Маяковского «Облако в штанах. Мотивы трагического одиночества поэта

Владимира Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце.

С самых первых стихотворений («От усталости», цикл «Я» и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире:

Дай исцелую твою лысеющую голову

Лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Ты! Нас двое,

Ораненных, загнанных ланями,

Вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Я одинок, как последний глаз

У идущего к слепым человека.

Уже в ранних произведениях Маяковский приходит к выводу: человек с большой, открытой душой, с любовью к миру и людям оказывается ненужным обществу. Его благие порывы будут считаться смешными и неуместными. Поэтому в стихах поэта – крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи и подлости, в которых приходится жить. Поэт постоянно ищет людей с живой, ранимой душой, своих единомышленников: «Опять, тоскою к людям ведомый, иду…» Но вместо человека перед ним какое-то странное существо:

Два аршина безликого розоватого теста:

Хоть бы метка была в уголке вышита.

Мыслящих и чувствующих людей не осталось:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Поэт не раз заявлял о своей ненависти «к жирным» существам, которые составляют основную массу окружающих. Главная цель для них – еда и обогащение. Маяковский обращается к людям, но не находит понимания. Обостренное чувство одиночества мучит поэта. Часто в ранней лирике возникает мотив тюрьмы, «загона», «закованной земли», в которых находятся все люди без исключения. В стихотворениях появляется бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком. Маяковский, поэт грандиозного дарования, со своими масштабами, чувствами и требованиями к жизни был слишком велик для общества «лилипутов», в котором невольно оказался. Это порождало большую тоску и очень большое одиночество. В стихотворении «Ко всему» поэт доводит тему несвободы до глобальных размеров:

…вся земля -

каторжник

с наполовину выбритой солнцем головой!

Полжизни прошло, теперь не вырвешься…

…я в плену.

Нет мне выкупа.

Оковала земля, окаянная.

Даже образ солнца у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце, проглядывающее в щель, «как маленькая гноящаяся ранка», быстро тускнеет и прячется от надвигающегося мрака. Солнце у поэта заслонено решеткой, а огромный океан зажат в тиски и тоже несвободен. В поэме «Флейта-позвоночник» поэт, уставший бороться, с отчаянием заявляет: «Все равно я знаю, я скоро сдохну».

Поводом для создания поэмы «Облако в штанах» стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского.

Это и противопоставление поэта психологии «жирных», и лирический герой – жертва города, и некоторые музыкальные образы, и человек с «одними сплошными губами». В этой части поэмы текст наполнен язвительной иронией по отношению к обывателям и их миру:

Мною опять славословятся

мужчины, залежанные, как больница,

и женщины, истрепанные, как пословица.

Себя и свой светлый мир поэт противопоставляет существующему уродству:

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

иду – красивый,

двадцатидвухлетний.

Далее во всем тексте поэмы присутствуют противоборствующие тональности. Поэт ждет свою возлюбленную Марию, обещавшую прийти в четыре часа, но ее все нет и нет. Наверное, во всей русской литературе никто не описал ожидание влюбленного с таким трагизмом, как Маяковский. Героя терзают мучительные сомнения:

Будет любовь или нет? Какая -

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любеночек.

Лирический герой и все вокруг описано гиперболически: поэт «громадный», «жилистая громадина». Он «стонет и корчится» в отчаянии, нервы у него начинают реагировать самостоятельно:

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошелся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он и новые два

Мечутся отчаянной чечеткой.

Сердце поэта пылает, оно хочет «выскочить из сердца»:

Стоглазое зарево рвется с пристани.

Герой потрясен сообщением пришедшей Марии о том, что она выходит замуж, но внешне не реагирует:

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Возлюбленную у него отнял враждебный мир, который не знает настоящей любви, мир, где все продается и покупается. Поэт утверждает, что искусство нежизнеспособно, так как замкнулось в своей пошлости. Он готов, как Данко, положить свое сердце на алтарь нового искусства.

