Допетровская русь общая характеристика политики и экономики. Факты

Допетровская Русь. Исторические портреты. Федорова Ольга Петровна

Внутренняя политика России

Внутренняя политика России

Угроза крепостной зависимости заставила некоторых крестьян спасаться бегством на окраины страны - на берега рек Дон, Днепр, Яик (Урал). Они становились составной частью казаков{115} - вольных людей, которые появились приблизительно в XIV в. Чаще всего предполагают, что слово «казак» татарского происхождения и переводится как «вольный наездник». С XV в. казаков начнут привлекать (пока ещё не в массовом порядке) к особой сторожевой службе на границах государства{116}.

В 1497 г. был принят первый великокняжеский Судебник, который вводил единообразный порядок суда и управления по всей России. Он юридически закреплял централизацию русских земель. А благодаря браку с Софией Палеолог Иван III присоединил к своему гербу с изображением Георгия Победоносца (герб Московского княжества) двуглавого орла (герб Византии). Это свидетельствовало о том, что Россия становилась преемницей православной Византии.

В Русском централизованном государстве уже с конца XV в. деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. Она обслуживала все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства. Боярская дума во второй половине XV - первой трети XVI в. состояла из двух думных чинов: бояр и окольничих.

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII - начала XVIII в. Окольничий возглавлял приказы, полки. С середины XVI в. - второй думный чин Боярской думы. Происхождение слова «окольничий» и сегодня не очень ясно. «Этимологически термин восходит к слову "около", а отсюда "окольничий", в смысле "приближённый"» - так считал А. А. Зимин. Впервые «окольничий» встречается в грамоте смоленского князя в конце XIII в., а в Северо-Восточной Руси - в 40-50-х гг. XVI в. При Иване III их было лишь трое.

Боярская дума, выросшая из верхушки «государева двора», становится постоянным сословно-представительным органом аристократии при великом князе (позже - царе). В состав Боярской думы вошли потомки великих и удельных князей. Это было одно из следствий объединения русских земель в единое государство. Ещё в XIV в. в Думу вошли старомосковские княжата - потомки княжеских родов, которые не имели прочных удельных традиций. В конце XV - начале XVI в. вошли княжата Северо-Восточной Руси, которые долго стремились сохранить хотя бы остатки своих суверенных прав, и княжата недавно присоединённых к Москве Твери, Рязани. А на рубеже 20-30-х годов XVI в. в Боярскую думу войдут служилые князья Юго-Западной Руси, которые до этого находились в промежуточном положении между удельными князьями и княжатами, потерявшими свои суверенные права. Таким образом, княжеская аристократия Руси, попав в подчинение московским государям, превращалась в великокняжеских советников. С одной стороны, это был шаг по пути изживания остатков раздробленности Руси. Но с другой - в Думе создавались иногда острые, противоречивые ситуации. «Княжата» с высокомерием относились к нетитулованному старомосковскому боярству и ещё долго сохраняли традиции удельной вольницы.

При Иване III в Русском государстве появляются определённые придворные чины. Так, с 1496 г. конюший как придворная должность стал высшим думским чином. Позже, со второй половины XVI в., конюший возглавлял Конюшенный приказ. Постельничий в XV-XVII вв. ведал в России «постельной казной», внутренним распорядком великокняжеских (позже - царских) покоев. Он управлял мастерской по изготовлению белья, платья семьи великого князя. У него же хранилась личная печать главы государства, он зачастую заведовал его канцелярией, управлял слободами дворцовых ткачей. Ясельничий как придворная должность и чин в Русском государстве появился в конце XV в. и просуществовал до XVII в. Он был помощником конюшего. С начала XVII в. ясельничий ведал лошадьми и царской охотой. На все эти должности, как правило, назначались бояре.

Приблизительно тогда же были введены приказы (или палаты) - органы центрального управления, где дьяки и подьячие, занимавшиеся письменной работой, фактически имели большие возможности при решении тех или иных вопросов. Приказы просуществуют до эпохи Петра I. Их заменят коллегиями, а ещё позже - министерствами и губернскими учреждениями. А Сибирский приказ просуществует до 1755 г.

При Иване III начинается юридическое оформление крепостного права{117} в общегосударственном масштабе. Судебник 1497 г. устанавливал для всех крестьян единое время перехода от одного владельца земли (а это были бояре, церковные учреждения или князья) к другому: две недели около Юрьева дня осеннего (26 ноября), когда заканчивались полевые работы. Крестьянин при этом должен был рассчитаться с долгами и заплатить «пожилое» за пользование двором{118}. В это время в Западной и Центральной Европе тоже существовало крепостное право.

Постепенно восстанавливалась и крепла экономика страны, росло благосостояние россиян, развивалась торговля. Это было заметно даже иностранцам. Некоторые из них оставили очень интересные сведения о России. Так, венецианец Контарини с изумлением отмечал изобилие московских рынков. А итальянец Иосиф Барбаро говорил, что мясных и зерновых продуктов было так много, что их часто продавали даже не на вес, а на глаз.

«Писцовая книга», составленная при Иване III, содержала информацию о количестве земли, принадлежавшей каждому её владельцу. Это давало возможность определить размер подати от каждого из них. Подати брали и со всех горожан в зависимости от зажиточности их двора и за каждый вид товара. Здоровье и нравственность россиян также были в поле зрения государства. Чтобы не были занесены в страну заразные болезни, все иностранцы, приезжающие из-за границы, подвергались тщательному осмотру. А чтобы не разрасталось пьянство, производство хмельных напитков (пиво, мёд) было собственностью государственной казны.

Иностранец Михаил Литвин, побывавший в России в XVI в., написал мемуары под названием «О нравах татар, литовцев и москвитян», где, сравнивая их, отметил: «В Московии же нет шинков (кабаков, где продавались обычно алкогольные напитки "в розлив". - О. Ф.), если у какого-нибудь домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь его дом разоряется, имения конфискуются, прислуга и соседи, живущие на той же улице, наказываются, а сам (хозяин) навсегда сажается в тюрьму. С соседями потом поступают так строго, что они, даже не зная о преступлении, считаются заражёнными...»

При Иване III вербовали заграничных мастеров, «умеющих находить руду золотую и серебряную», «золото и серебро отделять от земли». При нём нашли в Печерском крае серебряную и медную руду. А в Москве стали чеканить мелкую монету из русского серебра.

Из книги История России. XX – начало XXI века. 9 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Внутренняя политика правительства. Проблемы модернизации России После третьеиюньского переворота правительство принимает жесткие меры по стабилизации положения в стране. Наиболее активно эта линия внутренней политики проводилась до 1909 г., т. е. в годы премьерства

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

ГЛАВА XVIII. Внутренняя и внешняя политика России в 60-70-е гг.

