Запятые между частями сложноподчиненного предложения задания. Повторение пунктуации сложного предложения

В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то ), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и др. Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется запятыми с двух сторон, если стоит внутри главной части; если же придаточная часть стоит перед главной частью или после нее, то отделяется от нее запятой : Двойное небо, когда облака шли в разные стороны , кончилось дождем на два дня (Пришв.); Когда стемнело , я зажег лампу (Пришв.); Общеизвестно, что каждый уехавший из России увез с собой последний день (Ахм.); Грин попросил, чтобы его кровать поставили перед окном (Пауст.); Впереди виднелась белая пелена, будто река вышла из берегов (А. Т.); Приеду, хотя очень занят ; Если я мешаю, то уйду (Пауст.); Ниже лежал третий слой, где было много остатков римских времен (Пауст.); Трудно было поверить, что на море идет война (Пауст.); Стало слышно, как гудит внутри здания огонь (Шукш.).

В сложноподчиненных предложениях могут употребляться сложные по составу союзы: благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и др.

«в силу того, что» , выделяются (или отделяются) запятыми. При этом первая запятая обычно ставится не перед союзом, а между его частями (перед словом «что»). В силу того, что всякое событие подобно шару, покрытому сложным рисунком, очевидцы противоречили друг другу, не совпадая в описании происшествия, так как каждый видел лишь обращенную к нему часть шара… А. Грин, Блистающий мир. Аналогичным образом оформляются на письме такие союзные конструкции, как «в силу того обстоятельства, что», «в силу того убеждения, что» и т. п.

Придаточные предложения, присоединяемые союзом «ввиду того(,) что» , выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но чаще расчленяется (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «что»). Дарвин перед смертью не без основания высказывал Уоллесу весьма безнадежный взгляд на будущее человечества, ввиду того что в современной цивилизации нет места естественному отбору и переживанию наиболее способных. В. Вересаев, Записки врача. Гость ждал и именно сидел как приживальщик, только что сошедший сверху из отведенной ему комнаты вниз к чаю составить хозяину компанию, но смирно молчавший ввиду того, что хозяин занят и об чём-то нахмуренно думает... Ф. Достоевский, Братья Карамазовы. Возможна также постановка запятой и перед союзом (перед словом «ввиду»), и между его частями (перед словом «что»). У меня приказ сверху: избегать укомплектования монархическими элементами, ввиду того, что население… необходима, видите ли, сдержанность. М. Булгаков, Белая гвардия.

«даром что» , выделяются (или отделяются) запятыми (реже тире). Между частями союза запятая не ставится. ...Мальчик с пальчик, даром что был мал, был очень ловок и хитер. Л. Толстой, Мальчик с пальчик. Медсестра говорит: «Даром что больной, а тоже... замечает всякие тонкости». М. Зощенко, История болезни.

«потому что» , «при том что» выделяются знаками препинания (запятыми). При этом первый знак препинания может ставиться либо перед составным союзом, либо между его частями (перед словом «что»). Он не женился на одной весьма богатой и прекрасной невесте, которая ему очень нравилась, единственно потому, что прадедушка ее был не дворянин. С. Аксаков, Семейная хроника.Слыхал он, что женщины любят часто некрасивых, простых людей, но не верил этому, потому что судил по себе, так как сам он мог любить только красивых, таинственных и особенных женщин. Л. Толстой, Анна Каренина. Сразу же выяснилось, что Куренков отделался легче – удар пришелся в плечо, при том что рукой он более или менее свободно двигал . В. Маканин, Антилидер. Это еще при том, что мы всем поголовно «отмазки» платим – и кухонному шефу, и кладовщикам, и старшему бармену, и директору ресторана . В. Кунин, Кыся.

«тем более что» , выделяются знаками препинания. При этом первый знак препинания обычно ставится перед составным союзом (перед словом «тем»), а не между его частями. Это известие всех школьников страшно взволновало, тем более что наша дорога в школу проходила мимо реки… Д. Мамин-Сибиряк, Дурной товарищ.Мне, сударыня, доктора велели ноги в тепле держать, тем более что мне сейчас нужно идти настраивать рояль к генеральше Шевелицыной. А. Чехов, Сапоги.

Сочетание «так что» может выступать как в роли союза, так и в роли местоимения + союз.

  • Союз. То же, что «и поэтому, следовательно». Синтаксические конструкции, начинающиеся с союза «так что», выделяются знаками препинания (запятыми). При этом первый знак препинания ставится перед союзом (перед словом «так»), а не между чего частями. На другой день по их приезде пошел проливной дождь, и ночью потекло в коридоре и в детской, так что кроватки перенесли в гостиную. Л. Толстой, Анна Каренина.
  • Местоимение + союз. Синтаксические конструкции с союзом «что» выделяются знаками препинания (запятыми). Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык. М. Булгаков, Мастер и Маргарита.

Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «как только» , выделяются знаками препинания (обычно запятыми). Как только как только К. Паустовский, Золотая роза. Как только

Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «благо» , выделяются (или отделяются) запятыми. После союза «благо» запятая не ставится. Старик-кучер смотрел, смотрел, слез с козел, да в кабак, благо около кабака завязли. А. Фет, Песня.

Союз «в связи с чем» присоединяет придаточную часть сложноподчиненного предложения, в которой содержится непосредственное следствие, вытекающее из действия главной части. Придаточные предложения, присоединяемые данным союзом, выделяются (или отделяются) запятыми. В состав фронта она прибыла несколько дней назад, в связи с чем данных об офицерском составе в отделе кадров штаба еще не имеется. В. Богомолов, Момент истины.

«в противном случае» , выделяются (или отделяются) запятыми. Скажите им, чтобы они не смели преследовать нас, в противном случае они будут жестоко наказаны. В. Обручев, Плутония.

Придаточные предложения, присоединяемые союзом «до тех пор, пока» , выделяются (или отделяются) запятыми. При этом первая запятая обычно ставится не перед союзом, а между его частями (перед словом «пока»). Они наденут на тебя ошейник и не дадут тебе спать до тех пор, пока ты не наврешь на себя. А. Чехов, Грешник из Толедо.

Союз «если (и) не... то» соединяет однородные члены предложения, первый из которых содержит нереальное условие, а второй – предположение, допущение. Запятая ставится перед второй частью союза (перед словом «то»). Наступление грозило окончиться если не разгромом наступающих, то , во всяком случае, неудачей. М. Шолохов, Тихий Дон.

Частица + союзное слово «лишь, когда» выделяет запятыми придаточное предложение, присоединяемое союзным словом «когда». При этом запятая ставится перед частицей «лишь», а перед «когда» знак препинания не требуется. Они могут снова что-то значить, лишь когда канет то, с чем они полностью совпали. А. Битов, Записки гоя. Однако запятая перед союзным словом «когда» ставится, если словам «лишь когда» предшествует указательное местоимение «тогда» (образуется конструкция «тогда лишь, когда»). Но беда в том была, что белесые языки эти к озерам ползли, а он, наоборот, к лесу норовил фрицев вывести и поэтому нырял в туман тогда лишь , когда уж совсем невмоготу становилось. Б. Васильев, А зори здесь тихие.

Между частями союза «постольку, поскольку» ставится запятая. …Я стар, болен и потому нахожу своевременным регулировать свои имущественные отношения постольку, поскольку они касаются моей семьи. А. Чехов, Дядя Ваня. О ней судить он мог лишь постольку, поскольку она вмещалась в тот или другой параграф государственного кодекса . Г. Чулков, Императоры. «Нежить не есть жизнь, – сказал Эдик. – Нежить существует лишь постольку, поскольку существует разумная жизнь» . А. и Б. Стругацкие, Понедельник начинается в субботу.

Словосочетание «не так чтоб/чтобы» может быть как цельным по смыслу выражением, так и сочетанием с союзом:

  • Цельное по смыслу выражение. То же, что «не очень, не совсем, не вполне». Между частями выражения (перед словом «чтобы») знак препинания не ставится. Пели не так чтобы очень уж стройно, нообоим сделалось удивительно хорошо. В. Шукшин, Одни.
  • Сочетание с союзом. Синтаксические конструкции с союзом «чтобы» выделяются знаками препинания, обычно запятыми. Гни так, чтобы гнулось, а не так , чтобы лопнуло. С. Черный, Солдатские сказки.

Синтаксические конструкции, начинающиеся с союзов «по мере того как», «перед тем как», «подобно тому как», «с тех пор как» , «прежде чем» или «с тем чтобы» , выделяются знаками препинания. При этом первый знак препинания может ставиться либо перед составным союзом, либо между его частями (перед последним словом).

Придаточные предложения, присоединяемые союзом «в то время(,) как» , выделяются (или отделяются) запятыми. При этом союз может целиком входить в придаточную часть (и не разделяться запятой), но может и расчленяться (в этом случае запятая ставится между частями союза, перед словом «как»). Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле . А. Пушкин, Барышня-крестьянка. Мне смешно вспомнить, как сильно пахло от нас троих помадой в то время , как мы стали спускаться по лестнице . Л. Толстой, Детство. Ей даже досадно стало на нее за то, что она оправилась как раз в то время, как было послано письмо . Л. Толстой, Анна Каренина. Если придаточная часть сложноподчиненного предложения стоит перед главной, запятая между частями союза «в то время как» обычно не ставится (постановка запятой допустима, но такое пунктуационное оформление считается устаревшим). В то время как мы сидели по целым часам на заборе, вглядываясь в зеленоватую воду, из глубины бадьи то и дело подымались стайками эти странные существа… В. Короленко, Парадокс.

