Методика работы по обучению детей народному пению. Подбор вокальных упражнений для коллектива Чем хороши народные попевки для детей

В художественной самодеятельности руководителю приходится иметь дело с певицами, которые чаще всего не владеют народной техникой пения, а еще чаще имеют неправильные навыки. Какие же дефекты в пении участников самодеятельности больше всего мешают руководителю в его стремлении добиться плавного пения и как их исправлять? Самый распространенный недостаток — пение толчками, когда голос резко выталкивается из горла и гаснет прежде, чем кончилась музыкальная длительность данного звука. Это зависит прежде всего от атаки звука. Атака бывает жесткая, мягкая и придыхательная. При жесткой атаке голосовые связки резко и напряженно смыкаются, выдох автоматически так же становится резким. Неопытный певец не успевает контролировать темп выдоха (вряд ли он и подозревает о таком контроле), и воздух по инерции вылетает из груди, прекращая звучание голоса. При жесткой атаке значительно труднее достигнуть плавности пения, она может привести к перенапряжению и преждевременному износу голосовых связок. Жесткая атака может быть применима лишь в особых случаях, например, когда в степных песнях на форте берется скачком высокий звук. При придыхательной атаке связки смыкаются неплотно, грудной воздух свободно вытекает сквозь них, не заставляя связки активно вибрировать. Звучание голоса при этом сиплое, вялое. Придыхательная атака в народном пении практически неприменима. При мягкой атаке в народном пении связки смыкаются плотно, но мягко. Выдох должен быть плавным и постепенным. Такая атака дает певцу возможность контролировать звук, управлять мягкостью его посыла, звука, силой, ровностью и протяженностью. Мягкая атака щадящая: она не травмирует и не утомляет связки, поэтому она и может быть рекомендована как основной способ звукообразования в народном пении. При мягкой атаке работа связок обычно ощущается певцом как достаточно выраженное желание певца протянуть звук определенной длительности. Руководителю следует внимание исполнителя направлять не столько на первоначальный посыл звука, сколько на его движение к конечной точке, так как неумелые певцы только и думают о начале звука —как бы его «вытолкнуть». Хорошее пение можно сравнить с шитьем или вышиванием: иголка острием входит в материю, протаскивая за собой нитку. Нитка еще тянется, а острие иголки снова втягивает ее в новый стежок. В пении острие иголки — смысловой посыл звука, (интонация) нитка — звук голоса. Графически условно пение неумелого певца и умелого можно изобразить следующим образом:

Психологически очень полезно представлять первое «прикосновение» к звуку как мягкое и тонкое дальнейшее развитие звука, как расширение его по мере движения к концу (это связано как с интонационным посылом, так и с высокой позицией звука).
Работе над плавностью пения очень мешает дурная привычка скандировать — отбивать слога. Иногда ударные, иногда все подряд. Чаще всего, в хоровом пении это делается в целях ансамбля— одновременного произношения слов и четкости ритма. Для достижения ритмической отчетливости это способ самый быстрый, но далеко не самый верный, так как он искусственен.
Скандирование связано с выталкиванием звука горлом, а привычка скандирования не позволит певцу петь плавно, даже если он этого захочет.

В народе четкость достигается точностью пения, а необходимая акцентировка — артикуляционными средствами, не нарушающими вокальной линии.
Мелодия состоит из звуков разной высоты, и переход с одного звука на другой всегда составляет для певца трудность, особенно при больших скачках снизу вверх и сверху вниз.

