить.

Подытожим. Что такое викторина? Определение этого понятия довольно просто - интеллектуальный конкурс. Развитие способов и методов сильно его расширило. Процесс это бесконечный, такой же, как совершенствование собственных способностей. Уж очень увлекательное это занятие - викторина.

Викторина - хороший способ борьбы со стрессом, который, к тому же, значительно расширяет кругозор. Это особый вид игры, суть которой заключается в угадывании правильных ответов на вопросы одной или множества тематик и разного уровня сложности. Традиционно викторины делят по тематическим аспектам и проводят в узких кругах для развлечения или соревнований в эрудиции. Ценность викторин с ответами состоит в том, что они расширяют кругозор, помогают выявить уровень знаний, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки.

Применение

В область применения познавательных викторин, кроме прочего, входит расчет оценки уровня интеллекта и эрудиции человека: такие викторины называют "Тест-викторины" или "IQ-викторины". Викторины, в целом, имеют развлекательно-спортивный характер, так как вносят азарт и веселье в серые будни.

Разновидности

Для начала викторины можно поделить на несколько видов по ходу проведения: С ведущим-человеком, с ведущим-программой, и без ведущего (в случае викторин IQ-тестов). В случае с ведущим-человеком или программой всегда есть кто-то, кто определяет какой вопрос или партию вопросов задать игроку в зависимости от ответов, хода игры, уровня сложности и других параметров.

Проведение

Вторым делением викторин на виды можно выбрать формат проведения - онлайн викторины (в интернете) и оффлайн викторины (без подключения к интернету или в реале). Одним из характерных отличий является соревновательный момент - в онлайн викторинах он, как правило, почти всегда присутствует - отвечая на вопросы, пользователь соревнуется по времени и по точности ответов, количеству верных ответов и т.п. с другими игроками.

Онлайн-викторины

Онлайн викторины также делятся по способу реализации ведущего и делятся в основном на две разновидности: "Викторина онлайн" (браузерная викторина, викторина на сайте) и "Чат викторина" (викторина, которую проводят в специальных чатах). Подробнее о подвидах викторин Вы можете прочитать в связанных статьях.

Играть

Мы предлагаем Вам бесплатную викторину "Виквиз" - это викторина, которую не придется скачивать. Мы объединили лучшее из существующих викторин. Играть в викторину можно как через браузер, так и через чат.

Правила викторины просты: отвечай на вопросы, зарабатывай очки!

В дальнейшем просторы и возможности будут расширяться, чтобы у Вас была викторина онлайн, играть в которую можно будет любым доступным и удобным способом.