Синтаксические конструкции, начинающиеся с союза «на (тот) случай если» , выделяются знаками препинания. При этом, если слово «тот» отсутствует, первый знак препинания может ставиться и перед всем составным союзом, и между его частями. «A propos, – сказал я, – чтоб не забыть, – сколько бы взяли вы за вашего крокодила, на случай если б вздумали у вас его покупать?» Ф. Достоевский, Крокодил. Он достал из своего красного портфеля тетрадку, на которой был набросан конспект небольшой компилятивной работы, придуманной им на случай , если в Крыму покажется скучно без дела . А. Чехов, Черный монах. Все переменки они прятались в уборной на случай , если вдруг Лиза Цыпкина выздоровела и захочет с сегодняшнего дня ими руководить. Л. Улицкая, Дар нерукотворный. При наличии слова «тот» первый знак препинания ставится между частями союза (перед словом «если»). Мне надо увеличить сектор обстрела на тот случай , если грязно-желтый поток разом повернет на нас . А. и Б. Стругацкие, Жук в муравейнике.

Сочетание «тогда как»

  • Союз. То же, что «но, хотя, в то время как». Синтаксические конструкции, начинающиеся с союза «тогда как», выделяются знаками препинания (запятыми). При этом первый знак препинания ставится перед словом «тогда», а не перед словом «как». Замечательно, что выходцы-родоначальники передали свой красивый тип до позднейшего потомства одним мужчинам, тогда как белокурые женщины сохранили свой местный – и надо сказать правду – весьма некрасивый тип. А. Фет, Бедные люди. Во всех других странах государь вышел из народа, тогда как в Японии, напротив того, народ имеет честь происходить от государя, который непосредственно происходит от богов . А. Битов, Япония.
  • Наречие + союз. Перед «как» ставится запятая. Идти на рать – не песню орать: хвались тогда , как сможешь; а бог даст, и сам буйную голову положишь. О. Сомов, В поле съезжаются, родом не считаются.

Сочетание «точно так же, как (и)» может выступать в роли союза. Союз. Синтаксические конструкции, начинающиеся с союза «точно так же как (и)», выделяются знаками препинания. При этом первый знак ставится перед составным союзом (перед словом «точно»), а не между его частями. В наше время и слуху нет о разбойниках, точно так же как о ведьмах, колдунах, мертвецах, домовых и всей этой адской сволочи, от которой в старину нашим предкам житья не было. М. Загоскин, Вечер на Хопре. …И в самой грации может быть расчет, точно так же как и в расчете может быть грация. М. Салтыков-Щедрин, Наш дружеский хлам.

Сочетание «так как» может выступать в роли союза или в роли наречия + союз:

  • Союз. То же, что «потому что». Синтаксические конструкции с союзом «так как» выделяются знаками препинания, обычно запятыми. Они мало разговаривали, так как это было запрещено. Ю. Тынянов, Подпоручик Киже.
  • Наречие + союз. То же, что «таким же образом, как», «в такой же степени, как». Перед «как» ставится запятая. Он улыбнулся так, как будто говорил о женских шалостях. Ю. Тынянов, Смерть Вазир-Мухтара.Все начиналось примерно так, как грезилось волчице, когда волчата были еще малы. Ч. Айтматов, Плаха.

Синтаксические конструкции, присоединяемые союзом «как только» , выделяются знаками препинания (обычно запятыми). Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, они тотчас же начинают сопротивляться плану и вступают с ним в борьбу. К. Паустовский, Золотая роза. Как только прошла гроза, я отправился в слесарную мастерскую и, пока там вытачивали мне ключ, рассчитал, что в Мурманск смогу двинуться не раньше как через неделю… К. Воробьев, Вот пришел великан.

В союзе «хоть/хотя (и) а/да/но» запятая ставится перед второй частью союза (перед «а / да / но»). Жизнь хотя и тяжелая, но не в пример. А. и Б. Стругацкие, Град обреченный . В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере... И. Гончаров, Обломов. Да, он все знает, все понимает и этими словами говорит мне, что хотя и стыдно, а надо пережить свой стыд. Л. Толстой, Анна Каренина.

Тесная связь между частями предложения устанавливается тогда, когда в при­даточной имеется усилительная частица ни . Эта частица тесно сливается с от­носительным словом или подчинительным союзом: кто ни что ни, какую ни куда ни, где ни, сколько ни, как ни, когда ни и т. п. Придаточные части с этими сочетаниями имеют добавочное значение обобщения и усиления и выделяются (отделяются) запятыми: Что ни спроси, растолкует, научит, с ней говорить никогда не наскучит. (Н.) Как мы ни старались, в этот день нам удалось дойти только до устья реки. (Арс.)

В сложноподчиненном предложении может ставиться запятая, если придаточная часть представляет собой косвенный вопрос: К счастью, он не догадался задать мне простой вопрос, ведётся ли официальное расследование .

Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложноподчинённого предложения:

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между :

Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (М.Авдеев)

2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Л.Соболев)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Лейтенант Огарков, (1) верхом на белом коне, (2) обогнал идущих по дороге солдат и вскоре миновал небольшую возвышенность, (3) на склоне которой полуголые люди, (4) обливаясь потом, (5) рыли новый оборонительный рубеж. (Э.Казакевич)

5. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в нее и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (К.Паустовский)

6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Е.Коковин)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Н.Григорьев)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (С.Вашенцев)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (М.Пришвин)

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения :

Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт, (6) в ворота: не могло выдержать погоды. (Б.Житков)

Задание: выпишите цифры(-у), обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения:

11. .

