Несмотря на то, что был сентябрь, солнце светило ярко, по - летнему. Густые толпы празднично разодетого народа заполнили всё пространство от храма римской богини войны - Беллоны - на Марсовом поле до самого Капитолия.
Третий день Рим праздновал триумф консула Люция Эмилия Павла, покорителя Македонии, захватившего в плен самого македонского царя Персея. С раннего утра по римским улицам проходили колонны войск. Выступавшие впереди трубачи играли всё один и тот же грозный воинственный марш, под звуки которого обычно легионы шли в битву. Звуки труб перемешивались с радостными криками, которыми толпы народа приветствовали проходящие войска. «Ио! Триумф!», - не переставая, кричал народ (восклицание «ио» у римлян соответствовало нашему «ура»).
Казалось, со дня основания Рима никогда ещё не было такого ликования. Войска консула захватили невиданно богатую добычу. Даже привычные к таким пышным зрелищам римляне были изумлены. Первого дня триумфа едва хватило на то, чтобы провезти на 250 повозках все произведения искусства, статуи и картины, захваченные у неприятеля. На следующий день везли оружие, доставшееся победителям: золочённые щиты и длинные македонские копья - сариссы, оружие фракийцев и конскую сбрую, мечи, панцыри, шлемы… Дальше следовали 3 тысячи человек, нёсших 750 сосудов, наполненных серебряными монетами. В каждом сосуде было по 3 таланта - около 80 кг серебра. Поэтому каждый сосуд несли 4 человека. 750 воинов пронесли богато украшенные, тонкой работы чаши и вазы. Последний, третий день триумфа должен был быть самым интересным и блестящим.
Как только под грозный марш и крики толпы прошли войска, вслед за ними двинулись юноши в праздничных, богато расшитых одеждах. Они вели 120 белых быков, предназначенных для жертвоприношения. Их сопровождали мальчики с золотыми и серебряными сосудами для жертв - патерами. За ними шли люди, которые несли 77 сосудов с золотыми монетами, по 3 таланта золота в каждом.
Толпа ожидала самого интересного зрелища: пленников, идущих перед колесницей триумфатора.
Вот, наконец, пронесли священную чашу из золота, украшенную драгоценными камнями, предназначавшуюся в дар Юпитеру, и из - за поворота улицы показалась вереница пленных. Они шли, понуря головы, с унылыми, скорбными лицами. Среди них были женщины и совсем маленькие дети, взятые в плен вместе с родителями. Толпа стихла. Слышалось только бряцание цепей: все пленники были в оковах. Но вот снова оглушительно грянули торжественные крики: римляне увидели в толпе пленных царя Персея. Казалось, он был настолько погружён в свои горестные размышления, что, совершенно ничего не видел вокруг себя. Рядом с ним шли его дети: два мальчика и девочка. Они были ещё слишком малы, чтобы понимать происходящее вокруг, и только пугливо озирались по сторонам, удивлённые громкими криками и огромным стечением народа. Македонский царь уже скрылся за поворотом, когда показались ликторы - телохранители консула - с пучками прутьев, обвитых лавровыми ветками. За ними двигалась золотая триумфальная колесница, запряжённая четвёркой белых коней.
Консул Люций Эмилий Павел, согласно обычаю, сидел в кресле, а сзади него стоял государственный раб, который держал над его головой золотой венок, украшенный драгоценными камнями. Консул был в пурпурном плаще, затканном золотыми пальмовыми листьями. В одной руке он держал жезл из слоновой кости, украшенный золотым орлом, а в другой - лавровую ветвь. Лицо триумфатора было выкрашено ярко красной краской. Древние говорили, что это делалось для того, чтобы не было видно, как выступала краска радости от оказанных ему почестей. Раб, державший венок, время от времени выкрикивал, обращаясь к триумфатору: «Не гордись! Помни, что ты только человек!» К колеснице были привязаны звонок и бич, которые должны были напоминать триумфатору, что судьба переменчива и, несмотря на сегодняшние почести, в будущем он может подвергнуться самым суровым наказаниям (звонок в Риме вешался на шею осуждённым на смерть). Несмотря на эти мрачные напоминания, лицо полководца выражало нескрываемую гордость.
Странно, что солдаты не поют песен, прославляющих полководца, - говорил в толпе человек в грубой некрашеной тоге простолюдина.
