Краткая биография Некрасова: самое главное и основное. Николай алексеевич некрасов Николай алексеевич некрасов детство поэта

Николая Алексеевич Некрасова мы знаем как великого русского народного поэта, как публициста, издателя, сатирика и юмориста, автора драматургических произведений, редактора и вдохновителя журнала «Современник» и «Отечественные записки».

Мы знаем Николая Алексеевича как интересного автора, который отразил в своих произведениях то, что ему досталось пережить самому, и то, что он видел вокруг себя.

Становление классика происходило в непростых условиях. Много выпало на его долю такого, что закалило в самом начале пути. О его детстве сохранилось немного информации, но вполне достаточно, чтобы нарисовать общую картину, и довольно яркую. Очень в этом помогли стихи самого поэта, написанные уже в зрелом возрасте.

Первые годы жизни

Родился Николай Алексеевич 28 ноября 1821 года на Украине в городе Немиров Каменец-Подольской губернии, который находится недалеко от Винницы. Там квартировал полк, где служил его отец. Коля был третьим ребёнком в семье.

Вот этот обычный, ничем не примечательный дом.

Дворянская семья, в которой родился будущий поэт и писатель, была самой обычной. Когда-то это семейство было очень зажиточным, но и теперь не бедствовало. Семейная трагедия состояла в том, что богатые предки, только родившегося ребёнка, были неравнодушны к картам. В своё время дед Коли, зажиточный помещик, проиграл большую часть своего состояния.

Когда отец Коли, секунд-майор Алексей Сергеевич Некрасов ушёл в отставку, со всем своим семейством он поселился недалеко от Ярославля, в небольшом имении Грешнево (в некоторых источниках Грешнёво).

Имение находилось в долине, среди бескрайних полей и бесконечных лугов. Хозяйский дом был на берегу Волги. Здесь, в деревни мальчик будет жить до поступления в гимназию, до 1832 года.

Вот как сам поэт описал своё детство:

...среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть.

Семья была многодетной - четырнадцать детей. Правда, до взрослого возраста выросло всего четверо. У взрослого Николая Алексеевича было два брата и одна сестра.

Ребёнок видел безудержные разгулы отца. Видел как тяжело всё это терпеть матери.

По приезду в имение, семья нашла его в запустении. Нужна была хозяйская рука. Кроме того, имелся ряд процессов по имению. Всё это вынудило отца Некрасова поступить на службу, и он получил должность исправника.

С трёхлетнего возраста отец возил мальчика с собой по делам. Поэтому малышу приходилось видеть мёртвых, наблюдать всевозможные выбивания недоимок. В этих побоях, разборках, судебных процессах ярко просматривалось всенародное горе, и всё это отложилось в памяти и душе ребёнка.

Что перенял ребёнок от отца хорошего - это невероятную любовь к охоте. Но в этой страсти была и оборотная сторона медали.

Эта дворянская страсть вынуждала держать большую псарню. А так как имение находилось в удобном для охоты месте, к Некрасовым заезжали разной величины чины из Владимира и Ярославля, для охоты и совместного время проведения. Селились здесь же, в Грешнево. Алексей Сергеевич был всегда рад такому обстоятельству.

Хлеб-соль, хмельное гулянье с утра до вечера, крепостные женщины и банные девки - это всё на глазах у ребёнка.

Мать Некрасова, Елене Андреевна, была воспитана в дворянском духе. Это была добрая, с мягким характером женщина. Хорошо знала классическую русскую литературу, музицировала, по словам будущего поэта, обладала прекрасным голосом.

Поскольку брак был трагедией для этой женщины, она всю свою любовь и нежность отдавала детям. Много времени проводила за занятиями, гувернёров в семье не было.

Маленький Коля любил проводить время с матерью. Любил и прислушивался к её советам, доверял свои детские секреты.

Когда бушевал старший Некрасов она старалась максимально уберечь детей от возможного стресса. Никогда не оговаривала и не ругала отца при детях. И дети понимали, что родители очень разные у них, и слушались свою маменьку.

Вот как отзывается поэт о своей матери в поэме «Мать»

Когда кругом насилье ликовало,
И стая псов на псарне завывала,
И вьюга в окна била и мела,
….............................................
О, мать моя, подвигнут я тобою
Во мне спасла живую душу ты!

Такой терпеливой, кроткой и нежной, писатель запомнил свою мать на всю жизнь.

Вблизи помещичьего имения проходила владимирская дорога, по которой и в стужу, и в зной, и в дождь проливной гнали на каторгу ссыльных. Всё это видел барский сын.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..

Так в сердце мальчика радость упоения от маменькиного учения и природы, окружающей поместье и деревню, смешивалась с жизненной реальностью, горем и мужицкой тяжбой.

