Сценарий мероприятия про бородинское сражение. Сценарий классного часа (Бородинская битва)

Цели и задачи:

Обучающие:

  • углубить знания учащихся о народном освободительном характере войны с наполеоновской империей.

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развивать у учащихся мыслительные, коммуникативные способности;
  • навыки и умения образного эмоционального пересказа содержания исторического материала;
  • формирование потребности в приобретении новых знаний.

Воспитательные

  • способствовать воспитанию у детей чувства гордости за нашу славную историю; чувства патриотизма.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция с использованием национального регионального компонента.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, отрывки из фильмов.

Наше мероприятие посвящено Бородинской битве. Прошло чуть более 200 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Она названа Отечественной не случайно: русский народ защищал свою Родину, своё Отечество, свою родную Землю, на которой он вырос.

– Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за счастье человека
Только тот себя переживёт
Славна кончина за народ.

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему мероприятию.

1 Ведущий. 8 сентября в России отметили День воинской славы – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией.

Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года.

А теперь давайте обратимся к словам очевидца, мнение которого отразил в своём легендарном стихотворении Лермонтов (инсценирование стихотворения).

И Кутузов, главнокомандующий русской армией утверждал: "Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”.

Ведущий. А император Наполеон признавался позже: "Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Бородинское сражение вошло в историю освободительного движения как одна из наиболее ярких ее страниц. Легендарный подвиг героев Бородина является для последующих поколений русских людей вдохновляющим примером патриотического выполнения долга перед Родиной.

"Вам не видать таких сражений…” так великий русский поэт М.Ю.Лермонтов сказал об этой битве.

Обратимся к историческим фактам.

Исторические факты

Ученик. В течение всего 1812 года Франция готовилась к войне с Россией. 12 июня 1812 года армия Наполеона без объявления войны переправилась через Неман и вторглась в территорию нашей страны.

Фильм

Ведущий. Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для русского народа и в то же время поворотным пунктом в духовной жизни страны. Вторжение неприятеля в пределы России, Бородинское сражение, пожар Москвы, напряжённая борьба с армиями Наполеона вызвали могучий подъём русского народа.

Ведущий. Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: "Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем”.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя…

Так кто же они, герои Отечественной войны?

1 ученик. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов прославленный русский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1812),светлейший князь (с 1812). Герой Отечественной войны 1812 года, первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Ещё до оставления русскими войсками Смоленска Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим всеми русскими армиями и ополчениями. Назначение Кутузова вызвало патриотический подъём в армии и народе. Сам Кутузов, как и в 1805 году, не был настроен на решительное сражение против Наполеона. По одному из свидетельств он так выразился о методах, которыми будет действовать против французов: "Мы Наполеона не победим.

Большое превосходство противника в силах и отсутствие резервов вынудили Кутузова отступить вглубь страны. Дальнейший отход подразумевал сдачу Москвы без боя, что было недопустимо как с политической, так и с моральной точки зрения. Получив незначительные подкрепления, Кутузов решился дать Наполеону генеральное сражение, первое и единственное в Отечественной войне 1812 года. Бородинское сражение, одна из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, произошло 26 августа (7 сентября). За день боя русская армия нанесла тяжёлые потери французским войскам, но и сама по предварительным подсчётам к ночи того же дня потеряла почти половину личного состава регулярных войск. Баланс сил, очевидно, не сместился в пользу Кутузова. Кутузов принял решение отойти с бородинской позиции, а затем, после совещания в Филях, оставил Москву. Тем не менее, русская армия показала себя достойно при Бородино, за что Кутузов 30 августа(11 сентября) произведён в генерал-фельдмаршалы.

2 ученик. Николай Николаевич Раевский – генерал от кавалерии, гордость русской армии и друг А.С.Пушкина.

Необыкновенный героизм проявил генерал Раевский в Бородинской битве. Батарея из 18 орудий стояла на Курганной высоте на правом фланге. Она была обнесена бруствером высотой более двух метров, окружена широким рвом глубиной в два метра. Оборонял высоту пехотный корпус генерала Раевского, и потому батарею назвали "батареей Раевского”.

После Отечественной войны Раевский числился командиром армейского корпуса.

3 ученик. Михаил Богданович Барклай де Толли – российский полководец, генерал-фельдмаршал (с 1814 года), военный министр, князь (с 1815 года), герой отечественной войны, полный кавалер ордена святого Георгия.

В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Передают, что в день битвы под ним было убито и ранено 5 лошадей. Тем не менее, он продолжал упрямо отстаивать необходимость стратегического отступления, на военном совете в Филях высказался за оставление Москвы.

4 ученик. Пётр Иванович Багратион, князь, российский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Родился в 1765 году в Кизляре (Тверская область) в грузинской аристократической семье, происходившей от царской династии Багратионов.

П.И.Багратион принадлежал к полководцам суворовской школы. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявил особую заботу о солдатах, их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.

В Бородинском сражении П.И.Багратион руководил левым флангом, на который пришёлся главный удар французов, и героически оборонял Семёновские флеши; возглавил контратаку 2-й гренадёрской дивизии на Северную флешь, занятую французами, и был смертельно ранен.

Давыдов Денис Васильевич

Партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант. Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А.С.Пушкину.

Родился в Москве, дворянской семье. Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным Александром Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: "Это будет военный человек…”

Большую часть жизни Давыдов провёл на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 году в чине генерал-лейтенанта.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от отечественной войны 1812 года как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над наполеоном.

6 ученик. Дмитрий Петрович Неверовский.

7 ученик. История Отечественной войны 1812 года тесно связана с историей нашего города. Одна из представительниц слабого пола, наша землячка, писатель, Надежда Андреевна Дурова, является героем Отечественной войны 1812 года. Обратимся к кадрам фильма…, посвящённый этой великой женщине, прославившей наш город.

(Просмотр кадров фильма)

За храбрость получила несколько наград. Прослужив около 10 лет, в 1816 вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Ведущий. А сейчас мы хотели бы вас познакомить с творческим и талантливым человеком, нашей землячкой Людмилой Павловной. В её исполнении прозвучит романс Настеньке из фильма "О бедном гусаре замолвите слово”.

Ведущий. Б ородинское сражение вдохновило и вдохновляет поэтов, писателей, художников. К 25-летней годовщине М.Ю.Лермонтов пишет стихотворение "Бородино”, прославляющее подвиг русского народа. Современные поэты тоже не обошли эту тему.

Ученик.