Трудность усугубляется тем, что в голосе человека несколько регистров, которые имеют разную механику звукообразования. Даже на протяжении одного регистра при ровном, од нотем бренном звучании голоса, на всех звуках этого регистра происходят постепенные, внешне незаметные изменения этой механики. У опытных певцов изменение в звукообразовании происходит постепенно и незаметно, регистровые переходы как бы сглаживаются и на слух голос звучит свободно и ровно. У неопытного певца в голосе происходят неприятные на слух изменения, а на переходах из одного регистра в другой, голос «ломается», после этого звучит совсем по-другому. Выравнивание звучания голоса на регистровых переходах является одной из главных трудностей пения. Преодоление этих трудностей и в народном пении достигается путем округления звука, позволяющего певцу найти наилучшую позицию звучания голоса — высокую. Однако округление в народном пении допустимо только в известной степени. Когда округление не очень глубокое, оно улучшает, облагораживает звучание народного голоса и помогает ему преодолеть регистровые трудности. Но есть мера округления, как бы его «граница», до которой звук остается в принципе еще открытым, но стоит только перейти эту «границу» и округлить звук побольше, как он сразу же снимается с грудной опоры, теряет свой характерный тембр и переход в новое качество — «закрытый» звук. Возьмите зеркало, откройте рот, положите язык (если он не «ложится», прижмите его чайной ложкой) и убедитесь в том, что при входе в глотку над корнем языка как бы нависает маленький язычок, который является частью мягкого нёба. Попробуйте слегка зевнуть, вернее даже только подумать о том, что Вам хочется зевнуть. Маленький язычок тотчас же потянется вверх, как бы втягиваясь внутрь нёбной занавески. При более интенсивном и глубоком зевке поднимается вверх вся нёбная занавеска до полного натяжения, вовлекая в это движение глотку, которая расширяется, образуя свод. Если мы сделаем затяжной зевок, мы почувствуем, как расширение начнется с передней части глотки, а на кульминации зевка распространится в самую ее глубину. Положение глубокого зевка будет соответствовать закрытому звучанию голоса. Положение легкого и близкого зевка, вызывающее только движение мягкого нёба, главным образом мягкого язычка — округленному, но открытому звучанию голоса.
До начала округления вход в глотку выглядел примерно так:

после округления:

Форма мягкого нёба при втягивании язычка принимает подобие формы треугольника. В вершину этого треугольника певец направляет звук голоса узкой струей в головные резонаторы. (Поэтому в вокальной терминологии часто употребляется понятие узкого звука). Узкое положение мягкое нёбо принимает при пропевании букв «о», «у», «и». Во время пения иногда достаточно бывает представить себе положение узкой буквы, как автоматически округляется звук. При Занятиях достаточно сказать: «спой букву «а» в положении буквы «о», и певица тотчас округляет «а». Постепенное и последовательное округление звука в той мере, которая не нарушает специфики народного звучания, есть единственно верный способ к выравниванию голоса на регистровых переходах, подвластный нашему сознанию. В целях плавности звучания голоса, округление должно сохраняться на всем протяжении диапазона, но степень его самая незначительная на нижних звуках, по мере подъема голоса вверх увеличивается. Мера округления должна очень чутко контролироваться слухом: мало округления — тембр голоса меняется на более плоский и резкий, много — голос переходит в другое качество, теряя при этом грудной характер звучания. В народном пении, в любом случае должен сохраняться принцип опоры на открытую грудь.
Как уже говорилось, любое изменение положения груди, гортани, глотки, языка, нижней челюсти, губ сразу же изменяет звучание голоса. Мало того, движение лицевых мускулов, например, сморщивание лба, тут же влияет на звук голоса (делает его более темным и напряженным). Чем меньше устойчивости в положении певческого аппарата, тем более неровно звучит голос. Одни звуки «проваливаются», другие «вылезают». Следовательно, для достижения плавного звучания нужно стремиться к возможно большей стабильности голосового аппарата. Любые изменения в его положении во время пения должны быть предельно экономными, точными, плавными и последовательными. Недаром у народных певцов наблюдается достоинство и несуетливость при пении: поведение уверенное и спокойное, положение рта строго разговорное (наиболее привычное и удобное), положение гортани и глотки устойчивое. Мало того, при помощи языка народные певцы часто создают свой микрорезонатор, в котором голос звучит очень близко, ярко и точно. При этом кончик языка упирается в основание нижних зубов, сам язык энергично подается вперед, так что на кончике языка образуется как бы «ложечка», которая вместе с передней частью твердого нёба и образует этот микрорезонатор, напоминающий две половинки ореха. Движения языка, произносящего буквы, очень точные, эластичные, упругие, экономные, т. е. самые минимальные. На гласных остается стремление к сохранению устойчивой формы микрорезонатора при помощи возвращения после каждого движения в исходное положение. При вытянутом вперед языке корень его не затыкает глотку и не мешает выходу звука из гортани в ротовую полость, а высокое положение маленького языка (зевка) направляет звук перед к зубам или переносице, в зависимости от высоты звука. Необходимо подчеркнуть особую важность, обязательность высокой позиции звука для качественного звучания народного голоса.

