Байрон «Манфред» – анализ. Философская проблематика драмы Байрона «Манфред Время создания трагедии манфред ее литературный контекст

Манфред

МАНФРЕД (англ. Manfred) - герой драматической поэмы Д.Г.Байрона «Манфред» (1817). М. нередко называют романтическим Фаустом, имея в виду признание И.-В.Гете, писавшего о Байроне вскоре после выхода в свет «Манфреда»: «Этот своеобразный талантливый поэт воспринял моего «Фауста» и, в состоянии ипохондрии, извлек из него особенную пищу. Он использовал мотивы моей трагедии, отвечающие его целям, необычайно преобразив каждый из них; и именно поэтому я не могу достаточно надивиться его таланту». Правда, Байрон в ответ на это заявлял, что к моменту написания «Манфреда» он совершенно не был знаком с «Фаустом» Марло, а «Фауста» Гете знал только по пересказу, так как не владел немецким языком. Тем не менее первая сцена «Манфреда» зеркально отражает первую сцену «Фауста»: замок М. в Бернских Альпах, готическая галерея, полночь. М. один, он «ранен истиной суровой, что Древо Знания - не Древо Жизни». М.- титанический дух, осознавший бесплодность не только добра, зла, знания, но и жизни. На утре юных дней он мечтал быть просветителем народов, затем стал чужд людям, презирал их и, дабы противопоставить себя им, овладел тайной бессмертия. Но это не сделало его счастливым, ибо он погубил ту единственную, которую любил, и не в силах воскресить ее. Он просит у духов «забвения того, что в сердце». Но духи бессильны. Ман-фред осужден на одиночество и вечное томление. Он приговорен к жизни. М.- высшее воплощение субъективизма в романтической литературе, портрет внутреннего человека, и прежде всего самого Байрона. К нему применимо замечание Н.Я. Берковского о том, что «персонаж является у романтиков лирическим стихотворением, как бы читающим самое себя». Мотив горестной любви М. к Астарте отражает автобиографическую коллизию: взаимоотношения Байрона с Августой Ли. Призрак Астарты предвещает М. скорую смерть. Аббат пытается спасти душу М., но тот отвергает и божий, и людской суд. Он склонен к самоосуждению и свою единственную вину видит в том, что отказался быть рабом. Духи являются за душою М., но он не признает их власти над собой и умирает со словами: «Сам себя сгубил, и сам я хочу карать!» На близость героев Байрона и Гете указывал I также В.Г.Белинский: «Байронов «Манфред» и Гетев «Фауст» - лирические драмы, поэтические апофеозы распавшейся натуры внутреннего человека, через рефлексию стремящегося к утраченной полноте жизни. Вопросы субъективного, созерцательного духа, I вопросы о тайнах бытия и вечности, о судьбах личного человека и его отношениях к самому себе и общему составляют сущность обоих этих великих произведений». На тему «Манфреда» создали свои произведения композиторы Р.Шуман (1850) и П.И.Чайковский(1898).

Лит.: Ромм А.С. Джордж Ноэл Гордон Байрон, 1788-1827. Л.; М., 1961; Дьяконова Н.Я. Байрон в годы изгнания. Л., 1974; Великий романтик Байрон и мировая литература. М., 1991.

Все характеристики по алфавиту:

Драматическая поэма «Манфред», впервые опубликованная отдельным изданием в 1817 году, - произведение, наиболее полно передающее трагическое мироощущение Байрона . Изначально автор предназначал ее только для чтения, считая, что для постановки на сцене она не пригодна. Понять его можно. Большая часть действующих лиц «Манфреда» – духи. На события произведение не богато. Сам Байрон называл поэму «необузданной, метафизичной и необъяснимой».

История создания

Байрон начал писать поэму в 1816 году, когда находился в Швейцарии. Незадолго до этого он пережил развод с женой и простился с родной Англией. Не в последнюю очередь на «Манфреда» повлияло путешествие Байрона по Швейцарии – главным образом посещение Бернских Альп. Именно в этих горах разворачивается действие поэмы. Полностью завершил работу над произведением Байрон в 1817 году, будучи в Италии.

