Положение по педагогической практике. Положенние о педагогической практике

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»

Положение о научно-педагогической практике студентов, обучающихся по магистерским программам

1. Общие положения

1.1. Положение о научно-педагогической практике студентов, обучающихся по магистерским программам (далее – магистрантов), в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» (далее – СыктГУ, Университет) регламентирует порядок и формы прохождения научно-педагогической практики магистрантов очной и заочной бюджетной и контрактной формы обучения.

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 №12-ФЗ, Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №15-ФЗ, приказом Минобразования РФ «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 25.марта 2003 года №1154, положением о практике студентов в СыктГУ, принятого решением Ученого совета от 26.11.2003. и новыми ФГОС.

1.3. Научно-педагогическая практика является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности студентов, обучающихся по магистерским программам, по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

2. Цель и задачи научно-педагогической практики

В соответствии с ГОС ВПО, магистр готовится к педагогической деятельности. В связи с этим, научно-педагогическая практика является важной составляющей профессиональной подготовки магистров по основной образовательной программе, нацеленной на формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса в вузе, конструированию, реализации и анализу учебных занятий, проектированию, реализации и анализу воспитательной деятельности, формированию своей профессионально-педагогической культуры.

Целью научно - педагогической практики является формирование у выпускников магистратуры системы профессиональных компетенций преподавателя вуза, подготовки магистранта к выполнению функций преподавателя и куратора студенческой группы.

Основные задачи научно-педагогической практики магистрантов:

    Проектирование, реализация и оценка учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, на основе ценностей духовно - нравственного воспитания и развития студентов;

    Расширение и закрепление системы теоретических знаний по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам магистерских программ;

    Системное конструирование учебного материала;

    Проектирование учебных занятий различного типа с применением разнообразных методов, форм, с использованием современных образовательных и информационных технологий;

    Организация коммуникации и взаимодействия в учебных группах;

    Знакомство с передовым педагогическим опытом в вузе;

    Выработка у студентов-практикантов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, формирование потребности в педагогическом самообразовании на основе самоанализа и самооценки собственной профессионально-педагогической деятельности;

    Овладение умением проводить учебно-воспитательную работу со студентами с учетом компетентностного и системно - деятельностного подходов, возрастных и индивидуальных особенностей, выбранной специальности:

    Организация социально-значимой деятельности студенческого сообщества;

    Ознакомление с работой кафедры, ученого совета факультета, преподавателя, куратора.

    Ведение просветительской деятельности среди населения;

    Извлечение актуальной научной, научно-педагогической и научно - психологической информации из электронных библиотек, реферативных журналов

В процессе педагогической практики у магистрантов формируются следующие компетенции:

На уровне умений:

    Практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании предложенного курса;

    Применение современных информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе;

    Готовность к применению ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции;

    Способность принимать нестандартные решения;

    Способность разрешать проблемные ситуации;

    Предоставлять учебный материал в устной, письменной и графической формах;

Во время научно – педагогической практики студент должен овладеть:

    Проектированием и проведением лекций и практических занятий, консультированием;

    Некоторыми современными образовательными и информационно-коммуникативными технологиями;

    Основами научно-методической работы;

    Основными приемами педагогического мастерства;

    Методами и формами воспитательной деятельности со студенческой молодежью;

    Основами педагогической диагностики;

    Некоторыми формами просветительской деятельности с населением.

Составитель: кандидат химических наук, доцент

Методические рекомендации включают программу, содержание и задания по педагогической практике. Данные материалы адресованы студентам химического факультета университета, получающим дополнительную квалификацию "Преподаватель".

I. Педагогическая практика в профессиональной подготовке выпускника университета

Выпускник университета получает фундаментальную подготовку в области естественных и гуманитарных наук , приобретая квалификацию специалиста в своей отрасли. Одновременно с этим университет предоставляет своим выпускникам возможность получения дополнительной квалификации «Преподаватель» на факультете педагогического образования.

Фундаментальные знания, профессиональная мобильность, педагогическая и личностная культура – вот основные характеристики выпускника университета, получившего вместе с основной специальностью дополнительную квалификацию «Преподаватель».

Цели организации педагогической практики:

Развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формирование исследовательского подхода к работе;

Подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя , к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;

Отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструкгивных умений.

Задачи педагогической практики:

Воспитание профессионально значимых качеств личности педагога, потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании;

Формирование и развитие профессиональных умений и навыков;

Формирование организационных навыков работы с детьми;

Развитие навыков исследовательского и творческого подходов к педагогической деятельности;

Закрепление, углубление и обогащение общекультурных, психолого-педагогических и специальных знаний в процессе использования их для анализа конкретных ситуаций, обнаружения в них и решения конкретных педагогических задач.

Принципы организации педагогической практики:

Связь практики с изучением теоретических курсов;

Единство целей, содержания, форм, методов практической подготовки будущего преподавателя для учебно-воспитательной деятельности в различных типах учебных заведений;

Комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей социальных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, сочетание различных видов деятельности студентов в учебно-воспитательных учреждениях (школах, лицее, колледже , гимназии, Центре детского творчества и др.);

Учет специфики факультета, индивидуальных особенностей студентов, конкретных условий вуза и учебно-воспитательных учреждений.