Дети порой соревнуются между собой в эрудиции. «Соревнуются» ­ это от природы: от
щенячьих игр и петушиных боев. «В эрудиции» ­ это от человеческого общества: от культа
знаний, от авторитета образования, от престижа кругозора.
Дети соревнуются в эрудиции спонтанно. Они просто хвастают друг перед другом. «А ты
знаешь, из чего делают изюм? А вот и не знаешь! Его из булочек выковыривают». Взрослые
тоже соревнуются в эрудиции и тоже хвастаются. Только делают это сознательно.
Взрослые вообще отличаются сознательностью и целеустремленностью. Для них намного
важнее результат, а не процесс. Наверное, поэтому они выступили с инициативой:
соревноваться по правилам и определять победителя. Так возникли «викторины»,
«интеллектуальные игры», «эрудиционы», «турниры знатоков» и еще много чего другого с
разными названиями, но единой сущностью: все это ­ специально организованные
соревнования в эрудиции. Взрослые участвуют в них сами и активно вовлекают детей.
Дети, поскольку они любят соревноваться, охотно принимают предложение соревноваться
по правилам. В этой связи викторина, как форма детского досуга, является достаточно
актуальной темой.
Викторина: понятие, функции.
Понятие "игровые педагогические технологии" включает большую группу методов и
приемов организации учебного процесса в форме игры.
Викторины являются частью игровой деятельности. Для того чтобы обратиться к игре в
структуре досуга, необходимо оговорить ряд связанных с этим понятием моментов. Эта
необходимость вызвана тотальным использованием слова «игра». Здесь и «политические
игры» и «игра мускулов», «игра на сцене» и «деловые игры», «игра на нервах» и «игра на
гитаре» и так до бесконечности. Поэтому для нашего предмета вычленим то понимание и
толкование игры, которое сущностно и отражает ее особенности. Сущностью игры
является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность,
выход в сферу деятельности совершенно специфического характера Игра ­ это свободное
проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть
навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может называться
игрой. Например, выступления профессиональных артистов или спортсменов ­ это их
трудовая деятельность и с сущностным пониманием игры никак не связана. Потребность в
игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге.
Поэтому ее нельзя связывать и с культурной функцией, такой, например, как обряд,
ритуал, церемония, так как в этом случае она окажется в ситуации долженствования,
обязанности. Даже дети, для которых игра ­ основной вид деятельности, прекрасно
осознают ее условность.
. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист Михаил Кольцов, который
предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад, которую готовил сотрудник
газеты по имени Виктор. Но в сознании читателей слово связалось с викторией ­ победой и
тем самым приобрело свой новый смысл. Викторина ­ вид игры, заключающейся в ответах
на устные или письменные вопросы из различных областей знания.
Викторина, как одна из форм досуговой деятельности, оказывает определенное
просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, определим, в чем же
заключается педагогический эффект от викторины.
Во­первых, викторина моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.
Во­вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.
В­третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая
возникает во время проведения викторины, тяготеет к сохранению даже после окончания
викторины. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и
взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению
и воспроизведению.

В­четвертых, в кругу викторины (да и любой другой игры) законы и нормы повседневной
жизни не берутся в расчет. Здесь действуют другие. Здесь другие мы и наши поступки. В
народе говорят «В игре да в дороге познают людей».
Викторина выявляет личностные качества человека играющего ­ ловкость, находчивость,
решительность, настойчивость, коммуникабельность и даже, честность. Каким бы ни было
сильным желание выиграть, человек не должен играть не по правилам. Правила определяют
не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют
поведение человека. Нарушение правил ведет к осуждению, к исключению из викторины.
Тут проблема порядочности и совести не есть что­то большее, чем страх наказания. Это
моральное осуждение. Взрослые, как и дети, оценивают попытку сыграть не по правилам
как несоблюдение добрых личностных взаимоотношений.
В­пятых, викторина полностью отвечает принципу единства познания и реакреации.
Наряду с удовольствием, наслаждением от самой викторины, человек получает
удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими
знаниями и обогатиться знаниями других.
В­шестых, в викторине можно проявить те свои положительные качества, которые в
обыденной жизни не находят применения. Человеку приятно делать то, что вызывает в нем
ощущение уверенности и мастерства
Классифицировать викторины по видам очень сложно. Признаки одной викторины
оказываются присущими другой, они переплетаются, пересекаются, размывая границы.
Викторины, например, могут различаться по месту проведения ­ за столом, на сцене, на
открытом воздухе, в зале. Викторины делят на интеллектуальные, спортивные, творческие
Ограничимся двумя группообразуюшими характеристиками викторин ­ численным
составом и наличием или отсутствием конкурсности. По первой группообразующей
характеристике викторины бывают индивидуальные, парные, командные (групповые). По
второй ­ состязательные и ролевые
Независимо от вида викторины, условий проведения, правила должны отвечать ряду
требований.
Требование первое
Правила должны быть просты. Особенно важно соблюдение этого требования в массовой
досуговой деятельности, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен.
Сложные правила приходится долго разъяснять, растолковывать, а отдыхающий, ищущий
развлечений человек не склонен «загружать» себя сложной и в принципе ненужной ему
информацией. В результате теряется интерес. Но и в том случае, когда человек включится
в викторину, он будет путаться, сбиваться и тем самым нарушать темп проведения
викторины или разрушать ее.
Требование второе. Викторина должна охватывать всех. Не должно быть таких ситуаций,
когда одни участники вовлечены в процесс викторины, а другие оказываются в положении
пассивных наблюдателей. Такая ситуация, например, возникает тогда, когда при
командной викторине участники получают индивидуальные задания или когда проводится
конкурс, который требует от участников определенных способностей ­ спеть, сыграть,
нарисовать и т.д. Тот, кто такими способностями не обладает, выполнять задание не
станет.
Третье требование. Викторина должна быть интересна для всех. Это требование тесно
связано со следующим
Четвертое требование. Викторина должна быть доступна для всех предполагаемых
участников. В таких викторинах с удовольствием принимают участие подростки и молодые
люди и редко люди старшего возраста. Чем человек старше, тем критичнее он относится к