Из книги История России автора Иванушкина В В

22. Внутренняя политика России во второй четверти XIX в Была введена новая форма управления, получившая название военно-бюрократической. В 1826 г. по указу Николая I были образованы отделения императорской канцелярии. I отделение выполняло канцелярское обслуживание

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА После великого восстания основным достижением в управлении страной была поддерживаемая принцем Гуном практика ускоренного пополнения высшей бюрократии коренными китайцами. Конфуцианские ученые и маньчжурские кланы оставались закоснелыми

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

Часть II Властитель империи. Внутренняя политика России Трагедия 1 марта 1881 г. на многие годы предопределила внутриполитическое развитие великой

автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Ход революции Восстание в Петрограде Октябрьская революция 1917 года на своем начальном этапе довольно точно повторила сценарий февральского переворота. От центра к провинциям - таким был ее ход. Отправной точкой революции стал захват

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1. Внутренняя политика 1.1. Кризис 1921 г Прекращение войны поначалу слабо сказалось на политическом и экономическом курсе правящей партии. Простота и временный эффект военно-коммунистических приемов производства и распределения рождали иллюзии их вечности и

автора Барышева Анна Дмитриевна

20 ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ХVII В После Смутного времени возрождались разоренные войной поселения в центральной части страны. Продолжалось освоение Поволжья, Приуралья, Западной Сибири.В России в XVII в. продолжали господствовать феодально-крепостнические

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

40 ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II Естественным продолжением отмены крепостного права в России стали и преобразования в других сферах жизни страны.В 1864 г. была проведена Земская реформа, изменившая систему местного управления. В губерниях и

автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 25 Внутренняя политика России 60-90-х гг. XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» ПЛАН1. Общая характеристика внутриполитического курса.1.1. «Просвещенный абсолютизм» и Просвещение.1.2. Политика «просвещенного абсолютизма» в России: Факторы, обусловившие проведение политики

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 31 Внутренняя политика России первой четверти XIX в. ПЛАН1. Факторы внутренней политики.1.1. Разложение и кризис крепостнической системы.1.2. Нарастание различий в общественном и экономическом развитии России и стран Запада.1.3. Активная внешняя политика.1.4. Политизация

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 34 Внутренняя политика России второй четверти XIX в. ПЛАН1. Факторы внутренней политики.1.1. Стремление власти укрепить социально-экономическое положение страны, ускорить развитие промышленности.1.2. Необходимость усиления самодержавия.1.3. Осознание частью правящих

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 40 Внутренняя политика России в 1860–1881 гг ПЛАН1. Факторы внутренней политики.2. Задачи преобразований и методы их проведения.3. Государственный строй.3.1. Общая характеристика.3.2. Центральные органы управления.3.3 Местные органы.4. Реформы 60-70-х гг.4.1. Причины реформ.4.2.

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

Тема 41 Внутренняя политика России в 1881–1894 гг ПЛАН1. Факторы внутренней политики.1.1. Острый экономический кризис.1.2. Обострение социально-политической обстановки.1.3. Представление о реформах 1860–1870 гг. как главном источнике бед страны. Стремление верхов к стабилизации.1.4.

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

3. Внутренняя политика. Народные движения в России XVII века Главным во внутренней политике было «наведение порядка» в стране после Смуты, снятие всеобщего недовольства, удовлетворение требований служилых людей и укрепление вооруженных сил для борьбы за возвращение

Кандидат искусствоведения Р. БАЙБУРОВА

Поэтический, образный диалог с окружающим миром - яркая черта русского характера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен. В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд, былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты. Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневными делами.

XVII столетие - рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI веке нашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впереди у них - яркая и суровая история создания государства и превращения его в могучую империю.

Восточные славяне жили еще родами, в полной гармонии с окружавшим их живым и одушевленным для них миром природы. Поклонялись языческим богам, от воли которых, как считалось, зависел установленный на Земле порядок, почитали души предков, будучи уверенными, что души эти влияют на их жизнь. В X веке на языческое сознание наложилось христианство, к тому времени просуществовавшее в мире практически уже 1000 лет.

Христианство открыло человечеству принципиально новую дорогу. Взамен языческой картины мира, где человек был слепой игрушкой судьбы и воли богов, предлагалась иная. Христианство учило: жизнь вечна, и от того, как человек проведет свой временный, земной, срок, зависит его будущая жизнь - вечная. То был шаг к самоосознанию личности, человек наделялся свободой воли и, делая тот или иной выбор, нес ответственность за свою посмертную судьбу.

Решение принять на Руси христианство - оно было продиктовано в первую очередь государственными интересами - принадлежало князю и его советникам. Однако народное сознание явно не поспевало за государственными интересами. На русской равнине христианство приживалось трудно, в "глубинке" еще долго сохранялся родовой порядок, а языческий пласт так и не был вытеснен новой религией. Постепенно они срослись в некое образование, существовавшее в ареоле суеверий и примет, хранивших в себе богатейший опыт долгого пребывания человека в единстве с природным космосом. Церковь потратила немало усилий, чтобы изжить их, но они сохранились вплоть до наших дней.

Более чем два столетия прошли затем для Руси под игом Золотой Орды, став великим испытанием для русского характера. Наиболее пагубным было состояние раздвоенного сознания: на одном полюсе - православная духовность, на другом - жестокий земной владыка в Орде, диктующий свою волю и на которого поневоле ориентировались его русские подданные. Потом были годы кровавых экспериментов грозного царя и великая смута, снова подвергшие Русь жесточайшим испытаниям.

Между тем в те же столетия Европа сделала громадный шаг на пути познания человеком мироздания и своего места в нем. Период Ренессанса, давшего мощный импульс научному прогрессу, породил идеи нового времени, еще более раскрепостившие человека. Научные открытия, которыми богато то время, подвели человечество к величайшей утопии, утверждавшей, что сам человек способен построить на Земле новый Золотой век. Идеи эпохи Просвещения - это и есть поиски конкретных путей к заветной цели.

Русский человек XVII века, московит, православный христианин, живет вне этих эволюционных достижений. Уже забыты языческие боги, позади годы постыдной зависимости от Золотой Орды, стираются из памяти кровавые следы правления Ивана Грозного и потрясения Смутного времени. А на пороге - уже новая ломка представлений о мире и месте в нем человека: впереди петровские перестройки и наследовавшие им просвещенческие реформы, плодами которых - и добрыми, и недобрыми - живем мы еще и сегодня.