Сюжет

Поэма отличается довольно четким сюжетом, в центре которого находится волшебник Манфред, живущий отшельником в собственном замке в Бернских Альпах. Сначала обремененный знаниями, добившийся бессмертия и тоскующий по навсегда утерянной возлюбленной Астарте он ищет забвения, но не получает его. Затем пытается покончить с собой, также безуспешно. Следующая его цель – встретиться с мертвой возлюбленной. Воскресить ее он просит фею Альп. Та говорит, что у нее нет власти над мертвыми, после чего предлагает Манфреду поклясться ей в повиновении – тогда, возможно, получится помочь. Волшебник отказывается. Далее Манфред просит помощи у бога зла Аримана и получает ее. Богиня возмездия Немезида на короткий срок возвращает Астарту из мира мертвых. Призрак возлюбленной Манфреда предсказывает ему скорую смерть. Умирает волшебник в собственном замке, перед этим отказавшись покаяться в грехах аббату, который пытался спасти его душу.

Композиция

Поэма «Манфред» состоит из трех актов, каждый из которых делится на несколько частей. Важнейший композиционный прием, используемый Байроном, - монтаж. В данном случае он необходим в первую очередь для того, чтобы максимально полно раскрыть внутренний мир главного героя. В «Манфреде» отдельные части становятся целым, при этом возникает новое смысловое единство.

Стихотворный размер

«Манфред» написан в основном пятистопным белым стихом. Этот стихотворный размер характерен для английской классической драмы, начиная с Кристофера Марло и Уильяма Шекспира. Его Байрон впоследствии будет выбирать постоянно при написании трагедий и «мистерий». Периодически белый стих сменяется рифмованными фрагментами с различными размерами и видами рифмовок. Например, речь идет о заклинании, которое произносится в финале первого акта.

Литературное направление и жанр

Как и большинство других сочинений Байрона «Манфред» принадлежит к романтизму. Произведение проникнуто воспеванием свободы и индивидуализма (главный герой – одиночка, не желающий не перед кем преклонять колени), пафосом борьбы против общества (Манфред разочаровался в людях и покинул их). Жанр «Манфреда» - драматическая поэма. От драмы здесь – четкая и завершенная композиция; повторяемость одних и тех же образов, помогающих лучше раскрыть характер главного героя; воспроизведение конфликта, раскрываемого через действия персонажей и так далее. Кстати, конфликт Байрон взял типичный для романтизма – между человеком и миром. Лирическое начало проявляется во фрагментарности фабулы, раздумьях поэта, занимающих важнейшее место,

Основные темы

Важнейшая тема поэмы – тема знания как бремени. Манфред сумел проникнуть в тайны мира, достичь бессмертия. Он способен вызывать духов и управлять ими. Несмотря на это, обретенные знания тяготят его, даже с их помощью ему не под силу изменить существующий миропорядок. Во втором действии Манфред встречает охотника – человека доброго, умеющего радоваться простым вещам. В данном случае охотник олицетворяет определенную ступень познания. И здесь возникает противоречие, которое в рамках произведения Байрон разрешить не может. Как только охотник начнет углубляться в загадки природы, получит больше знаний, он тоже начнет ими тяготиться. Тем не менее свойство человека – развивать собственный разум, без этого никак.

Немаловажную роль в произведении играет тема свободы. На протяжении всей поэмы Манфред отказывается подчиняться кому-либо – фее Альп, духам, богу зла и так далее. Сама мысль о том, чтобы стать чьим-то рабом, претит ему.

Образ лирического героя

Манфред, главный герой поэмы, - мятежник и одиночка, человек, при помощи знаний сумевший достичь бессмертия. Вот только счастья это ему не принесло. Он погубил единственную женщину, которую любил, и не в силах вернуть ее. Знания обременяют его. Манфред призывает «духов тьмы и света» и просит у них забвения. Но они не могут помочь ему. Манфред – типичный романтический герой. Исключительная личность, изображенная в исключительных обстоятельствах. Его внутренний мир соткан из противоречий. В финале он отвергает как суд людской, так и суд божий, отказываясь становиться рабом и соглашаясь покориться только смерти. Манфред умирает, считая, что сам себя погубил, поэтому и карать тоже должен сам.