Подросший Коля подружился с крестьянскими детьми. Он убегал из дома чтобы вместе с ними поиграть, попрыгать с крутого берега, посоревноваться, покупаться в речке.

Дружба с крестьянскими детьми была ему очень дорога, он через всю жизнь пронёс воспоминания о ней. Он не выделял себя из общей кутерьмы, да и дети относились к нему, как к своему.

Гимназия

К тому времени когда мальчику пришло время поступать в гимназию, старший Некрасов был вконец разорён. Денег на наёмных учителей не было. Но не было и пробелов в воспитании, всё сумела восполнить маменька.

Коля знал российскую словесность, имена великих поэтов русских и Шекспира, географию. Начитанный, культурный, манерный, с хорошо поставленной речью помещичий сын поступил в гимназию.

Годы гимназии в жизни классика довольно печальные, гимназия не была образцовой. Учителя были недостаточно подготовленными и не заслуживали даже минимального количества положительных характеристик, по отношению к тому, что получал ребёнок дома от матери. Отношения с преподавательским составом не складывались.

Особые претензии были у подростка к учителю словесности. Неопрятный, помятый, непричёсанный педагог не умел даже здороваться. Как после описывал писатель этого горе-учителя, он приходил, бросал неразборчивое «Здрыс», садился за стол, давал задание и тихо, мирно засыпал. Гимназисты могли творить что угодно - учитель спал, и даже храпел во сне. Каким-то образом за минуту до звонка учитель пробуждался, осматривал класс и молча уходил.

В гимназии Николай начал писать сатирические стихи.

Но и тут большую роль сыграла маменька Николая. Отправляя сына в гимназию, она дала ему важное напутствие. Она подготовила подростка к тому, что тех знаний, которые она даёт ему с сестрой, в учебном заведении может не быть. Но самое главное, уметь заниматься и получать знания через самообразование. И подросток запомнил это наставление. Он очень, очень много читал.

И когда его спрашивали экзаменаторы, ближе к шестнадцати годам, откуда такие познания в литературе, он честно отвечал: «Читаю».

Родители

Отец

Отец Николая, Алексей Сергеевич Некрасов был поручиком, и когда-то зажиточным помещиком. Он охотно рассказывал сыну, настолько богат был их род. Из его рассказа выходило, что прадед его проиграл в карты семь тысяч душ, дед был скромнее - две тысячи, отец смог себе позволить одну. Сам же он ничего не проиграл, потому что проигрывать уже стало нечего.

Жить отставному офицеру хотелось на полную катушку. Был он человеком жестоким. О нём писатель всегда вспоминал тревожно, но находил правильные слова, чтобы совсем не очернить родителя. Характеризовал его как хорошего охотника, безудержного игрока и плохого педагога. Имея такое большое количество детей, Алексей Сергеевич никогда не утруждал себя заботами об их воспитании.

Грубость и ограниченность - вот основные черты деспотичного барина.

Казалось помещик средней руки жил напоказ. Он не видел необходимости оградить своих детей от некрасивых сцен насилия и наказания крепостных. Произвол, творящийся в имении, был обычным делом. Случались и семейные скандалы, где инициатором всегда выступал глава семейства.

Его не волновали детские чувства и переживания. Дети были постоянными свидетелями деспотизма и самодурства.

Мать

Елена Андреевна Закревская была дочерью мелкого малороссийского чиновника. Образованная, красивая девушка вышла замуж без родительского благословения в семнадцать лет. Её родители были категорически против этого брака.

Как позже оказалось, родители были правы. Женщина не стала счастливой. Тот образ матери и страдающей женщины, который будет часто встречаться в произведениях Некрасова, родом из детства.

Жизнь женщины в замужестве была полна страданий. К тому же за те 23 года своего замужества она родила 14 детей. Такие частые беременности и роды износили её организм. Елена Андреевна умерла молодой, в возрасте сорока лет.

Можно сказать, что женщина была жертвой, той грубой среды, в которой оказалась. Страдания, который выпали на её долю она несла покорно и безропотно, являясь затворницей, собственно выбранной жизненной дороги.