Ещё бы, - отвечал ему сосед в коротком военном плаще, - едва ли найдётся другой полководец, которого бы так ненавидели воины. Ради сегодняшнего триумфа каждому рядовому воину дали по сто денариев. Триумфатор выдал бы им втрое больше, если бы они согласились прославлять его, но они даже не хотели сначала участвовать в его триумфе.
Как могло случиться, что воины были против участия в таком почётном для них шествии? - удивился человек в тёмной тоге, вероятно, приезжий крестьянин, незнакомый с последними городскими новостями.
Ты же знаешь, что право праздновать триумф предоставляется победоносному полководцу сенатом, - начал своё объяснение человек в военном плаще, очевидно, бывший воин. - Получивший это высокое отличие до конца дней своих носит почётное звание императора. Вот почему решение сената должно утверждаться народным собранием. Чтобы полководец, пользуясь своей военной властью, не мог через подчинённых ему воинов влиять на решение народного собрания, он должен распустить свою армию и сам, до решения вопроса о триумфе, находиться вне черты города. Воины Эмилия Павла также были распущены по домам и получили право участвовать в народном собрании. Аристократы думали, что решение сената о триумфе, как всегда, легко будет утверждено народом. Но когда народные трибуны внесли предложение утвердить постановление сената, мы решили показать аристократам, что победа - дело рук не только полководца. Ведь битвы выиграны нашими мечами, и только воины должны решать, достоин ли полководец почестей. Пусть он не ждёт нашей благосклонности, если он её не заслужил.
Чем же плох Эмилий Павел? Такой богатой добычи Рим ещё не видал от самого основания города, - сказал удивлённый крестьянин.
Но мы ничего не получили из этой добычи, мы, которые завоевали её своей кровью! - с озлоблением закричал воин. - Взять хотя бы случай в Эпире. Было уничтожено 70 городов, 150 тыс. человек продано в рабство, а нам, воинам, досталась такая ничтожная награда, как будто и не мы вели войну.
Но главное даже не в этом, - мрачно продолжал он. - Никто из римских полководцев не издевался так над солдатами. Он даже отбирал у идущих в караул солдат щиты. Сколько воинов погибло потому, что принуждено было вступать в бой без щитов!
Ну, конечно, вашим часовым было очень удобно дремать на посту, опираясь на щиты. Павел правильно делал, что отбирал их, - усмехнулся какой - то аристократ в белой тоге из тонкой шерсти, внимательно слушавший весь разговор.
А что было в Амфиполе? - не отвечая ему, продолжал возмущаться воин. - Наш военный трибун разрешил снимать черепицы с городских зданий, чтобы покрыть зимние помещения для войска. Эмилий Павел приказал отнести черепицы на место.
Ты забыл, какой это полководец! - заговорил аристократ. - Он сам водил легионы против македонской фаланги. Как он мудро поступил в ночь перед боем, удерживая вас от битвы и предоставляя македонянам первым напасть. Он знал, что, наступая по неровной местности, фаланга расстроит свои несокрушимые ряды и будет разбита. Вспомни, что по его поручению вам сообщили накануне боя о предстоящем затмении луны. Как спокойны были вы, предупреждённые об этом предусмотрительным вождём, и в какой ужас повергло затмение македонян! Полководец, сумевший покорить для Рима великое македонское царство и ведущий в своём триумфальном шествии самого царя, наследника Александра Македонского, достоин всяческих почестей. Правильно, что сенат заставил всё - таки народное собрание утвердить этот триумф. На весь римский народ пал бы позор, если бы в угоду своеволию и корыстолюбию воинов великий полководец был бы лишён заслуженной награды.
Крестьянин и воин недоверчиво прислушивались к словам аристократа.
Колесница триумфатора скрылась за триумфальной аркой. Толпа медленно двигалась вслед. Аристократ, не попрощавшись, свернул в сторону, а воин продолжал говорить крестьянину:
Почему, думаешь ты, этот Эмилий Павел сдал всю добычу в государственную казну? Ведь этой казной распоряжается сенат, те же аристократы. Они для того и боролись за триумф Эмилия Павла, чтобы лишний раз показать, что мнение народа, простых солдат мало что значит в нашем государстве.
УРОК 2. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э.
