Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
]
.
- А, О, У, Ы, Э
— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
сон [с он], дым [д ым], чаща [ч’ ащ’ а], часы [ч’ ас ы].
- Я, Ё, Ю, И, Е
— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
мята [м’ ата], тёрка [т’ орка], мюсли [м’ усл ‘ и], мел [м’ эл], лес [л’ эс], жир [ж ыр], ширь [ш ыр’], цифра [ц ыфра].
- Буквы Я, Ё, Ю, Е
— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
- Я, Ё, Ю, Е
стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я
— [а], ё
— [о], ю
— [у], е
— [э]
:
Мяч[м‘а ч], тёрн [т‘о рн], тюль [т‘у л’], пена [п‘ э на]. - Я, Ё, Ю, Е
дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
- в начале слова: я ма [й’a ма ], ёлка [й’о лка], ю ла [й’у ла ], е ль [й’э л’];
- после гласных: мая к [май’а к], поё т [пай’о т], пою т [пай’у т], пое л [пай’э л];
- после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’о м], вьюга [вй’у га], съезд [сй’э ст].
- Я, Ё, Ю, Е
стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук: я
— [а], ё
— [о], ю
— [у], е
— [э]
:
- В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
- Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ]
- [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук.
В состав обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
Согласные звуки.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Звонкие
- образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
- Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
- Б, В, Г, Д, Ж, З — звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
- Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.
- Глухие
- произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
- П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
- X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости.
- Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные:
- «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
- Фока, хочешь поесть щец?
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
- Твердые : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
- Мягкие : [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].
- Л, М, Н, Р, Й — всегда звонкие.
- Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С — парные согласные по звонкости-глухости.
- X, Ц, Ч, Щ — всегда глухие согласные.
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие согласные.
- Ж, Ш, Ц — всегда твердые согласные.
- Ж, Ш, Ч, Щ — шипящие.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА
- Запишите слово.
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на . Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
- Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).
Примеры
Обратите внимание!
Для гласных.
- Буквы
Я, Ё, Ю, Е
— йотированные.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Я — [а], Ё — [о], Ю — [у], Е — [э]: Лён — [л’ о н] — 3 буквы, 3 звука.
- Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных и разделительных Ъ
и Ь
знаков
, то они дают 2 звука:
- Я — [й’а], Ё — [й’о], Ю — [й’у], Е — [й’э] : Ёлка — [й’ о л к а] — 4 буквы, 5 звуков. Поёт [пай’о т ] — 4 буквы, 5 звуков.
- Если эти буквы стоят после согласных, то они дают один звук:
- Буква И
- после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и ], лисьи [лис’й’и ] ;
- после согласных Ж, Ш, Ц
даёт звук [ы]:
- зажи м [зажы м], ши ны [ш ы н ы], цирк [цы рк] ;
- гласная
О
под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]:
- кО тик — [ кО т ‘ и к], скво рцы — [с к в а р ц ы];
- гласная
Е
под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]:
- лес [л’эс], ле сА [л’и сА] (см. ли сА [л’и сА]), весна [в’исна];
- в некоторых иноязычных словах перед гласной Е
согласный произносится твёрдо:
- кафе [кафэ ], купе [купэ], свите р [свитэ р], отель [атэ л’];
- гласная Я
под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]:
- мяч — [м’ач’], рябина — [р’эб’ина], пятно — [п’итно].
- Буквы
Я, Ё, Ю, Е
— йотированные.
Для согласных.
- парные по глухости/звонкости согласные
в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
- гриб — [гр’ и п], лав ка — [л а ф к а] ;
- Й, Ч, Щ — [й’], [ч’], [щ’] — всегда мягкие;
- Ж, Ш, Ц — [ж], [ш], [ц] — всегда твердые;
- Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т]
не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т
пишутся:
- чувст во [ч’Уства], солн це [сОн цэ], сердц е [с’Эрц э], радост ный [рАдасн ый’].