Программа педагогической практики

Программа педагогической практики в соответствии с требованиями профессиональной компетентности преподавателя и педагога-воспитателя предусматривает овладение студентами университета следующими педагогическими умениями:

1. Организационные умения

Включение учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности;

Использование разнообразных методов и приемов организации учебной деятельности школьников (стандартные и нестандартные формы работы педагога в учебном коллективе учащихся);

Оптимальное включение индивидуальных и дифференцированных форм работы с учащимися (индивидуальные, парные, групповые формы).

2. Конструктивные умения

Осуществление текущего и перспективного планирования педагогической деятельности (учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, учебных планов и программ, учебной и внеклассной работы по предмету и т. д.);

Демонстрация способностей отбора научной информации, учебного материала и оборудования (наглядных аудио-видео-технических средств) в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями школьников, дидактическими принципами при проведении классно-урочных и досуговых занятий с учащимися;

Объяснение и изложение содержания нового материала в ясной, доступной и научной, а также логической форме с учетом жизненного опыта и знаний учащихся;

Обеспечение последовательности и системности в изложении учебного материала с учетом межпредметных связей;

Организация мыслительной деятельности учащихся;

Анализ программ, учебников, методической литературы;

Составление планов-конспектов уроков по предмету, системы уроков по теме, разделу в одном классе, в нескольких классных параллелях;

Установление требований к уровню знаний учащихся и диагностика их качества для выявления сформированности соответствующих умений и навыков, а также коррекция затруднений учащихся в процессе обучения;

Осуществление различных форм контроля знаний учащихся;

Разработка и рациональное использование системы поощрений, побуждений и санкций, при организации учебной деятельности;


Оптимальное использование методов и приемов обучения;

Ведение учебно-методической, аналитической документации по предмету и учебно-воспитательному процессу в целом;

Постановка целей и задач учебно-познавательного и воспитательного процесса с учетом концептуальных основ специального предмета и концепции образовательного учреждения в целом;

Использование современных технологий образования для выбора оптимальной стратегии преподавания предмета в зависимости от уровня подготовки обучаемых и целей обучения.

3. Коммуникативные умения

Создание мотивационной обстановки при организации учебно-познавательной и игровой деятельности учащихся;

Обеспечение психологического комфорта урока, занятия (применение разнообразных методов и приемов, снижающих утомляе­мость, а также обеспечивающих рациональный темп и эффективное использование времени);

Установление оптимального коммуникативного фона урока, занятия (деловое и дружеское взаимодействие педагога с учащимися, его стиль, лексика обращений, речи в целом);

Преподаватель должен уметь:

Проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

Планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

Обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи предмета с другими дисциплинами;

Разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

Отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

3. Посещают и анализируют классно-урочные и культурно-досуговые формы работы с учащимися, проводимые практикантами.

4. 0казывают методическую помощь в определении темы выпускной квалификационной работы, проведении психолого-педагогических исследований и в выполнении научно-исследовательских заданий.

Методист факультета

1. Участвует в распределении студентов по учебно-воспитательным учреждениям и в работе установочной конференции по педпрактике.

2. Обеспечивает организованный выход студентов на педпрактику в учебно-воспитательные учреждения, определенные приказом, совместно с администрацией учреждений проводит оптимальное распределение студентов-практикантов по классам.

3. Осуществляет методическую помощь при подготовке и проведении студентами-практикантами уроков, а также помощь в организации внеклассной работы по предмету.


4. Проводит консультации по проблемам преподавания предмета, посещает и анализирует уроки проводимые практикантами.

5. Участвует в работе итогового совещания по педпрактике в учебно-воспитательном учреждении.

6. Проверяет отчетную документацию студентов и участвует в подведении итогов практики.

Администрация учебно-воспитательных учреждений

1. Проводит распределение студентов-практикантов по классам совместно с факультетскими организаторами педпрактики, организует встречи-знакомства с учителями-предметниками и классными руководителями-кураторами, с психологической службой и социальным педагогом.

2. 3накомит практикантов с традициями и концепцией развития учебного заведения, действующей образовательно-воспитательной системой, уставом, режимом и распорядком работы.

3. Организует посещение студентами административно-управленческих форм работы (педсоветов, совещаний при директоре, педконсилиумов, родительских собраний и т. д.), классно-урочных форм в классах.

4. Знакомит студентов-практикантов с педагогами, использующими новые технологии обучения и воспитания, организует сотрудничество педагогов учебного заведения и студентов-практикантов.

5. Совместно с руководителем педагогической практики и студентами проводит итоговое совещание по результатам практики, в ходе которого студентам-практикантам определяется рекомендательная оценка.

Классный руководитель – куратор

1. Представляет студента-практиканта классу, знакомит его с сис­темой воспитательной работы и развития ученического коллектива, учебно-методической документацией классного руко­водителя.