В третьей части поэмы автор отрицает господствующий строй в стране, мир «жирных», жестокий и безобразный. В четвертой части звучат богоборческие мотивы, поскольку религия освящает буржуазный прогнивший строй. Поэма завершается космической картиной Вселенной, где сияют зловещие звезды. Поэт гордо идет навстречу будущему, он не сломлен, не отказывается от борьбы.

1. Безнадежные попытки быть понятым.
2. Одиночество как постоянный спутник поэта.
3. Лирический герой Маяковского.
4. Обращение поэта к будущим потомкам.

В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат,
такой большой и такой ненужный?
В. В. Маяковский

«Нет, весь я не умру...» — эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать В. В. Маяковскому. Время не было властно над поэтом. С Маяковским порой кто-то соглашался, а кто-то и спорил, но не один человек не оставался равнодушным к его стихам,- так как это просто невозможно.

Уже давно известно, что лирика способна передать все душевные переживания человека, его мысли и чувства, желания и мечты. Маяковский обладал необычайными способностями из всего делать поэзию, из чего-то незаметного сделать видимое и важное. Он как поэт и человек своего времени очень сильно переживал за тех людей, которые были неспособны и не хотят видеть красоту жизни. В своем стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над скучной и тусклой жизнью и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды. Маяковский стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту жизни, сделать так, чтобы в каждой «обязательно была звезда». Поэт говорит о высших целях человеческого существования, зовет к обновлению, преображению самой души человека:

Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь...

Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она была слепа и глуха к крикам души поэта. В большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях. Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество — «...Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой — взял бы и все обвыл».

В творчестве Маяковского отчетливо видно тяготение поэта к человеческому теплу, участию и пониманию:

Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
— а ее богатства пойдите смерьте ей!
великолепие,
что в вечность украсит мой шаг,
и самое мое бессмертие,
которое, громыхая по всем векам,
коленопреклоненных соберет мировое вече, —
все это — хотите? —
сейчас отдам за одно только слово
ласковое человечье.

Поэт стремиться разорвать порочный круг одиночества, он пытается докричаться до людей:

Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
Значит, это кому-нибудь нужно?

Поэт одинок, и это состояние души является главной темой раннего творчества Маяковского:

В какой ночи,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?

Само состояние трагичности для поэта — разнопланово. С одной стороны, Маяковский показывает одиночество титана, некого надчеловека, который возвышается над всей безликой толпой. Он и презирает ее:

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! А с другой стороны, поэт так же, как и его лирический герой, — человек одинокий, тоскующий и страдающий от этого. Маяковский также стремиться найти выход из этого положения, но не находит его:

Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
лик намалюй мой
в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
у идущего к слепым человека!

Как душевное состояние самого Маяковского, так и все его творчество переполнено различными противоречиями: его лирический герой — многомерен, многопланов, он способен использовать и постоянно менять множество масок. Он с презрением заявляет, срываясь на крик:

...я захочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжира и мот.

И неожиданно меняется, исчезает весь пафос, и перед читателем уже предстает совершенно иной человек. Ему страшно и одиноко в этом безумном, беззвездном мире и он мечтает лишь об одном — «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда». В многогранности лирического героя писателя соединяются богоискания и богоборчество, порыв к разрушению и страдания от хаоса, искренняя чистая любовь и гимны насилию и жестокости. Все это происходит от двух противоречивых «я» поэта: демонического и взывающего о помощи. В стихотворениях Маяковского основными эмоциями главного героя является боль. Ключевой фразой раннего творчества поэта стала — «Резок жгут муки». Сама боль возникает лишь только при попытке прикоснуться к окружающему миру, и этот мир приобретает иные краски, он воспринимается совершенно по-особому.

Маяковский в своем творчестве постоянно стремился найти среди многочисленной толпы хотя бы одну родственную душу, найти того, кто бы понял его. И это желание было недостижимым для поэта. А уж тем более он и не мечтает о том, чтобы быть понятым всей страной.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать некому.

