Фараоны, прославившие египет. Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов Знаменитый фараон

Древний Египет – самая таинственная и удивительная цивилизация в истории. Кто начал знакомство с ней, становится ее постоянным почитателем. Древние пирамид...

От Masterweb

04.05.2018 00:00

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время – время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 – 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве – 5 фараонов 3-й династии, 6 – 4-й, 8 – 5-й, 4 – 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й – 3. В 11-й – 3, в 12-й – 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 – 14-й, 4 – 15-й, 20 – 16-й, 14 – 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий – 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й – 8. В 20-й – 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю – 10, в 23-ю – 3, в 24-ю – 2, в 25-ю – 5, в 26-ю – 6, в 27-ю – 5, в 28-ю – 1, в 29-ю – 4, в 30-ю – 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона – Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью – царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса – бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат – с накладной бородкой и ключом от Нила – ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.


Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями – племенами гиксосов – зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Тутмос III

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.


В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

Аменхотеп III

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга – пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой – фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена – Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами – шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны – широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно – разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город – Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты – изваяния Рамзеса II – по три с каждой стороны.


Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.


Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III – правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов – номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III – строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека – Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком – он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены – царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра – царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра – жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря – была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Утренний туалет. Облачение Осириса.

Пробуждение властителя всегда начиналось с гимна в честь восходящего солнца и сопровождалось сложной церемонией, которая готовила его к утреннему выходу. Фараон поднимался с ложа и совершал в золоченой ванне омовение розовой водой. Затем его божественное тело натиралось ароматными маслами под шепот молитв, имевших свойство отгонять злых духов. При царском дворе особым событием была церемония утреннего туалета фараона. В присутствии всей семьи, особо приближённых придворных и писцов, которые держали в руках длинные папирусы для записи, над ним хлопотали специально обученные слуги. Цирюльник брил голову и щёки, при этом он пользовался бритвами с разными лезвиями. Бритвы укладывались в специальные кожаные чехлы с ручками, а те в свою очередь, в изящные ларцы из чёрного дерева, где находились также щипчики, скребки, ночнички для маникюра и педикюра. Завершив первую часть туалета, богоравный с гладко выбритой головой и короткой бородкой, свежий и бодрый переходил в руки следующих специалистов, которые занимались его макияжем. Свои краски они держали в небольших сосудах из стекла и обсидана. В изящных ложечках они разводили сухие краски из тщательно растёртого малахита, галенита (свинцовый блеск для глаз), сурьмы и глиняных пигментов.
Вот как описывал утренний туалет Тутанхомона в период пребывания его на острове Крит, в качестве посла Д.С.Мережковский («Рождение богов.Тутанкамон на Крите»): …Перед зеркалом из красной меди подводил ему глаза особый мастер. Власодел примеривал на бритую голову его парики различных образцов – сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предложил ему два рода подвязанных, на тесёмочках, бородок: амонов кубик из жёсткого конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жён. Ризохранитель принёс белое платье из тончайшего «царского льна» - « тканного воздуха», всё в струйчатых складках; широкие рукава в перистых складках похожи были на крылья, туго накрахмаленный передник выступал вперёд многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Когда Тута оделся…, то сделался похож на облако: вот-вот вспорхнёт и улетит».



Joseph Interpreting Pharaoh"s Dream, 1894

Царский наряд был не просто роскошным, ему надлежало соответствовать божественной сущности его обладателя. Поэтому завершали утренний церемониал убранством царственной особы драгоценными символами царской власти. Ожерелье или оплечье было изготовлено из нанизанных золотых пластин и бус с плоской застёжкой сзади, от которой на спину спускалась золотая кисть из цепочек и цветов удивительно тонкой и изысканной работы. Такие ожерелья появились незадолго до эпохи Рамзеса. Классическое же оплечье было составлено из многочисленных рядов бус. Последний, лежащий на груди и плечах, имел каплевидную форму, все остальные были круглыми или овальными. Его также украшали две головы сокола. Оплечье держалось на двух шнурках, которые завязывались сзади. Помимо ожерелья фараон одевал нагрудное украшение с изображением храма на двойной золотой цепи. Три пары масивных браслетов украшали руки и ноги: запястья, предплечье и щиколотки ног. Иногда поверх всего костюма одевалась длинная тончайшая туника, подвязанная поясом из той же ткани.