2. Оказывает помощь в подготовке и проведении внеклассных, культурно-досуговых форм работы с учащимися, присутствует на воспитательных мероприятиях, проводимых студентом, дает их анализ и оценку.

3. Оказывает помощь практиканту в составлении психолого-педагогической характеристики класса, отдельного ученика, в выполнении других исследовательских заданий.

4. Подготавливает письменную характеристику о внеклассной деятельности студента-практиканта с предварительной оценкой его работы.

Учитель-предметник

1. 3накомит с образовательной программой и учебным планом по предмету, включая стандартный и инновационный вариант, а также с оборудованием, учебно-методической литературой и дидактическими материалами, учебно-методической документацией учителя.

2. Оказывает помощь в планировании системы занятий по теме, разделу курса в одном классе или в нескольких параллелях, а также подготовки и проведении пробных, зачетных занятий в традиционной и нетрадиционной форме.

3. Знакомит практиканта с системой требований к уровню знаний по предмету, различными формами контроля и учета знаний учащихся в классах, а также с методами и приемами преподавания.

4. Присутствует на проводимых занятиях, анализируя и оценивая их.

5. Подготавливает письменную характеристику студента-практиканта как учителя предметника и дает предварительную оценку его педагогической деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;

Выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;

Ознакомление с образовательно-воспитательной системой учебного заведения, основными направлениями его деятельности, концепцией развития;

Проведение серии уроков по предмету и внеклассных занятий.

Наряду с исследовательской работой, а также учебной студент-практикант выполняет внеклассную воспитательную работу. План воспитательной работы классного руководителя, интересы и возможности учащихся - основа Вашей системы орга­низации и проведения внеклассных мероприятия.

Консультации с учителями-предметниками, классными руко­водителями и методистами помогут Вам выбрать оптимальную мо­дель классно-урочной и внеклассной формы организации учащихся. При выполнении исследовательских и учебно-практических заданий рекомендуем обратиться в раздел приложений дан­ного издания.

Продолжительность педагогической практики в соответствии с государственными требованиями на химическом факультете АлтГУ составляет:

2 недели на 4 курсе и 7 недель на 5 курсе.

Документы к зачету по педагогической практике

студентов 4 курса

По окончании практики студенты 4 курса представляют факультетскому руководителю для зачета следующую документацию:

1. Дневник педагогической практики студента, в котором содержится следующая информация:

Место и время прохождения практики;

ФИО администраторов школы, учителя-предметника и классного руководителя;

Класс и список учащихся;

Ежедневная работа в школе, классе

График посещения уроков уроков и внеклассных мероприятий.

2. Письменный отчет, содержащий краткую характеристику учебно-воспитательного учреждения.

3. Приложения (анализ 3 уроков по химии, план-конспект проведенного урока по химии, психолого-педагогическую характеристику ученика, краткое описание кабинета химии и препараторской, содержащее схемы размещения оборудования, средств наглядности в кабинете и размещение оборудования и реактивов в препараторской в соответствии с требованиями по технике безопасности в кабинете химии средней школы .

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка с целью проверки подготовленности технических и наглядных средств. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали Вас организованно. Старайтесь показать ученикам красоту и при­влекательность организационного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времени на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее следует отметить заранее.

3. Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" Это приучает к мысли, будто невыполнение задания - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик был занят делом. Помните, безделье, скука – бич дисциплины.

4. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5. 0бращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем уче­никам, которые могут отвлекаться и заняться посторонними делами.

6. Мотивируйте оценку деятельности ученика и ее результат, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования. Укажите ученику достоинства его работы и то, над чем ему следует потрудиться. Обращайте внимание на речь учащихся, ее лексический запас, а также на культуру труда, общения и поведения.

7. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных уча­щихся. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от резуль­татов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в ра­боте недисциплинированных ребят; если у Вас нет оснований похвалить результаты работы, оцените положительно доказанные!!! усилия.

8. Удерживайтесь от излишних и частых замечаний. Ирония и сарказм хороши лишь в устах авторитетного учителя.

9. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

Нередко наибольшую трудность для многих начинающих педагогов представляет дисциплина на уроке. Всем, кто впервые входит в класс, известна истина: "В шуме начал урок, в шуме и закончишь". Как соединить деятельность учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков с формированием у них полноценного отношения к учению и доброго отношения к одноклассникам? В этом случае целесообразны аргументированные педагогические требования, предъявляемые школьникам. Предлагаем некоторые аргументы:

1. Для требования "не опаздывать": чтобы не нарушать сосредо­точенный ритм работы в классе и не мешать ребятам усваивать учебный материал.

2. Для требования "оформлять работу аккуратно и красиво": плохо оформленная работа есть проявление неуважения к самому себе и своему труду; неряшливо оформленная работа, которую ты даешь другому человеку, выражает неуважение к нему.

3. Для требования "внимательно слушать отвечающего": тишина и внимание слушателей помогают ему четче, яснее выражать свои мысли, а значит, и получить более высокую оценку, а также слушая другого, мы много приобретаем, развиваем мышление.

