В каких произведениях маяковский осуждает приспособленцев. Сочинение на тему: Сатирические произведения Маяковского

30.03.2013 19616 0

Урок 45
Сатирическая лирика
и драматургия Маяковского

Цели : выявить особенности сатирических произведений Маяковского, отметив поэтическое новаторство; повторить родовые признаки лирики и драмы, проследить их проявление в произведениях Маяковского; развивать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

мало поредела.

Дела много –

только поспевать.

сначала переделать.

Переделав –

можно воспевать.

В. В. Маяковский

I. Чтение наизусть и анализ стихов Маяковского «А вы могли бы?», «Послушайте».

II. Вступительное слово учителя.

1. «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго еще будет нас ждать», – писала о поэте Марина Цветаева. Маяковский опередил свое время как художник. Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. Поэт и жизнь воспринимал сквозь призму творчества, созидания. Вспомним его лозунг: «Будущее не придет само, если не примем мер». Художник, по Маяковскому, призван научить людей строить новую жизнь.

Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увели чительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:

На метров тридцать

Догонять

Начальство

Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.

Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.

Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».

2. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Нате!», 1913 года.

Учитель . Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».

III. Чтение и анализ стихотворений «Прозаседавшиеся», «О дряни».

Примерный анализ стихотворения .

В 1920–1921 годах появилось стихотворение «О дряни», первое произведение, обличающее «мурло мещанина» нового советского времени.

Символом и спутником бюрократа в быту и на службе становится «оголтелая канареица». Этот образ пронизывает все стихотворение. Поэт предупреждает, что в государственных учреждениях засели, «наскоро оперенья переменив», чиновники, которые никакой пользы обществу не принесли и только, «намозолив от пятилетнего сиденья зады... свили уютные кабинеты и спаленки». Метафора «свили уютные кабинеты и спаленки» вызывает ассоциацию со знаменитой «птичкой божьей», не знающей «ни заботы, ни труда».

Довольно жестко Маяковский осуждает тех, кто все радости жизни видит только в мире вещей.

Вместе с автором мы наблюдаем за тем, как «та или иная мразь» на прибавку мечтает завести «тихоокеанские галифища». Подчеркивая омертвление души такого человека, неподвижность мыслей и чувств, поэт подбирает к его образу необыкновенное сравнение: он будет

Из штанов

выглядывать,

как коралловый риф.

Квартира чиновника наполнена символами коммунистического переустройства мира: здесь и портрет Маркса в алой рамочке, и газета «Известие». Но, оказывается, все это – дань моде. Даже серп и молот – только модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».

«Дрянь», по Маяковскому, – это люди, которые ограничили свои жизненные интересы миром вещей. Их головы, как и «уютные кабинеты и спаленки», заняты пианино, самоварами, «галифищами», платьями и клетками с «оголтелыми канареицами». Не находя «живых людей» среди таких чиновников, поэт вкладывает слова, содержащие идею произведения, в речь неживого предмета, заговорил портрет:

Маркс со стенки смотрел, смотрел...

Разинул рот,

Да как заорет:

«Опутали революцию обывательщины нити...

головы канарейкам сверните –

чтоб коммунизм

канарейками не был побит!»

IV. Драматургия Маяковского.

1. Слово учителя .

В мае 1928 года режиссер Всеволод Мейерхольд телеграфировал Маяковскому из Свердловска: «Последний раз обращаюсь к твоему благоразумию. Театр погибает. Нет пьес. От классиков принуждают отказаться. Прошу серьезного ответа: можно ли рассчитывать получить твою пьесу в течение лета. Телеграфь срочно...»

Маяковский ответил утвердительно и начал работу над пьесами о современности, материал для которых был хорошо известен поэту. Первая – феерическая комедия «Клоп» – осмеивала обывателей и советских мещан, тех новых мещан, торжество которых давно беспокоило Маяковского. Вторая – драма в шести действиях с цирком и фейерверками «Баня » – разоблачала мещанство политическое (бюрократов и приспособленцев).

2. Работа с текстом пьесы «Клоп».

В письмах к Татьяне Яковлевой отразился процесс работы Маяковского над пьесой «Клоп». В письме от 28 декабря 1928 года можно прочитать:

Что ты пишешь про Новый год? Сумасшедшая! Какой праздник может быть у меня без тебя. Я работаю. Это единственнейшее мое удовольствие».

В подготовке первого спектакля участвовали лучшие творческие силы, и уже в феврале 1929 года пьеса «Клоп» была поставлена в театре Мейерхольда. Роль «бывшего рабочего» Присыпкина, который «с треском отрывается от своего класса», исполнил Игорь Ильинский. Музыкальное оформление принадлежало молодому композитору Дмитрию Шостаковичу. Эскизы костюмов сделали художники Кукрыниксы (Куприянов , Крылов, Ник. Соколов).

– Маяковский-драматург утверждал: «...театр не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло». Как вы соотнесете эти слова с идейным содержанием пьесы?

– Где и когда происходит основное действие?

Как известно, пьеса «Клоп» состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой из них действие происходит в 1929 году в рабочем общежитии и в доме парикмахерской дочки Эльзевиры Ренесанс, то есть по соседству со зрителями того времени, возможно, как отмечал Маяковский, в Тамбове. Затем действие переносится на 50 лет вперед, в 1979 год, где происходит воскрешение Присыпкина, «замороженного» после пожара на собственной свадьбе.

– Какими представляете образы главных героев?

