К какому роду литературы относится лирика. Лирика как род литературы

Термин происходит от грецкого lyra - музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого античные поэты выполняли свои стихи Те произведения, которые исполнялись в сопровождении лиры, называли лирическими В основе лирики - ду Умки и переживания лирического героя Термин \"лирический герой\" ввел Ю Тынянов лирического героя нельзя отождествлять с автором, хотя он связан с автором, его духовно-биографическим опытом, свитовидчут тям, душевным настроем Лирические переживания могут быть присущи не только поэту, но и другим лицам, непохожим на негоодібним до нього.

Характер лирического героя часто раскрывается через действия, поступки В стихотворении В Симоненко \"Не верь мне\" влюбленный лирический герой так характеризует состояние своей души и:

Кроме лирического героя, в лирике есть автор-рассказчик и собственно автор, С Бройтман называет это лирическое \"я\", которое не совпадает с лирическим героем В произведениях с автором-рассказчиком для лирики характерна ценностная эксп депрессии, которая выражается через позасубьективни формы авторского сознания: высказывания принадлежат третьему лицу, а субъект языка грамматически не выраженыне виражений.

(X Керита, \"Такое горячее листья осенью\")

В произведениях, где лицо говорящего, не выявлено, в которых она только голос, создается иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на героя и автора, сам автор растворяется в своем творении

В отличие от автора-рассказчика собственно автор грамматически выраженное лицо, он присутствует в тексте как \"я\" или \"мы\" На первом плане не он, а ситуации, обстоятельства, события В таких произведениях, по словам Л Гинсбург, лирическая личность \"существует как форма авторского сознания, в которой преломляются темы, но не существует в качестве самостоятельной темы\" В стихотворении X Керита \"Время забыл о моем существовании\" ее переживания а не сама переживая автор; її переживання, а не сама переживаюча авторка:

Время забыл о моем существовании, Исчезли все мелкие тревоги манят звезды в дрожащие сумерки, потолок синь неизвестные дороги Подо мной большая Земля, И сама я, как птица тугокрилий Глуб небес мои крылья свела, я уже крыльями пробую водоворотерій.

О лирическое \"я\" мы можем говорить в том случае, когда носитель языка становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом По мнению С Бройтмана, \"лирический герой является субъектом в себе и субъектом в себе, и для-себя В лирике XIX в растет количество таких форм выражения, при которых тот, кто говорит, видит себя изнутри и сбоку зсередини і збоку".

Лирика берет начало в синкретическом искусстве, где, кроме рассказа и драматического действа, оказывались чувства и переживания Лирика - найсубьективниший род литературы Диапазон лирики - широкий Все, что х волнует, радует или огорчает поэта, может быть предметом лирического переживания Характерная особенность лирического произведения - лаконизм Мысли, чувства, переживания в лирическом произведении спрессованные, сконденсированные, во ни более обобщенные, чем в эпосе \"Лирика, - писал теоретик романтизма Ф Шлегель, - всегда рисует только сам по себе душевное состояние, например, порыв, удивление, вспышка гнева, боли, радости и т д - щ вот целое, собственно, не является целым Здесь необходимо единство чувства \"1 Лирика не стремится к созданию законченного характера героевеного характеру героя.

Лирические произведения носят преимущественно стихотворную форму Лирические произведения в прозе встречаются редко (\"Стихотворения в прозе\" И Тургенева, \"Твои письма всегда пахнут увядшими розами\" Леси Украинская, поэзия в прозе Ю Потому оршоша-Кумятский. Боршоша-Кум"ятського).

распространенная форма лирического произведения - монолог, диалоги редки Основное средство изложения - размышление В лирических произведениях часто используются описания (природы, вещей, интерьера), они являются средством роскошных закрытия внутреннего мира человека В некоторых лирических произведениях есть рассказы о событиях - эпические элементы Встречаются и драматические элементы (диалоги) Итак, лирика использует средства других родов литературы Лирическая поэзия близка к музыке, музыка, как и лирика, выражает внутренний мир человека В лирических произведениях нет развернутого сюжета, ситуации В некоторых лирических произведениях есть конфликт между лирическим героем и вот нием, он наполняет лирическое произведение драматизмом (\"Солнце заходит\" Т Шевченко, \"Каменщики\" И. ФранкоКаменярі" І. Франка).

Есть \"ролевая\" лирика В такой лирике автор играет роль то одной, то другой лица Интересно использовал форму ролевой лирики П Тычина в \"Письмах к поэту\" Три точки зрения трех читательниц - это точки зрения самого ав вторточки зору самого автора.

Лирика как литературный род сформировалась в Древней Греции, высокого уровня развития достигла в Древнем Риме Известными античными поэтами были Пиндар, Сапфо, Анакреонт, Гораций, Овидий В эпоху От дродження появляются произведения Петрарки, Шекспира XVIII-XIX вв дал миру поэзию Гете, Байрона, Шелли, Шевченко, Пушкина, Франко, Леси Украинскиеїнки.

украинского лирика развилась из народной песни Песни легендарной Маруси Чурай Навсегда вошли в золотой фонд украинской лирики: Известным постом-лириком был Сковорода Значительный вклад в развитие украинс ской \"лирики внесли П Тычина, М Рыльский, В Сооюра, А Малышко, Д Павлычко, В Симоненко, Лина Костенко, П СкунцП. Скунць.

Виды и жанры лирики

А Ткаченко для поэтапного постижения феномена лирики предлагает следующую последовательность: \"1 Род - лирика 2 Вид -

а) стихотворная, или поэзия;

б) драматизированные, или ролевая;

в) прозаическая (миниатюры и большие формы)

3 Жанр (песня, ода, элегия, эпиграмма и т.д.)

Каждая из этих позиций в этой иерархии может иметь свои Ранов иди Например:

1 род - лирика; разновидности рода:

а) с точки зрения выразительного (автопсихологична / ролевая; медитативная / суггестивная);

б) с точки зрения тематики (пейзажная / урбанистическая; интимная / социальная; мифопоэтическое / культуральная и др.);

в) с точки зрения тональности (минорная / мажорная; героическая / комическая; драматическая / идиллическая и др.) \"

Кроме таких разновидностей, возможны и другие параметры: тенденциозная / нетенденцийна, метафорическая / автологических В соответствии с видами пафоса возможны другие разновидности Вероятные и другие иерархические цепи Да, и интимная лирика может быть любовноною.

Ода (греч дай - лирическое произведение, который славит богов, выдающихся людей, важные общественные события, величественные явления природы В эпоху античности одой называли хоровую песню Выдающимся классиком одической поэзии был Пи Индар (V века до н.э) Он писал религиозные гимны мифологического характера в честь Диониса, торжественные песни в честь военных побед греков и эпиникии - песни в честь победителей в Олимпийских играх до н ашого времени дошли лишь эпиникии Оды Пиндара (522 - 422 гг до н э) имели торжественный, пышный стиль, изысканные методы, строгую метрическую форму и композицию (строфа - антистрофа - эпод) Римский поэт Г ораций (IV века до н.э) прославлял в своих одах Венеру, Вакха, императора Октавиана Августа В эпоху Возрождения ода становится популярной в творчестве поэтов \"Плеяды\", во главе которой стоял известный французский письме нник Ронсар, который издал книгу \"Оды\" (1550 г) Ода была любимым жанром классицистов Они считали оду высоким поэтическим жанром Н Буало в труде \"Искусство поэтическое\" изложил правила одописання По его дум ку, ода должна быть торжественной и трогать читателя Известными одописцямы были Клопшток, Шиллер (Германия), Ломоносов, Кантемир (Россия), Байрон (Англиямеччина), Ломоносов, Кантемір (Росія), Байрон (Англія).