Очищенный и окуренный благовониями, полностью облачённый, фараон шел к часовне, срывал с ее дверей глиняную печать и один входил в святилище, где на ложе из слоновой кости возлежало чудесное изваяние бога Осириса. Эта статуя обладала необыкновенным даром: каждую ночь у нее отваливались руки, ноги и голова, отрубленные некогда злобным богом Сетом, а наутро, после молитвы фараона, вновь приростами сами собой. Когда святейший владыка убеждался, что Осирис снова цел, он снимал его с ложа, купал, одевал в драгоценные одежды и, усадив на малахитовый трон, воскурял перед ним благовония. Обряд этот имел чрезвычайно важное значение, так как если бы божественное тело Осириса в какое-либо утро не срослось, это являлось бы предвестием великих бедствий не только для Египта, но и для всего мира. После воскрешения и облачения бога Осириса фараон оставлял дверь часовни открытой, чтобы исходившая из нее благодать изливалась на всю страну, он сам назначал жрецов, которые должны были охранять святилище, не столько от злой воли людей, сколько от их легкомыслия, так как не раз случалось, что кто-нибудь, неосторожно подойдя слишком близко к своему месту, получал невидимый удар, который лишал его сознания, а иногда и жизни.(Б.Прус «Фараон» описание жизни Рамзеса ХII)

Завтрак фараона

Закончив обряд богослужения, фараон в сопровождении жрецов, поющих молитвы, шел в большой трапезный зал. Там стояли столик и кресло для него и девятнадцать других столиков перед девятнадцатью статуями, изображающими девятнадцать предшествующих династий. Когда фараон садился за стол, в зал вбегали молодые девушки и юноши, держа в руках серебряные тарелки с мясом и сладостями и кувшины с вином. Жрец, наблюдавший за царской кухней, отведывал кушанье из первой тарелки и вино из первого кувшина, которые затем прислужники, стоя на коленях, подавали фараону, а другие тарелки и кувшины ставились перед статуями предков. После того как фараон, утолив голод, покидал трапезный зал, блюда, предназначенные для предков, передавались царским детям и жрецам.

Работа фараона

Жизнь фараона, как общественная так и личная была строго регламентирована. Утреннее время отводилось под занятия государственными делами. Из трапезной фараон направлялся в столь же большой зал для приемов. Тут приветствовали его, падая ниц, самые важные государственные сановники и ближайшие члены семьи, после чего военный министр, верховный казначей, верховный судья и верховный начальник полиции докладывали ему о делах государства. Доклады прерывались религиозной музыкой и плясками, во время которых танцовщицы засыпали трон венками и букетами.


James Tissot. Joseph and His Brethren Welcomed by Pharaoh (1900)

Вещие сны фараона

После этого фараон шел в расположенный рядом кабинет и отдыхал несколько минут, лежа на диване. Затем совершал перед богами возлияния вином воскурял благовония и рассказывал жрецам свои сны. Толкуя их, мудрецы составляли высочайшие указы по делам, ожидавшим решения фараона. Но иногда, когда снов не было или когда толкование их казалось повелителю неправильным, он благодушно улыбался и приказывал поступить так-то и так-то. Приказание это являлось законом, которого никто не смел изменить, разве что в деталях.