Присыпкин – Пьер Скрипкин, безусловно, стал, подобно мольеровскому Журдену, образом «вечного мещанина». Не трудно спроецировать особенности его поведения и речи на современных «новых» и «самых новых » русских. Маяковский , словно предвидя постоянное воспроизводство этих качеств, обращался к зрителю: «...но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого».

Маяковский отстаивал самоценность человека, обостряя конфликт жизни и смерти в образе девушки-самоубийцы Зои Березкиной. В нем просматривается одна из героинь поэмы «Облако в штанах» – художница Антонина Гумилина, влюбленная в Маяковского. По воспоминаниям Романа Якобсона, Гумилина часто рисовала Маяковского, свою свадьбу с ним. Потом увлеклась художником Шиманом, но в 1918 году, отчаявшись найти свое счастье, она покончила с собой. Но героиня пьесы все-таки спасена для будущего:

«Профессор . Самоубийство? Что такое «самоубийство»? (Ищет в словарях...) Вы стреляли в себя? Приговор? Суд? Ревтрибунал?

Зоя Березкина . Нет... Я сама.

Профессор . Сама? От неосторожности?

Зоя . Нет... От любви.

Профессор . Чушь... От любви надо мосты строить и детей рожать... А вы... Да!».

Дочь Маяковского, профессор Патриция Томпсон, пишет, что последняя реплика профессора – это слова ее матери, сказанные Маяковскому в Нью-Йорке в 1925 году.

Присыпкин, оказавшись в будущем, возмущен коллективной волей, решающей его воскресить. Он не хочет жить в стерильном обществе, где исчезли «влюбленные микробы» и нет места фотографии любимой . Зоологический сад, куда он был помещен, оказался для него клеткой с клопом, западней, из которой доносится голос Скрипкина:

«Граждане! Братцы! Свои! Родные!.. Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке?»

Фальшивому, насквозь пародийному миру противостоит только Любовь. «Любовь – это сердце всего. От нее разворачиваются и мысли, и дела...» – писал Маяковский в дневнике в дни создания поэмы «Про это». Противоположное определение любви дает репортер из пьесы «Клоп»:

«Древняя болезнь, когда человечья половая энергия, разумно распределяемая на всю жизнь, вдруг скоротечно конденсируется в одном воспалительном процессе, ведя к безрассудным и невероятным поступкам».

Сатирическое преувеличение стало важнейшим стилистическим приемом, формирующим жанровые особенности пьесы, ее композицию, характеристику персонажей.

Постановщик пьесы Мейерхольд указывал среди безусловных достоинств пьесы Маяковского ее «главное целеустремление: бичевать пороки сегодняшнего дня. Перебрасывая нас в 1979 год, Маяковский заставляет нас разглядывать не преображение мира, а ту же болезнь, что и в наши дни. Надо бороться с недостатками с большей энергией, чем теперь... Маяковский хочет показать, что болезни имеют глубокие корни, что нужны большие периоды времени и громадная активность для их изжития».

Одним из действующих сатирических приемов стала пародия . Например, сцена свадьбы Эльзевиры и Пьера строится как новый обряд, смесь партийного собрания и ресторанного застолья. По законам пародий строятся также эпизоды, связанные с гибелью и воскрешением Присыпкина. Сцены с замороженным Присыпкиным в обледеневшем погребе и строительной бригадой, обнаружившей «индивида», по наблюдению М. С. Петровского, похожи на ситуацию в романе американского писателя Эдуарда Беллами «Через сто лет» (1888). Герой этого социально-утопического романа тоже замерзает во время катастрофы накануне своей свадьбы и, размороженный через сто лет, знакомится с обществом будущего.

Очевидно, что-то не так в обществе торжествующего коллективизма, где очутился Присыпкин, если прежний «клоп, клопуля» оказывается ему ближе, чем стрелявшаяся из-за любви к нему, но выздоровевшая Зоя Березкина.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-рассуждение «Сила сатиры Маяковского».


Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его. Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.

Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию. Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления. К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны. В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие. Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922г. Тема бюрократии представлена в данном произведении. Это стихотворение – возмущение системой бюрократического апарата. Основу советской бюрократии составляют бессмысленные постоянные заседания и бумажная волокита. Чиновники не решают настоящие проблемы, они занимаются всем, но только не помощью народу. Государственные служащие не выполняют своих функций, то есть не служат и не помогают народу, им неважно, что обсуждать, главное сделать видимость бурной деятельности. В произведении использует автор различные средства выразительности: гипербола в названиях заседаний («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»), для того, чтобы подчеркнуть их бессмысленность; автор высмеивает пустые и ненужные собрания, на которые чиновники тратят весь рабочий день. Ирония в том, что на заседаниях чиновники присутствуют без головы, автор хотел показать всю бесполезность их собраний. Маяковский осуждает бюрократический аппарат за то, что из-за его безалаберности страдают обычные граждане.

Обновлено: 2017-11-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Как меняется внутреннее состояние лирического героя по мере развития сюжета приведенного фрагмента?

В начале фрагмента лирический герой относится с неким подозрением к солнцу, он «сконфужен», поэтому дерзит собеседнику. Однако по мере разговора герой сбрасывает серьезность и завязывает с солнцем непринужденную, дружественную беседу, перейдя на «ты». Герой более не испытывает страха перед собеседником, а наоборот, чувствует душевное спокойствие и даже позволяет себе по-доброму хлопнуть его по плечу. Солнце убеждает героя в том, что значение труда огромно, и как оно поддерживает жизнь всего живого, так и герой должен своими стихами нести пользу народу. С этими словами настроение героя меняется на воодушевленное и решительное, о чем свидетельствуют последние строки.