4. Для требования "не подглядывать во время опроса в учебники": не лишайте память возможности поупражняться, берегите ее.

5. Для требования "желание отвечать на вопросы учителя, а также "хочу дополнить", "не понял" можно выработать систе­му жестов: поднятая рука, поднятый вверх палец и другие.

Однако главным в достижении дисциплины является атмос­фера комфорта, спокойствия и доверия на уроке, когда орудием педагога становятся не диктат взрослого, не принуждение, а мотивация высокого порядка - увлечение совместном трудом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ И ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его "фотография". При этой необходимо соблю­дать следующие требования:

1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.

2. Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.

3. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.

4. 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.

5. Отмечаются данные готовности к уроку:

а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);

б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;

в) состояние рабочего места учителя и учащихся.

В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.

6. Протокольную запись урока можно вести по схеме:

Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.

АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:

1. Соответствие темы, цели и содержания урока.

2. 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием време­ни, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.

3. Начало урока (организационный этап):

а) установления порядка, дисциплины, приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

4. Проверка выполнения домашнего задания:

а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);

б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;

г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;

д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;

е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.

5. Изучение нового материала:

а) сообщение темы;

б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;

в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.

6. Изучение нового материала на уроке:

а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);

б) рациональность использования доски;

в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;

г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).

7. Закрепление новых знаний:

а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);

б) выбор материала для закрепления;

в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.

8. Задание на дом:

а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;

б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);

в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее зада­ние;

г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).

9. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):

а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;

б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;

в) внешний вид учащихся, развитие речи;

д) организованность и дисциплина учащихся;

е) выводы;

ж) предложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

АНАЛИЗ УРОКА ХИМИИ

Для того чтобы анализировать урок химии, нужно прежде всего знать содержание предмета, его структуру, построение, образовательные цели урока и научность его содержания, пред­ставлять систему уроков.

Анализу урока предшествует ведение его протокола, в кото­ром соблюдается следующая рубрикация:

2. Фамилия, имя, отчество учителя.

3. Число, день недели, какой урок по счету в расписании дня.

4. Цели урока (по представлениям наблюдателя): образова­тельная, воспитывающая, развивающая.

После этого на левой стороне страницы записывают ход урока, а на правой - замечания знаками «+» и «-». Момен­ты урока, где выделены воспитывающая и развивающая фун­кции, помечают знаками «в» и «р».

Наблюдающий должен рассматривать урок постоянно в двух аспектах - со стороны деятельности учителя и учащихся, и фиксировать, насколько это соответствует целям урока. От­метив организационный момент урока, фиксируют данные по вводной части, содержание, отражение образовательной, вос­питывающей и развивающей функций, методы проверки до­машнего задания, методы актуализации знаний для подго­товки к восприятию нового материала, (содержание, конкрет­ность и точность вопросов, использование наглядных посо­бий, химического эксперимента, дидактического материала), приемы активизации класса и их результативность, коммен­тирование и оценка ответов учащихся, своевременность обна­ружения ошибок в ответах, занятость класса во время учета знаний, подведение итогов вводной части, время, израсходо­ванное на вводную часть.

Далее отмечается, насколько логично устанавливаются связи при переходе к изучению нового материала, способствует ли отбор хи­мического содержания развитию мыслительной деятельности уча­щихся, расширению их кругозора, формированию интереса к пред­мету, развитию самостоятельности. Отмечается научность содер­жания, его доступность для учащихся, системность и систематич­ность. В процессе наблюдения обращается внимание на методичес­кую обработку содержания: доступным ли языком оно излагается, выделены ли в нем главные, существенные моменты, правильно ли поделено содержание на отдельные законченные по смыслу ча­сти, как проводится обобщение.

В протоколе указывают методы обучения, которыми пользу­ется учитель, и оценивают, насколько они отвечают комплек­сным целям урока, адекватность их содержанию и возраст­ным особенностям учащихся. Особое внимание следует уде­лить использованию на уроке элементов проблемного обуче­ния, а также химического эксперимента, отмечая правиль­ность его технической и методической обработки, соблюдение правил техники безопасности. Помимо химического экспери­мента, фиксируется методика использования на уроке других средств обучения, в том числе и ТСО. В протоколе следует отмечать и методику использования классной доски.

Вся работа учителя на уроке имеет смысл лишь тогда, ког­да обеспечивается эффективное усвоение материала учащи­мися. Результаты усвоения учитель должен постоянно конт­ролировать. Поэтому следует отмечать в протоколе, постоян­но ли функционирует на уроке обратная связь и какими мето­дами учитель этого добивается.

При характеристике работы учащихся учитывается следу­ющее: дисциплина на уроке, вид деятельности учащихся (про­дуктивный, репродуктивный), активность, внимание, заинте­ресованность в уроке.

Наблюдая за работой учителя по закреплению знаний, от­мечают место закрепления в системе урока (является ли оно последующим или сопровождающим), а также его виды (воп­росы, задачи, упражнения, химический эксперимент, работа с книгой и т. д.), характер заданий (продуктивный или репро­дуктивный), комплексный подход к обучению, затраченное время (если закрепление последующее).