Поэт постоянно стремился настроить хоть малейшую и тончайшую связь своего лирического героя с людьми. Он хотел завоевать доверие и понимание людей. Но со временем поэта все чаще и чаще стали одолевать сомнения:

Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят — что ж,
по родной стране пройду стороной,
как проходит косой дождь.

Очевидно, что эти слова относятся не к «агитатору, горлану-главарю», а к человеку, глубоко сомневающемуся и очень страдающему. Сам лирический герой Маяковского не хочет быть изолированным от огромного человеческого оркестра. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» проходит метафора «люди-оркестр», и именно здесь проявляется позиция человека, которому хочется преодолеть отчужденность от всех. Он готов стать братом тем людям, кто поверит ему, человеком с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без каких либо слов. Иронично, глубоко и порой даже резко поэт показывает в стихах отчаяние своего лирического героя. В некоторых стихотворениях ирония переходит в гротеск. Так, в стихотворении «Нате!» описывается резко-смешная форма самой жизни и людей: «Вы» - не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Но главное здесь то, что поэт сравнивает свое сердце с нежной, хрупкой бабочкой — это «бабочка трепетного сердца», но толпа, как «стоглавая вошь», может легко ее раздавить.

На кануне своей смерти Маяковский написал «Во весь голос: первое вступление в поэму». Этими словами поэт обращается к будущим потомкам. Именно людям будущего он пытается объяснить свою позицию в творчестве и искусстве и он рассчитывает на их понимание и великодушие:

Заглуша
поэзии потоки, я шагну
через лирические томики, как живой
с живыми говоря.

В этом произведении есть строчки, которые очень точно говорят о глубоко душевной драме Маяковского:

Но я
себя
смирял,
становясь на горло собственной песне.


Одной из основных тем лирики В. В. Маяковского является тема одиночества. Она близка личности поэта и прослеживается как в ранних произведениях, так и в работах последних лет жизни писателя. Одиночество в поэзии всеобъемлюще. Оно простирается на все сферы жизни.

Лирический герой Маяковского чувствует себя покинутым и ненужным своей возлюбленной.

Это мы можем видеть в последней строфе стихотворения «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»:

любовищу мою волоча.

В какой ночи

бредовой,

недужной

какими Голиафами я зачат -

такой большой

и такой ненужный?

Метафора «любовищу мою волоча» указывает на неоцененность и, как следствие, отвержение сильного чувства лирического героя его пассией. Именно это заставляет его чувствовать себя «таким большим и таким ненужным».

Также в лирике В. В. Маяковского звучит тема одиночества и в толпе. Лирический герой стихотворения «Дешёвая распродажа» отвергнут обществом. Он пытается наладить связи с людьми, ищет поддержки, жаждет понимания. Для него важно стать частью общественного механизма:

Слушайте ж:

все, чем владеет моя душа,

А ее богатства пойдите смерьте ей! -

великолепие,

что в вечность украсит мой шаг

и самое мое бессмертие,

которое, громыхая по всем векам,

коленопреклоненных соберет мировое вече,

все это - хотите? -

сейчас отдам

за одно только слово

ласковое,

человечье.

Он понимает свое превосходство над окружающими его людьми, свою уникальность и значимость. Однако готов отдать всё, что имеет, ради человеческой доброты и принятия его в жизнь общество.

Поэт чувствует себя одиноким на Родине. Его дар не понят и не признан. Ранний Маяковский «агитатор, горлан-главарь» сменяется страдающим и глубоко сомневающимся в своей роли творцом. Но он уже не яро сопротивляется одиночеству, не активно стремится к всеобщему пониманию и признанию, а смиряется со своей ненужностью. Это показывают строки стихотворения «Домой!», которыми первоначально оно заканчивалось:

быть понят моей страной,

а не буду понят,-

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь.

Используя сравнение «как проходит косой дождь», Маяковский подчеркивает свою временность и незначительность в жизни Родины.

Таким образом, мы видим, что тема одиночества является важной в творчестве В. В. Маяковского. Её глубина и трагичность поражают не одно поколение читателей.