Высокая позиция — это наилучшая пропорция звучания в голосе высоких — головных обертонов. Ясно слышимые при высокой позиции верхние призвуки придают голосу особую заостренность и точность звучания, полетность. У народных певиц высокая позиция ассоциируется с понятием тонкого звука.
При вокальных занятиях помогает требование «спеть тоньше», начинать «с тоненька», «начинать сверху», «спеть так, чтобы слышался как бы присвист верхнего октавного звука», «во время пения представлять, что поешь на октаву выше или в октаву», «направить звук в переносицу, в голову», и т. д. При этом необходимо следить за мягкостью атаки: «входи в звук постепенно», «не думай о начале звука, думай о его продолжении» и пр.

В народном пении высокая позиция сочетается с близким посылом звука, при котором он вместе со словом как бы слетает с кончика языка. Но при работе над высокой позицией нельзя забывать ни на миг об одновременной опоре на «столб». Работая над каким-либо отдельным вокальным элементом, певец и его руководитель не должны забывать о целом (так как процесс пения — это, прежде всего, взаимодействие) и не упускать из вида основную вокальную задачу: мягкое, точное, плавное, ровное движение голоса по звукам мелодии.

Мы говорим о чисто вокальных трудностях при работе над кантиленой, но еще больше препятствий возникает при пении со словами. Сначала остановимся на согласных буквах. Согласные буквы как бы мешают петь, ведь каждая согласная на какое-то мгновение прерывает звучание голоса. Народные певцы произносят согласные очень коротко, точно, слитно с гласной. Достигается это одним быстрым предельно - экономным движением языка. Проанализируем это на слоге «на». Не отрывая кончика от нижних зубов, язык своей передней частью скользящим движением мягко прикоснулся к верхним зубам (прозвучало «н») и тут же лег в положение гласной «а», до появления следующей буквы. Это движение настолько мгновенно и мягко, что напоминает движение языка ужа, когда он ловит на лету мошку. Чем быстрее, мягче и мельче движения языка (а по мере необходимости и других частей артикуляционного аппарата), чем скорее фиксируется гласная, тем меньше артикуляция мешает звуку. При слоге «ла» кончик языка таким же образом прикоснется уже к верхним зубам и примет положение «а». Большинство певцов страдает излишком и бестолковостью артикуляционных движений. У одних вялый, толстый язык медленно и громоздко ворочается во рту. Другие, из желания выговорить отчетливее, резко хлопают, как бы бьют языком по буквам, отчего вылетающие буквы напоминают лай. Третьи забывают фиксировать положение гласной, и она «ползет», медленно «въезжая» в звук. Способ преодоления всех этих недостатков один: терпеливое повторение всех слогов нараспев указанным выше способом. Желательно группировать их в смысловые сочетания, например: «мама мыла Зою», «баба била Нину», «Зоя мыла Валю» и т. д. В качестве подготовительного момента можно прорепетировать отдельно произношение гласных — их формирование и фиксацию. При затруднении в произношении какого-нибудь слога, выяснить, какая именно неточность артикуляции вызывает его и исправить эту неточность. Можно тренировать механизм произношения и на текущем репертуаре. При работе над словом необходимо следить, чтобы лицо было совершенно спокойно, а губы почти неподвижны, тогда приказ к действию и все внимание будет направлено на работу языка. Все буквы должны произноситься очень близко.

Еще более сложно произнести две, три, четыре согласные подряд, например, в словах «обманула», «должна», «встречала». Ни в коем случае нельзя стараться выговорить каждую согласную в отдельности, так как это будет загромождать речь, а следовательно, и пение. При слитном-разговорном произношении выделятся нужные буквы и незаметно проскользнут проходящие. Попробуйте проверить, произнося буквы разным способом. Народные певцы в их неизменном стремлении к совершенной кантилене прибегают к приему озвучивания согласных. Суть его состоит в том, что согласные разъединяются вставной гласной. Так слово «обманула» при указанном озвучивании будет произноситься об (ы) манула. Если выпячивать вставную гласную «ы», то это будет звучать вульгарно, но если согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, то согласная удобно и естественно зазвучит

Эта скоморошина исполняется в быстром темпе и звучит в Северном хоре великолепно только благодаря озвученным согласным и разговорности произношения. Слова: «да жила барыня блоха, да, злая зляща голова» поются — «да жила барыня б(ы)лаха, да з(ы)лая, з(ы)ляща голова». Но вставные гласные звучат при этом ненавязчиво, а именно как едва уловимый призвук.
В Северном хоре на репетиции никак не получалась современная песня композитора А. Мосолова на слова А. Прокофьева «Едем по дороге»

Певицы жестко произносили слова, и она звучала грубо, тогда как характер мелодию и содержание слов требовали пружинистого, легкого исполнения. Хотелось в песне слышать как бы раскачивание слова и звука. Хормейстер сказал: «— вот ведь в скоморошине вы поете слова мягко, согласные озвучиваете, и как хорошо она звучит, — и сначала быстро, а потом медленно пропели 1-е предложение песни. — Попробуйте и эту песню спеть также». Дело быстро наладилось.