Бородино…Здесь русские солдаты
Прославили Отчизну на века.
Здесь показал Кутузов Бонапарту
Всю мощь и силу русского штыка.
Здесь бой кипел. Такой жестокой сечи
Ещё в России не было у нас
Когда дышать вдруг становилось нечем
И ясный день в дыму сраженья гас.
И пусть давно растаял в поднебесье
Той битвы дым, той битвы пушек гром –
Мы до сих пор о ней слагаем песни
О наших предках память бережём.
Бородино…Родной земли частица
Село, каких немало под Москвой,
Но как же сердце начинает биться
При виде церкви с маковкой златой.
Здесь свято всё. Здесь нет героям счёта,
Что были клятве до конца верны, –
Защитники России, патриоты,
Отечества любимые сыны.
И вновь трубы победный клич несётся,
В парадном строе движутся полки;
Над Полем Славы флаг российский вьётся,
Блестят на солнце грозные штыки.

(В. Степанов)

Ученик.

Бородинское поле
Был бой суровый Бородинский
И друг, и недруг ждал его.
Здесь дважды силой исполинской
Рождалось наше торжество.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает

Тебя народ наш воспевает.
Здесь что ни памятник, то слава
Полков российских и знамён.
Здесь, что ни холм – своя Полтава,
Места, где бит Наполеон.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Здесь горсть земли берут руками
И вслух клянутся: "Сохраним!”
Горжусь я этими полями,
И славу меряю по ним.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.
Победу в сердце ты носила,
И ныне носишь не тая.
Здесь подвиг твой. Здесь ты, Россия,
Здесь слава гордая твоя.
Бородино, Бородино!
В сердцах людей не умирает
Твой славный день, Бородино,
Тебя народ наш воспевает.

(В.Артанов)

Ученик.

Бородино
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
День 8 сентября –
Славный день календаря.
Бородинское сраженье –
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт

(И.Агеева)

Ученик.

Памятная дата
Великой битвы памятную дату
Потоком времени уносит в глубь веков,
Но подвигам российского солдата
Забвенья нет.
Не только строй венков,
Не только громы пушечных салютов, –
Сегодня память сердца говорит,
И среди множества иных маршрутов
Она в Бородино сегодня путь торит.
Два века минуло…
Но каждый сын России
Той тяжкой битвы след в душе хранит,
Там стойкость натиск сокрушила,
Сила – силу;
Глубок тот след…
Поныне он болит.
Болит… Десятки тысяч жизней –
В те годы беспримерная цена!
Их кровь святая отдана Отчизне,
Чтобы в веках жила она.
Не только кровью та оплачена победа,
Живых солдат окаменели лица,
Когда, скрипя сердцами, командиры
Им приказали покидать столицу.
Но нет, ключей столицы мы не сдали,
Хоть Бонапарт уже торжествовал,
Когда его войска в Москву вступали,
Но встретил огненный врага в столице вал.
Два века минуло… За эти времена
Россию вновь и вновь враги терзали,
Но им наперекор живёт она,
А чем и почему – поймут едва ли.
Секретов нет у нас,
Когда приходит час, –
Пред тяжким выбором нас недруг ставит
Солдат и командир, –
Не посрамит мундир, –
Он жизнь отдаст
Иль отступить врага заставит.
Мы жизней не щадим,
Не пощадим столиц,
Лишь только б пред врагом не пасть рабами ниц.

(Л.Котов)

Ведущий. Великое для русского народа Бородинское сражение нашло отклик не только в сердцах поэтов, но и художников и русских, и зарубежных. Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), Петер Гесс (1792-1855), Христиан Вильгельм Фабер дю Фор (1780-1857), Альберт (Альбрехт) Адам (1786-1862) и многие другие художники смогли запечатлеть на своих полотнах тяжёлые моменты сражения 1812 г.

Представляем вашему вниманию Бородинское сражение в полотнах художников.

(Под "Гимн русскому воинству” стихи О.Алфёровой муз. Сергей Косточко), показывается слайд-шоу "Бородинское сражение в полотнах художников”.

Учитель. Великие люди говорили, что "Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего”. Бородинскому сражению 200 лет, но " не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги, потомство сохранит их в памяти”. (Параллельно идут аккорды песни.)

Молошникова О.А., Трынова Н.А.


Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного 200-летию Бородинской битвы

«Поэтическая летопись Бородинского сражения»

Цели мероприятия:


  1. Познакомить учащихся с поэтами и писателями, принимавшими участие в Отечественной войне 1812.

  2. Показать, как освещается тема войны 1812 года в литературных и музыкальных произведениях.

  3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своему Отечеству, уважение к русскому народу.
Оформление. На дальнем плане сценыгеоргиевскаялента славы и надпись «Бессмертен тот, кто Отечество спас…», справа экран, на который проецируются слайды презентации, посвященной битве под Бородином.

Музыкальное сопровождение праздника:


  1. П.И.Чайковский торжественная увертюра «1812 год»

  2. Романс на стихи М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года»

  3. Григорий Лепс «Спокойной ночи, господа»
Вступительное слово учителя:

Мы празднуем 200-летие Бородинской битвы. Важная для России дата знаменательна воспоминанием о победе русского оружия и духа: государство и Церковь торжественно и молитвенно отмечают славную героическую годовщину. На Бородинском поле в дни праздничных юбилейных торжеств уже состоялась историческая реконструкция сражения, которую посетил президент страны.

Принесение из Смоленска в Бородино, а затем в Москву чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, стало кульминацией церковных торжеств, посвящённых юбилею победы в Отечественной войне 1812 года. Торжества возглавлял Патриарх Кирилл.

Именно перед этой иконой во главе с фельдмаршалом Михаилом Кутузовым молились войны накануне решающего сражения.

Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.

В настоящее время эта чудотворная икона находится в специально устроенном кивоте в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона украшена ризой с множеством цветных камней.

Давайте же и мы сейчас молитвенно вспомним участников Отечественной войны и помолимся об Отечестве и его благополучии.

(Звучит кондак в исполнении хора)

ВЕДУЩИЙ 1 : Отечествен­ная война 1812 года - великая и славная эпоха истории России. Она отмечена в истории высо­чайшим проявлением народного патриотизма. «Чувство сие не есть преимущество какого-либо состояния: все сыны Отечества им одушевляются», - так писал Андрей Сергеевич Кайсаров, ге­рой Отечественной войны 1812 года, литератор, профессор Дерптского университета. Это была эпоха утверждения нацио­нального самосознания, роста во всех слоях русского народа веры в собственные силы и понима­ния того, что Россия играет одну из первостепенных ролей в по­литической и духовной жизни Европы.

