Технология педагогического общения. Презентация " стили педагогического общения" Презентация педагогическое общение функции стили модели культура

Данный материал был представлен для выступления на областном учебном семинаре для руководителей образовательных учреждений и их заместителей «Коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса. Построение коммуникаций внутри образовательного учреждения», который проводился в марте 2011 г. кафедрой управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО. В сообщении рассматриваются различные виды педагогического общения и их результативность. Папка с материалами содержит мультимедийную презентацию выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, от умения слушать, понимать ученика, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

Автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

Авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для уч-ся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений уч-ся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится меньше вмешиваться в жизнедеятельность уч-ся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой уч-ся либо идет на поводу их желаний;

- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя со уч-ся, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят!"

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики".

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

(Участникам семинара можно предложить самостоятельно выбрать название стиля общения по его описанию)

Модель I - "Сократ". Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II - "Руководитель групповой дискуссии". Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III - "Мастер". Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV - "Генерал" . Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V - "Менеджер". Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI - "Тренер". Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное - конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII - "Гид". Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны зара--нее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, - выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

ДИАЛОГ И МОНОЛОГ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых уч-ся, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые уч-ся - лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых уч-ся.

Модель неконтактная ("Китайская стена") - близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми уч-ся, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") - основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров. В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание. Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения уч-ся с фронтальным подходом.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель - коллектив уч-ся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная ("Тетерев") - заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична. Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята. Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

Модель гиперрефлексная ("Гамлет") - противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых уч-ся, принимая их на свой счет. Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у уч-ся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования ("Робот") - взаимоотношения преподавателя со уч-ся строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние уч-ся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие: низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная ("Я - сам") - учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых уч-ся, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию. До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Следствие: воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

(Участникам семинара предлагается выбрать самую продуктивную модель общения и обосновать свой выбор)

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации.

Это тоже можно сделать в виде диалога

Вынести в кучу признаки и предложить их разместить на 2 группы: Негативная и позитивная установка

Наличие негативной установки преподавателя на того или другого уч-ся можно определить по следующим признакам: преподаватель дает "плохому" уч-ся меньше времени на ответ, чем "хорошему"; не использует наводящие вопросы и подсказки, при неверном ответе спешит переадресовать вопрос другому уч-ся или отвечает сам; чаще порицает и меньше поощряет; не реагирует на удачное действие уч-ся и не замечает его успехов; иногда вообще не работает с ним на занятии.

Соответственно о наличии позитивной установки можно судить по таким деталям: дольше ждет ответа на вопрос; при затруднении задает наводящие вопросы, поощряет улыбкой, взглядам; при неверном ответе не спешит с оценкой, а старается подкорректировать его; чаще обращается к уч-ся взглядом в ходе занятия и т. п. Специальные исследования показывают, что "плохие" уч-ся в четыре раза реже обращаются к педагогу, чем "хорошие"; они остро чувствуют необъективность педагога и болезненно переживают ее.

Реализуя свою установку по отношению к "хорошим" и "плохим" уч-ся, педагог без специального намерения оказывает, тем не менее, сильное влияние на уч-ся, как бы определяя программу их дальнейшего развития.

Наиболее эффективно решать педагогические задачи позволяет демократический стиль при котором преподаватель учитывает индивидуальные особенности уч-ся, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. Преподаватель, владеющий таким стилем, осознанно ставит задачи перед уч-ся, не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах.

По сути, этот стиль общения можно охарактеризовать как личностный. Выработать его может только человек, имеющий высокий уровень профессионального самоосознания, способный к постоянному самоанализу своего поведения и адекватной самооценке.

Профессионально-важные качества педагогического общения

1) интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОСТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2) способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания людей;

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие э зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей уч-ся;

4) умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении;

5) умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, управлять своими психическими состояниями, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) коммуникации;

7) умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на уч-ся в требуемом направлении;

10) способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применением различных приемов воздействия, "приспособлений" и "пристроек").

Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.