Важной частью урока является объяснение домашнего зада­ния. Наблюдателем должно быть отмечено место и время сооб­щения задания, объем его, разъяснение задания, его дифференцированность и установление связи с последующим уроком.

На основании протокола урока совместно с учителем анали­зируют и делают заключение о том, достигнуты ли цели обу­чения, носил ли урок образовательный, воспитывающий и развивающий характер. По окончании урока организуется обсуждение его при участии всех, кто присутствовал на нем. Если при ведении протокола наблюдатель лишь фиксирует происходящее, то при последующем обсуждении должен быть дан собственно анализ. Главное в нем - вскрытие причин неудач и достижений на уроке и предложения по их устране­нию или закреплению. При обсуждении урока вырабатывают­ся рекомендации учителю в помощь при дальнейшей работе.

При этом обязательно учитывается особенность личности самого учителя. Отмечается культура речи учителя, владение химической научной терминологией, владение техникой и методикой химического эксперимента, умение вести урок на эмоциональном подъеме, устанавливать контакт с классом и руководить его работой.

Если во время урока проводится лабораторный опыт или практическая работа, то необходимо дополнить наблюдения, отметив:

─ готовность классного помещения к выполнению лабора­торных опытов, обеспеченность рабочих мест учащихся и учи­теля необходимым оборудованием;

─ формулирование учителем или учащимися цели работы;

─ методический подход к выполнению работы (проблем­ный, исследовательский, иллюстративный);

─ организацию самостоятельной работы учащихся по вы­полнению опыта: предупреждение о соблюдении правил тех­ники безопасности, наличие устной или письменной инструк­ции, вводный инструктаж, распределение обязанностей меж­ду членами звена за столами, демонстрация необходимых при­емов работы с лабораторным оборудованием ;

─ ход работы, поведение учителя и учащихся в процессе выполнения работы, сформированность практических умений учащихся, наличие и характер вопросов учащихся при вы­полнении опыта;

─ методику обсуждения результатов лабораторной работы ;

─ организованность завершения лабораторной работы, по­рядок на рабочих местах;

─ фиксацию результатов в тетрадях.

─ При анализе решения расчетных, качественных или экспе­риментальных задач учитывают, способствует ли решение задач развитию самостоятельности учащихся, мыслительной дея­тельности, воспитывает ли трудолюбие. В анализе отмечают:

─ дидактическую цель решения задачи на уроке (обучение учащихся расчетам, решению задач нового типа, закрепление знаний учащихся, проверка знаний и умений решать задачи известного типа, решение проблемы и т. д.);

─ воспитательную цель (установление связи с жизнью, вы­явление практической применимости знаний, установление межпредметных связей и т. д.);

─ развитие и совершенствование приемов мыслительной деятельности учащихся;

─ соответствие содержания задачи поставленным целям;

─ методический подход к решению задачи; адекватность его цели и содержанию задачи;

─ методику решения задачи (актуализация знаний, необ­ходимых для решения, анализ условия задачи, составление химических формул и уравнений, разработка плана решения, выполнение решения, проверки результатов, соблюдение раз­мерности величин в единицах СИ);

─ соблюдение формы записи, пользование доской.

Внимание! Недопустимо превращать обсуждение и анализ урока (особенно, если он неудачный) в некое судилище над учителем, тем более молодым. Это может навсегда оттолкнуть его от избранной профессии. Надо помнить, что первые уроки молодого учителя связаны с большим эмоциональным напря­жением, преодолением психологических барьеров и комплек­сов. Поэтому доброжелательность и искреннее желание по­мочь, поддержать, атмосфера дружелюбия, веры в возможно­сти учителя должны быть обязательным условием обсужде­ния урока. Каждый урок, даже самый неудачный, обязатель­но содержит какой-то положительный элемент, который обя­зательно надо отметить и выделить.

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА

Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в том, чтобы установить причины неудач и дифференцировать успех случайный и успех, заранее предвиденный и подготовленный.

Такой успех может опираться только на понимание учителем психологических закономерностей обучения и воспитания, на учение использовать свои знания в осуществлении урока. Эффективность обучения и воспитания на уроке зависит от внешних условий – педагогического мастерства учителя, рационального построения учебной программы , учебников, учебных пособий , методов обучения, оснащенности техническими средствами и др.

Зависит эффективность и от внутренних условий, определяющихся личностью самих учащихся, а именно: уровнем их умственного развития, их отношением к учебе, особенностями самоорганизации умственной деятельности.

Учитывая эти обстоятельства, психологический анализ урока следует вести по двум направлениям:

· организация урока учителем;

· организация самих учащихся.

Важно также учитывать организацию познавательной деятельности учащихся учителем, психологический контакт учителя с классом и творческое рабочее самочувствие учителя. Бывает, что на уроке многое происходит иначе, чем предполагал учитель.