Обновлено: 2019-03-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Владимир Маяковский – Великий русский поэт 20-ого века.Он покорил публику своими новыми, не на что не похожими произведениями, в которых отразились все его мысли и чувства. Его жизнь была насыщена событиями и захватывающими моментами, но при всём этом она была невероятно трагичной. События, болезни оставляла на нём неизгладимый след. Это приводило к тяжелым переживаниям, так как организм не справлялся с навалившимися проблемами, и внутреннее беспокойство постепенно разрушало поэта изнутри. Свои переживания он описывал в стихах, и чтобы понять тему одиночества Маяковского, стоит разобраться: каким человеком он является.

Почему он чувствовал тоску и одиночество?

· Прежде всего он являлся гением

Не испытывая ни капли сомнения можно смело утверждать, что Маяковский является Гением. Помимо того, что он добился невероятных успехов в искусстве, он рискнул и дал миру нечто новое, незнакомое. Он не стал очередным подражателем, а поставил свою жизнь на карту, под страхом быть неоценённым и непонятым. Инициатива – непостижимая форма гениальности.

Маяковский имел дар творить мир: наводить и разрушать порядок, ломать и возводить границы, однако вести путь гения – очень тяжёлая ноша.Гений рискует всю свою жизнь прожить непонятым для остальных людей, неоценённым, потерпеть унижение и критику, как при жизни, так и при смерти. «Что может быть хуже дурака? Дурак с инициативой». Хоть Гениальность зачастую добродетель, она почти наверняка ведёт к одиночеству, так как это то, что выше понимания и принятия большинства людей.

Маяковский знал, что он гений и из-за этого чувствовал себя ущербным и в тоже время невероятно уверенным, порой проявляяплохо скрытое высокомерие:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

Подобные громкие высказывания могут быть не чем иным, как бредом величия, впрочем, не без причины. Он брал на себя роль пророка, давая себе право в агрессивной и грубой форме читать свои манифесты:

А все-таки

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река - сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,

выжженный квартал

надел на голову, как рыжий парик.

Людям страшно - у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,

как пророку, цветами устелят мне след.

Все эти, провалившиеся носами, знают:

я - ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

Меня одного сквозь горящие здания

проститутки, как святыню, на руках понесут

и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под мышкой

Однако, не стоит забывать, что порой излишняя самоуверенность проявляется, дабы скрыть свои страхи.

· Также он считал себя неполноценным

Душа поэта была невероятно беззащитна и уязвима. Его огромность могла сбить с толку и не дать обратить внимание на тему одиночества и даже некойненависти к самому себе в своих произведениях. Маяковский часто подчеркивал свою бесполезность, никчемность, даже издевался над собой:

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи?,

бредово?й,

недужной,

какими Голиафами я зача?т -

такой большой

и такой ненужный?

Он относится к себе как к сломанной вещи, которую вот-вот выкинут, и причин такого негативного отношения к себе могло быть много: возможностеснялся своего большого роста или грубого лица, получил недостаточно внимания в детстве, почувствовал себя неполноценно морально или стыдился классового положения, но, что наиболее вероятно, он чувствовал себя нелюбимым на протяжении всей жизни.

Порой его с головой накрывала тоска, и на листе он мог оставить все свои горестные мысли:

Несколько слов обо мне самом

Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

затоски хоботом?

А я -

в читальне улиц -

так часто перелистывал гро?ба том.

Полночь

промокшими пальцами щупала

и забитый забор,

и с каплями ливня на лысине купола

скакал сумасшедший собор.

Я вижу, Христос из иконы бежал,

хитона оветренный край

целовала, плача, слякоть.

Кричу кирпичу,

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

«Солнце!

Отец мой!

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

Но не всегда Маяковскому было угодно жалеть себя. Пытаясь справиться с навязчивыми мыслями, он вёл себя вызывающе и агрессивно к обществу: его произведения отдавали сатирой, высмеиванием, в них даже порой приводились непотребные высказывания:

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

Иногда стих направлен на выражение претензии всем ему неугодным:

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти!

А иногда мог просто привести странную аналогию:

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.

