Познание. «Огород – овощи» (Труд взрослых на полях и огородах.) Артикуляционная гимнастика на тему грибы

Елена Воронович
Артикуляционные гимнастики по лексическим темам

Цель артикуляционной гимнастики :

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения по темам :

1. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать : вы испугались огородного пугала.

Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом) . Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик» . Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом) .

Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направо увидеть «арбуз» , посмотреть налево - увидеть «дыню» . Поворачивать голову в стороны : налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом) ; направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом) .

3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз» , «два» ). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три» ):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

4. Упражнения для rуб и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

Толстячки - худышки.

Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки» ; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки» .

5. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты» . Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким» . языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я - не Я» . Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения : «Я люблю морковь» , «Я люблю огурец» , «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают : «И я, И яl» или «Не я, не яl» .

6. Развитие физиолоrическоrо дыхания

Игровое упражнение «Арбуз» . Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех» ). Выдох живот втянуть (похож на ямочку) .

7. Развитие речевоrо дыхания и гoлoca

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно) . Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый : «Па-пу, пы-по!» Огурец : «Пы-бы, по-бо» . Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке : «То-ты-ту» .

Произносить «Ох!» , «Ах!» , «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

8. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры : «Ах! Ах! Висим мы на кустах» . Лук : «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь : «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель : «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние : вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях : видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

2. Упражнения дпя мышц шеи.

Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом

3. Упражнения для жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу» .

4. Упражнения дпя губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.

По очереди высовывать то «широкий» , то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку» . «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы) . Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва : "Фа-фо, фы-фу!"

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились :"О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла : "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу : "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их : "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву : "Бам-бом-бум!"

Деревья и кустарники.

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от притятного запаха хвойных деревьев.

Покажи мимикой : слизняк ползёт по дереву, шишка свалилась на голову, гусеницы объели все листья.

2. Упражнения для мышц шеи

«Дубы»

Дуб растёт в лесу могучий дети стоят, вытянув шею, напряжены

Выше ели, выше тучи тянуть шею

Наклонил дубочек ветки руки за голову,с сопротивлением наклонять голову вниз

Дарит жёлуди зверькам круговые движения головой

Вот бельчонку посмотреть налево

Вот мышонку посмотреть направо

Хомячку, бурундучку посмотреть вверх, вниз

3. Упражнения для губ и языка

«Дупло» - вытянуть губы кружочком

«Орешки» - улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи

«Спрячем жёлудь за щёку» -надувать попеременно то правую щёку, то левую

Язычок в лесу.

«Лиственные и хвойные деревья» - язык широкий (листики, язык иголочкой (хвоинки) .

«Язычок в чащобе» - показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами)

«Пролезает через бурелом» - язык «горочкой» , зубки скатываются с горочки.

«Тропинки в лесу» - язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Родник» - попил язычок водички, язык - чашечкой.

«Вкусный берёзовый сок» - кончиком языка облизывать верхнюю губу.

«Собирает грибочки» - язык присосать к нёбу.

«Ветер дует на листочке» - дуем в широкий язык.

4. Речевая гимнастика

Массаж «Шишкопад» (дети делают в паре)

Шишки долго созревали разглаживание спины обеими руками

С кедра- батюшки упали обеими ладошками похлопать по спине

Шишкопад, шишкопад кулачками медленно постукивать по спине

Шишки медленно летят ладошками гладить спинку круговыми

Ветер сильно закружил движениями

Шишки быстро повалил кулачками быстро постукивать по всей спине

Хитрый ветер притаился поглаживать спину пальчиками вверх-вниз

Шишкопад и прекратился ладошки аккуратно положить на спину.

Грибы. Ягоды.

1. Мимические упражнения

Увидели большой гриб и удивились : «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились : «Ах-ах-ах!»

2. Упражнения для мышц, шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу, какие грибы, ягоды? Исходная позиция

3. Упражнения жевательно-артикуляционных мышц

Брусничка.