Рассматривается дальнейшее развитие римской агрессии и установление римского господства на всем Средиземноморье. Подчеркивается захватнический - со стороны римлян - характер войн II .в. до н. э., в результате которых некогда независимые цветущие области были превращены в бесправные провинции, ограбленные завоевателями.
Варианты начала урока : I . Б 1, 3-5; А 1, 3; Б 6-7. II . Б 1, 3-4; А 2; Б 6-7. III . Б 1, 3-5, 7; А 3. IV . Б 1-7. Вопросы и задания :
А. 1. Что началось раньше: вторая Пуническая война или поход войск Александра в Азию? На сколько раньше? Начертить на доске «линию времени», отметить на ней требуемые даты. 2. Одному ученику - рисовать на доске план расположения римских войск при Каннах, направление войсковых ударов и одновременно рассказывать о битве от имени ее участника- легионера. Другому ученику рисовать построение карфагенских войск, направление их ударов и одновременно рассказывать о битве от имени воина армии Ганнибала. Учитель руководит ответами, предоставляя слово то «римлянину», то «карфагенянину». 3. В чем вы видите выдающиеся полководческие способности Ганнибала? Учащиеся способны дать развернутое обоснование, используя следующие факты: а) внезапное вторжение Ганнибала-в Италию (переход через Альпы); б) окружение и разгром численно превосходящего войска римлян при Каннах; в) план привлечения на свою сторону покоренных Римом народностей Италии (галлов, греков и др.).
Б. 1. Как назывались войны между Римом и Карфагеном? Почему так назывались? Каковы были их причины? 2. Как римляне создали военный флот и победили карфагенян на море?
(По диафильму «Войны Рима с Карфагеном».) 3. Чем закончилась первая Пуническая война? 4. Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию. Покажите на карте путь его войска. 5. Покажите на карте места двух главных сражений Ганнибала. (Канны, Замы.) Каковы результаты каждого сражения? 6. Почему Ганнибал не смог завоевать Италию? 7. Чем закончилась вторая Пуническая война?
План изучения (Данный план следует хронологии событий. В учебнике третья Пуническая война рассматривается до римских завоеваний в Восточном Средиземноморье (преимущество плана учебника в том, что разрушение Карфагена тематически связано с предшествующим уроком). Учитель может выбрать любой план изучения материала ): 1. Римские завоевания в Восточном Средиземноморье. 2. Третья Пуническая война и разрушение Карфагена. 3. Ограбление завоеванных стран римлянами.
1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье. Целесообразно показать учащимся на настенной карте примерные границы обоих этих районов (Западного и Восточного Средиземноморья). «Какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?»-спрашивает учитель. Дополняя ответы, он напоминает, что Сирийское царство, Египет, Македония и другие более мелкие государства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных парств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «разделяй и властвуй!» («Как вы понимаете это выражение?» Учащиеся способны указать, что римляне сознательно натравливали друг на друга соседние народы и государства и порознь громили их войска.)
Более подробный, чем в учебнике, рассказ о судьбе Ганнибала поможет связать материал предшествующего и данного уроков.
Вскоре после окончания второй Пунической войны Ганнибал вынужден был бежать на восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами. «Зйай, царь, - говорил он своему повелителю,- римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого полководца.
0 разгроме Сирийского царства учащиеся могут узнать в ходе чтения вслух учебника (§ 46, п. 2). После этого учитель заканчивает историю Ганнибала, который бежал в Вифинию (Малая Азия). И здесь он стал военным советником при царе.
Узнав об этом, римляне потребовали выдачи Ганнибала. Однажды старый полководец увидел, что его дом окружен вооруженными людьми. Не желая стать пленником римлян, Ганнибал принял яд.
Учитель говорит, что вслед за Сирией римляне подчинили Македонию. Он может предложить сравнить построение римского и македонского войск в бою и сделать вывод . (Какое войско было более совершенным? Чем?) Выслушав ответы, учитель либо вновь использует прием громкого чтения (§ 46, п. 3), либо рассказывает сам о битве при Пидне.
Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования^ ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды. Македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя. 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы (См.: Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948, с. 284-285 ).
Учащиеся узнают о завоевании Римом Македонии и Греции, о гибели крупнейшего торгового центра Греции - Коринфа (146 г. до н. э.). На разрушении города настаивали римские купцы. Место, на котором стоял Коринф, было предано проклятию, уцелевшие жители проданы в рабство, произведения искусства вывезены в Рим.