себе, тем критичнее он оценивает свои возможности. Редко кто «с ходу» решится принять
участие в викторине перед массой незнакомых людей. Чтобы понять это, достаточно
вспомнить, как мы входим в переполненный театральный зал, чтобы занять свое место. Нам
кажется, что все взгляды устремлены на нас. Но это только кажется, а при проведении
конкурса на нас действительно будут смотреть все. Поэтому викторина является наиболее
предпочтительной формой организации досуга при работе с массовой аудиторией
Доступность викторины ­ это ее соответствие интеллектуальным и физическим
возможностям человека. Тем не менее, при определенной организации в «детские»
викторины с удовольствием играют взрослые. Принцип известной детской игры в
испорченный телефон использован для телевизионной игры «Пойми меня», которая
благодаря телевидению получила популярность.
Требование пятое. Задания, содержащиеся в викторине, должны быть одинаковыми или
равными по содержанию и сложности для всех. Равенства требует не только задание, а и
способ привлечения к его выполнению. Такими способами могут быть розыгрыш порядка
участия по жребию, выбор конверта с заданием по принципу вытягивания билета на
экзамене и др.
Все эти требования относятся к викторинам соревновательным. В другой группе викторин
­ ролевых ­ такие требования отсутствуют, так как они представляют собой определенное
поведение в предлагаемых условиях. В отличие от ролевых викторин ребенка,
побуждаемых стремлением подражать поведению взрослых в реальной жизни, у взрослого
человека ролевая викторина (игра) ­ это способ развлечения. В одних случаях такая игра не
выходит за рамки костюмирования, когда с помощью одежды и аксессуаров человек
обретает образ какого­либо известного литературного или исторического персонажа,
представителя другой эпохи, страны, народа. Подобное исполнение роли присуще
массовой досуговой деятельности, формой которой являются карнавалы, маскарады,
культовые праздники. В других случаях ролевая игра осуществляется как совместная
групповая досуговая деятельность и представляет собой театрализованное поведение,
условное разыгрывание действа в условной обстановке.
Участие в таких играх­викторинах требует определенных знаний об эпохе, манерах
поведения и общения, характере одежды. Определенные знания нужны и для воссоздания
обстановки, аксессуаров и т.п.
Педагогическая ценность ролевых игр­викторин в том, что они будят фантазию,
разнообразят ролевое поведение, стимулируют творческие потенции, обогащая досуг
человека нестандартным и увлекательным развлечением.
Викторин все строятся на конкурентности, борьбе, столкновении. Само определение
викторин как соревновательных говорит об их сути. Чтобы соревновательность возникла,
необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или
командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают
друг друга ­ один школьный класс против другого, одна команда против другой и т.д. В
этих случаях викторина проходит с большим азартом, то есть сопровождается таким
эмоциональным состоянием, как возбуждение, связанное со страстным ожиданием
добиться победы. Это состояние передается и зрителям ­ болельщикам, рождает
атмосферу приподнятости и праздничности, раскрепощает болельщиков и позволяет
привлекать к участию в викторине. Люди охотно откликаются на оказание помощи «своей»
команде, готовы подсказать, заменить игрока и т.д.
Обязательный элемент соревновательных викторин ­ судья или жюри, в обязанность
которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать
проведение викторины и определять победителя. Оценка результата и определение
победителя всегда скрывает в себе возможность конфликта как играющих и судей, так и