4. Упражнение для губ и щек

(губы и зубы сомкнуты) .

Боровичок -толстячок.

Показать, какая круглая шляпка у боровика, который растет на опушке. Надуть обе щеки одновременно. Боровика высушила белка на сучке. Втянуть щеки.

Белочка грызет гриб.

5. Упражнения для языка

Очень вкусная брусника.

Почистим зубки.

«почистим» зубки. «Почистить»

Мелькает ягода в зарослях леса.

6. Речевая зарядка

Есть семейные грибы,

Лишь семьей живут они

На пеньках и на корнях,

И в траве на вырубках.

Это дружные ребята

Называются опята.

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени : «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились : «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились : «Ах-ах-ах!»

2. Упражнения для мышц, шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция : сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

3. Упражнения жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли.

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскры-вать и закрывать рот.

Брусничка.

Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

4. Упражнение для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты) .

Хомячок-толстячок.

Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки.

Улыбнуться и постучать зубами.

5. Упражнения для языка

Язычок в чащобе.

Показать, как Язычок пролезает между густы ми деревьями (зубами) . Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом.

Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы

скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника.

Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

6. Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз» , «два» , «три» выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок : «У-у-у-у-у-у-у» . (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер : «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы : «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят : «А-о-у-и» .


Артикуляционная гимнастика:

Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, где у нас потолок. Что справа от нас? Что слева?

Работающий экскаватор. Выдвигать нижнюю челюсть вперед, а затем оттягивать ее назад.

Работающий бульдозер. Выдвигать нижнюю челюсть вниз вперед.

Упражнения для губ и щек

Котлован. Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.

Ковш экскаватора открылся, набрал земли, высыпал.

«Оскал» с закрыванием и раскрыванием рта. Чердачное окошко. Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях. Чередование позиций: «оскал» - «трубочка» - «воронка».

Упражнение для языка.

Моем окна. Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам. Красим крыльцо. Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу. Красим потолок. Кончиком языка проводить по нёбу - от мягкого неба до верхних зубов. Ковш, экскаватора. Укладываем полы. Распластать язык на дне ротовой полости.


  • Развитие речевого дыхания и голоса
Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «Та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук». Шагаем по этажам. Произносить слова первый, второй, тртий, четвертый, пятый, повышая голос, сопровождая движением руки (поднимаемся по лестнице), понижая голос (спускаемся).

Произносить предложения с разной интонацией: «Ах, какой дом!», «Какой это дом?», «Вот такой дом!».


  • Речевая гимнастика
Прочитать чистоговорку «Ом-ом-ом, мы построим новый дом» от лица Мишки, Зайчика, Лисы и других зверушек.

  • Развитие мелкой моторики «Пальчики-строители» (Су-Джок):
Вы - строители, На этот раствор кирпичи по линейке Маляр постарался - покрасил панели.

На стройке поработать не хотите ли? Каменщик уложит, получится стенка. Электрик свет уже включил,

Этот пальчик цемент и песок засыпает, Кровельщик крышу покроет железом Сантехник воду подключил.

Этот воду туда добавляет, Там высоко, мы туда не полезем. Осталось только подать газ -

Этот включает бетономешалку, Вот штукатур. Прекрасный дом будет у нас.

Чтобы раствор был похож на сметанку. Он выровнял стенку. Новоселье отпразднуем в эту субботу.

Спасибо, строители, вам за работу!


  • Развитие общей моторики «Строим дом»:

1. Д/игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды – одна команда раскладывает по рядам картинки со звуками Ф, Фь в названии, а вторая – со звуками В, Вь.

2. Д/игра «Повтори правильно». Повторение слоговых рядов: фи-фа-фу-фе; ва-ву-ви-вы…

3. Д/игра «Домик». Определить место звуков Ф, Фь, В, Вь в названии картинок.