Всевышняя благодать

В послеполуденные часы богоравный, несомый в носилках, появлялся во дворе перед своей верной гвардией, после чего поднимался на террасу и, обращаясь к четырем сторонам света, посылал им свое благословение. В это время на пилонах взвивались флаги и раздавались мощные звуки труб. Всякий, кто их слышал в городе или в поле, будь то египтянин или варвар, падал ниц, дабы и на него снизошла частица всевышней благодати. В такую минуту нельзя было ударить ни человека, ни животное, и если преступник, осужденный на смертную казнь, мог доказать, что приговор был ему прочтен во время выхода фараона на террасу, наказание ему смягчалось. Ибо впереди повелителя земли и неба шествует могущество, а позади милосердие.



James J. Tissot, "Pharaoh Notes the Importance of the Jewish Peopler" (1896-1900)


Благословенное прикосновение

Осчастливив народ, владыка всего сущего под солнцем спускался в свои сады, в чащу пальм и сикомор и отдыхал там, принимая дань ласк от своих женщин и любуясь играми детей своего дома. Если кто-нибудь из них обращал на себя внимание красотой или ловкостью, он подзывал к себе и спрашивал:

Кто ты, малыш?

Я царевич Бинотрис, сын фараона, - отвечал мальчуган.

А как зовут твою мать?

Моя мать – госпожа Амесес, женщина фараона.

А что ты умеешь делать?

Я умею уже считать дол десяти и писать: «Да живет вечно отец и бог наш, святой фараон Рамсес!»
Повелитель вечности благодушно улыбался и своей нежной, почти прозрачной рукой прикасался к кудрявой головке бойкого мальчугана. С этого момента ребенок уже действительно считался царевичем, хотя фараон и продолжал загадочно улыбаться. Но кого раз коснулась божественная рука, тот ужt не должен был знать горя в жизни и был возвышен над остальными.

Завершение дня богоравного фараона

Обедать повелитель шел в другую трапезную, где делился яствами с богами всех номов Египта, изваяния которых стояли вдоль стен. Чего не съедали боги, то доставалось жрецам и высшим придворным.
 К вечеру фараон принимал у себя госпожу Никотрису, мать наследника престола, смотрел религиозные пляски и разнообразные представления. Потом отправлялся снова в ванную и, очистившись, входил в часовню Осириса, чтобы раздеть и уложить чудесного бога. Совершив это, он запирал и припечатывал двери часовни и, провожаемый процессией жрецов, направлялся в свою опочивальню».


Интимность отношений молодой пары – юнного фараона и его жены – переданы в жесте хрупкой царицы, которым она подносит небольшой букет цветов своему супругу, как бы предлагая ему вдохнуть аромат весенних первоцветов. Ощущение радости создаёт также цветовая гамма рисунка: сочетание палевых,голубоватых и светло-зелёных тонов. Костюм фараона состоит из белого схенти, сверх которого задрапирован синдон из белой прозрачной ткани. Концы синдона, перекинутые спереди, богато вышиты и закончены рельефными металлическими нашивками. С внутренней стороны синдон укреплён поясом, длинные концы которого спускаются с правой и левой сторон. Они вышиты поперечными полосами. Небольшой парик украшен уреем, сзади двумя лентами из той же ткани, что и пояс. В правой руке посох – символ власти фараона. Плечи и грудь покрыты ускхом из цветных пластинок. Костюм жены фараона декорирован значительно меньше. Он состоит из двух основных частей – длинного калазириса из лёгкой прозрачной ткани и покрывала «хаик Изиды» из такой же белой, но ещё более прозрачной ткани.

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Слово «фараон» обязано своим происхождением греческому языку. Примечательно, что оно встречалось даже в Ветхом Завете.

Загадки истории

Как гласит древняя легенда, первый фараон Египта - Менес - стал позже и самым популярным божеством. Однако в целом, сведения об этих правителях довольно расплывчатые. Мы даже не можем утверждать, что все они существовали на самом деле. Наиболее полно в этом плане освещен Преддинастический период. Историки выделяют конкретных людей, которые правили Южным и Северным Египтом.

