В чем причина своеобразия рельефа западной сибири. В чем причина своеобразия рельефа Западно-Сибирской равнины? Рельефообразующие факторы Западно-Сибирской равнины

Публикация материала об аутентичном обряде русской свадьбы, примеры которого можно видеть в некоторых восточных районах Вологодской области, как мы видим, создала дискуссию о том, почему именно в этом регионе, традиционная, народная культура дореволюционного периода, смогла начать возрождаться в нашу эпоху. Попробуем сформулировать некоторые ответы на этот вопрос.

Это действительно уникальный регион в том смысле, что здесь не утеряно многое из того, что составляет культурное наследие нашей страны. Есть целый ряд причин, которые обеспечили функционирование своеобразной "резервации" давно канувших в лету в масштабах страны культурных форматов. Это причины и географического и историко-политического характера.

Разумеется, после Великой Отечественной войны, в десятилетия расцвета советской эпохи, "бабушкины обряды" ушли в подполье, и постепенно забывались. Но в отличие от большинства других регионов центральной части России, процессы урбанизации, в иных областях, стартовавшие еще в последние десятилетия XIX века, здесь задержались как минимум на полвека. И по большому счету урбанизация, в тех масштабах, в которых она происходила в целом по стране, здесь не получилась. До самого последнего времени здесь была, а во многом есть и сейчас, живая и не всегда сильно изменившаяся со стародавних пор деревня.
Сейчас тенденции депопуляции сельской местности в восточных районах Вологодской области вызывают тревогу. Но, здесь не произошло столь значительного по времени разрыва между теми эпохами, когда была жива традиционная народная культура и нынешним временем. Скажем, в областях, непосредственно граничащих со столичным регионом, депопуляция деревни начала происходить еще в последние десятилетия позапрошлого столетия, и этот процесс набирал обороты в течение всего XX века – три войны, коллективизация, индустриализация за счет сельского кадрового ресурса, плюс укрупнение колхозов.
Все эти драматичные для деревни процессы, стерли даже из исторической памяти ныне живущих там людей, все, что связано с традиционной культурой. Поколения, которые могли помнить о том, "как все было на самом деле", ушли еще 30-е, 40-е годы прошлого столетия, что отмечено, кстати, в литературе и кинематографе.
Здесь же, в отрезанном от большого мира «медвежьем углу», как мы увидели на примере традиционного свадебного обряда, носители аутентичной культуры, по крайней мере, воспитанные еще в традиционной деревне, бывает, живы и сегодня. И когда в 90-х годах у энтузиастов возник интерес к народной культуре, рядом с ними оказались источники знаний и навыков. Цепочка преемственности не порвалась и это дает возможность сегодня каждому прочувствовать вкус и дух той жизни, которой жили наши далекие предки.

Удаленность сыграла важную роль в сохранении аутентичной культурной среды. Поблизости нет больших городов, до 80-х годов прошлого века здесь не было даже автомобильных дорог, которые связывали бы регион с "большой землей". Нельзя при этом сказать, что эти районы были изолированы от внешнего мира. В советское время работала авиация, по реке Сухона осуществлялась навигация, было пассажирское сообщение. Но отсутствие миграционных потоков, очень небольшое число приезжих из других регионов, плотные человеческие связи местных жителей – все эти факторы благотворно сказались на социальной среде.
Демографический кризис, кардинально повлиявший на жизнь в этих местах, случился уже в эпоху Великой Отечественной войны и сразу после нее. Как сообщается в одной из книг по краеведению Нюксенского района, с фронта не вернулись около двух с половиной тысяч жителей этого района. Насколько это много, можно понять, если знать, что и сейчас все население этого района едва дотягивает до десяти тысяч человек. Но не только потери войны стали причиной демографического кризиса. Как пишут краеведы, львиная доля тех участников ВОВ, выходцев из района, кто выжил, не вернулись домой в свои села, оставшись поднимать лежащие в руинах города. И третье: массовый выезд сельской молодежи, вплоть до начала 60-х годов, для работы в городах, на предприятиях и промыслах Севера. Все это нанесло, как мы теперь видим, непоправимый урон демографическому потенциалу региона. Но, тем не менее, все это случилось намного позже, чем в среднем по стране.