Творчество великого английского поэта Байрона вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме. Байронический герой несколько изменился в поэтических драмах. Точнее, перемена произошла в ситуации, в положении героя. В поэмах - по ходу отрывочного сюжета - герой был уже втянут в конфликт, давно, до начала произведения, находился в столкновении, в противоборстве. Заглавный герой первой байроновской поэтической драмы «Манфред» только еще ищет по-прежнему непокой , неудовлетворенность характеризуют и исчерпывают его внутреннее состояние, только неудовлетворенность эта стала еще более неизъяснимой. С личностью и творчеством Байрона оказалось связанным особое понятие - байронизм . Затем на смену даже не интересу или восторгу - преклонению перед байроновской поэзией пришла критика. А между тем «словом байронист браниться нельзя», как отметил Достоевский, он выразительно обрисовал байронизм: это, по его словам, протест колоссальной личности, выражение бесконечности тоски, глубочайшего разочарования, призыв, пробудивший сознание многих .

Самая мрачная из лирических драм Б. Но мотивы безнадежного отчаяния сочетаются в этом произведении с решимостью его героя до конца защищать свое чел.достоинство и свободу духа . Крушение надежд, связанных с просветительством , вот что лежит в основе того безысходного отчаяния, кот. овладело душой М. Он возненавидел порядки, утвердившиеся в общ-ве времен Реставрации, трагически переживал перерождение великих идеалов добра и равенства во всеобщий эгоизм , убожество, подлость, лицемерие. Прокляв людей М, бежит от них в свой заброшенный замок в Альпах. Замыкается в себе , но не может убежать от собственной совести, глубоко страдает от одиночества . Проклинает законы мироздания, собственное несовершенство, из-за которого он погубил любимую Астрату , т.к. М. жертва не только несправедливых общ.порядков, но и герой того времени, себялюбивый, надменный, злорадный. А. погибла, т.к. ее убила эгоистичная любовь М. Он упрекает себя в неспособности любить жертвенно. Герой приходит к выводу, что разум приносит лишь скорбь.

Характерные черты романтического героя.

Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал . Романтический герой - всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью , хотя она становится причиной его несчастий, его странности . Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми , не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом , со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий . Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом , особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего . Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти “железного века”. Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова - писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя - прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое “бегство от действительности”, уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом

"Нет, я не Байрон, я другой...", - писал не менее знаменитый и не менее талантливый поэт, наш соотечественник Михаил Юрьевич Лермонтов. А какой он, этот загадочный Байрон? Что он написал, и о чем? Понятны и актуальны ли будут его произведения сейчас, когда в литературе наблюдаются совершенно другие, отличные от романтического направления первой половины девятнадцатого столетия, тенденции? Попробуем ответить на этот вопрос, разобрав одно из самых известных произведений "Манфред".

О жизни великого Байрона

Джорж Гордрон Байрон - лорд Английского двора, национальный герой Греции... Но самое главное - один из величайших поэтов романтической эпохи, да и всей мировой литературы. Создатель таких литературных шедевров, как роман в стихах "Дон Жуан", поэм "Манфред", "Паломничество Чайльд-Гарольда", "Мазепа", разнообразных сборников и циклов стихотворений. Он не просто писал в духе романтизма, Байрон жил так, как и подобает романтическому герою произведений того времени. Родился в знатной, но бедной семье. Учился плохо, но сделал блестящую карьеру. Уже в студенческие годы (обучался в Кембриджском университете) Байрон выпустил свой первый сборник стихов "Часы досуга", который был жестоко раскритикован. В ответ на негативные отзывы поэт написал сатирическую поэму, благодаря которой все признали его талант. После были "Паломничество Чайлд-Гарольда", "Манфред"... Байрон работал чрезвычайно плодотворно и успешно. При этом успевал много путешествовать и много... любить. О романах писателя ходят легенды, притом правду бывает сложно отличить от выдумки. Достоверно известно, что он был женат, и женат по любви, однако по инициативе супруги Анны, урожденной Милбенк, пара была вынуждена развестись. Это не разбило горячего сердца поэта, после этого он еще не однажды был счастлив с женщинами, продолжал писать, ездил по разным странам. Последней из них стала Греция, за независимость от турков которой он боролся наравне с самими греками - там он заболел лихорадкой и умер. Байрону было 36 лет. Тело поэта было погребено в родовом склепе в графстве Ноттингемшир.