Атрибутика

Древние фараоны Египта в обязательном порядке проходили обряд коронации. Местом проведения традиционного торжественного действа был Мемфис. Новые божественные правители получали от жрецов символы власти. Среди них была диадема, скипетр, хлыст, короны и крест. Последний атрибут имел форму буквы «т» и был увенчан петлей, символизировавшей саму жизнь.

Скипетр представлял собой короткий жезл. Его верхний конец был изогнут. Произошел этот атрибут власти от Такая вещь могла принадлежать не только царям и богам, но и высшим чиновникам.

Особенности

Древние фараоны Египта, как сыновья не могли появляться перед своим народом с непокрытой головой. Главным царственным головным убором являлась корона. Существовало множество разновидностей этого символа власти, среди которых выделяют Белую корону Верхнего Египта, Красную корону «дешрет», корону Нижнего Египта, а также «пшент» - двойной вариант, состоявший из Белой и Красной корон (символизировал единение двух царств). Власть фараона в Древнем Египте распространялась даже на космос - таким сильным было преклонение перед каждым наследником создателя мира. Однако неправильно будет утверждать, что все фараоны были деспотичными правителями и единоличными властителями судеб.

На некоторых древних изображениях запечатлены фараоны Египта, головы которых покрывают платки. Этот царский атрибут был золотым с синими полосами. Часто на него водружалась корона.

Внешний вид

Согласно традиции, древние фараоны Египта были гладко выбритыми. Еще одна внешняя отличительная черта правителей - борода, которая символизировала мужскую силу и божественную власть. Примечательно, что Хатшепсут тоже носила бороду, правда, накладную.

Нармер

Этот фараон является представителем 0 или I династии. Он правил примерно в конце третьего тысячелетия до нашей эры. Плита из Иераконполя отображает его как правителя объединенных земель Верхнего и Нижнего Египта. Загадкой остается то, почему его имя не включено в царские списки. Некоторые историки полагают, что Нармер и Менес - это одна и та же личность. До сих пор многие спорят о том, все ли древние фараоны Египта являются действительно невыдуманными персонажами.

Существенными аргументами в пользу реальности Нармера являются такие найденные предметы, как булава и палетка. Древнейшие артефакты восславляют победителя Нижнего Египта по имени Нармер. Утверждается, что он был предшественником Менеса. Однако и у этой теории есть свои противники.

Менес

Впервые править целой страной стал Менес. Этот фараон положил начало I династии. На основании археологических данных можно предположить, что время его правления приходилось примерно на 3050 год до нашей эры. В переводе с древнеегипетского его имя означает «крепкий», «прочный».

Предания, относящиеся к эпохе Птолемеев, повествуют о том, что Менес сделал очень многое для объединения северных и южных частей страны. Кроме того, его имя упоминалось в летописях Геродота, Плиния Старшего, Плутарха, Элиана, Диодора и Манефона. Считается, что Менес - основатель египетской государственности, письма и культов. Кроме того, он инициировал строительство Мемфиса, в котором и располагалась его резиденция.

Менес славился как мудрый политик и опытный военачальник. Однако период его правления характеризуется по-разному. Согласно одним источникам, жизнь простых египтян при царствовании Менеса стала хуже, в то время как в других отмечается установление богопочитания и храмовых обрядов, что свидетельствует о мудром управлении страной.

Историки полагают, что Менес отошел в мир иной на шестьдесят третьем году своего правления. Виновником гибели этого правителя, как предполагается, стал бегемот. Рассвирепевшее животное нанесло Менесу смертельные травмы.

Хор Аха

История фараонов Египта была бы неполной без упоминания этого славного правителя. Современные египтологи считают, что именно Хор Аха объединил Верхний и Нижний Египет, а также основал Мемфис. Имеется версия о том, что он был сыном Менеса. Этот фараон взошел на престол в 3118-м, 3110-м либо 3007-м году до н. э.