Навыки общения

Слайдов: 8 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 31

Программа тренинга педагогической эффективности «Навыки конструктивного общения с обучающимися». Задачи тренинга. Тема 1. Поддержка. Цель занятия: Понять различия между похвалой, знаком внимания и поддержкой. Освоить навыки поддержки применительно к ситуациям в лицее. Тема 2. Техники слушания. Тема 3. «Я-высказывание». Цель занятия: Понять психологическое различие между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием». Освоить навык «Я-высказывания». Тема 4. Индивидуальные особенности подростков. - Навыки общения.pps

Общение учителей

Слайдов: 21 Слов: 1029 Звуков: 0 Эффектов: 0

Развитие и саморазвитие педагогической компетентности в работе с детьми, родителями. Общение. Позиция «над». Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Позиция «наравне». Позиция «под». Информационная функция. Социально – перцептивная функция. Самопрезентативная функция. Интерактивная функция. При общении происходит обмен идеями, образами и действиями. Аффективная функция. (Аффект – душевное волнение, страсть.) Общение должно быть комфортным. Должна быть социальная установка на другого человека: чувство уважения, симпатии. Соревнование (конкуренция) – «Акула». - Общение учителей.ppt

Общение педагогов

Слайдов: 25 Слов: 2297 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическая коммуникация. Педагогическое общение. Будет ли ПО оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Однако здесь следует избегать панибратства. (Молодые педагоги). 3. Общение – дистанция относится к самым распространенным типам ПО. Такой стиль формирует отношения «преподаватель – студент». Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторите. Чаще всего – сочетание стилей при преобладании одного. За рубежом классификация ПО предложена М.Таленом. Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Модель 3. «Мастер». Модель 4. «Генерал». - Общение педагогов.ppt

Педагогическое общение

Слайдов: 36 Слов: 3434 Звуков: 0 Эффектов: 0

Теория и практика педагогического общения. Стили общения. Авторитарный Попустительский Демократический Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Общение-дистанция Общение – устрашение Заигрывание. Авторитарный. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Попустительский. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. Демократический. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. - Педагогическое общение.ppt

Основы педагогического общения

Слайдов: 10 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 21

Психологические основы педагогического общения. Аспекты педагогического общения. Педагогическое творчество в процессе общения с учащимися. Общение с детьми в процессе педагогического творчества. Стили руководства по Курту Левину (1938 год). Тема 1. «Психологические основы педагогического общения». Стиль общения по школе в %. Гуманитарные. Естественно-математические. Обществоведческие. Начальные. Эстетические. Три состояния человека по теории Э.Берна. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. ТЕМА 2.Ролевые позиции в педагогическом общении в %. Сочетание трех «Я» в поведении. - Основы педагогического общения.ppt

Стили педагогического общения

Слайдов: 14 Слов: 944 Звуков: 0 Эффектов: 74

Стили педагогического общения. Четкость социальной и профессиональной позиции учителя. Позиция педагога. Особенности коммуникативных возможностей педагога. Виды стилей. Авторитарный стиль. Самостоятельность и инициативу. Попустительский стиль. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства. Демократический стиль. Активно-положительное отношение к учащимся. Педагоги демократического стиля общения. Стиль общения и учитель. - Стили педагогического общения.ppt

Мастерство педагогического общения

Слайдов: 26 Слов: 657 Звуков: 0 Эффектов: 79

Мастерство педагогического общения. Педагогическое общение и его функции. Общение. Педагогическое общение. Приемы и навыки. Функции педагогического общения. Этапы педагогического общения. Формула стиля педагогического общения. Стили педагогического общения. Стили работы. Стили отношений. Продуктивный стиль. Непродуктивный стиль. Стиль педагогического общения. Роли учителя в профессиональной деятельности. Отстранение от учащихся. Китайская стена. Локатор. Робот. Тетерев. Друг. Гамлет. Учитель главный. Бумеранг. - Мастерство педагогического общения.ppt

Технология педагогического общения

Слайдов: 18 Слов: 1773 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология педагогического общения. Понятие общение. Общение и деятельность. Общение и отношение. Разновидности общения. Профессионально-педагогическое общение. Цели профессионально-педагогического общения. Функции профессионально-педагогического общения. Содержание профессионально-педагогического общения. Структура профессионально-педагогического общения. Средства профессионально-педагогического общения. Особенности профессиональной позиции. Социальные роли. Уровни общения педагогов и школьников. Общение в конфликтных ситуациях. Способы разрешения конфликтов. - Технология педагогического общения.ppt