ВЕДУЩИЙ 2 :Выразителем общественного мнения в России явилась литература. Еще Алек­сандр Васильевич Суворов говорил о большом значении ли­тературы: «Честь и слава певцам! Они мужают нас и делаются творцами общих благ». После решающего поражения наполео­новской армии под селом Крас­ным ученик и сподвижник Суво­рова Михаил Илларионович Ку­тузов прочел перед строем вместо обычного обращения к войскам басню Крылова «Волк на псарне».

(сценка по басне «Волк на псарне» в исполнении 5-классников)

ВЕДУЩИЙ 2 : Слова «С вол­ками иначе не делать мировой, // Как снявши шкуру с них до­лой» - великий полководец ис­толковал как своего рода наказ своим воинам.

ВЕДУЩИЙ 1: Особое вни­мание Кутузов уделял созданию при Главной квартире походной типографии, которая печатала художествен­ные произведения. В августе 1812 года Василий Андреевич Жуков­ский был назначен Кутузо­вым чиновником по особым по­ручениям при Главной квартире. Жуковский работал над самыми ответственными до­кументами. Он был в курсе всех военных событий. По долгу службы писатель составлял наградные ведомости с подробным описанием подвигов награжден­ных, а за дружеской беседой у офи­церских костров слушал рассказы самих героев. Все это вдохновило его на создание поэтических произ­ведений о героях Бородина.

ЧТЕЦ (1):

^
На поле бранном тишина;
Огни между шатрами;
Друзья, здесь светит нам луна,
Здесь кров небес над нами.
Наполним кубок круговой!
Дружнее! рука в руку!
Запьем вином кровавый бой
И с падшими разлуку.

^ ВЕДУЩИЙ (2): Накануне боя у Тарутина при бивачных ог­нях поэт, охваченный общей уверенностью в близкой победе, написал свое знаменитое стихо­творение «Певец во стане рус­ских воинов», воспев доблесть героев и их пламенную любовь к Родине.

Сей кубок ратным и вождям!
В шатрах, на поле чести,
И жизнь, и смерть - все пополам;
Там дружество без лести,
Решимость, правда, простота
И нравов непритворство,
И смелость - бранных красота,
И твердость, и покорство.
Друзья, мы чужды низких уз;
К вендам стезею правой!
Опасность - твердый наш союз;
Одной пылаем славой.
^ В. Жуковский. Певец во стане русских воинов

ВЕДУЩИЙ 2 : Первыми слушателями «Певца во стане русских воинов» были офицеры, слушавшие поэта у костра. После победоносного трехдневного сра­жения под Красным Жуковский написал оду «Вождю победите­лей» - в честь Кутузова.

^ Приглушённо звучит торжественная увертюра П.И.Чайковского «1812год»

ЧТЕЦ (2):
О вождь славян, дерзнут ли робки струны

Тебе хвалу в сей славный час бряцать?
Везде гремят отмщения перуны,
И мчится враг, стыдом покрытый, вспять,
И с россом мир тебе рукоплескает!..
Кто пенью струн средь плесков сих внимает?
Но как молчать? Я сердцем славянин!
Я зрел, как ты, впереди своих дружин.
В кругу вождей, сопутствуем громами.
Как божий гнев, шел грозно за врагами.
Со всех сторон дымились небеса;
Окрест земля от громов колебалась…
Сколь мысль моя тогда воспламенялась!
Сколь дивная являлась мне краса!
Везде, о вождь, тебе благословенье!
Тебя предаст потомству песнопенье!

^ В.Жуковский. Вождю победителей

ВЕДУЩИЙ 2 :Почти все русские литераторы эпохи Оте­чественной войны, способные держать оружие, вступили в действующую армию, их непо­средственное участие в боях дало им возможность воссоздать в художественных произведениях это время.

ВЕДУЩИЙ 1 :Участником войны 1812 года был Александр Сергеевич Грибоедов. Он мечтал о лихих кавалерийских атаках, однако ему пришлось за­няться другим делом - трудным, но необходимым: формировани­ем и обучением кавалерийских полков. В статье «Кавалерийские резервы» он рассказал о том, как самоотверженно работали люди в тылу.

ВЕДУЩИЙ 2 : Подпрапор­щиком Семеновского полка начал войну Петр Яковлевич Чаадаев - мыслитель, пуб­лицист, автор составивших эпоху в развитии русской мысли «Фило­софических писем». Он участвовал во всех сражениях.

^ ВЕДУЩИЙ 1 : Вополчение поступил и поэт Александр Фе­дорович Воейков. Он прини­мал участие в действиях партизан­ских отрядов под Москвой, в Та­рутинском сражении.

ВЕДУЩИЙ 2 :Александр Александрович Шаховской- известный драматург, был ко­мандиром ратников Тверского ополчения. Год спустя под впечатлением этих событий Шаховской написал оперу-водевиль «Крестьяне, или Встреча незваных».

ВЕДУЩИЙ 1:Иван Ивано­вич Лажечников, автор изве­стных исторических романов, был сначала ратником ополче­ния, затем офицером гренадер­ского полка, участвовал в сраже­ниях под Тарутином, Малоярос­лавцем, Бауленом, Дрезденом, Парижем. Был награжден орде­нами и медалями. Свои военные впечатления он описал в книге «Походные записки русского офицера».

ВЕДУЩИЙ 2 :Михаил Ни­колаевич Загоскин - круп­нейший исторический романист, автор популярного романа об Отечественной войне «Рославлев, или Русские в 1812 году».

ВЕДУЩИЙ 1 : Кондратий Федорович Рылеев - поэт, декабрист. В чине прапор­щика был несколько раз в сраже­ниях, со своей батареей прошел через Германию, Швейцарию, Францию. В 1820 году работал над поэмой о партизанах, действовавших в окрестностях занятой французами Москвы.

ВЕДУЩИЙ 2: Констан­тин Николаевич Батюшков никогда не стремился к воен­ной карьере. Он ненавидел войну и в стихах воспевал мирную жизнь. Но когда возникла не­обходимость встать на защиту Отечества, он это сделал, не колеблясь.

ВЕДУЩИЙ 1: Поэт видел сожженную Москву.