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт, занимающий особое место среди писателей реалистов XIX века, публицист. Сочувствующий своему народу, чуткий ко всякой несправедливости и чужой боли. Писатель, изобразивший многообразную и правдивую картину повседневной жизни простых людей. Всё это как нельзя лучше характеризует Некрасова, известного нам талантливого литературного деятеля. Он использовал в своей поэзии фольклор, прозаизмы и песенные интонации, показал всё богатство простого крестьянского языка.
Родился будущий поэт в небольшом красивом украинском городке Немиров (неподалеку от Винницы) 28 ноября 1821года. Ещё в раннем детстве семья переехала в родовое имение отца, в деревню Грешнево, в Ярославской губернии. Отец Некрасова, офицер в прошлом, и зажиточный помещик, был по нраву человеком жёстким и даже деспотичным. От него страдали как крепостные, так и вся семья. Мать же, напротив, была женщиной образованной, чуткой. Она и привила сыну любовь к литературе. В 1832 году Некрасов был отдан на учёбу в гимназию. В это время он начал писать свои первые сочинения. Но наука давалась мальчику не очень хорошо, к тому же он конфликтовал с преподавателями.
После пяти лет учёбы отец решил отдать Николая в военное училище. И в 1838 году юноша едет в Петербург для поступления на военную службу. Но вместо этого, нарушив волю отца, молодой человек пытается поступить в университет. Но попытка успехом не увенчалась, вступительные экзамены Некрасов не смог сдать. Поэтому он начал посещать занятия как вольнослушатель на филологическом факультете. Узнав о таком своевольстве сына, Некрасов-отец лишил его денежного обеспечения. И будущий поэт вынужден был искать заработок, работая в различных изданиях на малооплачиваемой работе.

В 1840г. вышел в свет первый стихотворный сборник «Мечты и звуки», не очень лестно воспринятый критикой. С этого времени начался период упорной, тяжёлой работы в жизни поэта. Некрасов пишет рассказы, театральные обозрения, пьесы, фельетоны. В это время он начинает понимать, что нужно писать о реальной жизни народа. В 1841г. литератор работает в «Отечественных записках». А 1845-1846гг. были отмечены выходом в свет двух альманахов - «Физиология Петербурга» и «Петербургского сборника».
С 1847г. и по 1866г. Некрасов был редактором «Современника», журнала демократических сил того времени. Как талантливый организатор и незаурядный литератор, Некрасов привлекает к работе в журнале Тургенева, Белинского, Герцена, Чернышевского и др. В это же время формируется и новая направленность творчества поэта. Он затрагивает насущные социальные проблемы простых людей, реалистично изображает картины повседневного тяжёлого быта. Особое место в его творчестве отводится роли женщины в обществе, её нелегкой судьбе. Все эти темы раскрыты в стихах «На улице», «Железная дорога», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» и др. Демократическое влияние журнала на умы людей было столь велико, что в 1862г. правительство приостановило его деятельность. А в 1866г. журнал был закрыт окончательно.
В 1868г. Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок». С этим журналом связана и его работа в последние годы жизни. В это время были изданы произведения «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Дедушка». Были созданы и сатирические произведения, среди которых поэма «Современник», изобличавшая буржуазных бюрократов и лицемеров. Некрасова охватывают и элегические настроения, что в значительной мере связано с его болезнью, потерей друзей, наступающим одиночеством. Этот период творчества поэта ознаменовался появлением стихов «Утро», «Элегия», «Пророк». Последним сочинением стал цикл стихотворений «Последние песни».
27 декабря 1877 года поэт умер в г. Санкт-Петербурге. Потеря талантливого литератора была столь велика, что его похороны превратились в своеобразный общественный манифест.

Будущий великий поэт родился 28 ноября (10 октября по новому стилю) в семье мелкопоместного дворянина, в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

Детство свое он провел в селе Грешневе, в родовом имении отца. Это небольшая деревня, а позднее сельцо в Ярославском уезде, стоявшее на дороге, связывавшей по левому берегу Волги Кострому и Ярославль. Усадьба Некрасовых была построена дедом Сергеем Алексеевичем Некрасовым в самом начале XIX в. Изображений грешневской усадьбы не сохранилось. За господским домом в глубине сада прятался небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская, дальше - псарня.

В 1928 году восьмидесятилетний грешневский крестьянин П. О. Широков вспоминал о барской усадьбе: «Усадьба-то забором была обнесена, крашена в желтый цвет, да с черными дугами. Барский дом (…) одноэтажный, небольшой. На дорогу он выходил да в сад. Перед ним-то палисадник. Терраса длинная. С нее же ход в дом был. Всего-то в доме четыре комнаты. Прямо налево столовая, а потом спальня (это угловая, она и в сад уходила), а еще вроде как бы девичья, да еще комната. А под домиком-то погреб… А за домом-то – кухня господская, а потом баня. А так же, как барский дом, дальше, вдоль дороги, была людская…»

Музыкантская в Грешнево
Детские увлечения поэта

Николай Некрасов рос в большом кругу братьев и сестер. Товарищами его детских игр были близкие по возрасту братья Андрей и Константин и сёстры Елизавета и Анна. Николай особенно дружил с братом Андреем и сестрой Елизаветой, все трое были погодками. С сестрой Анной Некрасов был близок до конца своих дней.

Очень рано Николай Некрасов начал писать стихи. В предсмертных заметках поэта в одном месте говорится: «Начал писать с 6-ти лет». В другом месте сказано: «Писать стихи начал с семи лет, помню, я что-то посвятил матери в день её именин».