Маяковский обращал на себя внимание. Сложно пройти мимо человека, проявляющего такую дерзость по отношению к обществу, и он продолжалприманивать к себе всеобщее внимание, провоцировал,давая понять, что он не прост, предостерегал, мол, своим едким словцом может и уколоть.

· Маяковский чувствовал отвращение к действительности

Он замечал то, мимо чего другие равнодушно проходили.Замечал несправедливость, порочные поступки людей. Это давило на него и выводило из себя. Его посещали мысли о том, что мир несовершенен, в нём полно порока и грязи. Возможно, поэтому его заинтересовали идеи революции: изменить тот порядок и те правила, что, как ему казалось, отравляли все вокруг. Но, как бы ему не хотелось, всё он изменить не в силах, но он пытается свалить вину на тех, кого считает причастными во всех бедах.

Бедность его семьи оказало влияние на отношение к высшим слоям общества. Маяковский посвятил много произведений стремясь пристыдить, унизить, высмеять «зажравшуюся» богему, ходившую в начальниках:

Моё к этому отношение

Май ли уже расцвел над городом,

плачет ли, как побитый, хмуренькийдекабрик, -

весь год эта пухлая морда

маячит в дымах фабрик.

Брюшком обвисшим и гаденьким

лежит на воздушном откосе,

и пухлые губы бантиком

сложены в 88.

Внизу суетятся рабочие,

нищий у тумбы виден,

а у этого брюхо и все прочее -

лежит себе сыт, как Сытин.

Вкусной слюны разли?лись волны,

во рту громадном плещутся, как в бухте,

А полный! Боже, до чего он полный!

Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,

шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,

а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» -

кричат ему, и все ему нравится, проклятому.

Растет улыбка, жирна и нагла,

рот до ушей разросся,

будто у него на роже спектакль-гала?

затеяла труппа малороссов.

Солнце взойдет, и сейчас же луч его

ему щекочет пятки хо?леные,

и луна ничего не находит лучшего.

Объявляю всенародно: очень недоволен я.

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,

характер - как из кости слоновой то?чен,

а этому взял бы да и дал по роже:

не нравится он мне очень.

· И последняя, основная причина его одиночества: Он был нелюбимым

В его жизни встречалосьмного людей: плохих, хороших, одни обожали его, другие ненавидели, но никто нестал для него достаточно близок, чтобы заполнить пустоту в сердце. Считается, что один человек не полноценен, лишь союз двух людей образует единое существо, единого человека. Маяковский всю жизнь искал: чем заполнить эту пустоту. Хоть он пользовался успехом у женщин, им хватало короткого романа с известным поэтом, да и характер у него был несносный, поэтому все понимали: тяжело прожить жизнь с такимчеловеком.

В некоторых отрывках своих произведений он, словно убеждая себя, говорил о том, чтоон не хочет, да и не нуждается в той, кого любит:

Делай что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

Он пишет эти строки не потому, что боится или не понимает любви, а потомучто знает какая эта мука чувствовать привязанность.

Но, тем не менее, он всем сердцем желает отречься от чувства одиночества, что сопровождает всю жизнь и не даёт покоя:

Обыкновенно так

Любовь любому рожденному дадена,-

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.

На сердце тело надето,

на тело - рубаха.

Но и этого мало!

Один -

идиот!-

манжеты наделал

и груди стал заливать крахмалом.

Под старость спохватятся.

Женщина мажется.

Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

Но поздно.

Морщинами множится кожица.

Любовь поцветет,

поцветет -

и скукожится.

Так или иначе, именно одиночество свело его в могилу. Было много и других проблем навалившихся на него в последние дни жизни, Но отказ его последней любви, Вероники Полонской, поставило в его жизни окончательную точку. Однажды Маяковский уже пытался закончить жизнь самоубийством, всё точно также: выстрелить из пистолета, в грудь – но пистолет дал осечку. Второй раз не решился. Вынул обойму и оставил только один патрон в стволе, словно планируя на перёд, решил довериться судьбе. Мысль о самоубийстве его хроническая болезнь, которая, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных условиях.