В каких произведениях русской литературы раскрывается мысль о значимости искусства и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В.

Маяковского?

Мысль о значимости искусства раскрывается в таких стихотворениях, как «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасова и «Одним толчком согнать ладью живую…» А.А. Фета.

Как и в стихотворении Маяковского, у Некрасова поэтический труд ассоциируется с несением пользы народу. Если солнце Маяковского призывает поэта оживить, воспеть «у мира в сером хламе» и убеждает его «светить всегда, светить везде, до последних донца», несмотря ни на какие преграды, то гражданин Некрасова уверяет поэта в том, что нельзя сидеть на месте, а нужно нести пользу своим творчеством: «И не иди во стан безвредных, / Когда полезным можешь быть!».

В стихотворении Фета тоже идет речь о значимости искусства. Так, поэт считает, что искусство – это умение превращать печальное в веселое и делить с людьми их чувства. Он пишет: «Тоскливый сон прервать единым звуком, …/Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, /Чужое вмиг почувствовать своим». Так же и Маяковский в стихотворении упоминает несколько раз о свете, который поэт своим творчеством несет в массы, освещая самые темные закоулки человеческих душ.

Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В. Маяковского «Нате»?

В данном стихотворении раскрывается внутренняя противоречивость поэта. С одной стороны, поэт – чувствительный, ранимый человек, отрывший людям «столько стихов шкатулок», человек, «на бабочку…сердца» которого взбираются «грязные, в калошах и без калош». Но с другой стороны, это грубый «гунн», который ничем не обязан обществу и не станет «кривляться» перед непонимающей его публикой, а просто «плюнет» им в лицо. Таким образом, противоречивость образа поэта состоит в сочетании в нем грубости и ранимости.

В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем эти произведения близки стихотворению В.В. Маяковского?

Тема взаимоотношений поэта и толпы раскрывается в таких стихотворениях, как «Пророк» М.Ю. Лермонтова и «Мне ни к чему одические рати…» А.А. Ахматовой.

Лирический герой Лермонтова – поэт-изгнанник. Как и у Маяковского, он непонятый толпой, отчужденный человек, слова которого не находят отклика в душах людей: «Провозглашать я стал любви /И правды чистые ученья/ В меня все ближние меня/ Бросали бешено каменья…».

Анна Ахматова в своем стихотворении говорит о том, что, несмотря на тяжелый процесс написания стихотворений, она их пишет «на радость» читателей и ей. Так же и Маяковский творит для людей, раскрывает перед читателями «бабочку поэтиного сердца» и множество «стихов шкатулок».

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов.

В данном стихотворении Маяковский поднимает ряд проблемных вопросов. Главенствует в ней, конечно, проблема бюрократизма. Маяковский осуждает оторванных от забот и нужд народа чиновников, которые пошли на службу только чтобы отсиживаться в уютных кабинетах. Также поэт высмеивает низменные потребности человека, который мечтает не о чем-то великом, а о новых «галифищах» и платье. Поэт требует, чтобы государственные люди занимались развитием страны, служили на ее благо, а не предавались обывательским мечтам о материальном благе. Именно эти злободневные и «вечные» вопросы поднимает Маяковский.

В каких произведениях русских писателей звучат сатирические мотивы и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского?

Сатирические мотивы звучат в таких стихотворениях, как «Размышления у парадного подъезда» Н.А. Некрасова и «Нате!» В.В. Маяковского.

Читая стихотворение Некрасова, можно разглядеть насмешку поэта над «владельцем роскошных палат», который умрет в окружении любимой семьи, на самом деле ждущей его смерти с нетерпеньем: «Ты уснешь, окружен попечением / Дорогой и любимой семьи / (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».Как и Маяковский, Некрасов в своем стихотворении осуждает представителя власти: некрасовский чиновник гонит в шею пришедших к нему крестьян, а чиновник Маяковского вместо занятия проблемами народа размышляет о том, какие галифища купит с прибавкой.

В стихотворении «Нате!» Маяковский обличает низменные потребности людей, сатирически изображая их: «Вот вы мужчина, у вас в усах капуста/ где-то недокушанных, недоеденных щей; / вот вы, женщина, на вас белила густо, / вы смотрите устрицей из раковин вещей». Как и в стихотворении «О дряни», здесь поэт высмеивает людей, озабоченных не духовными проблемами, а материальными.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.

Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов

На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта - ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.

В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны - злая сатира. Герои его - унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:

Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.

Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.

Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех - это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи - обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.

Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне -
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:

На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину - образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:

Опутали революцию обывательщины нити -
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:

Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: - Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!

И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
- Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя -
еще обидится правительство!

В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов - «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.

(на примере пьес «Клоп» и «Баня»)

Сегодня читатели, писатели и литературные критики все чаще обращаются к творческому наследию В. Маяковского. И это закономерно: в наше время особый отклик в душах людей находит и высокий гражданский пафос поэта, и его мечта о гармоничном человеке, и, конечно же, беспощадное бичевание всего отсталого, тормозящего развитие общества. Особенно ярко талант Маяковского – сатирика проявился в его драматургии, где усилилась обозначившаяся в стихах тенденция к изобличению негативного и борьбе с ним. Вспомним слова Режиссера из «Бани»: «Мы можем ошибаться, но мы хотели поставить наш театр на службу борьбы и строительства. Посмотрят - заработают, посмотрят - и взбудоражатся, посмотрят - и разоблачат».