4. Д/игра «Дом, замок, избушка». Слова со звуками Ф, Фь, В, Вь.


1. Правильное употребление предлогов: составление предложений по демонстрируемым действиям. Мяч под столом. Мяч на столе.

2. Игра «1,2,5». Стол, диван, шкаф, кровать, сервант, трюмо и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных: кровать из дерева – деревянная и т.д.

4. Согласование прилагательных с существительными. Про что можно сказать – деревянная, деревянное, деревянные и т.д.


Предметные картинки по теме. С.Маршак «Кошкин дом», отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?».

«Посуда». (Виды посуды, материалы, из которых сделана посуда)

Цель: Расширить представления о видах посуды, о частях, из которых сделана посуда. Ввести в активный словарь:

существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, хлебница, салатница, перечница, соусница, селедочница; ручка, донышко, стенки, дно, крышка, носик, горлышко.

прилагательные: чайная, столовая, кухонная, металлическая, эмалированная, стеклянная, фарфоровая, деревянная, пластмассовая, глиняная, чугунный.

глаголы: пить, есть, готовить, жарить, варить, резать, наливать, выливать, разливать, мыть, полоскать, вытирать, сушить.


  • Мимические упражнения:
Выразить мимикой свое огорчение - разбили чашку, радость - купили новую посуду, неудовольствие - много грязной посуды. Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.


  • Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, что в кастрюле? а, э.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Упражнения для губ и щек

Самовар.

Упражнение для языка.

Чашка и блюдце на столе. Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

Острый ножик и глубокий ковшик. Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника. Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.


Дуем на горячий чай.

Пыхтящий чайник. Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»


  • Речевая гимнастика:

  • Развитие мелкой моторики «Машина каша» :

  • Развитие общей моторики:

    Вот большой стеклянный чайник.

    Очень важный, как начальник.


    Дети надули животик,
    одну руку поставили на пояс, другую изогнули.


    Вот фарфоровые чашки,
    Очень крупные, бедняжки.

    Присели, одну руку поставили на пояс.

    Вот фарфоровые блюдца,
    Только стукни - разобьются.

    Кружатся, «рисуя» руками круг.

    Вот серебряные ложки,
    Голова на тонкой ножке.

    Потянулись, сомкнули руки над головой.

    Вот пластмассовый поднос.
    Он посуду нам принес.

    Легли, вытянулись.

  • Развитие фонетико-фонематических процессов:
1. Подобрать слова с заданными звуками Д, Дь.

2. Звуковой анализ слов Дима, дым, вода.

3. Игра «Дом, замок, избушка». Слова со звуками Д, Дь.

4. Д/игра «Домик». Определить место звуков Д, Дь в названии картинок.


  • Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Игра «Дополни предложение». Чай пьют (из чего?) из чашки. Суп едят (из чего?)… . Хлеб можно взять (из чего?) … . Сахар возьмем (из чего?) … . В сахарнице, хлебнице, солонке хранят (что?)… . В супницу наливают (что?)… .

2. Игра «Назови правильно» (классификация посуды).

3. Составление описательных рассказов о предметах посуды.


  • Иллюстративный материал и художественная литература:
Предметные картинки по теме, Машков И. «Натюрморт с самоваром». Чтение художественных текстов с обсуждением: Чуковский К.И. «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», братья Гримм «Горшок каши», рассказ Матвеевой «Синяя чашка».
«Продукты питания»

Существительные: каша (гречневая, манная, рисовая, пшенная, перловая, пшеничная), макароны, блины, булочки, пироги, бутерброды, масло, молоко, сыр, сметана, сливки, кефир, творог, йогурт, какао, кофе, компот, соки, карамель, пюре, гарнир, бутерброд, соус, ботва, клубни, весы, гири, вегетарианец.

Прилагательные: вкусный, невкусный, сладкий, горький, горячий, холодный, мягкий, черствый, жирный, постный, сытый, голодный, ароматный, кислый, жидкий, густой, крутой, свежий, черный, белый, серый.

