Персонажи из сказки темур и его команда. «Тимур и его команда» (главные герои)

Урок по теме: Повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»

Не биография у меня необыкновенная, а время необыкновенное. Обыкновенная биография в необыкновенное время.

А. П. Гайдар Цели урока:

    формирование нравственных идеалов;

    сформировать у учащихся умения анализировать поступки героев, осмысливать нравственно-эстетическое содержание повести; воспитание читательской культуры;

    формирование и развитие ответственности, гуманных отношений с товарищами, чувства патриотизма.

1. Сегодня у нас с вами обобщающий урок по творчеству А. Гайдара, по его произведению «Тимур и его команда».Это произведение было опубликовано в 1940 году, но и сегодня в 2015 году, когда прошло 75 лет, нам было интересно читать его.
Аркадий Гайдар работал ради будущего и в своих книгах всегда обращался к детям. Ребята для него были не только читателями и героями его рассказов и повестей, но и верными товарищами, с которыми он шутил, смеялся и серьезно разговаривал. Ребята любили Гайдара за его ласковый голос, добродушный смех, за то, что он умел разговаривать с ними, как с равными. Если его маленькие друзья попадали в беду, Аркадий Гайдар всегда приходил к ним на помощь.

2. Давайте обратимся к повести.


    Кто является главными героями повести (Женя и Тимур)


    Давайте вспомним, как они познакомились?


    Кто в повести противопоставлен Тимуру и его команде? (Мишка Квакин и его шайка)


    Почему мы противопоставляем этих героев? (они совершают разные поступки)


    Какие проблемы волнуют, беспокоят Тимура и его команду? (Воруют яблоки, коза пропала, девочка плачет)


    Что они делают для решения этих проблем? (помогают)


    Кому помогают Тимур и его команда? (Всем, кто нуждался)


    Давайте вспомним по очереди, кому они помогают? (Носят воду, складывают дрова)


    А как они определяют, кому нужна помощь? (у кого родные были на фронте)


    Как они отмечали тех, кому нужна помощь? (На воротах, калитке рисовали звезду)


    Давайте определим, какими качествами обладали главные герои


Женя – упрямая

честная,

дружелюбная,

жизнерадостная

Тимур – храбрый

Ответственный,

Отважный

Мы отметили с вами те качества, которыми обладают наши герои, но есть еще одно качество, которое можно отнести и к Жене, и к Тимуру. Но для того, чтобы назвать это качество, вам необходимо решить кроссворд.


    Какое слово у вас получилось (БЛАГОРОДСТВО)


    Давайте проверим, как вы отгадали кроссворд.


    А теперь давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, который объясняет это слово следующим образом:

БЛАГОРО́ДСТВО, -а, ср. 2. Высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Проявить благородство в чём-нибудь.
Синонимы:
великодушие, достоинство, честность; величие души, нравственность, возвышенность, бескорыстность, нравственное величие, благородность


    А теперь вспомним, а кому из героев повести чуть-чуть не хватало благородства? (Коле Колокольчикову: он съел 4 мороженых, не поделившись с младшей сестрой)

Викторина
1
. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)

2. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)

3. В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

4. Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)

5 Назовите фамилию Жени и Ольги. (Александровы.)

6. Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени.

(Полковник, командир бронедивизиона.)

7. Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)

8. На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга?

(На аккордеоне.)

9. С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода?

(С Колей Колокольчиковым.)

10. Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

11. Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

12. Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

13. Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум? (В часовне.)

14. Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина?

(В будке на краю базарной площади.)

15. На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом?

(На мотоцикле с Тимуром.)

16. Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)

17. Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)

III. Беседа по повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». «Новое пишу.Одну тут вещь.Смешно у меня там получается,-сказал неожиданно Гайдар во время разговора,который велся до той минуты совсем на другую тему.-Там у меня это…понимаешь,полковник,отец,уезжает.едет на вокзал.а дочка его спрашивает: «В мягком вагоне едешь ? » Тот говорит: «В мягком…» .А едет он у меня,по-правде-то,в бронепоезде…».Так рассказал Л.Кассиль о начале создания повести. 1. Повесть начинается с того, что дочери полковника Александрова

приезжают на отдых в дачный поселок близ Москвы.