В период его правления зародилось древнеегипетское летописание. Каждый год получал особое название по самому яркому произошедшему событию. Так, один из годов царствования Хор Аха именуется следующим образом: «поражение и взятие Нубии». Однако войны велись далеко не всегда. В целом, период правления этого сына бога Солнца характеризуется как мирный, спокойный.

Абидосская гробница фараона Хор Аха является самой большой в северо-западной группе подобных сооружений. Однако наиболее претенциозной является Северная гробница, которая находится в Саккаре. В ней также были найдены предметы с высеченным именем Хор Аха. В большинстве своем это деревянные ярлычки и глиняные печати, находящиеся на сосудах. На некоторых изделиях из слоновой кости было высечено имя Бенер-Иб («сладкий сердцем»). Возможно, эти артефакты донесли до нас память о жене фараона.

Джер

Этот сын бога Солнца принадлежит к I династии. Предполагается, что он правил в течение сорока семи лет (2870-2823 гг. до н. э.). Не все древние фараоны Египта могли похвастаться большим количеством нововведений в период своего царствования. Однако Джер был одним из ярых реформаторов. Предполагается, что он имел успех на военном поприще. Исследователи нашли наскальную надпись на западном берегу Нила. На ней изображен Джер, а перед ним - стоящий на коленях пленный человек.

Гробница фараона, расположенная в Абидосе, представляет собой большую прямоугольную яму, которая выложена кирпичом. Склеп был сделан из дерева. Рядом с основным местом захоронения было найдено 338 дополнительных. Предполагается, что в них захоронены слуги и женщины из гарема Джера. Все они, как требовалось по традиции, были принесены в жертву после погребения царя. Еще 269 могил стали местом последнего пристанища вельмож и придворных фараона.

Ден

Этот фараон правил около 2950 года да нашей эры. Его личное имя - Сепати (это стало известно благодаря Абидосскому списку). Некоторые историки полагают, что впервые надел двойную корону, символизирующую объединение Египта, именно этот фараон. История гласит, что он являлся предводителем военных походов на Отсюда можно сделать вывод о том, что Ден был настроен на дальнейшую экспансию Египетского царства в этом направлении.

Мать фараона была на особом положении в период царствования своего сына. Об этом свидетельствует тот факт, что она покоится недалеко от гробницы Дена. Такой чести нужно было еще удостоиться. Кроме того, предполагается, что весьма уважаемым человеком был и Хемака - хранитель государственной казны. На найденных древнеегипетских ярлыках его имя идет вслед за именем царя. Это является свидетельством особого почета и доверия царя Дэна, объединившего Египет.

Гробницы фараонов того времени не отличались особыми архитектурными изысками. Однако этого нельзя сказать об усыпальнице Дэна. Так, в его гробницу ведет внушительных размеров лестница (она выходит на восток, прямо навстречу восходящему солнцу), а сам склеп отделан красными гранитными плитами.

Тутанхамон

Период царствования этого фараона приходится примерно на 1332-1323 годы до н. э. Номинально он начал править страной в возрасте десяти лет. Естественно, реальная власть принадлежала более опытным людям - царедворцу Эйе и полководцу Хоремхебу. В этот период произошло укрепление внешних позиций Египта благодаря умиротворению внутри страны. При правлении Тутанхамона было активизировано строительство, а также восстановление запущенных и разрушенных во время царствования предыдущего фараона - Эхнатона - святилищ богов.

Как было установлено в ходе анатомических исследований мумии, Тутанхамон не дожил даже до двадцати лет. Версий его кончины выдвигается две: фатальные последствия какой-то болезни или осложнения после падения с колесницы. Его гробница была найдена в небезызвестной Долине царей близ Фив. Она была практически не разграблена древнеегипетскими мародерами. В ходе археологических раскопок было найдено великое множество драгоценных украшений, предметов одежды, произведений искусства. Поистине уникальными находками стали ложа, сиденья и позолоченная колесница.