Педагогическое взаимодействие

Слайдов: 27 Слов: 1120 Звуков: 0 Эффектов: 18

Педагогическое общение. Взаимодействие педагога и ученика. Роль общения в пед. процессе. Задачи обучения. Общение. Взаимоотношения, психологические контакты между учителем и детьми. Психологические ситуации, стимулирующие самообразование. Уровни педагогического взаимодействия. Самопознание, самопроектирование, самоанализ, самооценка. Уровни общения. Ученик выступает в непосредственное взаимодействие. Виды взаимодействия педагога. Характеристики для определения типов педагогического взаимодействия. Типы взаимодействия. Диагностика «Дерево взаимоотношений». Сотрудничество. - Педагогическое взаимодействие.ppt

Формы педагогического взаимодействия

Слайдов: 15 Слов: 455 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическое взаимодействие. Уровни и типы педагогического взаимодействия. Учитель. Стили педагогического взаимодействия. Средняя школа. Основные идеи педагогики сотрудничества. Обучение самоанализу. Тема педсовета. Здоровьесбережение. Психологический климат урока. Индивидуальный стиль деятельности. Типы индивидуального стиля деятельности. - Формы педагогического взаимодействия.ppt

Педагогическая техника

Слайдов: 14 Слов: 603 Звуков: 0 Эффектов: 6

Средство повышения уровня профессионального развития педагога. Каменский. Макаренко. Инструмент воспитательного влияния. Педагогическая техника. Техника владения своим поведением. Педагогический оптимизм. Постоянная бодрость. Техника организации контакта. Рекомендации к проведению индивидуальной беседы. Совокупность профессиональных умений. Личностный диапазон. Совершенный учитель. - Педагогическая техника.ppt

Педагог и ученик

Слайдов: 20 Слов: 799 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогический совет «от конфликта к культуре педагогического общения». Повестка: 1. Что такое культура общения? (Теоретическая часть и практикум. Толстова А.А. Техника педагогического общения в конфликтных ситуациях. Практикум. Школьный психолог Кириллова И.Г. Что такое «культура общения»? Первый этап обсуждения вопроса. Какие особенности и тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»? Второй этап обсуждения вопроса. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива». - Педагог и ученик.ppt

Взаимодействие педагога и учащегося

Слайдов: 17 Слов: 2290 Звуков: 0 Эффектов: 20

Эффективные стили взаимодействия педагога и учащегося. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. Выделяют и негативные стили общения. При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. - Взаимодействие педагога и учащегося.ppt

Педагогическая этика

Слайдов: 22 Слов: 1306 Звуков: 0 Эффектов: 69

Педагогическая этика. Счастье-это когда тебя понимают. План. Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности. Некоторые качества педагога. Педагогическая этика-часть педагогического мастерства. Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе. Требования педагогической этики. Педагогический такт. Основные признаки педагогического такта. Педагогическое разрешение конфликта. Правила разрешения конфликтов. Попытаться понять мотивы поведения собеседника. Согласовать цель. Закрепить свою позицию. Своим поведением повлиять на партнера (ученика, коллегу). - Педагогическая этика.ppt

Этика в профессии педагога

Слайдов: 31 Слов: 2788 Звуков: 0 Эффектов: 0

Культура и этикет в профессии педагога. Характеристика. Педагогическая эрудиция. Педагогическое творчество. Педагогическое мастерство. Педагогическая техника. Культура речи. Педагогическое целеполагание. Общение и поведение педагога. Самовоспитание и самообразование. Педагогическая техника как педагогическое явление. Педагогическая культура учителя. Этика. Педагогическая этика. Первые элементы педагогической этики. В эпоху Средневековья и Возрождения. В эпоху Просвещения. В советское время и в последние годы. Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали. - Этика в профессии педагога.ppt

Решение педагогических ситуаций

Слайдов: 13 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 13

Определение. Фазы развития педагогической ситуации. Сущность педагогической ситуации. Развитие. Разрешение. Противоречие. Классификация педагогических ситуаций. Этапы решения педагогической ситуации. Третья проблема- обилие бумажек, отчетов, невозможности на чем-либо сосредоточиться. Четвертая- собственная эмоциональная усталость, связанная со множеством быстро меняющихся факторов. Конструктивное решение конфликтных ситуаций- необходимый элемент профессиональной подготовки учителя. Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие. Положительное в работе учителя часто забывается, промахи помнятся долго. -

