Механизмы управления толпой. Pr05 Управление толпой

Различают приемы воздействия на массу людей извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на специфический феномен, который называют географией толпы.

Толпа кат таковая не обладает позиционно-ролевой структурой. Вместе с тем в толпе часто образуется свой параметр пространственной и эмоциональной неоднородности, связанный с неравномерной интенсивностью циркулярной реакции. География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется аффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние (рис. 22).

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуется нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается. Для воздействия же изнутри чаще рекомендуется проникнуть в ядро, где гипертрофированы внушаемость и реактивность.

Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать меньшее из зол. Какое же именно из зол считать меньшим – это, конечно, зависит от системы ценностей, политических целей и моральных качеств той группы, которая осуществляет воздействие.

Приемы управления толпой изнутри.

Два-три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают соответствующие слухи. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки менее плохо.

Еще один вариант: внимание агрессивной толпы переносится на нейтральный объект. В таком случае либо жертвой насилия становится не тот, на кого ярость была первоначально направлена (один из самых подлых приемов манипуляции толпой; хотя иногда жертвой может стать сам провокатор), либо толпа из агрессивной превращается в стяжательную, что с точки зрения социальных последствий опять-таки менее плохо.

Более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известный из них опять-таки переключение внимания на другой объект. При этом рекомендуется ориентация, прежде всего, на периферию. Небольшая автомобильная авария, популярная в данном обществе динамичная игра в исполнении умелых игроков, раздача или дешевая продажа дефицитных товаров и т.д. могут отвлечь значительную часть массы. Тем самым агрессивная, конвенциональная или экспрессивная толпа превращается в одну или несколько окказиональных (или стяжательных) толп, лишая ядро эмоциональной подпитки.

Это одна из причин, почему организаторам массового мероприятия консультанты рекомендуют предусмотреть, чтобы оно по времени не совпало с каким-либо другим интересным для народа событием. Рекомендуется также заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей и зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т.д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень. При разработке сценария важно внимательно ознакомиться с прогнозом погоды и, если возможно, проконсультироваться с синоптиками.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа, в отличие от экспрессивной, аритмична, и поэтому громкий ритмический звук способствует соответствующему превращению.

Однако противодействие различным видам толпы требует различных ритмов. Как мы видели, превращению агрессивной толпы в экспрессивную (экстатическую) способствует быстрый ритм типа рока, твиста или шейка. На паническую толпу следует воздействовать ритмом иного типа.

Еще один способ противодействия массовой агрессии. В толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовидных действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации: например, в толпе снуют личности с фотоаппаратами или блокнотами, откровенно фиксирующие самых активных индивидов. На раннем этапе формирования толпы этот прием, вероятно, может кого-то отрезвить и предотвратить экстремистские действия. Демонстративные действия (с проверенными путями ухода агентов от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

Первые попытки научного обоснования стратегии и тактики обуздания толп, выработки технологий управления ими можно найти уже в трудах родоначальников социальной психологии и социально-психологического подхода к социально-массовым явлениям (Г. Лебон, Г. Тард, Н. К. Михайловский, З. Фрейд).

С точки зрения французского мыслителя Густава Лебона («Психология народов и масс»), для психологии толп основной моделью социальных действий и реакций является гипноз. Вождь же – это своего рода эпицентр, от которого исходит первая волна гипнотического воздействия на превращенных в подобие «сомнамбул» участников коллективного действия (восприятия) .

Тогда ключевое значение для управления массами, толпами, в соответствии с моделью Лебона, имеет: 1) подбор вождей демократического типа, способных контролировать настроение толп, не дожидаясь, пока «улица» сама выдвинет лидеров-разрушителей; 2) овладение этими «вождями» знаниями характера толпы и принципами управления ею.

С. Московичи выделяет ряд принципов, лежащих в основе «психологии масс» Лебона, которые должен учитывать лидер при воздействии на массу (толпу):

1) массы, какова бы не была их культура, доктрина или социальное положение, нуждаются в поддержке вождя, который пленяет их как гипнотизер своим авторитетом;

2) критический ум, отсутствие убежденности и страсти являются двумя препятствиями к действию. Внушение может их преодолеть, поэтому пропаганда, адресованная массам, должна использовать язык аллегорий – энергичный и образный, с простыми и повелительными формулировками;

3) начинать какую-либо коллективную деятельность по образцу индивидуальной (обращаясь к разуму, а не к чувствам и воображению), воздействовать на толпу с помощью рациональных аргументов – бесполезно и даже опасно. Именно это делает массу апатичной вместо того, чтобы ее мобилизовать. Искусство управлять массами – это искусство управлять их воображением. Оно может опираться на какую-то высшую идею (революции, родины, свободы, равенства, демократии и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании каждого человека-массы путем повторения, пока не внушат ее. Впоследствии она превращается в коллективные образы и действия .

Таким образом, основной технологией управления настроением и действием толпы в классической «психологии масс» признается технология коммуникации лидера («вождя») с массой, основанная на учете иррационального характера последней.

Начало формирования в СССР, а затем и в современной России научных школ, занимающихся анализом стихийного массового поведения и разработкой технологий управления им, вероятно, следует отнести к началу 1970-х годов, когда, после многолетнего «табу» на социально-психологические исследования, в Институте общественных наук при Международном отделе ЦК КПСС появилась первая в СССР кафедра общественной психологии во главе с профессором Ю. А. Шерковиным. Опираясь на анализ зарубежной литературы по социальной психологии, доступ к разработкам зарубежных спецслужб, собственные наработки и практический опыт, членами кафедры был подготовлен спецкурс, в котором рассматривались закономерности поведения людей в толпе, взаимозаражения, распространения слухов и, что для нас здесь наиболее важно, эффективные техники управления массовыми процессами.


Сегодня теоретико-технологический опыт данной школы, помноженный на авторские разработки и анализ социально-психологической проблематики, представлен наилучшим образом, как нам представляется, в трудах видного российского философа и социального психолога А. П. Назаретяна, в особенности в его работе «Психология стихийного массового поведения».

А. П. Назаретян выступает против сложившихся, в том числе в чиновничье-управленческих кругах, предрассудков по поводу «непредсказуемости» и «неуправляемости» толп, отождествляемых с социальным беспорядком, хаосом. Он исходит из двух значимых для понимания стратегии управления толпами методологических принципов:

1) «чем хаотичнее система, тем более простым закономерностям она подчиняется»;

2) «иллюзия неуправляемости появляется тогда, когда мы с простой системой пытаемся обращаться как со сложной, а в итоге наши действия оказываются бесполезными» .

Однако, несмотря на то, что в стихийном массовом поведении, в толпе реализуются более примитивные механизмы и закономерности, нежели в организованных группах, а участник толпы доступен для элементарных манипулятивных воздействий, – все это не отменяет необходимости изучения механизмов влияния на толпу и практических «тактик» не только (и не столько) для ученых, сколько для субъектов управленческой деятельности – политиков, правоохранителей, организаторов массовых мероприятий.