болельщиков и судей. Поэтому она должна быть предельно объективной.
Малейшее проявление необъективности, предвзятости, подсуживания накладывает
негативный отпечаток на настроение всех присутствующих. И хотя отношение к викторине
выражается фразой «а если проиграем, то что мы собственно, теряем», несправедливое
решение надолго оставляет осадок в душе проигравших и их болельщиков. Самый простой
способ избежать субъективности – опереться на решение не одного, а нескольких судей,
которые сразу же, не советуясь, предъявляют свою оценку, как это происходит на
спортивных соревнованиях фигуристов
Еще одним элементом викторин являются награды победителям. Какой бы она ни была,
получение ее приятно.
Приз венчает победителя. Викторина, как всегда, связана с определением победителей, а
также вознаграждением за правильно данный ответ.
Но и здесь есть несколько психологических моментов, которые следует учитывать
Во­первых, приз должен соответствовать уровню и сложности викторины.
Во­вторых, не следует вручать призы всем только за их участие. Вариант вручения призов
всем участникам игры возможен, но при этом основной приз должен оставаться основным,
а остальные носить характер утешительных и отличаться от главного.
В­третьих, приз не обязательно должен быть материальным. Он может быть чисто
символическим в виде венка, торжественно возлагаемого на голову победителя, шуточной
медали с соответствующей надписью и т.п.
В­четвертых, само представление приза как цели, к достижению которой будут
стремиться соревнующиеся, может нести в себе элемент викторины, если его представить в
скрытом виде, как «темный приз».
В викторине обязательно присутствует элемент соревнования, который побуждает
ответ, делать выводы. Так как часто викторины предполагают деление всей группы на
микрогруппы /команды/то здесь проявляется коммуникативная деятельность, которая
позволяет воспитанникам во время игры сплотиться, сосредоточиться на общем деле. Во
время викторины создаётся благоприятная атмосфера, раскрепощение, совместные
эмоциональные переживания укрепляют отношения между учащимися.
Викторина даёт быстрый результат, если идёт по этапам. Каждый участник может
проявить себя, показать свои знания, умения, характер. Результат зависит от каждого
игрока, его способностей, быстроты реакции, выдержки, дисциплинированности.
Состязательность – это неотъемлемая часть любой игры, именно это и привлекает детей.
Воспитательная и образовательная ценность викторины состоит в том, что она развивает
находчивость и активность учащихся, расширяет их кругозор, содействует развитию
познавательных интересов и творческой смекалки, помогает выявлять знания учащихся по
химии. Игровая форма проведения этого мероприятия повышает эмоциональный тонус,
содействует лучшему усвоению химического содержания. Интерес учащихся к викторине
зависит от удачно составленных вопросов.
Во внеклассной деятельности викторину необходимо использовать как средство
стимулирования познавательного интереса воспитанников, их интеллектуальных умений
Правила проведения викторин:
1. Тема викторины должна быть актуальной.
2. Вопросы викторины должны быть четкими и понятными.
3. Вопросы должны учитывать возрастные особенности учащихся класса.
4. Поиск ответов на вопросы не должен быть сверхтруден.
5. Учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторинам.