Цель далека и несбыточна, (1)а преступление реально;(2) оно ужасно и ничем не может быть оправдано.

12. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) в сложносочиненном(-ых) предложении .

Когда я учился в школе,(1) а потом в университете, мне казалось,(2) что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке,(3) как бы в ином мире,(4) и меня будут окружать совсем другие люди.

13. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложносочинённого предложения.

Я считаю,(1) что каждый человек имеет свою определенную миссию,(2) но не все эту миссию выполняют.

14. сложносочинённого предложения.

Человек рождается,(1) и первая забота о нем – матери;(2) постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была,(3) но была до известной степени «абстрактной» – (4)к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).

15. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями .

Уважение –(1) это усиление Человека,(2) а для личности это бывает не всегда приятно.

16. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения .

Вы избегаете общения с этим человеком,(1) но при этом получается так,(2) что ваша обида обернётся против вас самих же.

17. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения .

Это если «обижают» вас,(1) а как быть,(2) когда вы сами можете обидеть другого?

18. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания, разделяющие .

Но,(1) как и все,(2) эпоха средневековья прошла,(3) и пришли другие времена,(4) совершенно другие,(5) и вместе с ними изменилось значение чести.

19. В приведенном предложении прочитанного текста пронумерованы запятые. Выпишите цифру, которая обозначает знаки препинания, разделяющие части сложносочиненного предложения .

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними,(1) но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше,(2) жить удобнее и красивее.

20. В приведенных ниже предложениях прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения .

Эпоха Возрождения изменила нравы и манеры,(1) а люди начали интересоваться искусством,(2) модой и друг другом.

ПОВТОРЕНИЕ.

1.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

2.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

3.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

4.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Теперь,(1) пожалуйста,(2) стихотворение,(3) - сказала Елена Францевна

5.В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении.

Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»

6.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове .

(15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции

мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.

7.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Приплыла к нему рыбка, (1) сросила

Чего тебе надобно,(2) старче? (Пушкин).

8.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

9.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Цыц,(1)проклятые,(2) как на вас погибели нет. (Тургенев).

10.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове .

(17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбо

11.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Они сообщали,(1) что очень скучают. И,(2) наверное,(3) просто не догадывались… Конечно,(4) я мог бы им обо всём написать

12.В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.


Похожая информация.


1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (Авдеев М.)

2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)

3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Сперва Решетников просто рассматривал закат, (1) удивляясь, (2) как это он не заметил раньше всей его красоты. Но вскоре смутные, (3) ускользающие мысли неясной чередой поплыли в его голове под низкий, (4) мощный гул моторов, (5) торжественный, (6) как органный аккорд. (Соболев Л.)

4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Лейтенант Огарков, (1) верхом на белом коне, (2) обогнал идущих по дороге солдат и вскоре миновал небольшую возвышенность, (3) на склоне которой полуголые люди, (4) обливаясь потом, (5) рыли новый оборонительный рубеж. (Казакевич Э.)

5. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, (1) когда трава на рассвете покрывается инеем, (2) как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, (3) залезал в неё и всю ночь спал в стогу, (4) будто в запертой комнате. (Паустовский К.)

6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Ростом Оля была чуть пониже меня. У нее были светлые длинные волосы, (1) заплетенные в одну толстую косу, (2) и серые строгие глаза. Когда Оля улыбалась, (3) эта строгость моментально исчезала. (Коковин Е.)

7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вдруг будто холодным сквозняком пахнуло в зале. Лица экзаменаторов вытянулись, (1) кое-кто из них поморщился, (2) и Ульянов обнаружил, (3) что никто на него уже не смотрит. Взгляды всех устремились поверх его головы, (4) туда, (5) где вход в зал. (Григорьев Н.)

8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Поезд шел в юго западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (Вашенцев С.)

9. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Тут, (1) в комнате прислуги, (2) я точно попала, (3) наконец, (3) в свое общество, (4) нашла в себе мгновенно точку опоры, (5) решила, (6) что больше сюда не приду, (7) и от всего сердца расцеловала Аксюшу. (Пришвин М.)

10. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Большое парусное судно, (1) что стояло на рейде, (2) подняло якорь, (3) поставило крохотный парус, (4) как платочек, (5) и понеслось в порт, (6) в ворота: не могло выдержать погоды. (Житков Б.)

11. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)

12. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Командир роты распорядился, чтобы до ночи разведчики отдыхали.(Алексеев М.)
2) Там была столовая, где вчера вместе с молчаливыми гостями сидел и он [Никита]. (Бондарев Ю.)
3) Марта смеялась тоненьким, радостным смехом, как смеются благонравные дети. (Сологуб Ф.)
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (Гроссман В.)

13. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительнго союза.
1) Прошло несколько минут, пока бечёвка с сучком на конце опустилась и остановилась сажени за две до протянутой руки Бумбараша.(Гайдар А.)
2) На видимой стороне монолита нечетко намечены уступы, откуда прыгали все мальчишки городка. (Бахвалов А.)
3) Видимо, так и не вспомнив, кто это, Соколов изумленно поверх очков поглядел на ведущего и ему первому протянул руку.(Бахвалов А.)
4) Андрей не знал больше никого, кто бы так жалел и уважал эту скотину [коней], как его отец. (Распутин В.)

14. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) К полуночи, миновав рощу, разведчики вышли на опушку леса, где начинался наш передний край.(Алексеев М.)
2) Лютров вспоминает попутчиков, которых нередко сажает к себе в машину по дороге на аэродром. (Бахвалов А.)
3) Лютров еще докуривал сигарету, когда за дверью в прихожую заворчала и несколько раз пролаяла собака. (Бахвалов А.)
4) Никогда не пойму, зачем Клара Ивановна согласилась быть завучем. (Поляков Ю.)

15. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Когда Василий и Кузьма пришли, тётка Наталья спала и не услышала их. (Распутин В.)
2) Кособокость деду Гордею, видно, мешала не сильно, потому что бегал он по-прежнему бодро. (Распутин В.)
3) Там, где когда-то были густые вишневые сады, теперь торчал обгорелый черный кустарник.(Алексеев М.)
4) Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно.(Троепольский Г.)

16. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) Рюкзак мой, сиротливо завалившись набок, лежал на дощатой платформе, куда дежурный по станции выходил встречать поезда. (Куваев О.)
2) Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем, весёлый и радостный, вернулся. (Троепольский Г.)
3) Кузьма, спохватившись, догоняет проводницу и спрашивает, сколько осталось до города. (Распутин В.)
4) У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь.(Куваев О.)

17. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза ЧТО.
1) Деньги, что не успел положить на книжку, Егор хранит в чемодане.(Тендряков В.)
2) Кузьма стягивает с ног сапоги, разматывает портянки и чувствует, что Геннадий Иванович наблюдает за ним. (Распутин В.)
3) Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. (Троепольский Г.)
4) Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным.(Солоухин В.)

18. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Иртыш прошел по шумным коридорам и наконец очутился в комнате, где уже несколько человек ожидали комиссара. (Гайдар А.)
2) И вот звуки несутся уже откуда-то сверху.(Бахвалов А.)
3) Стараясь попадать в чьи-то следы, чтобы не мять снег, Кузьма через рельсы идёт к вокзалу. (Распутин В.)
4) В пчеловодских календарях, если хотят указать, когда цветёт то или иное растение, обозначают количество дней после цветения орешника.(Солоухин В.)

19. Укажите предложение, части которого связаны с помощью подчинительного союза.
1) Акации под церковной оградой, где часто сидел он [Бумбараш] когда-то с Варенькой, сплошной стеной раздались вширь. (Гайдар А.)
2) При этих словах всё войско разделяется на несколько отрядов, которые вполоборота расходятся в разные стороны.(Гайдар А.)
3) Любищев в двадцать с лишним лет, начиная свою научную работу, тоже точно знал, чего он хочет. (Гранин Д.)
4) Из расспросов Мечик узнал, что подъезжала японская разведка. (Фадеев А.)

20. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Дальше идти прямо, пока не наткнешься на саперный взвод у переправы. (Гайдар А.)
2) Скажи, Алексей, почему ты жалеешь его? (Бондарев Ю.)
3) Учительница с удовольствием думала о том, что этот новый мальчик ей никак не испортит класса.(Фраерман Р.)
4) Ничего я не успел сказать на это Степану, так как в казарме загремел милый голосок старшины (Стаднюк И.)

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения

1. Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется или выделяется запятыми: Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород (Пан.); Сколько он сидел у поверженной ели, Андрей не помнил (Буб.); Её пронзительный резкий голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние, почти не ослабевая (Павл.); Капустин обещал договориться с начальником школы, чтобы он увеличил Мересьеву число вылетов, и предложил Алексею самому составить себе программу тренировок (Пол.); Впрыскивание воды может служить прямым доказательством, что болевые влияния сами по себе не в состоянии понизить секрецию (И.П.); Старик приказал сварить мясо по-настоящему, чтобы оно имело хороший вид (Сем.).