ЧТЕЦ (3):


Мой друг, я видел море зла,
И неба мстительного кары:
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей.
Из милой родины изгнанных!
Я на распутье видел их,
Как, к персям чад прижав грудных,
Они в отчаяньи рыдали
И с новым трепетом взирали
На небо рдяное кругом.
Трикраты с ужасом потом
Бродил в Москве опустошенной,
Среди развалин и могил;
Трикраты прах ее священный

Слезами скорби омочил.
И там, где зданья величавы
И башни древние царей,
Свидетели протекшей славы
И новой славы наших дней;
И там, где с миром почивали
Останки иноков святых
И мимо веки протекали,
Святыни не касаясь их;
И там, где роскоши рукою,
Дней мира итрудов плоды,
Пред златоглавою Москвою
Воздвиглись храмы и сады, -
Лишь угли, прах и камней горы.
Лишь груды тел кругом реки,
Лишь нищих бледные полки
Везде встречали взоры!..

^ К. Батюшков. К Дашкову

ВЕДУЩИЙ 2: Героическая борьба против французских заво­евателей нашла широкое отраже­ние в народной песне.

Песня «Солдатушки» в исполнении учащихся (3 мальчика и 3 девочки)

ВЕДУЩИЙ 2 : Песня эта была сложена сейчас же после Бородинского боя среди казаков генерала Матвея Платова.
ВЕДУЩИЙ 1 : Тема Бородинского сражения всегда была интересна писателям и поэтам. К этой теме обращаются вновь и вновь.

ВЕДУЩИЙ 2 : Так М.Ю.Лермонтов в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года создал свое замечательное стихотворение “Бородино”

(Песня на стихи М.Ю. Лермонтова звучит в исполнении хора)

ВЕДУЩИЙ 1 : Лермонтов рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об Отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы о войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения.

ВЕДУЩИЙ 2: Не мог не написать о Бородинском сражении и Лев Николаевич Толстой: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. Мы видим панораму Бородинского поля глазами Пьера Безухова.

ЧТЕЦ (4): Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»

Вальс под романс «Генералам 12 года»

ВЕДУЩИЙ (2): Отечественная война 1812 года – великая эпоха в истории нашей Родины. Бородинская битва осталась навечно в памяти народа как воплощение священного народного гнева, как символ победы и возрождения. В честь этой славной даты ученик 9 класса (имя) написал стихотворение «200 лет Бородино» (читает своё стихотворение)

Учитель: На этом наш праздник подошёл к концу. Всего доброго. До новых встреч.

Конспект классного часа «День Бородинского сражения» для 8 класса

Вешникова Елена Валерьевна, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Время: 1 учебный час
Тема: Классный час «День Бородинского сражения» (8 кл.)
Цель: Систематизация знаний учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
Задачи:
1.Образовательная: Систематизировать знания старшеклассников учащихся о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков.
2. Развивающая: Развивать критическое мышление, речевые компетенции старшеклассников.
3. Воспитательная: воспитание патриотизма, любви к Родине.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедиа проектор, экран, иллюстрации.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация.

Этапы занятия
1.Оргмомент.
2. Освоение нового материала.
3. Закрепление изученного материала.
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Практическая значимость сценария классного часа: сценарий может быть рекомендован педагогам образовательных учреждений, студентам педколледжей, ВУЗов как источник информации при подготовке к классным часам, внеклассным мероприятиям по данной тематике.

Ход занятия
1.Оргмомент.
Организация внимания учащихся.

2. Освоение нового материала.
Ученик 1. Читает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!» (слайд 2) .
Учитель: Ребята, на уроках истории и литературы вы в разное время знакомились с военными действиями, датами, именами героев Отечественной войны 1812 г. Вспомните, каковы были причины войны, на чьей территории она проходила (учащиеся отвечают на вопрос учителя).
Ученик 1: На первом этапе Отечественной войны (с июня по сентябрь 1812 г.) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.
Ученик 2:
Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской армией под командованием генерала М. И. Голенищева-Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 г. у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.
8 сентября отмечается Днём воинской славы России (слайд 3) .
Ученик 1: В июне 1812 г наполеоновская армия вторглась в российские земли.
С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 г. русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали главнокомандующего русской армии, генерала-от-инфантерии Барклая-де-Толли, возможности подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова (слайд 4) .
Ученик 2: 22 августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородина, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, т. к. император Александр I требовал от Кутузова остановить продвижение Наполеона к Москве (слайд 5) .
Учитель: 24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе д. Шевардино. 11-тысячный отряд под командованием А. И. Горчакова с 36 орудиями, поддержанный частями 2-й гренадерской и 2-й сводно-гренадерской дивизий, был неоднократно атакован превосходящими силами противника. Со стороны Наполеона в этом бою участвовало около 40 тысяч человек при 186 орудиях.
До наступления темноты русские удерживали позицию у Шевардинского редута (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны). Уже в ночи по приказу главнокомандующего генерал-лейтенант Горчаков отвел остатки своих войск к основной позиции у деревни Семеновское. Потери в этом бою с каждой стороны составили до 6 тысяч убитыми и ранеными (слайд 6-7) .
Ученик 1: Весь день 25 августа (6 сентября) войска обеих сторон готовились к предстоящему сражению.
Около 6 часов утра 26 августа началось знаменитое Бородинское сражение. Тысячи людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве.
«И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.»
(М. Ю. Лермонтов)
Около 9 ч. утра главнокомандующий 2-й Западной армией генерал П. И. Багратион получил тяжелое ранение, которое оказалось для него смертельным (слайд 8) .
Ученик 3:
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М. Ю. Лермонтов)
По состоянию на 18 час. русская армия прочно располагалась на бородинской позиции, а французским войскам ни на одном из направлений не удалось достигнуть решительного успеха (слайд 9-10) .
Ученик 1: В «битве гигантов» за 24–26 августа русская армия потеряла от 45 до 50 тыс. человек (прежде всего от массированного артиллерийского огня), а «Великая армия» – примерно 35 тыс.
М. И. Голенищев-Кутузов удостоился за Бородино чина генерал-фельдмаршала.
После Бородина русская армия, боевой дух которой окреп, быстро восстановила свои силы и была готова к изгнанию неприятеля из пределов России. «Великая» же «армия» Наполеона, наоборот, упала духом, потеряла прежнюю свою маневренность и способность побеждать (слайд 11) ..
3. Закрепление изученного материала.
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам, ребята, викторину. Готовы? Итак, начинаем.
1. Бородинское сражение было в:
а) 1240 г.; б) 1812 г.; в) 988 г.; г) 1380 г.
2. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (125) .
3. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов …..» (бить французов) .
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (М. И. Голенищев-Кутузов) .
5. Что такое редут? (редут - отдельно стоящее укрепление сомкнутого вида, как правило земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны).
6. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Император Александр I) .
7. В каком из субъектов РФ есть город Бородино:
а) Смоленская область; б) Красноярский край;
в) Амурская область; г) Московская область?
8. М. И.Кутузов утверждал: «Перед сражением главное - …». Что? Вставьте пропущенное слово.
а) подкрепиться; б) выспаться;
в) помолиться; г) подумать.
9. Какому событию Отечественной войны 1812 г. посвящена картина А. Ю. Аверьянова:
а) Битва за Ватерлоо; б) Сражение за Смоленск;
в) Бой за Багратионовы флеши; г) Бой у Шевардино?
10. Кому в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино» доверен рассказ о войне 1812 года:
а) старому солдату; б) полковнику;
в) партизану; г) известному историку?
Подведение итогов викторины.
Учитель:
-Ребята, а какие чувства, эмоции вызвал у вас просмотр презентации о Бородинском сражении? (учащиеся отвечают на вопрос учителя) .
- Можно ли утверждать, что поэт М. Ю. Лермонтов создал произведение «Бородино» – поэтический памятник русским солдатам? Какие качества русского характера воплотились в литературном памятнике?
– Какими вы видите защитников Отечества? Могут ли солдаты войны 1812 г. служить примером патриотизма для будущих поколений?
4. Подведение итогов. Рефлексия.