В украинской литературе жанр оды сформировался в начале XIX века (И Котляревский \"Песня на новый 1805 год господину нашему и князю Алексею Борисовичу Куракину\") В эпоху барокко ода была известна как панег гирик украинские поэты отошли от высокого стиля оды Гулак-Артемовский совершил переработку в бурлескном стиле од Горация (\"К Гараська\", \"К Пархома\") В литературе XX века этот жанр потерял попу лярнисть, поэты используют редко Известный цикл от С Крыжановского (\"Ода человеку\", \"Ода дереву\", \"Ода скорости\", \"Ода библиотеке\") К жанру оды обращались и Муратов, и Драч В советские времена со циалистични реалисты возвеличивали в одах вождей коммунистической партииські часи соціалістичні реалісти возвеличували в одах вождів комуністичної партії.

И Качуровский называет оду строфой с жанровой тенденцией Известны три формы от:

1) восьми стихотворная строфа из двух катренов с перекрестными рифмами, размер - четырехстопный ямб;

2) восьмивиршова строфа из двух катренов, первый из них имеет перекрестные рифмы, второй - охопни;

3) десятивиршова строфа из катрена, имеющий перекрестные рифмы и шести стиха с турнирных рифмовкой

Существовали одические строфы из двенадцати стихов

Пеан (греч раиаn, раиеоn, раиon - целитель, спаситель) - гимн в честь бога поэзии и солнца, защитника от беды Аполлона, впоследствии Пеано стали называть песни-молитвы, песни-благодарности в честь других богов в Сформировался как жанра Спарте (VII в до н.э) Авторами Пеано были Алкман, Вакхилид, Пинда Піндар.

Гимн (от греч hymnos) - торжественная песнь в честь выдающегося события или героя В Древнем Египте и Греции в гимнах славили богов (культовые гимны) Афродиту, Артемиду и героев (военные гимны) В Киевской Руси слагали гимны в честь князей В средневековье приобрели популярность религиозные гимны Античные гимны имели особую композицию Они включали форму обращения к объекту похвалы, в гимне детально воспевались подвиги Завершались произведения молитвой, заклинанием, пожеланием, в них использовались восклицательные, вопросительные фигуры, повторы В Древней Греции гимны были сюжетнымюжетними.

В Украине роль национальных гимнов выполняли \"Завещание\" Т Шевченко, \"Вечный революционер\" И. Франко Гимном независимой Украины является \"Ще не вмерла Украина\" (слова П Чубинского, музыка М Вербицкого)

канцоны (итал canzone - песня) - жанр средневековой лирики трубадуров Прованса, посвященный любви канцоны имела строфическую строение, сквозное рифмовки Последняя строфа была короче, она посвящена ся даме сердца Жанр канцон и использовали Данте, Петрарка, Боккаччо украинские поэты к этому жанру обращались редко В Украине канцоны известны по переводам И. Франко и М Бажан. Бажана.

Псалмы (греч psalmos - песня, игра на струнном инструменте) - песня религиозного содержания Псалмы были популярны в эпоху барокко Известны псалмы Г. Сковороды (\"Сад божественных песен\"), Т Шевченко (\"Давыдов е псалмы \") С определенными изменениями этот жанр использовали П Тычина (\" Псалом железу \"), Есть Маланюк (\" Псалмы степи \"зу"), Є. Маланюк ("Псалми степу").

Мадригал (итал madrigale - песня на родном языке) - небольшое сочинение (2-12 строк) на тему любви Н Буало писал, что мадригал должен дышать \"нежностью, сладостью и любовью\" Мадригал имеет форму обращения, в отмечается остроумием, содержит комплименты лицу, к которому обращен Он появился в эпоху Возрождения Авторами мадригалов были Петрарка, Боккаччо Мадригал распространен в салонной и альбомной поэзии XVI I-XVIII вв В поэзии позднего времени использовался редко Автором украинской мадригалов были Климентий Зиновиив, О Конисский, М Старицкий, Ольга Петровна, и Франко, Леся Украинской, Александр Олесь, Олег г Ольжындр Олесь, Олег Ольжич.

Дифирамб (греч dithyrambos) - торжественная хоровая песня, посвященная богу Дионису, впоследствии другим богам и героям Дифирамб торжественным пафосом близок к оды и гимна, он сопровождался танцами Расцвет дифи ирамба связан с творчеством Пиндара и Вакхилида, а формирование жанра с лирикой древнегреческого поэта Ариона Аристотель считал, что дифирамба развилась греческая трагедия конце IV века до н.э дифи Рамбам перестал существовать Теперь под дифирамбы понимаем чрезмерное восхваление какой-то лицїсь особи.

Стансы (итал stanza - остановка, комната) - четырехстрочная строфа, имеет законченную мысль и жанр медитативной лирики По содержанию стансы - нечто среднее между одой и гимном Хрестоматийным образцом стансов счи ажають стихотворение О Пушкина \"Брожу ли я вдоль улиц шумных\" Авторами стансов является М Рыльский, Б Кравцов и М Винграновский В творческом наследии Б Кравцива является сборник \"Сонеты и стансы С поэтического дневника (1971-1 973)ого щоденника (1971-1973)".

Альба (прованс alba - рассвет) - жанр куртуазной лирики XI-XII вв Это песня, которая имеет форму диалога или монолога, ситуация альбы - разлука влюбленных на рассвете В ней звучат жалобы на то, что рассвет, сторож с башни, первый звук рожка прервали чары любви, свидание рыцаря-трубадура с \"дамой сердца\" Персонажи альбы: дама, рыцарь, ревнивый муж, товарищ рыцаря, который стоит на страже Талантливыми создателей альбома были Укдела Баккалария, Бертран де БорБертран де Борн.

Рубаи - жанр медитативной лирики, заимствованный из фольклора таджиков и персов Расцвет рубаи приходится на XI века, он связан с творчеством Омара Хайяма и Абу Саьида Рубаи включает четыре строки, с из которых первый, второй и четвертый рифмуются Первый бейт (двухстрочный стихотворение) является предпосылкой, третий выводом, который усиливается афористичным выражением в последней строке Известны рубаи-драмы, рубаи-описания, ребром и-панегирики Совокупность рубаи называют рубаятоаятом.

К жанру рубаи обращались Д Павлычко, О Пахарь, Галина Тарасюк, В Базилевский Особенностям рубаи посвящено исследование Елены Семочкин \"Рубаи в жанрово-стилевой системе украинской поэзии второй по оловины XX века \"(2005 p" (2005 p.).

Епиталама (греч epithal увалася в VIII-VI века до н.э Авторами епиталам были Сапфо, Феокрит, Катулл К этому жанру обращались В Тредиаковский, и Северянин, он встречается в творчестве М РильськогРильського.

Серенада (франц serenade от итал sera - вечер) - песня о любви, которую выполняют под акомпонемснт мандолины или гитары Серенада славила девственности девушки, приглашала на свидание Она была распространена в Исп нии и Италии, в музыке XVIII-XIX вв стала инструментальным произведением камерного характерктеру.

В поэме Леси Украинский \"Старая сказка\" рыцарь Бертольдо серенадами завоевал сердце красавицы Изидоры К жанру серенады обращались М Вороной, Есть Гребенка, С Черкасенко

Эпитафия (греч epitaphios - надгробное слово) - стихотворение, который предназначен для надписи на надгробном памятнике Такая надпись в форме эпиграммы, эпиникии (песня о захороненных покойника) связан с культом ом мертвых, он имел дидактическую функцию В Древней Греции эпитафии славили добродетели выдающихся людей, героев, в частности защитников Отечества Впоследствии появились эпитафии в честь несуществующих людей, в которых разоблачали ися определенные человеческие пороки В Украине эпитафии получили распространение в литературе барокко (Лазарь Баранович, Варлаам Ясинский, Феофаы Прокопович) В литературе XX века появились эпитафии В Еллана-Голубого В Симоненко, М Сома Этот жанр не потерял и сегодня своего значенияо значення.