По примеру отца, поэт страстно любил охоту, эта тема оставила заметный след в его творчестве. Внимательно и любовно будущий поэт воспринимал окружавшую его природу.

Петропавловский храм в Абакумцево, в трех верстах от имения Некрасовых

С детских же лет Некрасовым овладела еще одна сильная страсть – к картам. Игра в карты тогда была широко распространена в России. Биографы отмечают, что страсть к игре в карты можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прапрадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, "несметно богатого" рязанского помещика. В результате страсти к игре его сыну, прадеду поэта Алексею Яковлевичу, досталось уже одно только рязанское имение. Дед Некрасова, Сергей Алексеевич, был страстным картежником, и для уплаты долгов вынужден был в начале XIX века продать дом в Москве и переехать с семьей в Грешнево. Большую дань картам отдал и отец Некрасова, Алексей Сергеевич.


Отец поэта, Алексей Сергеевич Некрасов

Школьная жизнь Николая Некрасова

В августе 1832 года Николай Некрасов вместе с братом Андреем были отданы учиться в Ярославскую гимназию.
Братья Некрасовы поступили в первый класс, однако в 1833 году ярославскую гимназию из четырехклассной преобразовали в семиклассную, в силу чего Николай и Андрей вместо второго класса перешли сразу в четвертый.

Гимназия, в которой учился Н.А. Некрасов, ныне военный госпиталь

Читал Некрасов в годы учебы очень много, хотя и беспорядочно. Книги он брал гимназической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии. Кроме того, в Грешневе была небольшая библиотека.

Также в гимназии Некрасов активно писал стихи. «В гимназии, – вспоминал он, – я ударился во фразерство, начал почитывать журналы, в то же время писал сатиры на товарищей. Один из них, Златоустовский, сильно отдул меня…». Именно в гимназический период 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. Помимо сатирических произведений в его начальном творчестве прослеживались и печальные впечатления детских лет, ярко окрасившие ранний период его творчества.

По-видимому, меньше всего времени у юноши оставалось на учебу. Н.А. Некрасов вспоминал:«Учением не занимались, а занимались больше кутежом, и я сильно приударял в картеж и в прочие забавы».

Еще одно воспоминание, которое осталось у Некрасова о времени обучения в гимназии, отражено в двух строчках:
…придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!

Успеваемость Коли Некрасова

Некрасов учился всё хуже и хуже. В 1835 году на выпускных экзаменах в пятом классе он получил следующие отметки: закон Божий – 2, словесность – 3, логика – 2, математика – 1, история – 1, латынь – 3, география – 2, немецкий язык – 2, французский – 2. В результате в пятом классе его вначале оставили на второй год, а затем и на третий, причем третий год Некрасов учился еще хуже, чем в предыдущие два.

Итоги школьной жизни
Н.А.Некрасова

В результате в пятом классе гимназиста Николая Некрасова вначале оставили на второй год, а затем и на третий, причем третий год Некрасов учился еще хуже, чем в предыдущие два.

Летом 1837 года Алексей Сергеевич, терпению которого, видимо, пришёл конец, забрал сына из гимназии. Таким образом, официальное образование Некрасова было завершено, и он на всю жизнь остался недоучившимся гимназистом. «Успехами» в учебе поэт постоянно приводил своих биографов,
в недоумение. В литературе о гимназическом периоде его жизни обычно писали вскользь.

Парадокс

В «третьегодничестве» Некрасова нет ничего порочащего: мы знаем мало поэтов и деятелей искусства, блиставших в школе своими успехами. Неуспеваемость юного поэта, с другой стороны, показывает известную относительность школьных отметок, ведь, несмотря на них, Некрасов сделал блестящую карьеру, стал редактором ведущих литературных журналов, классиком русской литературы и весьма богатым человеком.

Некрасов с собакой Кадо, 1861 г.

Со временем этот недоучившийся гимназист стал одним из главных «властителей дум» нескольких поколений русской молодёжи, в своих произведениях учивший, как надо жить, всю страну и сделавший необычайно много для приближения трагического – в 1917 г. – перелома в судьбе нашей Родины.


Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы.

Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии. Кроме Николая Некрасова в семье было еще 13 детей. Отец Некрасова был человеком деспотичным, что оставило след на характере и дальнейшем творчестве поэта. Первым учителем Николая Некрасова была его мать, женщина образованная и прекрасно воспитанная. Она привила поэту любовь к литературе и русскому языку.

В период с 1832 - 1837 года Н.А.Некрасов учился в Ярославской гимназии. Учеба довалась Некрасову тяжело, он часто прогуливал занятия. Тогда же начал писать стихи.