2. В военном отношении Карфаген не представлял никакой опасности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.
Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов) купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет назад, - думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципиона, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он. - Морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чем бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» . Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийские. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.
В рассказе об осаде и штурме Карфагена можно использовать либо цветной диафильм «Войны Рима с Карфагеном» (кадры 37-46), либо рисунки на стр. 191-192. Последний рисунок дает представление о героизме жителей, оборонявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение уже не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своем пути.
Семнадцать дней горел Карфаген. Удушливый дым низко стлался по земле. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с бесформенными развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, предавалось вечному проклятию, чтобы отныне на нем не появлялось ни дома, ни пашни. Так повелел сенат (См.: Немировский А. И. Три войны. Л., 1961, с. 131-132 ).
Обобщая, учитель отмечает, что в результате победоносных войн Рим стал в середине II в. до н. э. сильнейшим государством на всем Средиземноморье . Еще сохраняли независимость Египет и несколько более мелких государств, но ни одно из них уже не отваживалось бороться с Римом.
3. Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 46, пп. 4-5); вводятся понятия провинция и триумф .
Желательно использовать картину С. Анкундинова «Триумф римского императора». Перед ее показом учитель говорит, что в Риме после каждой крупной победы устраивался праздник, который называли триумфом: войско во главе с полководцем торжественно вступало в город.
Вывесив картину, учитель объясняет, что специально для празднества возводились парадные ворота в форме арки: через них проходили все участники триумфа. Он предлагает учащимся построить рассказ по картине и помогает им это сделать: «Мы видим на картине три группы людей: 1) римских воинов; 2) пленников; 3) граждан, встречающих войско. Включите в рассказ описание каждой группы». Обычно учащиеся успешно выполняют задание; учитель исправляет ошибки в ответах, делает дополнения (см. пособие, табл. 19).
- | При описании картины учащиеся способны высказать следующие мысли | Дополнения учителя в процессе описания учащимися картины |
РИМСКОЕ ВОЙСКО | Полководец едет на позолоченной колеснице. В нее запряжены белые кони. Одежда на нем красная, на голове - венок. В одной руке полководца жезл, в другой зеленая ветвь Впереди колесницы идут трубачи и охрана консула. За колесницей полководца следует его войско | Одежда выкрашена пурпурной краской. Раб держит над головой полководца еще один венок - золотой. Этот полководец получил почетное прозвище - император (по-латински «повелитель, главнокомандующий»). Оно дано ему сенатом или непосредственно войском за успехи на войне. Отличившегося полководца называли императором не всю его жизнь, а некоторый срок - обычно во время праздника по случаю одержанной победы Учитель либо предлагает учащимся вспомнить, что им известно о ликторах (см. пособие, стр. 273), либо рассказывает о них сам |
ПЛЕННИКИ | Впереди гонят пленных, связанных одной цепью. На них лохмотья. По их взглядам видно, что они ненавидят римлян. На руках у женщины ребенок | Вероятно, это самые знатные пленники, их превратят в рабов, а возможно, казнят. Ребенок мертв, он не выдержал долгого пути |
ТОЛПА | Горожане приветствуют воинов, машут ветками, протягивают цветы. На их лицах улыбки | Перед огнями жертвенников (справа) стоят жрецы, они благодарят богов за победу |
В заключение работы с картиной возможно задание: «Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме. Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?» Выслушав ответ, учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф-радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.
Учитель может и сам сделать описание картины, не поручая это учащимся. (Если в школе отсутствует названная картина, может быть использован цветн. рис. 17.)
Домашнее задание : § 46. Ответить на вопрос к документу «Описание Плутархом триумфа» (стр. 194). Вопросы и задания 1-3 к § 46.
В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику, украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу, позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты. Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.
Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Перед триумфатором шли ликторы с фасциями, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный, и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву.
Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.
Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.
Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.
Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.
Мы знаем, что толпа выкрикивала в адрес шествующей кавалькады непристойности, но не знаем зачем.
Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню - его население составляло всего несколько сот человек, - воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.
Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.
Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу - покровителю города, празднующего победу, - было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.
Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».
Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.
Подробности этого события неизвестны, единственное, что мы знаем, так это то, что он преподнес Юпитеру гораздо больше доспехов, чем кто-либо до него.