Объектом критики в пьесах В. Маяковского стали наиболее опасные явления социальной жизни: «Баня» бичует бюрократизм, противопоставляя его всему здоровому, прогрессивному, «Клоп» разоблачает мещанство. Бюрократизм и мещанство - эти два взаимосвязанных явления оказались стойкими неизлечимыми недугами общества, с годами лишь меняющими свое обличье. Пьеса «Клоп» была написана Маяковским в конце 1928 года. Борьба с мещанством, с грязным «клопиным» уютом обывательщины - такова основная идейная направленность пьесы, ее главная творческая задача. Художественная форма, разработанная Маяковским для воплощения идейного замысла произведения, была оригинальна и необычна.

Огромной удачей писателя-сатирика явилось создание им образа закоренелого бюрократа Победоносикова, одного из самых опасных мерзавцев, сохранившихся и в наше время. Однако идея пьесы, ее содержание не исчерпывается темой бюрократизма, получившей развитие в образах Оптимистенко, Иван Иваныча и других отрицательных персонажах. Борьба с заскорузлостью, делячеством, бюрократизмом - вот что составляет идейную направленность пьесы В. Маяковского и делает ее особенно актуальной в наши дни. Драматург-сатирик вывел в «Бане» остро сатирические образы засевших в учреждении обывателей, которые не только воплощают в себе все пороки бюрократизма, но и по самому своему назначению являются результатом бюрократических измышлений. Верховный надличностный бюрократ - «Главное управление по согласованию», его задача - «увязывать и согласовывать вопросы», оно совершенно оторвано от жизни. Его начальник Победоносиков - чванливый, тупой, зазнавшийся человечишка, подменяющий реальную работу показной шумихой. Это чиновник до мозга костей: все его понятия лишены реального содержания, его речи изобилуют словесными штампами.

Образ Победоносикова дополняется образами Оптимистенко, Мезальянсовой, Ивана Ивановича. Эти люди закостенели в своем привычном быту, более того - они становятся на пути тех, кто стремится к новому. В отличие от «Клопа», Маяковский назвал «Баню» не комедией, а драмой - очевидно, этим он хотел подчеркнуть трудность борьбы с бюрократизмом и косностью мысли. Рисуя образы тех, кто противостоит бюрократам, поэт раскрывает двойной смысл одного и того же явления: изобретатель Чудаков и явившаяся из будущего Фосфорическая женщина олицетворяют творческую фантазию и фантастику, рабочие Велосипедкин, Фоскин, Двойкин и Тройкин - конкретную практику. Но рабочие не просто технические исполнители - они идейные борцы за создание машины времени. И поэтому символизируют творческую связь физического и умственного труда: «Мы и рабочие, мы и вузовцы», - говорят они. Еще редкое в 1929 году, это явление стало в наше время типичным. Здесь Маяковский обнаруживает удивительный дар предвидения. Хотя «Баня» написана прозой, но это проза великого поэта. Она так отточена, что кажется, будто слушаешь стихи. Слова, которые произносят действующие лица, необычайно ярко характеризуют их: это блестящие сатирические образцы идиотизма канцелярского «слога».

Произведения «Клоп» и «Баня» - органичные составляющие всей художественной системы В. Маяковского. Оригинальная новаторская форма дала возможность драматургу- сатирику сделать широкие социально-философские, общечеловеческие обобщения. Гротеск, элементы фантастики, доведение до логического абсурда идеи бюрократизма и мещанства - все это служит единой цели - познанию и разоблачению отрицательных явлений общественной жизни. Если у драматургов - современников поэта - точкой зрения на события является время настоящее, то в комедиях В. Маяковского осуждение мещан и бюрократов производится с позиции будущего, способного представить эти явления отстраненно, гротескно (ситуация кунсткамеры, зоопарка, музея). Только так можно было достигнуть эффекта укрупнения явления, что составляет особенность гротескного стиля Маяковского.

К сожалению, пороки, на которые обрушивался поэт в начале ХХ века, до сих пор не изжиты. Именно поэтому и сегодня, через 70 с лишним лет после создания пьес, эти произведения Маяковского остаются по-настоящему актуальными и современными.

«Старый мир

из жизни вырос,

развевайте мертвое в дым».

В. Маяковский. «МЮД»

В. Маяковский ненавидел мещанство, обывательщину, рассматривал их не только как бытовое, но и как политическое явление. Он вел против них неослаб-ную борьбу на протяжении многих лет, потому что видел в распространении обы-вательщины и мещанства опасность для общества. Он наблюдал за тем, как они изменяют свои позиции, своё обличье в зависимости от изменения обстановки. Враг, против которого выступал Маяковский, был реальный, живой и очень жи-вучий. Начало этой борьбы мы видим в стихотворении «О дряни», написанном в 1921 году. Продолжение её можно найти в лирической поэме «Про это». Здесь даётся первая наметка темы пьесы «Клоп» - сопоставление обывателей с клопа-ми, их «солидарность». «С матрацев, вздымая постельные тряпки, клопы, при-ветствуя, подняли лапки».

В пьесе «Клоп», опубликованной в январе 1929 года, Маяковский сконцентри-ровал накопившуюся за многие годы ненависть к мещанству. Основная проблема пьесы - разоблачение «сегодняшнего мещанства». В заметке о «Клопе», разъяс-няя идейный смысл и направление пьесы, Маяковский писал, что факты пошло-сти и обывательщины, которые шли в его «руки и голову», «прессовались и соби-рались» «в две центральные фигуры комедии: Присыпкина и Олега Баяна».