Толпа квалифицируется А. П. Назаретяном как скопление людей , не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием, как социальный агрегат (неструктурированное множество индивидов) .

Важнейшим типовым механизмом толпообразования является «циркулярная реакция» (эмоциональное кружение) – взаимное заражение индивидов, передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами (массовая зевота, смех, ярость, панический страх и т. д.). В ходе эмоционального кружения стираются индивидуальные различия, временно снижается роль личного опыта, ролевой идентификации, даже здравого смысла и индивид чувствует и реагирует «как все». При этом, как отмечает автор, происходит эволюционная регрессия: актуализируются низшие, филогенетически более примитивные пласты психики. Повышаются восприимчивость членов толпы к внутренним импульсам данной толпы, при снижении восприимчивости к импульсам извне, усиливаются барьеры против всякого рационального довода : логические аргументы могут оказаться тогда не только бесполезными, но и опасными как для их автора, так и с точки зрения развития ситуации, роста агрессивности и деятельной активности толпы. Так, П. А. Сорокин рассказывает о своей неудачной попытке переубедить солдат и матросов, возбужденных льстиво-эмоциональной речью Л. Д. Троцкого у Таврического дворца в Петрограде. Анализируя причину этой неудачи, Л. Г. Почебут отмечает, что в то время как В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий говорили короткими, хлесткими, емкими фразами-лозунгами, воздействовавшими на чувства , наделяли толпу эпитетами «гордости и славы русской революции», «вершителей судеб страны и мира», П. А. Сорокин наивно пытался воздействовать на рассудок толпы, на логику, вскрывать причины и последствия действий толпы . В итоге, в ответ на призывы оратора к разуму и логике, «толпа ревела, угрожала, потрясала кулаками» .

Для понимания смысла и направленности технологических воздействий на толпу большое значение имеет в концепции А. П. Назаретяна его классификация, предполагающая выделение толп:

окказиональных (от англ. occasion – случайность), т. е. случайных скоплений людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие (для сравнения, в нашей работе рассматривается аттрактивная толпа, в основе возникновения/существования которой лежит коллективное восприятие [события, зрелища], внимание к некоторому «фокусу» взаимодействия);

конвенциональных – с преобладанием направленного интереса (собрания людей по поводу заранее объявленного события: матча, митинга, концерта) и готовностью участников мероприятия следовать некоторым предписаниям (конвенциям);

экспрессивных – ритмически выражающих определенную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение (слаженное скандирование, танцы и т. п.), включая, как свои крайние формы, толпы экстатические ;

действующих, подразделяющихся на:

а) агрессивные, эмоциональной детерминантой которых является агрессия, ярость, злоба;

б) панические, объятые ужасом, стремлением каждого участника толпы избежать реальной или воображаемой опасности;

в) стяжательные, агрегаты людей, вступивших в неорганизованный конфликт за обладание какой-либо ценностью, когда доминирует жажда обладания, жадность;

г) повстанческие , отличающиеся социально справедливым характером возмущения.

Главным свойством толпы, наиболее важным в практически-прикладном плане, является, согласно А. П. Назаретяну, ее превращаемость, т. е. способность превращаться из одного вида в другой (как спонтанно, так и по умыслу вожаков толпы, либо, напротив, представителей власти, сил правопорядка). Так, в ходе футбольного матча, рок-концерта конвенциональная толпа зачастую превращается в экспрессивную, а затем и агрессивную либо стяжательную и паническую (в случае возникновения опасности – драки, пожара, плохой организации, например, слишком узких проходов на выходе с мероприятия). Однако, с помощью ряда приемов возможна трансформация наиболее опасных видов толпы в более «безобидные», применительно к конкретной ситуации. На этом свойстве превращаемости в значительной степени базируются технологии и приемы управления толпами.

Важным, с точки зрения разработки стратегий воздействия на толпу, является и деление последней по параметрам пространственной и эмоциональной неоднородности на плотное «ядро» , где аккумулируется активность вожаков и «эмоциональное кружение» и более разреженную «периферию» , где проявляются свойства скорее окказиональной толпы «зевак». Соответственно, воздействие на толпу извне нацеливается на ее периферию, с целью переключения внимания и отсечения от толпы ее потенциальных членов, а воздействие изнутри обращено на ядро, с гипертрофированными в нем внушаемостью и реактивностью .

Приемы управления толпой изнутри связаны с намеренной трансформацией наиболее опасного ее подвида – толпы агрессивной, в другие подвиды – паническую, стяжательную, окказиональную (любопытствующую) с помощью специально внедренных в ядро толпы агентов-«провокаторов».

Воздействие на толпу извне , как уже отмечалось, прежде всего, направлено на ее периферию с целью отвлечения значительной части массы, раздробления подпитывающей агрессивное «ядро» периферии на ряд окказиональных (любопытствующих) и/или стяжательных толп. Для этого требуется переключение внимания толпы на другой объект (другие объекты): искусственно спровоцированную аварию, трансляцию футбольного матча или выступлений популярных артистов на большом табло или через радиодинамики, дешевую продажу дефицитных товаров (распространение слуха о таковой) и т. п.

Плодотворным оказывалось не раз и применение технологии трансформации агрессивной (аритмичной) толпы в ритмическую, экспрессивную с помощью умело подобранных музыкальных ритмов (в стиле рока, твиста или шейка для агрессивно настроенной массы, марша или гимна в случае опасности формирования панической толпы).

Представитель санкт-петербургской школы социальной психологии Л. Г. Почебут дополняет «географию толпы» схемой ролевой дифференциации людей в толпе, выделяя следующие подгруппы: 1) зачинщики или организаторы толпы; 2) агрессоры – члены толпы, действующие наиболее активно и агрессивно; 3) последователи – люди, подражающие «агрессорам»; 4) любопытные; 5) обыватели – люди, случайно попавшие в толпу. Именно «агрессоры» являются индукторами заражения членов толпы определенными настроениями, подражания действиями . В соответствии с таким пониманием функциональной дифференциации толпы, именно на потенциальных / действующих «агрессоров» должны быть направлены внимание и действия организаторов массовых мероприятий, сил правопорядка, с целью изоляции группы «агрессоров» от массы, нейтрализации их вербальной и невербальной активности.

Еще один ряд приемов воздействия на толпу и ее отдельных членов связан с выявленным уже классиками социально-психологической школы (Г. Лебон, Г. Тард, Н. Михайловский и др.) ростом тенденции к анонимности действий индивидов в толпе, к «коллективной безответственности» и деперсонализации. Приемы, направленные на разрушение толпы, соответственно, ориентированы на деанонимизацию индивидов (персонализацию их ответственности за беспорядки, преступления). Деанонимизация может опираться на действительную или имитируемую публичную фиксацию происходящего (хорошо заметными камерами слежения на зданиях, охраняемыми группами кинорепортеров, снабженными записывающей техникой, фотоаппаратурой работниками правоохранительных служб и т. д.). Участник массового действия, убежденный, что за ним следят, его действия фиксируют, становится менее склонным к противоправным действиям, которые отныне уже не могут быть прикрыты завесой «коллективной безответственности»; осознание перспективы персональной ответственности за «грехи» может вести к рационализации действий и дистанцированию от данной агрессивной толпы значительного числа ее потенциальных участников.