В 1838 году отец, который всегда мечтал о военной карьере для сына, отправил Николая Некрасова в Петербург для определения в полк. Однако Н.А.Некрасов решил поступать в университет. Вступительные экзамены поэту сдать не удалось, и в последующие 2 года он был вольнослушателем на филологическом факультете. Это противоречило воли отца, поэтому Некрасов остался без всякой материальной поддержки с его стороны. Бедствия, с которыми столкнулся Николай Алексеевич Некрасов в те годы, нашли отражение в его стихах и неоконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова". Понемногу жизнь поэта улучшилась и он решил выпустить свой первый сборник стихотворений "Мечты и звуки".

В 1841 году Н.А.Некрасов начал работу в "Отечественных записках".

В 1843 году происходит знакомство Некрасова с Белинским, что послужило появлению реалистических стихотворений, первое из которых "В дороге" (1845 год), и публикации двух альманахов: "Физиология Петербурга" (1845 год) и"Петербургский сборник" (1846 год).В период с 1847 по 1866 года Николай Алексеевич Некрасов является издателем и редактором журнала "Современник", в котором печатаются лучшие революционно-демократические произведения того времени. В этот период Некрасов написал лирические стихотворения, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народа ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.).

В 1850-60-х, во время крестьянской реформы, поэт создает "Поэт и гражданин", "Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862 году, после ареста лидеров революционной демократии, Н.А.Некрасов побывал в Грешневе. Так появилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862 год).

В 1866 году «Современник» был закрыт. Некрасов приобрел право на издание журнала "Отечественные записки", с которым были связаны последние годы его жизни. В эти годы поэт пишет поэму "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76 года), поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка" (1870 год); "Русские женщины"(1871-72 года), сатирическая поэма "Современники" (1875 год).

В 1875 году Некрасов Н.А. тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника, а сложные операции не дали желаемого результата.

Последние годы жизни поэта охватили элегические мотивы, связанные с утратой друзей, осознанием одиночества, тяжелой болезнью. В этот период появляются произведения: "Три элегии"(1873 год), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874 год), "Пророк" (1874 год), "Сеятелям" (1876 год). В 1877 году создан цикл стихов "Последние песни".

27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге скончался Николай Алексеевич Некрасов. Тело поэта было захоронено в Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии `Жизнь замечательных людей`, осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют свою ценность и по сей день. Писавшиеся `для простых людей`, для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Из серии: Жизнь замечательных людей

* * *

компанией ЛитРес .

ГЛАВА II. ГРУСТНОЕ ДЕТСТВО

Мать и отец. – Исключение из гимназии

Кто же был этот юноша-идеалист, потерпевший такое жестокое крушение при первой же попытке выйти в треволненное литературное море?

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в каком-то захолустном местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где квартировал полк его отца, поручика Алексея Сергеевича Некрасова, богатого ярославского помещика. Этот внешне блестящий и не лишенный природного ума офицер был, в сущности, заурядным армейцем двадцатых годов, выросшим в мрачных условиях крепостного права, – “красивым дикарем”, едва умевшим подписать свое имя и больше всего на свете интересовавшимся картежной игрой, псовой охотой, женщинами и кутежами. Карты были, впрочем, родовой страстью Некрасовых: по семейному преданию, прадед поэта (воевода) и дед (штык-юнкер в отставке) проиграли в карты несколько тысяч душ крестьян; как известно, не чужд был той же слабости и сам поэт…

В 1817 году “красивым дикарем”-поручиком увлеклась, однако, красавица полька Елена Андреевна Закревская, и, так как родители последней, очевидно, неблагосклонно относились к этому увлечению, состоялся тайный увоз молодой девушки и тайный же брак. Такова семейная легенда, известная читающей России по стихам нашего поэта… Легенде этой как будто несколько противоречит ставшая теперь известной выписка из метрической книги Успенской церкви Винницкого повета о браке “адъютанта-поручика 28-го егерского полка, 3-й бригады, Алексея Сергеева сына Некрасова греко-российского исповедания с дочерью титул, советника Андрея Семенова Закревского Еленою, того же исповедания, по учинении троекратного извещения и по взятии обыска”. На первый взгляд эта выписка категорически опровергает и предание о тайном, торопливо совершенном обряде венчания, и даже о польском аристократическом происхождении матери Некрасова… Но мы не решились бы на такой скороспелый вывод: ведь в православие Елена Закревская могла перейти перед самой свадьбой, – при желании священника это могло быть делом одного дня… И, при его же желании (а богатый офицер Некрасов без труда мог его вызвать), в метрическую книгу могли быть записаны также совершенно фантастические сведения об “учинении троекратного извещения” и о “взятии обыска”… Как бы то ни было, пуская в свет “легенду”, поэт основывался не только на воспоминаниях раннего детства, но и на знаменитом “письме”, содержание которого он излагает в одной из задушевнейших своих поэм (“Мать”) и которое он, несомненно, держал в руках, уже будучи юношей:

Я разобрал хранимые отцом

Твоих работ, твоих бумаг остатки

И над одним задумался письмом.