Олег Баян - махровый обыватель, пошляк и подхалим. Маяковский изобли-чает в нём гнусного приспособленца. Бездарный стихоплет, болтун и лжец Олег Баян с необычайной лёгкостью, ничуть не краснея, может ловко ввернуть в свою речь осуждение прошлого, «когда мы стонали под игом самодержавия», напом-нить о времени, «когда мы с вами умирали под Перекопом», поболтать о «счастье человечества». Само «красное трудовое бракосочетание» Присыпкина с Эльзевирой Ренесанс Олег Баян представляет как сочетание «безвестного, но великого труда с поверженным, но очаровательным капиталом».

Олег Баян не только подхалим и приспособленец, он идеолог мещанства и пошлости. Предельно сгущая краски, Маяковский разоблачает его, показывая негативное влияние подобного рода людей на неустойчивых представителей рабо-чего класса. Но наиболее опасным воплощением «сегодняшнего мещанства» Ма-яковский видел в Присыпкине.

Присыпкин предстаёт перед зрителем в тот момент, когда «с треском отрыва-ется от своего класса», он перерождается из рабочего в «бывшего рабочего», в «бывшего партийца». Уже первые реплики Присыпкина достаточно ярко рису-ют облик самоуверенного, тупого обывателя, жаждущего мещанского благополу-чия. «Красное трудовое бракосочетание» окончательно дорисовывает образ глав-ного героя. Свадьба оказалась самой обыкновенной мещанской свадьбой с руганью и мордобоем. Заканчивается она пожаром.

Автор сжигает в огне пожара и Баяна, и Ренесансов с их гостями, но сохраня-ет Присыпкина. Спустя год размороженный Присыпкин помещён в клетку как «обывателиус вульгарно». Разница между «клопусом нормализом» и «обывателиусом вульгарисом» невелика. Один, упившись на «теле одного человека, падает» под кровать, а «обывателиус вульгарис», упившись на теле всего человечества, падает на кровать». Борясь против современного ему мещанства, Маяковский стремится довести эту борьбу до конца. Перед самым закрытием занавеса Присыпкин выхо-дит из клетки, он видит себе подобных в зале и восторженно орет им: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Сколько вас?!»

Обыватель жив и до сих пор, Присыпкины ходят между нами. Вот что страшно!

Главным объектом для своей критики Маяковский в следующей пьесе «Баня» избрал Победоносикова, главначпупса, закоренелого чиновника и бюрократа. Это человек, который подчиняет интересы дела интересам карьеры. Подобно Присыпкину, именующему себя «гегемоном», Победоносиков причисляет себя «к работни-кам вселенной» и считает вправе говорить «от имени всех рабочих и крестьян». Его «образцовое» учреждение на поверку оказывается образцовой бюрократической канцелярией, где «бумаги годами лежат в полном порядке», а для прошений, жа-лоб и отношений устроен конвейер. Но само отношение к этим жалобам и прошениям бездушное, доходящее до издевательства над людьми. Нагло самоуверенный Победоносиков кичится тем, что «поднялся вверх по умственной, служебной и по квар-тирной лестнице». А в действительности он круглый невежда. Как и всякий бю-рократ, Победоносиков увлечён собственной карьерой, устраивает личные дела за счёт государства. Он продвигает дела тех, кто оказывает ему личные услуги. Но самое страшное в Победоносикове, как и в любом бюрократе, - это его косность, которая мешает творческой деятельности людей, парализует её. Тяжёлой глыбой встаёт Победоносиков на пути осуществления изобретённой Чудаковым машины времени. А когда вопреки ему изобретение начинает жить, Победоносиков пытает-ся приписывать славу изобретения себе. Шаг за шагом Маяковский дорисовывает портрет главначпупса Победоносикова, показывая его как карьериста, шкурника, много болтающего, постоянно пребывающего в бездействии.

Под стать Победоносикову и его ближайшее окружение: секретарь главнач-пупса Оптимистенко, Иван Иваныч, Мезальянсова. Маяковский говорил, что «все эти типы», включая и самого Победоносикова, «вместе должны составить общую фигуру «бюрократа». Материал с сайта

«Он гладкий и полированный, как дачный шар. На его зеркальной чистоте только начальство отражается, и то вверх ногами», - эти слова Велосипедкина заключают в себе верную характеристику Оптимистенко, равнодушного ко всему и ко всем, угодничающего перед начальником и готового в любой момент сме-нить его на другого. «Нам всё равно, какое лицо стоит во главе учреждения, по-тому что мы уважаем только то лицо, которое поставлено и стоит», - такова позиция этого прожженного подхалима и бюрократа, не имеющего ни убеждений, ни совести, ни чести.

Победоносикова и Оптимистенко дополняет Иван Иваныч. Он тоже говорит от имени рабочих и крестьян, тоже болтлив и невежествен. Он хвастает, что был в Ливерпуле и «осматривал дом, где жил Антидюринг», удивляется, что в Анг-лии «везде англичане», а в Швейцарии «везде одни швейцарцы». Он старается воз-высить себя, демонстрируя свои широкие связи с ответственными товарищами.

Не менее интересна сотрудница ВОКС мадам Мезальянсова, которая переводит не только с иностранного на русский, но и с «нашего на рабоче-крестьянский».