Благотворно на сохранение аутентичной социальной среды влияет и особая атмосфера жизни в регионе. Социология сейчас активно изучает жизнь отдаленных территорий. Выводы исследователей, многие из которых собирали полевой материал именно в Вологодской области, в значительной степени применимы для обобщения ситуации и в тех районах, о которых мы сейчас говорим.
Социологи обнаружили, что существует прямая связь между возрастом того или иного поселения, форматом хозяйственной деятельности и отношениями между людьми, живущими в нем. Скажем, возникшие в советское время населенные пункты, в которых были значительные миграции, сегодня представляют из себя даже не сообщество, а собрание «атомизированных домохозяйств», расположенных по соседству друг с другом лишь по той причине, что наличествует общая, необходимая для жизни инфраструктура в данной, конкретной точке. Никакого глубокого контакта между людьми нет, отсутствуют сообщества как таковые.
И, напротив, во многих исторически сложившихся поселениях, с богатой историей, наличием плотных человеческих, в том числе семейно-родственных отношений, сохраняется при всех возможных издержках, атмосфера взаимоподержки, близости, единения. Чем отдаленнее местность от регионов, активно всасывающих в себя человеческий капитал, тем более явственно выражена эта тенденция.
В этом смысле, районы востока Вологодской области яркий и необычный для нашей страны образчик живого коллективизма. В более южных областях центральной части страны, деревенский коллективизм, это чаще всего о жизни местных маргиналов. Здесь же цельность местных сообществ важный фактор, создающий атмосферу живой глубинки, места, где люди выглядят иногда вполне счастливыми, при том, что ни от каких проблем здесь не убежать.

И последнее. Отдаленность региона исторически сформировала в нем структуру социальных отношений в обществе, несколько отличную от "стандарта" времен Российской Империи. В этом в принципе нет ничего необычного – чем дальше от центра, тем меньшим было распространение крепостного права, тем больше фактических свобод было у населения, хотя это может быть немного грубое обобщение, но в целом так.
В лесных далях бассейна Сухоны крестьяне имели возможность самостоятельно вести хозяйство, их положение было несоизмеримо лучшим, нежели у крестьян в центральных губерниях. Многие жили зажиточно, это способствовало, несомненно, развитию культуры.
Сочетание вышеописанных факторов в основе сегодняшней самобытности и "нестандартности" региона востока Вологодской области. В любом случае, это интересное в культурном и социальном плане пространство, которое нужно изучать и которое стоит посещать.

Русская религиозная философия по праву может быть названа феноменом в истории развития мировой мысли – «она в корне, в основной тенденции своейсущественно оригинальна» 5 . И это не преувеличение – свидетельством этому непрекращающийся и все возрастающий интерес к русским мыслителям со стороны. Причин появления этого феномена несколько. Прежде всего, Россия вXVIII–XIXв. оказалась местом встречи двух различных духовных, культурных и мировоззренческих традиций. Россия тогда еще действительножила Православием – и в этом смысле она находилась еще далеко до того внутреннего опустошения, какое уже имело место в Европе. Поэтому русская мысль всегда быларелигиозной, никогда не оказывалась в разрыве со своей религиозной стихией, и в этом заключается основная причина своеобразия русской философии. С другой стороны, философия в России начала пробуждаться тогда, когда рядом, на Западе, шла напряженная и активная работа философской мысли. Поэтому Россия во многом выступала здесь не в роли первооткрывателя, но в роли ученика, однако ученика весьма своеобразного. Различные идеи, которые проникают в Россию начиная с ереси жидовствующих, будучи привлекательными, в то же самое время во многом не были органичными для русского самосознания. Поэтому развитие русской философии можно сравнить с ростом молодого, талантливого, творчески свободного – в смысле незакомплексованного - и сильного духом ученика, который не просто глотает все, что ему преподают, но что-то принимает, что-то отвергает, и в нем идет сложнейший процесс формирования, который зависит с одной стороны от внешних влияний, с другой – от внутренней глубинной личностной жизни самого человека. Если Европа считала себя потомком античной философии и имела уже терминологию и понятийный аппарат, восходивший к античности (т.к. латинский язык «был и церковно и культурно общим для всего Запада, в то же времянепосредственно связывая его с античностью» 6 ), то в России ничего подобного не было. Именно поэтому русская философия оказалась в чем-то более свободной, нежели Западная: в этом плане ее можно сравнить с неофитом, который не довольствуется «жизнью по послушанию», а хочет все понять, и поэтому может быть свободен от тех стойких стереотипов, какими богаты люди, выросшие в духовной традиции. Русская философия формируется на фоне и в тесной связи с западноевропейской философией, и в то же время питается совершенно иными соками, имеет корни, восходящие к иной духовной традиции, нежели западное христианство. Н. Бердяев пишет, что русская религиозная мысль «делала дело, аналогичное тому, которое делали в свое время греческие учителя церкви. Как те пользовались высшей философией своего времени, Платоном и неоплатонизмом, для защиты и раскрытия христианской истины, данной в откровении, так русские религиозные мыслители делали то же дело, пользуясь высшей философией своего времени, Шеллингом и германским идеализмом» 7 .