Эпиграмма (греч epigramma-надпись) - жанр сатирической лирики В Древней Греции эпиграммы писали на алтарях сначала в форме элегического дистиха, впоследствии ямбический размером История эпиграммы связана с именами Эз зопа, Платона, Сапфо, Симонида, Анакреонта, в римской литературе - Маршала, Ювенала Эпиграмма была популярной в творчестве Г Смотрицкого, А Римши Этот жанр использовали И Франко, В Самойленко, В Сос ю-ра, Д Белоус, В Симоненко, П Осадчуюо, П. Осадчук.

Элегия (греч elegeia - жалоба) - лирическое произведение меланхолического, печального содержания Элегия появилась в Древней Греции в VII в до н.э Малая форму элегического дистиха Архилох, Тиртей, Солон писали патриоты ични элегии, Мимнерм - интимные Римская литература культивировала жанр любовной элегии (Проперций, Тибулл, Овидий) Элегия была любимым жанром сентименталистов, украинских романтиков (М Петренко, В Заб елая) Известные элегии-исповеди (С Руданский), элегии-думы (Т. Шевченко), элегии-песни (Л Глебов) Есть элегии в творчестве И. Франко (\"Майови элегии\"), Леси Украинский (\"К моему фортеп\" (\"Элегия о кольце ночи\", \"Элегия о кольце любви\") К этому жанру обращаются современные поэты (П Тычина, А Малышко, и Драч, Лина Костенко) Особенности жанра элегии изучали такие литературоведы, как Г Сивоконь (\"Давнонру елегії вивчали такі літературознавці, як Г. Сивокінь ("Давні

украинской поэтики \"), В Маслюк (\" Латиномовни поэтики и риторики XVII - первой половины XVIII в и их роль в развитии теории литературы на Украине \"), Елена Ткаченко (\" Украинская классическая элегия \")

Послания - лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какой-то лица или человек В произведениях этого жанра использовалась дидактическая или морально-философская проблематика, которая сочеталась с н негиричною, юмористической или сатирической Основоположником жанра был римский поэт Гораций, автор послания \"К Писонив\" К жанру послания обращались Т. Шевченко (\"И мертвым, и живым, и нерожденным земл якам моим в Украине и не в Украине мое дружеское послание \",\" Гоголю \",\" Марку Вовчку \",\" К Основьяненко \"), и Франко (\" Товарищам из тюрьмы \",\" Молодому другу \"), Леся Украинской (этого жанра является в творчестве П Тычины, М Рыльского, М Драй-Хмары, В Сосюр Вірші цього жанру є у творчому доробку П. Тичини, М. Рильського, М. Драй-Хмари, В. Сосюри.

Лирический портрет - это стихотворение, в котором дается оценка определенной реальной личности (Есть Маланюк - \"К портрету Мазепы\", Д Павлычко - \"Александр Довженко\", М Рыльский - \"Шевченко\") В лирических портретах змальовует ться внешность и внутренний мир лирического героя или лицамричного героя або конкретної особи.

Мнение (дума) - лирический жанр медитативно-элегической характера, распространенный в творчестве украинских, польских, белорусских писателей-романтиков XIX в Мыслями есть произведения Т Шевченко \"Зачем мне черные бровей вы \",\" Тяжело жить на свете \", цикл стихов М Петренко\" Думы и песниетренка "Думи та співи".

Художественная литература развивается, лирика обогащается новыми жанро-образованиями В поэтической практике встречаются жанры, заимствованные из музыки (марш, ноктюрн, прелюдия, вальс, вариация, сюита, ??симфония рапсодия, реквием, оратория, кантата), живописи (этюд, портрет, автопортрет, натюрморт, барельеф) Иногда поэты называют свои произведения монологами, репортажами, очерками, рассказами, новеллами, памфлетыми.

Поскольку мелкая классификация лирических произведений в современной литературе невозможна, чистые жанры случаются редко, происходит их синтез, целесообразно выделять широкие жанровые группы произведений, в частности, лирику фило ософську, медитативную, сугестивну, публицистическую, сатирическую и научную В философской лирике рациональное доминирует над эмоциональным ее предмет-философское освоение человека и мира, общие закономерностей те развития общества и природы, онтологические и экзистенциальные проблемы Философская лирика использует такие жанры, как элегия, этюд, сонет, газель, рубаи В 50-70-х годах XX века в жанре философского с Монеты работали М Рыльский, А Малышко, П Шестов. Тичина.

Медитация (лат meditatио - размышление) - жанр лирической поэзии, в котором поэт размышляет над онтологическими, экзистенциальными проблемами В основе медитативной лирики - анализ внутреннего мира человека, спи иввиднесенои с окружающей средой Автор медитации стремится познать себя и мир, определенные жизненные явления В украинской поэзии медитации писали Лазарь Баранович, Г Сковорода, Т. Шевченко, П Кулиш, и Франко, М Рыльский М Зеров, Б-И Антоныч, Лина Костенко, П Мовчан, Игорь Калинец Ігор Калинець.

Суггестивная лирика (лат suggestio - намек, внушение) - жанровая группа лирических произведений, осваивает духовную сферу, внутренние конфликты морально-психологического характера Важную роль в суггестивной лирике и играют ассоциативные связи, богатая метафорика, мелодичность, размытые образы, расшатанные культурно-интонационные конструкции, косвенные намеки Суггестивная лирика - чаще поток чувств, сложные эмоциональные переживания без определения мотивов, причин, непостижимые, неуловимые состояния лирического героя, которые трудно воспроизвести реалистическими средствами Суггестивные стихи пишут поэты философского и медитативно го склада мышления К ней чаще всего обращаются художники интроспективной мышлением (Б Пастернак - \"Зимняя ночь\", Лина Костенко - \"Осенний день, осенний день, осенний\"інній день, осінній...").

В поэтической суггестии доминирует импрессионистический стиль, в ней на первом плане - живое впечатление Образцом такой лирики является стихотворение Лины Костенко \"Осенний день, осенний день, осенний\"

Публицистическая лирика - это открыто тенденциозные произведения, его предмет - социальные, политические, мировоззренческие проблемы, задачи: утвердить или опровергнуть какую-то мысль Публицистическая лирика адресуется конкретные й лицу или широкому кругу читателей В ней органично сочетается рациональное и эмоциональное, она прибегает к такому способу выражения, как декларацииія.

Публицистическая лирика использует жанры монолога, послание, оды, памфлета, репортажа, открытое письмо

Трудно назвать поэта, который не писал бы публицистических стихов

Сатирическая лирика Сатира (лат satira от satura - смесь, всякая всячина) объединяет произведения разных жанров, которые разоблачают негативные явления в жизни общества или человека В узком смысле - это лирические твор ры обличительного содержания Первые образцы этого жанра находим у римского поэта Ювеналнала.

\"В эпоху классицизма, - отмечает Т Валковая, - стихотворная сатира могла быть эпической и лирической по своей композиционной структурой В одних постов сатира имела лиро-эпический характер (Кантемир, Державин) и и иногда более эпический, чем лирическое (Кантемир), в других - лирический (Ломоносов, Сумароков, Державин) Создавая сатирический образ, поэт использует гиперболу, гротеск, карикатуру Сатиру представляют такие жанры, как пародия, эпиграмма, сатирическая миниатюра, сатирическая авторская песня, сатирический диалог, микробайка, парадоксальный афоризм, лирический фельетон, эпитафия, сатирический памфлет, дружеский шарж, репло ика, эстрадный куплет По наблюдению Т валков, в сатире ощутима взаимодействие жанровых форм, в частности, пародии, эпиграммы, сатирической миниатюрыї мініатюри.