И Победоносиков и Оптимистенко, и другие отрицательные персонажи - обобщённые, типизированные образы, в основе каждого из них лежат подлинные жизненные явления. Маяковский понимал, что

«Сразу не выпарить бюрократов рой. Не хватит ни бань, ни мыла вам!»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • маяковский- враг пошлости и обывательщины
  • маяковський песи
  • сотирические пьесы маяковского
  • основные объекты сатирического разоблачения в пьесе
  • сколько пьес написал маяковский?
B. В. Маяковский. Лирика

Список художественных произведений: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нерв­но», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Нео­бычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилей­ное», « Прозаседавшиеся».

1. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,

Пели будто:


Грабь.
Груб.

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

за зевакой зевака,

штаны, пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:


  • Лошадь упала! -

  • Упала лошадь! -

  • Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я

и вижу


глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,

течёт по-своему...

Подошёл и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,


все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,

и не нуждалась в няньке,

может быть,

и мысль ей моя казалась пошла,

только


лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула


и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребёнок.

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребёнок,

и стоило жить,

и работать стоило.


  1. На какой московской улице происходит описан­ное поэтом событие?

  2. Найдите в тексте каламбурную рифму, которая построена на полном созвучии слов-омонимов. Выпи­шите это слово.

  3. Как называется приём нанизывания сходных со­гласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?

  4. Назовите тип рифмы, благодаря которой связы­ваются слова «шерсти» и «шелесте»?

  5. «Ветром опита, льдом обута» - такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) он использует.

  6. Какой приём поэтического синтаксиса исполь­зован в заключительных двух стихах («и стоило жить / и работать стоило»)?
2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5 -10 предложений) СЗ, С4

Варианты заданий СЗ

А) Как мотивирован в стихотворении образ «улица опрокинулась» ? Настя

В) Какими художественными приёмами охарактеризован в стихотворении образ толпы зевак? Ирина

Г) Лошадь в стихотворении получает два контрастных определения («старая» и «ребёнок»). Как вы объ­ясните это расхождение «возрастных» оценок? Татьяна

Варианты заданий С4

А) У каких русских поэтов встречаются стихотворения, построенные на материале уличных впечатлений лирического героя? Анна

Б) В каких произведениях русских писателей упо­минаются события, происходящие на московских улицах? Маша

3. Задания С5


  1. М. Цветаева назвала В. Маяковского «каторжани­ном нынешнего дня». Как отразились в этой оценке жизненные идеалы и особенности поведения лириче­ского героя Маяковского? Настя

  2. «Ярость творческой совести» - вот что увидел в поэзии Маяковского Б. Пастернак. В чём новизна представлений Маяковского о предназначении поэта и поэзии? Враждебно настроенные по отношению к Ма­яковскому критики называли его поэтом «люмпенов», маргинальных социальных слоев. Какие тематические компоненты его поэзии давали повод к подобной не­справедливой оценке? Ирина

  3. Д. Шостакович признавался, что «писать музы­ку на стихи Маяковского... оказалось очень трудным, как-то не получалось». Как вы считаете, почему? Татьяна
5. Одно из стихотворений В. Маяковского посвящено «необычайному приключению». Как взаимодействуют в его поэзии фантастика и реальность? Маша

6. Какова позиция В. Маяковского по отношению к времени и вечности?

7. Установка на обновление стиха - одна из важней­ших особенностей творчества Маяковского. А как сказалась в его лирике русская поэтическая традиция? Анна

Примерные сочинения

СЗ. «Все мы немножко лошади», - заявляет лириче­ский герой стихотворения. В чём он чувствует сходство между собой и лошадью?

История, случившаяся с лошадью, даёт поэту по­вод рассказать читателю о себе самом, о своей «звери­ной тоске» и об умении преодолевать её. В этом отноше­нии лошадь - своеобразный двойник лирического ге­роя, не случайно он утешает её словами «все мы немножко лошади». Вероятно, подспудно обыгрывается фразеологизм «работать как лошадь»: лириче­ский герой Маяковского - неутомимый труженик, устроитель жизни, не дающий себе ни минуты покоя. Попутно автор даёт сатирическую зарисовку сгрудив­шихся зевак, для которых несчастье живого су­щества - лишь повод для глупого смеха. Главная идея стихотворения - жизнеутверждающая: стоит жить и работать, потому что все трудности преодолимы, если в мире есть хотя бы одно понимающее тебя существо.

С4. В творчестве каких русских писателей отноше­ние персонажа (или лирического героя) к лошади выяв­ляет его жизненную позицию?

Примеров «встреч» персонажа с лошадью в рус­ской классике предостаточно. Породистый жеребец мо­жет быть главным «другом» или целью жизненных устремлений персонажа: именно такими открываются горцы Казбич и Азамат в повести М. Лермонтова «Бэ­ла» из «Героя нашего времени». У современника В. Маяковского - С. Есенина - бегущий наперегонки с поездом жеребёнок вызывает печальную мысль о на­ступлении «стальной конницы» на беззащитную жи­вую природу («Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает, что живых коней/ Победила стальная конница?»). Пронзительные по своей эмоциональности эпизоды «общения человека с лошадью встречаются в прозе А. Чехова (рассказ «Тоска») и М. Шолохова («Тихий Дон»).

С5.1. «Это был король метафор...» - сказал о В. Мая­ковском один из самых стилистически ярких русских писателей XX века Ю. Олеша. В чём необычность мета­форы в поэзии Маяковского?