Тренировать озвучивание согласных нужно сначала медленно, так, чтобы певец осознал, а язык привык к этому способу. Потом можно переходить к скороговорочному их произношению.
И наконец, при пении в каждом слоге, заканчивающемся согласной, /например, «сое» в слове сосна последняя согласная «с» всегда относится к последующей букве и выпевается слитно с ней. Например: говорится и пишется — сос-на, поется — со-сна.
говорится пов-стре-ча-ли ог-нем у-го-ща-ли,
и пишется:
поется: по-встре-ча-ли о-гне-му-го-ща-ли. Это элементарный закон произношения слов в пении. Однако, чтобы приучить -певцов выполнять его, потребуется много усилий. Чаще всего гласная не допевается, согласная появляется раньше окончания музыкальной длительности звука, ритм сдвигается, тогда все нужно начинать сначала.

Наталья Карагодина
Русская народная песня как средство обучения выразительному пению

Пение - важнейшее средство музыкального воспитания. Оно играет существенную роль в решении задач и гармонического развития ребенка, развивает у него интерес и любовь к музыке, углубляет представления об окружающей действительности.

Программа обучения пению в детском саду содержит такие задачи, как формирование устойчивого интереса к пению , обучение выразительному пению , обучение певческим навыкам , развитие голоса и слуха детей.

Для решения этих задач мы опираемся на народные песни как на одно из самых совершенных средств музыкального воспитания.

Чем же привлекает педагогов народная песня ? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор - все это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Программа предусматривает следующие народные песни и попевки в младшей группе : «Ладушки» , «Зайчик, ты зайчик» , «Петушок» .

В работе над песней «Петушок» стремлюсь научить детей петь высоким звуком. Добившись выразительного пения , обращаю внимание всех на вступление к песне . Говорю детям : «Слышите, как звонко пост петушок? Не дает детям спать» . Работаю над тем, чтобы дети чисто интонировали седьмую ступень натурального минора. Для этого первое слово «петушок» учу припевать мягко, а второе - выделяя. Когда песня выучена , провожу инсценировку её. Дети поют песенку, сидя на стульчиках, а петушок прохаживается перед детьми, помахивая крыльями. К концу песни дети делают вид , что засыпают, а петушок будит их звонким «ку-ка-ре-ку» .

Протяжность в пении зависит от преобладания в словах текста гласных. Народные песни - отличный материал для обучения детей напевному пению .

В средней группе используются народные песни «Дождик, дождик, пуще» , «Две тетери» ; игры - хоровод «Ходит Ваня» , «Гуси вы, гуси» .

Пенис песни «Дождик» помогает вырабатывать у детей четкое произношение. Пропевание слов с частым повторением согласных «д» , «и» требует от детей активной артикуляции, а небольшой диапазон (ля соль) не отвлекает их внимания на запоминание мелодических оборотов. Этой песней начинаю работу с детьми над динамическими оттенками. Объясняю, что будем постепенноусиливать звук, как порыв ветра усиливает шум дождя. На следующих занятиях использую песню как распевку , пропевая её от ля, си-бемоль, си

Пение песни «Две тетери» позволяет продолжить работу над напевностью исполнения. Мягкая гармония аккомпанемента, связное его звучание помогают напевному пению .

Сложность интонирования зависит от построения интервальных ходов. Легко воспроизводятся устойчивые ступени лада , мелодия с поступенным движением вверх и вниз, мелодия, построенная на удобных интервалах. В песне «Две тетери» первая фраза начинается и заканчивается тоникой, что помогает развивать у детей ощущение лада, а на примере второй половины мелодии закрепляем умение детей слышать и воспроизводить голосом поступенное движение мелодии вверх к тонике.

Опевание пятой и третьей ступеней в песне «Чики-чики, чикалочки» позволяет добиться высокого звучания, а занимательный текст с использованием имен детей побуждает их активно включиться в пение . В течение года использую песню «Чики-чики, чикалочки» в качестве распевки. Так, при разучивании песни «Веснянка» (музыка А. Филиппенко) использую эту попевку, настраивая детей на высокое звучание.