Оно с гербом, оно с бордюром узким;

Исписан лист то польским, то французским,

Порывистым и страстным языком.

Брак родителей Некрасова, брак по страстной любви, оказался, к сожалению, несчастным… Прекрасно воспитанная, на редкость образованная по тому времени женщина, мать Некрасова была необычным, редким явлением в малокультурном русском обществе, случайной, экзотической его гостьей; напротив, отец, – не представлявший, правда, чего-либо исключительно чудовищного на фоне мрачной эпохи двадцатых-тридцатых годов, – был самым типичным тогдашним помещиком, в достаточной степени умевшим отравлять жизнь не только своим крепостным, но и собственной семье, хотя, надо сознаться, сын не пожалел темных красок для его обрисовки: дикарь, угрюмый невежда, деспот и даже палач – подобные характеристики так и мелькают в тех местах стихотворений и поэм Некрасова, которые посвящены воспоминаниям об отце.

Последний бросил военную службу, когда будущий поэт был еще очень мал. Некрасовы переселились после этого в родовое поместье Грешнево (Ярославской губернии), и здесь потекла та удушливая, мрачная жизнь, с которою мы так хорошо знакомы по “Родине”, “Несчастным”, “Матери” и другим поэмам и мелким стихотворениям. Отец бражничал или пропадал целыми днями на охоте, мать, оскорбленная и униженная в лучших своих чувствах, жила одинокой, замкнутой жизнью… Число детей быстро росло (у Некрасова было братьев и сестер тринадцать человек), но вместе с тем отношения родителей становились все холоднее и отчужденнее.

Твой властелин, – обращается поэт, уже умирая сам, к покойной матери, -

…наследственные нравы

То покидал, то буйно проявлял;

Но если он в безумные забавы

В недобрый час детей не посвящал,

Но если он разнузданной свободы

До роковой черты не доводил, -

На страже ты над ним стояла годы,

Покуда мрак в душе его царил.

А в “Несчастных” находим и более подробную картину семейной жизни (хотя, в общем, герой поэмы и не может быть отождествлен с автором, но изображение его детства и юности, несомненно, автобиографично):

Рога трубят ретиво,

Пугая ранний сон детей,

И воют псы нетерпеливо…

До солнца сели на коней -

Ушли… Орды вооруженной

Не видит глаз, не слышит слух.

И бедный дом, как осажденный,

Свободно переводит дух.

Осаду не надолго сняли…

Вот вечер – снова рог трубит.

Примолкнув, дети побежали, Но мать остаться им велит: Их взор уныл, невнятен лепет… Опять содом, тревога, трепет! А ночью свечи зажжены, Обычный пир кипит мятежно, И бледный мальчик, у стены Прижавшись, слушает прилежно

И смотрит жадно (узнаю

Привычку детскую мою)…

Что слышит? Песни удалые

Под топот пляски удалой;

Глядит, как чаши круговые

Пустеют быстрой чередой;

Как на лету куски хватают

И рот захлопывают псы…

Смеются гости над ребенком,

“Не правда ль, он всегда глядит

Каким-то травленым волчонком?

Поди сюда!” Бледнеет мать;

Волчонок смотрит – и ни шагу.

“Упрямство надо наказать -

Поди сюда!” – волчонок тягу…

“А-ту его!” Тяжелый сон…

Николай Алексеевич, первенец в семье, был, по-видимому, много старше своих многочисленных братьев и сестер, и одинокое детство его протекало в невыносимо душной нравственной атмосфере. Чтобы получить о ней понятие, достаточно прочесть “Родину” или другое стихотворение того же периода – “В неведомой глуши”, которое автор, по не совсем понятным для нас мотивам, не хотел признавать оригинальным. Первоначально стихотворение было озаглавлено “Из Ларры”, позже – “Подражание Лермонтову”, причем в авторском экземпляре сделано было такое примечание: “Сравни: Арбенин (в драме Маскарад). Не желаю, чтобы эту подделку ранних лет считали как черту моей личности”. И еще следовало ироническое добавление: “Был влюблен и козырнул”. То есть: порисовался демоническим плащом сильного, много испытавшего, во всем разочаровавшегося человека…

Позволительно, однако, усомниться в полной искренности этого примечания.

Сходство стихотворений с монологами Арбенина очень слабое, чисто формальное; самый мотив разработан в нем с такими пластически реальными подробностями и столь оригинально, что “подражанием” назвать эти стихи невозможно. Несомненно, что поэта смущали следующие строки его пьесы:

Я в мутный ринулся поток И молодость мою постыдно и безумно В разврате безобразном сжег.