Изобретательная работа с метафорой - одна h: i главных примет поэтического новаторства В. Маяков с кого. «Депо метафор» - так метафорически отозвал с л о его поэтическом мире один из критиков. Главной предпосылкой к активному использованию этого тропа стала специфика художественной образности Маяков­ского, в основе которой - взаимосвязь и взаимопро­никновение реальности и фантастики. Собственно гово­ря, сама ситуация разговора лирического героя с лошадью в приведённом стихотворении заведомо ус­ловна, однако поэт заставляет читателя верить в «ре­альность» происходящего.

Подобное сочетание условности и правдоподобия можно увидеть и в стихотворениях «Прозаседавшиеся» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» (да и во многих других). Чаще всего в них выразительно используется приём реализо­ванной метафоры. Лексическая метафора «заход солн­ца» оборачивается в стихотворении целым рассказом об общении лирического героя с дневным светилом, за­глянувшим к поэту в гости. «Гоняя чаи», поэт и солнце ведут разговор о своих «профессиональных» заботах, соглашаясь в итоге, что у них по существу общая задача - «светить всегда». В стихотворении «Прозасе­давшиеся» реализуется метафора «разорваться на час­ти»: герой застаёт в кабинете лишь «половины людей», потому что «они на двух заседаниях сразу».

Как видим, именно метафора становится зерном сю­жета: разворачивая её, Маяковский выстраивает це­лый рассказ в стихах. Это вторая особенность метафористики Маяковского: помимо «одиночных» метафор он очень часто использует целые серии сходных ино­сказаний, рождающихся из общего «образного корня». Яркие примеры развёрнутых метафор - серия метафорических уподоблений поэзии бухгалтерскому делу или оружию в стихотворении «Разговор с финиш-иск тором о поэзии» («рифма -вексель», «мелочишка суффиксов и флексий», «касса склонений и спряжений»; «строчка- фитиль», «строка додымит»), а также во вступлении к поэме «Во весь голос» («страниц войска», «строчечный фронт», «жерла нацеленных заглавий», «пики рифм», «кавалерия острот»). Метафоры Маяковского очень разнообразны, потому что основанием для образного «переноса» могут слу­жить и сходство формы, и звуковая близость, и светоцветовые «переклички» сопоставляемых в метафо­ре явлений. (280 слов.)

В. В. Маяковский. «Облако в штанах»

1. Прочитайте приведённый ниже отрывок из произ­ведения и выполните задания.


Это взвело на Голгофы аудиторий

Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,

и не было ни одного,

который


не кричал бы:

распни его!»
Но мне -


и те, что обидели -

вы мне всего дороже и ближе.

как собака бьющую руку лижет?!

обсмеянный у сегодняшнего племени,

как длинный

скабрезный анекдот,

вижу идущего через горы времени,

которого не видит никто.


Где глаз людей обрывается куцый,

главой голодных орд,

в терновом венце революций

грядёт шестнадцатый год.

А я у вас - его предтеча;

я - где боль, везде;

на каждой капле слёзовой течи

распял себя на кресте.

Уже ничего простить нельзя.

Я выжег души, где нежность растили.

Это труднее, чем взять

тысячу тысяч Бастилии!

приход его

мятежом оглашая,

выйдете к Спасителю -

душу вытащу,

растопчу,

чтоб большая! -

и окровавленную дам, как знамя.


  1. В русле какого модернистского течения начинал свой творческий путь В. Маяковский? Назовите это течение.

  2. Какой авторский жанровый подзаголовок дал своей поэме В. Маяковский?

  3. Назовите имя возлюбленной лирического героя.

  1. В приведённом фрагменте упоминаются четыре крупных города Российской империи начала XX ве­ка. В каком из них происходит действие поэмы? Назо­вите его.

  2. Как называется приём художественно обуслов­ленного преувеличения, использованный поэтом в следующем двустишии: «Это труднее, чем взять / тыся­чу тысяч Бастилий!»?

  3. В. Маяковский известен как поэт, активно ис­пользовавший неологизмы. Найдите неологизм в при­ведённом фрагменте и выпишите словосочетание с этим неологизмом в именительном падеже.

2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)

Варианты заданий СЗ

A) Почему, на ваш взгляд, лирическому герою «все­го дороже и ближе» «те, что обидели»? Маша

Б) Какими смысловыми ассоциациями связан с со­держанием фрагмента образ Бастилии? Анна

B) Кого же видит лирический герой идущим «через горы времени»? Настя

Варианты заданий С4

А) В каких произведениях русской литературы поэт наделяется миссией пророка? Настя

Б) В творчестве каких русских поэтов лирический герой соотносит свои чувства с явлениями вселенского масштаба? Ирина

3. Задания С5

Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необхо­димые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проб­лемы.


  1. Лирический герой поэмы «Облако в штанах» в од­ном из фрагментов называет себя Заратустрой сегод­няшнего дня. Какие ницшеанские мотивы получили развитие в поэме?
Ирина, Настя, Маша

  1. Любовное чувство в поэме «Облако в штанах» рас­крывается через метафору болезни. В каких других образных вариациях представлена в поэме тема люб­ви-страдания и как они связаны между собой? Анна, Татьяна
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ

СЗ. Как вы объясните метафору «в терновом венце революций / грядёт шестнадцатый год» и какими другими мифологическими образами из приведённого фрагмента она подкреплена?

