Тире в бсп упражнения. Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Двоеточие в БСП

Цель: формирование умений правильно устанавливать смысловые отношения между частями БСП; определять смысловые особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение знаков препинания в простом предложении; подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: таблицы, мультимедийная система, карточки с индивидуальными заданиями, справочники.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Подготовка к малому ЕГЭ

Работа по карточкам с последующей коллективной проверкой

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

  1. смотришь, лечишь, вертим, играешь,
  2. (они) клеят, борются, будят, платят
  3. (они) окончат, морщат, отыщут, тащат
  4. обидит, хочешь, бреешь, стелем
  5. (они) гонят, сеет, ропщут, мучат
  6. (они) ищут, мочат, кличут, колышут
  7. зыблется, колышем, наполните, накроешься,

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

  1. увяжем, перемелется, пожинаешь, терпит,
  2. ропщешь, мокнешь, вышлешь, вытрешь,
  3. ноешь, узнаешь, тронешь, светишь
  4. обуваешь, дышишь, готовишься, носишь,
  5. наточим, отмеришь, ненавидишь, отмеряем,
  6. выручаешь, выхватишь, встретишь, перестелет
  7. подставишь, держим, (если) назначите, упомнишь

III. Проверка домашнего задания

Упр.

IV. Повторение

Запись с объяснением постановки знаков препинания

Петр Александрович Плетнёв – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина - писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром»

Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетнёву.

V. Новый материал

1. Чтение теоретического материала на стр. , анализ примеров параграфа

VI. Работа по опорным таблицам

Спишите предложения, объясните постановку двоеточия. Устно произведите синонимическую замену СПП.

  1. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. А именно. (раскрывает содержание первой части.)
  2. Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Потому что, так как, ибо (причина)
  3. Я посмотрел назад: то был мой старый приятель и товарищ. И увидел, и услышал, и почувствовал и др. (добавочное сообщение)

VII. Закрепление

1. Объяснительный диктант.

После обеда подали чай с каким-то оригинальным запахом; гляжу: на дне гвоздичная головка.(И. Гончаров) Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.(И. Гончаров) Я говорил себе: ни счастия, ни славы мне в мире не найти; настанет час кровавый, и я паду…(М. Лермонтов) Очень требовательный к себе, Лермонтов почти не печатал своих первых произведений: он видел в них лишь ученические опыты. Он поднял глаза: маленькое облачко неприметно неслось по небу. Должен признаться: самую большую радость доставляла мне мысль, что я могу посещать и научные лекции настоящих профессоров и буду вправе учиться всем наукам. (И. Репин)

2. Упр.

VIII. Итоги урока.

- С чем работали на уроке?

Какие смысловые отношения возможны между частями БСП при постановке двоеточия?

IX. Домашнее задание:

1 группа – мини – сочинение «Для чего в предложении ставится двоеточие?»

2 группа - упр.

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

Вставьте пропущенные буквы

I вариант

  1. смотр…шь, леч…шь, верт…м, игра…шь,
  2. (они) клее…т, бор…тся, буд…т, плат…т
  3. (они) оконч…т, морщ…т, отыщ…т, тащ…т
  4. обид…т, хоч…шь, бре…шь, стел…м
  5. (они) гон…т, се…т, ропщ…т, муч…т
  6. (они) ищ…т, моч…т, клич…т, колыш…т
  7. зыбл…тся, колыш…м, наполн…те, накро…шься,

Вставьте пропущенные буквы

II вариант

  1. увяж…м, перемел…тся, пожина…шь, терп…т,
  2. ропщ…шь, мокн…шь, вышл…шь, вытр…шь,
  3. но…шь, узна…шь, трон…шь, свет…шь
  4. обува…шь, дыш…шь, готов…шься, нос…шь,
  5. наточ…м, отмер…шь, ненавид…шь, отмеряя…м,
  6. выруча…шь, выхват…шь, встрет…шь, перестел…т
  7. подстав…шь, держ…м, (если) назнач…те, упомн…шь

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тема: Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторить правописание пре- и при-; подготовка к малому ЕГЭ.

Оборудование: мультимедийная система, таблицы, карточки для индивидуальных заданий, справочный материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Повторение

  1. По таблице вспомните правописание безударных личных окончаний глагола.
  2. Выполнение элемента тестового задания.
  1. Проверка по слайдам.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Опрос:

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Какие знаки препинания могут стоять в БСП?