Научная лирика Это такой жанр лирики, в которой содержанием является научный компонент Теоретиком научной поэзии является французский литературовед 3 Гиль В"" Трактате о слове \"(1869 г) он писал о необходимости соединить Уват в художественном произведении науку и искусство Образцом научной поэзии есть произведение Тита Лукреция Кара \"О природе вещей\" Гораций (\"К Писонив\"), Н Буало (\"Искусство поэтическое\") нарушали в своих произведениях проблемой мы теории искусства Научная поэзия приобретает особую популярность в литературе XX века ее представляют М Доленго (\"Объективная лирика Схемы и диагнозы\", 1923 г), В Полищук (\"Гениальные кристаллы\") Влияние н ауково-технического прогресса сказался в лирике футуристов, конструктивистов Научные проблемы осмысливает И Драч (\"Баллада о ДНК\", \"Чернобыльская Мадонна\") Образцами научной поэзии есть отдельные произведения из сбо РКИ \"В космическом оркестре\" П Тычины, \"Число\" М Желаемая Научная поэзия может иметь философский (П Антокольский - \"Четвертое измерение\", и Сельвинский - \"Космическая соната\"), медитативный (Л Вышеславский - \"Звездные сонеты\"), публицистический (И Драч - \"Баллада о ДНК\") характеркий - "Космічна соната"), медитативний (Л. Вишеславський - "Зоряні сонети"), публіцистичний (І. Драч - "Балада про ДНК") характери.

Из сказанного о лирике видим, что проблемы ее классификации остаются открытыми

При изучении лирических произведений часто используется тематическая классификация Выделяют следующие жанры:

1 Гражданское лирика - раскрывает общественно-национальные вопросы и чувства (\"Золотой гомон\" П Тычины, \"Любите Украину\" В Сосюры, \"Любому парламента\" П Скунца)

В гражданской лирике можно выделить общественно-политическую (\"Антиглобалистичне\" П Скунца) и патриотическую (\"Мне все равно\" Т Шевченко) тематики

2 Интимная лирика отражает переживания героя, связанные с личной жизнью ее разновидности:

а) любовная - о любви как состояние души лирического героя (\"Так никто не любил\" В Сосюры);

б) эротическая - о телесном чувственная любовь (сборник \"Золотой ябко\" Д Павлычко);

в) семейная (\"Седая ласточка\" Б Олейника);

г) лирика дружбы (\"Без вожаков\" П Скунца)

3 Философская лирика - осмысление смысла человеческой жизни, проблемы добра и зла (сб Лины Костенко \"Над берегами вечности\")

4 Религиозные лирика - выражает религиозные чувства и переживания (\"Молитва\" Т Шевченко, \"Мой храм\" Зореслава)

5 Пейзажная лирика передает размышления и переживания лирического героя, вызванные явлениями природы (\"Осень на Гуцульщине\" Ю Боршоша-Кумятский, \"Опять дождь под окнами сокрушается\" X Керита)

6 Сатирическая лирика разоблачает общественные или человеческие пороки (\"Кавказ\" Т Шевченко, \"С звонкого - в глухие\" П Скунца)

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо, без сколько-нибудь тщательной детализации. По Шлегелю, «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости и т.д., -некое целое собственно не являбщееся целым. Здесь необходимо единство чувства.»

1. Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирическая эмоция - это своего рода сгусток, квинтэсеенция душевного опыта человека.

2. Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.

3. Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет ко к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.

4. Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее».Хотя и существует жанр лирической поэмы.

Состояния человеческого сознания выражаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).

Медитацией (лат. meditatio - обдумывание, размышление) называют взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Лирика, говоря иначе, несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.

Много роднит лирику с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления.

Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»). О лирическом герое как «я-сотворенном» (М.М. Пришвин) говорят, имея в виду не только отдельные стихотворения, но и их циклы, а также творчество поэта в целом. Это - весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя. Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается (едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, - эпос, драма и лирика.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Речь в лирике выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) – так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения – его важнейшее формальное начало: нюансы словоупотребления и построения фраз, а также ритмическая упорядоченность текста здесь особенно существенны.

По Белинскому: лирика понималась как сфера субъективности поэта. «Лирическая поэзия есть по преимуществу поэзия субъективная , внутренняя, выражение самого поэта».

Главное в лирике - это эмоционально окрашенные размышления и описания. Главный объект художественного познания в лирике - это характер самого носителя речи, его внутренний мир, эмоциональное отношение к жизни. Лирика - род литературы, в котором важен не объект, а его состояние и процесс речевого общения. Если для эпоса характерна сюжетность и наполненность событиями, то лирика характеризуется впечатлениями, ассоциациями - экспрессивность. В древнегреческой литературе в эпосе - созерцание, в лирике человек отдается внутренним переживаниям, в драме вступает в конфликт. Далее - взаимопроникновение.

Лирические сказания имеют различные формы:

Автопсихологическая лирика - предметом является внутренний мир героя, лирический герой совпадает с автором. Речь ведется от первого лица - монолог;

Ролевая лирика - лирический герой не совпадает с автором, речь ведется от

лица выраженного в тексте персонажа.

Медитативная лирика - эмоционально насыщенное раздумье о чем-либо (лирика чувства, лирика мысли, лирика описания и лирика повествования).

Также лирическое сказание может быть в форме диалога героев, обращения к неопределенному лицу, чувства сквозь сюжет (баллада).

Лирика классифицируется по жанрам и темам. Жанр - исторически сложившаяся тема.

По жанрам лирика делится на:

Принадлежащую к разным родам литературы (эпическая, драматическая, лирическая)

В рамках родов по эстетическому качеству (любовная, сатирическая, лирическая); (медитативная лирика)

Жанровая разновидность, родственная философской лирике, но с ней не сливается, стихотворения - созерцание, направленное на достижение закономерности бытия. В России появляется в н. 19в. Моду вытесняют элегии (медитативная лирика). Развитие медитативной лирики -- отказ от созерцательности к философским размышлениям.

Тематическая классификация лирики носит условный характер, отражает не эстетический смысл произведения, а служит лишь примером, отправной точкой для анализа:

1) в народном творчестве - по функции - напевы (свадьба, похороны)

2) в античной литературе - по характеру исполнения - хоровая и индивидуальная (дифирамб, элегия)

3) в литературе классицизма и эпохи Возрождения - по социальной предназначенности

4) литература 19 в. - оды.

Верх развития лирики - античная поэзия (Сапфо, сюда же можно добавить Алкея и Анакреонта, тоже древнегреческие лирики – прим. печатающего J).

ПРИМЕРЫ: ВСПОМИНАЕМ ЛЮБОЙ ОТРЫВОК ИЗ ЛЮБОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ГОДНОГО

Литература и мифология.