Цель: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания.

Глаголы: пьют, варят, едят, жарят, готовят, заготавливают.


  • Мимические упражнения:
Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, аромата яблока.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкую конфету, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

  • Артикуляционная гимнастика:
Упражнения для мышц шеи

Посмотрите, что в кастрюле? Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Упражнения для губ и щек

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

Упражнение для языка.

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока. Чья «чашечка» глубже? Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Пирожок. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» зык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».


  • Развитие речевого дыхания и голоса:
Пьем коктейль через трубочку. (Вдох.) Вытянуть губы узкой воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).


  • Психогимнастика. Пластические этюды. Имитация действий:
Варим суп.

Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой. Показать, как передаете по кругу горячую картофелину.


  • Развитие мелкой моторики с шариком Су-Джок :

  • Развитие общей моторики «Шарики» диск СD

  • Развитие фонетико-фонематических процессов:
1. Д/игра «Разложи в два ряда». Дети делятся на две команды – одна команда раскладывает по рядам картинки со звуком Д, в названии, а вторая – со звуком Т.

2. Звуковой анализ слов вода, вата.

3. Игра «Дом, замок, избушка». Слова со звуками Д, Т.

4. Д/игра «Домик». Определить место звуков Д, Т в названии картинок.


  • Развитие лексико-грамматических процессов:
1. Дид. игра «Назови блюдо»

Какой суп из фасоли, гороха, рыбы, курицы, мяса, свёклы, грибов, овощей и др.

Какая каша из пшена, овса, манки, перловки, пшена, пшеницы, гречки, кукурузы и др

2. Дид. игра «Скажи наоборот» Молоко жидкое, а сметана густая, творог мягкий, а сыр твёрдый, конфета сладкая, а горчица горькая, чай горячий, а мороженое холодное.

3. Игры на словообразование. Образование относительных прилагательных: молоко – молочный, мясо – мясной и т.д.


  • Иллюстративный материал и художественная литература:
Предметные картинки по теме, чтение с последующим обсуждением: братья Гримм «Горшок каши», р.н.с. «Лиса и журавль», драматизация сказки «Колобок», Н. Носов «Мишкина каша»..

«Начало зимы. Сезонная одежда» (Зимние месяцы)

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошкоl
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в горзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать.
(И. Лопухина)

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения дпя мышц шеи.
Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная грушаl Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения дпя жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения дпя губ и щек

Щечки-яблочкu. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем слuву за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи
И спокойно подержи.
Язык "колышком" потом
Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая . Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу!"
Маша и Даша в саду . Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав!" (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".
Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

Артикуляционные гимнастики по лексическим темам

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Артикуляционные упражнения по темам:

1. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.

Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом) .

Что мы видим слева, а что - справа? Посмотреть направо увидеть «арбуз», посмотреть налево - увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) - прямо (выдох ртом) ; направо (вдох ртом) - прямо (выдох носом) .

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три») :

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом - подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

4. Упражнения для rуб и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести») .

Толстячки - худышки.

Изобразить овощи на грядкe. Арбузы, тыквы, кочаны капусты - «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие - «худышки».

5. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я - не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».

6. Развитие физиолоrическоrо дыхания

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку) .

7. Развитие речевоrо дыхания и гoлoca

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по! » Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».

8. Речевая зарядка

«Ох! Ох! Ох! » - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух! » Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает! » Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает! »

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.

Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.

Яблоко свалилось нам на голову.

2. Упражнения дпя мышц шеи.

Развитие дыхания

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом

3. Упражнения для жеватепьно-артикупяционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

4. Упражнения дпя губ и щек

Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.

Колья забора острые - вот такие. Показать «острый» язык.

По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык "лопаткой" положи

И спокойно подержи.

Язык "колышком" потом

Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину - яблочный, в Димину - сливовый. Какой сок налить тебе, Саша? »

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох.

Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: "Фа-фо, фы-фу! "

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о! " Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: "Ав-ав-ав-ав! " (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу! " Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты".

Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум! "

Деревья и кустарники.

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от притятного запаха хвойных деревьев.

Покажи мимикой: слизняк ползёт по дереву, шишка свалилась на голову, гусеницы объели все листья.

2. Упражнения для мышц шеи

Дуб растёт в лесу могучий дети стоят, вытянув шею, напряжены

Выше ели, выше тучи тянуть шею

Наклонил дубочек ветки руки за голову, с сопротивлением наклонять голову вниз

Дарит жёлуди зверькам круговые движения головой

Вот бельчонку посмотреть налево

Вот мышонку посмотреть направо

Хомячку, бурундучку посмотреть вверх, вниз

3. Упражнения для губ и языка

«Дупло»- вытянуть губы кружочком

«Орешки»- улыбнуться и постучать зубами, как бы разгрызая орехи

«Спрячем жёлудь за щёку»-надувать попеременно то правую щёку, то левую

Язычок в лесу.

«Лиственные и хвойные деревья»- язык широкий (листики, язык иголочкой (хвоинки) .

«Язычок в чащобе»- показать, как язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

«Пролезает через бурелом»- язык «горочкой», зубки скатываются с горочки.

«Тропинки в лесу»- язык влево, вправо на сильной улыбочке.

«Родник»- попил язычок водички, язык - чашечкой.

«Вкусный берёзовый сок»- кончиком языка облизывать верхнюю губу.

«Собирает грибочки»- язык присосать к нёбу.

«Ветер дует на листочке»- дуем в широкий язык.

4. Речевая гимнастика

Массаж «Шишкопад» (дети делают в паре)

Шишки долго созревали разглаживание спины обеими руками

С кедра- батюшки упали обеими ладошками похлопать по спине

Шишкопад, шишкопад кулачками медленно постукивать по спине

Шишки медленно летят ладошками гладить спинку круговыми

Ветер сильно закружил движениями

Шишки быстро повалил кулачками быстро постукивать по всей спине

Хитрый ветер притаился поглаживать спину пальчиками вверх-вниз

Шишкопад и прекратился ладошки аккуратно положить на спину.

Грибы. Ягоды.

1. Мимические упражнения

Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о! » Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах! »

2. Упражнения для мышц, шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу, какие грибы, ягоды? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

Брусничка.

4. Упражнение для губ и щек

Боровичок -толстячок.

Показать, какая круглая шляпка у боровика, который растет на опушке. Надуть обе щеки одновременно. Боровика высушила белка на сучке. Втянуть щеки.

Белочка грызет гриб.

5. Упражнения для языка

Очень вкусная брусника.

Почистим зубки.

Мелькает ягода в зарослях леса.

6. Речевая зарядка

Есть семейные грибы,

Лишь семьей живут они

На пеньках и на корнях,

И в траве на вырубках.

Это дружные ребята

Называются опята.

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании - почти закрываются.

Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о! » Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о! » Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах! »

2. Упражнения для мышц, шеи

Повернись и приглядись. Что мы увидели в осеннем лесу? Исходная позиция: сидеть на стуле, спина и шея прямые. При повороте головы в сторону - вдох носом, при возвращении в исходную позицию - выдох ртом.

3. Упражнения жевательно-артикуляционных мышц

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли.

Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскры-вать и закрывать рот.

Брусничка.

Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

4. Упражнение для губ и щек

Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и лесным обитателям. Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты) .

Хомячок-толстячок.

Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Белочка грызет орешки.

Улыбнуться и постучать зубами.

5. Упражнения для языка

Язычок в чащобе.

Показать, как Язычок пролезает между густы ми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.

Пролезаем через бурелом.

Губы в улыбке. «Широкий» язык о силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы

скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке - это тропинки в лесу.

Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Очень вкусная брусника.