Презентация на тему: День Бородинского сражения русской армии

Людмила Рыбакова

Л. Рыбакова "Уж постоим мы головою за Родину свою"

В 2017 году исполняется 205 лет со дня Победы русского народа в Отечественной войне

Предлагаем Вашему вниманию сценарий праздника,ставший итогом Проекта "Сей день пребудет вечным памятником". (Авторский Проект и сценарий праздника был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".-2011.-№9.-стр 50-57).

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Ведущий - педагог

Наполеон

Гусары – пехота – мальчики подготовительной группы

Гусары – кавалеристы - мальчики подготовительной группы

Солдат с манифестом – мальчик подготовительной группы

Партизаны- крестьяне – мальчики старшей группы

Дамы – девочки старшей и подготовительной группы

Занавес закрыт. Стоит стол, свеча, на столе лежит Карта Мира.

Ведущий : 19 век… 1812 год…

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

(Выходит Наполеон – ребенок в одежде французского императора, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки)

НАПОЛЕОН : Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:

Французской маловато. Возьму Германию, Италию

И вот они – солдаты!

Хочу Россию подчинить,

Хочу в Москву войти.


Всё я сумею, все смету преграды на пути! (Уходит)

Ведущий : Россия – мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда!

(Открывается Занавес. Сцена прерванного Бала: дамы и гусары).



ВИДЕОРЯД. Кадры из кинофильма «Гусарская баллада», сцена «Объявления войны».

Выходит солдат со свитком в руках.


СОЛДАТ : Русский император Александр I издал Манифест.

(читает): Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести

Отстоять Отчизну, отстоять страну

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил

Так ответил на войну. (Закрывает свиток).

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

Гусары одевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят.

Выходит БАРАБАНЩИК. Марш Гусар, перестроения. Уходят.


Выходят Дамы, ведут между собой разговор:

1-я Дама: Нам в стороне стоять нельзя,

Смотрите, что скажу вам я:

Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я Дама: А я свяжу жилет.

3-я Дама: А я сошью кисет.

4-я Дама: А, если нужно, я пойду работать в лазарет.

Все Дамы: Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят)

ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Сражались русские войска

Отважно и удало,

За Родину, Отчизну- Мать

Их полегло немало!

ТАНЕЦ - импровизация «Гусары с саблями».


ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир»

Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск -

Пока силен француз.

Смоленск оставлен. Это так.

Но мы с тобою, Русь!

ТАНЕЦ импровизация «Гусарская конница».



ВИДЕОРЯД . Наполеон. Бородино. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Уж месяц как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

ТАНЕЦ импровизация «Орудия к бою».

Гусары заряжают пушки ядрами, идут «военные действия».



ГУСАРЫ : 1. Там впереди Москва!

2. Об этом помнит каждый!

3. И план Кутузова отважный – немного отступить…

5. И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу Москва враждебно отвечает. (Уходят)

Выходят ПАРТИЗАНЫ – КРЕСТЬЯНЕ – в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.


ПАРТИЗАНЫ : Все на защиту Родины идут

И партизанскую войну ведут!

Поют старинную солдатскую песню «Солдатушки, браво, ребятушки».


ПАРТИЗАНЫ : Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят).

ВИДЕОРЯД . Горит Москва. Кадры из фильма «Война и мир».

Ведущий : Горит Москва, но не сдается,

И над врагом огнем смеётся!

ТАНЕЦ ОГНЯ . Исполняют девочки подготовительной группы.

Звучит Победный марш.

Выходят Гусары, торжественно проходят и выстраиваются врассыпную. Партизаны также проходят в зал, встают между ними.


ПЕРЕКЛИЧКА ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА:

1. Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2. И что Россия- это сила!

Все : Тайком во Францию бежал!

3. Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Все: Уж постоим мы головою за Родину свою!

ПЕСНЯ ГУСАР И ПАРТИЗАН (на мотив песни «Давным-давно» муз. Т. Хренникова из фильма «Гусарская баллада»):

1. В сраженьях всякое бывает,

И каждый знает, что сраженье не кино.

Там храбрость, смелость выручает

2. Пусть враг забудет про Россию,

Но будет помнить, будет помнить лишь одно:

Его прогоним, как и прежде

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

С цветами в руках, выбегают Дамы, вручая цветы всем героям войны.

ДАМЫ : 1. В честь Победы над врагом,

Торжествует все кругом!

2. Всех на бал зовут оркестры

В славу доблести и чести!

БАЛ.



На усмотрение музыкального руководителя, эта часть праздника может быть заполнена знакомыми детьми бальными парными танцами (полька, вальс, полонез, мазурка, а также индивидуальными выступлениями: игрой на музыкальных инструментах, в оркестре. Могут быть предложены музыкальные игры, аттракционы, исполнение стихотворений, посвященных событиям 1812г.