Важной стратегией воздействия на членов формирующейся (а в ряде случаев и действующей, в особенности панической) толпы являются коммуникативные манипуляции, направленные на придание действиям людей осмысленного, целенаправленного характера, на возвращение индивидов из сомнамбулического состояния частицы толпы, безвольного объекта , в состояние субъекта деятельности, принимающего решения и ответственного за них (индивидуализация, связанная с приданием целесообразности спонтанным действиям участников толпы).

Анализируя субъективные механизмы формирования панической толпы, А. П. Назаретян отмечает, что паника возникает тогда, когда ситуация для индивида неожиданна и необычна, ему неизвестны способы преодоления опасности, план действий, и он видит себя пассивным объектом событий. Однако при наличии знаний и программы действий (или иллюзорной убежденности в таком наличии) человек чувствует себя активным субъектом, внимание переключается со страха, боли, «ступора» на решение предметной задачи . В истории известны случаи, когда благодаря находчивости лидеров, полководцев удавалось останавливать панические толпы и избегать больших жертв и военных поражений. Так, маршал наполеоновской армии М. Ней во время панического бегства с поля боя его армии послал к войскам адъютанта с приказом, чтобы солдаты пробежали без остановки ровно 10 километров. После получения данного приказа войска пробежали еще некоторое расстояние, затем пришли в себя и восстановили боеспособность. А. П. Назаретян комментирует это следующим образом: антиволевым действиям солдат было неожиданно возвращено качество произвольной планомерности, что оказалось фактором отрезвления, восстановления ролевой структуры подразделений . Следует отметить, вероятно, как закономерность, что в случаях, когда толпа, в особенности паническая, ранее представляла собою организованную группу (например, армейское подразделение, действовавшую по заранее спланированному сценарию демонстрацию сторонников определенных идеи, лидера), тогда последнее обстоятельство может облегчать процесс обратной трансформации, запускаемый, как правило, авторитетным лицом, лидером, противопоставляющим свою волю безвольности индивидов в массе.

Паническая толпа является второй, вслед за толпой агрессивной , наиболее социально опасной разновидностью толп. В паническую толпу объятых ужасом и парализующим волю и интеллект инстинктом самосохранения лиц (что, чаще всего, ведет к последствиям, противоположным этому самосохранению) могут трансформироваться не только любые из названных в приведенной выше классификации толп – окказиональная, конвенциональная, агрессивная, стяжательная, повстанческая, – но и организованные группы (армейские подразделения, производственные коллективы, организованные шествия и т. п.) и даже атомизированные индивиды, порознь получившие единообразную информацию, сигналы об опасности, покидающие в поисках спасения свои жилища и составляющие, в итоге, паническую толпу (индивидуальная паника). Об опасности панических действий индивидов в толпе свидетельствуют данные о погибших и искалеченных во время подобных происшествий. Так во время известных событий на «Ходынке» (Ходынском поле близ дореволюционной Москвы) 18 мая 1896 года собравшаяся масса людей претерпевала последовательные превращения: конвенционально-окказиональная – стяжательная – паническая толпа (после начала давки и первых случаев гибели людей мобилизовался инстинкт самосохранения, что в условиях скученности лишь усугубило ситуацию). В итоге погибли почти 1400 человек, примерно столько же были серьезно искалечены. По похожему сценарию развивались события 6 марта 1953 года на похоронах И. В. Сталина. Из событий последнего времени на слуху массовая паника и гибель людей в Багдаде 31 августа 2005 года, в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми 5 декабря года, в давке на музыкальном фестивале в немецком Дуйсбурге (ФРГ) 25 июля 2010 года.

Анализируя возможности противодействия панике, следует иметь в виду несколько групп факторов ее порождения:

1) социальные , связанные с имеющейся в обществе напряженностью, вызванной происходящими или ожидаемыми (часто мнимыми) бедствиями: экономическими (дефицит продовольствия, обвал курса валюты, дефолт и т. п.), политическими (начало войны, поражение в ней, государственный переворот, националистические погромы), природными (пожар, разлив рек, цунами, землятресение, внезапный сильный дождь и др.);

2) физиологические , способствующие снижению уровня индивидуального самоконтроля (алкогольное или наркотическое опьянение, голод, усталость, переохлаждение/перегрев организма ввиду плохой организации мероприятия и погодных условий);

3) общепсихологические, связанные с недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия им, появляющиеся в таких состояниях, как испуг, удивление, ощущение неожиданности происходящего, оторопь;

4) социально-психологические и идеологические, коренящиеся в низком уровне групповой сплоченности, отсутствии значимой интегративной цели, эффективных и легитимныхлидеров (в толпе, или слабо интегрированной группе для возникновения паники порой оказывается достаточно даже смехотворной или мифической опасности);

5) гендерно-возрастные, связанные с тем, что панике легче поддаются (а часто и являются ее источниками и распространителями), ввиду особенности психического склада и низкого порога возбудимости, женщины и дети, обладающие к тому же модуляциями голосов высокой частоты, угнетающе действующих на психику окружающих .

В формировании и существовании панической толпы существуют моменты, которые могут быть использованы для ликвидации паники или снижения ее уровня. Это, в частности, так называемый психологический момент , короткий отрезок времени, следующий за шокирующим стимулом, когда индивиды в массе переживают состояние психологического ступора, «оторопи» и готовы подчиниться первому сильному импульсу, в том числе исходящему от сохранившего самообладание лидера, инициативного участника массового мероприятия, намеренно внедренного специалиста-агента. Кристаллизацию панической толпы в этот момент может блокировать другой шокирующий стимул (выстрел, неожиданный приказ), волевое воздействие вождя, «привычное стимулирование» (например, исполнение национального гимна) .

При анализе «толпы панической» стоит выслушать и доводы психоаналитической школы З. Фрейда. Анализируя сущность трансформации различных толп в толпу паническую и стратегию противодействия панике на базе фрейдистской теории, С. Московичи отмечает следующее: во-первых , паника, быстрота, с которой она распространяется, представляет собой по существу «нарциссическую инфекцию», мгновенное разрушение идентифицирующих связей между людьми и мобилизацию любви к себе, заботы о спасении собственной персоны любой ценой; во-вторых , в такой ситуации недостаточно успокоить людей, дать им «ясные» указания, чтобы заставить их вести себя разумно; только восстановление идентичности, воссоздание структуры толпы с помощью твердого управления поможет достичь этого . Комментируя эти тезисы, следует признать наиболее важным в них целевую установку, императив демассифицирующего воздействия: отказаться от утопических планов трансформации панической толпы в собрание осознанно действующих индивидов или организованную социальную группу, сосредоточение усилий на восстановлении структуры толпы, в которой преобладают процессы идентификации, единения с другими людьми, но, желательно, не на базе экспрессивно-агрессивной эмоциональности.