Как бы не был опытен и подготовлен учитель. Он никогда не сможет предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро ориентироваться в возникающих ситуациях. Перестраиваться в соответствии с обстановкой, не теряя при этом цели урока и логической связи его структурных компонентов.

Только четкая целенаправленность и совершенно свободное владение материалом помогут учителю сохранить свое хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю, не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ УРОКА

1. Соблюдает ли учитель санитарно-гигиенические требования и нормы при организации урока, если да, то какими способами и приемами (перед началом урока проветривает класс, следит за освещенностью, позой школьников и т. д.)?

2. Учитывает ли учитель при организации учебно-познавательной деятельности индивидуально-возрастные особенности и учебные возможности школьников, если да, то какими приемами?

3. Соответствует ли избранная структура урока динамике работоспособности школьников, т. е. периодам: «врабатывания», «стабильной работоспособности» и «развития утомления»?

4. Мобилизует ли учитель в начале урока учащихся на урок, создает ли положительный эмоциональный настрой и рабочую обстановку, если да, то каким образом?

5. Поддерживает ли мотивацию учебной деятельности большинства учащихся и как учитель в течение урока, оказывает дозированную помощь, создает ситуацию успеха?

6. Соответствует ли содержание учебного материала учебным возможностям учащихся с учетом их психофизиологических особенностей?

7. Адекватны ли методы и формы обучения, используемые учителем, учебному материалу, учебным возможностям класса, учитываются ли индивидуальные особенности восприятия, памяти и мышления учащихся?

8. Использует ли учитель «здоровьесохраняющие» подходы, методы, технологии в организации и проведении урока (предварительный анализ индивидуальных особенностей школьников, ориентация на индивидуальный и дифференциальный подходы, разнообразие учебных методов, смена видов деятельности на уроке и т. д.)?

9. Способствуют ли методы контроля и оценки знаний учащихся, применяемые учителем, сохранению психического здоровья школьников?

10. Включены ли в структуру урока приемы для снятия утомления, повышения работоспособности?

11. Какой стиль педагогического общения доминирует на уроках в вашем классе?

12. Использует ли учитель приемы психоэмоциональной разрядки?

13. Способствует ли содержание учебного материала и структура урока формированию валеологической культуры?

14. Соответствует ли характер и объем домашних заданий возрастным и учебным возможностям школьников?

Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятия,

иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной

игрой чувств. ПОМНИ, что мы их не знаем.

Уважайте, если не почитайте, чистое, ясное,

непорочное, святое детство.

Я. Корчак. Как любить детей. М.,1973, с. 5,95

Педагогические заповеди:

УЧИТЕЛЬ должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным к коллегам.

Учитель должен владеть тоном и тактом общения с коллегами.

Учитель не имеет права завидовать успехам коллег.

Учитель обязан делиться своим опытом с коллегами.

УЧИТЕЛЬ не должен стесняться учиться у коллег.

Учитель должен беречь имя и честь своих коллег.

В О С П И Т А Т Е Л Ю:

Будь осторожен

НЕ ОШИБИСЬ! НЕ ВРЕДИ!

Будь надеждой для школьника!

Дари себя детям!

Знай, к чему стремишься!

П о с т о я н н о ищи в ребенке богатство его души!

БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ ДЛЯ

ВСТРЕЧИ в ребенке!

Место и роль классного руководителя в современной школе

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности , другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя. Несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Сегодня классный руководитель выполняет 3 взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих проблем.

В отличие от школы 70-80-х гг., когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство из них понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следуют и изменения системы работы.

Все боле приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов ив работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе. Развитию детского самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношениях с окружающих включению учащихся в систему реальных социальных отношений.

Анализ практических аспектов позволяет выделить четыре типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями. Первый тип – социальные задачи: защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.

Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребенке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.

Третья категория может быть названа воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.

Четвертая группа – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности. Педагогику рефлексии.

Функции классного руководителя

1. Создание воспитательной среды – одна из первейших забот классного руководителя (с учетом факторов современного мира, объективных и субъективных). Успешность воспитания и развития детей определяется реализацией пяти основных направлений этой задачи:

Создание и развитие ученического коллектива как основной среды обитания и жизнедеятельности школьников, определение целей и задач, включение каждого в разнообразные виды общественно полезной деятельности, создание и развитие системы воспитывающих межличностных отношений, развитие традиций, налаживание связей с другими коллективами. Создание в классе атмосферы оптимизма, благоприятного психологического климата;

Взаимодействие с малым педагогическим коллктивом предполагает выработку единого стиля и тона отношений с учащимися всеми педагогами, работающими в данном классе, определение единого содержания воспитания, выработка общих подходов к организации учебной деятельности на уроке и во внеклассной работе учителей по предмету, проведение педагогических консилиумов;

Сотрудничество с внешкольными учебно-воспитательными учреждениями, использование творческого потенциала учащихся при подготовке и проведении различных форм работы, посещение с учащимися различных праздников, акций, занятий, проводимых учреждениями дополнительного образования ;