2. В составе сложноподчиненного предложения может быть неполное предложение - в главной части или придаточной:

1) неполное в главной части: Вот уже два года, как мы женаты (ср.: Мы женаты вот уже два года - простое предложение); Уже месяц, как он вернулся с юга (ср.: Он уже месяц как вернулся с юга - запятая перед союзом как «оторвала» бы сказуемое от подлежащего); Уже три недели, как мы здесь (ср.: Мы уже три недели как здесь - обстоятельство места выражено сочетанием как здесь ); но: Третий день как он здесь - простое предложение, тогда как в приведенных выше примерах в главной части предложения подразумевались слова: прошло с того времени, с того момента;

2) неполное или близкое к неполному в придаточной части: Трудно было понять, в чём дело; Готов помочь, чем смогу; Постепенно научились разбираться, что к чему (ср.: Поймёшь, что к чему ); Люди знают, что делают; Проходите, кто уже с чеками; Садитесь, где свободно; Делайте всё, что нужно; Поставьте, как вам удобно; Сообщите, кому следует; Ругали решительно все, кому не лень (с оттенком уточнения; ср.: Листовки свалены в кучу, их берут все кому не лень - фразеологический оборот со значением «всякий, кто хочет, кому вздумается»); Пошлите, куда необходимо; но: Делай что хочешь и т. п. (см. § 41, п. 2).

3. Если главная часть сложноподчиненного предложения находится внутри придаточной (в разговорном стиле речи), то запятая обычно ставится только после главной части (а перед ней не ставится); ср.: Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался… (Г.) - Нельзя сказать, что бы он занимался хозяйством; Но слова эти мне неудобно, чтобы ты сказала… (Герц.) Но мне неудобно, чтобы ты сказала эти слова.

Не выделяются запятыми слова видишь, знаешь и т. п. в вопросительно-восклицательных предложениях типа: А он знаешь какой хороший!; А он видишь что делает? (см. § 25, п. 8).

4. Не ставится запятая между главной и следующей за ней придаточной частью сложноподчиненного предложения в случаях:

1) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицательная частица не: В море, в качке, спишь не когда хочешь, а когда можешь (Гонч.); Попытайтесь выяснить не что они уже сделали, а что они собираются ещё сделать; Я пришёл не чтобы мешать вам в работе, а, наоборот, чтобы помочь; Римские полководцы считали важным установить не сколько войск противника перед ними, а где они; Он знает не только где водится дичь, но и какие её разновидности там обитают;

2) если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и, или, либо и т. д. (обычно повторяющийся): Учтите и что он сказал, и как он это сказал; Он не слышал ни как сестра вошла в комнату, ни как потом бесшумно вышла; Я отвечу на ваш запрос или когда прибудет очередной номер информационного бюллетеня, или когда сам наведу нужную справку, ср. также при одиночном союзе: Не представлял себе и как выбраться из создавшегося положения; Я знаю и как это делается; Мальчика прощали и когда он никого не слушался, но (при обратном порядке главной и придаточной частей): Как звали этого мальчика, и не припомню;

3) если придаточная часть состоит из одного союзного слова (относительного местоимения или наречия): Я бы тоже желал знать почему (Л.Т.); Не знаю почему, но я его не понимал (Триф.); Он ушёл и не сказал куда; Он обещал скоро вернуться, но не уточнил когда; Трудно сказать почему; Мать определяла температуру ребёнка губами: приложит их ко лбу и сразу определит сколько; Кто-то подал больному чашку воды, он даже не взглянул кто; Я не скажу какое, я говорю - большое несчастье.

Не ставится запятая и если имеется несколько относительных слов, выступающих в роли однородных членов предложения: Не знаю почему и каким образом, но письмо вдруг исчезло; Позвонят - расспроси кто и зачем.

Если при союзном слове имеется частица, то постановка запятой факультативна; ср.: Я не помню, что именно; Он затрудняется сказать, что ещё; Эту цитату можно будет найти, я даже помню примерно где.

В условиях контекста возможна постановка запятой и перед одиночным союзным словом; ср.: Что же надо делать? Научите, что (усиленное логическое выделение местоимения). - Одно время он что-то шептал, не могли понять - что? (А.Т.) (постановка тире подчеркивает значение местоимения и оправдывается вопросительной интонацией).

5. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, в частности, то есть, а именно, например, а также, а просто и т. п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится (ср. § 24, п. 4): Не хочется школьникам весной учиться, особенно когда тепло и ярко светит солнце; Пришлось проводить дополнительную исследовательскую работу, в частности когда началась экспериментальная проверка действия станка; Автор имеет право на получение части гонорара в соответствии с условиями договора, то есть когда рукопись одобрена издательством; Экспедицию придётся закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно когда начнётся сезон дождей; На всякий случай имейте при себе удостоверение личности, например когда будете получать деньги по почтовому переводу; Аспирант приехал в Москву для встречи со своим научным руководителем, а также чтобы поработать в архивах.

6. Если перед подчинительным союзом стоят усилительные частицы как раз, только, лишь, исключительно и т. п., то запятая ставится перед ними вопреки интонации (при чтении пауза перед ними не делается; ср. § 20): Катя вышла из столовой, как раз когда мы шагнули друг к другу через какие-то чемоданы (Кав.); Я эту работу выполню, только если буду свободен (ср.: …если только буду свободен); Он приехал, исключительно чтобы помочь мне (ср.: Он приехал не только чтобы повидаться со мной, но и чтобы оказать мне помощь - в лияние отрицательной частицы не).