Интереснейший материал для осмысления проблематики толпообразования и управления толпой содержится в работах современного американского социального психолога Стэнли Милграма. Так, особенности трансформации психики человека в толпе он объясняет при помощи понятия «перегрузка», которое обозначает неспособность нервной системы обрабатывать данные, поступающие из внешней среды, в случае если их чрезмерно много (именно такая ситуация возникает в толпе, когда приходится анализировать действия десятков и сотен окружающих людей). При «перегрузке» вступают в действие процессы адаптации, деформирующие традиционное ролевое поведение, отношение к социальным нормам, когнитивную сферу индивида. С. Милграм выделяет пять видов когнитивных реакций на «перегрузку», из которых наиболее важными представляются следующие:

Перегруженная когнитивная система перекладывает часть нагрузки на другого участника взаимодействия, например, лидера;

Интенсивность входящей информации снижается с помощью фильтров таким образом, что допускаются только поверхностные формы взаимодействия между индивидами .

Таким образом, уже сам факт скопления людей в большие массы является, в соответствии с моделью С. Милграма, предпосылкой формирования толпы, понижения когнитивного потенциала индивидов, «переадресовки» активности и инициативы лидеру и/или окружающим.

Проведенные С. Милграмом эксперименты позволили установить ряд закономерностей толпообразования. Так, было выявлено, что, во-первых, притягательность толпы и степень интенсивности ее роста зависят от численности данной толпы; во-вторых, притягательная сила толпы зависит от характера «стимульного» события (чем ярче, интереснее событие, тем быстрее растет численность толпы). Выводы из этого, касающиеся технологии управления толпами, могут быть сведены к следующему:

1) деятельность, направленная на установление контроля над толпой и недопущение превращения последней в агрессивную либо паническую ее формы, должна быть ориентирована на дробление, сегментирование толпы, приостановление ее численного роста;

2) для нейтрализации сборищ окказионального или агрессивно-экспрессивного типов исходному стимульному воздействию должно быть противопоставлено большее по интенсивности искусственно созданное стимульное воздействие (событие), либо ряд таких воздействий (событий).

Переходя к обобщению, попытаемся выделить ряд принципов, правил, алгоритмов и способов воздействия на толпу безотносительно ее формам.

Первым стратегическим шагом является четкая идентификация социальной общности, с которой мы имеем дело: коллектив, организованная группа, аудитория, «летучая демонстрация» либо толпа. Если речь идет о толпе, то необходимо определить ее вид (подвид): окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая (агрессивная, стяжательная, паническая либо повстанческая). Такая идентификация является основой стратегии воздействия на данную общность, поскольку, вспоминая посыл А. П. Назаретяна, было бы наивным и неэффективным воздействовать на простую систему как на сложную, и наоборот, а по С. Московичи, «было бы глубоко ошибочным пытаться убедить и увлечь массы с помощью приемов, предназначенных для отдельных людей, подобно тому, как ошибочно было бы пытаться использовать для построения государственного бюджета те же правила, по которым строится семейный бюджет» .

От вида и характера объекта воздействия – общности – зависит и выбор средств этого воздействия. Так, например, в отношении «общественности», собравшейся с целью реализации диалога по спорной проблеме общественной жизни, наилучшими средствами воздействия оказываются вербальная коммуникация и рациональные аргументы, логические доводы, в то время как воздействие на индивидов в толпе, напротив, минимально связано с рациональной вербальной коммуникацией (сводимой к лозунгам, командам, эмоциональным призывам и лестным оценкам в адрес данной толпы). Здесь можно вновь вспомнить и тезис Ж. Бодрийяра о несовместимости масс и рациональной коммуникации: «массам предлагают смысл, а они жаждут зрелища». Итак, значимым общим правилом взаимодействия с массой в форме толпы является правило отказа от установки на рациональность коммуникации с ней и сведения вербальной составляющей к необходимо-минимальному уровню . Уместно упомянуть в этой связи следующее замечание С. Московичи: «Массы нечувствительны к рассудочным доказательствам, а любая дискуссия подрывает доверие к власти вождя. Они не стремятся знать правду – к счастью для него, поскольку его авторитет создан из тайн и иллюзий» .

Другим важным принципом взаимодействия с толпой является учет свойства ее превращаемости, т. е. способности к спонтанным или регулирумым превращениям из одного вида (подвида) в другой. Толпа радостная, праздничная при условии резких изменений ситуации (раздача дефицитных подарков, внезапный ливень, слух о террористе-смертнике и т. п.) способна спонтанно, даже без воздействия «уличных» вождей или провокаторов превратиться в стяжательную либо паническую толпу, с последующими жертвами и разрушениями. Типичным является трансформации толп болельщиков или зрителей поп/рок-концертов по схеме: конвенциональная – экспрессивная (экстатическая) – (стяжательная) – агрессивная (паническая). Поэтому сам факт формирования толпы в любой ее ипостаси должен рассматриваться властью, организаторами массовых мероприятий как сигнал к повышенной бдительности, непрерывному мониторингу состояния толпы, принятию мер профилактического характера (широкие проходы, организация контроля, «противопаниковые команды», «заготовки» для переключения внимания толпы и т. п.).

Как уже отмечалось, родоначальники социально-психологического подхода к социально-массовым явлениям (СМЯ), в особенности Г. Лебон, в качестве генерального способа влияния на толпу рассматривали воздействие на последнюю специально подготовленного, обладающего развитой интуицией лидера , «вождя». Однако, поскольку вожди-харизматики (да еще и требуемого, демократического типа) – большая редкость, «штучный товар» в человеческой истории, и вряд ли подготовка подобных лидеров может быть поставлена «на поток», полагаем, что нам стоит сосредоточить внимание на технологиях управления толпой, не зависящих от наличия в данное время и в данном месте лидеров-харизматиков, а основанных на знании и опыте, накопленных мировой и российской социальной мыслью в XX – XXI веках.

Анализ средств и способов воздействия на толпу далее связан с учетом цели воздействия. Поскольку толпа представляет собой социальный агрегат, а не группу, наши усилия преимущественно должны быть направлены на удержание толпы в рамках окказионально-конвенциональных и умеренно-экспрессивных (радостных, воодушевленных, подпевающих, танцующих) ее форм, а в случае паники – на восстановление идентичности и солидарности лиц, составляющих толпу. Попытки трансформации толпы в подобие социальной группы с последующей рационализацией взаимодействий представляется малопродуктивными ввиду таких характеристик толпы как ситуативность состава и повода к образованию, краткость существования во времени («здесь и сейчас»).

Воздействие на толпу предполагает развитие активности управляющего субъекта в двух направлениях:

1) влияние на психику индивида (что ограничивается происходящей в толпе деиндивидуализацией и синхронизацией психической активности и действий индивидов);

2) воздействия на толпу как целое, с учетом «географии толпы», различия доминирующих психических процессов в ее центре и на периферии.