XVII столетие - одна из своеобразных точек равновесия в русской истории: тяжелые испытания остались в прошлом, новое еще только грядет. Позже многие исследователи будут убеждены, что в следующем, XVIII, веке Россия изменила своему исконному пути. Но век XVII - еще очень русский век.

КАКИМ ЖЕ БЫЛ СОВРЕМЕННИК ТОГО "ОЧЕНЬ РУССКОГО" ВРЕМЕНИ?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребовал бы фундаментального исследования. В данной статье предлагается достаточно схематичный и, вероятно, полемичный подход к этой проблеме.

Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранных гостей, побывавших на Руси в ту пору. "Мужчины вообще рослы, сильны и привычны ко всем трудам и переменам воздушным". "Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища..." "По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди с рослым телом и широкими плечами... Лица у них крупные, сверху и внизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности..."

Что же касается женщин, то "таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации". Однако "они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки". О том, что у русских женщин "во всеобщем употреблении притиранья и румяна", писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, "дабы скрыть природные недостатки.

На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих".

Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икр кафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцев ассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, "горячие" краски с золотом и серебром: "кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой", "кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом, с серебреными частыми пуговицами", "кафтан объяринной жаркой, травки золотные, круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтою стучатою, подложен кумачом".

"Летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходах парились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных терликов и в дорогих "горлатных" шапках", купцы - в "парчовых одеждах и шапках из черно-бурых лисиц". "На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь..." На ногах красовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народ же носил лапти, плетеные из лыка.

Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочку носившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенные цвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.

В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей, была особенность. Г. М. Айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составе шведского посольства, пишет, что русские женщины "по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценные перстни". В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а "на конец... кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром..."

Подобный обычай существовал не только у знатных женщин "с достатком". Иностранцы отмечали, что "разных драгоценностей у москвитян много - жемчугу, смарагдов, бирюзы, сапфиров... мелкие граненые рубины до того дешевы, что продаются на фунты..."

Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость наших предков. "Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяином дома. - Р. Б.) и при людех, в чистом повседневном платейце, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти: ино в лучшем платье" - наставлял "Домострой" - кодекс поведения русского православного христианина. Составленный в XVI веке "Домострой" не утратил своего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробы много скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мерил стабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировали довольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан "с плеча", или попросту из гардероба господина, было весьма почетно.

Не забыл "Домострой" и о таких деталях, как "всякое платье кроити и остатки и обрезки беречи", они "ко всему пригождаются в домовитом деле". Детскую одежду следовало кроить, загибая "вершка по два и по три на подоле и по краям, и по швам, и по рукавам" - на вырост.

Замкнутость и красочность - характерные особенности русского двора той поры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывались от любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множество хозяйственных строений. Двор делился на передний и задний. В хозяйстве были сады, огороды и даже рыбные пруды.

Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекали внимания средневекового русского человека - это появится столетие спустя. А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свой вкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают, когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в те времена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбные пруды.

И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже в XVII столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. Стрюйс напишет: "Недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорили о разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина, у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы".

Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее: постоянные пожары, разгулявшись, "пожирали" все на своем пути. В то время их даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечь от огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали их по бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни один иностранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновенно заново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских "лесных рынках", на которых дома или отдельные их части можно было приобрести готовыми. Нынешняя Лесная улица у Белорусского вокзала как раз напоминает о подобном рынке.

По традиции хоромы ставили посреди переднего двора. Когда стали появляться каменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах (правда, далеко не во всех) верх делали нарядным - в виде, например, "куба" или "бочки". Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли: они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег, а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершенно обязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому - передние ворота и переднее крыльцо.

Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходил с визитом,

Москва. XVII век. Палаты боярина В. В. Голицына в Охотном ряду, где теперь гостиница "Москва" (рисунок Д. Сухова).

Парсуна (портрет) царя Федора Иоанновича. XVII век.

Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. XVII век.

Миниатюра XVII века изображает боярский пир.

А так мылись в бане, построенной в хоромах.

Боярыня в тереме с детьми и гусляром. XVII век.

Фрагмент фрески (1694-1695 годы) в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове.

Музыканты - гравюра из "Букваря". XVII век.

Нищие крестьяне у ворот монастыря. Миниатюра XVII века.

Уборка сена. Миниатюра из книги "Лекарство душевное". 1670 год.

Боярин в жалованной шубе. XVI век.

Русский купец и купец из заморских стран.

Стрелец с бердашом и ручной пищалью. 1674 год.

Один из примеров узорной вышивки золотыми и серебряными нитями. XVII век.

Резные деревянные прялки.

Решетка Теремного дворца Московского Кремля. XVII век.

Деревянные хозяйственные постройки: баня, амбар, колодезь с журавлем.

Ендова боярина Василия Стрешнева. 1644 год.

то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин. В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступной оставалась "женская половина", расположенная в недрах хором. В небогатых домах, конечно же, все было проще.

Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости, в XVII веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, в которую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилую часть. В обычные дни еда полагалась "с воздержанием", "в подобно время", освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом "кушанья ставят на стол не все вместе, а сперва едят одно, потом другое, третье, до последнего; между тем принесенные блюда держат в руках".

За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественный обед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь "рассылал" гостям хлеб, кубки и угощения. В других же случаях:

.. как будет пир на веселие, и
все на пиру гости пьяны, веселы,
и седя все похваляются...

("Повесть о горе-злосчастии").

Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно - недаром все тот же "Домострой" осуждает не только "объядение" и "пиянство", но и "песни бесовские, плясание, скакание, гудение, бубны, трубы...". Впрочем, этот вид развлечений подразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские "игрища".

Боярин или богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Процитируем очевидца: "Никакой музыки (инструментальной, как на Западе. - Р. Б.)... не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемому человеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскими плясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частию весьма бесстыдными". Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетые дворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.

Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочной культуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнее иностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, как правило, "лежачие" окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередко и спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели: стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатление большая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы. В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы - это еще и общее для всей семьи спальное место.

Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным. В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники - все обито или покрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.

Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет - любимый на Руси цвет жизни, Солнца, огня. Оттенков красного было множество. После красного наиболее любимый - зеленый, потом уже всякие другие. Это подтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатся парчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые), васильковые, зеленые... "По камкам травы золотные". Тканевые завесы, подвешенные на кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкие по тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота, серебра, кружев. Тканевая фактура "смягчала" формы, а их яркие цвета делали комнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно было встретить лишь в состоятельных домах.

Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма - проявление ярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И не есть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно дает о себе знать? Ведь христианская вера требовала сосредоточенности и сдержанности во всем. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множеством тканей и ковров надо искать в Золотой Орде.