Что произошло с Женей до того, пока она добиралась к себе на дачу?

2. Женя находит на чердаке старого сарая «штаб».

Что делала Женя на чердаке и что случилось потом?

3. Женя знакомится с Тимуром и его друзьями, узнает об их добрых делах. Команда образовалась не сегодня и не вчера, у мальчишек все отлажено до мелочей. Мы же можем только догадываться, сколько добрых дел они совершили совершенно бескорыстно, слаженно, дружно. Гайдар нам в повести показывает один день команды, который начинается рано утром.

Расскажите о заданиях, которые выполняют ребята.

а) помощь старухе молочнице;

б) складывание дров;

в) поимка козы;

г) игра с маленькой девочкой.

4. Юмор в повести.

Расскажите об эпизодах, которые вызвали у вас улыбку (возврат козы с прикрепленным к рогам фанерным плакатом; старуха молочница решила наполнить бочку, с сонного джентльмена Колокольчикова стянули одеяло).

Тимуровцы делают добрые дела не для себя и не для своей славы. Вспомните, как они делали свои дела? (так, чтобы никто не видел. Тайно. Они не хотели, чтобы о них знали, они не искали себе славы.)

Да, тимуровское движение останется, потому что всегда есть люди, кому нужна помощь, и есть люди, которые помогают. И в нашей школе были ребята, которые помогала старшим: они убирали снег, кололи дрова, складывали их.

В России увековечена память А. Гайдара., есть музеи Гайдара, его имя носят улицы городов

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-эссе на тему: «Нужны ли сейчас тимуровцы?».

Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году, когда началась Вторая мировая война. Враг еще не вторгся на территорию Советского государства, но СССР был втянут в войну. Боевые офицеры и солдаты уходили на фронт. Писатель дал главному герою имя своего сына Тимура. Можно предположить, что традиция рисовать красные звезды на воротах домов, из которых бойцы ушли на фронт, была рождена этой книгой.

Полковник Александров – командир дивизиона, полковник, отец двух дочерей. Справедливый, понимающий, исполнительный и требовательный.

Ольга – старшая дочь Александрова. Ей 18 лет. И всякий раз, когда нужно было продемонстрировать свой авторитет, она напоминала Жене, что она старшая. В дачном поселке знакомится с Георгием. И ее охватывает новое, непонятное ей чувство. Услышав от соседок нелестные отзывы о Тимуре, всячески старается защитить от него сестру, пока не узнала, что обвинения в адрес Тимура были несправедливыми.

Женя – младшая дочь Александрова. Любознательный, взбалмошный подросток. Уверена, что похожа на своего отца, которым очень гордится. Тимур ей очень нравится, и она охотно выполняет его поручения.

Георгий Гараев – инженер-механик автозавода и командир в запасе. Женя случайно оказалась в доме Георгия и Тимура. Нечаянно выстрелом разбила зеркало, за что Георгий заочно невзлюбил ту девочку, которая пробралась в их дом. Узнав, что это была Женя, он простил ее. В свободное время занимается театральной самодеятельностью. И однажды в наряде старика с пистолетов в руках и саблей напугал молочницу и доктора Колокольчикова, когда тот пришел жаловаться на Тимура, обвинив его в попытке хищения.

Тимур – племянник Гараева. Он организовал ребят поселка на помощь семьям красногвардейцев. Старались делать свои дела незаметно для самих жильцов, чем необычайно удивляли их. Тимур привлек Женю к своей команде, и первым ее заданием было развеселить дочку погибшего пограничника.

Миша Квакин – местный хулиган, со своей шайкой воруют яблоки у селян и дачников. Когда Ольга стыдила Тимура, еще не зная, что это не он и не его друзья воруют яблоки, Мишка стоял рядом и слушал. Ему стало стыдно, неловко. В нем словно что-то переломилось. Он выместил свою злость на Фигуре, но по всему видно, что Ольгина отповедь его проняла до самого сердца.