Исходя из знания основных факторов трансформации толпы в ее наиболее социально опасные подвиды, профилактическая демассифицирующая деятельность органов власти, организаторов массовых мероприятий и сил правопорядка должна быть направлена:

а) на снижение напряженности путем принятия конкретных мер по стабилизации экономической, политической, экологической ситуаций, на активное информирование населения и формирование устойчивого оптимистичного общественного мнения;

б) на недопущение продажи и распространения в ходе массовых сборищ различного типа спиртных напитков, наркотиков, других дестабилизирующих психику индивидов препаратов; на организацию пунктов питания, рекреации, оптимизацию пространственно-временной среды мероприятия (иметь резерв площади, не «перенакапливать» массу; иметь несколько достаточно широких входов и выходов, позаботиться о возможной защите людей от перегрева на солнце, внезапного дождя; не затягивать чрезмерно время мероприятия);

в) на просветительскую деятельность, направленную на сохранение конвенционального характера собрания людей, на соблюдение элементарных правил поведения в толпе, в том числе в случае угрозы паники; возможное внедрение в толпу (группу) подготовленных агентов (групп агентов), способных противодействовать массовой истерии и панике, создание «противопаниковых команд», вооруженных мощной звукоаппаратурой и держащихся на расстоянии от толпы;

г) на подбор и подготовку лидеров, способных эффективно взаимодействовать с большими массами людей, влиять на настроение толпы в критических ситуациях; на то, чтобы «разбавлять» (а может, скорее, «сгущать», «цементировать») случайные агрегаты людей небольшими, но сплоченными коллективами, малыми группами; вспомним, что на первомайские и ноябрьские демонстрации «трудящихся» в бытность Советского Союза люди приходили в составе трудовых коллективов, студенческих групп, где каждый знал каждого, сохранялась нормативно-ролевая структура. Интуитивно, намеренно или случайно был применен правящими элитами в СССР такой подход к организации массовых мероприятий – не суть важно, но он явно способствовал, по нашему мнению, толпо- и паникоустойчивости подобных собраний людей;

д) на особый контроль за собраниями людей с преобладанием женщин (для успокоения близкой к панике толпы рекомендуется использовать низкие мужские голоса); на исключение или минимизацию участия детей в массовых мероприятиях с преобладанием лиц из более старших возрастных групп.

Профилактика толпообразования со стороны агентов политического управления должна, прежде всего, опираться на познание макрофакторов данного процесса. Анализируя последние, П. А. Сорокин, в духе ленинского учения о революционной ситуации, отмечал ряд причин революций и сопровождающих их охлократических эксцессов, роста толп и их удельного веса в социальной жизни. Первая причина заключается, по его мнению, в усиливающейся репрессии базовых «инстинктов» (по сути дела, Сорокин пишет о потребностях) населения: голод или его опасность, деспотические экзекуции, притупляющие инстинкт самосохранения, осквернение коллективных святынь, господство бедности и лишений на фоне благоденствия немногих, игнорирование достоинств большинства при незаслуженном преувеличении достоинств меньшинства и т. п. . Вследствие этого происходит «биологизация» поведения людей. «Условно принятые «одежки» цивилизованного поведения мгновенно срываются, а на смену социуму на волю отпускается бестия» [там же, с. 274]. Другим условием роста охлократичности и революционности общества П. А. Сорокин полагает «бессилие групп, стоящих на страже порядка» [там же, с. 19], что следует понимать как их слабую вооруженность не столько техническую (оружие, средства подавления), сколько технологическую (отсутствие надлежащих знаний и навыков воздействия на массы людей, толпу), дезинтегрированность и дезорганизованность правящих групп, паралич их воли. Он отмечает также, что революционно-охлократические кризисы практически всегда были реакцией на вырождение элиты, проявляющееся в росте таких ее групповых черт как нерешительность, некомпетентность, растерянность, моральная распущенность, коррупция .

Однако при анализе панико- и толпоустойчивости социума в конкретной пространственно-временной среде следует учитывать и данные, полученные в результате анализа предысторий многочисленных революционно-охлократических ситуаций американским исследователем Джеймсом Девисом. Опасность революционных и охлократических взрывов возрастает, по его данным, не столько в периоды обострения «нужды и бедствий трудящихся масс» (по В. И. Ленин у), сколько в периоды роста социальных ожиданий . При этом кризису может предшествовать этап роста экономических показателей и политических свобод, вертикальной мобильности, объема информации. Вместе с этим растут потребности и ожидания людей, и если вдруг рост показателей сменяется их относительным снижением, то, на фоне продолжающих расти ожиданий, возникает массовая фрустрация, чреватая агрессивными и/или паническими массовыми настроениями. Это эпоха, когда, как отмечает А.П. Назаретян, люди «охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи – и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения» .

Следовательно, требуется особая мобилизация внимания и воли субъектов власти в периоды роста социальных ожиданий, максимально ответственное отношение элит к своей социальной миссии. Псевдоэлита «калифов на час», клептократия , малоквалифицированная в делах управления массой, толпой несут в себе самих предпосылки охлократических взрывов.

Вопросы и задания

1. В чем состоит значение политических технологий?

2. В чем заключается специфика политических технологий, в том числе технологий политического менеджмента?

3. Какие виды политических технологий Вам известны?

4. Чем внешние избирательные технологии отличаются от технологий отдельных избирательных кампаний?

5. Назовите основные этапы избирательной кампании, образующие её алгоритм. Опишите виды активности субъекта политического управления на каждом из этих этапов.

6. Какая технология преимущественно используется в ходе избирательной кампании на этапе анализа предвыборной ситуации?

7. Закончите фразу: «вид политического процесса, характеризующийся резким противоборством, столкновением политических сил, обусловленным противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, – это...».

8. Используя примеры, поясните разницу между «черными», «белыми» и «серыми» политическими технологиями.

9. Назовите известные Вам технологии управления массой (толпой).

10. Каковы основные мактрофакторы толпообразования и охлократических «взрывов»?

Знакомо ли вам чувство беспричинной, необъяснимой тревоги и дискомфорта, когда вы оказываетесь в местах массового скопления людей? Приходилось ли вам теряться на рынках или в огромных магазинах? Испытывать страх на вокзалах или на станциях метрополитена в час пик? Стремитесь ли вы избегать мест, где вы можете попасть в толпу? Если все это присуще вам в значительной степени, и управляет вашими поступками и поведением, значит вы страдаете не такой уж редкой для жителей больших городов формой фобии, или страхом перед большим скоплением людей.

Если вы лишь недавно приехали из сельской местности, такие состояния нормальны для первичной адаптации. Ну, а если толпа и массовые скопления людей вам просто неприятны, но вы относитесь к ним вполне философски, это говорит о здоровом и полноценном восприятии себя и своего личного пространства.