Благодарю за внимание к моей работе.

Публикации по теме:

«Бородино». Сценарий праздника к 200–летию Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Ведущий. 19 век 1812 год. Чем удивит? Что принесет? В тот год решил Наполеон Все страны подчинить… И вот готовится к войне… Ксюша. Скажи.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. Разработка сценария:.

Конспект открытого занятия «Мы любим Родину свою» Конспект занятия «Мы любим Родину свою». Задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение.

НПК «Подвиг Селенгинского пехотного полка в Отечественной войне 1812 года» (история, 8 класс) МКУ «Селенгинское РУО» МАУДО «Сэлэнгэ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г.

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей. Задачи: формировать гражданскую позицию у детей. Чувство любви к Родине. Воспитывать.

Первый ведущий: В Отечественную войну 1812 года народ России совершил великий подвиг. В борьбе против иностранных поработителей он не только отстоял честь, достоинство, свободу и национальную независимость своей Родины, но и спас от наполеоновского гнета многие народы Европы.

Чтец:

Какая честь, из рода в род

России, слава незабвенна,

Что ей избавлена вселенная

От новых Тамерлана орд!

О, росс! О доблестный народ,

Единственный, великодушный,

Великий, сильный, славой звучный,

Изящностью своих доброт!

По мышцам ты неутомимый,

По духу ты непобедимый,

По сердцу прост, по чувству добр,

Ты в счастье тих, в несчастье бодр,

Царю радушен, благороден,

В терпенье лишь себе подобен.

Красуйся ж и ликуй, герой,

Что в нынешнем ты страшном бедстве

В себе и всем твоем наследстве

Дал свету дух твой знать прямой!

(Г. Державин. Гимн лиро-эпический «На прогнание французов из Отечества». Отрывки.)

Второй ведущий: 12 июня 1812 года Наполеон напал на Россию без официального объявления войны. Он считал, что разгром России откроет ему путь к мировому господству. Русские войска начали отход, избегая крупных сражений с превосходящими силами врага.

Первый ведущий: 4-6 августа 1812 года произошло сражение за Смоленск. В ходе него доблестные русские войска сорвали план Наполеона: навязать русской армии генеральное сражение в невыгодных для нее условиях. 8 августа 1812 года состоялось решение о назначении главнокомандующим всеми войсками Михаила Илларионовича Кутузова.

На экране высвечивается портрет М. И. Кутузова. (Портрет может внести на сцену один из участников вечера.)

Одновременно исполняется солдатская песня «Солдатушки, браво, ребятушки»:

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды - славные победы,

Вот где наши деды!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши матки?

Наши матки - белые палатки,

Вот где наши матки!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши жены?

Наши жены - пушки заряжены,

Вот где наши жены!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши сестры?

Наши сестры - пики, сабли остры,

Вот где наши сестры!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваши детки?

Наши детки - пули наши метки,

Вот где наши детки!

Солдатушки, браво, ребятушки,

Где же ваша хата?

Наша хата - лагерь супостата,

Вот где наша хата!

Второй ведущий: Имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова неотделимо от истории Отечественной войны 1812 года. Именно в этот период великий русский полководец полностью проявил себя как стратег, как государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

Ведущий рассказывает о жизненном пути и военной деятельности М. И. Кутузова.

Михаил Илларионович Кутузов. Военная деятельность Кутузова началась в 1765 году. С 1770 года он участвовал в походах против турок в армии фельдмаршала Румянцева. В июле 1774 года при штурме деревни Шумы близ Алушты Кутузов был ранен в голову, в результате чего его правый глаз перестал видеть. В 1776 году служил в Крыму под командованием А. В. Суворова. Очаков, Аккерман, Каушаны, Бендеры и, наконец штурм Измаила, после которого Суворов писал о нем: «...он шел на моем левом фланге, но был моей правой рукой».

С 1793 года Кутузов - посол в Константинополе, затем командующий войсками и флотом в Финляндии, литовский генерал-губернатор, генерал-губернатор Петербурга. В 1805 году командовал русскими войсками в войне против Наполеона в союзе с австрийскими войсками. В 1811 году - главнокомандующий в Бессарабии.

Бессмертен подвиг Кутузова в Отечественной войне 1812 года, о котором Пушкин писал:

... Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

« Иди, спасай». Ты встал - и спас...

Звучит начало Торжественной увертюры П. Чайковского «1812 год».

Чтец:

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоенный,

Грозит нам рабством и ярмом!

Текут толпы, корыстью гладны,

Ревут, как звери плотоядны,

Алкая пить в России кровь.

Идут, сердца их - жесткий камень,

В руках вращают меч и пламень

На гибель весей и градов!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь - где узы плена,

Иль смерть - где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

И всех, мне мнится, клятву внемлю:

Забав и радостей не знать,

Доколе враг святую землю

Престанет кровью обагрять!

Там друг зовет на битву друга,

Жена, рыдая, шлет супруга

И матерь в бой своих сынов!

Жених не мыслит о невесте,

И громче труб на поле чести

Зовет к отечеству любовь!

(Ф. Глинка. «Военная песнь», написанная в июле 1812 года. Отрывки.)

Звучит заключительная часть Торжественной увертюры П. Чайковского «1812 год».

Звуки музыки постепенно приглушаются, и на ее фоне идет текст.

Первый ведущий: Центральным событием Отечественной войны 1812 года явилось Бородинское сражение, в результате которого французской армии был нанесен такой удар, от которого она уже на смогла оправиться. Сражение на Бородинском поле предопределило разгром армии Наполеона. Их много, героев Бородина.

Гаснет свет. На экране высвечиваются поочередно портреты П. Багратиона, М. Барклая де Толли, Д. Дохтурова, А. Кутайсова, И. Дорохова, А. Ермолова, Д. Неверовского, Н. Раевского, А. Тучкова и других. (С портретами могут поочередно выходить участники вечера). Ведущие дают исторические справки о героях Отечественной войны.