Еще раз полакомимся брусникой. Рот открыт. Губы в улыбке. Кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого. Облизать нижнюю губу. Движения должны быть плавными, нижняя челюсть неподвижна. Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу.

Почистим зубки.

Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. «Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.

6. Развитие физиологического дыхания

Статическое упражнение.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у». (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у! » (Громко.) Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау! » (Сначала громко, потом тихо.)

Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».

Перелетные птицы.

1. Мимические упражнения.

Изобразить радость аистов и других перелетных птиц, увидевших родные края после возращения из дальних странствий.

2. Упражнения для мышц шеи

Сонная сова.

Повороты головы влево-вправо.

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (яимк ложит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) ч произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

4. Упражнения для щек и губ

5. Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу.

Очень вкусная пища!

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Птицы поют.

Удод: «Уп-уп-уп-уп».

Щегол: «Пить-пиль-пить».

Цапля: «Кине-е-кине-е».

Перепелятник: «Кик-кик-кик».

Коростель: «Крэк-крэк-крэк».

Ласточка: «Тюке-тюке, тюке-тюке».

Дрозд: «Хорк-хорк-хорк-хорк».

Поморник: «Кри-кри-кри, кр-р-р».

Клуша (чайка) : «Га-ак-аг-аг, гре, гри ».

Произнести названия четырех-шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, чиж.

7. Речевая зарядка

О чем поют воробушки?

О чем поют воробушки

В последний день зимы? -

Мы выжили!

Мы дожили!

В. Берестов

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха свежего хлеба, аромата ванили в булочке.

Сладкий пряник. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкий пряник, сладкую ватрушку, кислый хлеб, черствую корочку хлеба.

2. Упражнения для мышц шеи

Игровое упражнение. Пекарь делает гимнастику для шеи.

3. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую сушку».

4. Упражнения для щек и губ

Щечки-булочки Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем сушку за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая баранка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Вкусный пирог. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Упражнения для языка

Насыпаем муку в чашку.

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусный хлеб!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Разговоры хлебопродуктов. Произносить слоговые сочетания от имени Пирога (хвастливо) и Баранки (обиженно). Пирог хвастается перед Баранкой тем, что он мягкий, красивый: «Па-пу, пы-по! » Баранка: «Пы-бы, по-бо». Буханка хлеба говорит Булочке, что ей надоело лежать на полке в магазине: «То-ты-ту».

Произносить «Ох! », «Ах! », «Ух! » шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

7. Речевая зарядка

Я три горсточки муки

Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко,

Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру,

Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки,

Делаю я колобочки.

Булочки я испеку

Всех на свете угощу.

Продукты.

1. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха молока, аромата яблока.

Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, кислый лимон, терпкий сыр.

2. Упражнения для мышц шеи

Вдох носом - повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какой огромный торт! Вдох носом, выдох ртом

3. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

Брусничка.

Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. Имитировать жевание.

4. Упражнения для щек и губ

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.

Спрячем конфетку за щеку. Надувать попеременно то правую, то левую щеку.

Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.

Вкусный сыр. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

5. Упражнения для языка

Дети ждут пищу.

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Острый перчик.

Молоко кипит: «Буль-буль-буль-буль-буль-буль». (Произносить тихо и громко.) .

Тесто пыхтит: «Пых-пых-пых-пых».

Разговор Сыра. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су,

Колбасы: ". За-са-за-са, »

7. Речевая зарядка

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю-чудака.

Где же твой рыбак?

Нет! Ушел хитрец!

Сорвался.

Е. Чеповецкий

Транспорт.

1. Мимические упражнения

Представить: вы едете в переполненном автобусе. Выразить свое состояние: вам неприятно, тяжело. Показать: вы чувствуете неловкость и вину, так как нечаянно толкнули пассажира.

Изобразить внимательного шофера и вежливых пассажиров; ответственного капитана корабля и сосредоточенного пилота воздушного судна.