История создания поэмы "Манфред"

Байрон написал это произведение, находясь под впечатлением от поездки в Швейцарию, которая состоялась в 1816 году, почти сразу после скандального разрыва с женой. Поэт во время этого путешествия часто поднимался в Альпы и вдохновился таинственной и величественной природой этих мест.

В 1817 году "метафизическая драма", как сам автор обозначил жанр произведения, была опубликована. Стоит отметить, что многие события из личной жизни автора были отражены в поэме, поэтому ее отчасти можно назвать и автобиографической.

Пара слов о произведении

Интересно, что поэма Байрона "Манфред" вышла в свет примерно в одно и то же время, что и роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». А ведь авторы обоих произведений тесно дружили. Что же здесь интересного? Те, кто читал и то, и другое, наверняка отметили некоторые схожие черты двух шедевров. Оба они созданы в духе готического романа, оба наполнены мрачностью и пессимизмом. И оба стали открытиями в литературе: если "Франкенштейн" сделал знаменитой Мэри Шэлли, то "Манфред" открыл в таланте Байрона новую грань - здесь он проявил себя как выдающийся драматург.

"Манфред" Байрона нередко сравнивают с Гетевским "Фаустом". И имеют на это полное право - обе драмы в стихах поднимают глубинные, философские проблемы, герои этих великих произведений ищут ответы на самые сложные, фундаментальные вопросы бытия. К тому же, и в "Фаусте", и в "Манфреде" присутствует мистический элемент. Но не только концепции, но и структура этих драм во многом совпадает.

Начинается произведение с того, что герой подводит итоги своей жизни, вспоминает о былом - и оно его нисколько не радует. Манфред всего достиг, однако пользы в этом не видит. Единственное, что ему остается открыть - это забвение. В его поисках маг бродит по горам, обращается к духам, встречается с другими героями (охотник-самоубийца, фея), но никто не может ему помочь.

В финале в замок чернокнижника приходит аббат, который хочет очистить злого волшебника от скверны, стремится излечить его душу, однако это ему не удается. Манфред умирает, оставшись верен своему черному пессимизму.

Идея сверхчеловека

При анализе "Манфреда" Байрона нельзя обойти стороной главного героя - мага и чародея, всесильного Манфреда, в котором явно реализуется при этом сверхчеловека страдающего. Он на вершине познания, он обладает особой силой, может повелевать стихиями, сама природа подчиняется ему, что уж говорить о ничтожных людях. Однако Манфред в отчаянии - он, несмотря на все свое величие, не может найти себя, понять своего предназначения. Герой ищет забвения, но ничто и никто не может ему его дать. Он приходит к выводу, что знание - отнюдь не спасение, а величайшее зло, которое обрекает человека на погибель.

Но Байрон в Манфреде изобразил не такого уж и абстрактного героя-мыслителя, как это может показаться. Во многом этот персонаж сопоставим с Наполеоном. Титанический образ "злодея, низвергнутого в прах" из песни судеб по тексту произведения соотносится с главным героем, а, если выйти за рамки поэмы, то в нем явно угадываются черты Наполеона. К тому же и Манфред, и Наполеон являются носителями идеи, мировоззрения каждый своей эпохи (Манфред живет приблизительно между пятнадцатым и восемнадцатым веками).

Из века минувшего в век наступивший

Неужели сейчас нет таких "Манфредов" - великих, всемогущих, тех, которые совершают определенные поступки, а потом раскаиваются в них, сгорают со стыда, ищут утешения, пытаются забыться? В каждом из нас живет свой "Манфред", вечно сомневающийся, разочарованный, обреченный на страдания. И только мы решаем, какова будет его судьба. Байроновский - закончил трагедией. Что делать с вашим личным "Манфредом"? Может быть, прочитав поэму, вы ответите себе на этот вопрос.

Справочник