2. Упр. («по цепочке» с обоснованием постановки знаков препинания.)

IV. Орфографическая работа

Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.

V. Знакомство с новым материалом

1. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, провести наблюдения над интонационными особенностями предложения.

В дали голубой столбом уж кружился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые тюки.

Обратить внимание уч-ся на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие, тоже распаханные холмы.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит весёлым блеском изумруда.

Точка с запятой требует значительной паузы и понижения голоса, почти как на точке. Такие предложения читаются медленнее, спокойным и несколько пониженным голосом.

Определите тип речи в этих предложениях.

Что позволило вам определить их как описание?

VI. Анализ текста. (Элемент подготовки к малому ЕГЭ)

1. Слово учителя.

БСП часто используются художниками слова в описаниях природы.

2. Запись текста с объяснением выбора знаков препинания и отработкой интонации.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляют вас за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные висячие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

(И. Тургенев)

Определите тип и стиль текста.

Одинаково ли настроение во всём тексте?

Как разделяются его части что помогает нам почувствовать настроение каждой части?

Какие ещё средства выразительности (тропы) использовал Тургенев?

VII. Закрепление.

  1. Чтение материала п.
  2. Упр. (устно, выборочно)

VIII. Итог урока.

  1. С чем познакомились на уроке?
  2. От чего зависит выбор знака препинания в БСП?
  3. Когда БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

IX. Домашнее задание

  1. 1 группа – сочинение-миниатюра «Для чего в предложениях ставятся запятые и точки с запятой»;

2 группа – упр.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Г. вер…щий, вид…л, раскле…нный.

  1. В какой строке во всех словах пропущена буква Е?

А. он колыш…т, ре…т, реша…т, осво…т

Б. он посе…т, чу…т, стел…т, слуша…т

В. он ката…тся, веша…т, клее…т, та…т

Г. он упуст…т, пове…т, зате…т, кол…т

2. В какой строке во всех словах пропущена буква Ю?

А. они стел…т, клее…т, бре…т, та…т

Б. они стро…т, бор…тся, высп…тся, обве…т

В. они слуша…т, дремл…т, гоня…т, леле…т.

Г. они жале…т, кол…т, пол…т, вод…т

3. В какой строке во всех словах пропущена буква Я?

А. пен…щийся, раска…вшийся, постро…в

Б. увид…в, завис…л, закле…нная, стро…щий

В. раскле…в, пил…щий, стел…щийся

Упражнение 51. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов). 22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой). 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович). 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев). 25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев). 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев). 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов). 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков). 29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска (Пушкин). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь). 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков). 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов). 33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев). 35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой). 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов). 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов). 38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов). 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин). 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

Карточка 1

1. Я люблю Древнюю Русь я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело. 5. Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1.Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром. 2. 3. Сорока подняла голову сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. 4.Назвался груздем полезай в кузов. 5. Солнце дымное встает будет день горячий.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся пять станций убежало назад.

    В первую минуту мне стало обидно они не ищут меня.

    Запомните

    Погода утихла тучи расходились снова заблестело солнышко.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

    Сзади шапкой стоял лес впереди расстилалось болото справа был пустырь.

    Кукушка закуковала пора сеять лен.

    Я выглянул из окна и увидел все небо заволокло тучами.

    Мороз не страшен воздух сухой ветра нет.

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка.

    На дворе середина декабря окрестность охваченная неоглядным снежным саваном тихо цепенеет.

    Мне впервые стало обидно они не ищут меня.

    Свернули вправо впереди неожиданно показалась речушка.

    Хорошенько запомните

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя приходилось жаться к мокрым кустам.

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.

    Солнце сильно палит к вечеру соберется гроза.

    Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.

    Запомнитени один злой человек не бывает счастлив.

Ключи

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

Карточка 6

: причина

, последов

- быстрая смена событ

- противоп

- быстрая смена соб.

- следствие

: дополняет, изъясняет

; осложнено

- следствие

, перечисл

; осложн

, одноврем событий

- быстрая смена событ

: пояснение

: причина

- условие

: причина

- следствие

- следствие

- условие

: изъяснен

: изъяснен

- быстрая смена соб.