Не ставится запятая после выделительных частиц вот, ведь, стоящих перед подчинительным союзом в придаточной части, предшествующей главной: Хвастаться пока особо нечем, вот как работу выполним, тогда приезжайте.

7. Если между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения стоит вводное слово, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: Он подумал, возможно, что я не хочу с ним встречаться; Если есть спрос на что-либо, значит, будет и предложение. Отнесение вводного слова по смыслу к главной или придаточной части определяется условиями контекста; ср.: Он сердился, по-видимому, потому что лицо его было возбуждённым (вводное слово относится к главной части: возбужденное лицо может быть следствием, а не причиной его состояния). - Он торопился потому, по-видимому, что боялся опоздать на заседание (вводное слово относится к придаточной части, о чем свидетельствует расчлененность сложного подчинительного союза; см. § 34, п. 2).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 2 Тире между членами предложения § 5. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в форме именительного падежа: Одиночество в творчестве -

Из книги Балансиры и безнасадочные мормышки автора Смирнов Сергей Георгиевич

РАЗДЕЛ 11 Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Расстояние между составными частями Ввиду того, что вода все же очень слабый электролит, расстояние между составными частями блесны колеблется от 0,05 до 0,15 мм, что на практике сопоставимо с обычным наложением одной сферы на другую и небольшим смешением одной из

Из книги Командиры элитных частей СС автора Залесский Константин Александрович

Над какими частями земного шара и сколько раз в году Солнце бывает в зените? Солнце бывает в зените (точке небесной сферы, расположенной над головой наблюдателя) только в области земного шара, лежащей между тропиками Рака и Козерога. Тропики – это воображаемые

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Будущее – за ударными частями Феликс Штейнер На какой-то – правда, очень короткий – момент своей карьеры Феликс Штейнер стал для Гитлера самым необходимым человеком. Именно он был последней, пусть и призрачной, надеждой фюрера Третьего рейха, доживавшего последние часы

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XXI. Тире между членами предложения § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Человек – кузнец своему счастью;

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько он просидел у поверженной ели, Андрей не помнил…

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

XXI. ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ § 79. Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже, например: Москва - столица России. Место

Из книги Мифология Британских островов автора Королев Константин

§ 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы пересекали Восточную Пруссию, видел я колонны

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки конца предложения внутри предложения § 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е.

Из книги автора

ТИРЕ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тире между подлежащим и сказуемым § 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в форме именительного падежа: Флигель у дома на Садовой по

Из книги автора

Знаки конца предложения внутри предложения вопросительный и восклицательный знакипри смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5при включении во вставку § 6при замещении вставки § 6, § 7многоточиепри передаче

Из книги автора

Тире в функции выделения между членами предложения для подчеркивания их смысла в стилистических целях § 21, пп. 1, 2;

Из книги автора

Из книги автора

Глава 10 ХЭЛЛОУИН: МЕЖДУ МИРОВ, МЕЖДУ ВРЕМЕН Самайн. - Христианизация языческих праздников. - День Иного Мира. - Ведьмы. - Костры друидов. - «Сжигание ведьмы». - Ряжение. - Игрища и развлечения. - Ворожба и гадание. - Рецепты.Посреди стола - тыква: верхушка

1. Сложносочинённое предложение.

Сложносочинённым называется предложение, которое имеет две или более самостоятельных грамматических основ, соединённых сочинительными союзами.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  1. Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенного союзами:
    1. соединительными (и, да в значении и, ни... ни );
    2. противительными (а, но, да в значении по, однако, же, зато, а то, не );
    3. разделительными (или, либо, ли... ли, то... то, не те... не то );
    4. присоединительными (да, да и, тоже, также );
    5. пояснительными (то есть, а именно ).
  2. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые, то между ними ставится точка с запятой (перед союзами но и да в значении "и" лишь в том случае, когда они соединяют части, которые без них были бы разделены точкой ): Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы (Ч), У меня была только синяя краска, но , несмотря на это, я затеял нарисовать охоту (Л. Т), Мне послышалось, что он заплакал, а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был и помоложе (Л.)
  3. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части , то между ними вместо запятой ставится тире : Ловкие и сильные удары кувалдами по стволам пулеметов-и фашисты уже не могут стрелять (В. Ставский). Я спешу туда ж - а там уже весь город (П.)
  1. Запятая перед союзами а, да (в значении "и"), или, либо в сложносочиненном предложении не ставится :
    1. общий второстепенный член (В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги) ;
    2. если части сложносочиненного предложения имеют (Когда началась гроза , игра прекратилась и дети бросились бежать домой) ;
    3. между двумя назывными предложениями (Прогулка в лесу и катанье на лодках) ;
    4. между двумя вопросительными предложениями (Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?) .
  2. Запятая не ставится между двумя безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых (Нужно переписать работу и объяснить допущенные в ней ошибки) .
  3. Запятая ставится между частями сложносочиненного предложения, имеющими общий второстепенный член или общее придаточное предложение , если эти части соединены повторяющимся союзом (По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы) .