Таким образом, своеобразие русской философской мысли было обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) глубокая связь с религиозной почвой; 2) наличие на Западе в то время богатой философской жизни; 3) совмещение ученичества и собственноготворчества 8 .

«Эта философия есть характерно русское явление. И в других странах существуют отдельные религиозные мыслители, но эти мыслители нигде не составили целой школы вольной философской мысли, представленной преимущественно светскими людьми, которая доминировала бы над всеми остальными философскими течениями, как это имело место в России» 9 . Значение этой философии состоит в том, что "в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада" 10 .

Самостоятельная философская мысль в России появляется лишь во второй половине XVIII в. Следующий век уже становится временем интенсивного развития, во время которого проясняются основные направления дальнейшего развития отечественной философии.

* Климат и география.

* Традиционализм культуры.

* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.

* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления

* Оно более интровертно, чем западное мышление.

* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.

* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

Религия и философия в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

* Жесткая кастовая социальная структура.

* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.

* Интровертный характер религиозности

* Приоритет иррационального над рациональным.

Философия Античности

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.

Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов:

Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.

Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.

Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.

Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.

И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти - не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в области философии Платон и Аристотель - не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).

Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).

Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.

1)По картам учебника или атласа определите, с какими крупными природными районами граничит Западная Сибирь, какие формы поверхности здесь преобладают.

Западная Сибирь граничит с Уралом, Средней Сибирью, Южной Сибирью

2)Какие субъекты федерации входят в состав этого природного региона.

Ямало-Ненецкий авто6омный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Тюменская область, Омская область, Томская область, Новосибирская область.

Вопросы в параграфе

*По карте учебника определите, какую геометрическую фигуру напоминают очертания Западно-Сибирской равнины. В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой - наибольшая?

Равнина имеет форму трапеции.

*По рисунку расскажите об основных этапах развития территории Западно-Сибирской равнины.

Основу равнины составляет древняя палеозойская платформа. Фундамент перекрыт мощным чехлом мезозойских и кайнозойских морских и континентальных преимущественно песчано-глинистых отложений.

*По картам учебника и атласа установите, какое количество солнечной радиации получает северная, средняя» и южная части Западно-Сибирской равнины, какие средние температуры января и июля характерны для этих территорий.

Средние годовые температуры от -10,5°C на севере до 1-2°C на юге, средние температуры января от -28 до -16°C, июля от 4 до 22°C.

Солнечная радиация распределяется следующим образом: север – 800МДж/м2, средняя полоса – 1600, юг – около 2000 МДж/м2.

*Как распределяются осадки на Западно-Сибирской равнине? Объясните почему.

Распределение осадков по территории имеет зональный характер. Наибольшее количество их (550 - 650 мм) выпадает в полосе, протянувшейся от Урала до Енисея через среднее течение Оби (лесная зона). В пределах этой полосы наблюдается некоторое увеличение осадков к востоку, обусловленное барьерной ролью Среднесибирского плоскогорья и повышением влажности воздуха при прохождении над заболоченной поверхностью равнины.

К северу и к югу от полосы наибольших осадков количество их постепенно уменьшается до 350 мм. К северу это происходит из-за возрастания повторяемости арктического воздуха с малым влагосодержанием, а к югу из-за ослабления циклонической деятельности и повышения температур.

Вопросы в конце параграфа

2. Сравните географическое положение Западно-Сибирской и Русской равнин и определите черты их сходства и различия.

Западно-Сибирская и Русская равнины находятся на материке Евразия, расположены в высоких широтах, имеют большие площади. Русская равнина занимает Европейскую часть. Среди всех равнин нашей Родины только она выходит к двум океанам. Россия расположена в центральной и восточной частях равнины. Она простирается от побережья Балтийского моря до Уральских гор, от Баренцева и Белого морей - до Азовского и Каспийского. Западно-Сиби́рская равни́на - равнина на севере Азии, занимает всю западную часть Сибири от Уральских гор на западе до Среднесибирского плоскогорья на востоке. На севере ограничена побережьем Карского моря, на юге простирается до Казахского мелкосопочника, на юго-востоке Западно-Сибирская равнина.

3. В чем причина своеобразия рельефа Западно-Сибирской равнины?

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые мощным осадочным чехлом (3-4 тыс. м) перекрыли плиту палеозойского возраста. Горизонтальное наслоение осадочных пластов - главная причина плоского рельефа равнины.

4. Объясните причину сильной заболоченности равнины?

ричин образования столь обширных заболоченных площадей несколько: наличие избыточного увлажнения, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, низкие температуры воздуха, способность торфа, который преобладает здесь, удерживать воду в количествах, во много раз превышающих вес торфяной массы.

Строение атома