И действительно, по отношению к личной его биографии это абсолютная неправда! Если и были в молодости Некрасова не совсем безгрешные увлечения, то, конечно, в ней было во сто раз больше непосильно тяжелого труда, мучений бедности, благородных юношеских стремлений… Начало стихотворения дает зато вполне верную картину растлевающего влияния на юную душу отцовского дома с его рабовладельческими нравами и инстинктами:

В неведомой глуши, в деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей.

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

И прежде чем понять рассудком неразвитым,

Ребенок, мог я что-нибудь,

Проник уже порок дыханьем ядовитым

В мою младенческую грудь.

Ведь это почти то же, что находим мы и в знаменитой “Родине”, где Некрасов несомненно уже говорит о самом себе:

И вот они опять, знакомые места,

Где было суждено мне Божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословенный

И не ребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег…

Какие тяжелые, поистине кошмарные воспоминания вынес поэт из своего детства, видно из заключительных строк той же “Родины”:

И, с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор…

После этого отнюдь не кажется преувеличением страдальческий крик:

Всему, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым,

Всему начало здесь, в краю моем родимом!

По счастью, в том же родном краю и в том же раннем детстве Некрасова лежит начало и всему, что было благословением его жизни. Это – обаятельно-светлый образ рано умершей мученицы-матери, навсегда воплотившей для него идеал любви и гуманности! Без преувеличения можно сказать, что более трогательного, более поэтического образа не знает не только русская поэзия, но, быть может, и вся русская литература… Смягчая и просветляя мрачные звуки некрасовской лиры, образ этот не раз спасал и самого поэта от конечного падения…

Повидайся со мною, родимая,

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Треволненья мирского далекая,

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно-светящей луне.

Да! я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

Увлекаем бесславною битвою,

Сколько раз я над бездной стоял,

Поднимался твоею молитвою,

Снова падал – и вовсе упал!..

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Читатель, конечно, десятки раз перечитывал эту бесконечно трогательную молитву-жалобу – и, тем не менее, мы уверены, что он не посетует на нас за длинную выписку…

“Если бы Некрасов ни одной строки больше не написал, кроме этого изумительного стихотворения, – говорит Н. К. Михайловский по поводу “Рыцаря на час”, – то оно одно уже обеспечивало бы ему “вечную память”; едва ли кто-нибудь, по крайней мере в молодости, мог читать его без предсказанных поэтом “внезапно хлынувших слез с огорченного лица”. Мне вспоминается один вечер или ночь зимой 1884-го или 1885 года. Я жил в Любани, ко мне приехали из Петербурга гости, большею частью уже немолодые люди, в том числе Г. И. Успенский. Поговорили о петербургских новостях, о том, о сем; потом кто-то предложил по очереди читать. Г. И. Успенский выбрал для себя “Рыцаря на час”. И вот: комната в маленьком деревянном доме; на улице, занесенной снегом, мертвая тишина и непроглядная тьма; в комнате, около стола, освещенного лампой, сидит несколько человек, повторяю, большею частию немолодых; Глеб Иванович читает; мы все слушаем с напряженным вниманием, хотя наизусть знаем стихотворение. Но вот голос чтеца слабеет, слабеет и – обрывается: слезы не дали кончить… Простите, читатель, это маленькое личное воспоминание. Но ведь оно, пожалуй, даже не личное. По всей России ведь рассыпаны эти маленькие деревянные домики на безмолвных и темных улицах; по всей России есть эти комнаты, где читают (или читали?) “Рыцаря на час” и льются (или лились?) эти слезы…”

Для нас важно сейчас констатировать, что эта способность будить в читателях “благие порывы” в свою очередь заложена была в душу Некрасова его матерью. Полька по происхождению и воспитанию, против воли родителей вышедшая за русского офицера, после нескольких лет походной жизни она очутилась в чужой ей до тех пор, грубой обстановке захолустного помещичьего дома и здесь, окруженная “роем подавленных и трепетных рабов”, одинокая, оскорбленная, увядала, как та сказочная царевна, которую жестокий колдун держит и терзает в плену… Но в сказке, с горечью говорит Некрасов в своих “Несчастных”, придет благородный витязь, убьет злого волшебника и, бросив к ногам освобожденной красавицы клочья его негодной бороды, предложит ей свою руку и сердце… В действительности все было ужаснее. Без всякой надежды на освобождение, “любя, прощая, чуть дыша”, “святая женская душа” целых двадцать лет провела в своей пустыне, – всю молодость, всю жизнь!

По счастью, мать Некрасова умела не только плакать и “легкой тенью” бродить по липовым аллеям грешневского сада; не умея бороться активно, она в высокой степени обладала способностью борьбы пассивной, она была “горда и упорна” (качество, всецело унаследованное и ее сыном-первенцем). Она могла терпеть, нести свой крест “в молчании рабы”, но жила и действовала все-таки по-своему, так, как подсказывало ей любящее сердце. Ее сын и певец рассказывает, что, осужденная сама на страдания, за страдания же полюбила она и свою новую родину.