Мифология восходит к тем временам, о которых почти не сохранилось сведений. Легендарный характер мифических произведений. Часто миф приравнивают к сказке. "Сказка - ложь" - сущность мифа. Сказочное сознание - все воспринимается как заведомо фантастическое. Миф похож на сказку. Миф - нечто среднее между наукой и необъяснимым. Миф возник как объяснение того, что происходит в действительности. В основе произведения литературы лежат представления о том, как устроен мир, его явления. Мифология отражается в искусстве: представляется порождением мифологии, основывается на мифических произведениях, но в то же время - свидетельство мифа. Мифы характерны для античной, частично древнерусской литературы. В мифологии литературное и мироощущение практически совпадают или становятся очень близкими. Мифы можно подразделить на:

Древние мифы (о воскресении Лазаря и другие сюжеты из Евангелия) - воспринимается как данность, готовое понятие. В литературу попадают в готовом виде. Было актуально в Пушкинскую эпоху и практически умерло во второй половине 19 века. Пересказ новыми словами сюжетов из мифов. Введение мифологических имен, воспроизведение старого сюжета новыми словами или осмысление старого явления по-новому, соотнесение с действительностью. Представления о действительных героях, которые превратились в мифологические фигуры (Павлик Морозов). [Сюда же можно добавить, например, Гомера – первого рапсода, об этом читайте в других билетах]

Новая мифология, порожденная искусством. Попытка составить новое представление о жизни, о мире, о природе, которое будет приниматься как реальное объяснения мира в определенном кругу людей. Примера на сегодняшний момент не найдем. [Нам на консультации в качестве примера приводили Пелевина «Чапаев и пустота» – политический миф и переосмысление действий Чапаева, Анки и прочих. Для Скарлыгиной сойдет].

("Мифотворчество аргонавтов" Лавров, у аргонавтов миф – порождение действительности, наполняется новым содержанием). Неосознанные мифы также широко распространены - коллективная бессознательность.

Возможности мифологии:

· использование мифологии в произведениях;

· трансформация мифологических образов (соединение с реальностью, изменение ее);

· создание абсолютно новой мифологии (характерно для тоталитарных обществ - "миф" о Павлике Морозове);

· представление о мифологии как о пласте человеческого бессознательного.

(с) Богомолов

Сюда же каким-то образом вплетается архетип - элемент коллективного бессознательного, позволяющий увидеть преемственность, связь времен; "общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение " (с) Википедия

А все вместе это перекликается с каким-то билетом.

26. Художественная деталь, ее функции в тексте. Деталь и подробность (*).

Деталь (от франц. Detail - подробность, мелочь) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят преимущественно предметные подробности в широком понимании: подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, действия и речи.

Функции:

Средство изображения (описания) объёмности, конкретности предметного мира.

Эстетические функции

Уточняет, проясняет и обнажает замысел писателя

Может быть и лейтмотивом произведения (у А. П. Чехова)

Художественные детали могут быть выделенными, демонстрирующими собственную значимость в художественном единстве целого - у Н. В. Гоголя (описание усадьб), а также могут быть и структурно нейтральными, неприметными, уходящими и уводящими в подтекст (Чехов). Деталь иногда заметна в противоречии. Просто подробности - это те же детали, только менее экспрессивные и менее характерные, обычно они выступают как относительно нейтральные, одномоментные, «строительные» элементы художественного образа. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» широко представлены и художественные детали и не менее живописные подробности. Подробность просто менее значима для общего хода действия или для описания того или иного героя.

Условимся для начала под деталью подразумевать художественную подробность, способную возбудить представление о предмете в целом. Определение это не совсем точное и не совсем полное. Однако его достаточно, чтобы разобраться, что является подробностью, а что - деталью в художественном произведении.

Одна из особенностей детали и отличие ее от подробностей состоит в том, что она дает возможность охватить предмет сразу, быстро, как в действительности. Деталь - это единственная подробность .

Одна из тысячи подробностей перестает быть подробностью и волею искусства возводится в почетный ранг детали в том случае, если она соответствует общей мысли и помогает уяснить эту мысль. Каждый автор, невольно и даже, может быть, не желая этого, отбирает деталь, характеризующую не только предмет, но и самого автора. Поэтому-то истинная деталь оставляет ощущение свежести, оригинальности и неожиданности. Истинная деталь в отличие от подробности несет на себе печать авторской индивидуальности.

27. Понятие об интерпретации. «Закрытая» и «открытая» интерпретация

Интерпретацией называют истолкование художественного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания, т.е. посредством его перевода на понятийно-логический (литературоведение, основные жанры литературной критики), лирико-публицистический (эссе) или на иной художественный язык (театр, кино, графика). Интерпретация имела место уже в античности. (Сократ толковал смысл песен Симонида).

Свойства интерпретации: в ней сохраняется смысл исходного произведения, в то же время появляется новый смысл в интерпретированном произведении. Автор всегда вносит новое, своё в интерпретированное произведение, как бы он не старался перевести оригинал. Всегда в содержание попадает восприятие интерпретатора. Причины изменения - интерпретатор должен объяснить вещи, которые ушли со временем из нашего обихода. В таких случаях необходимы комментарии автора. При интерпретации всегда остаётся смысловой остаток, который невозможно интерпретировать.

В этой связи оказывается насущным понятие интерпретации (от лат. interpretatio – объяснение, истолкование). Интерпретация в литературоведении – это совокупность суждений, направленных на постижение авторской концепции (идеи) словесно-художественного произведения и истолковывающих его содержание (смысл) .

В отличие от интерпретаций литературных произведений режиссерами, актерами, чтецами, а также критиками-эссеистами, литературоведческая интерпретация основывается прежде всего на аналитическом рассмотрении словесно-художественной формы произведения. При этом, подобно любому другому научному высказыванию, она должна обладать достоверностью и объективностью. Иначе интерпретация окажется непричастной науке о литературе. Объективность суждений о сути творений искусства достигается нелегко, ибо каждый читатель (в том числе и специалист-литературовед воспринимает произведение искусства непосредственно, эмоционально, а потому субъективно, на свой «индивидуальный лад».

Бытовала и бытует поныне точка зрения, согласно которой объективно-достоверные суждения об идее произведения невозможны в принципе. Так, Шеллинг, яркий представитель романтической философии и эстетики, полагал, что произведение искусства «допускает бесконечное количество толкований, причем никогда нельзя сказать, вложена ли эта бесконечность самим художником или раскрывается в произведении как таковом». Подчеркивалось, что решающая роль в художественном смыслообразовании принадлежит не авторам, а читателям. Вместе с тем приведенные суждения Шеллинга и Потебни односторонни, ибо смысловая неопределенность произведений искусства в них абсолютизируется, а конкретность мыслей и чувств, вложенных автором в созданные им образы, напротив, игнорируется. Художественные творения в той или иной мере обладают смысловой определенностью , постижение которой и составляет «сверхзадачу» собственно научных интерпретаций литературы.

Литературоведческие интерпретации способны вобрать в себя лишь относительные истины о художественных произведениях. Никакому осмыслению произведений искусства не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным. Процесс постижения смысла великих художественных творений нескончаем.

Интерпретация - перевод с языка художественной литературы на какой-либо другой язык.

Жаргон, сленг и фразеологические обороты сложно поддаются переводу.

Перевод - художественная интерпретация произведения; аналог художественного мира произведения на другом языке.

Перевод из одного вида искусства в другой: экранизация, инсценировка и т.д.

I. Научная интерпретация.

Историческая интерпретация (художественные произведения, понятые в историческом процессе).

II. Литературоведческая интерпретация.

Эмоциональное восприятие;

Рациональное отношение.

Литературоведческая интерпретация - выявление того, что реально существует в тексте.

Разное психологическое восприятие при:

Первочтении текста;

Перечтении текста;

Первочтение - загадка, читатель задает вопросы к тексту и получает ответы, строит предположения; "проживание" текста (сходно с проживанием жизни), эмоциональное отношение.

Перечтение - читатель замечает новые подробности; детали получают новое истолкование, так как читатель уже знает, чем заканчивается произведение.