Петр Иванович Багратион . «Багратион - лучший генерал русской армии», - говорил Наполеон. Участник штурма Очакова, Варшавы, Багратион проделал с Суворовым весь Итальянский поход, был его правой рукой. Знаменитый Швейцарский поход Суворова принес славу и Багратиону, проявившему героизм, хладнокровие, волю к победе. Войну 1812 года Багратион начал главнокомандующим 2-й Западной армией. После умело проведенного отхода, нанеся ряд поражений французам, Багратион соединился с армией Барклая. 26 августа на Бородинском поле Багратион совершил свой последний подвиг. На левом фланге русской армии у деревни Семеновской были построены земляные укрепления: багратионовы флеши. На них обрушился главный удар наполеоновской армии. Французские маршалы Даву, Ней, Жюно ничего не смогли сделать, чтобы сломить русские полки. Рукопашный бой шел с шести часов утра до полудня, после чего Багратион отдал приказ перейти в контратаку. Спустя несколько минут, он был ранен осколком ядра, раздробившим ему ногу. Через три недели Багратион скончался.

Михаил Богданович Барклай де Толли. Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером. С января 1810 года - военный министр. С войны 1812 года - главнокомандующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Барклай избрал единственно возможную тактику. Отступая и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. В августе 1812 года Барклай де Толли передал командование войсками М. И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине, Барклай проявил редкостную храбрость. После смерти Кутузова в 1813 году вновь был назначен главнокомандующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар-Сюр-Об, Фершампенуазе показал себя талантливым полководцем. Был произведен в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров. «...Один из отличнейших генералов, особенно заслуживший любовь и уважение всей армии», - так писал Кутузов о Дохтурове, награждая его за стойкость, мужество и самообладание, проявленные им во время аустерлицкого сражения в 1805 году. Участник русско-шведской войны 1788-1790 годов, а затем кампании 1805 года, Дохтуров ярко проявил себя во всех решающих событиях войны 1812 года. Командуя 6-м пехотным корпусом, он героически руководил обороной Смоленска. На поле Бородина сменил смертельно раненного Багратиона, а затем, командуя левым флангом русских войск, отбивал все атаки французов. Огромную роль сыграл Дохтуров в сражении 12 октября под Малоярославцем. Восемь раз город переходил из рук в руки, наконец, Наполеон был вынужден отвести свои войска.

Александр Иванович Кутайсов. Военная служба Кутайсова началась в 1805 году. Записанный в гвардию в 10 лет, в 22 года он был уже полковником, а затем генерал-майором. В 1812 году в 1-й армии Барклая де Толли Кутайсов командовал артиллерией. 26 августа, в день Бородинского сражения, начальник артиллерии объезжал батареи в самых опасных местах. После известия о ранении Багратиона Кутайсов вместе с Ермоловым, поехал выяснять обстановку. В своих «Записках» Ермолов пишет: «Граф Кутайсов, бывший со мною вместе, отделился вправо, где, встретивши часть нашей пехоты, повел ее на неприятеля, но пехота сия была обращена назад, а он не возвращался! Вскоре прибежала лошадь его, и окровавленное седло давало подозрение о его смерти». Так оборвалась жизнь талантливого военачальника.

Иван Семенович Дорохов. В начале Отечественной войны командовал авангардом в армии Барклая. Участвовал в боях под Смоленском. При Бородине отбросил смелой атакой французов от багратионовых флешей. После оставления Москвы, Дорохов командовал партизанским отрядом, состоявшим из драгунского, гусарского и трех казачьих полков. Нанеся врагу сильный урон, Дорохов возвратился к армии, захватив 1 500 пленных, из них 48 офицеров. Блестящей военной операцией Дорохова явился захват Вереи. Подойдя к городу скрытно ночью, Дорохов перед рассветом без единого выстрела ворвался в него, через полчаса занял полностью. В сражении под Малоярославцем был тяжело ранен в ногу. В начале 1815 года скончался в Туле.

Алексей Петрович Ермолов. Выдающийся военный и государственный деятель А. П. Ермолов начал свой воинский путь при Суворове в 1794 году. С начала войны 1812 года Ермолов был назначен начальником штаба 1-й армии Барклая де Толли. Во время Бородинского боя Кутузов послал Ермолова для укрепления левого фланга после ранения Багратиона. Ермолов отбил батарею, занятую французами, и руководил ею, пока не был контужен. Героически проявил себя в бою под Малоярославцем. Участвовал в бою при Бауцене, одержал победу при Кульме и командовал гренадерским корпусом при штурме Парижа. В 1816 году Ермолов был назначен главнокомандующим. Здесь показал себя не только полководцем, но и умным государственным деятелем. В 1827 году, по желанию Николая I, не доверявшего популярному среди декабристов генералу, Ермолов вышел в отставку.

Дмитрий Петрович Неверовский. Генерал-лейтенант Неверовский начал службу в 15 лет солдатом гвардейского Семеновского полка. В начале войны 1812 года во главе сформированной им 27-й пехотной дивизии присоединился к армии Багратиона. Во время наступления французов на Смоленск под селом Красным дивизия Неверовского отразила атаки во много раз превосходящих сил французов и, пройдя за ночь 40 километров, соединилась с корпусом Раевского. Неверовский сражался под Смоленском, Шевардином, Бородином. Его дивизия обороняла багратионовы флеши, участвовала в сражении под Малоярославцем, понесла большие потери и для вторичного укомплектования была оставлена в Вильно.

Николай Николаевич Раевский. В начале Отечественной войны Раевский - командир 7-го пехотного корпуса в армии Багратиона. Героически сражался у Салтановки с превосходящими силами французов. 4 августа 1812 года корпус Раевского целый день отражал атаки французов - сорвав тем самым план Наполеона взять Смоленск с ходу, - пока не был сменен корпусом Дохтурова. На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций. Знаменитая батарея Раевского вошла в историю. В дальнейшем ходе войны участвовал в сражении под Красным, в боях под Бауценом, Дрезденом и Лейпцигом. «Человек с ясным умом, с простой, прекрасной душой», - писал о Раевском Пушкин.

Александр Алексеевич Тучков (4-й). Из четырех братьев Тучковых, участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим. Тучков 4-й в 22 года был произведен в полковники. В 1807 году воевал под началом Багратиона, в 31 год стал генерал-майором. Войну 1812 года Тучков 4-й встретил командиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под командованием Н. А. Тучкова 1-го. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семеновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П. П. Коновницына, в которую входила бригада А. А. Тучкова, «с марша» вступила в бой. Под огнем французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперед со знаменем в руках и был сражен картечью.

Чтец:

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след -

Очаровательные франты

Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу,

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век,

И ваши кудри, ваши бачки...

Засыпал снег.

(М. Цветаева. Генералам 1812 года.)

Хор исполняет фрагменты «Солдатской песни 1812 года»:

По-старинному, по-суворовски,

Закричим «Ура!» и пойдем вперед.