2. Упражнения для мышц шеи

Игровое упражнение. Шофер делает гимнастику для шеи.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Спускаемся и поднимаемся на эскалаторе в метро.

Медленно опускать нижнюю челюсть, как можно шире открывая рот. Кончик языка лежит за нижними зубами. Медленно закрыть рот.

5. Упражнения для щек и губ

Пыхтит паровоз.

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах.

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Шторм на море.

Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом.

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

6. Упражнения для языка

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком», держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал», то касаться ими «желобка».

Гудит пароход.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

Вагон на рельсах.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Самосвал высыпает груз.

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.

Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ш-ш-ш.

Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой.

Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд.

Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина.

Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

8. Речевая зарядка

Чтение загадки от лица грустного, веселого и озабоченного пассажиров.

Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

а он Держит их руками.

(Троллейбус)

Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке - пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: У-у-у! И. Токмакова

Имитация езды на самокате.

Самокат, самокат,

Самокату очень рад.

Сам качу, сам качу

Самокат куда хочу.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

1. Мимические упражнения

Передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.

2. Упражнения для мышц шеи

Испачкали платье и рассердили маму.

Прижать ладони к ушам. Наклонять голову из стороны в сторону с сопротивлением рук, произнося: «Ай-ай-ай-ай! » Выразить смущение.

3. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка.

Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

4. Упражнения для губ

Застегивание и расстегивание молнии.

Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию) .

Большие пуговицы и маленькие пуговки.

Максимально округлить губы (большая пуговица, вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка) .

5. Упражнения для языка

Иголочка.

Воротник с широкими и острыми краями.

Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».

Белье на ветру.

Широко открыть рот и прижать кончик языка к верхним зубам, удерживать его в таком положении (под счет до «шести») .

Шитье на разных швейных машинках.

Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к корен-ным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке, «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке) .

Кончик языка «иголочкой» ритмично касается верхней губы, начиная с уголка рта.

Шитье одежды.

Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».

Укололи пальчик.

Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой! », а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой! », «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй! ».

8. Речевая зарядка. Развитие интонационной выразительности речи

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! Маша варежку сняла

Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь.

Здравствуй, пальчик, Как живешь? Н. Саконская

Дикие животные.

1. Мимические упражнения

Лисенок высматривает мышку.

Прищуривать глаза по очереди. Изобразить мимикой характерные черты каждого животного (хитрой лисы, голодного и злого волка, проворной белочки, свернувшегося в клубок ежика, косолапого медведя; зайчика, попавшего лисе в лапы) .

2. Упражнения для мышц шеи

Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.

Бобры пилят дерево.

Круговое движение нижней челюсти.

4. Упражнения для щек и губ

Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусить верхними зубами.

Сердитая рысь.

Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

Лосенок сосет молочко и чмокает.

Всасывать верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии рта (чмоканье) .

Ежик фыркает.

Вибрация губ.

6. Упражнения для языка

Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.

Открывать и закрывать рот, не опуская язык.

Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.

Мишка слизывает мед.

Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой», затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед

И в рог себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют. И. Лопухина

Ежики принюхиваются.

Волк воет: «У-у-у-у-у-у». (Произносить тихо и громко.)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых-пых». Разговор Лисы и Зайца. «Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Зайка, где ты был? » - «В лесу. За-са-за-са, ты не съешь меня, Лиса? »

Домашние животные.

1. Мимические упражнения

Выразить мимикой эмоции: страх, испуг, сострадание, боль.

Выразить мимикой и жестами отношение разных людей к животным: мальчик гладит щенка, девочка испугалась сердитого бульдога.

Представить и показать мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома, голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

Выразить состояние хозяйки, у которой пропала кошка или коза. Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски. Б. Заходер

2. Упражнения для мышц шеи

Кошка умывается.

Повернуть голову влево - облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо - облизать нижнюю губу.

Бодливый козлик. Упрямый ослик.

Круговые движения головой.

3. Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц

Корова и теленок жуют жвачку.

Имитировать жевание.

Котенок зевает.

Широко открыть рот. Делать круговое движение нижней челюстью - подбородком рисовать букву «о».

4. Упражнения для щёк и губ

Бульдог сердится.

Выдвигать вперед нижнюю челюсть, рот открыт. Прикусывать верхнюю губу нижними зубами.

Собака рассердилась - у нее хотят отнять косточку.

Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

Фырканье лошади.

Вибрация губ.

5. Упражнения для языка

Кошка лакает молоко.

Высунуть «широкий» язык изо рта. Подмять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.

6. Развитие речевого дыхания. Развитие переключаемости органов артикуляции

Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому? » (Громко, низким голосом.)

Разговор Теленка и Котенка. «Мле-мли-мля», «Мяу-мяу-мяу» «Пли-пля-пле».

8. Речевая зарядка

Что ты хочешь, кошечка?

Молочка немножечко.

Что ж ты снова грустная?

Молочко невкусное.

Что ты хочешь, кошечка?

Сливочек немножечко. А. Шибицкая

1. Мимические упражнения

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: - Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?

Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

2. Упражнения для щек и губ

Грустные снеговики весной.

3. Упражнения для языка

Сосулька.

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка

Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ЯГОЙ.

Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

5. Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

Зимующие птицы.

1. Мимические упражнения

Выразить состояние грусти и печали. Показать: вы прощаетесь с улетающими птицами.

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки! »

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

2. Упражнения для мышц

Сонная сова.

Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Сова проснулась и вертит головой.

Повороты головы влево-вправо.

2. Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

Голодные синицы. Максимально широко открывать рот (яимк ложит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) ч произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Синицы глотают пищу». Сглатывание слюны.

3. Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между нубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье) .

4. Упражнения для языка

Птенчики клеста ждут пищу.

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища!

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тдд тдд-тдд».

Птицы поют.

Синица: «Сень-сень-сень».

Воробей: «Чик-чирик».

Снегирь: «Фью-фью-фью».

Ворона: «Кар-ка-а-ар-кар».

Перепел: «Кик-кик-кик».

Произнести названия четырех-шести птиц на одном выдохе. Например: сова, снегирь, синица, ворона.

6. Речевая зарядка

О чем поют воробушки?

О чем поют воробушки

В последний день зимы? -

Мы выжили!

Мы дожили!

В. Берестов

Воробей, чего ты ждешь? Хлебных крошек не клюешь.

Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

Зимние забавы. Новый год.

1. Мимические упражнения

Передать гневную интонацию деда Мороза.

Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: - Где вы, вьюги и метели?

Что не будите меня?

Не боимся мы мороза! Радостная улыбка

Рассердился он на нас: Сдвинуть брови, насупиться

«Заморожу, заморожу, Вытянуть губы трубочкой

Заморожу вас сейчас! » ещё больше насупить брови, сердито потрясти головой.

2. Упражнения для щек и губ

Снеговики радуются снегу и морозу.

Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

Грустные снеговики весной.

Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

3. Упражнения для языка

Сосулька.

Санки-ледянки.

Сделать язык «чашечкой».

Горка для спуска.

Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном -«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)

Полетели, закружились ледяные звёзды «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Кружатся снежинки в воздухе морозном. «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Падают на землю кружевные звёзды. М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

Вот одна упала на мою ладошку. : «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».

Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. «С-с-с-с-с-с»

5. Речевая зарядка

Мороз колдует.

Разыграйтесь-ка, метели!

Гнитесь ниже, сосны, ели!

Все, что есть в моем лесу,

Я засыплю, занесу!

1. «Улыбка - Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 - 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 - 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 - 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

3. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.

4. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.

Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.

5. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.

Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Я послушный язычок
Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

6. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.

7. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом - язык примет правильное положение.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.

Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты". Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

Развитие мелкой моторики

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Речевая зарядка

Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос

Координация речи с движением

Свойства по химии