Психология больших городов, которая уделяет значительное внимание динамике взаимоотношения индивида и толпы отмечает явное нарастание общего фона тревожности по отношению к местам массовых скоплений людей. Причем резкий всплеск такой тревожности наблюдается сразу после терактов и катастроф произошедших в людных местах. Мнительные и беспокойные люди вообще перестают выходить из дома на какое-то время, или обходят за версту любое место, где можно попасть в давку. С точки зрения самозащиты – это лучший выход. Беда в том, что люди редко чувствуют меру. И к нормальному, здоровому процессу сохранения себя примешивается страх, стресс, депрессия. Чтобы этого избежать необходимо совсем немногое – знание законов по которым развивается и действует толпа, адекватное восприятие реальности, а также умение управлять собой и энергиями из вне.

Но прежде чем объяснить вам, как это делается, давайте вначале разберемся, что же такое толпа вообще и чем она отличается, скажем, от массового скопления людей на демонстрации, военного строя на параде, группы подростков у стен школы? Заметно – почти ничем. Кроме, разве что, небольших различий. Толпа состоит из разрозненных элементов – людей, не охваченных общей идеей и не ведомых одним лидером. Еще Ницше писал: “Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой”. Толпа не может двигаться в одном направлении, даже если видимо создается именно такое ощущение. Люди в толпе не знакомы друг с другом. В толпе каждый борется за себя. Толпа инертна и почти не поддается сознательному управлению, зато очень хорошо “ведется” на провокации. В толпе индивидуальность человека растворяется в общем поле толпы, в то время как в целостной группе способна засиять новыми гранями. Совершенно не важно из какого количества людей состоит толпа. Знакомо ли вам ощущение, когда одного человека в квартире становится очень много? Точно также бывает и с массой людей. Ведь мы воспринимаем не численную составляющую толпы, а ее энергетику. И тогда в жуткой давке в вагоне метро нам может быть очень комфортно, но почувствуем тревогу среди праздно-гуляющих пар в городском парке. И не исключено, что в следующий момент благодаря этому избежим конфликта или неприятностей.

Энергетические матрицы толпы.

Энергия любой толпы разнонаправлена и включает в себя энергии и вибрации, как каждого отдельного ее участника, так и некий единый, общий поток. Вот именно характеристика этого потока и является указателем того, как поведет себя толпа в той или иной ситуации. Попытки биоэнергетиков измерить, отследить и спрогнозировать поведение толпы привела к любопытным выводам. У каждого массового скопления людей образуется своя энергоинформационная матрица, и хотя идентичных матриц не бывает, но некоторые общие характеристики выделить все же можно.

Матрица “броуновское движение”. Представляет собой разрозненное и разбалансированное поле, где каждый элемент движется сам по себе и только с одному ему известными целями. Прочувствовать и направить вектор движения толпы здесь практически невозможно, поэтому именно эта матрица хуже всего поддается управлению. На тонком плане такая матрица будет выглядеть как размытое в пространстве пятно неопределенной формы и концентрации. Воздействие можно оказать только одним способом – став центром такой толпы и направив ее энергию на себя. Этим приемом пользовались во все времена революционеры и неформальные лидеры, мошенники и бродячие артисты. Замкнуть на себя разрозненную толпу очень просто – нужно только привлечь ее внимание. Причем совершенно неважно чем. Чтением стихов, криками о помощи или свадебным кортежем. Энерговампиры высокого порядка (те, кто подключаются к другим намеренно) пользуются этими приемами, для того, чтобы подпитаться энергией. Ведь даже краткосрочный взгляд брошенный на другого человека пораждает трансакцию – энергетическую и психологическую связку с другим человеком, а значит и открывает пространство для влияния и манипулирования.

С этой матрицей мы встречаемся на рынках и площадях, в городских парках или на набережных в теплую летнюю ночь, на вокзалах, да и просто на улице. Хотите почувствовать “броуновское движение” - посетите городскую “толкучку”. Попробуйте слиться с полем, а в какой-то момент посмотреть на него как бы сверху. Присутствовать в каждом отдельном человеке и во всей матрице в целом. Приручив эту непокорную матрицу вы никогда не потеряетесь ни в одном большом городе и будете спокойны в любой экстремальной обстановке.

Матрица “спираль”. В этом поле люди вовлечены в единый поток движения, остановить который зачастую не в силах. Классический пример спирали – движение по эскалатору. Бежали ли вы когда-нибудь вниз по лестнице-чудеснице так, чтобы на шаг впереди вас маячил чей-то затылок, а сзади наступали на пятки такие-же торопыги, как вы? Если да, то вас знакома “спираль”. В этом поле интересны биологические – естественные реакции людей. Границы индивидуальности мгновенно стираются, всю сущность заполняет единственная цель – двигаться вперед. Остановится или выскочить практически невозможно – тот кто сзади просто собьет тебя с ног. На тонком плане “спираль” выглядит как стремительно несущиеся в цельном потоке маленькие точки с плохо сформированными границами. Противодействовать “спирали”, то есть идти против ее движения не имеет никакого смысла. Способ управлять ею – оказаться сверху. На физическом плане – в буквальном смысле слова забраться на возвышение – дерево, забор, капот автомашины или хотя бы смотреть поверх голов. В пространстве тонких вибраций – закрыть нисходящий поток и открыть восходящий. Энергия толпы всегда энергия грубых, так называемых низовых вибраций, темных сущностей и низменных инстинктов. Закрывая им доступ, выходя на высший план (помогает чтение молитв и произношением мантр) вы защищаете себя в поле “спирали”. Хотя это, разумеется не значит, что двигаясь по эскалатору нужно внезапно остановится и вознести руки к небу. Будьте реалистами. Кстати, энергию “спирали” очень хорошо используют всевозможные “конторы-зазывалы”, букмекеры, МЛМ – структуры и даже уличные “кидалы – наперсточники”. С этими явлениями бороться бессмысленно. Главное вовремя отследить угрозу и просто уйти в сторону.

Матрица “воронка”. В нее засасывает каждого кому не повезет оказаться в ее эпицентре. На тонком плане “воронка” действительно страшна. Черная дыра мгновенно разрушающая каждое индивидуальное поле. Ужас этой матрицы в том, что остановить ее разрушительное действие практически невозможно. В природе аналогом “воронки” является торнадо. И именно оно подсказывает нам верный способ выжить в “воронке”. Известны случаи, когда гигантской силы поток ветра подхватывал человека, животное или целое строение, уносил на десяток километров в сторону и преспокойно ставил на землю, не причинив практически ни каких повреждений. В США, в штате Колорадо, где торнадо частые гости проживает несколько таких путешественников поневоле, которые в момент налета стихии просто…спали. И просыпались уже вдали от родного дома. А во сне люди, как известно, расслаблены. Именно расслабление может стать вашим единственным спасением, если вы оказались в “воронке”. Мгновенное и абсолютное расслабление, выключение сознания и своеобразный “выход из тела”. Попробуйте глазами стороннего наблюдателя смотреть, как ваше тело несет человеческий поток, игнорируйте и преодолевайте страх. Неплохо помогает команда “это происходит не со мной, этого просто не может быть”.