Интонационной особенностью песни «Бай-качи, качи» является повторение мелодии в определенной последовательности. Пение этой песни позволяет детям усвоить гибкие мелодические обороты, а также устойчивое интонирование тоники.

Очень любят дети игры с пением . Важно, способствовало раскрытию игрового образа. Так, в движения соответствуют тексту песни .

На занятиях со старшими детьми использую ранее выученные народные песни , но ставлю перед ними другие задачи. Например, для чистого интонирования и различения двух соседних ступеней использую песню «Дождик» . Попевку «Петушок» использую для определения длинных и коротких звуков. При разучивании песни Ан . Александрова «К нам гости пришли» распевку провожу на песне «Бай-качи, качи» м заостряю внимание детей на возвращении мелодии к основному звуку тоники. Дети при разучивании используют накопленный опыт.

чернозем», «Теремок» , «Каравай» , «Горелки» Репертуар народных песен для подготовительной группы обусловлен тем, что дети к этому возрасту, систематически занимаясь на музыкальных занятиях, имеют уже достаточный опыт в пении , поют без сопровождения. Поэтому введено много игр- хороводов, которые можно исполнять вне занятий. В работе с подготовительной группой также использую ранее выученные народные песни , рекомендованные программой, а также и дополнительно вводимые народные попевки .

Известно, что повторение мелодии на одном и том же звуке представляет некоторую сложность в интонационном отношении. При пенни попевки «Андрей-воробей» ставлю задачу научить детей высоко держать повторяющийся звук. В качестве распевания беру эту попевку, пропевая ее от разных ступеней перед такими песнями , как «Зимняя песенка» (музыка М. Красева, «Встречаем май» (музыка В, Герчик, настраивая детей на высокое слитное звучание.

Пение русских народных песен , сопровождаемых движением, т. е. хороводов, построенных на интересных сюжетах, знакомит детей с национальными традициями нашего народа , с его песенным прошлым. Хороводы «Калина» , «Как на тоненький ледок» являются прекрасными образцами для работы над выразительностью пения , т. е. песня с динамическими оттенками, с правильным звукообразованием и дыханием.

Народные песни поются детьми не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатели всегда находят момент, когда можно использовать пение . Например, пошел дождь, воспитатель предлагает детям спеть русскую народную песню «Дождик, дождик, пуще» . В группе, играя, дети поют полюбившиеся им попевки, потешки, прибаутки.

Кроме того, мы используем народные песни и хороводы в развлечениях и праздниках. Так на первомайском утреннике дети водят хоровод «Земелюшка-чернозем» . Перед разучиванием этого хоровода объясняю, что его придумал народ и исполнял , выходя на гулянья. Во время развлечения летом в лесу дети исполняют песню «Во поле береза стояла» , которая оставляет в их душах глубокий след, радость общения с природой через песню .

Русские народные песни прочно вошли в жизнь детского сада. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе» Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают.

Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Народная песня как основа развития песенных навыков дошкольников Целью данной работы является формирование и развитие целостной, духовно.

Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом,.

Паспорт проекта «Русская народная культура» ПРОЕКТ «Русская народная культура» Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16) Вид проекта: групповой,.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Распевание в вокальном ансамбле народной песни.

Начальный период обучения»

Выполнила:

преподаватель I категории

Марзаева Наталья Александровна

Бирюсинск

    Введение

2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

    Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

    Заключение

    Список литературы

Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.

При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.

Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.

Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.

Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Цели:

    обучение пению в народной манере;

    приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;

Задачи:

    развитие вокального слуха и певческого голоса;

    формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;

    освоение основных начальных элементов народной хореографии;

    развитие метро – ритмического мышления;

Прогнозируемый результат :

По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

    свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;

    чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;

    свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;

    уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:

Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.

ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ

РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

    «Я-ли-я» Ё-ли-ё ») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

    «А-я» ( «О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.

вариант 1 вариант 2 вариант 3

    «А-е-я». Следить за светлым звуком .

    «Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.

    «Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.

ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

1 . «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.

1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp , короткие согласные, мелкая артикуляция.

2 . «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

    «Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

    «Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.

Вариант 1 Вариант 2

    «Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.

    Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.

Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.

    Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.

    Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.

4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.

5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической

конференции. - М.: Классика - XXI , 2003.

9 класс