На штыках пройдем силы вражие,

Перебьем мы их, переколем всех...

Второй ведущий: Среди героев Бородинского сражения можно назвать и много других имен: П. Витгенштейна, С. Волконского, Д. Голицына, П. Коновницына, Я. Кульнева, М. Милорадовича, Ф. Уварова и т.д. Но главным героем Отечественной войны 1812 года был Русский Солдат. Именно он вынес на своих плечах все тяготы небывалой до тех пор войны, выстоял и победил. О массовом героизме русских солдат и офицеров свидетельствуют наградные документы. Кутузов лично представил 44 офицеров к ордену Святого Георгия. Только в 1-й кирасирской дивизии были представлены к знаку отличия Военного ордена 243 человека, в 4-м резервном корпусе - 83 человека и в артиллерийских бригадах - 137 человек.

Первый ведущий: Нашествие Наполеона вызвало небывалый патриотический подъем в русском обществе. Всенародную борьбу с захватчиками вели представители всех слоев населения. Сохранилась память и о героинях той поры.

Участница войны 1812 года Надежда Дурова вызывала у современников удивление и восхищение. Она родилась в военной семье, с детства научилась великолепно владеть не только конем, но и оружием. Переодевшись в мундир, она несколько лет служила на военной службе в качестве офицера. «Кавалерист-девица» Дурова оставила «Записки», в которых рассказала свою историю. Она явилась прототипом ряда литературных героинь. «Записки» Дуровой получили одобрение Пушкина, восхищенного тем, «что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живым и пламенным».

Второй ведущий: Огромную роль в Бородинском сражении сыграло партизанское движение. «Я был рожден для рокового 1812 года», - писал в автобиографии прославленный поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка он предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар и восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда Давыдова послужили примером для создания других партизанских отрядов.

Первый ведущий: Руководителем одного из самых крупных крестьянских отрядов был крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области) Герасим Курин. Во главе пяти тысяч пеших и пятисот конных партизан он вел бои с французами, захватывал обозы с оружием и продовольствием. За совершенные подвиги в войне 1812 года Герасим Курин был награжден солдатским Георгиевским крестом и медалью «За участие в Отечественной войне 1812 года».

Чтец:

Что Чесма, Рымник и Полтава?

Я, вспомня, леденею весь,

Там души волновала слава,

Отчаяние было здесь.

Безмолвно мы ряды сомкнули,

Гром грянул, завизжали пули,

Перекрестился я.

Мой пал товарищ, кровь лилася,

Душа от мщения тряслася,

И пуля смерти понеслася

Из моего ружья.

Марш, марш! пошли вперед, и боле

Уж я не помню ничего.

Шесть раз мы уступали поле

Врагу и брали у него.

Носились знамена, как тени,

Я спорил о могильной сени,

В дыму огонь блестел,

На пушки конница летала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Живые с мертвыми сравнялись,

И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

Густою тьмою развела.

И батареи замолчали,

И барабаны застучали,

Противник отступил;

Но день достался нам дороже!

В душе сказав: помилуй боже!

На труп застывший, как на ложе,

Я голову склонил.

И крепко, крепко наши спали

В Отчизны роковую ночь.

Мои товарищи, вы пали!

Но этим не могли помочь.

Однако же в преданьях славы

Все громче Рымника, Полтавы

Гремит Бородино.

Скорей обманет глас пророчий,

Скорей небес погаснут очи,

Чем в памяти сынов полночи

Изгладится оно.

(М. Лермонтов. Поле Бородина. Отрывок.)

На экране демонстрируются кадры из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир» - сцены сражения под Бородином.

Второй ведущий: Бородинское поле - священное место русской доблести и славы. За пятнадцать часов Бородинского сражения русская армия убедительно показала всему миру, на что способен русский народ, отстаивающий свою независимость.

Звучит «Богатырская симфония» из оперы С. Прокофьева «Война и мир».

Первый ведущий: На Бородинском поле Наполеон потерял убитыми и ранеными около 60 тысяч человек. Вечером 26 августа он приказал своим войскам отойти на исходный рубеж. Поле битвы осталось за русскими. Наполеон не достиг цели - разгрома русских армий. Великий полководец впервые не сумел одержать победу в генеральном сражении. «Из всех моих сражений, - говорил он, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Второй ведущий: Победа русского народа на Бородинском поле сыграла решающую роль в крушении мировой империи Наполеона. На этом поле зажглась звезда освобождения Европы от наполеоновского ига.

Чтец:

Где бы ты ни был, честный русский воин,

Помни: о тебе гремит молва,

Будь всегда носить в себе достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна,

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

Исполняется несколько куплетов из песни «Бородино».

Первый ведущий: В годы Великой Отечественной войны история овеянного славой Бородинского поля пополнилась новыми яркими страницами. Осенью 1941 года, как и 130 лет назад, на Можайском направлении развернулись ожесточенные бои. Противник стремился по кратчайшему пути выйти к Москве. На историческом Бородинском поле стояли насмерть воины 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии, которой командовал полковник В. Полосухин. Но противник, подбрасывая все новые и новые силы, 16 октября глубоко охватил фланги частей и большой группой танков вышел на тылы дивизии. За этот временный успех враг заплатил дорого. На Бородинском поле осталось лежать более 10 тысяч его солдат и офицеров, здесь было подбито свыше 100 немецких танков.

Второй ведущий: В ходе контрнаступления под Москвой полки 82-й стрелковой дивизии вышли на Бородинское поле. Враг отступал, бросая оружие, технику, раненых. Фашисты намеревались взорвать памятники русским воинам, отличившимся во время сражения на Бородинском поле в 1812 году. Однако наступление советских войск было настолько стремительным, что врагу не удалось выполнить свой коварный план. Военный обозреватель американского агентства Юнайтед Пресс Кимль писал: «История, очевидно, повторяется, разница заключается в том, что русские в 1942 году в отличие от своих предков в 1812 году изменили положение в свою пользу без потери своей столицы. Немцы отступают по той же самой дороге на Смоленск, по которой отступал Наполеон».

Чтец:

Любые боли пересилю,

И встану в строй,

И бой приму.

Но тронуть

Родину-Россию

Не дам и пальцем никому.

Она не то чтобы ранима,

И не обидчива она.

Ей после бурь необходима

На всех границах тишина.

Исполняются заключительные куплеты из песни «Бородино».

Коэффициенты