После смерти Анка Марция трон был свободным. Римляне устроили выборы и провозгласили королем Луция Тарквиния Приска, сына изгнанного коринфского аристократа. Тарквиний оказался не только талантливым правителем и полководцем, но и большим любителем пышных представлений. Он настоял на том, чтобы должностным лицам предоставили особую одежду и особые привилегии. Тарквиний, будучи царем, имел привилегий и почестей больше, чем кто-либо другой. Город Коринф славился своей роскошью и непомерным богатством, поэтому Тарквиний решил привнести в Рим частичку своего родного города.
Первое, что сделал Тарквиний на «должности» царя, это начал строительство на Капитолийском холме храма Юпитеру. Он не мог поверить, что римляне отдают почести своему верховному богу посредством установки дубового столба, окруженного трофеями и несколькими статуями. Храм Тарквиния выполнили в греческом стиле, впоследствии ему суждено было сыграть выдающуюся роль в торжествах триумфа.
Одним из нововведений Тарквиния стало обеспечение каждого магистрата слугой, ликтором, чтобы тот расчищал ему путь через огромные толпы, бродившие по улицам Рима. Слуга был вооружен топориком, чтобы показать всем и каждому, какая незавидная участь ждет того, кто осмелится обидеть хозяина. Топорик был привязан к пучку прутьев, которые символизировали народ Рима, показывая, что вместе они непобедимая сила. Сам же по себе этот предмет, получивший название фасцы, являлся символом римской власти. Низшие магистраты имели в своем распоряжении по одному ликтору, высшие чины - больше. В свое распоряжение Тарквиний взял двенадцать ликторов.
Помимо этого Тарквиний выделил себе и высшим магистратам новый вид транспорта - колесницу. Безусловно, сам он имел самую большую и красивую колесницу. В ней было достаточно места, чтобы вместить его самого, слугу и возничего.
Корпус колесницы был украшен рельефными изображениями сцен из жизни богов и отделан золотом.
Эти нововведения, как, впрочем, и другие, были использованы во время триумфа Тарквиния, приблизительно в 600 году до н. э., устроенного в честь его победы над латинским городом Апиолы. Для своего триумфа Тарквиний счел унизительным устраивать простое шествие вернувшихся с войны солдат. На протяжении нескольких дней он готовился к своему торжеству, уделяя пристальное внимание каждой мелочи.
Впереди процессии шли сенаторы - Тарквиний, что было очень мудро с его стороны, позволял самым уважаемым гражданам Рима принимать участие в подобных процессиях. Следом - трубачи, играя торжественный марш. Далее шли пленные из Апиол, которым суждено теперь было стать рабами. Следом за пленными ехали повозки, груженные трофеями, захваченными в результате военной кампании. Восторженные римляне смотрели на все то богатство, которое привезли в их город. Они и представить себе не могли, что военная кампания может принести столько денег. Позади повозок маршировали двенадцать ликторов, символически расчищая путь через город к строящемуся храму Юпитера на Капитолии. Далее, одетый в пурпурную мантию и восседая в роскошной колеснице, запряженной четверкой коней, появился сам Тарквиний. И наконец, завершая процессию, маршировала римская армия, вернувшиеся с войны солдаты и офицеры, которые грелись в лучах славы триумфа на глазах у своих родственников и друзей.
После завершения триумфального шествия Тарквиний приступил к традиционным церемониям на Капитолии. Затем он явил народу еще одно новшество: повел население Рима к долине Мурсии смотреть игры, которые он организовал. Впоследствии на этом месте будет построен великий Циркус Максимус, но на тот момент это была всего лишь открытая долина.
Так как Тарквиний являлся поклонником греческой культуры, игры, организованные в честь его триумфа, были показом достижений греческих атлетов. В Греции атлеты состязались полностью обнаженными, чтобы показать гармонию и совершенство своих тел народу как часть поклонения богам. В Риме публичное обнажение сурово порицалось, поэтому атлеты соревновались в нижнем белье. Римлянам пришлись по душе скачки и представления, что же касается атлетики, то ей не удалось завоевать популярность, и в скором времени она была удалена из программы празднеств. Но было одно исключение: пугилатус - бокс.