Несчастна ты, о родина, я знаю, -

влагает он в ее уста обращение к Польше начала тридцатых годов, эпохи первого польского восстания, -

Весь край в крови, весь заревом объят,

Но край, где я люблю и умираю,

Несчастнее, несчастнее стократ!

И в продолжение двадцати долгих лет она была ангелом-хранителем не только для собственных детей, но и для крепостных рабов. “Ты не могла голодному дать хлеба, ты не могла свободы дать рабу; но лишний раз не сжало чувство страха его души, но лишний раз из трепета и праха он поднял взор бодрее к небесам”. И не может быть никакого сомнения в том, что семена любви к несчастному порабощенному народу посеяны были в душе нашего поэта именно рукою его страдалицы-матери. Рисуя впоследствии (в поэме “Пир на весь мир”) симпатичный образ семинариста Гриши, Некрасов, быть может, не об одном Добролюбове вспоминал, когда говорил:

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась – и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка…

Если не жить для счастья убогого и темного люда, то работать для него, несомненно, мечтал и юноша Некрасов. Гуманное влияние матери заключалось не в одном лишь примере, но и в непосредственном воздействии. Она была человеком образованным; на полях оставшихся после ее смерти польских книг, привезенных когда-то с далекой родины, сын ее – поэт – нашел впоследствии ряд заметок, обнаруживавших пытливый ум и глубокий интерес к предмету чтения. уходя мыслью к временам раннего детства, он припоминает, как в зимние сумерки у догорающего камина она держала его на коленях и ласковым, мелодическим голосом рассказывала под завывание вьюги сказки “о рыцарях, монахах, королях”.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Таким образом, и первая искра любви к поэзии была заронена в душу Некрасова тоже матерью; известно, что семи лет от роду он уже писал стихи, и даже сохранилось его детское четверостишие, обращенное к матери:

Любезна маменька, примите

Сей слабый труд

И рассмотрите,

Годится ли куда-нибудь.

Из всего этого видно, что чуткая, нервно-впечатлительная душа будущего поэта на заре сознательной жизни находилась под двумя резко противоположными влияниями; и, быть может, эти-то влияния и послужили фундаментом при создании загадочно-сложного, полного таких удивительных контрастов характера поэта; они же определили и характер его одновременно реальной и идеалистической музы.

Мы проходим мимо гимназического периода жизни Некрасова, так как в литературе имеются пока лишь глухие, отрывочные и часто противоречивые сведения об этих годах. Каковы были его учителя, товарищи? Какой уровень знаний и нравственного развития давала тогдашняя ярославская гимназия своим ученикам? Как жили, что делали и читали эти последние вне стен учебного заведения? Восстановить полную картину этих лет жизни Некрасова вряд ли уже удастся. Одно не подлежит сомнению: пребывание в гимназии в значительной степени освободило Некрасова от гнетущих пут отцовского деспотизма и рано развило в его характере черту самостоятельности. В родительскую деревню он приезжал в эти годы только на рождественские, пасхальные и летние каникулы, все же остальное время жил с младшим братом в городе на частной квартире, пользуясь почти безграничной свободой. Правда, к нему с братом приставлен был крепостной дядька, но надзор этот ограничивался лишь материальной стороной жизни молодых барчуков, а никак не умственной или нравственной. Существует указание (опирающееся, кажется, на рассказ сестры поэта), будто Некрасов-гимназист злоупотреблял этой свободой, участвуя в товарищеских пирушках и других нездоровых развлечениях, учась плохо и к гимназическому начальству относясь непочтительно (между прочим, он писал сатирические стихи на учителей, – обстоятельство, повлиявшее будто бы и на невольное удаление его из четвертого или пятого класса)…

Семейное предание это не следует, однако, принимать с абсолютным доверием. Известно ведь, как относится обыкновенно семья к исключенному из училища юноше: обвиняют во всем его одного, охотно преувеличивают и раздувают до грандиозных размеров его шалости, его распущенность… Тому, что в действительности все было далеко не так, порукой служат те же “Мечты и звуки”, составившиеся главным образом из стихотворений, писанных в гимназические годы и, однако, проникнутых светлым идеализмом и глубоким религиозным чувством. Не такова была натура Некрасова, чтобы систематически предаваться лени, шалопайству и тем более распутству. Шестнадцатилетним юношей очутился он на еще большей свободе, в Петербурге, совсем уже вдали от родительского глаза, – и это ничуть не помешало ему (даже если и бывали временами увлечения и ошибки) упорно трудиться и идти по раз намеченному пути. Природная искра Божия и идеалистическое влияние матери, очевидно, были крепким щитом против всех недобрых и темных сил жизни.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность (Л. Мелынин) предоставлен нашим книжным партнёром -

Степень окисления