Как не странно, управлять “воронкой” на энергетическом уровне проще, чем “спиралью”. Сильные эзотерики способны экстренно расширять границы своего поля. Чтобы прекратить “воронку” надо создать собственное поле по размерам и мощности превышающее ее поле и как бы “поглотить” ее. Сделать это не очень сложно, так как поле одного человека хорошо сцентрировано, а “воронку” образует сосредоточения многих и многих полей, но все-таки разных по своей структуре. Иногда, чтобы рассыпать “воронку” надо просто прорвать ее стены. Или нанести удары по тем, кто их удерживает. Хороший пример “воронки” на бытовом уровне – классическая драка, которую завязывает компания разгулявшихся подростков. Вовлечением в поле здесь, как правило, выступает банальный вопрос – просьба закурить или показать дорогу. При этом компания будет окружать свою жертву и, что характерно, двигаться по кругу. Способ вырваться – проявить еще большую агрессию, нанести ощутимый удар лидеру или в буквальном смысле слова растолкать сомкнувшийся круг. Более сложные – “психологические воронки” встречаются, когда нас принуждают совершить что-то против своей воли, при этом находя очень весомые аргументы. Например, родители уговаривают дочь поступать в экономический вуз, в то время как выпускница грезет о театральном. Мать хватается за сердце, отец грозится лишить материальной поддержки, бабушка расписывает прелести учебы в мужском коллективе будущих владельцев банков, старшая сестра безжалостно насмехается, дед предлагает отхлестать “артистку” ремнем. Все вместе они создают атмосферу безысходности. Чтобы отстоять свое право на выбор девочке придется сделать что-то выходящее за рамки допустимого в семье (уйти из дома) или поступить на экономический, но “завалить” первую же сессию (расслабиться) или поступить сразу в два вуза (разбить границы). С толпой-“воронкой” мы встречаемся на стадионах, дискотеках, уличных концертах. Классическая воронка – толпа разъяренных футбольных болельщиков. И не случайно в дни футбольных матчей правоохранительные органы многократно увеличивают охрану города. Бойцы питерского ОМОНа рассказывали мне, что совладать с “фанами” сложнее, чем с кем-бы то ни было, именно по причине их нелогичности, но огромной силы вовлеченности в идею. “Чтобы справиться с ними нужно стать такими как они – ни о чем не думать и просто бить или сдерживать. Любая попытка разработать стратегию и действовать по ней – и сила будет на стороне болельщиков”.

Персоны толпы.

Несмотря на кажущуюся безликость толпы в ее структуре выделяются четко сформированные фигуры - агрессоры, ведущие и ведомые.

Агрессоры это те, кто толпу создают и провоцируют. Фигура агрессора может не выделяться на общем фоне, но в нужный и ключевой момент сыграет свою важную роль. В печально известном случае гибели людей в давке в подземном переходе в Минске (тогда сотни людей, находящихся на уличном концерте, одномоментно бросились в узкий подземный тоннель скрываясь от внезапно хлынувшего дождя) агрессором был тот, кто крикнул: “Бежим в переход!”.

На тонком плане агрессор выглядит, как воронка или энергетический сгусток в форме ежа или спрута. Его токи – щупальца проникают сквозь толпу расшатывая ее энергетически и провоцируя на неконтролируемые всплески.

Агрессор совершенно не обязательно делают это сознательно. Часто агрессором движет страх или внезапно возникшая идея. Про таких в народе говорят – бес вселился. Одержимость, которую раньше приписывали проискам дьявола не такое уж редкое состояние для людей шизоидного и истероидного типа. В тоже время для одержимости характерно абсолютная блокировка от всех внешних раздражителей. Никакие рациональные способы остановить агрессора не помогут. Захваченный идеей такой человек многократно усиливает свое поле за счет отключения от всего стороннего и подавления критичности. И вовлекает в него всех вокруг. Нередко агрессоры сами погибают в катастрофах или получают травмы и увечья. Бывают, правда и сознательные агрессоры. Люди способные разгонять свою психику до такой степени, что увеличивается и поле влияния. Логику сознательно агрессора можно просчитать, а значит и обезвредить. Агрессор действующий спонтанно менее прогнозируем. Трудно сказать, что страшнее – сознательный агрессор или тот, кто по неведению стал им. Для толпы плохо и то и другое.

Ведущий, в толпе тот, кто в нужный момент подхватывает посыл агрессора и направляет его на реализацию. Ведущий редко сам рождает идею, но способен сделать, что угодно ради того, что ему покажется правильным. Агрессор и ведущий не могут действовать в разрыве друг от друга, но вместе они представляют собой страшную силу. Ведущий, по сути – лидер. Но для того, чтобы им быть ему как раз и нужна толпа. Распостраненное заблуждение, что лидер или ведущий действует сам по себе. Отличие лидера, от скажем просто уверенного в себе человека, в том, что ему для проявления своих лучших – лидерских качеств нужны окружающие люди. Именно для них он затевает этот спектакль, за счет их энергии выживает. Потому лидеры чаще всего энерговампиры, а если выражаться еще точнее – энергоинформационные наркоманы. Для получения большей дозы им требуются провокации. Поэтому часто выбирают себе профессии связанные с большими потоками людей. Эти люди ищут места, где могут реализовать свои потребности. Встреча я агрессором для них большая удача. Агрессор запускает сложный механизм раскрутки толпы, ведущий подхватывает эстафету и дальше ситуация разворачивается уже по одному им ведомому сценарию или вовсе выходит из под контроля. Обычно ведущие не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию. Нередко это психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они подхватывают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Инстинкт самосохранения у них атрофируется. Напряженность их собственной веры придает им громадную силу внушения. Толпа всегда готова пойти за человеком, показавшимся им сильным и умеющего действовать на нее внушительным образом. В такие моменты люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто на их взгляд ее сохранил. В основе такого отношения лежит идея превосходства, физически достигаемая более высоким положением или силой, и известная нам еще по животному миру. Изучая поведение волков зоопсихологи заметили, что вожак стаи утверждает свое господство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними. Подчиненный хищник выражает свою покорность, проползая под вожаком и оставляя незащищенными горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими.

Ведомые, самые обычные люди – люди толпы. Именно они, как бессловестные марионетки движимые руками манипулятора-кукловода становятся жертвами неуправляемой энергии разрушения превращающей просто скопление людей в скопление – убийцу. Любой из нас может оказаться в каждой из этих ролей. Давайте проследим, что происходит с телом и психикой человека в толпе.

Состояние агрессора – раздражение и неуемная энергия. Его тело в этот момент напряжено до предела, плечи обычно чуть приподняты, голова опущена, руки прижаты к туловищу. Так выглядит агрессор – шизоид. Психопатичный агрессор, напротив, будет казаться расслабленным. Его тело словно пронизано сотней иголок, кажется, что каждое движение причиняет ему боль. Его движения суетливы, взгляд остановившейся, глаза блестят, а руки и ноги дрожат, как в лихорадке. Движения агрессора завораживают – приковывают взгляд. В тоже время он не кажется сумасшедшим. Скорее пришельцем с другой планеты. Сигналы его тела плохо идентифицируются, но энергия бьет ключом. Этот посыл подхватывает ведущий, который внешне спокоен и уверен в себе, но редко показывает спину, так как не готов к любой критичности и атаке на себя.