А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными для посторонних хоромами - следствие христианской картины мира. Это раньше, в дохристианские времена, человек мыслил себя в единстве с природой, а потому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывную с ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни, оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно: не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контакты с Золотой Ордой.)

Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя и устремленность к Богу. Материализованным "полюсом" этой направленности всегда остается икона - своего рода окно в Горний мир. Через нее обращались к Богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописные образы Христа, Богоматери, святых с их взглядами "из вечности" пролегала невидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы в своей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По "Домострою", иконы надлежало "ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники".

Так оно и было. "Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это на взгляд чужака. - Р. Б.) нарисованными иконами, на коих изображены святые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святого Николая, на коего полагают все свои надежды..." Икона была непременной составляющей всех главных помещений хором. Общеизвестно, что, входя в дом, русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровался с присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существенным для русского сознания был эмоционально-образный диалог с миром духовным.

В богатых русских хоромах обязательно была баня, устроенная здесь же, в хоромах.

У хозяев победнее баню ставили отдельно во дворе. Мылись часто, подолгу, с душистым паром, веником, "с отдохновением". Если была возможность, бани располагали ближе к реке, и тогда, разгоряченные, "остужались" в проруби. Русская баня - это много более, чем просто мытье. Это особый ритуал и отдых, и лечение, и удовольствие, словом, часть образа жизни.

Все прочие дворовые строения - людские избы и многочисленные хозяйственные (поварни, хлебни, житницы, сушила, погреба, ледники, амбары, сенницы, конюшни, помещения для скота и птицы) распределялись по переднему и заднему дворам. Они составляли одну из оболочек замкнутого средневекового двора. В их облике и размещении руководствовались в первую очередь практическими соображениями. Практичность и смекалка проступали во всем. Например, вещи во время пожара немедленно прятали в погреба. Большое впечатление на приезжавших производили русские ледники, позволявшие долго сохранять запасы портившихся продуктов.

Но даже то, что должно было быть в основном лишь удобным и прочным, русские умели увидеть в особом свете, наполнить особой поэзией. Вот, к примеру, описание проветривания погребов.

А меда сладкие, водочки стоялые
Подвешены в бочки сороковки,
В погреба глубокие, на цепи на серебряны.
Туда подведены ветры буйные:
Как повеют ветры буйные,
Пойдут воздухи по погребам,
Так загогочут бочки будто лебеди.
Будто лебеди на тихих на заводях;
Так век не затхнутся напиточки сладки.
Чару пьешь, другую пить душа горит,
Другую пьешь, третья с ума нейдет...

Как образно и красочно запечатлены в стихах устройство погреба и его содержимое!

Итак, мы познакомились с тем, как выглядели русские люди в допетровскую эпоху, мы увидели среду, в которой они жили, их отношение к ней, узнали некоторые особенности их быта. Тема следующей статьи - заглянуть в душу наших предков.

Допетровская Русь - широкое историческое понятие, включающее в себя Киевскую Русь , период феодальной раздробленности на отдельные княжества, татаро-монгольское иго, процесс объединения княжество под эгидой Московского княжества и формирования Московского царства. С воцарением Петра I и начала кардинальных реформ начался новый этап в истории нашего государства - Российская империя.

Хронологически историю Допетровской Руси можно представить так :

    Древнерусское государство (IX-XII вв .). Официальным началом государственности считается 862 год, когда новгородцы призвали на княжение Рюрика, Синеуса и Трувора с дружиной

    Период феодальной раздробленности(середина XII - конец XV века ). На этот же период приходится татаро-монгольское иго.

    Русское централизованное государство (конец XV-начало XVIII вв. ) В правление Ивана III (1462-1505) и Василия III (1505-1533) территория Московского княжества многократно увеличивается за счёт присоединения других княжеств. В 1547 году великий князь московский Иван IV Грозный венчается на царство, и получает титул царя. В 1721 году Пётр I преобразывает государство в империю.

  1. Экономическая политика России в 17 веке, а.Л. Ордин - Нащокин

Затрагивая недостатки существующего государственного строя, он не затрагивал ее основ, а считал, что реформы необходимо проводить постепенно, то есть по частям. Его ум облекал неопределенные порывы реформ, которые были характерны для эпохи царя Алексея в отчетливые проекты и планы реформ; но это не был радикальный план, требовавший общей ломки: Нащокин далеко не был безрасчетным новатором.

Укрепляя монархическую власть, Ордин-Нащокин выступал за последовательное, постепенное экономическое развитие страны , которое возможно при сохранении известной самостоятельности местных торгово-промышленных центров.

Он предлагал предоставить городам самоуправление , которое бы в некоторой степени ограничило бы власть воеводы. Нащокин полагал, что такая система обеспечит наибольшие возможности подъема экономики на местах и не причинит ущерба центральной власти.

Взгляды А.Л. Ордина-Нащокина, на наш взгляд, представляют собой попытку объединить систему государственных мероприятий по решению экономических проблем, с назревшими требованиями времени, которые требовали развития частной инициативы и развития предпринимательства.

Все же основным делом жизни канцлера были заботы о развитии промышленности и торговли . В их организации Нащокин считал необходимым заимствовать зарубежный опыт .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воевода, боярин и московский канцлер А.Л. Ордин-Нащокин был выдающимся государственным деятелем своей эпохи.

Экономические преобразования Ордина-Нащокина давали в первую очередь насущные задачи социально – экономического развития страны: они способствовали первоначальному накоплению капитала, достижению положительного торгового баланса и, как следствие, складывание единого устойчивого внутреннего рынка.

Его деятельность являлась тем базовым фундаментом, на основании которого впоследствии были реализованы реформы Петра, в том числе и экономические .

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть 12 века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснявшие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура (до 19 века). В период феодальной раздробленности (12-конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16-17 века). Крестьянский и городской быт мало отличался, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. В 16-17 веках с развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п.) сословий.

Распорядок дня в допетровской Руси. Распорядок дня был согласован с церковными службами, в основу его был положен византийский счет часов: 7 «дневных» и 17 «ночных» зимой, 17 «дневных» и 7 «ночных» летом, первый «дневной» и «ночной» совпадали с восходом и заходом солнца; в десятом (шестом часу обычных суток) служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела до шести, после шести досуг и сон. Утренняя и вечерняя молитвы обязательны для всех русских верующих, обедню и вечерню стояли обычно знатные люди, на заутреню ходили все верующие по праздникам. У крестьян и простых городских жителей весь день зависел от характера и количества работы.