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Педагогическая коммуникация. Педагогическое общение (ПО) – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. ПО – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогическиз трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Анализ первых профессиональных шагов преподавателей обнаруживает явление, которое можно назвать педагогическим импринтингом (мгновенным запечатлением) : *

Cлайд 4

Педагогическое общение результаты самых первых контактов со студентами определяют выбор направления, по которому пойдет дальнейшая эволюция профессионально-педагогического общения. 2. Человеческие взаимоотношения в учебном процессе должны строиться на субъектно – субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт «преподаватель – студент», а межличностный контакт, в результате которого возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения. *

Cлайд 5

Педагогическое общение Таким образом, замена межролевого общения межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия «коммуникативное ядро личности» входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей, как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике – личность, столь же значимую, как и он сам. *

Cлайд 6

Педагогическое общение Будет ли ПО оптимальным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать. Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «я», проявляют формализм в отношении к студентам, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» проявляется неосознанное подлаживание к студентам, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности. У педагогов с центрацией «я-другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. *

Cлайд 7

Педагогическое общение. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподаватель – студент» и всего обучения в целом. 3. Стили ПО. Известный психолог В.А.Кан – Калик выделял следующие стили педагогического общения: 1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним студенты по пятам ходят». В ВШ интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. 2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако здесь следует избегать панибратства. (Молодые педагоги). *

Cлайд 8

Педагогическое общение. 3. Общение – дистанция относится к самым распространенным типам ПО. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании, со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения «преподаватель – студент». Но это не означает, что студенты должны воспринимать преподавателя как сверстника. 4. Общение – устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. 5. Общение – заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторите о *

Cлайд 9

Педагогическое общение. Чаще всего – сочетание стилей при преобладании одного. За рубежом классификация ПО предложена М.Таленом. Модель 1. «Сократ» Преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий их на занятиях.Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; студенты усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать. Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Главное – достижение сотрудничества между студентами, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результатов дискуссии. Модель 3. «Мастер». Образец для подражания,подлежащий безусловному копированию.Не столько в учебном процессе, сколько в жизни вообще. *

Cлайд 10

Педагогическое общение. Модель 4. «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а студенты как армейские новобранцы, должны беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. Этот стиль – самый распространенный. Модель 5. «Менеджер». Преподаватель стремится к обсуждению с каждым студентом смысли решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата. Модель 6. «Тренер». Атмосфера в группе пронизана духом корпоративности. Студенты как игроки одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но вместе они могут многое. Преподаватель -= вдохновитель групповых усилий, для которого главное – конечный результат. *

Cлайд 11

Педагогическое общение Модель 7 –»Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэ Тому зачастую откровенно скучен. *

Cлайд 12

Педагогическое мастерство ПВШ Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства ПВШ является дидактическое осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, являющейся основным ориентиром в вопросах обучения в ВШ. В дидактике рассматриваются наиболее общие вопросы. Дело преподавателя ВШ – глубоко осмысливать их и творчески использовать в конструировании своей преподавательской деятельности. *

Cлайд 13

Cлайд 14

Педагогическая коммуникация 1. Сущность и генезис педагогического общения. 2. Гуманизация обучения как основа педагогического общения. 3. Стили педагогического общения. 4. Диалог и монолог в педагогическом общении. 5. Содержание и структура педагогического общения. 6. Особенности педагогического общения в вузе. *

Cлайд 15

Педагогическая коммуникация. -Диалог и монолог в педагогическом общении. Монолог: Статусное доминирование субъектно-объектных отношений, Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях, целях, задачах, Принуждение студентов посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии, Догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению, Стереотипность методов и приемов воздействия. Преобладание дисциплинарных приемов. Субъективная и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки. *

Cлайд 16

Педагогическое общение Диалог: Личностное равенство, субъектно-субъектные отношения. Центрация не только на своих потребностях, но и на потребностях студентов. Накопление потенциала согласия и сотрудничества. Свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления. Стремление к творчеству, личному и профессиональному росту, импровизационность, экспериментирование. Преобладание приемов, ориентированных на самостоятельную деятельность студентов. Стремление к объективному контролю результатов деятельности студентов, индивидуальному подходу и учету полимотивированности их поступков. *