    Если же части предложения не соединены повторяющимся союзом, но имеют общий член, то запятая между ними не ставится : На бледном лице сверкнули глаза и вытянулся нос.

2. Сложноподчинённое предложение.

Сложноподчинённым предложением называется сложное предложение, в котором есть главная часть и зависимая (придаточное предложение). Части такого предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами .

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

  1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с обеих сторон , если находится внутри главного .
  2. Иногда, при интонационном подчеркивании, придаточные изъяснительные (а также условные с союзом ли ), стоящие перед главным предложением, отделяются от него не запятой, а тире : Кто весел-тот смеется (Л.-К.); Как рассказывал учитель-долго слушал у окна я (Плсщ.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут-кто знает (М. Г.); Пахарь ли песню вдали запоет - долгая песня за сердце берет; лес ли начнется - сосна да осина (Н.) (в последнем примере во второй части - неполное предложение).
  3. В редких случаях перед подчинительным союзом ставится двоеточие : это имеет место тогда, когда в предыдущей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте можно вставить слова "а именно" ): Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем и что его выход от Шамиля есть дело огромной важности для русских.. (Л Т.)
  4. Когда придаточное предложение соединено с главным при помощи сложного подчинительного союза (потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, так что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, после того как, в то время как, с тех пор как и т. п. ), то запятая ставится один раз :
    1. перед союзом, если придаточное предложение следует за главным : Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все (Л.) ;
    2. после всего придаточного предложения, если оно предшествует главному : По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Г.)
    Примечание. В зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая часть войдет в состав главного предложения как относительное слово, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью сложного союза : Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Т.); Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснется (Акс.) . Сложные союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
  5. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание "не" либо повторяющийся дальше сочинительный союз о, или, либо и т. п. , то придаточное предложение не отделяется от главного запятой : Важно не то что он сказал, а как он это сказал; Было шумно и когда дети играли на дворе, и когда они собирались в столовой (между придаточными предложениями запятая в подобных случаях ставится).
  6. Не являются придаточными предложениями и не отделяются поэтому запятой неразложимые выражения во что бы то ни стало, как ни в чем не бывало, кто во что горазд, что есть мочи и т. п.
  7. Придаточное предложение, состоящее из одного только относительного слова, запятой не отделяется : Он обиделся, но ме сказал почему .

3. Сложное бессоюзное предложение.

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части (простые предложения) связаны между собой по смыслу, интонационно, порядком расположения частей. Между частями такого предложения нет союзов .

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
  1. Между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая , если такие предложения тесно связаны между собой по смыслу : Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.) .
  2. Если части бессоюзного сложного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые , то между ними ставится точка с запятой : У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы", избы низки и большей частью покрыты соломой (П.); Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля (Т.) .
  3. Если бессоюзное сложное предложение распадается на части (группы предложений), по смыслу отдаленные друг от друга , то между ними ставится точка с запятой , а внутри этих частей простые предложения разделяются запятой: Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает (Т.); Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса (Т.) .
    Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить слова "а именно" ): Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана. (П.) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченных столба, была полна народа (Л.) ;
  2. Если в первом предложении при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (П.); Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. О.).
      Примечания.
    1. Иногда указанные глаголы опускаются: Он подумал, понюхал: пахнет медом (Ч.) (пропущено: и почувствовал, что ).
    2. Если первое предложение произносится без оттенка предупреждения, то вместо двоеточия ставится запятая: Слышу, земля задрожала (Н.) .
  3. Если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что ): Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда (Ч.) .

В указанных случаях чаще всего основная часть высказывания (соответствующая главному предложению в сложноподчиненных предложениях) содержится в первой части бессоюзного сложного предложения, а во второй части (соответствующей придаточному предложению в сложноподчиненных предложениях) приводится пояснение, раскрытие содержания первой части.

    Тире в бессоюзном сложном предложении ставится:
  1. Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий : Вдруг мужики с топорами явились-лес зазвенел, застонал, затрещал (Н.); Игнат спустил курок - ружье дало осечку (Ч.) ;
  2. Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к первой части: Дуб держится - к земле тростиночка припала (Кр.); Косили версту - выкосили грош (М. Г.) ;
  3. Если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части: Хвалы приманчивы - как их не пожелать? (Кр.) ;
  4. Если в первой части указывается время совершения действия , о котором говорится во второй части (можно добавить союз когда ): Пашню пашут - руками не машут (поел.); Лес рубят - щепки летят (поел.) ;
  5. Если первая часть обозначает условие совершения действия , о котором идет речь во второй части (можно добавить союз если ): Любишь кататься-люби и саночки возить (посл.); На печи лежать - трудодней не видать (посл.);
  6. Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой : Молвит слово - соловей поет (Л.) .

Тире ставится также в тех случаях, когда вторая часть бессоюзного сложного предложения является неполным предложением : (Я думал - волк) .

Физика