Фигура – правая рука Квакина, такой же хулиган.

Нюрка – быстроногая девчонка, вечно воюющая со своей козой. Ей частенько достается от бабки, но она терпеливо сносит все обиды и наказания. Нюрка тоже в команде Тимура, и когда коза пропала, ребята помогли найти ее.

Алеша – из банды Квакина. Дружит с Мишкой, но начинает понимать, что Мишка поступает неправильно и несправедливо.

Доктор Колокольчиков – седой, почтенный мужчина. Терпеливый, упорный. Интеллигентный до мозга костей.

Коля – внук доктора Колокольчикова. Любит поспать. Обидчивый и забавный.

Сима Симаков – один из самых активных членов команды.

Гейка – смелый и упрямый парнишка. Сын моряка, старается быть достойным своего отца.

Василий Ладыгин – молчаливый, серьезный.

Повесть заканчивается проводами Георгия. Хитрая Женька, вопреки запрету Тимура созвала ребят. И вся его команда пошла на вокзал, провожать Георгия на фронт. И когда Тимур с грустью заметил, что теперь и он остается один, Ольга ответила: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же». В этих словах заключена главная идея повести.


Жанр - рассказ-повесть

страниц 112

1985 год.

(ничем не примечателен)

Аркадий Гайдар жил в Российской Империи, в городе Львов.


Главные герои:

Тимур

Женя

Ольга (сестра Жени)

доктор Колокольчиков

молочница

Мишка Квакин

Симаков

Гейка

Георгий Гараев (дядя Тимура)

Александров (отец Жени и Ольги)

План:

1)Встреча Тимура и Квакина
2)Заезды на воротах
3)Сцены с поленницей
4)Вручение ультиматума
5)Получение ответа на ультиматум
6)Пленение шайки
7)Арест шайки
8)Разговор Тимура, Фигуры и Квакина

Сюжет:

Главными действующими лицами повести Гайдара «Тимур и его команда" являются группа мальчишек и 2 дочери советского военачальника, Женя и Ольга. Они переезжают в дачный поселок, где младшая Женя обнаруживает, что на их участке в заброшенном сарае находится место встречи мальчишек поселка, деятельность которых хорошо организована вожаком Тимуром Гараевым. Оказалось, что они заняты не обычными для мальчишек развлечениями, хулиганством, а помогают родственникам тех, кто был призван в Красную Армию.
Женя втягивается в деятельность «организации». Ее старшая сестра Ольга считает, что она связалась с хулиганами и всячески запрещает Жене общаться с Тимуром и его командой. Ольга между тем начинает дружить с «инженером» Георгием, который на деле оказался танкистом и дядей Тимура.
Тимуровцы оказывают помощь родственникам ушедших в армию, защищая их сады от воришек, нося воду, разыскивая пропавших домашних животных. Они решают дать решающее сражение банде хулиганов, которые обворовывают сады жителей.Попытки решить вопрос миром не увенчались успехом и тимуровцы победили хулиганов в рукопашной схватке. Хулиганы были пленены и заперты в будке на центральной площади поселка.
Повесть "Тимур и его команда" заканчивается тем, как Тимур везет Женю навстречу к отцу на дядином мотоцикле. Ольга понимает, что Тимур вовсе не хулиган, а Женя тоже занимается полезными делами.

Дети советского времени в обязательном порядке изучали в школе повесть Аркадия Гайдара (Голикова) «Тимур и его команда». По этому сюжету снимались фильмы, ставились спектакли. Но теперь дети стали меньше читать. Многие современные ребята, к сожалению, никогда даже не слышали о книге «Тимур и его команда». Краткое содержание, отзыв о данной повести помогут детям составить своё представление об этом произведении, а их родителям - вспомнить любимых героев.

Начало

Книга была написана до Великой отечественной войны, в 1940 году. В то время ещё не знали, что грядут такие испытания для советского народа. Но Гайдар будто бы предчувствовал, что стране скоро будет угрожать опасность - действие повествования разворачивается во время войны, но с неназванным противником.