- следствие

; осложн.д.о

- следствие

, перечисл

: причина

: изъяснен

: изъяснен

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 1

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь: я вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку общества исправить недостатки. (причина) 2. Я думаю: в школе очень нужна работа по краеведению. (дополняет, изъясняет) 3. Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий) 4. Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие) 5. Луна, растворяясь в пелене сизых туч, опускалась к земле; свет ее уже потускнел. (1 пр. осложнено д.о.)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 2

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    (одновременность событий)

    (осложнено прич. Об.)

    Сорока подняла голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (пояснение)

    Назвался груздем- полезай в кузов. (условие)

    Солнце дымное встает- будет день горячий. (следствие, результат)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 3

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Проснулся- пять станций убежало назад. (быстрая смена событий)

2.Солнце сильно палит-к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

3.В первую минуту мне стало обидно: они не ищут меня. (причина)

4.Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

5.Погода утихла, тучи расходились, снова заблестело солнышко. (перечисление)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 4

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Хотел рисовать- кисти выпадали из рук. (противопоставление)

    Сзади шапкой стоял лес, впереди расстилалось болото, справа был пустырь. (перечисление)

    Кукушка закуковала – пора сеять лен. (условие. время)

    Я выглянул из окна и увидел: все небо заволокло тучами. (изъяснение, дополнение)

    Мороз не страшен: воздух сухой, ветра нет. (причина)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 5

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Вывернули из-за очередного поворота - впереди неожиданно показалась избушка. (быстрая смена событий)

    На дворе середина декабря; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (осложнено прич. Об.)

    Мне впервые стало обидно: они не ищут меня. (причина)

    Свернули вправо - впереди неожиданно показалась речушка. (быстрая смена событий)

    Хорошенько запомните:ни один человек не смог пройти через это болото. (изъяснение)

Проверочная работа по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», 9 класс

Карточка 6

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

    Глинистая дорога раскисла от дождя- приходилось жаться к мокрым кустам. (следствие, результат)

    Далеко за Доном громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (одновременность событий)

    Солнце сильно палит - к вечеру соберется гроза. (следствие, результат)

    Последние лучи солнца исчезли - золото скал потускнело. (следствие)

5. Запомните:ни один злой человек не бывает счастлив. (изъяснение)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

1. Если во второй части сложного предложения содержится указание на причину того, о чем говорится в первой части. Вторая часть таких предложений близка по значению к союзному придаточному предложению причины и обычно может быть заменена таким придаточным (с союзом потому что, так как и др.), например: Для революционера в нынешних условиях это опасно: шпики могут сразу запомнить его речевую «особую примету». (Коптел.) Ср.: Для революционера в нынешних условиях это опасно, потому что шпики могут сразу запомнить его речевую «особую примету».

2. Если вторая часть сложного предложения близка по значению к союзному дополнительному придаточному предложению, а в первой части содержится (или подразумевается) глагол-сказуемое со значением восприятия (видеть, смотреть, слышать, чувствовать, знать, понимать и т. п.). Вторая часть такого сложного предложения обычно может быть заменена союзным дополнительным придаточным (с союзом что), например: Для себя он отметил: иностранный торговый капитал уже проникает в глубину Сибири (Коптел.); Сестры бросились к окнам: замелькали огни, знакомые постройки. (Лавров) Ср.: Для себя он отметил, что иностранный торговый капитал уже проникает в глубину Сибири и Сестры бросились к окнам (и заметили), что замелькали огни, знакомые постройки.

3. Если вторая часть сложного предложения поясняет, конкретизирует значение первой части. Между частями сложного предложения в таком случае можно вставить слова а именно, то есть, например: Ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия: небо чисто, воздух прозрачный, дали доступны мечтам. (Федос.) Ср.: Ничто не омрачает этот первый день нашего путешествия, а именно: небо чисто, воздух прозрачный, дали доступны мечтам.