Cлайд 17

Педагогическое общение Диаметральная противоположность монологической и диалогической форм педагогического общения. Это отличие составляет сущность педагогического сотрудничества, когда в своей деятельности преподаватель отходит от привычных представлений о труде педагога, где один (педагог) должен учить и направлять развитие, воспитывать, а другие учиться и развиваться под его руководством. Каковы условия плодотворного педагогического общения на основе педагогического сотрудничества? 1. ПС – двусторонний процесс, основанный на взаимодействии преподаватель – студент, успешность которого зависит от деятельности и личности педагога и деятельности студента. 2. Педагогическое взаимодействие адекватно индивидуальным возможностям личности студента, способствуя их максимальному проявлению *

Cлайд 18

Cлайд 19

Педагогическое общение Это – личностное взаимодействие в совместной деятельности преподавателя и студента. И в этом смысле общение выступает как важнейший инструмент решения учебно-воспитательных задач. Без организации продуктивного общения преподавателя и студентов невозможно плодотворно реализовать дидактические и собственно воспитательные задачи вуза. Общение выступает в трех аспектах: 1. Как средство решения учебных задач, 2. Как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса. 3. Как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности. *

Cлайд 20

Педагогическое общение Итак, преподаватель вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляет система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога студентам. Многочисленные исследования и практика показывают, что молодые педагоги испытывают трудности в налаживании педагогического общения, взаимоотношений со студентами в сфере личностных контактов, а именно к ней студенты предъявляют значительные требования. Чтобы овладеть основами профессионально-педагогического общения со студентами, необходимо знать его содержательные и процессуальные характеристики. Педагогическое взаимодействие – процесс творческий независимо от того, какой аспект общения имеется в виду: решение учебно-воспитательных задач или организация взаимоотношений. Творческий характер носит и решение педагогических задач, и процесс воплощения этого решения в общении со студентами. *

Cлайд 21

Педагогическое общение От того, какая информация отобрана, как она выстроена, как сочетаются в ней общее и частное и как это доносится до аудитории, обсуждается, проверяется, понимается и оценивается студентами, зависят успех лекции, качество знаний, взаимный контакт. Если взять устойчивые формы вузовской учебной деятельности (лекцию, семинар, практические занятия, лабораторные работы), то процесс подготовки к ним и их проведение включают в себя определенную коммуникативную структуру, которую необходимо освоить творчески. Этапы педагогического общения: 1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности. 2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, с группой. *

Cлайд 22

Педагогическое общение 3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности. Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно: педагогическим целям и задачам, общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории, творческой индивидуальности самого педагога, индивидуальным особенностям студентов. Все это представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создание атмосферы общения. «Учение – это не механическая передача знаний, а сложнейшие человеческие взаимоотношения» . В.А.Сухомлинский. *

Cлайд 23

Педагогическое общение Второй этап. Это начальный период общения,организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности.Элементы этого этапа: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения. Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общения настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы. (Сумеет ли настроить аудиторию, создать ауру притягательности?) Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватными. Следовательно, кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней: *

Cлайд 24

Педагогическое общение 1. Становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами.2. Разработка психологически обоснованной партитуры лекции (использование элементов беседы, риторические вопросы. Ситуации размышления). 3). Создание обстановки коллективного поиска, совместных раздумий. 4) Управление познавательной деятельностью студентов. Стиль общения снимает психологический барьер возраста и опыта, способствует организации взаимоотношений на основе увлеченностью совместной деятельностью. 5) Единство делового и личностного аспектов, обеспечивающее не только информационный строй лекции, но и самовыражение личности педагога. Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе. На 4-м этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу. *

Cлайд 25

Педагогическое общение Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения. Его выработке способствуют такие приемы: включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности, участие студентов в заседаниях кафедры, совместная научно-исследовательская работа, совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессиях, книгах, участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы») *

Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее – смысл вашей работы. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами. Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.

Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

Текст к презентации

«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

2) Общение-дистанция

3) Общение – устрашение

4) Заигрывание

Все стили общения вам понятны по названию.

Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

(по Р. Липпиту и К. Уайту)

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

СЛАЙД 5: Демократический

Аналогично

СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

Аналогично

СЛАЙД 7: Смешанный стиль

В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

(по Н. Е. Щурковой)

Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

Какие схемы вы отнесете к уровневым?

В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!

Валентность