Бокс, существующий в эпоху античности, имеет некоторое сходство со своим современным аналогом. Как и сегодня, наносить удары можно было исключительно кулаками, удары ногами, ребром ладони или захваты были запрещены, а боксер, применивший запрещенный прием, мог быть дисквалифицирован. Наряду с этим правила римского бокса разрешали наносить удары кулаком в любую часть тела, хотя есть свидетельства, что позднее удары ниже пояса были запрещены.
Во время боя не было ни раундов, ни временных ограничений. Бой продолжался до тех пор, пока один из боксеров не был нокаутирован или сдавался. Даже когда человек лежал на земле, его сопернику разрешалось наносить по нему удары, вынуждая тем самым его сдаться.
Римляне не делили боксеров на весовые или ростовые категории. Соперниками на ринге могли стать боксеры разной комплекции. Перед началом состязаний проводилась жеребьевка: для этого в горшок помещались глиняные дощечки, которые потом вытягивались боксерами. В современном боксе подобное распределение поставило бы легковеса в очень сложное положение. В античном же аналоге в силу того, что ринга как такового не существовало, легковесного боксера нельзя было загнать в угол и заставить сдаться. Наоборот, маленький человек мог вволю бегать, подныривать и приседать, используя преимущества собственного веса, чтобы вымотать более крупного и сильного соперника.
Базовая стойка боксера была аналогична стойке лучника. Левая рука, ладонью вперед, была выставлена перед собой. Это положение позволяло мешать сопернику и отражать его удар. Правая рука находилась возле груди, готовая нанести удар сокрушительной силы.
Первые боксеры, как и те, что участвовали в играх Тарквиния, дрались с кожаными повязками на руках. Приблизительно к 400 году до н. э. повязки превратились в специальные перчатки. Предплечье было защищено толстым кожаным рукавом, подбитым мехом, который позволял смягчать пропущенные удары. Ладонь обматывалась несколькими слоями кожи. Костяшки пальцев, основные «ударные» точки кулака, были дополнительно оснащены толстой полоской из грубой, вареной кожи с острыми углами. В кулаке зажималась D-образная кожаная подушечка, защищающая пальцы во время нанесения удара.
Травмы были частым явлением во время пугилатуса. Сломанные носы, выбитые зубы, подбитые глаза и разорванные уши были обычны, а травмы головы, должно быть, более распространенным явлением, чем сейчас. Смертельные случаи во время боксерских матчей происходили не часто. В основном ущерб здоровью, полученный от занятий боксом, проявлялся по прошествии некоторого времени, так как постоянные сотрясения мозга пагубно влияли на его работу.
После смерти Тарквиния его место занял его приемный сын Сервий Туллий. Будучи латином, Сервий провел серию войн с этрусками, в результате которых отпраздновал три триумфа в той же манере, что и Тарквиний Приск. Сервий был убит собственным зятем, внуком Луция Тарквиния Приска, известным как Тарквиний Гордый. Тарквиний II отпраздновал два триумфа, но самым главным его вкладом в развитие этой церемонии было завершение строительства храма Юпитера. Здание было построено в этрусском стиле, но позднее еще несколько раз переделывалось.
С завершением строительства храма церемония триумфа превратилась в самое грандиозное шествие. Но именно около храма суждено было совершиться большому числу жертвоприношений и пролиться рекам человеческой крови.
Позднереспубликанский период. Триумфальная процессия победоносного полководца шествует по улицам Рима. Триумфатор восседает в парадной колеснице, запряженной белыми лошадьми. Солдаты, проявившие особую храбрость во время военной кампании, идут впереди колесницы, неся флаги подразделений, участвовавших в войне. Каменная арка - знаменитая Триумфальная арка - отмечала начало триумфального шествия по городу.
ТРИУМФ (Triumphus). Слово « триумф» , вероятно, происходит от возгласа « triumphe » (связанного с θρίαμβος ), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L . L . VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin , с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro, l . c . : « Triumphare appellatum quod cum imperatore milites redeuntes clamitant per urbem in Capitolium eunti Io triumphe » . Ранний триумф такого рода описан у Liv. III. 29, 4.) Он происходил после каждой успешной кампании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония и вследствие этого возросла важность триумфа, естественно, возникла тенденция, совпавшая с ослаблением власти, ограничивать его проведение только случаями исключительных успехов, и постепенно возник комплекс правил, обусловливающих и ограничивающих получение того, что стало желанной милостью. Прежде всего, стало необходимым согласие сената.