- сочетание СТН
произносится как [сн], ЗДН
— [зн]:
- звёздн ый — [з в’ о з н ы й’], лестн ица — [л’ эс ‘н’ и ц а].
- иногда на месте буквы Г
перед глухой согласной произносятся звуки [к], [х]:
- когти — [к о к т’ и], мягкий — [м’ ах ‘ к ‘ и й’];
- иногда буква С
в начале слова перед звонкой согласной озвончается:
- сделал — [з’ д’ э л а л].
- между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко:
- зонт ик — [з о н’ т ‘ и к];
- иногда буква Н
обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ:
- стаканчик — [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик — [см’э н’ щ’ и к];
- Удвоенные согласные
располагаются
- после ударного гласного, то дают длинный звук: грУпп а [ груп: а], вАнн а [ ван: а];
- перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: милл иОн [м’ил ‘иОн], акк Орд [ак Орт], аллЕя [ал ‘Эй’а] ;
- сочетания ТСЯ, ТЬСЯ
(у глаголов) произносятся как длинный [ц]:
- бриться — [бр’ иц :а];
- иногда сочетание ЧН
, ЧТ
произносится как [ш]:
- конечн о — [ кан ‘ эш на ], скучн о — [ скуш на ], что — [ш т о], чтобы — [ш тобы] ;
- буква Щ
и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ
обозначают звук [щ’]:
- щ авель [щ ‘ ав ‘ эл ‘ ], сч астливый [ щ ‘ асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ ик], перебежч ик [п ‘ир ‘иб’Эщ ‘ ик];
- в окончаниях имён прилагательных ОГО
, ЕГО
согласный Г
произносится как [в]:
- белог о — [б’ Э л а в а].
- парные по глухости/звонкости согласные
в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются):
Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.
Вконтакте
Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.
Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.
Как выполнять фонетический разбор?
Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.
- Проговаривайте вслух предмет разбора.
- Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
- Помните про орфограммы.
- Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).
Что надо знать, делая фонетический разбор
Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.
Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.
Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.
А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.
Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).
Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].
Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.
Так, «гриб» произносится [гр’ып].
Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.
Образец фонетического разбора
Приведём несколько примеров .
ко-рА-бль, три слога, ударный второй
[караб’л’]
К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный
О - [а] гласный, безударный
Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный
А - [а] гласный, ударный
Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
Семь букв и шесть звуков .
грИб, один слог, ударный
Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный
И - [ы] гласный, ударный
Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный
Четыре буквы и четыре звука .
Ёж, один слог, ударный
Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный
- [о] гласный, ударный
Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.
Две буквы и три звука .
Что ещё полезно знать?
В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.
В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.
Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].
Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.
В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.
Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.
Приведём примеры простых и сложных случаев фонетических разборов слов. К каждому примеру дано объяснение разбора.
Покажем примеры фонетических разборов для йотированных гласных. Определение йотированных гласных дано на странице звуков . В русском слове много слов с удвоенными согласными: классно, баллон, сумма, ванна и другие. В звуко-буквенном разборе следует обращать особое внимание на позицию удвоенной согласной, так как может образовываться долгий звук. Покажем на примерах два случая.
Пример 1
Йотированная гласная + ь
Слово: е́ль
Транскрипция: [й’эл’]
[э
] — гласный, ударный
л → [л’
] — согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий парный
ь — не обозначает звука
В этом примере гласная е стоит в начале слова, поэтому является йотированной и образует два звука [й’] + [э]. Мягкий знак не означает звука, но смягчает согласную л. В итоге 3 буквы и 3 звука.
Пример 2
Йотированная гласная + чередование согласной
Слово: его́
Транскрипция: [й’иво]
е → [й’
] — согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
[и
] — гласный, безударный
г → [в
] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный
о → [о
] — гласный, ударный
Гласная е является йотированной и обозначает два звука. Но в отличие от первого примера буква не под ударением, поэтому она означает звуки [й’] + [и]. Обратите внимание, что буква г в слове произносится как «в». Так как в слове нет случаев «пропадания» звуков, поэтому 3 буквы и 4 звука.