Семья в допетровской Руси. Семья в средневековом русском сознании была нижней частью иерархии «Бог - мир, царь - государство, муж - семья»; брак был церковным институтом, семья была чрезвычайно замкнутой ячейкой. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. Устойчива была «большая семья», жившая во «дворе», состоявшая из нескольких ветвей родственников; только глава семьи имел право отделять некоторых из них. Дом был разделен на женскую и мужскую половины. Мужская запиралась на ключ главой семьи. Женская половина состояла из светелок, теремов и сада для прогулок. Степень старшинства определяла положение каждого обитателя дома, то же касалось и слуг, количество их определяло знатность домовладельца, который жаловал и наказывал по своему усмотрению. Хозяйственные функции в доме могли делиться между хозяином и женой. Часто брали на воспитание сирот, которые находились как и родные дети в полной власти главы семьи. Такой поступок считался богоугодным делом. Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников; супружество прекращалось с монашеством (иногда насильственным); были и «полюбовные» разводы, когда муж «отпускал» жену, что осуждалось церковью. Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.

Заключение брака и свадьба в допетровской Руси. Браки заключались по воле родителей. У простых людей свадебный обряд состоял из сватовства, сговора и венчания с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, помогали свахи (формально нельзя было видеть невесту до сватовства, а мужа до венчания) и сваты - родственники жениха. Сват имел право на смотрины, разговор с невестой, дабы выявить возможные изъяны; на сговор родители невесты приезжали к жениху, им били челом его родители, все подписывали «рядную запись» из двух частей - брачного договора и описи приданого; после чего отказ от брака был почти невозможен, даже при «подлоге» невесты, которую будущий муж видел только на венчании. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели, прежде всего, работницу, невеста могла быть и старше жениха. Невесту «убирали» подруги, в знатной семье ее развлекали «плясицы»; пировать начинали за день до венчания, а потом продолжали еще три дня, в одном или в обоих домах. Венчали вечером (в церкви были только родственники жениха и сваха). Пировали со следующего утра. После трех перемен блюд молодых вели на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху на показ гостям, накидывали на молодоженов шубы, кормили кашей; на второй день дарили подарки, а они одаривали гостей. Молодых величали «князем» и «княгиней». На свадьбе присутствовали древние «чины» - тысяцкий, посаженый отец или посаженная мать (у сирот), ясельничий или конюший, дружки; сам ритуал должен был привлечь Божье благословение.

Семейные праздники в допетровской Руси. Из семейных событий крестины чаще бывали на восьмой день после рождения; ребенка торопились окрестить, чтобы в случае смерти Бог «забрал его к себе». В период двоеверия (т. е. повсеместного распространения пережитков язычества) кроме христианского имени широко бытовали и прозвища (Неждан, Волк, Дружина). День рождения не считался праздником, торжественно справлялись лишь именины; в «день ангела» будущим гостям рассылались именинные пироги тем больше, чем выше был чин гостя, вечером на пиру одаривали именинника. На новоселье священник освящал дом, в который вносили хлеб-соль (символ благополучия и спасения от «сглаза»), а суеверные люди - черную кошку или курицу, а также растворенную квашню; после был пир.

Похороны в допетровской Руси. Считалось, что христианин умер достойной смертью, если он находился в сознании, чтобы огласить завещание, благословить родню иконой, отпустить на волю холопов, сделать «вклады» в церкви и монастыри, некоторые принимали схиму; после смерти на окно ставили святую воду - «на омовение и питание души», люди с достатком нанимали плакальщиц. Хоронить старались быстро (летом - за сутки); опустив гроб, прикладывались к иконе, ели кутью; после похорон устраивались поминки, потом на девятый день и на сороковой; от похорон до 40-дневного поминовения читали Псалтырь, часто и на могиле, и в церкви, и дома. В народном сознании похороны воспринимались как бракосочетание со смертью, а свадьба - как похороны девичьей свободы. Поэтому в песнях, сопровождавших эти обряды, есть немало схожего.

Гостевой этикет в допетровской Руси. Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных - родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного - в сенях, младшего - в комнате.

Палка (или трость) оставалась в сенях, в комнату входили без шапки, несли ее с платком внутри перед собой в руке, троекратно крестились на образа, клали три поясных поклона до земли, затем кланялись хозяину (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола), равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия, целовали гостя в голову, прижимали к груди. В гостях нельзя было кашлять и сморкаться; хозяин «корил» себя в специальных словесных формулах, гостю говорил особые комплименты, называя его «кормильцем» и «благодетелем»; у светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ - о спасении. При прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или крыльца, по его знатности. Знаком высшего доверия к гостю был выход жены с чаркой; жена меняла наряды перед угощением каждого гостя, избранного мужем, потом они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на своей половине.

Положение женщины в допетровской Руси. Относительная свобода славянской женщины в 10-13 веках постепенно сменилась ее ограничением во всех слоях общества, но особенно у самых родовитых и состоятельных. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом.

В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-»мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться - позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, хозяйка заботилась об одежде и утвари, раздавала «уроки», то есть работу, которую все домочадцы должны были сделать за день. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. Женской в России отчасти была и профессия ювелира. Заботилась хозяйка и о душе своих подопечных - учила их молитвам, следила за нравственностью.

Утрата девственности была позором для самой девушки и всего дома: в городах таких согрешивших постригали в монастырь, в селах их позорили, мазали дегтем ворота, но на не слишком выгодное замужество они все же могли рассчитывать.

В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Провинности наказывались плетью (плеть - «дурак» висела на поясе у мужа). Подробная роспись наказаний содержится в знаменитом «Домострое», чье составление приписывается сподвижнику Ивана Грозного священнику Сильвестру. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу, жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество.

Еда в допетровской Руси. Соблюдению постных дней придавалось огромное значение. Росписи блюд составлялись, чуть ли не на год. У хорошего хозяина всегда имелись в большом количестве съестные припасы. На рынке покупали продукты только самые бедные люди. Хозяину полагалось настойчиво угощать гостя, который не имел права отказываться от угощения. Часто еда с пира посылалась тем приглашенным, которые почему-либо не пришли. Чем больше повар следовал традициям, тем выше ценилось его искусство.

Одежда в допетровской Руси. Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Названия мужской и женской одежды были схожи, но была и «летняя шуба» (без меха) у одних женщин. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках, чеботах) на высоких каблуках; девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник, на который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали восточной моде чернить зубы. Нарядная одежда (в том числе дорогая), хранящаяся помногу лет, была почти в каждой семье, а на различия в общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями (золотыми и серебряными). Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

Поездки и путешествия в допетровской Руси. В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже в санях; молодые ездили верхом (верхом щегольства были белые лошади). Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, для которых имелись небольшие слюдяные оконца. В поездках укрывались множеством одежд, брали с собой сулею с вином, съестные припасы, пополняя их в дороге. Мебель в то время была редка и дорога, даже самые знатные и богатые возили ее за собой. За плату можно было нанять лошадей и ямщиков.