6. В викторинах всегда должны быть победители.
7. Вопросы викторин должны собираться и использоваться в учебно­воспитательном
процессе учебного заведения.
Викторины могут быть тематическими или обзорными.
Популярные темы викторин:
­ История государств и народов.
­ Дальние уголки земного шара.
­ Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
­ Праздники, которые всегда с нами.
­ Природные катаклизмы.
­ Сказочные герои и их авторы.
­ Государства и их правители.
­ Музыкальные инструменты. О чем они могут рассказать.
­ Растительный и животный мир земного шара.
­ Великие полководцы и знаменитые солдаты.
­ Фильмы и их герои.
­ Знаменитые фразы знаменитых людей.
­ Великие первооткрыватели их открытия.
­ Медицина и здоровье.
­ Обычаи и традиции народов мира.
­ Птицы, рыбы, звери...
­ Предметы, без которых нельзя жить.
­ Экзотические растения и цветы.
­ Знаки зодиака и гороскопы.
­ Автомобили, их создатели и владельцы.
­ Реки, озера, моря и океаны.
­ Физика вокруг нас.
­ Химия нашей жизни.
­ История войн и побед.
­ Картины и художники.
Ещё раз напоминаю, что викторина - это особый вид игры, который заключается
в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных
областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами,
тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения
победителей конкурса, а также видом и суммой вознаграждения за правильные ответы.
Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность
хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за
правильный ответ.
Тематика
Любой детский конкурс или викторина будет гораздо интереснее, если проводится не сам
по себе, а органично вплетен в ткань общего праздника или мероприятия. Если это игровая

часть праздника, то конкурсное задание должно быть логически связано с тематикой
основного мероприятия.
Если викторина или серия конкурсов является основой мероприятия, неплохо, если все
задания также будут тематически связаны.
Выбирая тему, нужно учитывать возраст участников. Малышам будет интересно
участвовать в викторине, посвященной любимым сказкам или мультфильмам, играть в
пиратов или принцесс, а старшим ребятам можно предложить уже более серьезную
проблематику вплоть до решения «вечных вопросов». Конечно, возраст – не единственное,
что надо учитывать при выборе темы для конкурсной программы. Тут играет роль и
социальный статус, и интеллектуальный уровень участников, и то, будут ли группы
смешанными, либо состоять только из мальчиков или девочек.
Словом, чем больше факторов будет учтено, тем интереснее будет тема для участников и
тем с большей охотой они станут выполнять конкурсные задания.
Реквизит
Определившись с темой, необходимо подумать о том, что понадобится для проведения
конкурса. Конечно, многие предметы могут быть весьма условными: коробка, оклеенная
цветной бумагой, вполне подойдет на роль пиратского сундука, мячики заменят волшебные
яблочки, а рыбацкие сапоги «превратятся» в сапоги­скороходы. Словом, можно проявить
фантазию и использовать то, что под рукой – дети прекрасно принимают условность игры.
Но вовсе без реквизита обойтись не получится.
Даже если проводится интеллектуальная викторина, придется позаботиться о том,
чтобы у участников, как минимум, были ручки и листы бумаги.
Неплохо также как­то обозначить костюмы участников. Не всегда есть возможность
сделать сложные костюмы, но всего несколько деталей помогут детям быстрее включиться
в игру: корона для принцессы, повязка на глаз и бандана для пирата и т.п. Чем младше
участники мероприятия, тем важнее для них внешние атрибуты.
Безопасность
Во время подготовки конкурсных заданий, особенно спортивного плана, необходимо
позаботиться о безопасности участников, продумать, какие могут возникнуть
травмоопасные ситуации и постараться предотвратить их. Безопасным должен быть и
инвентарь, используемый в конкурсах.
Если задания требуют демонстрации спортивных навыков, необходимо, чтобы ребята были
одеты в соответствующую форму. Если праздник проходит на природе или на детской
площадке, местность для проведения активных конкурсных заданий должна быть
предварительно проверена на предмет безопасности.
Инструкция
Подготовка к викторине начинается загодя. В библиотеке следует отобрать книги нужного
автора и литературу о нем, а также газетные и журнальные публикации, которые помогут
ученикам подготовиться к мероприятию.
3
Устройте в группе небольшую книжную выставку. Расположите на стеллажах литературу
по теме викторины. Книги должны быть в свободном доступе для детей.
Заранее предложите воспитанникам нарисовать иллюстрации к произведениям писателя,
творчеству которого посвящена викторина. И проведите в классе вернисаж из работ
учащихся. Можно оформить с детьми тематическую стенгазету.