Взаимодействие с семьей позволяет сделать процесс воспитания целостным, единым, а значит более эффективным (ознакомление родителей с целью, задачами, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в классе, организация психолого-педагогического просвещения родителей, выработка единого педагогического подхода в решении задач воспитания, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность);

Создание предметной среды в учебно-воспитательном процессе (это интерьер класса и школы, одежда и прическа детей и взрослых и т. п.);

2. Стимулирование здорового образа жизни классного руководителя и учащихся; по его законам должна быть организована вся их жизнедеятельность в едином учебно-воспитательном процессе (здоровый образ жизни должны быть делом самого классного руководителя, реализоваться через стимулирование у каждого ученика создание личной программы оздоровления);

3. Деятельность учащихся (совместно с педагогом) – основа воспитания, поэтому стержневой заботой классного руководителя является организация всех необходимых для развития детей видов деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурно-спортивной, игровой и деятельности свободного общения.

Карта-схема основных направлений деятельности классного руководителя

Виды деятельности

Организационные формы воспита-тельной работы

Развитие коллектива

Развитие личности

Социальная, об-щественно-по-лезная деятель-ность

постоянные поручения, коллективные дела

Познавательно-просветительная

олимпиады, научные кружки и общества,

экскурсии, устные журналы, аукционы знаний, турниры знатаков, конкурсы,

Ценностно-ориентационные

беседы по нравствен-но-этическим пробле-мам и культуре пове-дения, дискуссии, конверт дружеских вопросов, диспуты, этический тренинг

Художественно-творческая

клубы, студии, театры, концерты

Зрелищно-развлека-тельные формы типа «Угадай мелодию», «Поле чудес», КВН, «Путешествие в мир сказок, имен, улиц»

Свободное общение

Гостиные (поэтичес-кие, музыкальные, театральные, спортив-ные), «В кругу дру-зей», «День рожде-ния», «День добрых сюрпризов», Часы общения

При организации воспитательной работы в основном упор делается на школьные, классные праздники и дела. Как правило, популярными среди школьников являются:

День знаний.

День учителя.

День открытых дверей.

День памяти.

Новогодний праздник.

День мужества.

День красоты и весны.

Последний звонок.

Праздник школы.

Примерный план работы классного руководителя поможет студенту выстроить план-график проведения внеклассных мероприятий в период педагогической практики. Памятка-схема педагогического анализа внеклассного мероприятия, культурно-досуговой формы работы с учащимися, предлагаемая ниже, ориентирует не только на анализ, но и на построение партитуры сценария Вашего мероприятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

1. Тема воспитательного занятия, мероприятия.

2. Класс. Возраст учащихся.

3. Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?

4. В какой степени и при помощи каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?

5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?

6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятель­ности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?

7. 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?

8. Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПО СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА

1. Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).

2. Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейский, гимназический, обычный, выравнивания и др.).

3. Уровень межличностных отношений в классе:

а) наличие лидеров и активного ядра (""инструментальные и эмоциональные звезды", характер их влияния, в какой сфере дея­тельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров?)

б) наличие "отверженных", причины их появления, возможные пути изменения их "статуса" в классе;

в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)

4. Культурно-образовательный уровень развития класса.

а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе.

б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).

в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время ?

г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привыч­ки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.

Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Анкета для старшеклассников «Семья школьника»

(в помощь составляющему характеристику

отдельного ученика и в целом класса)

1. Назовите свои любимые праздники._______________________________

2. Где Вы чаще всего проводите свободное время? (подчеркните, округлите)

02 в школе

03 в парке, в лесу

04 в театре, кино

05 в спортивном зале

06 в кружке, студии

3. Назовите свои любимые занятия.__________________________________

4. Если Вы занимаетесь любимым делом, то обозначьте с чем это связано.

01 с музыкой

02 с техникой

03 с танцами

04 с литературой

05 с живописью

06 с поделками (дерево, металл, бумага, ткань, растение и т. д.)

07 иное_____________________________________

5. Назовите любимые занятия мамы и папы.____________________________________

6. Какой характер взаимоотношений в Вашей семье (выбери один ответ).

02 меня чаще всего понимают, но не совсем доверяют

03 мне доверяют, но чаще не понимают

04 мне трудно говорить о взаимопонимании в семье

7. Какое Ваше собственное положение в семье?

01 равноправного самостоятельного человека

02 ребенка, которого все опекают

03 одинокого человека, которого никто в семье не понимает

04 человека, который сам постоянно создает проблемы в семье

05 постороннего человека, который живет сам по себе

8. Что Вас более всего беспокоит? (Выбери несколько ответов)

01 не получить образование

02 не найти свое призвание

03 потерять теплые отношения с родителями

04 потерять доверие друзей, соклассников

05 неуспеваемость

06 конфликты с педагогом

9. Кто чаще всего приходит в случае трудностей на помощь?