Бани в допетровской Руси. Бани (мыльни) у древних славян были в виде полуземлянок, топившихся по-черному. В средние века их топили 1-2 раза в неделю, летом в городских поселениях власти часто запрещали мыться, таким образом, из-за опасности возникновения пожаров. В этих случаях ходили в общественные платные, так называемые «царские» бани, где мужчины и женщины раздевались в общем предбаннике, а нередко и мылись вместе, причем обычай этот продержался до времен Екатерины II, когда наблюдавший эту картину многоопытный Дж. Казанова заметил, что это происходит не от развращенности, а от чистоты нравов. Баня была излюбленным народным средством от разных недугов, здесь нередко происходили роды. Баню не советовали посещать натощак; обязательно мылись и парились в субботу, чтобы предстать чистыми к воскресной заутрене.

Пиры в допетровской Руси. Пиры устраивались как одним лицом, так и несколькими хозяевами одновременно - такие пиры назывались «братчинами». Хозяин готовился загодя, украшал горницу (реже и сени) мехами, коврами, драгоценными сосудами; гостей усаживали по «чину». Сначала выпивали по чарке водки, закусывая хлебом, наломанным хозяином, затем шли перемены блюд. Еда была нарезана, драгоценные ножи лежали для красоты, «торели» (тарелки) предназначались для костей, только перед особенно важными гостями ставили отдельные тарелки, использовали деревянные ложки, гораздо реже двузубые вилки. Когда произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и выпивал чарку. После некоторых здравиц пели «многая лета». Особую любовь и уважение вызывали те гости, которые ели и пили все, что предложит хозяин. На пиру четко отличали пьяную брань и драку от настоящего оскорбления, не вменяли это в вину. По церковным праздникам устраивались пиры с участием духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате. Братчины устраивались крестьянами и посадскими людьми в складчину на какой-либо праздник и по нему назывались - «братчина Покровщина» - на праздник Покрова Богородицы и т. д.

Развлечения в допетровской Руси. Суровый повседневный труд в России с ее тяжелым климатом, не оставлял много времени для развлечений. Излюбленным досугом высшего круга общества была охота: псовая и соколиная.

Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы, привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека везде и всегда. До царствования Алексея Михайловича не существовало театра, число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет был непоколебим. Весело праздновались святки с непременными ряжеными, временем катаний, хороводов и гуляний была Масленица. Карнавалы, столь характерные для Западной Европы, не прижились в России из-за холода во время Масленицы и из-за большой строгости к таким забавам православной церкви. При дворе, например, Ивана Грозного, были развлечения с «машкарами» (масками), но нравственным примером для общества стал князь Репнин, отказавшийся надеть «личину» и убитый за это. Игрища скоморохов со времен крещения Руси преследовались, как и игры в карты, кости («зернь») и даже шахматы и шашки («тавлеи»). Языческие обычаи, нередко весьма откровенные, как «обегание огородов» обнаженными женщинами в сумерках, костры и игрища на Ивана Купала, несмотря на все попытки их вытравить, продержались до начала 20 века. Зимние забавы - катание на коньках, спуск с ледяных гор - развлекали все слои общества. Традиционны были кулачные бои: поединки и «стенка на стенку».

6 895

Поэтический, образный диалог с окружающим миром — яркая черта русского характера. При таком восприятии мир полон красок, полнозвучен, объемен. В XVII веке это живое образное сознание существовало в ареоле сказок, легенд, былин, сказаний, которые мощно его питали, поддерживая в нем древние пласты. Своей поэзией этот коренной фольклор преобразовывал быт, наполненный каждодневными делами.

XVII столетие — рубеж, когда можно говорить о тысячелетней русской истории, если включить в нее восточных славян, от которых, собственно, и произошли русские. Славянские племена пришли в Восточную Европу примерно в VI веке нашей эры из Западной Европы, неся в себе мощный жизненный потенциал. Впереди у них — яркая и суровая история создания государства и превращения его в могучую империю.

Восточные славяне жили еще родами, в полной гармонии с окружавшим их живым и одушевленным для них миром природы. Поклонялись языческим богам, от воли которых, как считалось, зависел установленный на Земле порядок, почитали души предков, будучи уверенными, что души эти влияют на их жизнь. В X веке на языческое сознание наложилось христианство, к тому времени просуществовавшее в мире практически уже 1000 лет.

Христианство открыло человечеству принципиально новую дорогу. Взамен языческой картины мира, где человек был слепой игрушкой судьбы и воли богов, предлагалась иная. Христианство учило: жизнь вечна, и от того, как человек проведет свой временный, земной, срок, зависит его будущая жизнь — вечная. То был шаг к самоосознанию личности, человек наделялся свободой воли и, делая тот или иной выбор, нес ответственность за свою посмертную судьбу.

Решение принять на Руси христианство — оно было продиктовано в первую очередь государственными интересами — принадлежало князю и его советникам. Однако народное сознание явно не поспевало за государственными интересами. На русской равнине христианство приживалось трудно, в «глубинке» еще долго сохранялся родовой порядок, а языческий пласт так и не был вытеснен новой религией. Постепенно они срослись в некое образование, существовавшее в ареоле суеверий и примет, хранивших в себе богатейший опыт долгого пребывания человека в единстве с природным космосом. Церковь потратила немало усилий, чтобы изжить их, но они сохранились вплоть до наших дней.

Более чем два столетия прошли затем для Руси под игом Золотой Орды, став великим испытанием для русского характера. Наиболее пагубным было состояние раздвоенного сознания: на одном полюсе — православная духовность, на другом — жестокий земной владыка в Орде, диктующий свою волю и на которого поневоле ориентировались его русские подданные. Потом были годы кровавых экспериментов грозного царя и великая смута, снова подвергшие Русь жесточайшим испытаниям.

Между тем в те же столетия Европа сделала громадный шаг на пути познания человеком мироздания и своего места в нем. Период Ренессанса, давшего мощный импульс научному прогрессу, породил идеи нового времени, еще более раскрепостившие человека. Научные открытия, которыми богато то время, подвели человечество к величайшей утопии, утверждавшей, что сам человек способен построить на Земле новый Золотой век. Идеи эпохи Просвещения — это и есть поиски конкретных путей к заветной цели.