В центре сюжета - подростки. Женя и Ольга - дочери Александрова, советского командира - приезжают летом на дачу. Однажды 13-летняя Женя забрела на чердак дома и нашла там целый штаб. Увлекшись, девочка стала подавать сигналы, сама того не зная. На них сбежались ребята из тайной молодёжной организации.

Это были Тимур и его команда. Краткое содержание (отзывы о повести в большинстве своем положительны) расскажет о главной сюжетной линии. Тимур был ровесником Евгении. Он рассказал девочке, что они с ребятами помогают пожилым, одиноким и нуждающимся людям. Особенно тем, у кого на войну из семьи кто-то ушёл. Для этого ребята рисуют звездочки на домах красноармейцев.

Хулиган Квакин

В противовес смелой команде Тимура Гайдар ставит банду Квакина. Эти ребята промышляли мелким воровством фруктов и ягод с чужих огородов и хулиганили. По стечению обстоятельств старшая сестра Жени, 18-летняя Ольга, видит Тимура рядом с Квакиным и решает, что тот - такой же хулиган. Она запрещает младшей сестре дружить с ним. Вот такой интересный сюжет придумал Гайдар. Тимур и его команда, наоборот, помогали пожилым людям, прибирая в домах, на участке, и др.

Помог юноша и Жене. Однажды отец позвонил дочерям и сказал, что он будет проездом в городской квартире. Ольга успела поехать на встречу к отцу, а Жени в это время не было дома. Она поздно прочла записку, оставленную сестрой. Евгения очень хотела увидеть отца, но не знала, как с дачи добраться к нему. Наступила ночь, и электрички уже не ходили. Тогда Тимур ей помог. Несмотря на запрет своего старшего брата, он взял его мотоцикл и домчал девочку до места встречи.

Добро побеждает, как и Тимур и его команда. Краткое содержание, отзыв, резонанс повести

В конце повести герои - Тимур и его команда - вывели банду Квакина на чистую воду. Они придумали умный план, в результате которого хулиганы попались в ловушку - их заперли на базарной площади в будке, и все увидели, кто ворует фрукты из садов. Тимур выпустил главу хулиганов, несмотря на то что тот не хотел этого. Так благородный герой и его друзья победили, а хулиганы были повержены, но больше - в моральном плане.

Вот такова основная сюжетная линия повести «Тимур и его команда» - краткое содержание. Отзывы, резонанс после того, как книга увидела свет, были впечатляющими. В стране начало образовываться множество «тимуровских» отрядов. Дети помогали тем, кто нуждается в их помощи, собирали металлолом, макулатуру. Во время войны, которая началась через год после выхода книги, многие пионеры проявляли чудеса героизма. И их тоже называли «тимуровцами».

Год написания: 1940

Жанр: повесть

Главные герои: Женя и Тимур – подростки, Ольга – сестра Жени

Сюжет

В дачном поселке под Москвой ребята организовали тайную помощь семьям военнослужащих, командиром у них является Тимур, племянник капитана Гараева. На дачу приезжают Ольга и Женя, дочери полковника Александрова, который в этот момент находится на фронте.

Ребята делают много хорошего, но тут же существует и банда Мишки Квакина, которая грабит сады и огороды местных жителей. Между ребятами идет непримиримая вражда.

Ольга, не разобравшись, обвиняет Тимура во многих грехах и запрещает сестре дружить с ним, но Жене очень нравится честный и смелый мальчик, который, к тому же, оказывает ей огромные услуги.

И наконец Тимур, рискуя быть сильно наказанным, везет девочку на мотоцикле в Москву на вокзал на короткую встречу с отцом. После этого все тайны раскрываются. А капитану Гаранину приходит повестка на фронт, и его провожают всем поселком.

Вывод (мое мнение)

Тимур был идеалом для ребят нескольких поколений, сегодня тоже существует «тимуровское движение» - бескорыстной помощи пожилым людям. Нельзя все делать только за деньги и за подарки, главное в человеческих взаимоотношениях – это взаимопомощь.

Справочник