Рациональное отношение

Особенности интерпретации:

- Замкнутая интерпретация

Литературовед обращается только к одному художественному миру одного художественного произведения, не использую других произведений этого автора, творений его предшественников, не беря на рассмотрение особенности эпохи, биографию автора и т.д. Рассмотрение внутренних закономерностей произведения.

- Открытая интерпретация

Использование как текста произведения, так и массы связанных с ним источников. Рассмотрение закономерностей произведения в соотношении с внешними факторами.

Любое произведение мы рассматриваем в контексте.

А. Белый "Серебряный голубь" - образ стрижей-ласточек, символизирующий выход из повседневной реальности в иной, запредельный мир.

Мотивная структура - мелкие элементы произведения, складывающиеся в систему соотнесения между собой. "Мастер и Маргарита"

Введение произведения в контекст (открытая интерпретация). Мы не воспринимаем произведения вне контекста, пусть даже контекста нашей повседневной жизни.

Литературный и исторический контекст входит в задачу открытого интерпретатора.

28. Ирония, юмор, сатира в литературе (*).

Юмор и ирония - понятия очень разные, даже противоположные, хотя долгое время их не умели отличать друг от друга. Ирония, как полагают многие литературоведы, ближе к сатире, другие считают иронию частью сатиры, третьи - не видят существенной разницы в этих понятиях. Итак, ирония - отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. Основано на иносказании, т.е. когда истинный смысл высказывания противоположен тому, что говорят. В иронии преобладает отрицательное отношение к предмету (смешное скрывается под маской серьезного), в то время как в юморе - наоборот (серьезное под маской смешного). Очень злая и пренебрежительная ирония называется сарказмом. Юмор похож на сатиру тем, что рождается в процессе осмысления внутренней противоречивости (например, человек мелочный, но считает себя очень важным). Как и сатира, юмор представляет собой насмешливое отношение к характером со стороны тех, кто может осознать их внутреннюю противоречивость. Но могут не все, а только умные люди. Поэтому-то Гоголь и делил в своих “Мертвых Душах” юмор на две части: направленный на пошлых людей (плоский юмор) и на единомышленников автора. Более всего юмор отличается от иронии тем, что сатира (ирония) затрагивает и высмеивает пороки всего общества или коллектива. Юмор же - смех над относительно безобидным комическим противоречием. В русской литературе великим сатириком был Салтыков-Щедрин, юмористом - Гоголь. Это различие вытекает из мировоззрения писателей: Салтыков-Щедрин мыслил политически и высмеивал социальные пороки, а Гоголя больше волновали нравственные идеалы. Однако и у Гоголя есть черты сатиры (например, когда он высмеивает провинциальное чиновничество в “Ревизоре” или губернское общество в “Мертвых душах”). Юмор, в отличие от сатиры, не всегда выражает идейное осуждение характера, но иногда передает авторскую симпатию к

Вот примеры словесных ироний в русской разговорной речи: "Ой, какой большой человек идет!" (о ребенке); "Пожалуйте в мой дворец !" (о маленькой комнатке); "Ваш рысак еле ноги двигает". (с) Поспелов, Ирония как троп

X Ирония . Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! , шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова ?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что ты не оставлен моей милостью ...

X Сарказм - язвительная насмешка, соединенная с негодованием или презрением. У Пушкина в "Борис Годунов" Шуйский говорит о Борисе:

Какая честь для нас, для всей Руси!

Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача, и сам в душе палач,

Возьмет венец и бармы Мономаха!

Сатира. В литературе можно наблюдать весьма широко распространённый круг произведений, в которых художник стремится к нарушению жизненных пропорций, к преувеличению, гротескной форме, резко нарушающий реальный облик явления. В живописи простейшим примером может служить карикатура. Причём, преувеличение, характерное для карикатуры, - это преувеличение особого рода, связанное с подчёркиванием смешного и нелепого в явлении, со стремлением обнаружить его внутреннюю неполноценность, нарушить жизненные пропорции. Основное свойство комического состоит в том, что оно основано на ощущаемой нами внутренней противоречивости явления, на скрытой в нём, но улавливаемой нами неполноценности и т.д. Смех вызван тем, что мы неожиданно обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания. Юмор вскрывает эту неполноценность, подчёркивая, преувеличивая, гиперболизируя её, делая ощутимой, конкретной. В основе юмористического образа лежит искажение, преувеличение (опять же здесь можно сказать о карикатуре…) явлений жизни, для того, чтобы отчётливей обнаруживался алогизм их, те есть всё та же внутренняя неполноценность. Смешно несоответствие содержания и формы. Оно как бы разоблачает явление, обнаруживает его несостоятельность, что и вызывает смех. Юмор в искусстве является отражением комического в жизни, усиливает его, связывает с эстетическими представлениями. В искусстве (в литературе, в частности) наблюдаем новый тип образа - юмористический. Основная его особенность – то, что в нём заранее уже дано отношение художника к предмету изображения, раскрыта оценка. Автор юмористического произведения симпатизирует своему герою. Мы смеёмся над мелкими недостатками, поскольку они не опасны, безвредны. Пример юмористического образа - мистер Пикквик у Диккенса. Юмор-шутка. Ирония - насмешка, основанная на чувстве превосходства над тем, к кому он обращается, скрыт обидный оттенок. Ирония приписывает явлению то, чего ему недостаёт: Лисица говорит ослу: ”Отколе, умная, бредёшь ты, голова?” Сарказм равен злой иронии. Гнев! Лермонтову хочется “смирить весёлость” окружающих его людей в “1-м января”. Юмор есть отрицание частного, сатира - общего. Сатира идёт по линии нарушения реальных форм явления, к тому, чтобы довести до предельной резкости представление об их неполноценности, тяготеет к условностям, гротеску, фантастичности образа. Сатира Щедрина в “Истории одного города”, Свифт «Путешествие Гулливера”. Сатира стоит на грани комизма, она не только смешит, но и отталкивает, направлена против безобразного, неприемлемого в жизни. В сатире - особая форма образного отражения жизни.

29. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.

Надеюсь, все помнят Выготского? И да, БАБЕЛЬ, СУКА, БАБЕЛЬ

Сюжет - ход событий, складывающийся из поступков героев. Это движение событий или мыслей и переживаний, в котором только и раскрываются человеческие характеры, деяния, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Композиция - последовательность подачи событий, также это важнейший организующий элемент худ формы, придающий произведению единство и целостность всех компонентов к целому. Функция сюжета : обнаружение жизненных противоречий, т.е. конфликтов. Свойства сюжета и композиции определяются проблематикой. Фабула - основные события, канва, о которых рассказывается в произведении или которые показываются в нём. Композиция сюжета состоит из ряда сложных элементов. В классических произведениях к таким элементам обычно относятся экспозиция (мотивировка поведения действующих лиц в показываемом конфликте, введение, обстановка), завязка (основной конфликт), развитие действия, кульминация (наивысшая точка напряжения в развитии действия) и развязка (разрешение изображаемого конфликта). Также существует ещё пролог и эпилог.

Прологом произведение обычно открывается. Это своеобразное вступление к основному сюжетному развитию. К эпилогу автор прибегает только тогда, когда понимает, что развязка не ярко выражена в произведении. Эпилог - это изображение окончательных следствий, вытекающих из показанных в произведении событий.

Если кто-то все-таки забыл, напоминаю:

Фабула = материал, все, что автор взял готовым из окружающего мира. Не обязательно сами события, вполне достаточно какой-то детали (вспомните, что говорил Бгмлв про написание "Легкого дыхания"). Сюжет = форма, расположение материала, его обработка. Понятие фабулы искусственно, мы ее сами извлекаем из сюжета. Композиция = соотношение между сюжетом и фабулой. Сюжет может снимать фабульные напряжения либо перестановками, либо словом. (с) Богомолов

(Бунин, Бабель, пришло ваше время!)

30. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А.А. Потебня о внешней и внутренней форме слова.
Иносказательные слова и обороты (метонимии, метафоры, синекдохи, иронии, олицетворения и др.) используются авторами для обогащения своего языка. Некоторые авторы создают новые, более сложные конструкции иносказательной речи (развернутые метафоры). Процесс усложнения словесной изобразительности начался еще в устном народном творчестве и продолжается по сей день. В речевом контексте произведения, авторы создают новые эмоционально-изобразительные оттенки значения слов. Это в большей степени относится к поэтам, нежели к писателям-прозаикам. В поэзии времен русского классицизма широко использовался принцип использования синекдох. Также в русской классике преобладали метонимические принципы иносказательности. Например, метонимия места (“Петрополь с башнями дремал” - Державин). Или метонимия признака (“Но где твой трон сияет в мире?” - Державин). Или метонимия принадлежности, основанная часто на том, что явления природы или жизни обозначались именами античных богов (“В полях кровавых Марс страшился” - Ломоносов; Марс - бог войны). В начале 19 в. на смену метонимической поэзии приходит поэзия метафорическая. Она развивалась в основном поэтами-романтиками (Жуковский, Карамзин) - “Страна, где я расцвел в тени уединения” - Жуковский. Продолжали начинание Жуковского Тютчев, Фет, потом - Блок (“Когда кружилась над лесом печаль”). Блок активно использовал развернутую, сложную метафору (это когда на основе одной метафоры рождается другая) - пример: Блок называет глаза женщины звездами. А звезды могут гаснуть: “погасли звезды синих глаз”.Все эти примеры касаются поэтов, однако и прозаики использовали иносказания (в основном - метафоры). Горький “Мать”: «Павел махнул знаменем, оно распласталось в воздухе и поплыло вперед, озаренное солнцем, красно и широко улыбаясь». Богата на иносказания художественная речь Гоголя, Тургенева.

"В слове мы различаем: внешнюю форму , то есть членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму , или ближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. При некотором внимании нет возможности смешать содержание с внутреннею формою. Внешняя форма нераздельна с внутреннею, меняется вместе с нею, без нее перестает быть сама собою, но, тем не менее, совершенно от нее отлична. Внешняя форма слова тоже не есть звук как материал, но звук, уже сформированный мыслью. Если затеряна для сознания связь между звуком и значением, то звук перестает быть внешнею формой в эстетическом значении (Потебня тут приводит пример с литовским словом baltas, означающее "добрый"). Далее, путем развернутых метафор и размышлений (кажется, я теперь понимаю, почему Богомолов ТАК читает лекции), Потебня приходит к тому, что "стихии" слова есть и в художественных произведениях: содержание (или идея), соответствующее чувственному образу или развитому из него понятию; внутренняя форма, образ, который указывает на это содержание, и внешняя форма, в которой объективируется художественный образ. Разница между внешней формой слова и произведения в том, что последнее, в силу своей сложности, проникнуто мыслью".

(с) Потебня

31.Литературные жанры, возможности их классификации. «Память жанра».

Есть довольно много теорий, классифицирующих типологию жанров. Самая известная – типология, восходящая к Аристотелю, где литература разделяется на три рода – эпос, лирику и драму; эти три рода длительной европейской традицией (со Средневековья до XX века) разбиваются на множество видов, как принадлежащих трем родам, так и промежуточных (особенно начиная с романтизма), – они и считаются жанрами.

Тем не менее несколько жанровых типологий представляют особый интерес для нарратологии. Все они объединяются тем, что помогают сформулировать самое общее понятие жанра:

Жанр – это группа текстов, объединенная по какому-то признаку или группе признаков, которые присущи им и не присущи (или присущи только отчасти) остальным текстам литературы.

Систематизировано Ц. Тодоровым:

1. Классификация касается «способов вымысла» , в ее основе лежит соотношение между главным действующим лицом произведения и читателями, а также законами природы:

– герой имеет (природное) превосходство над читателем и над законами природы; это жанр мифа;

– герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем и над законами природы; это жанр легенды или волшебной сказки;

– герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем, но не над законами природы; это жанр высокого подражания;

– герой находится в отношении равенства с читателем и законами природы; это жанр низкого подражания;

– герой ниже читателя; это жанр иронии.

3. Классификация, касающаяся трагического и комического в литературе. Здесь комическое примиряет героя с обществом, а трагическое изолирует героя от общества.

4. Классификация по архетипам mythoi , основанным на противопоставлении между реальным и идеальным. Это наиболее важная классификация Фрая; здесь выделается четыре жанра:

– romance (рыцарский и авантюрный роман) = идеальное;

– ирония = реальное;

– комедия = переход от реального к идеальному;

– трагедия = переход от идеального к реальному.

5. Классификация по типу аудитории , для которой предназначены произведения (т.е. собственно жанровая, аристотелевская классификация):

– драма = произведения, представляемые на сцене;

– лирическая поэзия = произведения, которые можно петь;

– эпическая поэзия = произведения, рассказываемые вслух; эпос эпизодичен;

– проза = читаемые произведения; проза непрерывна.

6. Классификация, противопоставляющая интеллектуальное и личное начало + интровертность и экстравертность :

Исходя из моделирующей роли жанра, Лейдерману удается наполнить конкретным смыслом полуметафорческое бахтинское словосочетание - “память жанра”. “Это система сигналов, посредством которых в сознании читателя оживает представление о модели мира, окаменевшее в жанровом каноне” (с. 87). Чтобы перевести “систему сигналов” в русло поэтики, ученый предлагает “теоретическую модель жанра”. В ней выделяются “план содержания”, “план структуры” и “план восприятия”, каждый раскрывается еще в ряде категорий, которые определенным образом взаимодействуют.

Лирика. (от др.гр.-назв-е муз.инструмента,под к-й исполнялись стихи). Аристотель писал, «В лирике автор остается самим собой, не изменяя своего лица.» Белинский считал «Это род, где поэт является на первом месте, и мы все принимаем и воспринимаем через душу поэта.» своеобразие лирике видно в идейном содержании, композиции. В Л.на 1плане единичн.сост-е чел-ка в мыслях, эмоциях, впечатл-х. Стих-е м.б. сюжетн., но в силу ограниен.простран-ва событийн.ряд достат.скуп, п/му все худ.ср-ва и подчин-ся раскрытию цельных движ-й чел-й души. Выр-ся это носителем речи, к-ый абсолютно свободен, предельно субъективен. Л.не всегда замык-ся в пределах внутр.жизни чела, п-му сущ-т гражд.Л., пейзажная, ф-фская, онтологич.(связан. с предст-ми о прир.бытия)Л. В своей книге о психол-зме Гинзбург отмеч-т: «по своей сути Л.-разговор о значит-ом, высоком, прекрасном, своег рода экспозиц.идеалов и жизнен.ценностей чела.» Главное в Л.-это малая форма, принцип как м.короче и как м.полнее. Сущ-т даже форма одностишья. Сост-щия чел-го сознания м.выражаться по-разн: прямо открыто; в задушевн.признаниях, исповеди; размышлении. НО никогда Л.не могла быть нейтральна в своей тональности. Д-ны.присут-ть тем.н. семантико-фонетич.эфекты., т.е.выраженные в стр-ре, в фактуре стиха какие-то экспрес.эл-ты, способств-е его активному восприятию (тв-воПастернака). Носителя переж-й, выраженного в Л., принято наз-ть лирич.гер.(Тынянов). Ему синонимичны термины «лирич.я», «лирич.субъект». О лир.герое принято гов-ть не только касаясь отд.стихо-й и циклов, но всего тв-ва поэта. Лирич.герой тесно связан с автором в мироощущ-и, дух-биогр.опыте, речев.поведени. По-му Л.в осн.своем мотиве автопсихологична. Тем не менее не стоит путать лир.героя и автора: происходящее в стих-и-это одно, а в ж.-др. Достат.часто образ автора и лир.героя различны.Н,поэзия Батюшкова-больного и несчастного чел-ка и лир.героя-активного и романтич. Соотн-е лир.герой-автор сегодня рассмат-т по-разн. Одни ученые настаив-т на нерасторжении этих понятий, др-на сложных взаимоотн-х, 3-гов.об интерсубъектив-ти Л., т.е.взаимод-и большого числа сознаний. Н, Мандельш. Т.к. в Л.нет дистанции м/у автором и чит-лем, присут-т больш.эмоц.актив-ть, чем в эпосе и драме.