Русский человек XVII века, московит, православный христианин, живет вне этих эволюционных достижений. Уже забыты языческие боги, позади годы постыдной зависимости от Золотой Орды, стираются из памяти кровавые следы правления Ивана Грозного и потрясения Смутного времени. А на пороге — уже новая ломка представлений о мире и месте в нем человека: впереди петровские перестройки и наследовавшие им просвещенческие реформы, плодами которых — и добрыми, и недобрыми — живем мы еще и сегодня.

XVII столетие — одна из своеобразных точек равновесия в русской истории: тяжелые испытания остались в прошлом, новое еще только грядет. Позже многие исследователи будут убеждены, что в следующем, XVIII, веке Россия изменила своему исконному пути. Но век XVII — еще очень русский век.

КАКИМ ЖЕ БЫЛ СОВРЕМЕННИК ТОГО «ОЧЕНЬ РУССКОГО» ВРЕМЕНИ?

Исчерпывающий ответ на этот вопрос потребовал бы фундаментального исследования. В данной статье предлагается достаточно схематичный и, вероятно, полемичный подход к этой проблеме.

Со стороны всегда виднее. Поэтому наиболее интересны свидетельства иностранных гостей, побывавших на Руси в ту пору. «Мужчины вообще рослы, сильны и привычны ко всем трудам и переменам воздушным». «Москвитяне среднего роста, плечисты и весьма сильны, у них голубые глаза, длинные бороды, короткие ноги, длинные туловища…» «По своей фигуре это большей частью крупные, полные люди с рослым телом и широкими плечами… Лица у них крупные, сверху и внизу имеют сильную растительность, которую отпускают с юности…»

Что же касается женщин, то «таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации». Однако «они не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся; и эта привычка обратилась у них в добродетель и обязанность. Они стройны телом и высоки». О том, что у русских женщин «во всеобщем употреблении притиранья и румяна», писали многие иностранцы, порою наивно полагая, что это делается, «дабы скрыть природные недостатки.

На Руси не считается за бесчестие белиться и румяниться, напротив, мужья охотно делают издержки на сию прихоть жен своих».

Одежда россиян настолько отличалась от европейского платья, что чужеземные гости непременно обращали на нее внимание. В длинных, свисавших до икр кафтанах и рубахах, которые своим покроем и расцветкой вызывали у европейцев ассоциации с Востоком, преобладала сверкающая жизнерадостная палитра, «горячие» краски с золотом и серебром: «кафтан бархатной красной, мех соболий пластинчатой», «кафтан камчатой василковой, подпушен тафтою желтою, подложен кумачом, с серебреными частыми пуговицами», «кафтан объяринной жаркой, травки золотные, круживо немецкое з городами, золото с серебром, подпушен тафтою жолтою стучатою, подложен кумачом».

«Летом, в жару, знатные вельможи на торжественных приемах и выходах парились в собольих шубах, поверх парчовых кафтанов, атласных терликов и в дорогих «горлатных» шапках», купцы — в «парчовых одеждах и шапках из черно-бурых лисиц». «На шее московиты не носят ни ворота, ни платка, но по своему достатку, прядь жемчуга или зимой прекрасный соболь…» На ногах красовались сапоги, доходившие до икр, подбитые железными подковками. Народ же носил лапти, плетеные из лыка.

Объемные одежды скрывали фигуру, словно бы заключали в замкнутую оболочку носившего их человека, придавая ему важный, степенный вид. Но яркие насыщенные цвета делали эту чопорную одежду пышной и нарядной.

В женском наряде, таком же статичном и солидном и тоже из ярких тканей, была особенность. Г. М. Айрман, побывавший в Москве в 1669 году в составе шведского посольства, пишет, что русские женщины «по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценные перстни». В девичьи косы вплетали жемчуг и золото, а «на конец… кисть из золотых или шелковых нитей или переплетенную жемчугом, золотом и серебром…»

Подобный обычай существовал не только у знатных женщин «с достатком». Иностранцы отмечали, что «разных драгоценностей у москвитян много — жемчугу, смарагдов, бирюзы, сапфиров… мелкие граненые рубины до того дешевы, что продаются на фунты…»

Говоря об одеяниях, невозможно не упомянуть особую бережливость наших предков. «Всегда, што делают, в ветшаном платье, а как пред государем (хозяином дома. — Р. Б.) и при людех, в чистом повседневном платейце, а в праздники и при добрых людех или с государем или с государынею где быти: ино в лучшем платье» — наставлял «Домострой» — кодекс поведения русского православного христианина. Составленный в XVI веке «Домострой» не утратил своего значения и в следующем. Мода, которая нынче обновляет гардеробы много скорее, чем изнашиваются одежды, тогда оставалась одним из мерил стабильности мира. Известно, что даже в царских домах в завещаниях фигурировали довольно поношенные шубы. Принять в подарок кафтан «с плеча», или попросту из гардероба господина, было весьма почетно.

Не забыл «Домострой» и о таких деталях, как «всякое платье кроити и остатки и обрезки беречи», они «ко всему пригождаются в домовитом деле». Детскую одежду следовало кроить, загибая «вершка по два и по три на подоле и по краям, и по швам, и по рукавам» — на вырост.

Замкнутость и красочность — характерные особенности русского двора той поры. Дворы зажиточных людей обнесены глухими заборами, за которыми скрывались от любопытных глаз жилые хоромы (с улицы виднелись только их верхи) и множество хозяйственных строений. Двор делился на передний и задний. В хозяйстве были сады, огороды и даже рыбные пруды.

Живописные виды, открывающаяся перспектива далей и водной глади не привлекали внимания средневекового русского человека — это появится столетие спустя. А пока, не обособившись еще от природы, он и не противопоставляет ей свой вкус и волю, не эстетизирует ее, услаждая свои чувства. Пруды возникают, когда запруживают реки, строя мельницы, в прудах разводят рыбу. Ее в те времена было множество, она ценилась, так что сооружали и специальные рыбные пруды.

И все же шаг навстречу эстетическому восприятию природы сделан уже в XVII столетии. В 1668 году голландский путешественник Й. Й. Стрюйс напишет: «Недавно вошли в моду цветы. Прежде смотрели на них как на пустяки и говорили о разведении их, как о смешной забаве, но с некоторых пор нет дворянина, у кого бы не росла большая часть цветов, свойственных климату Европы».

Двор и хоромы сооружали, как правило, просто, без затей. Так было практичнее: постоянные пожары, разгулявшись, «пожирали» все на своем пути. В то время их даже не тушили. Сбегавшиеся по тревожному набату люди спешили уберечь от огня стоявшие рядом постройки и с невероятной скоростью разбирали их по бревнам. Но и ставили новые дома с отменной скоростью. Похоже, ни один иностранный гость столицы не обошел вниманием умение русских мгновенно заново обстраивать погорелые места. Почти все они сообщают о московских «лесных рынках», на которых дома или отдельные их части можно было приобрести готовыми. Нынешняя Лесная улица у Белорусского вокзала как раз напоминает о подобном рынке.