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B . C . I. 6; Plin. Pan . 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis : Suet. Aug . 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord . 4; ср. Vita Alex . Sev . 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron . 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H . N . XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v . inf .). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. S ACERDOS .
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht , I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, « exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet » . Это правило сформулировано также в Plut. Pomp . 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ ). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только после истечение годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, - это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio ) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam . I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht , I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium , принимаемый народом ex auctoritate senatus , Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus , не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad . pr . II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att . VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr . I. 123); Он принимал fasces laureati (Cic. pro Lig . 3, 7, ad Att . VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae (Liv. V. 28, 13; Plin. H . N . XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr . 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия , которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam . XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr . I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr . I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep . XIX), либо, в случае двух консулов, - тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv. l . c . Битва при Метавре состоялась в провинции М. Ливия: ср. Liv. X. 37, XXXIV. 10). Исключения из этих правил появляются после Первой Пунической войны, и малый триумф (ovatio ) обычно предоставлялся в том случае, если в более значительных почестях было отказано. В соответствии с этим же принципом тот, кто командовал alienis auspiciis , т. е., как представитель отсутствующего полководца или подчиненный присутствующего, не имел права на триумф (Dio Cass. XLIII. 42). Цезарь нарушил это правило в конце жизни в отношении своих легатов (Dio Cass. l . c . , Кв. Фабий Максим и Кв. Педий: ср. Mommsen, Staatsrecht , I. 127, прим. 3). Этому примеру следовали в правление триумвирата (например, П. Вентидий, легат Антония: Dio Cass. XLVIII. 41, 5). Наконец, несмотря на правило, сформулированное Цицероном (de Leg . Agr . II. 12, 30) о необходимости куриатского закона для военного империя, в конце республики имеется пример триумфа, полученного человеком, которому империй никогда не был вручен таким образом (Cic. ad Att . IV. 16, 12; C . I . L . I. с. 460, XXVII).
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis , Cic. pro Deiot . 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes . 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max. l . c . , будто Капуя принадлежала Риму, а триумф предоставлялся только pro aucto imperio , неверна: Mommsen, Staatsr . I. с. 129, прим. 3). Триумфы Цезаря после Тапса и Мунды и Октавиана - после Акция не нарушали этого правила, ибо в каждом случае победа была представлена как одержанная над иноземцами; хотя, с другой стороны, Цезарь не праздновал триумфа за Фарсал. Такое отношение встречается еще у Септимия Севера (Herodian, III. 9, 1).
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis . 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum ), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus ); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом - битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann . I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben . V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael . 14, 34; Suet. Tib . 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio , за согласием сената следовало privilegium , разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr . VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine , vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug . 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem . Paul . 32; Ov. Trist . IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B . J . VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H . N . XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus, l . c .). Обычно соблюдался следующий порядок, но, естественно, в определенных обстоятельствах могли быть отклонения (хороший пример таковых - триумф Аврелиана, описанный в Vita Aurel . 33).
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines : Plut. Aem . Paul . 33; Appian, Pun . 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil . VIII. 6, 18;. Tac. Ann . II. 41; Plin. H . N . V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem . Paul . 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae и serta , которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem . Paul . 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun . 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr . I. 129; L ICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae ) или ludiones , танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian, l . c . : ср. Dionys. VII. 72).
Триумфальная колесница: с рельефа. (Montfaucon, Ant . Exp . IV. pl. CV).