Данная метафора - в одном смысловом ряду с та-KMMII образами, упомянутыми во фрагменте, как Голго­фа, распятие, крест, Спаситель, предтеча. «Терновый ненец» - атрибут мифологического образа Иисуса Христа, символ его крестных мук, которые он принял во имя спасения человечества. Предтеча - тот, кто пер­вым предсказал это событие (Иоанн Предтеча, который крестил его в Иордани). Голгофа (Лысая гора) - место распятия Христа. Все эти образные компоненты соот­ветствуют первоначальному «еретическому» заглавию поэмы «Тринадцатый апостол». В приведённом фраг­менте лирический герой выступает в роли пророка, предсказывающего приход новой исторической эры. Образ Иоанна Предтечи, упомянутый в этой главе, свя­зан с личной мифологией В. Маяковского: дата его рождения (7 июля) по христианскому календарю при­ходится на праздник Рождества Иоанна Крестителя (Предтечи).
С4. В произведениях каких русских писателей - современников В. Маяковского дана субъективная ав­торская интерпретация образа Иисуса Христа?

«Неканонический», крайне «субъективный» об­раз Христа создан в поэме А. Блока «Двенадцать». Вме­сто «тернового венца» на голове Иисуса - «белый вен­чик из роз», в его руках - «кровавый флаг», а за ним следуют - вместо апостолов - двенадцать красноар­мейцев с винтовками в руках. Другой пример автор­ской интерпретации евангельской легенды - «ершалаимские» главы романа М. Булгакова «Мастер и Марга­рита». Иешуа Га-Ноцри у Булгакова - не Сын Божий, а бродячий философ, не помнящий своего отца-си­рийца; он, как и сам М. Булгаков, наделён способ­ностью врачевать людей, но других «чудес» не демон­стрирует. Среди других авторов - современников Маяковского, обращавшихся к образам христиан­ской мифологии и давших «неканоническую» их ин­терпретацию, - Л. Андреев (повесть «Иуда Искари­от»), Н. Гумилёв (поэма «Блудный сын»), А. Ремизов («Иоанн Предтеча») и др.

В.В. Маяковский - русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей авто­биографии писал: «Я - поэт. Этим и интересен». Родился

В.В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроче­ские годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Моск­ву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал- демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП. За активную подпольную революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную ра­боту, для того чтобы «делать социалистическое искусство». Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает по­святить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направле­ния - футуризма. В. Маяковский пишет манифест - литератур­ную программу футуристов - «Пощечина общественному вкусу» (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свиде­тельствуют о незаурядном таланте поэта. В.В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образ­ность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха - поэт пишет произведения «лесенкой», чтобы пе­редать мельчайшие оттенки поэтической речи. Например, в стихо­творении «А вы могли бы?» (1913) реальная действительность со­прикасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы»)

В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

В произведении образ города изображается живописно и музы­кально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы. Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напо­минает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с му­зыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используе­мая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту. Настоящий художник слова может даже на таком стран­ном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А.П. Платонов: «Всякий человек желает уви­деть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности». Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение «А вы могли бы?» передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях пред­революционного периода («Нате!» (1913), «Вам!» (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. По­эт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении «Нате!» сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребитель­ском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.

Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковско­го: «Гимн здоровью» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн взятке» (1915), «Гимн обеду» (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наобо­рот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от ок­ружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравст­венность, бездуховность, обывательщину. В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн - торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием - злую иронию - поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении «Гимн обеду» выводится иронический образ обжоры-обывателя:
Ты так не хуже! Наоборот,
Если б рот один, без глаз, без затылка,
Сразу могла б поместиться в рот
Целая фаршированная тыква.

В данном произведении дана натуралистическая картина пре­вращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспери­ментирует в области стиха. Такое отношение к традиционному сти­хосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтиче­ский текст более понятным читателю. Например, стихотворение «Послушайте!» (1914) - лирическая миниатюра, центральным ху­дожественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Обращение - основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель.

В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пи­шет поэму «Облако в штанах» (1915). Постепенно границы футуриз­ма становятся тесны для В.В. Маяковского. Он начинает сотрудни­чать в журнале «Новый сатирикон», знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант.

Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит «музыку революции», стремится в настоящем увидеть приближение будущего.

Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: «Хоро­шо» (1927), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Центральным худо­жественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом:
А моя
страна -
подросток, -
твори,
выдумывай,
пробуй!
(«Хорошо»)

После революции В.В. Маяковский продолжает писать сатири­ческие произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточ­ничество, подхалимство - вновь появившиеся пороки человеческо­го общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях «Подлиза», «Прозаседавшиеся», ведущим сатириче­ским приемом становится гротеск - происходит смешение реаль­ного и фантастического. Например, в стихотворении «Прозаседав­шиеся» дан образ раздвоившегося человека:Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.

Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раз­двоение личности. В стихотворении «Подлиза» дан образ подхали­ма-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собствен­ного достоинства, о человеческом облике:
Этот сорт народа -
тих
и бесформен,
словно студень…

В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Итоговые сати­рические произведения - комедии «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930).

В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появля­ются и трагические образы. Например, в стихотворении «Хорошее от­ношение к лошадям» (1918) раскрываются пороки современного обще­ства. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание. Толь­ко лирический герой испытал «какую-то общую звериную тоску»:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их плоше?…

Фраза из стихотворения: «…все мы немножко лошади», стала крылатой. Очевиден гуманистический пафос стихотворения, На­строение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвя­кал», - стук лошадиных копыт:
Били копыта.


Страница: [ 1 ] 9 класс