По традиции хоромы ставили посреди переднего двора. Когда стали появляться каменные жилые палаты, их уже нередко выдвигали к улице. В богатых хоромах (правда, далеко не во всех) верх делали нарядным — в виде, например, «куба» или «бочки». Но чаще всего дома завершали практичные крутые скатные кровли: они были не дороги, по ним хорошо стекал дождь, меньше задерживался снег, а пространство под крышей служило для хозяйственных нужд. Но совершенно обязательно должны были быть украшены главные вехи на пути к дому — передние ворота и переднее крыльцо.

Вступив в хоромы, посетитель оказывался в передних сенях; если он приходил с визитом,

Москва. XVII век. Палаты боярина В. В. Голицына в Охотном ряду, где теперь гостиница «Москва» (рисунок Д. Сухова).

то следовал в переднюю (приемную), куда к нему выходил хозяин. В глубины же дома путь посторонним был заказан. И вовсе никому не доступной оставалась «женская половина», расположенная в недрах хором. В небогатых домах, конечно же, все было проще.

Русские всегда отличались гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Для трапез, на которые прибывали многочисленные гости, в XVII веке (как, впрочем, и прежде) сооружали специальную хоромину, в которую можно было попасть из тех же передних сеней, не заходя в жилую часть. В обычные дни еда полагалась «с воздержанием», «в подобно время», освященная молитвой. Зато праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. При этом «кушанья ставят на стол не все вместе, а сперва едят одно, потом другое, третье, до последнего; между тем принесенные блюда держат в руках».

За царским столом могли быть и сотни перемен. Царский торжественный обед отличался степенностью и дворцовым церемониалом: царь «рассылал» гостям хлеб, кубки и угощения. В других же случаях:

Как будет пир на веселие, и
все на пиру гости пьяны, веселы,
и седя все похваляются…
(«Повесть о горе-злосчастии»).

Праздники, видимо, заканчивались шумно и буйно — недаром все тот же «Домострой» осуждает не только «объядение» и «пиянство», но и «песни бесовские, плясание, скакание, гудение, бубны, трубы…». Впрочем, этот вид развлечений подразумевал, надо думать, в первую очередь скоморошеские «игрища».

Боярин или богатый дворянин могли только наблюдать такое веселье. Процитируем очевидца: «Никакой музыки (инструментальной, как на Западе. — Р. Б.)… не бывает; над танцующими смеются, считая неприличным плясать уважаемому человеку. Зато есть у них так называемые шуты, которые тешат их русскими плясками, кривляясь, как скоморохи на канате, и с песнями, большею частию весьма бесстыдными». Порою звучат гусли. Но бывало и так: хорошо одетые дворовые женщины, стоя у дверей, забавляют гостей шутками, сказками с прибаутками.

Западный современник у себя дома уже во всю наслаждался плодами барочной культуры, удовлетворявшей эмоциональные запросы человека. Тем необычнее иностранцу представлялись и небольшие русские помещения, и маленькие, как правило, «лежачие» окна, и неподвижные лавки по стенам, на которых нередко и спали. Столь же неожиданным казалось почти полное отсутствие мебели: стол, переносные лавки да поставец для посуды. Производила впечатление большая печь, без которой невозможно обойтись в холодные русские зимы. В знатных домах печи отделывались изразцами. Порою печь в любые морозы — это еще и общее для всей семьи спальное место.

Убранство русских хором тоже представлялось чужеземцу каким-то особенным. В зажиточных домах полы, стены, двери, лавки, подоконники — все обито или покрыто сукнами и камками, в знатных домах много ковров.

Для пола, стен, дверей, лавок чаще всего использовали красный цвет — любимый на Руси цвет жизни, Солнца, огня. Оттенков красного было множество. После красного наиболее любимый — зеленый, потом уже всякие другие. Это подтверждают сохранившиеся описи имущества зажиточных людей, где значатся парчи, сукна, камки, а цвета: красные, алые, лазоревые, жаркие (оранжевые), васильковые, зеленые… «По камкам травы золотные». Тканевые завесы, подвешенные на кольцах, служили условными перегородками или же прикрывали окна и редкие по тому времени зеркала. Их украшали нарядными каймами и опушками из золота, серебра, кружев. Тканевая фактура «смягчала» формы, а их яркие цвета делали комнаты нарядными и жизнерадостными. Конечно, такое убранство можно было встретить лишь в состоятельных домах.

Сверкающее красками убранство жилища и насыщенный цвет костюма — проявление ярко выраженного эмоционального и жизнерадостного восприятия мира. И не есть ли это свидетельство того, что дохристианское прошлое еще мощно дает о себе знать? Ведь христианская вера требовала сосредоточенности и сдержанности во всем. Не исключено, что корни русского богатого интерьера со множеством тканей и ковров надо искать в Золотой Орде.

А вот маскирующий фигуру костюм или замкнутый двор с недоступными для посторонних хоромами — следствие христианской картины мира. Это раньше, в дохристианские времена, человек мыслил себя в единстве с природой, а потому от нее не отгораживался, наоборот, остро осознавал свою неразрывную с ней связь. Теперь же он должен был сторониться греховной земной жизни, оберегать душу от соблазнов дьявола. (Хотя и здесь все не так однозначно: не исключено, что и в данном случае сказывались вынужденные долгие контакты с Золотой Ордой.)

Христианскому миру свойственны каноничность, углубленность в себя и устремленность к Богу. Материализованным «полюсом» этой направленности всегда остается икона — своего рода окно в Горний мир. Через нее обращались к Богу, взывали к небесным силам о помощи и поддержке. Сквозь иконописные образы Христа, Богоматери, святых с их взглядами «из вечности» пролегала невидимая нить, связующая земной и вечный миры. Кстати сказать, иконы в своей композиции тоже строго следовали издавна сложившемуся канону. По «Домострою», иконы надлежало «ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильники».

Так оно и было. «Избы украшаются двумя или тремя неискусно (но это на взгляд чужака. — Р. Б.) нарисованными иконами, на коих изображены святые и пред которыми русские молятся, в особенности пред образом святого Николая, на коего полагают все свои надежды…» Икона была непременной составляющей всех главных помещений хором. Общеизвестно, что, входя в дом, русский человек поначалу осенял себя крестным знамением и лишь затем здоровался с присутствующими. Столь важная роль иконы свидетельствует, сколь существенным для русского сознания был эмоционально-образный диалог с миром духовным.

Коэффициенты