Агрессор, ведущий и ведомые не предоставлены сами себе. Все вместе они представляют собой единый организм или как говорят в телесной терапии – тело группы. В толпе границы индивида исчезают и каждый становится лишь маленькой клеточкой в этом едином теле. У него существуют все те же части и органы, что и у обычного биологического тела. То есть голова, туловище, конечности, сердце, мозг и т.д. Именно в этом скрывается еще один механизм управления большим скоплением людей. Управлять телом группы можно точно также, как и обычным телом. Для этого необходимо только почувствовать это тело – его формы, границы, возраст, энергию и найти себя в нем. Если вам нужно пересесть со стула на диван вы привычно напряжете определенные группы мышц, приложите некоторые усилия и измените положение тела. Научившись чувствовать тело толпы, вы также сможете управлять ею независимо от того, какова она по размеру и какими целями движима.

Поведение в толпе.

Каждый человек нуждается в личном пространстве и сопротивляется всякому несанкционированному вторжению. Даже находясь в толпе, каждый из нас требует себе определенного места и готов энергично защищать свою зону. Это обстоятельство помогло журналисту Герберту Джэкобсу выработать метод для оценки размеров толпы. Оказывается, результат будет разным в зависимости от того внутри толпы мы находимся или вне ее. Размеры политических митингов, собраний или демонстраций преувеличиваются их участниками и преуменьшаются властями. Изучая снимки массовых сборищ, сделанные с воздуха, Джэкобс сосчитал число участников и пришел к выводу, что в плотной толпе каждому человеку требуется от 2 до 2,5 квадратных метров, а в разреженной - до 3,5 квадратных метров.

Джэкобс придумал формулу для подсчета числа участников уличных собраний: длину толпы умножить на ее ширину и поделить на площадь личной территории каждого участника в зависимости от плотности или разреженности толпы. Говоря о массовом сборище, следует учесть, что личная территория каждого ее участника уничтожается в ходе его разрастания. Реакция на это разрушение может привести к изменению настроения толпы. Люди очень остро реагируют, если их личное пространство подвергается агрессии. По мере того, как толпа разрастается, становится более плотной и компактной, она становится более жестокой. Не стойте у нее на пути! С разреженной толпой дело иметь гораздо “приятнее”.

Социальные психологи выделяют несколько простых рекомендаций, как не стать жертвой толпы. Вот они:

    1. Не идите против толпы. При необходимости пересечь толпу пересекайте ее по касательной или по диагонали. При этом следуя движению шашечной фигурки. Соотносите свою скорость со скоростью приближения к вам людей.
    2. Не смотрите в глаза людям в толпе и не двигайтесь опустив глаза в землю. Первое нежелательно, потому что контакт глаза в глаза на доли секунды лишает вас ориентации. Вы и ваш визави становитесь не отдельными личностями, а как бы одним целым. Короткое время, которое потребуется вам на то, чтобы “считать” информацию друг о друге, а также установить трансакцию может отнять у вас самое главное – скорость и секунды на принятие решения. То есть то, что и обеспечивает человеку выживание в критических ситуациях. Иногда, контакт глаза в глаза нейтрализует и не дает действовать спонтанно. Движение с опущенными глазами это движение жертвы. Так движится тот, кто в любой момент ждет удара из вне. В толпе, где преобладают доминантные, животные инстинкты жертва выхватывается из общего поля молниеностно и может спровоцировать агрессию. Поэтому самым правильным будет выработать взгляд направленный чуть ниже лица с включением так называемого переферийного зрения. Этот взгляд позволит вам отслеживать всю ситуацию в целом не фиксируясь на отдельных деталях. Кроме того, этот взгляд не будет провоцирующим и агрессивным, так же как не будет он слабым и призывающим. Потренируйтесь смотреть так в безопасной обстановке и включайте такой взгляд всегда, когда чувствуете дискомфорт.

Елена Шубина

Толпа как отдельная социальная группа со своим определенным поведением и сознанием стала формироваться сотни тысяч лет назад. Свойство толпы известно еще со времен правления прирожденного лидера Александра Македонского. Многие считали его почти Богом после невероятных побед над противником, превосходящим войско македонского царя. Однако более правдоподобная версия заключается в правильном подходе к своим подчиненным, в его лидерском таланте, знании психологии толпы и секретов ее управления. Добиться подобных результатов в жизни может почти каждый, и не обязательно обладать непревзойденной харизмой или быть вождем от Бога или природы. Необходимо просто знать некоторые особенности психологии людей и ответить для себя на несколько простых, но значимых вопросов.

Прежде чем узнать, как управлять толпой, нужно познакомиться с ее классификацией. Относительно своих целей, толпа может быть стихийной и ведомой. Первая образуется сама по себе, без какого-либо влияния, хаотична, но некоторой организации все же подвластна. При управлении подобного рода группой людей важно помнить, что это нечто бессознательное и безликое, которое не будет заинтересована в логике речи, однако такая масса будет впечатлена чувственными образами. Здесь неплохо было бы постигнуть азы ораторского искусства. Манипулирование стихийной толпой - это не что иное, как управление их воображением. Эффективными здесь будут и все секреты обольщения.

Второй тип толпы, ведомый, состоит людей, объединенных некими общими интересами. Это и студенческая аудитория, и зрители в концертном зале, и рабочий коллектив. Тут самое важное - это четкое понимание того, чего данная толпа хочет. И если ей дать желаемое, она будет управляема и пойдет за кем угодно. Чаще всего изучить толпу можно через наблюдение. Пример из жизни: школьный урок или лекция в университете. Даже самый умный преподаватель не сможет «завести» толпу скучной терминологией и однотонным повествованием, но все меняется, если перед коллективом «живой» человек, веселый и непринужденный (как и они), с лирическими или шуточными отступлениями, примерами из своего жизненного опыта и т.д. Не сложно догадаться, у кого не будет отбоя при написании курсовых и иных работ.

По аналогичной схеме можно выяснить и то, как управлять людьми на работе. Кроме того, что необходимо быть целеустремленным, сильным и уверенным человеком, на которого хочется равняться, нужно просто ознакомиться с ценностями коллектива, интересами подчиненных. Здесь бывает и обратная сторона: не всегда интересы совпадают. Зачастую в управлении толпой помогает закон «пяти процентов». Дело в том, что решение в каком-либо вопросе принимает далеко не весь коллектив (или толпа). Однако в его исполнении участвуют практически все. Парадокс? Возможно! Учеными было доказано, что хватит и пяти процентов, которые смогут заставить оставшиеся 95 следовать за ними в общей массе. Поэтому из ста митингующих достаточно пяти агрессивно настроенных людей, чтобы превратить мирную демонстрацию в побоище. Исходя из этого, легче управлять коллективом, не превышающим 20 человек. Благодаря этому закону можно не только заняться массовыми распродажами залежавшегося на прилавках товара, но и прийти к власти, грамотно влияя на бессознательную часть психологии и психики толпы.

Справочник