К оформлению викторины следует подойти творчески. Например, к викторине,
посвященной Корнею Ивановичу Чуковскому, сделайте из ватмана и картона «чудо­
дерево», расположите его между стеллажами с книгами писателя. Из цветной бумаги
вырежьте листочки, на которых напишите вопросы викторины и прикрепите их к веткам
дерева.
С интересом ученики будут разгадывать викторину­кроссворд, который красочно
оформляется на большом листе ватмана. А ответы на вопросы кроссворда дети могут
находить в представленных на выставке книгах.
Полезный совет
Обязательно надо продумать и наградить победителя викторины и особенно активных
участников. Это могут быть красочно оформленные почетные грамоты, книги по тематике
проведенной викторины, блокноты и ручки.
Как создать викторину /памятка/.
Викторина ­ это игра на основе вопросов и ответов. Проведение викторины на любом
празднике может оживить и разнообразить вечер. Важно творчески подойти к созданию
такой игры. Заранее продумайте основные моменты мероприятия, добавьте своего
хорошего настроения, и ваш праздник запомнится вашим гостям.
Инструкция
1В первую очередь определитесь с тематикой. Можно привязать тему викторины к
событию, которое вы отмечаете ­ день рождения, виновник торжества, Новый год и прочее.
Если это праздник для детей, нужно продумать вопросы так, чтобы они соответствовали
возрасту маленьких гостей. Если участники ­ взрослые, можно в качестве заданий
предложить интересные логические задачи или смешные вопросы­загадки. В кругу
хороших друзей можно сделать викторину на тему друг друга, где каждый участник
должен будет продемонстрировать знания о своих друзьях.
Чтобы ваша викторина не превратилась в занудный перечень вопросов, можно сделать
шуточную викторину или по крайней мере разбавить список познавательных вопросов
веселыми заданиями и вопросами.
2
3
Тщательно продумайте правила игры: очередность игроков, что считать правильным
ответом, можно ли будет выбирать сложность вопроса. Кроме того, обязательно
подготовьте призы. Они не должны быть обязательно дорогими, но и не должны быть
бесполезными. Хороший вариант ­ ручки, календари, конфеты и шоколадки, елочные
игрушки (если это новогодний праздник), воздушные шары. Призы вручите по результатам
игры, но маленькие презенты должны получить все участники. Особенно это важно в
детском коллективе.
Чтобы сделать викторину разнообразной, можно разбить ее на туры. Каждый тур должен
отличаться от других, например, типом заданий. Это могут быть:
а) вопросы, требующие ответа "да"/"нет";
б) вопросы с вариантами ответов (как, например, в телеигре "Кто хочет стать
миллионером");
в) открытые вопросы
г) творческие задания (изобразить, нарисовать, спеть);
д) игровые задания и любые другие, какие вам подскажет ваша фантазия.

Хорошо использовать в викторине элементы широко известных развлекательных и
познавательных телепередач: например, задание с "черным ящиком" ("Что? Где? Когда?")
или вопросы типа "Кот в мешке" ("Своя игра").
6Приготовьте ватман или доску, на которой будут фиксироваться результаты игроков.
Подготовьте как можно больше вопросов и заданий, но длительность викторины лучше
определить по ходу игры. Следите за реакций игроков, их настроением, какие вопросы и
задания им больше нравятся. Не стремитесь довести игру во что бы то ни стало до конца
­ викторину можно закончить по времени или когда какой­то игрок наберет определенное
количество очков
Удовлетворение, полученное от игры, создает комфортное настроение и усиливает
желание изучать предмет. В игровой деятельности активизируется мыслительная
деятельность, которая помогает решению познавательных задач.

Механика