Предсмертная записка, последние слова великого поэта:

Всем

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,

не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ

(другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,

мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир М а я к о в с к и й.

Путь гения всегда был и остаётся сложнейшим путём, который может пройти человек. Родится гением – значит родится в мире настолько сложном и чужом, что жизнь становится настоящим испытанием.

В гениальность можно упереться и жизнь пропала.

Язык ранней лирики Маяковского: содружество поэзии и живописи русского авангарда. Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Маяковский не утверждает, что он приблизил поэтическое слово к будничной действительности. Он говорит о том, что смазал, сдвинул карту (т.е. картину, пространство будней), передал предметам своё состояние, дух своего воображения.  «Не из окна смотрел на улицу», - скажет о точке зрения Маяковского В.Шкловский. Именно поэтому так изменился весь зрительный ряд, составляющий обычную улицу. Эта лирическая миниатюра имеет ещё одну особенность: она сразу же ввела в поэзию современный город как главную стихию мысли и чувства В.Маяковского. Все городские явления для поэта приобретают форму в виде шара, куба, конуса, цилиндра, трапеции, т.е., по сути, сближают творчество раннего Маяковского с кубофутуристами.

Весь ГИПЕРБОЛИЗМ раннего Маяковского ориентирован на ассоциативно-метафорическое преображение именно городской действительности. « В сердце, выжженном, как Египет, есть тысяча тысяч пирамид». «Я величайший Дон-Кихот». «Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?» « В небе люстрой подвешена зажжённая Европа».

Огромное значение придавал поэт цветовой гамме, пятну, даже «спору» разных цветов (их взаимодействию) в этюде, пейзаже. Багровый и белый отброшен и скомкан, дукаты, окон 1912 в зелёный бросали горстями а чёрным ладоням сбежавшихся раздали горящие жёлтые карты. «Ночь».

Для всей ранней лирики и поэм Маяковского предреволюционного периода характерно резкое противопоставление толпы, людей, которых он называет «желудок в панаме», и лирического героя, в котором есть «окровавленный сердца лоскут»: Я, обсмеянный у сегодняшнего племени, как длинный, скабрезный анекдот… «Облако в штанах» Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь… «Нате!»

Плевки в лицо толпы - это, конечно, варварский протест против варварства. Но в итоге нужно говорить о мучительном, драматичнейшем противостоянии поэта «буржуазности», пошлости, гибели человеческого в человеке. В этом смысле, как сказал Корней А если мне, грубому гунну, Чуковский, «быть Маяковским очень трудно». кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я – бесценных слов транжир и мот. Именно в ранней лирике Маяковского родились многие словесные конструкции, присущие эмоциональной, красочной, повелительной и живой речи поэта на всех этапах его творческого пути: «Я сошью себе чёрные штаны/ Из бархата голоса моего». «Земля! Дай исцелую твою лысеющую голову». «Которые тут временные? / Слазь! / Кончилось ваше время».

Обозревая лирику В.Маяковского, обращённую к массовой аудитории или конкретному адресату, необходимо обратить внимание на такой приём эмоционального воздействия, как НАРАСТАНИЕ, ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ, прямое ПОДРАЖАНИЕ возбуждённой, страстной речи: Идём, Идимидем! Не идём, а летим! Не летим, а молньимся!... Нередко НАРАСТАНИЕ (ГРАДАЦИЯ) и ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (ГИПЕРБОЛА) резко усиливаются МЕТАФОРОЙ: «Иди сюда, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук»; «взвивается слово золоторождённой кометой»; «упал двенадцатый час, как с плахи голова казнённого». Знаменитая «лесенка» Маяковского, т.е. СТУПЕНЧАТАЯ РАЗБИВКА СТРОФЫ, крику, сознательно применённая поэтом-новатором, его новые ИНТОНАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ на марш, на ораторский жанр, ТЕЛЕГРАФНЫЙ СТИЛЬ («Телеграммой лети, строфа!») родились благодаря этим нарастаниям, жажде усилить эмоциональное воздействие, навязать эпохе свои ритмы.