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam . 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero , 25; Plin. Pan . 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A . A . I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug . 94; Ov. Ex Pont . II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus ), колесницу везли четыре слона (Vita Alex . Sev . 57, 4; Gord . Tert . 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales , VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp . 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung , II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun . 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata ) и шитой золотом мантии (toga picta ), то и другое - пурпурного цвета (Plut. Aem . Paul . 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem . Paul . 32; Plin. H . N . XV. § 137), а в левой - скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H . N . XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H . N . XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H . N . XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor . 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia , и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus ) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H . N . XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat . I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: « Respice post te, hominem te memento» (Tertull. Apol . 33, подтверждено в Arrian, Diss . Epict . III. 24, 85, и Plin. H . N . l . c . : ср. Juv. X. 41). Вряд ли можно предположить, что раб присутствовал при триумфе императора. На памятниках почти всегда позади императора изображена Победа, держащая у него над головой лавровый венок. Видимо, триумфатору принадлежало также государственное кресло (sella ), ибо оно упоминается в связи с другими триумфальными отличиями (Liv. X. 7, 9; Dio Cass. XLIV. 6; Suet. Jul . 76; Mommsen, Staatsr . I. с. 423). Несовершеннолетние дети триумфатора (и мальчики, и девочки) ехали вместе с ним в колеснице или верхом (Liv. XLV. 40, 8; Val. Max. V. 7, 1; 10, 2; Tac. Ann . II. 41; Vita M . Ant . Phil . 12, 10; Cic. pro Mur . 5, 11; Suet. Tib . 6). Его взрослые сыновья ехали верхом позади (Liv. XLV. 40, 4), после аппариторов (Appian, Pun . 66), вместе с его легатами и трибунами (Cic. in Pis . 25, 60; Appian, Mithr . 117). Затем иногда шли римские граждане, которых он спас от рабства своей победой, в образе вольноотпущенников (Liv. XXX. 45, 5; XXXIII. 23, 6; XXXIV. 52, 12). Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке, с украшенными лавром копьями (Plin. H . N . XV. § 133), кричащая « Ио, триумф!» (Varro, L . L . V. 7; Hor. Od . IV. 2, 49; Tibull. II. 6, 121) и поющая песни, как с похвалами, так и с грубейшими непристойностями в адрес полководца (Liv. IV. 20; 53, 11, &c.; Suet. Jul . 49, 51; Mart. I. 5, 3; прочие ссылки приведены в Marquardt, Staatsverw . II. с. 588, прим. 2. См. также Munro, Criticisms and Elucidations of Catullus , с. 90).
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота . Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B . J . VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull . 37, Joseph. B . J . l . c .), и, вероятно, вступала непосредственно в город через Карментальские ворота, так как мы знаем, что она пересекала Велабр (очевидно, Этрусскую улицу) и Бычий рынок (Suet. Jul . 37; Cic. Verr . I. 59, 154). Далее процессия огибала Палатинский холм через Большой цирк (Cic. l . c . ; Plut. Aem . Paul . 32) и по улице между Палатином и Целием, достигая в конце Священной дороги, которая вела шествие на форум (Hor. Od . IV. 2, 35; Epod . 7, 8). Маршрут, вероятно, пролегал по южной стороне форума (Jordan, Capitol , Forum , und Sacra Via , Berlin, 1881). В конце Священной дороги начинался Капитолийский спуск, и когда полководец приближался к нему, главных пленников вели в сторону, в расположенную рядом тюрьму, и там казнили (Cic. Verr . V. 30, 77; Liv. XXVI. 13; Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22. Первоначально им отрубали голову топором, позднее - удушали: ср. Liv. XXVI. 13, 15 с Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22, 8, и см. Mommsen, Staatsr . I. 129). Сохранение жизни подобным пленникам было возможно лишь как исключение. Самый ранний случай - это Персей, помилованный Эмилием Павлом (Plut. 37), примеру которого последовал Помпей (Appian, Mithr . 117), Тиберий в паннонском триумфе в 12 г. н. э. (Ov. ex Pont . II. 1, 45) и Аврелиан в отношении Зенобии (Trebell. Poll. Trig . Tyr . 30, 27). Жертвоприношение в храме не могло начаться прежде, чем состоится казнь (Joseph. B . J . VII. 5, 6).
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita , 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol . ad Helv . 10; Plin. H . N . XV. § 40; Plin. Pan . 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv . IV. 1, 41; Pacatus, Paneg . in Theod . 9, 5), а позднее - пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw . II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi , т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, - Вара, Tac. Ann . II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug . 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, - несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest . Rom . 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull . 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска - очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem . Paul . 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях - в vestis triumphalis (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir . ill . 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus (Plin. H . N . XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C . I . L . I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H . N . XXXV. § 7; Cic. Phil . II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest . Rom . 79; Mommsen, Staatsr . I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio ), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; - Plut. Marc . 22).
Морской триумф (triumphus Navalis) . - Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep . XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H . N . XXXIV. § 20). Другие примеры - это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis) . - Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug . 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib . 20), Германиком (26 г. н. э.
Коэффициенты