Примечательно, что вышеупомянутые преемники царя - Эйе и Хоремхеб - всячески стремились предать забвению его имя, причисляя Тутанхамона к числу еретиков.

Рамсес I

Этот фараон правил, как предполагается, с 1292 по 1290 год до нашей эры. Историки отождествляют его с временщиком Хоремхеба - могущественным военачальником и верховным сановником Парамессу. Занимаемая им почетная должность звучала так: «заведующий всеми лошадьми Египта, комендант крепостей, смотритель Нильского входа, посланник фараона, возничий Его величества, королевский писарь, полководец, общий жрец Богов Двух Земель». Предполагается, что фараон Рамзес I (Рамсес) - преемник самого Хоремхеба. На пилоне сохранилось изображение его пышного восхождения на престол.

Как утверждают египтологи, царствование Рамсеса I не отличается ни продолжительностью, ни значительными событиями. Его чаще всего упоминают в связи с тем, что фараоны Египта Сети I и Рамсес II были его прямыми потомками (сыном и внуком соответственно).

Клеопатра

Эта знаменитая царица является представительницей македонской Ее чувства к римскому полководцу были поистине драматическими. Годы правления Клеопатры печально известны из-за римского завоевания Египта. Строптивой царице настолько претила мысль быть пленницей (первого римского императора), что она предпочла покончить с собой. Клеопатра является наиболее популярным античным персонажем в литературных произведениях и кинолентах. Ее царствование проходило в соправительстве с братьями, а после - с Марком Антонием, законным супругом.

Клеопатра считается последним независимым фараоном в Древнем Египте до завоевания страны римлянами. Нередко ее ошибочно называют последним фараоном, однако это не так. Любовная связь с Цезарем принесла ей сына, а с Марком Антонием - дочь и двух сыновей.

Фараоны Египта наиболее полно описываются в произведениях Плутарха, Аппиана, Светония, Флавия и Кассия. Клеопатра, естественно, тоже не осталась незамеченной. Во многих источниках она описывается как развратная женщина необычайной красоты. За ночь с Клеопатрой многие были готовы расплатиться собственной жизнью. Однако эта правительница была достаточно умна и мужественна для того, чтобы представлять угрозу для римлян.

Заключение

Фараоны Египта (имена и жизнеописания некоторых из них представлены в статье) способствовали становлению могущественного государства, просуществовавшего более двадцати семи веков. Возвышению и совершенствованию этого древнего царства во многом способствовали благодатные воды Нила. Ежегодные разливы прекрасно удобряли почву и способствовали вызреванию богатого урожая зерновых. По причине избытка пищи наблюдался существенный рост населения. Концентрация людских ресурсов, в свою очередь, благоприятствовала созданию и поддержанию оросительных каналов, формированию многочисленной армии, развитию торговых отношений. Кроме того, постепенно осваивалось горнодобывающее дело, полевая геодезия и технологии возведения сооружений.

Общество контролировалось административной верхушкой, которую формировали жрецы и писари. Во главе, конечно же, стоял фараон. Обожествление бюрократического аппарата способствовало процветанию и порядку.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Древний Египет стал источником великого наследия мировой цивилизации.

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства - Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства - они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.


Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии - то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная КлеопатраVII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


На шее фараоны традиционно носили анх - магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон - Рамзес II . Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он - настоящее бессмертное божество.


Ещё один фараон, достойный упоминания - Джосер . Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же - первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера - человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.


В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов . Одна из них - Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны - это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут - дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.


Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. - ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл - после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.


Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго - двух сыновей и дочек.


И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.


Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса . Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато - пирамида Хефрена , сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м 2 , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида - пирамида фараона Микерина - была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём - 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса - статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно - насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра - ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.


Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.


Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни - одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми - вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко - среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий - была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.


Некоторые профессии в древнегреческом обществе - воин, чиновник, жрец - наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью - это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.


Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей - он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.


Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце - этот обычай у них потом переняли греки и римляне.


Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

9 класс