Пример 3
Сдвоенная согласная — долгий звук
Слово: те́ннис
Транскрипция: [т’эн
ис] или [т’эн:ис]
т → [т’
] — согласный, глухой парный, мягкий парный
е → [э
] — гласный, ударный
н → [н:
] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
н — не образует звука
и → [и
] — гласный, безударный
с → [с
] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
Сдвоенная согласная н образует долгий звук [н:], так как ударение в слове идёт до этой согласной. Допустимы оба обозначения долгого звука - 1) черта над звуком, 2) двоеточие справа. Долгий звук также называют длинным, тянущимся.
Пример 4
Сдвоенная согласная — обычный звук
Слово: хокке́й
Транскрипция: [хакэй’]
х → [х
] — согласный, глухой непарный, твёрдый парный
о → [а
] — гласный, безударный
к → [к
] — согласный, глухой парный, твёрдый парный
к — не образует звука
е → [э
] — гласный, ударный
й → [й’
] — согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий непарный
В отличие от примера со словом теннис здесь сдвоенная согласная к не образует долгого звука, так как ударение в слове идёт сразу после согласной. Произнесите вслух оба слова и почувствуйте, что в слове хоккей букву к получается произносить быстро, а в слове теннис букву н можно произнести с небольшой задержкой.
На сайте можно сделать фонетический разбор любого русского слова в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.
Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.
Вконтакте
Особенности фонетики
Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:
- произнести можно несколько сотен звуков;
- используется для передачи мыслей более 50;
- в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.
Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .
- буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
- звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.
Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:
- звук;
- слог;
Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .
Фонетика — схема
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
- Определить особенности звучания.
- Записать транскрипцию каждой буквы.
- Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
- Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
- Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
- Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
- Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
- Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
- аккомодация,
- диссимиляция,
- редукция.
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова — пример.
Характеристика гласных и согласных
При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:
- согласные;
- гласные.
Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
Гласные
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:
- йа – я;
- йэ – е;
- йу – ю;
- йо – ё.
Раздвоение появляется в определенных условиях:
- В начале слова: Юра, Яша, Елена.
- После гласных: тихая, синее, голубое.
- После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.
В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .
Гласные можно разделить на две группы.
- Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
- Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.
Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.
Звуки речи
Согласные
В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:
Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .
Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.
Модель слова
Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:
- твердые согласные – синий квадрат;
- мягкие согласные – зеленый квадрат;
- гласные – красный квадрат;
- слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
- слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.
Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.
Таблица звуко-буквенного разбора слова.
Алгоритм проведения анализа
Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:
- Запись орфографического написания разбираемого понятия.
- Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
- Постановка ударения, правильное нахождения его места.
- Распределение по порядку их звучания.
- Характеристика.
- Подсчет количества букв и звуков.
Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Всё – 1 слог
в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;
с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;
ё — [о] – гласный и ударный.
Фонетический разбор слова юла.
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Ла-зер – 2 слога
л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;
а — [а] – гласный и ударный;
з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;
е — [э] – гласный и неударный;
р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.
Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Виды слогов:
- открытые — заканчиваются на гласный;
- закрытые – на согласный;
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.
Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Заключение
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.
1 ) Транскрипция слова «пять»: [п❜ат❜].
4 буквы, 3 звука
Настройка
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 16
§ 16. Буква я обозначает ударяемый гласный [а] после мягкого согласного (кроме [ч] и [щ]; после букв ч и щ пишется а; см. § 15): мять, пя́ тый, ся́ ду, тя́ нут, тебя́ .
Таким образом, слова та́ пки и тя́ пки (произносится [та́ пки] и [т❜ а́ пки]) имеют в своем составе один и тот же гласный с предшествующим твердым или мягким согласным.
§ 66
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).
Химия