01 школьный учитель, классный руководитель

03 родители, родственники

04 рассчитываю на свои силы

05 иное_____________________________________

Примечание: Материал анкетирования учащихся может быть основой для организации воспитательной работы в классе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ПЕДАГОГИКЕ

1. Формы организации познавательной деятельности учащихся:

1.1. Изучить приемы, с помощью которых учитель стимулирует активность учащихся на уроках.

1.2. Разработать пакет разноуровневых заданий для проверки знаний учащихся по одному из разделов учебного предмета.

1.3. Провести оценку сложности и прогноз трудностей, с которыми могут столкнуться учащиеся при самостоятельной работе.

2. Учитель и его опыт:

2.1. Изучить характер общения учителей с различными группами учащихся во время уроков.

2.2. Дать сравнительную характеристику индивидуального стиля деятельности двух учителей.

2.3. Изучить опыт учителей школы по валеологизации учебно-воспитательного процесса (здоровьесберегающий и здоровьеформирующий компоненты).

2.4. Составить программы бесед с учителями по определению причин, снижающих познавательную активность учащихся.

3. Ученик и его опыт:

3.1. Разработать план беседы-интервью по изучению культурно-досуговых интересов старшеклассников.

3.2. Изучить отношение группы учащихся к различным нормам школьного распорядка.

3.3. Составить план беседы-интервью с учащимися для определения их читательского кругозора.

3.4. Изучить наиболее типичные конфликты между детьми в условиях образовательного пространства школы.

4. Учебно-воспитательная система школы:

4.1. 0бобщить опыт работы одного из участников педагогического процесса (классного руководителя, учителя-предметника, зам. директора по учебно-воспитательной или научно-методической работе , заведующих кафедрами и т. д.).

4.2. Изучите культурно-образовательную среду школы.

4.3. Проанализировать воспитательную систему школы.

4.4. Изучить опыт работы школы с родителями.

Литература

1. Акатов практика студентов – заочников художественно-географического факультета: Методические рекомендации. – Курск, 1996.

2. Белозерцев подготовка учителя – филолога (Идеология. Содержание. Технология). – М., 1996.

3. Брежнова и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики. – М., 1995.

4. Классному руководителю. Учеб.- метод. Пособие / Под. Ред. . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 280 с. – (Воспитание и доп. Образование детей).

5. Конаржевский урока. – М.: Образовательный Центр, Пед. Поиск, 1999.

6. , Каплунович личночти учащегося и ученических коллективов. – М., 1998.

7. Щуркова современного урока. – М.: Пед. Общество России, 2000.

Положение о педагогической практике аспирантов
юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

1. Общие положения

1.1. Положение о педагогической практике (далее — Положение) аспирантов на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики аспирантами очной и заочной форм обучения.

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и Рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (22.06.2011 г. ИБ-733/12), согласно которым практика (педагогическая) предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов.

1.4. Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности.

1.5. Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.

2. Задачи педагогической практики

2.1. В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями.

2.2. В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности.

2.3. В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин аспиранты должны ознакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

3. Организационные основы педагогической практики

3.1. Общий объем аудиторных академических часов педагогической практики одного аспиранта составляет не более 24 часов в одном учебном семестре.

3.2. Педагогическую практику аспирант проходит после успешной сдачи кандидатского минимума по специальности, утверждения научным руководителем и заведующим кафедрой индивидуального плана прохождения педагогической практики аспиранта.

3.3. Обеспечение базы для прохождения аспирантом педагогической практики, общее руководство педагогической практикой и научно-методическое консультирование осуществляется научным руководителем аспиранта Научный руководитель аспиранта обязан регулярно контролировать ведение занятий аспирантом и уровень подготовки академической группы по соответствующей дисциплине.

3.4. За прохождение педагогической практики аспиранту выставляется зачет по итогам: проведенных занятий; по представлению отзыва руководителя практики и отчетной документации, подготовленной аспирантом.

3.5. Кафедра заблаговременно информирует учебный отдел о проведении семинарских занятий аспирантом, указывая фамилию, имя, отчество аспиранта и его научного руководителя, контактные данные аспиранта, учебную дисциплину, по которой будут вестись занятия аспирантом, объем этих занятий в академических часах, даты проведения занятий аспирантом.

4. Содержание педагогической практики

4.1. Для успешного прохождения педагогической практики аспирант должен выполнить следующий минимальный объем учебной нагрузки:

— разработать индивидуальную учебную программу прохождения педагогической практики;

Изучить опыт преподавания ведущих преподавателей факультета в ходе посещения учебных семинарских и лекционных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;

— разработать содержание учебных семинарских занятий по предмету;

— провести не менее трех семинарских занятий по предмету;

— совместно с научным руководителем участвовать в принятии зачетов и экзаменов по предмету;

— на основе анализа собственного опыта преподавательской деятельности сформировать предложения по стимулированию творческой активности студентов.

4.2. Аспирант вправе проводить внутрисеместровую аттестацию, принимать зачеты и экзамены по предмету только совместно с руководителем педагогической практики. Аспирант, который самостоятельно провел в академической группе более 12 часов занятий, обязан присутствовать на зачете или экзамене у данной группы.

Плотность