Особенности лирики как лит-го рода. Жанры лирики. Она отличается особенностью построенного образа. В ней происходит сила авторского «я», и объект начала. Этот объект связывается с тем, что автор выражает себя и собственные переживания и выражает общечеловеческие чувства. Главный образ в любом стихотворении - это лирический герой. Лирический герой отделен от быта поэта, от случайности, его повседневных забот. В лирике существует особое отношение и слово: точное, любящее, простая душа, многозначное, гибкое, неслучайное и звучное. Деление лирики проблема непростая. Существуют различные принципы деления – тематический (пейзажная лирика). Жанры лирики: элегия, стансы, идиллия, послание, ода, мадригал, эпиграмма, эпитафия.

Жанр лит-го произведения.

Лит-ные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие лит-ные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов лит-ры), упорно сопротивляются им. Прежде всего потому, что их очень много.

Бахтин говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе с тем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к лит-ре Нового времени, «употребляются как обозначение жанровой сущности.

В том же русле - концепция лит-ых жанров Поспелова. Он разграничил жанровые формы «внешние» («замкнутое композиционно-стилистическое целое») и «внутренние» («специфически жанровое содержание» как принцип «образного мышления» и «познавательной трактовки характеров»). Характеристика жанровых групп, которая дана Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе с тем она неполна.

лит-ра знает 2рода жанровых структур. Это, во-первых, готовые, завершенные, твердые формы (канонические жанры), неизменно равные самим себе (яркий пример такого жанрового образования - сонет, живой и ныне), и, во-вторых, жанровые формы неканонические: гибкие, открытые всяческим трансформациям, перестройкам, обновлениям, каковы, к примеру, элегии или новеллы в лит-ре Нового времени. Эти свободные жанровые формы в близкие нам эпохи соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, но без какого-то минимума устойчивых структурных свойств жанров не бывает.

В поэтике 20в. создана универсальная теоретическая модель жанровой структуры. 1)жанр в неразрывной связи с жизненной ситуацией, в которой он функционирует и с такими типическими моментами жизни как разного рода ритуалы. => акцентирование установки на аудиторию, определяющей объем произведения, его стилистическую тональность, устойчивую тематику и композиционную структуру. 2)в лит-ом жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определенное миросозерцание: либо традиционально-общее, либо индивидуально-авторское. 3) на почве теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление об особом аспекте структуры художественного произведения - границе между эстетической реальностью и внеэстетической действительностью, в которой находится читатель-зритель, и о специфическом пространстве-времени взаимодействия двух миров. Разработанная Бахтиным теория жанра как «трехмерного конструктивного целого» синтезирует все три традиции европейской поэтики. Выдвигая идею «двоякой ориентации жанра» - в «тематической действительности» и в действительности читателя, ученый дает соответственно два взаимосвязанных определения «типического целого художественного высказывания». В одном случае акцентирована «сложная система средств и способов понимающего овладения действительностью»; в другом - сказано, что «все разновидности драматических, лирических и эпических жанров», определяются «непосредственной ориентацией слова как факта, точнее, как исторического свершения в окружающей действительности». Оба аспекта объединяются установкой на завершение.

ЛИРИКА – род лит-ры, в котором мир осваиваивается эстетически как царство субъектности. Объект – внутренний мир человека. Содержание – переживание (мысли, чувства). Объективный мир в лирике – повод к переживанию или его внешний оттиск. Основные ценности – духовные: благородство и сила мысли, культура чувств, богатство эмоций.

Носители лирических переживаний:

2) Герой ролевой лирики – герой выступает другим по отношенению к автору (особ.речев. манера отличная от лит норм)

3)Поэтический мир. Худ. реальность является наглядно-зримым воплощением переживания.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

Предмет изображения в лирике – внутренний мир человека. Содержательная доминанта: переживания (какого-то чувства, мысли, настроения). Форма словесного выражения – монолог. Функции слова – выражает состояние говорящего. Эмоциональная сфера человеческих эмоций, внутренний мир, путь воздействия – суггестивность (внушение). В эпосе и драме пытаются выявить общие закономерности, в лирике – единичные состояния человеческого сознания.

Эмоционально окрашенное размышление – иногда внешняя безэмоциональность. Это лирическая медитация. Лермонтов «И скучно, и грустно…» Волевые импульсы, ораторские интонации в лирике декабристов. Впечатления – тоже может быть предметом лирического текста.

Нерациональные ощущения и устремления. Неповторимость, хотя и есть элемент обобщения для передачи своих мыслей современникам. Созвучие с эпохой, возрастом, эмоциональными переживаниями. Как род литературы лирика важна всегда.

Очень важен конец 18 – начало 19 века – период разрушения представления о лирике, разрушение жанрового мышления в лирике, новое мышление – стилевое. Связано с Гете. В 70-е годы 18 века Гете создает новую особенность лирического произведения, которая порывала с традициями. До этого была строгая иерархия жанров : четко распределено какие формы лирики когда использовались.

Ода – идеализация вышестоящего лица, поэтому определенная форма. Десятистишье, торжественное вступление, описательная часть, часть о процветании страны.

Гете разрушает связь между темой и формой. Его стихотворения начинаются как слепок с мгновенного переживания – изображение. Могли включаться и природные явления, но только не условные. Процесс стилевой индивидуализации. В 19 веке часто невозможно определить жанр.

С каждым поэтом связан определенный круг эмоций, особое отношение к миру. Жуковский, Маяковский, Гумилев.

В основе лежат переживания. Лирический сюжет – это развитие и оттенки авторской эмоции. Часто говорят, что лирика бессюжетна, но это не так.

Поэт отстаивает право писать в легком, малом жанре. Малые жанры возвели в абсолют. Подражания другим жанрам, игра ритмами. Иногда из-за жизненной подоплеки появляются циклы стихотворений.

Лирический герой – это понятие вводит Ю. Тынянов и Л.Я. Гинзбург «О лирике». Есть синонимы «лирическое сознание», «лирический субъект» и «лирическое я». Чаще всего такое определение – это образ поэта в лирике, художественный двойник поэта, вырастающий из текста лирических композиций. Это носитель переживания, выраженность в лирике. Термин возник из-за того, что нельзя поставить знак равенства между поэтом и носителем сознания. Этот зазор появляется в начале 20 века в лирике Батюшкова.

Могут быть разные носители, поэтому два вида лирики: автопсихологическая и ролевая. Пример: Блок «Я Гамлет…» и Пастернак «Гул затих…». Образ один, но лирика разная. Блок играет в спектакле, это переживание межличностных отношений – автопсихологическая лирика. У Пастернака – ролевая, даже входит в цикл Юрия Живаго. Большая часть в стихотворной форме. Установка на неуклюжий стих – Некрасов.

Плотность