Упражнение 367 . Бессоюзные сложные предложения преобразуйте (устно) в союзные, вставляя необходимые по смыслу союзы. Объясните употребление знаков препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

1. Чемизов подсел к ним и вдруг почувствовал, что у него кружится голова: он увидел печальные, оленьи глаза Аси. (Лавров) 2. Лева заерзал на скамейке … Спутники, ракеты … Он ясно чувствовал: начинается новое в истории человечества. (Лавров) 3. В доме мало-помалу нарушилась тишина: где-то скрипнула дверь. (Гонч.) 4. Снова удивилась Дина: своевольный и, как о нем говорили, вспыльчивый до бешенства, Литвинов первым протянул председателю руку … (Полев.) 5. Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем, а тетка - шарф своего вязанья. (Горьк.) 6. Крутовский объяснил: мост через Чулым еще не готов, пассажирские вагоны перетолкнут по льду. (Коптел.) 7. Задерживаться нельзя ни на минуту: холод пронизывает насквозь, глаза смыкаются, дышать становится все труднее. (Федос.) 8. Только теперь Серпилин заметил: Брускин лежит на земле в гимнастерке с сорванными петлицами. (Сим.)

Упражнение 368 . Опуская выделенные слова, преобразуйте (устно) приводимые ниже сложноподчиненные предложения в бессоюзные сложные предложения. Объясните употребление знаков препинания между частями бессоюзных предложений.

1. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать. (Л. Т.) 2. Полковой командир стоял тут в полной уверенности, что впереди его есть еще войска и что неприятель не может быть ближе десяти верст. (Л. Т.) 3. Батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских. (Л. Т.) 4. Ростов, как на травлю, смотрел на то, что делалось перед ним. Он чутьем чувствовал, что ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят. (Л. Т.) 5. Французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. (Л. Т.) 6. Только острый, наметанный глаз мог бы заметить, что на бурой равнине, уходящей на запад, не было безлюдно и спокойно. (А. Н. Т.) 7. Улицы были узкие и гораздо более грязные, чем дорога сюда от Севастополя, то есть грязь здесь была еще глубже и гораздо зловоннее. (С.-Ц.) 8. Павлу не пришлось увидеться со своими, так как городок Шепетовка опять был занят белополяками. (Н. Остр.) 9. Петр Петрович был так добр, что взял на себя часть издержек по нашему проезду в столицу, а именно, сам вызвался на свой счет доставить нашу поклажу и большой сундук. (Дост.)

Упражнение 369 . Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

I. 1. Зыбилась линия горизонта. Небо завалили низкие, черные тучи. Они были точно раскаленные изнутри их пронизало рыжее пламя заката. Среди их зловещих клубов сияла большая сине-золотистая дыра. В нее видно было лазурное небо. На нем щемяще далеко в призывной выси плыли алые облака. Там было все не так другая даль, другие облака, другое сияние. (Лавров) 2. Все это было такое русское, из-под самого сердца, что Лева долго не мог говорить. Теперь он знал дорога, овеянная образом Аси, будет для него незабвенной. И впервые он почувствовал себя старым ведь ему уже двадцать восемь, а ей - восемнадцать. (Лавров) 3. Таня, приподнявшись, подтянув на плечо полушубок, лежала за спиной у матери и говорила ей на ухо громким шепотом. А мать лежала, не шевелясь, и отвечала ей через плечо, не понижая голоса она давно привыкла, что Суворовы там, за занавеской, в двух шагах от нее, спят тяжелым, усталым сном. Спят и сейчас Суворов устало подхрапывает, а Сима Суворова вздыхает во сне и иногда всхлипывает, не просыпаясь. (Сим.) 4. За вечер уже было все и разговоры, и расспросы, и Симины поздравления, что дочь живая вернулась, и Симины слезы, что сыновья убиты и никогда не вернутся … И Суворов жалел, что хозяина нет работает в ночную,- и хвалил Тане Халиду. (Сим.) 5. «Эх, Иван Капитоныч!- сказал Серпилин.- Если бы у него эта рана открылась в начале операции или в середине, я бы слова не сказал. Но когда перед самым концом … Надо же на его судьбу трезво посмотреть если рана открылась, а ему пятьдесят восьмой год, это же последняя операция, и не завершить ее для него смерти подобно… Очень прошу отложить на несколько дней ваше решение». Батюк нахмурился. Кузьмича он мало ценил с самого его прихода и прислали его второпях, через голову, не спросясь, и первое впечатление от старика было какое-то чудное, осталось такое ощущение, что сунули тебе в армию какого-то перестарка,- на тебе, убоже, что мне не гоже. (Сим.)

Свойства по химии