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах» (1915) – четыре крика четырёх частей. В. Альфонсов писал: «В ней [ в поэме] предсказана общая композиция поэм: решительная заявка героя, затем выход героя «на улицу», к людям, в целый мир и, наконец, возвращение в себя, трагическое подведение итогов». Первоначально поэма называлась «Тринадцатый апостол». Поэма имеет подзаголовок ТЕТРАПТИХ (от слов «tetra» - четыре и «ptihos» – часть, сюжетно связанная с остальными) В.Маяковский посвятил поэму Лиле Брик, хотя действующим лицом стала женщина по имени Мария. «Поэма ни о ком конкретно; пока она писалась, я увлекался несколькими женщинами. Я взял обобщённое имя, библейское – Мария, и потому смело могу посвятить поэму вам», - объяснял поэт Л.Ю.Брик. Поэма «Облако в штанах» была задумана в 1914 году во время поездки Маяковского в Одессу, где он познакомился с 17-летней Марией Денисовой.

Вашу мысль, мечтающую на размягчённом мозгу, как выжиревший лакей на засаленной кушетке, буду дразнить об окровавленный сердца лоскут; досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий. У меня в душе ни единого седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир огрОмив мощью голоса, иду – красивый, двадцатидвухлетний. Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на литавры ложит грубый. А себя, как я, вывернуть не можете, Чтобы были одни сплошные губы! М. Денисова Хотите – буду от мяса бешеный - и, как небо, меняя тона – хотите – буду безукоризненно нежный, не мужчина, а – облако в штанах! Л. Брик

Вторая часть - это повествование лирического героя о себе там, в Одессе: он отвергнут, брошен. Герой страдает от слов «Знаете – я выхожу замуж». Меня сейчас узнать не могли бы: жилистая громадина стонет, корчится. Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется!.. И вот, громадный, горблюсь в окне, плавлю лбом стекло окошечное. Будет любовь или нет? Какая – большая или крошечная?..

Страдание героя настолько сильно, что всё уже теряет смысл, вплоть до жизни. Allo! Что ж, выходите. Ничего. Кто говорит? Покреплюсь. Мама? Видите – спокоен как!Мама! Как пульс покойника… Мама! Ваш сын прекрасно болен! У него пожар сердца. выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома. Скажите сёстрам, Люде и Оле, Дразните? «Меньше, чем у нищего копеек, у вас изумрудов безумий». Помните! даже шутка, Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий! ртом он, которые изрыгает обгорающим ему еже некуда деться. Каждое слово,

Третья часть – это выход поэта в «толпу». Возникает сложный, многоадресный МОНОЛОГ героя на «улице», обращённый к той же улице, а по существу, к мирозданию, к действительности. И сначала – о себе, потом – о городе, т.е. о толпе. Потом снова – о себе. А потом – снова о толпе. Я раньше думал – книги делаются так: пришёл поэт, легко разжал уста, И сразу запел вдохновенный простак – пожалуйста! А оказывается – прежде чем начнёт петься, долго ходят, размозолев от брожения, и тихо барахтается в тине сердца глупая вобла воображения…

Городов вавилонские башни. возгордясь, возносим снова, а бог города на пашни рушит, мешая слово. Город дорогу мраком запер… Поэты, размокшие в плаче и всхлипе. бросились от улицы, ероша космы… А за поэтами – уличные тыщи: студенты, проститутки. подрядчики.

Основной конфликт в поэме «Облако в штанах» – конфликт между нежной, трепетной душой лирического героя и страшно уродливой, обрюзгшей от «жира котлет» средой. Идея в том, В.Маяковский говорит о грандиозном поражении чувств в мире, способном навязать человеку мелочное, расчётливое решение вопреки истинному чувству. Проблема в том, что «варевом» поэтов, «размокших в плаче и всхлипе», по сути дела, «обкормлено» сознание читательской массы.

Коэффициенты